Ликвидация некоммерческой организации

Ликвидация НКО: как это происходит

КонсультантПлюс: примечание.

Действие ст. 18 не распространяется на религиозные организации, казенные учреждения, Госкомпанию «Автодор» (пп. 4 и 4.2 ст. 1 данного документа, ФЗ от 17.07.2009 N 145-ФЗ.

Статья 18. Ликвидация некоммерческой организации

1. Некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

1.1. Заявление в суд о ликвидации некоммерческой организации вносится прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 17 ноября 1995 года N 168-ФЗ), уполномоченным органом или его территориальным органом.

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 10.01.2006 N 18-ФЗ)

2. Решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц.

Фонд может быть ликвидирован:

если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;

если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;

в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных его уставом;

в других случаях, предусмотренных федеральным законом.

2.1. Отделение иностранной некоммерческой неправительственной организации на территории Российской Федерации ликвидируется также:

1) в случае ликвидации соответствующей иностранной некоммерческой неправительственной организации;

2) в случае непредставления сведений, указанных в пункте 4 статьи 32 настоящего Федерального закона;

3) в случае, если его деятельность не соответствует целям, предусмотренным учредительными документами, а также представленным в соответствии с пунктом 4 статьи 32 настоящего Федерального закона сведениям.

(п. 2.1 введен Федеральным законом от 10.01.2006 N 18-ФЗ)

3. Учредители (участники) некоммерческой организации или орган, принявший решение о ликвидации некоммерческой организации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом порядок и сроки ликвидации некоммерческой организации.

(в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

4. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами некоммерческой организации. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемой некоммерческой организации выступает в суде.

5. Принятие решения о ликвидации и проведение ликвидации бюджетного учреждения осуществляются в порядке, установленном:

1) Правительством Российской Федерации — в отношении федерального бюджетного учреждения;

2) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации — в отношении бюджетного учреждения субъекта Российской Федерации;

3) местной администрацией муниципального образования — в отношении муниципального бюджетного учреждения.

(п. 5 введен Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

Ликвидация ассоциации происходит после принятия соответствующего решения на Съезде, при этом с таким решением должно согласиться то количество участников, которое для этих случаев прописано в положениях устава. Как правило, это не меньше 2/3 делегатов съезда. В некоторых случаях ассоциация ликвидируется решением компетентного суда.

Юрлица, которые являются некоммерческими организациями, обладают правом создавать, в числе прочих, ассоциации и союзы (п. 1 ст. 11 Закона о НКО).

Их правовое положение, а также порядок создания, деятельности, возможность реорганизации и ликвидации регулируется положениями Закона о НКО и ГК России.

Законом № 99-ФЗ от 05 05 2014 г. в гражданское законодательство введено новое понятие «некоммерческих корпоративных организаций», и все, что касается ассоциаций и союзов, установлено новыми статьями (1238 — 12311).

Однако ассоциация может организовываться, а также ликвидироваться по установленным общим правилам, применяемым к реорганизации и ликвидация юр. лиц. Такие объединения путем принятия (голосования) решения его участниками, могут преобразовываться в фонды а также автономные некоммерческие организации, в тех случаях когда на ассоциацию возлагается ее учредителями необходимость введения предпринимательской деятельности, она должна преобразоваться в хозяйственные общества, либо товарищества. В случае реорганизации ассоциации происходит ее слияние, выделение, присоединение к другому юрлицу, разделение, а также преобразование.

Когда принято решение о прекращении деятельности ассоциации, вопрос о назначении ликвидкомиссии согласовывается с  тем органом, который осуществляет регистрацию общественных объединений. С момента, когда комиссия назначена, она принимает на себя все полномочия, связанные с управлением делами ассоциации, после чего ликвидкомиссия направляет сведения для публикации в журнал ВГР о том, что предстоит процедура ликвидации.

 Далее комиссия в порядке, который устанавливает закон и устав должна оценить имущество ассоциации, а также выявить всех существующих дебиторов и кредиторов. Обязанностью представителей ликвидкомиссии является принятие необходимых мер для оплаты по долговым обязательствам ассоциации третьим лицам. Далее процесс ликвидации предусматривает составлении промежуточного ликвидационного баланса, а впоследствии и ликвидационного баланса, которые представляются на утверждение съезду Ассоциации. 

При ликвидации ассоциации ее действие прекращается без перехода каких-либо прав и обязанностей, которые предусматривает порядок правопреемства к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК РФ). Ликвидация ассоциации, также как и других юрлиц может осуществляться добровольно либо принудительно, по вынесенному судебному акту. В случае, если решение суда не исполняется, это может быть основанием для того, чтобы ликвидация была осуществлена арбитражным управляющим (п. 5 ст. 62 ГК).

При ликвидации ассоциации имущество, которое осталось после того, как требования кредиторов были удовлетворены, должно быть направлено, в соответствии с положениями устава, на те цели, для которых она создавалось. Также имущество может распределяется на благотворительные цели. Решение о том каким образом использовано оставшееся имущество должно быть опубликовано ликвидкомиссией в печати.

Принятое решение Съезда о том, что ассоциация ликвидирована, должно быть направлено в орган, который осуществляет регистрацию общественных объединений.

Как закрыть некоммерческую организацию и что для этоого нужно?

Цель подачи таких сведений — исключение ассоциации из ЕГРЮЛ. Ассоциация считается ликвидированной (прекратившей свое существование) после того, как сведения об этом внесены в ЕГРЮЛ, а в случае, если ассоциация реорганизовалась, то с момента госрегистрации вновь созданной организации (альтернативный способ ликвидации). Законодательство также предусматривает обязанность ассоциации обеспечивать учет, а также сохранность документов и сведений о штате сотрудников. После  того, как деятельность ее прекращена, все документы должны быть переданы на хранение в госархив в порядке, установленном законом.

На каждом из этапов проведения процедуры ликвидации ассоциации подаются в уполномоченные органы соответствующие уведомления:

  1. Касаемо принятия решения о ликвидации (форма РН 0005);
  2. О том, что сформирована ликвидкомиссия и назначен ликвидатор или конкурсный управляющий (форма РН 0006);
  3. О том, что составлен промежуточный ликвидбаланс (форма РН 0007);
  4. Заявление о проведение госрегистрации, связанной с ликвидацией ассоциации (форма РН0008);
  5. Заявление о том, что деятельность реорганизованной ассоциации прекращена (форма РН 0009).

Возможно вам будет интересно

Об авторе

Громов Александр Владимирович

В 2000 году окончил юридический факультет НИУ «Высшая школа экономики». Работает в юридической сфере 16 лет, специализация — разрешение жилищных споров, сделки с имуществом, семейные дела, наследство, земельные споры, уголовные дела.

С какими проблемами обращаться?

Помощь юриста доступна не только гражданам, но и юридическим лицам. Эксперты в области права принимают огромное количество заявок от населения.

Какие проблемы решаются на бесплатной консультации юристов:

  1. Юрист по недвижимости
  2. Адвокат по наследственным делам
  3. Юрист по земельным вопросам
  4. Юрист по жилищным вопросам
  5. Адвокат по семейным делам
  6. Адвокат по гражданским делам
  7. Адвокат по уголовным делам
  8. Адвокат по ДТП
  9. Автоюрист
  10. Страховой юрист
  11. Юрист по трудовым спорам
  12. Кредитный юрист
  13. Арбитражный адвокат
  14. Медицинский юрист
  15. Защита прав потребителей
  16. Военный юрист

Сегодня нет проблем, которые невозможно решить вместе с юристом. Главное подробно описать сложившуюся ситуацию и указать на важные детали.

Ликвидация НКО

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 7 «О некоммерческих организациях» НКО может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом РФ, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Юридическое лицо может быть ликвидировано:

— по   решению   его   учредителей   (участников)   или   органа   юридического лица, уполномоченного на то уставом юридического лица;

— по решению суда в соответствии с действующим законодательством.

1 этап ликвидации

Уведомление о принятии решения о ликвидации некоммерческой организации направляется в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по региону регистрации НКО (далее — Управление) по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской  Федерации от 15 апреля 2006 года № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций», с приложением протокола с принятым решением о ликвидации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 18 Закона учредители (участники) некоммерческой организации или орган, принявший решение о ликвидации некоммерческой организации назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации НКО.

Как проводится ликвидация некоммерческих организаций (НКО)

На 1 этапе  в соответствии со ст. 20 Федерального  закона от  08.08.2001г. N 129-ФЗ «О государственной  регистрации юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей» в Управление представляются следующие документы:

1. Уведомление о начале процедуры ликвидации юридического лица по форме РН 0005, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006г. № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» (в двух экземплярах);

2. Уведомление о формировании ликвидационной комиссии с приложением сведений о руководителе ликвидационной комиссии (ликвидаторе) по форме № РН0006, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 г. № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» (в двух экземплярах);

3. Протокол уполномоченного органа управления некоммерческой организации, заверенный ее печатью и подписанный председателем и секретарем, содержащий сведения о принятии решения о ликвидации некоммерческой организации, о формировании ликвидационной комиссии (в двух экземплярах).

2 этап ликвидации

После принятия Управлением решения о ликвидации некоммерческой организации, документы направляются в Управление Федеральной налоговой службы по региону регистрации НКО для внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия (ликвидатор) помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее 2-х месяцев с момента публикации о ликвидации.

Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.

В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

На 2 этапе представляются следующие документы:

1. Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса (2 экз.), по форме РН 0007, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 г. № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» (в двух экземплярах);

2. Протокол  об  утверждении  промежуточного  ликвидационного  баланса  органом, принявшим решение о ликвидации (в двух экземплярах);

3. Промежуточный ликвидационный баланс с отметкой территориальных налоговых органов (в двух экземплярах);

4. Документ, подтверждающий публикацию сообщения о ликвидации некоммерческой организации в СМИ (в двух экземплярах).

Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса некоммерческой организации

3 этап ликвидации

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) некоммерческой организации или органом, принявшим решение о ликвидации некоммерческой организации.

На 3 этапе в соответствии со ст. 21 Федерального  закона от  08.08.2001г. N 129-ФЗ «О государственной  регистрации юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей» в Управление представляются следующие документы:

1) Заявление о государственной регистрации некоммерческой организации в связи с ее ликвидацией   в   двух   экземплярах   по   форме   РН0008,   утвержденной   Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 г. № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» (в двух экземплярах), подпись заявителя на одном экземпляре заявления должна  быть  нотариально  удостоверена  в  порядке, предусмотренном  Федеральным  законом от  08.08.2001г. N 129-ФЗ «О государственной  регистрации юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей» для   государственной регистрации юридических лиц»;

2) Протокол   заседания   уполномоченного   органа   некоммерческой   организации   об утверждении ликвидационного баланса (в двух экземплярах);

3) Документ об уплате госпошлины за государственную регистрацию ликвидации (в двух экземплярах);

4) Ликвидационный баланс (в двух экземплярах);

После принятия Управлением заявления о государственной регистрации некоммерческой организации в связи с его ликвидацией, документы направляются в Управление Федеральной налоговой службы по региону регистрации для внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Образцы документов предоставлены НП «Юристы за гражданское общество»

Уважаемый пользователь! Если Вы обнаружили проблему в работе сайта, пожалуйста, напишите нам письмо на portal-nko@mail.ru

TwitterFacebookВконтакте

Любое использование материалов допускается
только при соблюдении соглашения об использовании материалов
и при наличии гиперссылки на portal-nko.ru

© Портал НКО, 2001—2013

Как закрыть общественную организацию с нулевым балансом

Ликвидация садоводческого кооператива.

Особенности ликвидации садоводческого некоммерческого объединения граждан установлены Федеральным законом от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».
Согласно статье 40 указанного Закона, требование о ликвидации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения может быть предъявлено в суд органом государственной власти или органом местного самоуправления, которым законом пред оставл ено право на пред ъявление такого требования или ликвидировано в добровольном порядке.
Обратите внимание: при ликвидации садоводческого кооператива как юридического лица его бывшие члены сохраняют права на свои земельные участки и другое недвижимое имущество.
Для принятия решения о ликвидации садоводческого кооператива нужно провести общее собрание его членов или собрание уполномоченных. После принятия решения о ликвидации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения его члены обязаны погасить полностью задолженность по взносам в размерах и в сроки, которые установлены общим собранием членов такого объединения (собранием уполномоченных).
Решением собрания назначается ликвидационная комиссия , порядок и сроки ликвидации кооператива.

Этапы ликвидации некоммерческой организации

Анал огичные решения должен принять орган, по чьей инициати ве ликвидируется кооператив.
С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия на управление делами ликвидируемого садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого объединения выступает его полномочным представителем в органах государственной власти, органах местного самоуправления и суде.
Сообщение о предстоящей ликвидации должно быть направлено в орган, который производил государственную регистрацию юридического лица. Последний вносит в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение находится в процессе ликвидации.
В обязанности ликвидационной комиссии входит размещение в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, публикации о ликвидации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. В сообщении должны содержаться порядок и срок предъявления требований кредиторов такого объединения. При этом срок предъявления требований не может быть меньше двух месяцев с момента публикации сообщения о ликвидации объединения.
Ликвидационная комиссия должна принять меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомить кредиторов о ликвидации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Уведомление должно быть сделано в письменном виде.
Дождавшись окончания срока предъявления требований кредиторов к кооперативу, ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс. В нем обязательно должны содержаться:
сведения о наличии земли и другого имущества общего пользования ликвидируемого объединения;
перечень предъявленных кредиторами требований;
результат рассмотрения требований кредиторов.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждает общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, собрание уполномоченных либо орган, принявший решение о его ликвидации.
Если средств кооператива недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия вправе предложить общему собранию его членов погасить имеющуюся задолженность за счет сбора дополнительных средств с каждого члена такого кооператива. Проблема может быть решена также путем продажи части или всего имущества общего пользования кооператива с публичных торгов.
Распоряжение земел ьным участком ликвидируемого садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Кредиторы вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет имущества членов кооператива, если имущества самого кооператива оказалось недостаточно для погашения долгов.
Выплата средств кредиторам ликвидируемого садоводческого кооператива производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной Гражданским кодексом РФ, и в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждает общее собрание членов кооператива или собрание уполномоченных либо принявший решение о ликвидации такого объединения орган.
Судьба имущества кооператива определяется согласно статье 42 Федерального закона N 66-ФЗ.
Так, земельный участок и недвижимое имущество, находящиеся в собственности садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и оставшиеся после удовлетворения требований кредиторов, могут быть проданы. Для этого требуется получить согласие бывших членов объединения. Вырученные средства делят между членами кооператива в равных долях.
Выкупная цена земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества кооператива определяется по рыночной стоимости указанных объектов. В нее также включаются все убытки, причиненные собственнику указанных земельного участка и имущества их изъятием, в том числе убытки, которые собственник несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Ликвидация садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения считается завершенной, такое объединение — прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Запись о прекращении деятельности садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения вносится органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, в порядке, предусмотренном Федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц. После этого в печати размещают сообщение о ликвидации такого объединения.
Документы и бухгалтерская отчетность ликвидированного садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения передаются на хранение в государственный архив. Члены ликвидированного объединения и его кредиторы вправе знакомиться с документами, хранящимися в архиве, получать необходимые копии, выписки и справки.
2.7. Ликвидация кредитного потребительского кооператива
Особенности ликвидации потребительского кооператива содержатся в Федеральном законе от 7 августа 2001 года N 117-ФЗ «О кредитных потребительских кооперативах». В статье 13 указанного Закона сказано, что ликвидация кредитного потребительского кооператива граждан производится на основании и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.
Кооператив может быть ликвидирован также, если число его членов составляет меньше пятнадцати человек. Решение о добровольной ликвидации может быть принято только на общем собрании кредитного потребительского кооператива.
Имущество кооператива, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, распределяется между членами кредитного потребительского кооператива граждан соразмерно их паевым взносам.

Наши специалисты помогут Вам внести изменения в учредительные документы Вашей фирмы. С ценами на наши услуги Вы можете ознакомиться на странице прайс-листа.

Если у Вас возникли какие-либо вопросы, Вы можете отправить нам письмо с формы на сайте и в кратчайшие сроки Вы получите ответ