Ликвидация филиала учреждения

Содержание

Ликвидация учреждения − пошаговая инструкция в 2019 году

Решение о закрытии федерального учреждения согласно законодательству РФ принимается федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет функции, а также полномочия относительно нормативно-правового регулирования организации и выработки государственной политики.

  1. Принятие решения об упразднении учреждения федеральным органом исполнительной власти.
  2. Составление проекта правового акта о ликвидации, а также необходимо приложить пояснительную записку, в которой будут содержаться обоснования целесообразности ликвидации структуры.
  3. Составление постановления о закрытии.
  4. В течение 3 дней уведомить регистрирующий орган, для того чтобы в ЕГРЮЛ были внесены сведения об упразднении.
  5. В течение 2 недель утверждается состав ликвидационной комиссии.
  6. В органах печати ликвидационная комиссия помещает сведения о закрытии организации, а также извещает контрагентов о порядке и сроках заявления требований (не менее 2 месяцев).
  7. В течение 10 дней с даты истечения периода (предъявления требований контрагентами), составляется и утверждается промежуточный ликвидационный баланс.
  8. В течение 10 дней с даты завершения расчетов с кредиторами составляется окончательный ликвидационный баланс.
  9. Предоставление в регистрирующий орган документов для регистрации ликвидации.

style=»text-align: left;»>Постановление о ликвидации учреждения

Подведомственный субъект

Информация о наличии у компании филиалов должна обязательно присутствовать в учредительных документах организации, и, как следствие в ЕГЮРЛ.

Сами структурные подразделения действуют на основе утвержденных головным предприятием Положений, являющихся внутренними документами компании и не подлежащими государственной регистрации.

Никаких требований к форме и содержанию Положения законодательно не установлено.

Статус

Статус филиала не определяется как юридическое лицо, хоть он организационно обособлен. Его руководители назначаются распоряжением директора (группы соучредителей или совета директоров) и действуют от имени юридического лица, коим является головная компания, на основании доверенности. Нотариально заверенная доверенность определяет объем вверенных полномочий и временные рамки их действия.

Представляя интересы компании, руководитель филиала:

  • не вправе заключать соглашения от своего имени, договоры действительны только от имени учредившей подразделение, организации;
  • не вправе выступать от имени филиала в качестве сторон в судебных разбирательствах;
  • в полной мере отвечает по обязательствам, возникающим в связи с производственной деятельностью.

Особенности функционирования филиала заключаются в том, что он не только представляет головную компанию в том регионе, в котором находится, но и осуществляет:

  • производственную, торговую, другую деятельность или несколько ее видов, перечисленных в Положении;
  • ведение переговоров, заключение сделок и соглашений от имени организации;
  • выполнение условий заключенных договоров.

Имущественная обособленность филиалов

Как правило, документами компании (уставом организации и положением о структурном подразделении) определяется:

  • выделение имущества филиала на отдельный баланс;
  • право осуществления расчетов на отдельном текущем (расчетном) счете.

Однако право собственности на имущество и денежные средства не распространяется на филиалы.

Всеми правами на них обладает юридическое лицо, а филиалы фактически используют их в производственном процессе и учитывают на балансовых счетах.

Итак, филиал ООО обладает следующими признаками:

  • отсутствие территориальной привязки к головной компании;
  • наделение имуществом вышестоящей организацией;
  • наличие информации о подразделении в учредительных документах компании и в ЕГРЮЛ;
  • наличие Положения, утвержденного головной компанией и регулирующего хозяйственные и производственные процессы филиала;
  • назначение претендентов на должность руководителя компетентным органом компании и получение полномочий на основании доверенности;
  • осуществление всех или части функций компании.

Поняв основные признаки, определяющие статус «филиал ООО» разберемся, какие шаги надо предпринять, чтобы оформить его официальное закрытие в соответствии с российским законодательством.

Законодательство защищает права трудящихся. Узнайте, какие существуют гарантии при приёме на работу по ТК РФ.

Особенности правового статуса индивидуального предпринимателя базируются на двойственности ситуации. Подробнее в статье.

Пошаговая инструкция закрытия филиала ООО

Процедура ликвидации филиала более простая, чем прекращение деятельности всей компании. В уставе организации, обычно, прописывают и утверждают порядок действий по открытию и закрытию филиалов. Ликвидационные мероприятия сводятся к схеме действий.

Учредительное собрание

Процедура начинается с решения о закрытии филиала и его утверждение. Решение может выноситься единственным учредителем, группой собственников или собранием учредителей ООО. Как правило, решения о ликвидации филиалов имеют под собой достаточно веские основания.

Принятие такого решения влечет за собой и постановку вопроса об изменениях в учредительных документах компании, его утверждение и выполнение этих изменений в сведениях о структурном составе компании.

Обязательным является оформление решения учредителей протоколом.

Учредительное собрание, утвердив решение о ликвидации филиала и завершая первый этап, предоставляет в ИФНС следующие документы:

  • заявление о внесении изменений в органы госреестра (форма Р13001);
  • сообщение ф. № 09-4 о прекращении деятельности филиала;
  • протокол решения о закрытии филиала ООО и последовавших за ним изменениях в Уставе компании;
  • два экземпляра Устава предприятия с внесенными изменениями;
  • свидетельство о постановке компании на учет с присвоением ОГРН, ИНН, КПП и все свидетельства с внесенными изменениями (если такие были);
  • приказы о назначении руководства компании и ликвидируемого филиала, копии документов, удостоверяющих их личности;
  • документ об оплате госпошлины.

Внесение изменений в Устав

Производится в 3-хдневный срок с момента оформления протокола. В 2019 году заявление о внесении изменений оформляется на бланке Р13001, форму которого можно найти на сайте «Новые формы. РФ». На основании поданного заявления изменения вносятся в учредительные документы компании. По факту регистрации они вступают в силу.

Скачать бланк можно здесь: Р13001

Затем следует создание ликвидационной комиссии, определение состава работников и круга их обязанностей.

Надо заметить, что законодательно этот вопрос не освещается, но в интересах руководства и во избежание неразберихи, сопровождающей прекращение деятельности любого предприятия, лучше создать комиссию, распределить обязанности между сотрудниками и четко организовать необходимые мероприятия.

В состав комиссии обычно входят работники финансовых, юридических, хозяйственных служб, аудитор. На время ликвидационного процесса комиссия руководит филиалом.

Аудит и инвентаризация

В процессе ликвидации филиала ООО следует провести ряд обязательных действий:

  1. Проведение инвентаризации имущества филиала, оформление ее результатов и передача активов головному предприятию или другому структурному подразделению. Инвентаризация проводится по всем позициям имущества и обязательств филиала: финансам, внеоборотным активам, товарно-материальным запасам, задолженностям.
  2. В рамках внутреннего аудита проводится проверка расчетов по уплате налогов и сборов, производится подготовка бухгалтерской и налоговой документации. В ходе инвентаризации работы ликвидационной комиссии сверяются учетные данные с фактическим наличием активов, производится погашение кредиторской и дебиторской задолженностей, зачет долгов по внутрихозяйственным расчетам и окончательный расчет с персоналом подразделения.
  3. Результаты инвентаризации оформляются протоколами по видам имущества и обязательств. При необходимости возможна реализация активов по разрешающим распоряжениям головного предприятия;

Проверка налоговой

Налоговыми органами проводится проверка в течении 14 календарных дней с даты подачи заявления.

Но, учитывая, что филиалы не имеют юридического статуса, а Налоговый Кодекс РФ определяет обязательность проведения выездной проверки при ликвидации именно юридических лиц, проверка может не проводиться.

Тем не менее, поставить в известность ИФНС следует обязательно.

Смотрите видео о налоговой проверке

Оформление и регистрация

Процедура внесения соответствующих изменений в учредительных документах компании при закрытии филиала в налоговых органах осуществляется в течение 5-ти рабочих дней, по истечении которых компания ставится в известность о внесении поправок.

О закрытии филиала ООО уведомляется Пенсионный фонд. Его уведомление производится не позднее 10 дней со дня внесения изменений в устав компании. Иными словами, как только филиал прекратил деятельность, как подразделение и регистрация в ИФНС это подтвердила, следует поставить в известность ПФ.

Форму уведомления фонда можно скачать здесь: 09-1

До мая 2019 года сообщать о закрытии филиала юридические лица были обязаны во все внебюджетные фонды, сейчас эта обязанность существует только для Пенсионного фонда. Зачастую бланки сообщений о закрытии филиалов организаций разрабатываются непосредственно ПФ, примерные их формы всегда можно найти на сайтах ПФ РФ, но лучше связаться с территориальными представительствами и воспользоваться теми бланками, которые имеют хождение именно в этих отделениях.

Последним этапом в порядке ликвидационных мероприятий является закрытие всех текущих, расчетных и других счетов филиала. В уведомлении налоговой инспекции о закрытии счетов с мая 2019 года отпала необходимость.

При ликвидации структурного подразделения компания письменно извещает об этом факте органы налогового контроля собственной территориальной принадлежности в 30-тидневный срок с момента закрытия.

Нет задолженности — меньше проблем. Узнайте о ликвидации ООО без долгов.

Чем отличается ликвидация ООО на УСН от обычной процедуры? Смотрите

Оспаривание ликвидации юридического лица не редкая практика. Как это происходит?

Кадровый вопрос

Наиболее щепетильный и тяжелый аспект ликвидации. Выплата выходных пособий в размере среднего заработка за 2 месяца или до момента нового трудоустройства работникам закрывающегося филиала определяет порядок их уведомления и ЦЗН.

С сотрудниками были заключены трудовые договоры, поэтому о закрытии филиала необходимо письменно уведомить каждого работника под роспись за два месяца до планируемых событий.

Кроме того, также за 2 месяца до ликвидации ставится в известность служба занятости.

Отдалённый филиал (в другом городе)

Существуют некоторые особенности, которые следует учитывать при увольнении персонала. Описанный выше алгоритм уведомления персонала действителен при условии, что филиал компании не находится в той же местности, что и головной офис.

При нахождении филиала в пределах транспортной доступности увольнение работников классифицируется как сокращение штатов.

Головное предприятие по мере возможности предлагает рабочие места в других структурных подразделениях в соответствии с квалификацией и трудовыми навыками. При отсутствии вакансий или неприемлемости условий трудовые договоры расторгаются, и процесс увольнения проходит согласно ТК при ликвидации отдаленного филиала.

Особые требования предъявляются к оформлению документов по кадровому делопроизводству: личные карточки персонала и приказы ф. № Т-8 о расторжении трудовых договоров с руководством и сотрудниками филиала в связи с ликвидацией подразделения должны быть грамотно оформлены и сданы в полном объеме в архив головной компании.

Уведомления о потере рабочего места в связи с ликвидацией должны быть подписаны каждым работником. При отказах от удостоверения документа, ликвидационной комиссией составляется акт об отказе от подписи.

После осуществления всех выплат работникам, а затем уплаты кредиторской задолженности, оставшиеся финансовые средства филиала должны быть распределены в соответствии с вынесенным решением головной компании.

По результатам всех произведенных действий финансовой службой составляется ликвидационный баланс, в котором отражаются остатки по каждому виду имущества. Данные баланса предоставляются на рассмотрение в головную компанию, которая выносит окончательное решение по оставшимся долгам. Как правило, данные баланса филиала впитываются в баланс компании.

Процедура закрытия филиала ООО значительно проще, чем ликвидационные мероприятия компании в целом. Это проявляется во многих аспектах, ведь даже кредиторов, обязательства по оплате которым не были выполнены, можно не уведомлять о закрытии, поскольку за все сделки, заключенные с филиалом ответственность несет головная компания. Но даже облегченный процесс закрытия филиала должен быть выполнен безукоризненно.

Предыдущая статья: Как закрыть ООО без налоговой проверки? Следующая статья: Оспаривание ликвидации юридического лица

В период экономического кризиса возрастают риски ликвидации учреждений разных типов, от частных до государственных.

Именно поэтому в государстве действует определенный порядок закрытия компаний, который четко определен нормативно-правовыми актами.

Ликвидация учреждения

Ликвидация учреждений разных типов имеет общие правила, но также предполагает и наличие особенностей, которые будут влиять на прохождение процедуры.

Коммерческого

Закрытие коммерческой организации осуществляется в несколько этапов, но может быть облегчено отсутствием долгов.

В этом случае следует опасаться только налоговой проверки, которая может обнаружить задолженности перед государством по налогам, что может незначительно продлить процесс.

При наличии долгов и недостатке финансовых средств для их погашения ликвидация может занять много времени, так как будет совмещена с процедурой банкротства.

Государственного

Государственные учреждения прекращают работу в соответствии с общими кодексами и ФЗ «О государственной и муниципальной собственности».

В рамках процесса ликвидации они проходят стандартные этапы, которые едины для всех юридических лиц.

Муниципального бюджетного

Собственность муниципальных властей также может проходить процедуру ликвидации.

В этом случае прекращение деятельности осуществляется под контролем районной или городской администрации, которая выносит постановление и инициирует процесс.

Образовательного

Ликвидация образовательных учреждений чаще всего осуществляется двумя основными способами:

  • добровольное прекращение деятельности;
  • перерегистрация, то есть изменение юридического названия и исключение из государственного реестра первичного юридического лица.

Осуществляют эту процедуру муниципальные власти.

Отмена ликвидации юридического лица возможна при наличии оснований.

Как проходит процедура ликвидации ООО в 2019 году? Смотрите .

Пошаговая инструкция

Данный пункт будет интересен всем, кому предстоит ликвидация учреждения.

Пошаговая инструкция в этом случае позволит провести эту процедуру правильно, чтобы не совершить ошибок и избежать различных проблем.

Принятие решения

Принятие решение о ликвидации коммерческого учреждения может осуществляться единолично, если имеется только один учредитель.

Во всех остальных случаях оно проходит на общем собрании учредителей или акционеров, в зависимости от правовой формы организации.

Для бюджетных учреждений, которые находятся в собственности государства, решение должно приниматься Правительством РФ.

Образец решения о ликвидации юридического лица .

Следующим шагом после принятие решения является выбор ликвидатора или ликвидационной комиссии. Именно этот орган осуществляет дальнейшее руководство учреждением.

В данном случае закон не регламентирует точное количество участников комиссии, но определяет лиц, которые не могут в нее входить.

К ним относятся:

  • должностные лица;
  • работники, которые принимали решение о закрытии компании.

Промежуточный баланс

После того как была сформирована ликвидационная комиссия и отправлены уведомления кредиторам о прекращении деятельности учреждения, формируется промежуточный баланс.

Он представляет собой:

  • перечень имущества и капитала, принадлежащего компании и выявленного в процессе ревизии;
  • списки о долгах и кредиторах.

Образец заполнения промежуточного ликвидационного баланса .

Расчеты

После того как будет составлен промежуточный ликвидационный баланс, компания должна осуществить расчеты с кредиторами в соответствии с определенной законом очередностью:

  • выплаты за причинение вреда здоровью и жизни;
  • выплаты сотрудникам;
  • долги перед государством;
  • частные кредиторы.

После удовлетворения всех финансовых требований составляется конечный баланс.

Какие выплаты положены?

Сотрудники ликвидируемых учреждений имеют определенные права, которые защищаются Трудовым кодексом РФ:

  • они должны быть извещены о предстоящем сокращении за два месяца;
  • при увольнении им выплачиваются все долги по заработной плате, а также выходное пособие в размере средней зарплаты за последние двенадцать месяцев.

Образец уведомления сотрудников об увольнении в связи с ликвидацией учреждения .

Кроме этого, работникам учреждений, проходящих процедуру ликвидации, обязаны выплачивать компенсационные выплаты в течение двух месяцев. Они также равны средней заработной плате.

В том случае, если после сокращения работник обратится в центр занятости и встанет на учет, но не сможет найти работу в течение периода получения выплат от бывшего работодателя, то ему может быть назначено пособие от учреждения еще на один месяц.

Ликвидация ООО присоединением является одним из способов реорганизации компании.

Возможна ли ликвидация ТСЖ с долгами? Читайте .

Нужно ли отправлять уведомление в ПФР о ликвидации? Подробности в этой статье.

Правовой статус НОУ

Сначала определим правовой статус негосударственного образовательного учреждения (НОУ). Гражданский кодекс РФ в ст.120 и Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ) в ст.9 дают определение учреждения. Им признается некоммерческая организация, созданная собственником для некоммерческой деятельности и финансируемая им полностью или частично. Некоммерческой же называется организация, не имеющая основной своей целью извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между участниками (ст.2 Закона N 7-ФЗ). Создание некоммерческих организаций направлено на общественное благо, в том числе и на образовательную деятельность.

Учреждение отвечает по своим обязательствам только находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам несет собственник имущества (п.2 ст.120 Гражданского кодекса РФ).

Это положение обусловлено тем, что имущество учреждению передается собственником (учредителем) на праве оперативного управления. В соответствии с п.1 ст.296 Гражданского кодекса РФ учреждение осуществляет ограниченные права в отношении переданного ему имущества лишь в пределах, установленных законом и в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.

Например, учреждение вправе продать или сдать в аренду переданную ему недвижимость только по разрешению собственника. При этом он может изъять лишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество у учреждения и распорядиться им по своему усмотрению (п.2 ст.296 Гражданского кодекса РФ).

Следовательно, вот основные признаки НОУ:

  • это некоммерческая организация, осуществляющая образовательный процесс;
  • НОУ создается учредителем (собственником имущества) в форме учреждения;
  • имущество передается ему на праве оперативного управления;
  • НОУ отвечает по своим обязательствам только находящимися в его распоряжении денежными средствами.

Когда НОУ может быть ликвидировано

Ликвидация некоммерческого образовательного учреждения — это официальное прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Необходимо отметить, что банкротом может быть признана только коммерческая организация (за исключением казенных предприятий) или некоммерческая организация, действующая в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда. То есть к учреждениям (и большинству других форм некоммерческих организаций) это понятие не применяется.

Это правило закреплено и в нормах Гражданского кодекса РФ, и в Федеральном законе от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Однако об образовательных организациях в п.8 ст.39 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» (далее — Закон «Об образовании») написано, что они могут быть признаны банкротом на общих основаниях, установленных законодательством о банкротстве.

Как и большинство положений специального законодательства об образовании, эту норму можно понимать двояко. Либо имеется в виду, что банкротство для них возможно в том случае, если оно вообще возможно для некоммерческих организаций по законодательству о банкротстве, либо что именно для НОУ банкротство возможно на общих основаниях с юридическими лицами иных организационно-правовых форм. Вероятно, первый вариант толкования более правильный, так как процедура банкротства, урегулированная на сегодняшний день нормами особого законодательства, малоприменима для НОУ, учитывая, что ответственность по его долгам несет учредитель. В любом случае положения Гражданского кодекса РФ являются приоритетными по отношению к специальному законодательству, в том числе и к Закону «Об образовании», значит, признание НОУ банкротом невозможно.

Следовательно, НОУ может быть ликвидировано либо добровольно — по решению учредителей (или органа, уполномоченного на то учредительными документами организации), либо по решению суда. Суд может вынести решение о ликвидации организации из-за отсутствия у нее разрешения (лицензии) либо из-за запрещенной законом или не соответствующей ее уставным целям деятельности. В суд с требованиями о ликвидации образовательного учреждения по таким причинам могут обратиться государственные органы. Например, Министерство образования может потребовать в судебном порядке ликвидировать НОУ за ведение образовательной деятельности без лицензии.

Однако на практике самым распространенным случаем для НОУ является именно добровольная его ликвидация.

Ликвидация по решению учредителя

Общий порядок добровольной ликвидации юридических лиц изложен в ст.ст.61 — 64 Гражданского кодекса РФ. Процесс ликвидации можно разделить на следующие этапы:

  • принятие учредителями решения о ликвидации юридического лица и создание ликвидационной комиссии;
  • выявление кредиторов и принятие мер к возврату дебиторской задолженности;
  • составление промежуточного баланса;
  • удовлетворение требований кредиторов;
  • составление ликвидационного баланса.

Учредитель, прежде чем принимать решение о ликвидации НОУ, должен помнить, что в отличие от большинства организаций НОУ отвечает по своим обязательствам только имеющимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности требования кредиторов будут удовлетворены за счет имущества собственника учреждения. Поэтому учредителю необходимо оценить, достаточно ли у самого НОУ денег для расчетов с кредиторами и не приведет ли ликвидация НОУ к его собственному банкротству или финансовым проблемам.

Наступление банкротства учредителя возможно при следующем варианте развития ситуации. Учредитель, принимая решение о ликвидации НОУ, рассчитал погашение его кредиторской задолженности с учетом имеющихся в наличии у НОУ денежных средств и своевременного возврата дебиторской задолженности. Но часть дебиторов отказалась погасить свои долги. Процесс ликвидации не имеет обратной силы, и кредиторы заявили свои требования, а денег для их удовлетворения не хватает. В этой ситуации кредиторы в соответствии с п.6 ст.63 Гражданского кодекса РФ имеют право обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части своих требований за счет собственника учреждения. Тогда уже учредитель НОУ за счет своего имущества будет удовлетворять притязания кредиторов.

Если денежных средств и имущества собственника достаточно для погашения «кредиторки», то собственник, пусть с финансовыми потерями, но сохраняет свой статус действующего юридического лица. В противном случае он становится банкротом и может быть ликвидирован по решению суда (ст.65 Гражданского кодекса РФ). Подробно вся процедура банкротства юридических лиц отражена в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)».

Во избежание возможного банкротства учредителя НОУ целесообразно до вынесения учредителем решения о ликвидации НОУ проведение инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности и активов как у НОУ, так и у его учредителей.

Ликвидация по решению уполномоченного органа НОУ

НОУ также может быть ликвидировано по решению органа юридического лица, уполномоченного на это учредительными документами НОУ (п.4 ст.34 Закона «Об образовании»).

Отказ учредителей от права принимать решение о ликвидации созданного ими юридического лица, хотя и предусмотренный законом, может создать для них рискованную ситуацию. Передав решение этого вопроса в компетенцию органов управления НОУ, собственники рискуют потерять контроль над ситуацией. Это может создать угрозу их финансовому положению, так как именно учредители НОУ — последняя инстанция для удовлетворения требований кредиторов.

Приведем пример из практики. В уставных документах НОУ высшим органом управления является попечительский совет. К его компетенции относится принятие решения о ликвидации НОУ. При этом в составе нет ни одного представителя учредителей. На своем очередном заседании попечительский совет принял решение о ликвидации НОУ, сформировал ликвидационную комиссию, начав тем самым процедуру ликвидации. Учредитель, узнав об этом, выразил свое несогласие, но закон был на стороне попечительского совета, так как в соответствии и с Гражданским кодексом РФ, и с Законом N 7-ФЗ, и с учредительными документами попечительский совет был правомочен принимать такое решение. НОУ было ликвидировано.

Для того чтобы не возникали подобные проблемы, учредителям НОУ рекомендуется внимательно изучать уставные документы. Также следует обратить внимание на наличие возможных противоречий в компетенции различных органов управления НОУ. Различные органы управления НОУ не могут принимать решения по одним и тем же вопросам. Не допускается наделение полномочиями по принятию решения о ликвидации НОУ, например, общего собрания учредителей с одновременным наделением аналогичными полномочиями другого органа управления, например, директора.

Ликвидационная комиссия

После вынесения решения о ликвидации НОУ учредитель или орган, принявший решение о ней, назначает ликвидационную комиссию (ликвидатора), а также определяет порядок и сроки ликвидации НОУ. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходит управление делами образовательного учреждения. Ликвидационная комиссия от имени НОУ в случае необходимости выступает и в суде.

Формируя ликвидационную комиссию, в первую очередь следует руководствоваться уставными документами НОУ. В подавляющем большинстве случаев в уставных документах положения, регулирующие деятельность ликвидационной комиссии, носят чисто информационный характер. Это обусловлено тем, что законодательно не закреплены какие-либо специальные требования к членам ликвидационной комиссии. А также тем, что, создавая учреждение, его основатели меньше всего думают о ликвидации. Но если в уставных документах НОУ есть какие-либо специальные требования к членам ликвидационной комиссии (например, в ее состав не может входить директор), то их соблюдение строго обязательно.

Чаще всего ликвидационная комиссия формируется из трех человек, и ее работу возглавляет председатель. Как правило, в ее состав входят директор и главный бухгалтер организации, а также кто-либо из учредителей или их доверенных лиц.

В большинстве случаев работа в ликвидационной комиссии носит добровольный характер и не оплачивается, особенно это касается представителей учредителя, входящих в ее состав. Но если член комиссии работает на возмездной основе, то с ним заключают гражданско-правовой договор, в котором оговаривают условия оплаты его труда, перечень выполняемых обязанностей, сроки проведения мероприятий по ликвидации и т.д.

Если в состав ликвидационной комиссии входят сотрудники организации, то до момента окончания работы комиссии им начисляют и выплачивают заработную плату.

Порядок работы ликвидатора

В первую очередь ликвидационная комиссия сообщает о ликвидации НОУ в регистрирующий орган (налоговую инспекцию). Уведомление заполняют по установленной форме и представляют в налоговые органы в течение трех дней с момента вынесения решения о ликвидации.

Затем ликвидатор выявляет кредиторов. Для этого направляет им письменное уведомление и помещает в специализированных печатных изданиях публикации о ликвидации НОУ. В них должен быть указан срок, в течение которого кредиторы могут предъявить свои требования. Этот срок не может быть менее двух месяцев со дня опубликования сообщения. Обратите внимание, что при определении сроков ликвидации комиссия должна учитывать не только время, которое требуется кредиторам для предъявления своих требований, но и время, необходимое НОУ для их удовлетворения. Учредитель или орган, принявший решение о ликвидации, вправе установить любой срок более двух месяцев.

После этого комиссия принимает меры по возврату дебиторской задолженности. Это могут быть как устные или письменные требования, так и подача исковых заявлений в арбитражный суд о возврате задолженности недобросовестными дебиторами. Отметим, что если срок предъявления требований для кредиторов увеличен, то и у ликвидационной комиссии больше времени для принятия мер к возврату «дебиторки».

Далее комиссия рассматривает полученные требования кредиторов. Это позволяет определить количество и очередность удовлетворения их притязаний, а также размер кредиторской задолженности.

После выяснения задолженностей начинается очень важный этап — составление промежуточного ликвидационного баланса НОУ. В промежуточном балансе отражают финансовое состояние учреждения и перечень требований кредиторов, подлежащих удовлетворению. Также в нем учитывают результаты инвентаризации, которую проводят при ликвидации в обязательном порядке в соответствии с п.2 ст.12 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Промежуточный ликвидационный баланс утверждает учредитель или орган, принявший решение о ликвидации. Этот документ обязательно представляют в налоговую инспекцию.

Следующий этап — удовлетворение требований кредиторов. Это происходит в течение двух месяцев со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. Согласно ст.64 Гражданского кодекса РФ, очередность удовлетворения требований кредиторов выглядит следующим образом:

  • в первую очередь удовлетворяют требования граждан, перед которыми ликвидируемое НОУ несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью;
  • во вторую очередь рассчитываются по выходным пособиям и оплате труда с лицами, работающими в НОУ по трудовому договору, в том числе по контракту, а также по авторским договорам;
  • в третью очередь выполняют требования по обязательствам, обеспеченным залогом имущества НОУ;
  • в четвертую очередь погашают задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
  • в пятую очередь рассчитываются с другими кредиторами.

Согласно ст.19 Закона N 7-ФЗ, кредиторам пятой очереди выплаты начинают по истечении месяца с момента утверждения промежуточного ликвидационного баланса. То есть в течение первого месяца выплат должны быть удовлетворены требования первых четырех очередей последовательно. Такое требование вводится для того, чтобы погашение кредиторской задолженности не растягивалось во времени.

Когда все выплаты произведены, составляют ликвидационный баланс. В нем отражают состояние имущества и денежных средств НОУ после расчетов с кредиторами. Учредители или орган, принявший решение о ликвидации, утверждают ликвидационный баланс и представляют его в налоговый орган. Баланс может быть для учредителей как положительным (прибыльным), так и отрицательным (убыточным). В первом случае учредителю возвращают ранее переданное в оперативное управление имущество. Во втором случае учредитель видит кредиторскую задолженность, которую ему предстоит погасить за счет своего имущества. Ликвидационный баланс не может быть составлен ранее двух месяцев с момента публикации о ликвидации НОУ.

Последний шаг — уведомление налогового органа о ликвидации НОУ. Уведомления подают для внесения в реестры записи о ликвидации НОУ.

Кроме этих основных пунктов к обязанностям ликвидационной комиссии может быть отнесена передача в архивы налоговых органов бухгалтерской и налоговой отчетности НОУ, а в местный архив — личных дел сотрудников, уничтожение печатей и штампов учреждения, подготовка заявлений о снятии с учета во внебюджетных фондах и др. Закрытием расчетных счетов НОУ в кредитных организациях тоже занимается ликвидатор. О закрытии счетов обязательно уведомляют налоговый орган.

Ликвидация учреждения считается завершенной, а НОУ — прекратившим свое существование после внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Согласно ст.ст.44 и 49 Налогового кодекса РФ, налоговые обязательства прекращаются только после того, как организация, находящаяся в процессе ликвидации, рассчитается с бюджетом и внебюджетными фондами. Таким образом, пока идет процесс ликвидации, необходимо составлять налоговую отчетность и сдавать ее в налоговые органы в установленные сроки, а также уплачивать все налоги.

Имущество ликвидированного учреждения

Вопросы, связанные с имуществом ликвидированного НОУ, наиболее сложны. Это связано с тем, что учреждение может получать имущество из разных источников, что влечет за собой различие в правах собственности на него. На схеме показано два способа формирования имущества учреждения образования.

———————————¬ ——————————-¬
¦ Имущество учреждения ¦ ¦ Имущество, передаваемое ¦
¦ образования ¦<—+ собственником (здания, ¦
L—————T—————- ¦сооружения, оргтехника и т.д.)¦
¦/ L—————-T—————
———————————¬ ——————+————-¬
¦ Денежные средства, полученные ¦ ¦ Денежные средства, ¦
¦ от деятельности учреждения ¦ ¦ передаваемые собственником ¦
¦(оплата за обучение, проведение¦ ¦ по смете ¦
¦ семинаров, целевые взносы, ¦ L——————————-
¦ пожертвования и т.д.) ¦
L—————T—————-
—————-+—————¬
¦ Имущество, приобретенное за ¦
¦ счет средств, полученных от ¦
¦ деятельности (здания, ¦
¦ сооружения, оргтехника и т.д.)¦
L———————————

В первом случае непосредственная передача собственником имущества может происходить как в момент учреждения НОУ, так и в процессе его деятельности. К такой передаче относится, например, выделение средств по смете в целях финансирования деятельности НОУ. При втором способе имущество НОУ формируется за счет средств от самостоятельной деятельности и различного рода пожертвований, целевых взносов от юридических или физических лиц.

При первом способе формирования движимое и недвижимое имущество передается НОУ лишь в оперативное управление. Согласно п.1 ст.298 Гражданского кодекса РФ, НОУ не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться имуществом, переданным ему, а также приобретенным за счет средств, полученных по смете.

При втором способе полученное имущество не является имуществом, переданным в оперативное управление. Это положение подтверждается п.2 ст.298 Гражданского кодекса РФ. В нем сказано, что если учреждение имеет право на приносящую доход деятельность, то доходы, полученные от нее, как и приобретенное за счет такой деятельности имущество, поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.

Получается, что учреждение образования одновременно обладает двумя различными правами в отношении своего имущества — правом на оперативное управление на полученное от собственников имущество и иным вещным правом на имущество, приобретенное за счет собственных средств.

В данном случае юридическая природа права на приобретенное за счет собственных средств имущество весьма спорна. Ведь согласно ст.213 Гражданского кодекса РФ, учреждение, финансируемое собственником, в принципе не может являться собственником какого-либо имущества. Однако в соответствии с п.7 ст.39 Закона «Об образовании» образовательные учреждения имеют право собственности на денежные средства, имущество и иные объекты, переданные ему физическими и юридическими лицами в форме дара, пожертвования или по завещанию. Это же право распространяется и на продукты интеллектуального и творческого труда, являющиеся результатом деятельности НОУ, а также на доходы от его собственной деятельности и приобретенные на эти доходы объекты собственности.

То есть законодатель сделал исключение из общего правила именно для образовательных учреждений. Но это исключение настолько идет вразрез с общеправовой доктриной о том, что учреждение — это специальная организационно-правовая форма юридического лица, основанная на несобственном имуществе, что представляется несколько спорным. Вероятно, до внесения соответствующих изменений в законодательные акты в части разъяснения природы вещного права всех учреждений на имущество, приобретенное за счет собственных средств, однозначно трактовать это положение сложно.

Согласно п.7 ст.63 Гражданского кодекса РФ и п.3 ст.20 Закона N 7-ФЗ, имущество учреждения, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, передается собственнику учреждения, если иное не предусмотрено законодательством или учредительными документами. Но ст.63 Гражданского кодекса РФ не указывает, какое конкретно имущество при ликвидации НОУ должно быть передано собственнику.

Если у ликвидированного НОУ нет имущества, приобретенного за счет собственных средств, то все оставшееся имущество в полном объеме, ранее переданное НОУ учредителем на праве оперативного управления, возвращают учредителю. При этом, согласно ст.39 Налогового кодекса РФ, не возникает реализации и, следовательно, такая передача имущества не подлежит налогообложению.

Если же положения ст.63 Гражданского кодекса РФ применить в отношении имущества, приобретенного за счет собственных средств НОУ, то получается, что оно может быть передано как собственнику учреждения, так и иным юридическим или физическим лицам, которые указаны в учредительных документах НОУ.

В Гражданском кодексе РФ не содержится и прямых указаний о том, что собственником приобретенного в процессе деятельности учреждения имущества является учредитель НОУ. Это лишь косвенно следует из п.2 ст.299 Гражданского кодекса РФ, где сказано, что оно поступает опять же лишь в оперативное управление НОУ. Неясен и вопрос, каким образом должно распределяться имущество в том случае, если учредителей несколько.

Из-за такой неопределенности природы вещного права, которым обладает НОУ на самостоятельно приобретенное имущество, возникает вопрос: каким образом для целей налогообложения трактовать передачу этого имущества учредителю при ликвидации НОУ?

Основным критерием реализации для целей налогообложения ст.39 Налогового кодекса РФ определяет переход права собственности на имущество. Так вот, если следовать позиции, что учредитель становится собственником имущества НОУ в момент его приобретения учреждением, то при передаче этого имущества учредителю в процессе ликвидации не происходит реализации для целей налогообложения. Если же в соответствии с законодательством об образовании придерживаться позиции, что это имущество — собственность НОУ, то передача при ликвидации должна оцениваться как безвозмездная передача права собственности на имущество и признаваться для целей налогообложения реализацией.

Еще одним правовым казусом является п.10 ст.39 Закона «Об образовании». Там сказано, что при ликвидации образовательного учреждения его собственные денежные средства и иные объекты за вычетом платежей по покрытию своих обязательств направляются на цели развития образования в соответствии с уставом образовательного учреждения. Эта норма является практически невыполнимой, так как не разрешены вопросы как о собственности образовательных учреждений, так и о нормативном определении понятия «цели образовательного процесса».

Если следовать этому положению буквально, то имущество, полученное НОУ из иных источников и являющееся его собственностью, не может быть передано учредителю при ликвидации НОУ, если сам учредитель не является участником образовательного процесса.

Получается, что судьба такого имущества должна быть определена в уставе НОУ, так как в противном случае распоряжение им не представляется возможным. Причем в уставе должна быть оговорка о целевом использовании этого имущества его получателем.

Если же исходить из того, что норма Закона «Об образовании» о закреплении имущества на праве собственности за учреждением не подлежит применению, то собственником этого имущества является учредитель НОУ и при передаче проблем не возникает.

Вопросы вызывают и способы выполнения требований кредиторов образовательного учреждения. На схемах приведены варианты погашения кредиторской задолженности НОУ за счет имущества учреждения.

——————————————————————¬
¦ Имущество НОУ, полученное от учредителя на праве оперативного ¦
¦ управления ¦
L—————T————————————————-
¦/
——————————-¬ —————————-¬
¦Здания, сооружения, оргтехника¦<—>¦ Денежные средства, ¦
¦ и прочие основные средства ¦ /¦ ¦ передаваемые по смете ¦
L——————————- ¦ L—————————-
¦/
——————————————————————¬
¦ Требования кредиторов не подлежат удовлетворению за счет ¦
¦ имущества, полученного от учредителя ¦
L———————————T——————————-
¦/
—————————¬
¦ Требования кредиторов ¦
¦ удовлетворяются за счет ¦
¦ имущества учредителя ¦
L—————————

Невозможность взыскания кредиторской задолженности за счет имущества учреждения обусловлена следующими причинами:

  1. учреждение не является собственником переданного ему имущества, так как имущество получено на праве оперативного управления (ст.296 Гражданского кодекса РФ);
  2. учреждение не вправе распоряжаться имуществом, переданным или приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете (ст.298 Гражданского кодекса РФ). В данном случае денежные средства рассматриваются как имущество.

——————————————————————¬
¦ Имущество НОУ, приобретенное за счет средств, полученных ¦
¦ от результатов своей деятельности ¦
L——————————-T———————————
——————————¬ ¦ ——————————¬
¦ Здания, сооружения, ¦ ¦/ ¦Денежные средства, полученные¦
¦оргтехника и прочие основные¦<—>¦ от физических и/или ¦
¦ средства ¦ ¦ юридических лиц ¦
L————-T————— L—————T—————
¦/ ¦/
——————————¬ ——————————¬
¦ Требования кредиторов ¦ ¦ Требования кредиторов ¦
¦ не могут быть обращены ¦ ¦ удовлетворяются в полном ¦
¦ на данное имущество ¦ ¦ объеме ¦
L—————————— L——————————

Как видно из схем, требования кредиторов могут быть обращены только на денежные средства НОУ, полученные от результатов приносящей доход деятельности учреждения, при условии, что учредительными документами было закреплено его право на такую деятельность.

Прекращение образовательного процесса

В случаях прекращения деятельности государственного или муниципального гражданского образовательного учреждения учащихся переводят в другие учебные заведения (ст.50 Закона «Об образовании»). Для случая ликвидации негосударственного образовательного учреждения законодательство не содержит никаких разъяснений о том, как быть с обучающимися в нем лицами. Безусловно, необходимо вернуть остатки платы за обучение тем, кто обучался на платной основе. При этом студентов-платников в этом случае следует расценивать как кредиторов пятой очереди. Также всем обучавшимся необходимо выдать академические справки, в которых указывают количество прослушанных часов по каждому предмету и полученные оценки. Формы академической справки для средних и высших учебных заведений приведены в Постановлениях Госкомвуза России от 27 декабря 1995 г. N 8 и от 30 ноября 1994 г. N 9 соответственно.

В настоящий момент перевод обучающихся лиц НОУ в другие образовательные учреждения в обязательном порядке не предусмотрен.

Бухгалтерскую и налоговую отчетность при ликвидации юридического лица сдают в архив налоговых органов, сведения о работниках (личные дела, приказы и т.д.) — в местный архив, учредительные документы юридического лица остаются в распоряжении учредителей. А вот куда следует сдать сведения об обучавшихся в НОУ лицах, закон не регламентирует. Этот вопрос остается на усмотрение руководителей и учредителей ликвидированного НОУ. Все сведения об обучавшихся лицах можно по собственной инициативе передать в местный архив.

Е.В.Казакова

Юрисконсульт

компании ООО «Юриспруденция Финансы и Кадры»