Ликвидация ООО с кредиторской задолженностью

Кредиторская задолженность при ликвидации кредитора

Вопрос о включении в состав внереализационных доходов суммы кредиторской задолженности, списываемой в связи с ликвидацией организации-кредитора оказался не таких однозначным, как это может показаться на первый взгляд. В некоторых случаях суды признавали, что суммы кредиторской задолженности, списываемые в связи с ликвидацией организации-кредитора, НЕ подлежат включению в состав внереализационных доходов в периоде, соответствующем дате внесения записи в ЕГРЮЛ о ликвидации кредитора. 

Согласно п. 18 статьи 250 НК РФ «в целях настоящей главы внереализационными доходами признаются доходы, не указанные в статье 249 настоящего Кодекса. Внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы в виде сумм кредиторской задолженности (обязательства перед кредиторами), списанной в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 21 пункта 1 статьи 251 настоящего Кодекса. Положения данного пункта не распространяются на списание ипотечным агентом кредиторской задолженности в виде обязательств перед владельцами облигаций с ипотечным покрытием, а также на списание специализированным обществом кредиторской задолженности в виде обязательств перед владельцами выпущенных им облигаций».

Министерство финансов РФ в Письме от 11 сентября 2015 г. № 03-03-06/2/52381 разъяснило: «…положения статьи 250 Кодекса предусматривают обязанность налогоплательщика отнести суммы кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, в состав внереализационных доходов в год истечения срока исковой давности.
Налоговое законодательство не раскрывает понятия других оснований, по которым может быть списана кредиторская задолженность. НК РФ не содержит развернутого перечня оснований для списания кредиторской задолженности, при этом перечень оснований для списания кредиторской задолженности является открытым.
Иные, помимо истечения срока исковой давности, основания для списания кредиторской задолженности предусмотрены статьями 415 — 419 Гражданского кодекса Российской Федерации, в частности, к ним относятся прощение долга, прекращение обязательства невозможностью исполнения, прекращение обязательства на основании акта государственного органа, прекращение обязательства смертью кредитора (если исполнение предназначено лично для кредитора либо обязательство иным образом неразрывно связано с личностью кредитора), прекращение обязательства ликвидацией кредитора — юридического лица (если право требования данный кредитор никому не переуступал).
Учитывая изложенное, суммы кредиторской задолженности, списываемые в связи с ликвидацией организации-кредитора, подлежат включению в состав внереализационных доходов в периоде, соответствующем дате внесения записи в ЕГРЮЛ о ликвидации кредитора».

Судебная практика в основном подтверждает позицию Министерства финансов РФ. Так, например, в Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 августа 2014 г. по делу № А56-63712/2013 указано:

«Согласно пункту 18 статьи 250 НК РФ к внереализационным доходам налогоплательщика отнесены доходы в виде сумм кредиторской задолженности (обязательств перед кредиторами), списанной в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 21 пункта 1 статьи 251 НК РФ.
Пунктом 8 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) установлено, что с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица, это лицо считается прекратившим свое существование.
Ликвидация юридического лица (должника или кредитора) влечет прекращение обязательств, кроме случаев, когда законом или иными правовыми актами исполнение обязательства ликвидированного юридического лица возлагается на другое лицо, на что прямо указано в статье 419 ГК РФ.
Следовательно, ликвидация кредитора относится к другим основаниям, при наличии которых сумма кредиторской задолженности (обязательства перед кредиторами) в силу нормы пункта 18 статьи 250 НК РФ подлежит включению в состав внереализационных доходов именно в периоде, когда организация-кредитор исключена из Единого государственного реестра юридических лиц.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу, что Общество обязано было включить спорную сумму кредиторской задолженности в состав внереализационных доходов за … год как подлежавшую списанию в этом налоговом периоде по иным основаниям, в данном случае — в связи с ликвидацией кредиторов, и определить свои налоговые обязательства в связи с таким обстоятельством».

Как происходит списание дебиторской задолженности в связи с ликвидацией должника?

Но есть и другая судебная практика, которая в некоторых случаях ставит под сомнение выводы, изложенные выше.

Президиум ВАС РФ в Постановлении от 15 июля 2008 г. № 3596/08 указал: «Порядок списания кредиторской задолженности регламентирован Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.07.1998 N 34н.
Пунктом 78 этого Положения предусмотрено, что суммы кредиторской задолженности, по которым срок исковой давности истек, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся на финансовые результаты у коммерческой организации.
Общество, оспаривая выводы инспекции, указывало, что предусмотренных Кодексом условий для включения в доходы суммы кредиторской задолженности по состоянию на 01.01.2005 не было.
Доводы общества инспекцией не опровергнуты и нашли подтверждение в пояснении, представленной ею по предложению суда. Однако в акте налоговой проверки от 26.05.2006 указанное обстоятельство не отражено.
В связи с этим при отсутствии приказа (распоряжения) руководителя о списании кредиторской задолженности оснований для начисления инспекцией налога на прибыль, пеней и штрафа на сумму кредиторской задолженности не было.

ФАС Поволжского округа в Постановлении от 09.11.2012 по делу № А65-10659/2012 сделал еще один интересный вывод: «как правильно отмечено судом первой инстанции, налоговый орган не проверил в ходе встречной проверки ООО "Мозаика" его промежуточный, ликвидационный балансы о сведениях кредиторской и дебиторской задолженностях, не проверил и наличие договоров уступки прав требований (цессии) ни у ООО "Мозаика", ни у заявителя, чтобы сделать вывод о прекращении денежных обязательств между ними в связи с ликвидацией кредитора. Статья 419 Гражданского кодекса Российской Федерации в данном случае не предполагает однозначного прекращения обязательств в связи с ликвидацией контрагента». То есть налоговый орган не должен забывать о возможности уступки прав требований!

Еще одно основание для признания позиции инспекции неправомерной отражено в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 16.07.2014 по делу № А21-5179/2013: «Как указал суд, признавая позицию налогового органа неправомерной, установлено, что кредитор являлся комиссионером, реализующим товары третьего лица (комитента). Перед ликвидацией кредитора между ним, третьим лицом (комитентом) и налогоплательщикомзаключено соглашение о переводе дебиторской задолженности, согласно которому налогоплательщик уплачивает задолженность за полученный товар непосредственно третьему лицу как собственнику товара. При таких обстоятельствах ликвидация кредитора не может служить основанием для включения спорной задолженности во внереализационные доходы налогоплательщика, поскольку у него существует задолженность перед третьим лицом».

Существует и другая положительная судебная практика, что создает возможности для оспаривании позиции налоговых органов.

К сожалению, в короткой статье невозможно отразить все аспекты проблемы. Чтобы написать возражения на акт или обжаловать решение налогового органа в каждом случае требуется индивидуальный подход в зависимости от конкретных фактических обстоятельств. Я готов Вас бесплатно проконсультировать и в случае необходимости оказать дальнейшую поддержку. Звоните мне по телефону 8 916 0 915 915 или присылайте свои вопросы по адресу электронной почты.

12.03.2016 г.                                                                                                                    адвокат Гладилин А.Н.

Оставить комментарий

Быстрая навигация:Каталог статейОбщие вопросы предпринимательской деятельностиРеорганизация и ликвидация юридических лиц Списание безнадежной задолженности при ликвидации должника (Клинова К.)

Списание безнадежной задолженности при ликвидации должника (Клинова К.)

Дата размещения статьи: 20.12.2017

Налоговые органы очень неохотно признают право налогоплательщика воспользоваться положениями п. 2 ст. 266 НК РФ, поскольку признание долга безнадежным влечет уменьшение налоговой базы и, как следствие, недоплату налога на прибыль. При признании долга безнадежным и его списании необходимо принимать во внимание несколько моментов, которые мы рассмотрим в данной статье.

Ликвидация по решению налогового органа 

Одним из оснований признания долга безнадежным к взысканию является ликвидация организации (п. 2 ст. 266 НК РФ).

Ликвидация компании может происходить либо по решению налогового органа, либо в общем судебном порядке, то есть с использованием процедуры банкротства.

Упрощенная процедура ликвидации недействующих юридических лиц возможна в случае, если организация в течение последних 12 месяцев не представляла налоговую отчетность и не осуществляла операций ни по одному банковскому счету (ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"). Такая организация исключается из ЕГРЮЛ по решению налогового органа.

В пункте 2 ст. 266 НК РФ не детализируется, в результате какой процедуры произошла ликвидация, в связи с этим ограничить права налогоплательщика по списанию в расходы задолженности ликвидированной организации в данном случае неправомерно.

Кроме того, согласно положениям ст. 64.2 ГК РФ исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ влечет правовые последствия, предусмотренные ГК РФ и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам. В частности, можно упомянуть п. 1 ст. 61 ГК РФ.

Таким образом, в соответствии с нормами действующего права компания имеет полное право списать задолженность как безнадежную в случае упрощенной ликвидации своего контрагента. Данный вывод подтверждается как письмами Минфина России от 23.01.2015 N 03-01-10/1982, от 25.03.2016 N 03-03-06/1/16721, от 05.10.2015 N 03-03-06/2/56751, от 11.09.2015 N 03-03-06/2/52390, от 24.07.2015 N 03-01-10/42792, так и арбитражной практикой (Постановления АС МО от 24.02.2015 N Ф05-413/2015, АС ЦО от 18.06.2015 N Ф10-1693/2015, АС Пермского края от 27.05.2015 N А50-2576/2015). Единственный момент, о котором стоит помнить в данном случае, это положения п. 8 ст. 22 Закона N 129-ФЗ: решение налоговой инспекции могут обжаловать кредиторы или иные лица, чьи законные интересы затрагиваются в связи с таким исключением, в течение года со дня, когда они узнали о нарушении своих прав. Следовательно, списать задолженность организации, ликвидированной в административном порядке, можно будет не ранее чем через год.

Общий порядок ликвидации 

Согласно положениям Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" компания может быть признана банкротом или по заявлению кредитора, или по заявлению самого должника.

Позиция финансового ведомства по вопросу признания задолженности безнадежной и ее списания в случае банкротства компании должника сводится к следующему: дебиторская задолженность организации, которая признана банкротом и в отношении которой введена процедура конкурсного производства, не может считаться безнадежной и не подлежит списанию до завершения конкурсного производства при условии, что кредитор заявил свои требования в установленном порядке и включен в реестр кредиторов (письма Минфина РФ от 04.03.2013 N 03-03-06/1/6313, от 19.02.2012 N 0303-06/1/559, от 11.12.2015 N 03-03-06/1/72494, от 05.10.2015 N 03-03-06/2/56751, от 14.03.2014 N 03-03-06/1/11063, от 19.09.2012 N 03-03-06/1/487).

Такая позиция финансистов вполне обоснованна ввиду того, что в процедуре конкурсного производства происходит формирование конкурсной массы, выявление имущества должника. Кроме того, после стадии конкурсного производства и ее завершения становится понятно, в каком объеме требования кредитора подлежат удовлетворению. Отсюда зависит размер задолженности, на которую можно уменьшить налогооблагаемую базу.

Стоит отметить, что если у должника, признанного банкротом, имеется поручитель, то кредитор признать задолженность безнадежной и ее списать не может даже при наличии завершенного конкурсного производства и исключении должника из ЕГРЮЛ. В таком случае признать долг безнадежным к взысканию возможно только в случае истечения срока исковой давности.

Период признания долга безнадежным 

Чтобы определить, в каком периоде долг может быть признан безнадежным, необходимо обратиться к положениям п. 1 ст. 272 НК РФ, согласно которым расходы (в нашем случае это безнадежная задолженность), принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся.

Списание дебиторской задолженности при ликвидации кредитора

Положения ст. 272 НК РФ не оставляют налогоплательщику права произвольно выбирать период признания такого расхода (Постановления Президиума ВАС РФ от 15.06.2010 N 1574/10, от 15.07.2010 N 2833/10, ФАС МО от 17.07.2015 N А40-29510/2014, Девятого ААС от 02.07.2015 N А40-102126/2014, ФАС ЗСО от 29.06.2015 N А67-6309/2014, АС МО от 28.02.2017 N А40-49539/216).

Следуя логике вышеуказанной судебной практики, безнадежные долги подлежат учету в составе внереализационных расходов для целей налогообложения прибыли в период наступления первого из предусмотренных ст. 266 НК РФ оснований. При этом не имеет значения, что организация поздно провела инвентаризацию и не вовремя выявила безнадежный долг.

Однако хотелось бы отметить противоположную судебную практику (Постановление АС ЗСО от 01.08.2016 N А46-11267/2015). Подобное решение было принято АС МО и отражено в Постановлении ФАС МО от 31.07.2013 N А40-156729/12-116-278.

В указанном судебном акте арбитры, удовлетворяя требования общества, пришли к следующему выводу: положения абз. 3 п. 1 ст. 54 НК РФ в той мере, в которой они приводят к обложению налогом действительных результатов финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика и устраняет искажения налоговой базы, имевшее место в завершенных налоговых периодах, являются гарантией защиты права налогоплательщика на справедливое налогообложение результатов его финансово-хозяйственной деятельности. У общества было право на включение суммы дебиторской задолженности в состав внереализационных расходов с учетом положений ст. 314 НК РФ в 2010 году, не исключает права включения такой суммы в состав внереализационных расходов в 2011 году в силу положений ст. 54 НК РФ.

Мнение арбитров сводится к тому, что невключение расходов в налогооблагаемую базу раннего налогового периода ведет либо к завышению налогооблагаемой прибыли и переплате налога на прибыль, либо к занижению убытка. Таким образом, арбитры посчитали правомерными действия общества по учету безнадежного долга в ином налоговом периоде. Хотелось бы отметить, что подобная судебная практика носит единичный характер и не является общераспространенной.

Оформляем правильно документы 

Чтобы свести к минимуму споры с фискальными органами, организации необходимо соблюсти ряд условий при списании безнадежного долга.

Для начала руководитель организации издает приказ о проведении аудита по долгам компании, если такое мероприятие проводится внепланово. В том случае, если инвентаризация долгов проводится планово (по итогам года), то издание специального (отдельного) приказа не требуется.

Инвентаризация долгов компании проводится в составе комиссии, и ее результаты отражаются в акте, который должен быть подписан всеми членами комиссии. По итогам проведенной инвентаризации издается руководителем компании приказ о признании долгов безнадежными и их списании с указанием оснований, предусмотренных ст. 266 НК РФ,

Кроме вышеуказанных документов, обществу для признания долга безнадежным необходимо иметь подтверждающие первичные документы, в частности договор, акт, платежное поручение (если оно было), товарную накладную, выписку из ЕГРЮЛ о ликвидации должника. В случае отсутствия подтверждающих документов налоговые органы вправе исключить такие суммы из состава внереализационных расходов (Постановление ФАС МО от 17.07.2015 N А40-29510/2014, Определение АС Свердловской области от 14.08.2015 N А60-27406/2015).

Отдельно хотелось бы отметить процедуру признания долга безнадежным без наличия первичных документов. В этом случае налогоплательщики производят списание долга с использованием бухгалтерской справки. В данном случае судебные органы поддерживают позицию налоговиков и исключают такие расходы из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль (Определение АС Тверской области от 17.03.2015 N А66-18300/2014, Постановление Одиннадцатого ААС от 12.02.2015 N А55-18535/2014, 14 ААС от 26.01.2015 N А66-15812/2013).

Препятствия чиновников 

Все вышеописанные процедуры признания долга безнадежным и его списание при ликвидации должника характерны только для юридических лиц. Признать долг нереальным к взысканию и его списать при ликвидации ИП не получится. Такой вывод следует из письма Минфина от 16.09.2015 N 03-03-06/53157, согласно которому, даже если гражданин перестал числиться ИП, он продолжает нести перед кредиторами имущественную ответственность по своим обязательствам (ст. 24 ГК РФ).

Более того, есть довольно любопытное письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 23 мая 2017 г. N 03-03-06/2/31460. По мнению чиновников, даже после завершения расчетов с кредиторами долги гражданина-банкрота не могут быть признаны безнадежными и списаны, так как судебный акт не является основанием для признания задолженности безнадежной в целях исчисления налога на прибыль.

Как мы видим из всего вышеописанного, чиновники всегда будут стремиться создавать препятствия для налогоплательщиков в вопросах уменьшения налогооблагаемой базы.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
27 марта 2018 г.
Проект федерального закона № 424632-7 "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта — закрепление в гражданском законодательстве некоторых положений, отталкиваясь от которых, российский законодатель мог бы осуществлять регулирование рынка существующих в информационно-телекоммуникационной сети новых объектов экономических отношений (в обиходе — "токены", "криптовалюта" и пр.), обеспечивать условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде, в том числе сделок, позволяющих предоставлять массивы сведений (информацию).

20 марта 2013 г.
Проект федерального закона № 419090-7 "Об альтернативных способах привлечения инвестирования (краудфандинге)"

Законопроектом регулируются отношения по привлечению инвестиций коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями с использованием информационных технологий, а также определяются правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга). Деятельность по организации розничного финансирования (краудфандинга) заключается в оказании услуг по предоставлению участникам инвестиционной платформы доступа к ее информационным ресурсам. 

12 марта 2013 г.
Проект Федерального закона № 410960-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ"

Законопроект направлен на усиление ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Анализ правоприменения свидетельствует о наличии определенных пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления в сфере госзакупок со стороны лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты.

7 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 408171-7 ""Об особенностях участия социально ориентированных некоммерческих организаций в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ"

Целью данного законопроекта является предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям преференций при отчуждении из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого этими организациями.

1 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 403657-7 "О внесении изменений в статью 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции"

Цель данного законопроекта — уточнение оснований для обжалования в антимонопольный орган нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в том числе при проведении торгов. Вносимые изменения позволят антимонопольному органу оперативно восстанавливать нарушенные права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, во внесудебном порядке.

В центре внимания:

Юридическое слияние компаний. Пошаговая инструкция (Филина А., Чуканова Е.)

Дата размещения статьи: 12.03.2018

Гарантии прав кредиторов при проведении комбинированных способов реорганизации (Нуждин Т.А.)

Дата размещения статьи: 09.03.2018

Списание безнадежной задолженности при ликвидации должника (Клинова К.)

Дата размещения статьи: 20.12.2017

Исполнение обязанности по уплате налогов и долгов при ликвидации организации (Лермонтов Ю.М.)

Дата размещения статьи: 31.10.2017

Возникновение прав при реорганизации (Князева Е.)

Дата размещения статьи: 16.09.2017

Бесплатная консультация юриста по телефонам:

  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Юрисконсульт по работе с клиентами юридического агентства "ЮС КОГЕНС" Оксана Вавилова

При ликвидации организации часто возникает вопрос, что делать с невзысканной кредиторской задолженностью? Можно ли списать такую задолженность, либо надо признавать ее внереализационным доходом общества и исчислить налог на прибыль?

 

Вопрос признания кредиторской задолженности при ликвидации общества его внереализационным доходом, с которого подлежит уплате налог на прибыль, является дискуссионным.

 

В соответствии с пунктом 2 статьи 63 ГК РФ после окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, содержащий сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также результатах их рассмотрения. Данный документ утверждается учредителями (участниками) организации или органом, принявшими решение о ликвидации.

С момента утверждения промежуточного ликвидационного баланса производятся расчеты с кредиторами в порядке очередности.

Передача дебиторской задолженности при ликвидации

Из этого следует, что промежуточный баланс не содержит итоговых сведений о наличии задолженности у организации ввиду того, что данные баланса могут изменяться по мере произведения расчетов с кредиторами.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В соответствие с п.6 ст.64 ГК РФ требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.

В соответствии с п.18 статьи 250 НК РФ в составе внереализационных доходов организации-налогоплательщика учитываются суммы кредиторской задолженности (обязательства перед кредиторами), списанной в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям. При этом закон не рассматривает ликвидацию должника в качестве основания для признания кредиторской задолженности внереализационным доходом налогоплательщика и учета ее с целью исчисления налога на прибыль.

Относительно признания указанных сумм кредиторской задолженности в составе доходов единой позиции нет, в том числе и у судебных органов.

Суды, чьи решения были вынесены в пользу налогоплательщика, исходят из того, что отсутствие у налогоплательщика оснований для списания кредиторской задолженности, наличие у ликвидируемого предприятия неисполненного обязательства перед кредиторами не свидетельствуют о необходимости списания кредиторской задолженности как внереализационных доходов при исчислении налога на прибыль, поскольку общество вправе удовлетворить требования кредиторов за счет его имущества после истечения установленного ликвидационной комиссией срока для их предъявления в силу пункта 5 статьи 64 ГК РФ.

В тоже время суды, чьи решения приняты в пользу налоговых органов, придерживаются следующей позиции: подлежащие списанию суммы кредиторской задолженности должны быть отражены в бухгалтерском учете и подтверждены актом инвентаризации за текущий налоговый (отчетный) период, в котором наступает событие, с которым законодательство связывает момент прекращения обязательства, и соответствующим приказом о списании суммы кредиторской задолженности в этом налоговом (отчетном) периоде. Исходя из изложенного, суды считают, что положения статьи 250 НК РФ и статей 8, 12 Закона № 129-ФЗ предусматривают обязанность налогоплательщика своевременно провести инвентаризацию обязательств и отнести подлежащие списанию суммы кредиторской задолженности в состав внереализационных доходов в определенный налоговый (отчетный) период, а не в произвольно выбранный налогоплательщиком налоговый (отчетный) период.

Учитывая неоднозначную позицию судов, очень важно обратиться к квалифицированным юристам для грамотного составления документов по ликвидации организации. Это позволит избежать необоснованных начислений со стороны налоговых органов либо, если такие начисления все-таки были сделаны, отстоять свою позицию в суде.

К списку событий

Благотворительный фонд, как и любая другая организация, может быть ликвидирован или реорганизован. Ликвидация благотворительного фонда в 2018 году может быть произведена только в том случае если 3/4 членов Правления фонда, проголосуют положительно. Любая деятельность организации должна быть окончена до начала проведения ликвидации фонда.

Реорганизация же благотворительных фондов может быть произведена на ограниченных условиях по инициативе и голосованию членов Правления.

Допустимо присоединение в ходе реорганизации фонда к другому благотворительному фонду. Может быть произведено разделение на два или несколько благотворительных фондов.

Списание кредиторской задолженности при ликвидации предприятия

Любая другая реорганизация подобных организаций не допустима.

Осуществление благотворительной деятельности в интересах общества – основная задача фонда. Он может быть создан как физическими, так и юридическими лицами.

Основанием для проведения ликвидационных мероприятий в отношении благотворительного фонда могут быть:

  • имущества организации не достаточно для того, чтобы осуществить цели создания;
  • достижение посаленных при основании целей становится или оказывается невозможным;
  • возникли другие основания, препятствующие выполнению поставленных целей, но не нарушающие действующее законодательство;
  • допущение нарушений при регистрации и осуществлении деятельности.

Благотворительный фонд – это некоммерческая организация и для неё характерна в большинстве случаев принудительная ликвидация. Решение о необходимости прекращения деятельности выносится членами правления, но процедура, всё же будет проводиться в судебном порядке.

Всё имущество, оставшееся после ликвидации и удовлетворения требований кредиторов, должно быть использовано на благотворительные цели, а не распределено между его учредителями. Также направлены средства могут быть и в пользу государства или на выполнение целей другого фонда.

Инициаторами процедуры прекращения деятельности фонда могут быть попечительский совет или органы местного самоуправления

Перечень документов, необходимых к представлению для прекращения деятельности должен начинаться с судебного иска.

При подаче иска о прекращении работы фонда, согласно ст. 131 гл.2 ГПК необходимо указывать:

  • информацию о суде, куда подаются документы;
  • информацию об истце, подающем исковое заявление;
  • информацию об ответчике (ответчиках) с указанием адреса;
  • указание о том, что послужило причиной подачи заявления, предъявление требований истца;
  • указание обязательств истца, послуживших причиной к подаче иска;
  • при необходимости проведения оценки необходимо указать стоимость иска.

Помимо заявления, при подаче в суд, необходимо приложит следующие документы:

  • квитанция об уплате государственной пошлины;
  • копии свидетельства о государственной регистрации организации, копию её устава;
  • выписка государственного реестра;
  • подтверждение уплаты взносов во внебюджетные фонды, налоговые выплаты;
  • протокол, составленный и одобренный членами правления, о проведении ликвидации;
  • информация об имуществе, принадлежащем фонду.

Подача искового заявления послужит только первым толчком к началу проведения процедуры ликвидации некоммерческого фонда. Далее происходит создание ликвидационной комиссии, которая постепенно, соблюдая все этапы прекращения деятельности организации, проведёт процедуру ликвидации.

Пошаговая инструкция ликвидации благотворительного фонда силами ликвидационной комиссии включает:

  1. Размещение информации для публичного доступа в «Вестнике госрегистрации», с указанием срока, в течение которого будет производиться приём претензий от кредиторов. Срок не должен быть менее 2-х месяцев.
  2. Составление реестра требований кредиторов, на основании принятых претензий.
  3. Для оценки реального финансового положения проводится инвентаризация имущества фонда (активов и обязательств) и составляется промежуточный баланс. Составленные отчёты передаются в Министерство Юстиции.
  4. Сбор долговых обязательств с дебиторов, погашение долгов перед кредиторами.
  5. На основании оставшихся после расчётов долговых обязательств или имущества у фонда составляется ликвидационный баланс.
  6. Уничтожение штампов и печатей, составление документальных отчётов о произведённых действиях. Закрытие счетов.
  7. Отправление документов в архив.

Заключительным этапом в работе ликвидационной комиссии будет исключение фонда из реестра. Для получения отметки о ликвидации необходимо обратиться в регистрирующий орган и предоставить ряд документов, среди которых: заявление о ликвидации фонда, решение суда, ликвидационный баланс, отчёты об уничтожении печатей и штампов, устав некоммерческой организации.

Более подробно стоит рассмотреть способы прекращения деятельности некоммерческого фонда, среди которых добровольная и принудительная ликвидация, а также реорганизация фонда:

  • специального закона, регулирующего деятельность благотворительных организаций, не существует;
  • основываясь на ст. 123. 20 ГК РФ можно установить, что проведение процедуры ликвидации подобной организации только по решению, принятому учредителями или участниками невозможно;
  • прекращение деятельности происходит только по решению суда, для которого необходимо предоставить ряд оснований.
  • принудительное прекращение деятельности может быть создано как по инициативе собственников или учредителей организации, так и по решению контролирующих деятельность органов;
  • такие нарушения в работе фонда, как отсутствие лицензии на осуществление деятельности, нарушение собственного устава организации или многократное нарушение законодательства и нормативных актов, могут привести к ликвидации организации со стороны государства.

Любое решение, касающееся реорганизации благотворительного фонда должно быть одобрено большинством членов правления, иначе дальнейшая судьба фонда будет решена исключительно судебным постановлением

Прежде чем начинать процедуру полной ликвидации организации нужно рассмотреть возможность её реорганизации, которая позволит сохранить коммерческие отношения и избежать судебных тяжб.

Реорганизация, как уже было сказано, для некоммерческих фондов может быть проведена только двумя способами.

Слияние с другим фондом. В большинстве случаев слияние происходит с другим благотворительным фондом, более крупным. Государство следит за тем, чтобы благотворительный фонд был присоединён только к такому же, и не было никаких указаний на осуществление предпринимательской деятельности в ходе слияния.

Способ второй — разделение на два или более фондов. Учредителями организации обговариваются все подробности разделения имущества, активов и обязательств фонда. Решение принимается после единогласного решения более 3/4 заседателей.

Сдача документов в архив при ликвидации предприятия — обязательный этап юридического оформления ликвидации.

В процессе ликвидации благотворительного фонда проводятся тщательные проверки государственными органами всех финансовых потоков в организации, составленных отчётов.

За два месяца до подачи отчётов в Министерство Юстиции ликвидационная комиссия должна разместить в органах печати, которые публикуют данные о госрегистрации юридических лиц, в том числе и благотворительных фондов, информацию о проведении ликвидации некоммерческой организации.

Для публикации информации в «Вестнике госрегистрации» необходимо предоставление следующих документов:

  • копия выписки из ЕГРЮЛ и копия постановления суда;
  • бланк-заявка на публикацию;
  • квитанция об оплате за публикацию;
  • при необходимости предоставляется доверенность.

Публикация позволит не извещённым по каким-то причинам кредиторам получить информацию о ликвидации и предъявить требования.

После того как срок приёма требований от кредиторов закончен, а по закону он не может быть менее 2-х месяцев, отчётные документы подаются в Минюст.

Сюда входят протоколы об утверждении промежуточного и ликвидационного баланса, а также сами балансы. Порядок протокола устанавливается в соответствии с «Законом о некоммерческих организациях» ГК РФ.

Также для Минюста необходимо предоставить уведомление о ликвидации Юр.лица составленное по форме Р15001 и заявление о госрегистрации Юр.лица в связи с его ликвидацией по форме Р16001. Ликвидация некоммерческой организации стоит сегодня 800 рублей, и необходимо предоставить квитанцию об уплате этой пошлины.

При привлечении посторонних лиц в проведении процедуры прекращения деятельности может потребоваться нотариальная доверенность. Образец нотариальной доверенности находится в доступности в сети интернет и в любом нотариальном кабинете уполномоченном решать данные вопросы.

Стоит учитывать некоторые нюансы при подаче отчётности:

  • даты, создания промежуточного и ликвидационного балансов должны быть разными;
  • даты протоколов должны совпадать с балансами;
  • формы необходимо заверять нотариально.

Результат о проведении процедуры будет выдан Министерством Юстиции по истечении 2-х недель.

Ликвидация МУП проходит с обязательным участием представителя государства в составе комиссии.

Образец промежуточного баланса при ликвидации ОО в 2018 приведен по ссылке.

С заявлением по ликвидации ИП по форме р26001 можно ознакомиться тут.

Муниципальное унитарное предприятие — субъект без прав на собственность, в том числе на раздел имущества в случае ликвидации. Это главное отличие при проведении процедуры. Устав структуры данной формы собственности должен содержать информацию о субъектах, которым принадлежат активы предприятия.

Остальные правовые нормы применимы к МУП в случае проведения ликвидации, а также банкротства, слияния и прочих подобных административных процедур.

Регламентом для ликвидации служит Гражданский Кодекс, Федеральный закон и другие применимые законодательные акты.

Основания для ликвидации МУП аналогичны, как и с предприятиями других форм собственности.

В частности причиной для принудительной ликвидации являются:

  • деятельность при отсутствии лицензии;
  • признание регистрации недействительной;
  • деятельность, не оговоренная в уставе или противоречащая уставу;
  • многократное допущение грубых нарушений законодательства;
  • иные нарушения.

Перечень оснований является базовым для ликвидации юридических лиц.

В случае, когда ликвидация проводится добровольно, решение принимается государственными органами управления, представитель которых обязательно должен быть включен в состав назначенной комиссии.

Причиной добровольной ликвидации может служить неэффективная деятельность унитарного предприятия, нерациональное расходование средств.

Собственником МУП является государство, приказ о ликвидации составляется в региональных органах управления и подписывается главой округа

Порядок ликвидации муниципальных субъектов оговорен в законе 161 ф3 редакции 2007 года. Статус «унитарного» может быть присвоен только государственным предприятиям, следовательно, их имущество принадлежит Российской Федерации.

Этим обусловлено главное отличие при ликвидации МУП от юридических лиц других форм собственности – остаточные активы, финансовые средства и прочее имущество не распределяется между пайщиками, работниками, а переходит в фонд государства.

Уполномоченные органы власти прибегают к ликвидации МУП крайне редко, так как данные предприятия оказывают прямое влияние на экономическо-социальную жизнь региона. Альтернативой может быть реорганизация или слияние.

Слияние или присоединение возможно при условии наличия общего владельца фондов, имущества и активов. В противном случае реорганизация допустима при изменении права собственности.

Статья 65 Гражданского Кодекса исключает возможность признать банкротом даже убыточное казенное учреждение.

Решение о ликвидации унитарного предприятия принимается учредителем или судом, если для последнего есть законные причины – неустранимые нарушения при регистрации, систематические грубые в ходе деятельности, противоречие уставу и прочее.

После принятия решение начинается делопроизводство по ликвидации в порядке, определенном законом.

Постановление о ликвидации МУП может быть вынесено администрацией округа и подписано главой местного государственного органа управления. Решение выносится на обсуждение советом депутатов.

Правом инициировать ликвидацию наделены другие собственники предприятия, при условии согласования с органами местной власти.

После решения учредителем МУП назначается ликвидационная комиссия, которая наделяется правом управления структурой в процессе делопроизводства.

На практике к полной ликвидации МУП прибегают редко, более распространенная процедура относительно муниципальных учреждений – реорганизация, в этом случае сохраняется большинство рабочих мест и функции учреждения в социально-экономической жизни региона.

Так же, как и для остальных юридических лиц, обязательна публикация решения о ликвидации в печатных источниках.

Порядок ликвидации МУП в 2018 г. подразумевает преимущественно виды процедуры, при которых осуществляется реорганизация субъекта.

Реорганизация МУП имеет следующие формы:

  • Слияние. Участвовать могут два и более предприятия.
  • Присоединение к МУП одного и более субъектов.
  • Разделение предприятия на два и более.
  • Выделение из МУП одной или нескольких структур.
  • Преобразование МУП в юридическое лицо иной формы собственности.

Условие для слияния или присоединения – наличие общего собственника. При слиянии права и обязательства ликвидируемых учреждений переходят к вновь образованному.

В случаях, когда реорганизация, создание филиалов и прочие виды, при которых частично или полностью сохраняются функции МУП и рабочие места, нецелесообразна, принимается решение о ликвидации.

Данная процедура может иметь следующие формы, в зависимости от инициатора:

  • Ператинская Флорида Рифовна

  • Хочу сказать слова огромной благодарности специалистам компании ЮЛК за высокий профессионализм, оперативность, ответственность, порядочность и доброжелательность.

    Я, Ператинская Флорида Рифовна, обратилась в компанию ЮЛК в феврале 2016 года и менее чем за год все мои вопросы по ликвидации задолженности по моим кредитам в нескольких банках были решены, за что я снова и снова благодарю компанию ЮЛК!

    Вход на сайт

    Желаю Вам дальнейшего роста и процветания, так как Вы оказываете неоценимую помощь и поддержку людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию!
    С уважением, любовью и благодарностью! Ператинская Флорида

  • Кириллова Ольга Михайловна

    Добрый день!
    Это Кириллова Ольга Михайловна по поводу страховки в Сбербанке. Сбербанк дал мне ответ и вчера полностью вернул страховую премию. Спасибо Вам большое! Удачи!

  • Герцик Наталья Александровна

    Здравствуйте!
    Пришла я в эту компанию по совету, ведь как говорится "Земля слухами полнится". Сомнений было предостаточно т.к. данная отрасль в деле урегулирования и аннулировании кредитов достаточно молодая. Сначала думала хотя бы выслушать, что скажут про мою ситуацию в частности, ведь это для меня было достаточно серьезно.

    На тот момент расходы по кредитам превышали все мыслимые и возможные для меня доходы, с чем и связаны были просроченные платежи, а значит и слишком тесные контакты с отделом взыскания, после которых доходило чуть-ли не до нервного срыва. Думая разобраться только с крупными кредитами, решила оставить небольшие — "С ними справлюсь-погашу". На это был дан дельный совет, за который я до сих пор благодарна -"Если прощаться с кредитами, то лучше со всеми". Хорошо, согласилась, ситуацию надо же как-то исправлять, и стала сотрудничать с "ЮЛК".

    Хочу сказать в "ЮЛК" достаточно грамотные и опытные в этом деле юристы. На каждый вопрос был дан ответ, как действовать, как отвечать- полный инструктаж. Побывала даже в суде, где перед зданием думала — "Все….. приплыли"- А Нет. Прошло все просто замечательно, благодаря юристам которые не упустили ни одну деталь из дела.

    Хочу поблагодарить, каждого сотрудника из компании "ЮЛК", за их работу, советы, заботу которую они проявляют и по сегодняшний день и самое главное, что сейчас я дышу ФИНАНСОВО СВОБОДНО.

    Спасибо! С Уважением Наталья Г.

  • Кадыргалиева Умсынганым Шамгановна

    Благодарим ваших сотрудников!

    Все так быстро решилось! Мы до сих пор еще не осознали, что такое возможно, чтобы отменили приказ. Еще не верится. Опасаемся, что банк воспользуется своим правом еще раз подать в суд. Моя подруга вообще в этом уверена и поэтому не питает надежд и иллюзий. Но это честные люди и сколько могли платили. У них сейчас совсем нет работы и нет денег даже на жизнь.

    Спасибо вашей организации за то, что вы помогаете людям обрести спокойствие и справедливость!

    Всего вам хорошего, процветания и благополучия!

  • Чепурнов Александр Николаевич
    Банкротство

    Меня зовут — Александр.

    14 месяцев назад у меня произошли финансовые проблемы, связанные с выплатой кредитов. В то время я по радио услышал рекламу о существовании "Юридической Ликвидации Кредитов", конечно же я сразу обратился в компанию.И ни сколько не пожалел.

    По прошествии этих 14 месяцев — меня признали банкротом.Хотел бы выразить огромную благодарность добросовестным, ответственным, компетентным сотрудникам компании.Они очень грамотно и доброкачественно проделали свою работу.

    Советую всем у кого возникнут проблемы связанные с банковскими делами обращаться в "Юридическую Ликвидацию Кредитов".

  • Давыдова Лидия Петровна
    Банкротство

    Хочу выразить огромную благодарно всему коллективу ЮЛК, Особенно хочу отметить работу Савушкина Алексея, Это профессионал высокого уровня. Замечательный человек, который помог мне решить мои финансовые проблемы, которые казалось были не решаемы.

    Желаю всему коллективу всего самого наилучшего! Множество выигранных судебных процессов! С уважением и благодарностью!

    Давыдова Лидия Петровна.

  • Товмасян Арсен Месропович

    Впечатление о компании Юридическая Ликвидация Кредита самое положительное! Ес ли давать оценку по 10-ти бальной шкале, то я оценил бы в 15 баллов!

    Арсен Месропович

  • Скрыть