Ликвидационная комиссия

Согласно действующим правовым нормам при прекращении деятельности юрлица координировать все мероприятия, касающиеся этого вопроса, должна ликвидационная комиссия, которая наделяется полномочиями исполнительного органа управления ликвидируемого предприятия.

Ликвидационная комиссия: порядок образования и функции

Прекращение деятельности предприятия может происходить добровольно, когда общее собрание акционеров выносит такое решение на собрании, и принудительно – по постановлению суда. В зависимости от этого, в первом случае формирование ликвидационной комиссии, назначение ликвидатора происходит на собрании учредителей. В законе нет разницы между понятиями «ликвидатор» и «ликвидационная комиссия», поэтому организация решает вопрос выбора органа самостоятельно.

Если организация вынуждена прекратить свое существование по решению суда, то ликвидатор назначается судебным органом. Строгих предписаний по численности и составу ликвидационной комиссии при ликвидации юридического лица закон не дает. Во главе ее стоит председатель, имеющий определенный круг прав и обязанностей.

После того как состав комиссии определен, и председатель назначен, в прессе делается сообщение о начале процесса ликвидации. В нем в обязательном порядке должны быть указаны все данные юридического лица, контактная информация, сроки.

После подачи объявления ликвидационная комиссия должна приступить к своим обязанностям.

Ликвидационная комиссия права и обязанности членов комиссии

Определен срок начала ее работы, он не должен затягиваться более чем на два месяца. Действует ликвидатор по заранее установленному плану, в который включены функции, входящие в круг полномочий комиссии.

Чем занимается ликвидационной комиссии

После размещения сообщения в печатных изданиях, ликвидационная комиссия приступает к выполнению своих функций:

  • уведомляет кредиторов о закрытии;
  • проводит инвентаризацию имущества, делает анализ активов, определяет их ликвидность;
  • группирует данные о лицах, имеющих права на оставшееся после расчетов по долгам имущество;
  • готовит финансовые расчеты;
  • принимает решения по увольнению сотрудников;
  • сверяет счета в налоговой;
  • принимает меры по погашению задолженностей;
  • формирует процесс публичных торгов;
  • уведомляет регистрирующие органы;
  • защищает в суде, при необходимости;
  • распределяет остаток средств.

Наделяя ликвидационную комиссию широкими полномочиями, к органу и процессу ликвидации предъявляются жесткие требования, вплоть до возмещения убытков юрлицу и его кредиторам в случае нарушений порядка, утвержденного законом.

Статус ликвидационной комиссии юридического лица

Сумской Д.А., заместитель первого проректора Российского государственного социального университета, доцент, кандидат юридических наук.

Полномочия органов юридического лица могут быть прекращены, как известно, принятием решения о ликвидации юридического лица, поскольку в этом случае в силу прямого указания закона полномочия по управлению делами юридического лица переходят к ликвидационной комиссии (ликвидатору).

Вопрос относительно правомерности отнесения к органам юридического лица ликвидационной комиссии является спорным. Как следует из п. 3 ст. 62 ГК РФ, с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению делами юридического лица <1>.

<1> Данный вывод подтверждается и материалами судебно-арбитражной практики, в частности Постановлением Президиума ВАС РФ от 2 марта 1999 г. N 8646/98; Постановлениями ФАС Западно-Сибирского округа от 16 февраля 2000 г. N Ф04/102-698/А27-99, ФАС Московского округа от 9 апреля 2001 г. N КА-А40/1415-01 // Ломакин Д.В. Судебно-арбитражная практика применения Федерального закона «Об акционерных обществах». М., 2005. С. 79.

Г.С. Шапкина характеризует ликвидационную комиссию как орган управления, занимающий особое положение.

Это обусловлено тем, что она создается лишь при ликвидации организации и отсутствует в нормально функционирующих организациях <2>.

<2> Шапкина Г.С. Новое в российском акционерном законодательстве. М., 2002. С. 71.

По мнению П. Каплина, ликвидационная комиссия не является органом юридического лица, поскольку ее деятельность строго ограничена задачами ликвидации, и никаких операций, составляющих нормальную деятельность юридического лица, она предпринимать не вправе. Сделки, совершенные ликвидационной комиссией с явным превышением полномочий, могут быть оспорены заинтересованными лицами <3>.

<3> Каплин П. Органы акционерного общества в период ликвидации // Еженедельник советской юстиции. 1926. N 40.

Точку зрения П. Каплина поддерживают Б.Б. Эбзеев <4> и Н.В. Козлова <5>. Подобный вывод разделяет и Д.В. Ломакин <6>. Отстаивая свою позицию на примере такой разновидности юридического лица, как акционерное общество, он приводит следующие доводы:

<4> Эбзеев Б.Б. Участие акционерных обществ в гражданском обороте. Дис. … канд. юрид. наук. С. 48, 49.
<5> Козлова Н.В. Правосубъектность юридического лица. М., 2005. С. 320.
<6> Ломакин Д.В. Общие положения об органах акционерного общества. Очерки теории акционерного права и практики применения акционерного законодательства. М., 2005. С. 108, 109.

целью деятельности ликвидационной комиссии является не обеспечение нормального функционирования акционерного общества посредством осуществления управленческих или контрольных функций, что характерно для органов общества, а организация и проведение процесса ликвидации. Именно для осуществления этой цели она наделяется полномочиями по управлению делами общества. Никаких решений, не связанных с процессом ликвидации, ликвидационная комиссия принимать не вправе. Совершаемые ликвидационной комиссией от имени ликвидируемого общества сделки также должны быть обусловлены целью прекращения деятельности юридического лица. В связи с этим очевидно, что сделки, совершенные ликвидационной комиссией от имени общества и направленные на безвозмездное отчуждение его имущества, будут являться ничтожными как противоречащие закону;

закон требует обязательного указания в уставе общества сведений относительно структуры и компетенции органов управления общества (п. 3 ст. 11 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» <7>). Данное требование не распространяется на ликвидационную комиссию, поскольку у нее не может быть собственной компетенции. Ее компетенция определяется полномочиями органов управления акционерного общества, формируется за счет прав и обязанностей, входящих в компетенцию этих органов. Полномочия по управлению делами акционерного общества изначально закрепляются за его органами управления, а с момента назначения ликвидационной комиссии они переходят к ней в силу прямого указания закона (п. 3 ст. 21 Федерального закона «Об акционерных обществах»);

<7> СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 1.

образование ликвидационной комиссии не влечет за собой прекращения деятельности всех органов общества. Более того, решение по ряду вопросов может быть принято именно этими органами, а не ликвидационной комиссией. К таким вопросам, в частности, относятся вопросы утверждения общим собранием акционеров промежуточного и окончательного ликвидационных балансов (подп. 3 п. 1 ст. 48 Федерального закона «Об акционерных обществах»). Таким образом, ликвидационная комиссия не приобретает статуса органа управления общества, она является образованием, осуществляющим управленческие полномочия, входящие в компетенцию органов акционерного общества, с целью проведения процесса ликвидации общества.

Представляется, что с подобной позицией согласиться нельзя. По нашему мнению, ликвидационная комиссия является органом юридического лица, в связи с чем попытаемся тезисно опровергнуть доводы Д.В. Ломакина:

называя ликвидационную комиссию неким «образованием», Д.В. Ломакин не указывает, что это за образование и как оно соотносится с понятиями «юридическое лицо» и «орган юридического лица»;

ликвидационная комиссия образуется учредителями (участниками) юридического лица либо органом, уполномоченным на ликвидацию юридического лица его учредительными документами (п. 3 ст. 61 ГК). При этом, согласно п. 9 информационного письма Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 января 2000 г. N 50 «О практике разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)» <8>, обязанности по проведению ликвидации юридического лица не могут возлагаться арбитражным судом на государственный или муниципальный орган (в том числе на налоговый орган), по иску которого судом принято соответствующее решение. Таким образом, образование ликвидационной комиссии даже в случае принудительной ликвидации юридического лица — это не прерогатива суда или государственных (муниципальных) органов, а обязанность учредителей (участников) или соответствующего органа юридического лица, уполномоченного на такие действия в соответствии с его учредительными документами. Из этого следует, что ликвидационная комиссия образуется в таком же порядке, что и органы юридического лица (в отличие от арбитражного управляющего юридического лица, который назначается арбитражным судом);

<8> Вестник ВАС РФ. 2000. N 3.

образование ликвидационной комиссии в случае принятия решения о ликвидации юридического лица предусмотрено п. 2 ст. 62 ГК РФ. Ликвидационная комиссия назначается на весь период ликвидации юридического лица без указания срока ее полномочий <9>. В связи с этим представляется ненужным прописывать в учредительных документах организации компетенцию ликвидационной комиссии, поскольку с момента принятия решения о ликвидации юридического лица к указанной комиссии переходят все полномочия органов юридического лица в полном объеме, за исключением тех, которые в силу прямого указания закона не могут быть переданы ликвидационной комиссии;

<9> Данный вывод подтверждается материалами судебной практики. См., напр.: Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 15 мая 2003 г. N Ф08-1595/2003 // Ломакин Д.В. Судебно-арбитражная практика применения Федерального закона «Об акционерных обществах». М., 2005. С. 79.

действительно, других действий, помимо направленных на ликвидацию общества, ликвидационная комиссия осуществлять не вправе. Однако это не означает, что у нее нет никакой собственной компетенции: у ликвидационной комиссии есть компетенция, которая определяется законодательством Российской Федерации и учредительными документами организации и заключается в совершении действий, направленных на прекращение юридического лица и расчет с его кредиторами;

в гражданском обороте в соответствии с п. 3 ст. 62 ГК РФ ликвидационная комиссия действует от имени юридического лица, а не от своего собственного имени <10>. Вместе с тем, согласно п. 1 и 2 ст. 53 ГК РФ, от имени юридического лица в гражданском обороте вправе выступать либо его участники, либо органы юридического лица, либо его представители. В связи с тем что ликвидационная комиссия не является ни участником организации, ни ее представителем, она выступает в гражданском обороте как орган юридического лица. Именно поэтому в случае, если в период действия ликвидационной комиссии от имени юридического лица в суд подается исковое заявление за подписью единоличного исполнительного органа организации или представителя юридического лица, доверенность которому выдана этим же органом, то такое заявление суд оставляет без рассмотрения как подписанное неуполномоченным лицом <11>;

<10> Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 21 декабря 2001 г. N А29-7364/01-2Э // Там же. С. 78.
<11> Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 16 февраля 2000 г. N Ф04/102-698/А27-99 // Ломакин Д.В.

Функции ликвидационной комиссии

Очерки теории акционерного права и практики применения акционерного законодательства. М., 2005. С. 109.

тезис о том, что в процессе существования ликвидационной комиссии прекращаются далеко не все полномочия органов управления юридического лица, также не может свидетельствовать о том, что ликвидационная комиссия не является органом юридического лица. Он лишь подтверждает вывод, что ликвидационная комиссия представляет собой особый орган юридического лица, который создается для организации мероприятий по ликвидации организации и характеризуется специальной компетенцией, в связи с чем он не подменяет собой иные органы управления юридического лица.

Таким образом, ликвидационная комиссия юридического лица представляет собой орган юридического лица, обладающий специальной компетенцией и образуемый его учредителями (участниками) либо соответствующим органом юридического лица, управомоченным на подобные действия его учредительными документами. Компетенция ликвидационной комиссии определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также учредительными документами юридического лица и заключается в совершении действий, направленных на прекращение юридического лица и расчет с его кредиторами. Ликвидационная комиссия назначается на весь период ликвидации юридического лица без указания срока ее полномочий.

В соответствии с пунктом 2 статьи 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с ГК РФ и другими законами. На этом действия уполномоченных представителей юридического лица по его ликвидации заканчиваются, и в «бой» вступает ликвидационная комиссия или ликвидатор. О мероприятиях, которые осуществляет ликвидационная комиссия (ликвидатор) читайте в данной статье.

Ликвидация юридических лиц осуществляется на основании ГК РФ (а именно статей с 61 по 64 части 1 ГК РФ) и специальных законов (например, Федеральный закон от 08.02.1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», Федеральный закон от 26.12.1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах», Федеральный закон от 14.11.2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», Федеральный закон от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и так далее). Кроме того, Федеральный закон от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установил порядок государственной регистрации факта ликвидации.

Процедура ликвидации — это очень серьезная и довольно длительная процедура. Пункт 3 статьи 62 ГК РФ гласит, что с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия также от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.

Действующее законодательство не ограничивает круг лиц, которые могут войти в состав ликвидационной комиссии.

Состав ликвидационной комиссии утверждается руководителем органа, принявшего решение о ликвидации юридического лица и уполномоченного на то учредительными документами либо учредителем (участником) юридического лица. В состав комиссии могут быть включены руководители, члены трудового коллектива, учредители (участники) или их представители, а также иные лица. В данном случае отметим, что законодатель никоим образом не ограничивает круг лиц, которые могут войти в состав ликвидационной комиссии.

Отмечаем, что вопреки распространенному и ошибочному мнению, как показывает практика, назначение единоличного ликвидатора — довольно распространенное явление и не противоречит действующему законодательству. Данный вывод вполне согласуется с мнением специалистов, а также с точкой зрения по данному вопросу арбитражных судов (смотрите, например, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 09.08.2001 г. N Ф04/2358-701/А46-2001 по делу N 9-289).

Порядок ликвидации юридического лица одинаков для случаев, когда ликвидация осуществляется в добровольном порядке и принудительном и закреплен в статье 63 ГК РФ. В этой статье ГК РФ и закреплены полномочия ликвидационной комиссии (ликвидатора).

В соответствии с пунктом 1 этой статьи ГК РФ ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации (об удовлетворении требований кредиторов смотрите статью 64 ГК РФ) (смотрите Постановление ФАС Уральского округа от 23.11.2004 г.

Что такое ликвидационная комиссия и как она формируется

N Ф09-3880/04-ГК по делу N А60-28081/03-С3).

Сведения, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц и предназначенные для публикации, размещаются в сети Интернет на сайте ФНС Российской Федерации. Указанные сведения, а также иные сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации, публикуются в журнале «Вестник государственной регистрации» (об этом подробнее смотрите в Приказе ФНС Российской Федерации от 16.06.2006 г. N САЭ-3-09/355@ «Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации»).

На данной стадии ликвидационная комиссия также принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения (пункт 2 статьи 63 ГК РФ) (смотрите, например, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.08.2005 г. по делу N А19-13065/04-27-Ф02-3915/05-С2).

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом (например, смотрите статью 23 Федерального закона от 02.12.1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности», статью 14 Федерального закона от 30.12.2004 г. N 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах»).

Пункт 3 статьи 63 ГК РФ гласит, что если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений (об этом смотрите статью 89 и статью 90 главы 9 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Согласно пункту 4 статьи 63 ГК РФ выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

При этом пункт 4 статьи 64 ГК РФ гласит, что в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица.

В пункте 5 статьи 64 ГК РФ закреплено положение, согласно которому требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.

Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано (пункт 6 статьи 64 ГК РФ).

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 06.06.2008 г. по делу N А29-7641/2007).

В соответствии с пунктом 6 статьи 63 ГК РФ при недостаточности у ликвидируемого казенного предприятия имущества, а у ликвидируемого учреждения — денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия или учреждения.

В соответствии с пунктом 7 статьи 63 ГК РФ оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица.

Например, в соответствии с пунктом 3 статьи 24 Федерального закона от 06.03.2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму», оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество организации, признанной судом террористической, и ликвидируемой по основаниям, предусмотренным в вышеназванном федеральном законе, подлежит конфискации и обращению в доход государства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Решение о конфискации указанного имущества и его обращении в доход государства выносится судом одновременно с решением о ликвидации организации.

При этом данное положение распространяются на иностранные и международные организации, а также на их отделения, филиалы и представительства в Российской Федерации.

Согласно пункту 8 статьи 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. По окончании ликвидации налоговая инспекция выдает свидетельство о ликвидации юридического лица.

Подробнее о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией смотрите в главе 7 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Пущаева А.Л.

————————————————————————— ¦ Открытое акционерное общество ¦ ¦ «Восход» ¦ ¦ ¦ ¦ ПРИКАЗ ¦ ¦ 10.10.2004 N 101 ¦ ¦ г. Воронеж ¦ ¦ ¦ ¦ О создании ликвидационной комиссии ¦ ¦ ¦ ¦ В соответствии с решением… (указать наименование органа, в¦ ¦полномочия которого входит принятие решения, — общее собрание акционеров,¦ ¦судебный орган и т.п.) от 00.00.0000 ¦ ¦ ¦ ¦ приказываю: ¦ ¦ ¦ ¦ 1. Создать ликвидационную комиссию в составе: ¦ ¦ 1.1. Председатель комиссии — наименование должности, инициалы,¦ ¦фамилия. ¦ ¦ 1.2. Заместитель председателя комиссии — наименование должности,¦ ¦инициалы, фамилия. ¦ ¦ 1.3. Члены комиссии: ¦ ¦ наименование должности, инициалы, фамилия; ¦ ¦ наименование должности, инициалы, фамилия; ¦ ¦ наименование должности, инициалы, фамилия. ¦ ¦ ¦ ¦ … ¦ ¦ 2. Время работы ликвидационной комиссии — с 10.10.2004 по 10.12.2004.¦ ¦Промежуточный ликвидационный баланс предприятия представить на¦ ¦рассмотрение… (указать наименование органа, в полномочия которого¦ ¦входит рассмотрение документа) к… Документы о ликвидации предприятия,¦ ¦включая итоговый ликвидационный баланс, представить в орган¦ ¦государственной регистрации (указать, какой именно) к… ¦ ¦ ¦ ¦ … ¦ ¦ 3. Целью работы ликвидационной комиссии полагать обеспечение¦ ¦предусмотренного законодательством, нормативными правовыми и локальными¦ ¦актами мероприятий по ликвидации предприятия. ¦ ¦ 4. В процессе своей деятельности ликвидационной комиссии¦ ¦руководствоваться: ¦ ¦ 4.1. Гражданским кодексом РФ (части первая и вторая). ¦ ¦ 4.2. Трудовым кодексом РФ. ¦ ¦ 4.3. …(указать конкретно с учетом формы собственности предприятия).¦ ¦ ¦ ¦ … ¦ ¦ 5. Общее руководство работой ликвидационной комиссией возложить на¦ ¦председателя комиссии. ¦ ¦ 6. Для обеспечения работы ликвидационной комиссии предоставить в ее¦ ¦распоряжение на период, указанный в п.

Председатель ликвидационной комиссии: полномочия и обязанности

2 настоящего приказа: ¦ ¦ 6.1. Помещение для протокольных мероприятий — …(указать¦ ¦конкретно). ¦ ¦ 6.2. Средства городской и внутренней телефонной связи — …(указать¦ ¦конкретно). ¦ ¦ 6.3. Оргтехнику — в соответствии с Приложением N 1 к настоящему¦ ¦приказу. ¦ ¦ ¦ ¦ … ¦ ¦ 7. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой. ¦ ¦ 8. Настоящий приказ вступает в силу с момента регистрации. ¦ ¦ ¦ ¦ Наименование должности ¦ ¦ руководителя предприятия подпись И.О. Фамилия¦ —————————————————————————

Источник — «Делопроизводство в кадровой службе: учебно-практическое пособие», «Проспект»