Ликвидация основного средства проводки

Так называемый проект ликвидации ОПО разрабатывается специализированной проектной организацией, имеющей допуски СРО, штат квалифицированных специалистов и опыт соответствующих работ. Как правило, в проекте устанавливаются сроки, способы и последовательность выполнения работ на каждом этапе ликвидации объекта.
Документация на ликвидацию опасного производственного объекта должна содержать перечень мероприятий:

  • по освобождению ОПО от опасных веществ;
  • по подготовке оборудования ОПО к демонтажу и осуществлению процесса демонтажа;
  • по отключению ОПО от инженерных систем;
  • по сносу зданий и сооружений на ОПО;
  • по утилизации демонтированного оборудования и отходов после ликвидации.

Проект ликвидации ОПО в общем виде должен предусматривать:

  • меры, обеспечивающие промышленную безопасность и направленные на предупреждение аварий и ликвидацию их последствий;
  • меры, обеспечивающие безопасность с учетом геолого-сейсмических и климатических факторов;
  • меры, направленные на охрану окружающей среды;
  • меры, обеспечивающие пожарную безопасность;
  • меры по применению современных методов организации и технологии работ, чтобы уменьшить продолжительность ликвидации ОПО и т.д.

Проектная документация на ликвидацию ОПО, как правило, разрабатывается с учетом положений следующих нормативно-правовых актов:

  • Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».
  • Федеральный закон от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и подзаконные акты (ФНП, технические регламенты и т.д.).
  • Технические регламенты Таможенного союза (ТР ТС 010/2011, ТР ТС 032/2013 и др.)
  • МДС 12-46.2008 «Методические рекомендации по разработке и оформлению проекта организации строительства, проекта организации работ по сносу (демонтажу), проекта производства работ».

Обратите внимание: в процессе ликвидации ОПО организация, которая разработала соответствующую документацию, должна осуществлять авторский надзор (п. 3 ст. 8 ФЗ №116)
Согласно п. 1 статьи 8 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ, документация на ликвидацию ОПО (изменения, вносимые в такую документацию) подлежит экспертизе промышленной безопасности.
При этом ликвидация объекта без положительного заключения ЭПБ, внесенного в установленном порядке в реестр Ростехнадзора, не допускается.
Обратите внимание: разработка проекта ликвидации ОПО и проведение ЭПБ такой документации должны осуществляться разными организациями.
В ходе экспертизы документации на ликвидацию ОПО проводится анализ мероприятий, направленных на обеспечение промбезопасности при остановке объекта и исключение аварий и инцидентов при осуществлении «ликвидационных» работ (п. 21.5 Приказа Ростехнадзора от 14 ноября 2013 г. № 538 «Об утверждении ФНП «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности»).

Ликвидация Основных Средств

Смотреть что такое «Ликвидация Основных Средств» в других словарях:

  • ЛИКВИДАЦИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ — демонтаж основных средств, не пригодных для дальнейшей эксплуатации в результате их износа или экономической нецелесообразности. См. т.ж. ЗАТРАТЫ НА ЛИКВИДАЦИЮ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ … Энциклопедический словарь экономики и права

  • ЛИКВИДАЦИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ — процесс демонтажа (разборки) объектов основных средств, не пригодных для дальнейшего использования в результате их износа, или объектов, эксплуатация и ремонт которых экономически нецелесообразны. В процессе Л.о.с. предприятия несут определенные… … Большой экономический словарь

  • ВЫБЫТИЕ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ — ликвидация, реализация, передача другим предприятиям и гибель от стихийных бедствий объектов, числящихся в составе основных средств. Выбывшие основные средства списываются с бухгалтерского баланса по полной первоначальной стоимости или… … Большой бухгалтерский словарь

  • ВЫБЫТИЕ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ — ликвидация, реализация, передача другим предприятиям и гибель от стихийных бедствий объектов, числящихся в составе основных средств. Списание этих объектов производится в соответствии с действующим законодательством … Большой экономический словарь

  • выбытие основных средств — Ликвидация, реализация, передача другим предприятиям и гибель от стихийных бедствий объектов, числящихся в составе основных средств. Выбывшие основные средства списываются с бухгалтерского баланса по полной первоначальной стоимости или… … Справочник технического переводчика

  • Инвентаризация основных средств — может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов один раз в пять лет. До начала инвентаризации основных средств целесообразно проверить: наличие и состояние инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

  • ВЫБЫТИЕ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ — реализация, ликвидация, передача другим предприятиям основных средств, числящихся на балансе предприятия. Выбывшие основные средства списываются с бухгалтерского баланса по полной первоначальной или восстановительной стоимости. Основанием для… … Энциклопедический словарь экономики и права

  • Выбытие Основных Средств — англ. retirement of capital funds ликвидация, реализация, передача, а также гибель от стихийных бедствий элементов из состава основных средств. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

  • Выбытие основных средств — ликвидация, реализация, передача другим хозяйствующим субъектам, гибель от стихийных бедствий объектов, числящихся в составе основных фондов … Жилищная энциклопедия

  • Учёт основных средств — учёт наличия и движения основных средств (См. Основные средства), их износа и ремонта. Важнейшими задачами У. о. с. в СССР являются правильное документальное оформление движения основных средств, контроль за сохранностью объектов,… … Большая советская энциклопедия

Основные фонды не обладают вечным ресурсом, а потому изнашиваются и требуют восстановления или модернизации. Однако, привести объект к желаемому результату зачастую невозможно, и тогда встает вопрос о его ликвидации. Разберемся с особенностями этого процесса.

Оформление и учет ликвидации основных средств

ОС ликвидируется обычно в том случае, если становится непригодным вследствие физического износа. Хотя существует немало других причин для ликвидации неэффективного имущества (например, моральное устаревание).

Предваряет процесс ликвидации создание комиссии, куда обычно входят специалисты, ответственные за сохранность и эксплуатацию ОС, главный бухгалтер, работники техотдела компании и др.

Комиссия осматривает объект, оценивает его состояние, рассматривает возможность его дальнейшего применения, определяет причины выбытия. Если непригодность ОС стала следствием нанесенного ущерба, то выявляется виновник подобного состояния объекта и в акт осмотра вносится предложение о привлечении его к ответственности.

Комиссией:

  • определяется возможность использования деталей, узлов, других материалов, снятых с ликвидируемого имущества и дается их оценка на базе текущих рыночных цен, получить информацию о которых можно в специализированных организациях;

  • осуществляется изъятие из имеющихся в списываемом объекте цветных и драгметаллов, устанавливается их вес и контролируется процедура передачи на склад.

Все перечисленные аспекты находят отражение в акте формы № ОС-4 на списание объекта. Помимо них в акте указывают информацию о списываемом объекте (дата ввода в состав ОС, год выпуска, срок полезного использования (СПИ), стоимость первоначальная/восстановительная, сумма износа, причины выбытия, наличие полезных остатков, состояние основных частей объекта).

Бухгалтер рассчитывает доход от списания (стоимость утилизируемого имущества) и стоимость приходуемых ТМЦ, а также учитывает все затраты, которые понесла компания при демонтаже объекта. Материалы от ликвидации объекта ОС, фирма вправе использовать в производстве или продать сторонним потребителям.

Ликвидация объекта основных средств: проводки

Объект, подлежащий ликвидации, списывается с бухучета в соответствии с ПБУ 6/01. Все доходы и затраты, понесенные при этом, фиксируются в том периоде, к которому относятся, и зачисляются на счет 91.

Для упорядочения учета выбывания ОС к сч.01 открывают специальный субсчет (01/выбытие ОС, или 01/2) в дебет этого счета переносят стоимость имущества, в кредит – сумму амортизации по нему. Проводки:

Операции

Д/т

К/т

Списана первоначальная стоимость (ПС) объекта ликвидации

01/Выбытие ОС

Списан начисленный износ

01/Выбытие ОС

Списана остаточная стоимость (Ост)

01/Выбытие ОС

Учтены расходы по ликвидации основных средств

20, 26,60,76

Оприходованы материалы от ликвидации основных средств

Пример ликвидации основных средств (проводки)

Решением комиссии в компании 25.02.2019 списывается физически и морально устаревшее оборудование первоначальной стоимостью (ПС) 400 тыс. руб. Начисленный износ на момент списания – 380 тыс. руб. Демонтаж объекта произведен силами подрядной организации на УСН, услуги которой составили 12 тыс. руб.

После ликвидации оприходован лом черных металлов на сумму 28 тыс. руб., цветных – на 20 тыс. руб.

Проводки:

Операции

Д/т

К/т

Сумма, руб.

Списана ПС ликвидируемого оборудования

400 000

Отражен начисленный износ

380 000

Списана Ост

20 000

Учтена сумма затрат по ликвидации

12 000

Услуги подрядчика оплачены

12 000

Оприходован металлолом от выбытия объекта (28000 + 20000)

48 000

Отражена прибыль от ликвидации (28000 + 20000 – 20000 — 12000)

16 000

Частичная ликвидация основного средства: проводки

При ликвидации части объекта комиссией оформляется акт, в котором определяется доля выбывающего имущества в процентах от общего объема объекта. На базе полученного процента вычисляется первоначальная и остаточная стоимость, а также сумма износа, приходящиеся на часть ликвидируемого объекта. При списании части объекта корректируется его оставшаяся первоначальная стоимость, а начисление амортизации после выбытия осуществляется уже исходя из нее.

Пример учета частичной ликвидации ОС — проводки

С 10-го по 28 февраля 2019 проведена частичная ликвидация силового оборудования первоначальной стоимостью 600 тыс. руб. СПИ объекта – 120 мес. На 28.02.2019 он составил 100 мес. Комиссия установила долю списываемого имущества – 15% от стоимости объекта.

На 01.03.2019 данные по ликвидируемой доле составили:

  • норма амортизации – 0,833% (1/120 х 100);

  • ПС выбывающей части – 90 000 руб. (600 000 х 15%);

  • размер начисленного износа по ликвидируемой доле – 75 000 руб. (90 000/120 х 100 мес.);

  • Ост выбывающей доли – 15000 руб. (90 000 – 75 000);

  • начисленная амортизация по всему объекту ОС – 500 000 руб. (600 000 / 120 х 100);

  • Ост оборудования – 100 000 руб. (600 000 – 500 000);

  • скорректированная Ост объекта на сумму Ост выбывающей части – 85 000 руб. (100 000 – 15 000);

  • скорректированная ПС объекта – 510000 руб. (600000 – 90000).

По ликвидируемой части объекта бухгалтер оформит проводки:

Операции

Д/т

К/т

Сумма

Списана ПС

90 000

Износ

75 000

Списана Ост

15 000

Отражен убыток от ликвидации (90000 – 75000)

15 000