Лицензирование аудиторской деятельности

отменен/утратил силу Редакция от 27.04.1999 Подробная информация

Наименование документ ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 06.05.94 N 482 (ред. от 27.04.99) «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (вместе с «ПОРЯДКОМ ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ НА ПРАВО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ», «ПОРЯДКОМ ВЫДАЧИ ЛИЦЕНЗИИ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»)
Вид документа постановление, порядок
Принявший орган правительство рф
Номер документа 482
Дата принятия 01.01.1970
Дата редакции 27.04.1999
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус отменен/утратил силу
Публикация
  • В данном виде документ опубликован не был —
  • (в ред. от 06.05.94 — «Российская газета», N 94, 20.05.94;
  • «Собрание законодательства РФ», 1994, N 4, ст. 365)
Навигатор Примечания

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 06.05.94 N 482 (ред. от 27.04.99) «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (вместе с «ПОРЯДКОМ ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ НА ПРАВО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ», «ПОРЯДКОМ ВЫДАЧИ ЛИЦЕНЗИИ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»)

ПОРЯДОК ВЫДАЧИ ЛИЦЕНЗИИ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(в ред. Постановления Правительства РФ от 27.04.99 N 472)

1. Настоящий порядок разработан в соответствии с Временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. N 2263 «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации».

2. Лицензирование аудиторской деятельности проводится с целью обеспечения контроля государства за соблюдением требований законодательства Российской Федерации, предъявляемых к аудиторской деятельности.

3. Аудиторы, работающие самостоятельно, а также аудиторские фирмы, том числе иностранные и созданные совместно с иностранными юридическими и физическими лицами, вправе заниматься аудиторской деятельностью в Российской Федерации только при наличии лицензии на осуществление аудиторской деятельности (далее именуется — лицензия).

4. Лицензии выдаются только на осуществление:

банковского аудита;

аудита страховых организаций и обществ взаимного страхования (аудита страховщиков);

аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов;

общего аудита (аудита иных экономических субъектов).

Лицензии выдаются по единой форме согласно Приложению.

5. Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации выдает генеральные лицензии на осуществление аудиторской деятельности.

В целях организации лицензионной работы в области аудита генеральные лицензии первоначально выдаются:

Министерству финансов Российской Федерации — на лицензирование аудита бирж, внебюджетных фондов, инвестиционных институтов и общего аудита;

Федеральной службе России по надзору за страховой деятельностью — на лицензирование аудита страховых организаций и обществ взаимного страхования (аудита страховщиков);

Центральному банку Российской Федерации — на лицензирование банковского аудита.

6. Для проведения лицензирования аудиторской деятельности на основании генеральной лицензии Министерство финансов Российской Федерации, Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью и Центральный банк Российской Федерации создают центральные аттестационно-лицензионные аудиторские комиссии (далее именуются — центральные комиссии) с соответствующими рабочими аппаратами.

Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации по представлению Министерства финансов Российской Федерации, Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью и Центрального банка Российской Федерации путем выдачи дополнительных генеральных лицензий может наделять полномочиями по лицензированию аудиторской деятельности иные государственные органы.

7. В соответствии с заявлением аудитора (аудиторской фирмы) лицензии выдаются на срок от одного года до пяти лет.

За выдачу лицензии с аудиторов и аудиторских фирм взимается сбор, размер которого устанавливается Правительством Российской Федерации.

При отказе в выдаче лицензии либо при отказе аудитора (аудиторской фирмы) от получения лицензии сбор за ее выдачу не возвращается.

8. Лицензия выдается аудитору, работающему самостоятельно, или аудиторской фирме на основании соответствующего заявления с Приложением:

а) для аудитора, работающего самостоятельно, — нотариально заверенных копий квалификационного аттестата и свидетельства о государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации в качестве предпринимателя, действующего без образования юридического лица; сведений о месте жительства; квитанции об уплате сбора за выдачу лицензии;

б) для аудиторской фирмы — нотариально заверенных копий учредительных документов со всеми изменениями и дополнениями к ним, копий свидетельства о государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации; справки банка либо иных документов, подтверждающих оплату уставного капитала (уставного фонда) и его структуру; сведений о ее руководителях, их заместителях и работающих в фирме аттестованных аудиторах; квитанции (платежного поручения) об уплате сбора за выдачу лицензии.

Перечисленные документы (кроме квитанции (платежного поручения) об уплате сбора) представляются в 2-х экземплярах.

9. Заявление о выдаче лицензии должно быть рассмотрено в течение 60 дней с даты представления всех необходимых документов.

Решение о выдаче лицензии оформляется протоколом соответствующей центральной комиссии. Лицензия должна быть выдана заявителю в течение недели со дня принятия решения.

10. Центральная комиссия может отказать в выдаче лицензии, если какие-либо из представленных для ее получения документов не соответствуют требованиям Временных правил аудиторской деятельности в Российской Федерации, а также настоящего Порядка. В этих случаях центральная комиссия доводит до сведения аудитора (аудиторской фирмы) мотивированный отказ в выдаче лицензии в письменном виде.

Аудитор и аудиторская фирма вправе обжаловать решение об отказе в выдаче лицензии в установленном порядке в суд или арбитражный суд.

11. По заявлению заинтересованного экономического субъекта, а также по собственной инициативе или по предложению прокурора центральная комиссия может назначить проверку качества аудиторской проверки (перепроверку), проводимую собственными силами либо привлеченной аудиторской фирмой за счет средств заинтересованного экономического субъекта или центральной комиссии.

Обнаружение неквалифицированного проведения аудиторской проверки, приведшей к убыткам для государства или для экономического субъекта, является основанием для применения к аудитору (аудиторской фирме) мер ответственности, установленных Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. N 2263 «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации».

12. Лицензии могут быть аннулированы в случае:

а) обнаружения после выдачи лицензии факта представления аудитором (учредителем аудиторской фирмы) недостоверных сведений;

б) осуществления аудитором (аудиторской фирмой) аудиторской деятельности, не предусмотренной выданной ему лицензией;

в) предоставления аудитором (аудиторской фирмой) полученных им в ходе аудита сведений третьим лицам без разрешения собственника (руководителя) экономического субъекта, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

г) вступления в законную силу приговора суда, предусматривающего наказание лица, занимающегося аудиторской деятельностью, в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в сфере финансово-хозяйственных отношений;

д) умышленного сокрытия аудитором (аудиторской фирмой) обстоятельств, исключающих возможность проведения аудиторской проверки экономического субъекта;

е) неоднократного неквалифицированного проведения аудиторских проверок или оказания аудиторских услуг.

Аннулирование лицензий по иным основаниям не допускается.

13. Аннулирование лицензии производится выдавшей ее комиссией, которая в письменном виде сообщает о принятом решении аудитору (аудиторской фирме).

Аудитор (аудиторская фирма) вправе обжаловать решение об аннулировании лицензии в установленном порядке в суд или арбитражный суд.

14. Осуществление юридическим или физическим лицом аудиторской деятельности без полученной в установленном порядке лицензии является основанием для применения к нему мер ответственности, установленных Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. N 2263 «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации».

15. Центральные комиссии ведут государственные реестры аудиторов и аудиторских фирм, получивших лицензию. Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации организует ведение единого государственного реестра аудиторов и аудиторских фирм, получивших лицензию.

В государственный реестр включаются следующие данные:

по аудиторам, работающим самостоятельно, — фамилия, имя, отчество, юридический адрес, расчетный счет, номер средств связи, номер, дата выдачи и срок действия квалификационных аттестатов аудитора;

по аудиторским фирмам — наименование фирмы, юридический адрес, номера средств связи, расчетный счет, сведения о структуре уставного капитала (уставного фонда) фирмы и ее учредителях, сведения о руководителях фирмы, их заместителях и работающих в фирме аттестованных аудиторах (фамилия, имя, отчество, номер, дата выдачи и срок действия квалификационных аттестатов).

Аудиторы и аудиторские фирмы обязаны в недельный срок сообщать соответствующей центральной комиссии об изменениях в регистрационных данных для внесения уточнений в государственный реестр. Нарушение этого требования рассматривается как представление недостоверных сведений.

16. Сведения о выдаче (аннулировании) лицензий, об аудиторах и аудиторских фирмах, включенных в единый государственный реестр, публикуются в центральных печатных органах и местных печатных органах тех регионов, на территориях которых осуществляют аудиторскую деятельность соответствующие аудиторы и аудиторские фирмы.

17. Взамен утерянной (утраченной) лицензии, срок действия которой не истек, по заявлению аудитора (руководителя аудиторской фирмы) может быть выдан дубликат. За выдачу дубликата взимается сбор в размере 50 процентов от суммы сбора за выдачу лицензии.

Данный Порядок утратил силу кроме норм, касающихся порядка выдачи лицензий на осуществление банковского аудита — Постановление Правительства РФ от 27.04.99 N 472

Приложение
к Порядку выдачи лицензии
на осуществление аудиторской
деятельности

ЛИЦЕНЗИЯ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

26

Введение.

Аудиторская деятельность – это предпринимательская деятельность. Но не смотря на это, этот вид предпринимательской деятельности затрагивает интересы не только аудиторских фирм и аудируемых лиц, но и государства. Именно поэтому государство устанавливает особый контроль за деятельностью аудиторских кампаний через лицензирование данного вида деятельности. Этот вопрос и обуславливает актуальность темы курсовой работы «Лицензирование аудиторской деятельности».

Целью курсового исследования является изучение основы и механизма лицензирования аудиторской деятельности. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1)Характеристика аудиторской деятельности, её целей и задач;

2) Исследование законодательства в сфере аудиторской деятельности;

3) Рассмотрение сущности лицензирования, как метода контроля государства за соблюдением законодательства в области аудита;

4) Рассмотрение порядка выдачи лицензии на право осуществления аудиторской деятельности.

Объект исследования – аудиторская деятельность.

Предмет исследования – порядок лицензирования аудиторской деятельности.

При написании курсовой работы использовались различные методы исследования, такие как анализ библиографических источников и нормативно-правовых актов, систематизация материала, выборка и другие.

Методологической основой для написания курсовой работы послужили труды специалистов в области аудита и нормативно-правовые акты, регламентирующие в нашей стране аудиторскую деятельность.

Курсовая работа состоит из двух частей.

В первой части раскрываются общие вопросы, касательно аудиторской деятельности. Здесь рассматриваются её цели и задачи, а также даётся краткая характеристика законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность, в то м числе её лицензирование

Во второй главе раскрывается сущность лицензирования, а также порядок выдачи лицензии на занятие аудиторской деятельности.

Глава 1. Понятие аудиторской деятельности.

1.1. Аудиторская деятельность, её цели и задачи.

Аудиторский контроль широко применяется в мировой практике. В его основе лежит взаимная заинтересованность государства, администраций предприятий и их владельцев в достоверности учёта и отчётности.

Что касается Российской Федерации, то здесь развитие аудита в современном его понимании началось относительно недавно. В условиях плановой, централизованно управляемой экономики потребность в независимом финансовом контроле в РФ не возникала. Его вполне заменяла система ведомственного и вневедомственного контроля, направленная на выявление нарушений и злоупотреблений в финансово-хозяйственной деятельности предприятий, ошибок и отступлений в отчетности, нахождение и наказание виновных.

Развитие рыночных отношений обуславливает необходимость принятия большого количества новых нормативных документов, регламентирующих вопросы деятельности предприятий, бухгалтерского учета и отчетности, налогообложения и порядка формирования себестоимости продукции. В связи с этим появились первые нарушения (порой неумышленные) в соблюдении требований нормативных документов, относящихся к хозяйственной деятельности предприятия. Органы, на которые возлагались обязанности по оказанию помощи предприятиям в правильности применения тех или иных законодательных актов, сами, в силу их малочисленности и перегруженности работой, оказались не готовы к такой работе. В связи с этим возникла необходимость создания новой формы контроля за деятельностью предприятий, который включал бы в себя консультирование по вопросам организации и ведения бухгалтерского учета, правильности исчисления налогов, правовой позиции и другие виды услуг.

Собственники и прежде всего коллективные собственники, а также кредиторы лишены возможности самостоятельно убедиться в том, что все многочисленные операции предприятия, зачастую очень сложные, законны и правильно отражены в отчетности. Так как обычно они не имеют доступа к учетным записям, соответствующего опыта, поэтому нуждаются в услугах аудиторов. Независимое подтверждение информации о результатах деятельности предприятий и соблюдении ими законодательства необходимо государству для принятия решений в области экономики и налогообложения. Аудиторские проверки необходимы государственным органам, судам, прокурорам и следователям для подтверждения интересующей их финансовой отчетности.

Понятие аудита намного шире, чем ревизии или других форм контроля, так как включает в себя «не только проверку достоверности финансовых показателей, но и разработку предположений по улучшению хозяйственной деятельности предприятий с целью рационализации расходов и оптимизации налогов» . Понятие аудиторской деятельности определяется Федеральным законом «Об аудиторской деятельности в РФ».

Аудиторская деятельность, аудит -предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой(бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.

В теории существуют некоторые разногласия по поводу определения аудита, но не смотря на это, практически все авторы подчеркивают ту или иную его особенность:

1) независимость;

2) платность;

3)конфиденциальность.

Иногда его рассматривают слишком узко и ограничивают только проверкой отчетности негосударственных структур. В других случаях крайне широко, отождествляя с любой бухгалтерской деятельностью. Такой разброс в понимании аудита связан еще и с тем, что это понятие принято из западной литературы. В странах с развитой рыночной экономикой, где аудит возник уже давно, понятие аудита трактуют весьма многообразно. В Англии под аудитом понимается независимая проверка и выражение мнения о финансовой отчетности предприятия. При этом термин «аудит» применяется не только при проверке предприятий, попадающих под действие закона «О компаниях» или закона о промышленных или других обществах, но и при составлении проверки правительственных учреждений и местных органов власти, а также при оказании клиентам аудиторских услуг по соглашению.

Под аудитом понимается процесс снижения до приемлемого уровня информационного риска (т.е. вероятности того, что в финансовых отчетах содержатся ложные или неточные сведения) для пользователей финансовых отчетов. Проверку достоверности отчетности предприятия, соблюдение действующего законодательства и составления аудиторского заключения по этому вопросу выполняет независимый аудитор. Существует несколько определенных правил, касающихся деятельности аудиторов:

1. свободный выбор аудиторов (аудиторской фирмы) хозяйственными субъектами;

2. договорные отношения между аудитором и клиентом, позволяющие аудитору самому выбирать своего клиента и быть независимым от указаний каких-либо государственных органов;

3. возможность отказать клиенту в выдаче аудиторского заключения до устранения отмеченных недостатков;

4. невозможность аудиторской проверки при родственных или деловых отношениях с клиентом, превышающих договорные отношения по поводу аудиторской деятельности;

5. запрещение аудиторам и аудиторским фирмам заниматься хозяйственной, коммерческой и финансовой деятельностью, не связанной с выполнением аудиторских, консультационных и других разрешенных законом услуг.

(бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Аудитор выражает свое мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности во всех существенных отношениях» .

Несмотря на то, что мнение аудитора может способствовать росту доверия к финансовой (бухгалтерской) отчетности, пользователь не должен принимать данное мнение ни как выражение уверенности в непрерывности деятельности аудируемого лица в будущем, ни как подтверждение эффективности ведения дел руководством данного лица.

При выполнении своих профессиональных обязанностей аудитор должен руководствоваться нормами, установленными профессиональными аудиторскими объединениями, членом которых он является (профессиональными стандартами), а также следующими этическими принципами:

1) независимость;

2) честность;

3) объективность;

4) профессиональная компетентность и добросовестность;

5) конфиденциальность;

6) профессиональное поведение.

Аудитор в ходе планирования и проведения аудита должен проявлять профессиональный скептицизм и понимать, что могут существовать обстоятельства, влекущие за собой существенное искажение финансовой (бухгалтерской) отчетности. Проявление профессионального скептицизма означает, что аудитор критически оценивает весомость полученных аудиторских доказательств и внимательно изучает аудиторские доказательства, которые противоречат каким-либо документам или заявлениям руководства либо ставят под сомнение достоверность таких документов или заявлений. Профессиональный скептицизм следует проявлять в ходе аудита, чтобы, в частности, не упустить из виду подозрительные обстоятельства, не сделать неоправданных обобщений при подготовке выводов, не использовать ошибочные допущения при определении характера, временных рамок и объема аудиторских процедур, а также при оценке их результатов.

При планировании и проведении аудита аудитор не должен исходить из того, что руководство аудируемого лица является бесчестным, но не должен предполагать и безоговорочной честности руководства. Устные и письменные заявления руководства не являются для аудитора заменой необходимости получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства для подготовки разумных выводов, на которых можно было бы базировать аудиторское мнение.

Исходя из поставленных целей, задачи аудитора состоят:

— в оценке уровня бухгалтерского учета, квалификации учетных кадров, качество обработки информации (особенно первичной документации), правильность и законность совершения бухгалтерских записей;

— в оказании помощи предприятиям путем рекомендаций по устранению недостатков, особенно тех нарушений, которые непосредственно повлияли на финансовые результаты, сказались на достоверности показателей отчетности;

— в необходимости оценки не только прошлых фактов и существующих в данный момент положений, но и ориентировании руководства проверяемой организации на те будущие события, которые способны повлиять на хозяйственную деятельность и конечный результат.

В последнее время в деятельности аудиторов появилась еще одна очень важная задача – это оказание помощи предприятиям в защите их интересов в налоговых органах и арбитражных судах.

Во всех странах к профессиональным и моральным качествам аудиторов предъявляются самые высокие требования. Такое отношение обусловлено общественной значимостью выполняемых аудиторами функций.

Принципиальные требования к уровню профессиональной подготовки аудиторов закреплены в ст.15 Закона об аудиторской деятельности.

Для удостоверения профессиональной компетентности лиц, претендующих на занятие аудиторской деятельностью, законодатель устанавливает довольно высокие требования.

Обязательным требованием является наличие у аудитора высшего экономического и (или) юридического образования, полученного в российских образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию. К числу обязательных относится также опыт работы по экономической или юридической специальности не менее трех лет. Интересен тот факт, что в Швеции, к примеру, для допуска к экзамену на утвержденного аудитора (первая квалификационная ступень аттестации) необходим практический опыт непосредственной аудиторской работы под руководством аттестованного (утвержденного или уполномоченного) аудитора не менее трех лет. Для допуска к экзамену на уполномоченного аудитора (аудитор высшей квалификации) необходим пятилетний стаж аудиторской работы, причем в последние два года аудитор должен участвовать в аудиторской проверке крупных предприятий с особо сложными условиями проведения проверки под руководством уполномоченного аудитора*(746).

Дополнительные требования к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора, порядок проведения аттестации, перечень документов, подаваемых вместе с заявлением о допуске к аттестации, количество и типы аттестатов, программы квалификационных экзаменов и порядок их сдачи определяются уполномоченным федеральным органом.

Законом об аудиторской деятельности устанавливается также, в каких случаях квалификационный аттестат аудитора может быть аннулирован:

если вступил в законную силу приговор суда, предусматривающий наказание в виде лишения права заниматься аудиторской деятельностью в течение определенного срока;

если установлен факт получения квалификационного аттестата аудитора с использованием подложных документов;

если установлен факт систематического нарушения аудитором при проведении аудита требований законодательства РФ или федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;

если установлен факт подписания аудитором аудиторского заключения без проведения аудиторской проверки и т.д. (п.1 ст.16).

При этом аннулирование квалификационного аттестата осуществляется на основании мотивированного решения уполномоченного федерального органа. Данное решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня получения решения об аннулировании квалификационного аттестата аудитора.

До момента введения в действие Закона порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности регулировался Временными правилами, постановлением Правительства РФ от 6 мая 1994 г. N 482 «Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности», а также Правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Образование аудитора».

Для лицензирования аудиторской деятельности и аттестации аудиторов по соответствующим направлениям в структуре Министерства финансов РФ и ЦБ РФ функционировали Центральные аттестационно-лицензионные Комиссии (ЦАЛАКи).

Наряду с перечисленными выше требованиями аттестация включала также сдачу экзаменов по Программе, утвержденной ЦАЛАК Министерства финансов РФ и состоящей из пяти разделов: основы правового регулирования имущественных отношений, бухгалтерский учет и отчетность, налогообложение юридических и физических лиц, финансы предприятий, аудит.

Реализация этой Программы достигалась путем специфического построения процесса профессионального обучения аудиторов, первый этап которого представлял собой обучение с отрывом или без отрыва от производства, продолжительность которого зависела от базового образования и опыта работы. Так, для лиц, имеющих специальное бухгалтерское (финансовое) вузовское образование и опыт работы на руководящих и бухгалтерских должностях не менее пяти лет, — не менее 240 часов аудиторной подготовки, для других категорий претендентов — не менее одного года очной или трех лет очно-заочной формы обучения.

По данным статистики, за 2001 г. ЦАЛАК выдал 1666 аудиторских лицензий. Всего за восемь лет работы Комиссии была выдана 8601 лицензия и аттестованы 42 тыс. аудиторов.

В настоящее время, согласно положениям Закона, данная Комиссия ликвидирована, и ее функции унаследовал совет по аудиторской деятельности при Министерстве финансов РФ, хотя до сих пор не утверждено ни Положение о совете, ни Положение об аккредитации при Министерстве финансов РФ аудиторских профессиональных объединений, из которых на 50% должен состоять этот совет*(747).

Между тем, как показывает практика, именно эти вопросы вызывают наибольшие разногласия в аудиторском сообществе. Одни из аудиторов считают, что в совете по аудиторской деятельности должны быть представлены региональные профессиональные объединения аудиторов, другие утверждают, что это должны быть объединения федерального уровня. Ситуация усугубляется тем, что большое количество банков стало клиентами нелицензионных аудиторов (представительство Andersen, ФБК, АРНИ, «Руфаудит», «Аудит-сервис» и др.), поскольку ЦБ РФ прекратил выдавать лицензии на осуществление банковского аудита, а уполномоченный федеральный орган тогда еще создан не был. Данная ситуация не исключает возможности судебного оспаривания акционерами банков заключений, сделанных аудиторами, срок действия лицензий которых истек в процессе аудита банка*(748).

Лицензирование аудиторской деятельности предусмотрено новым Законом о лицензировании, вступившим в действие с 10 февраля 2002 г. Именно в этот момент было принято постановление Правительства РФ от 6 февраля 2002 г. «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации», согласно которому уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование аудиторской деятельности, стало Министерство финансов РФ, на которое и были возложены функции аттестации аудиторов, а также лицензирование их деятельности.

Аудиторская деятельность лицензируется в целях осуществления государственного контроля за соблюдением аудиторами и аудиторскими организациями требований законодательства РФ. Наличие аттестата у аудитора при отсутствии лицензии не дает ему права заниматься аудиторской деятельностью в качестве предпринимательской.

Ранее в России функционировала следующая система лицензирования аудита: Комиссия по аудиторской деятельности выдавала генеральные лицензии на проведение аудита (Министерству финансов РФ — в области общего аудита, аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов, страховых организаций и обществ взаимного страхования, Банку России — в области банковского аудита), а ЦАЛАКи вели государственные реестры аудиторов и аудиторских организаций, получивших лицензию.

Принятие Закона о лицензировании, а также Закона об аудиторской деятельности изменили ситуацию в этой сфере, что повлекло за собой изменения в системе правового регулирования аудита. В соответствие с названными законами должно быть приведено Положение о лицензировании отдельных видов аудиторской деятельности, в частности, Правительством РФ должно быть предусмотрено, оказание каких отдельных видов сопутствующих аудиту услуг требует получения соответствующей лицензии. (Временные правила не предусматривали выдачу лицензий для осуществления подобного рода услуг.)

Следует заметить, что и в зарубежных странах механизм аттестации и лицензирования аудиторской деятельности призван обеспечить соблюдение высокого профессионального уровня выполнения аудитором его обязанностей. В качестве примера обратимся к практике США.

Основными профессиями в практике аудита США являются:

присяжный бухгалтер (СРА);

присяжный внутренний аудитор (CIA);

присяжный аудитор информационных систем (CISA);

Получить лицензию штата на ведение практики и иметь право на звание присяжного бухгалтера могут только лица, сдавшие экзамен на CPA и отвечающие требованиям комиссии штатов. Несмотря на то что в разных штатах установлены различные требования к образованию и опыту работы, как правило, в большей их части лицензии на ведение аудита выдаются лишь при наличии у аудитора практического опыта. Экзамен на звание присяжного внутреннего аудитора проводит правление Института внутренних аудиторов. Сертификат внутреннего аудитора удостоверяет квалификацию, но не предусматривает выдачу лицензии на осуществление практической деятельности.

Экзамен на звание присяжного аудитора информационных систем проводится в соответствии с требованиями, разработанными Службой проверки образования по заказу Фонда аудиторов*(749).

Утверждены постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 июня 1999 г. N 878

Общие положения

1. Настоящие Правила устанавливают порядок и условия выдачи лицензии, а также квалификационные требования, предъявляемые к лицензированию аудиторской деятельности.

2. Настоящие Правила не распространяются на лицензирование аудита банковской и страховой деятельности.

Примечание

3. Лицензия на осуществление аудиторской деятельности выдается Министерством финансов Республики Казахстан (далее — Лицензиар) аудиторам и аудиторским организациям (далее — Лицензиат), отвечающим квалификационным требованиям к лицензированию аудиторской деятельности, установленным настоящими Правилами.

4. Лицензия на осуществления аудиторской деятельности иностранными аудиторскими организациями выдается на тех же условиях, что и юридическим лицам Республики Казахстан, при условии, что соответствующие аудиторские организации являются резидентами Республики Казахстан.

5. Лицензия на осуществление аудиторской деятельности является генеральной и выдается лицензиату без ограничения срока в форме, установленной Правительством Республики Казахстан.

6. Бланки лицензий имеют степень защищенности на уровне ценной бумаги на предъявителя, а также учетную серию и номер и являются документами строгой отчетности. Приобретение, учет и хранение бланков лицензий осуществляется лицензиаром.

7. Лицензия подписывается уполномоченным лицом и заверяется печатью лицензиара. Передача лицензии другому юридическому или физическому лицу запрещается.

8. Лицензия на осуществление аудиторской деятельности действительна на всей территории Республики Казахстан и выдается в единственном экземпляре. При утере лицензии Лицензиат имеет право на получение дубликата. Лицензиар в течение десяти дней производит выдачу дубликата лицензии по письменному заявлению Лицензиата. При этом Лицензиат уплачивает сбор за право занятия отдельными видами деятельности.

Примечание

9. При ликвидации юридического лица, его реорганизации, прекращении физическим лицом предпринимательской деятельности, отзыве лицензии выданная лицензия прекращает свое действие и подлежит возврату.

В случае изменения фамилии, имени, отчества физического лица, оно обязано об этом сообщить Лицензиару письменно в месячный срок с приложением соответствующих документов, подтверждающих указанные сведения.

Лицензиар в течение десяти дней со дня подачи Лицензиатом соответствующего письменного заявления переоформляет лицензию.

При переоформлении лицензии и выдаче указанного документа уплачивается сбор в порядке и размере, установленных налоговым законодательством Республики Казахстан.

Примечание

10. Сведения о Лицензиатах и выданных им лицензиях отражаются Лицензиаром в специальном реестре аудиторов и аудиторских организаций.

11. Сведения о выдаче, отзыве, приостановлении и возобновлении действия лицензии публикуются Лицензиаром в средствах массовой информации.

12. Лицензиар осуществляет контроль за соблюдением Лицензиатом настоящих Правил.

13. Должностные лица Лицензиара, Лицензиат несут ответственность за нарушение или ненадлежащее исполнение настоящих Правил и установленного порядка лицензионной деятельности в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

14. Лицензиат вправе обжаловать решения и действия Лицензиара об отказе в выдаче, отзыве и приостановлении действия лицензии в судебном порядке.

Условия и порядок выдачи лицензии

15. Для получения лицензии Лицензиару представляются следующие документы:

1) аудитором:

заявление по установленной Правительством Республики Казахстан форме;

документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за право занятия отдельными видами деятельности;

нотариально заверенные копии квалификационного свидетельства аудитора и трудовой книжки (трудового соглашения);

2) аудиторской организацией (дополнительно к вышеперечисленным, кроме абзаца четвертого подпункта 1) настоящего пункта):

нотариально заверенные копии свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица и статистической карточки;

нотариально заверенные копии учредительных документов;

сведения о руководителе аудиторской организации и аттестованных аудиторах (с указанием фамилии, имени, отчества, включая нотариально заверенные копии квалификационных свидетельств).

Все документы, предоставленные для получения лицензии, регистрируются Лицензиаром.

Примечание

16. Лицензиат несет ответственность за полноту и достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых для получения лицензии, в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

Лицензиар имеет право на уточнение записей и сведений, содержащихся в представленных документах.

17. До принятия решения о выдаче или отказе в выдаче лицензии Лицензиар рассматривает представленные с заявлением материалы с оценкой их полноты и достоверности, соответствия Лицензиата предъявляемым квалификационным требованиям.

18. В выдаче лицензии Лицензиату может быть отказано по следующим основаниям:

1) осуществление аудиторской деятельности законодательными актами запрещено для данной категории субъектов;

2) не представлены все документы, требуемые в соответствии с пунктом 15 настоящих Правил. При устранении заявителем указанных препятствий заявление рассматривается на общих основаниях;

3) не внесен лицензионный сбор за право занятия отдельными видами деятельности;

4) заявитель не отвечает квалификационным требованиям, установленным настоящими Правилами;

5) в отношении заявителя имеется решение суда, запрещающее ему занятие данным видом деятельности.

19. Лицензия выдается не позднее тридцати дней, а для субъектов малого предпринимательства — не позднее десятидневного срока со дня получения заявления со всеми необходимыми документами. Уведомление об отказе в выдаче лицензии представляется Лицензиаром в письменной форме с указанием причин отказа в те же сроки, что и для выдачи лицензий.

20. Лицензиар вправе приостановить действие лицензии на срок до шести месяцев с указанием причины приостановления.

Приостановление действия лицензии субъекта малого предпринимательства производится судом по заявлению Лицензиара, государственных органов, осуществляющих контрольные и надзорные функции.

Заявление о приостановлении действия лицензии субъекта малого предпринимательства направляется уполномоченным государственным органом в суд в порядке и на основаниях, установленных законодательными актами Республики Казахстан.

Приостановление действия лицензии субъекта малого предпринимательства без судебного решения допускается в исключительных случаях, установленных законодательством Республики Казахстан, на срок не более 3 дней, с обязательным предъявлением в указанный срок искового заявления в суд. При этом акт о приостановлении действует до вынесения судебного решения.

Примечание

21. Лицензиар в трехдневный срок со дня принятия о приостановлении, возобновлении в письменной форме уведомляет об этом Лицензиара и органы налоговой службы.

Действие лицензии приостанавливается, возобновляется со дня получения указанного уведомления Лицензиатом.

После устранения причин, по которым действие лицензии было приостановлено, лицензия возобновляется.

22. Лицензия может быть отозвана у Лицензиата в судебном порядке, если иное не предусмотрено законодательными актами, в случаях:

1) запрещения судом Лицензиату заниматься аудиторской деятельностью;

2) неустранения причин, по которым Лицензиар приостановил действие лицензии.

23. При перерегистрации юридического лица, изменении устава, адреса, банковских реквизитов, смены руководителя, учредителей Лицензиат обязан сообщить об этом Лицензиару письменно в месячный срок с приложением соответствующих документов, подтверждающих указанные сведения.

Квалификационные требования
к лицензированию аудиторской деятельности

24. Для получения лицензии на осуществление аудиторской деятельности аудитор и руководитель аудиторской организации должны отвечать следующим требованиям:

1) прим

2) наличие опыта работы в экономической, финансовой, учетно — аналитической, контрольно — ревизионной или правовой сферах в течение пяти лет из последних семи, а также научно — преподавательской деятельности по бухгалтерскому учету и аудиту в высших учебных заведениях при наличии стажа практической работы в указанных сферах не менее двух лет из последних пяти.

Примечание

3) наличие квалификационного свидетельства аудитора, выданного Квалификационной комиссией по аттестации аудиторов Республики Казахстан.

25. Для получения лицензии аудиторская организация должна отвечать следующим требованиям:

1) численность аудиторов в аудиторской организации должна составлять не менее двух человек;

2) в уставном капитале аудиторской организации доля, принадлежащая аудиторам и (или) аудиторским организациям, должна составлять не менее 51 процента;

3) руководитель аудиторской организации должен в обязательном порядке иметь квалификационное свидетельство аудитора Республики Казахстан.

Примечание

Ответственность сторон

Примечание

26. Ответственность за правильность, полноту и своевременность уплаченных сумм сбора в бюджет возлагается на Лицензиата.

Примечание

27. Занятие аудиторской деятельностью без соответствующей лицензии либо с нарушением лицензионных норм и правил влечет установленную законодательством ответственность.

Примечание

Основные источники публикуемых текстов нормативных правовых актов: газета «Казахстанская правда», база данных справочно-правовой системы Adviser, Интернет-ресурсы online.zakon.kz, adilet.zan.kz, другие средства массовой информации в Сети. Хотя информация получена из источников, которые мы считаем надежными и наши специалисты применили максимум сил для выверки правильности полученных версий текстов приведенных нормативных актов, мы не можем дать каких-либо подтверждений или гарантий (как явных, так и неявных) относительно их точности. Компания «КАМАЛ-Консалтинг» не несет ответственности за любые последствия какого-либо применения формулировок и положений, содержащихся в данных версиях текстов нормативных правовых актов, за использование данных версий текстов нормативных правовых актов в качестве основы или за какие-либо упущения в текстах публикуемых здесь нормативных правовых актов.

Согласно Закону КР «Об аудиторской деятельности», аудитором является физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным уполномоченным органом, и имеющее квалификационный сертификат аудитора.

Наличие указанного сертификата в последующем является одним из основных требований для получения соответствующей лицензии, это касается как индивидуальных аудиторов, так и аудиторских организаций.

Однако по факту, система лицензирования аудиторской деятельности больше походит на повторную оценку квалификационных навыков, т.к. половина требуемых для лицензирования документов касается подтверждения профессиональной компетенции потенциального лицензиата.

К примеру, обязательны к представлению копии документов, подтверждающих наличие высшего экономического образования или иного высшего образования, копия трудовой книжки, документы, подтверждающих наличие в штате аудиторской организации не менее двух аудиторов, включая руководителя исполнительного органа. При этом, копии дипломов и трудовой книжки уже были представлены заявителем ранее в уполномоченный орган для допуска к сдаче квалификационного экзамена.

По сути, аудитор, успешно прошедший экзамен и получивший сертификат, уже подтвердил свою квалификацию и вызывает неясность обязательное повторное представление одних и тех же нотариально заверенных документов.

Следует отметить, что лицензирование аудиторской деятельности противоречит нормам Закона КР «О лицензионно-разрешительной системе в КР». Согласно статье 2, Закон не распространяется на систему оценки квалификации и профессиональных навыков, т.е. данная сфера не подлежит лицензированию и регулируется другими методами (в рассматриваемом случае аудитор уже получает соответствующий сертификат и подтверждает профессионализм в рамках экзамена). Кроме этого, осуществление аудиторской деятельности не наносит вред жизни, здоровью людей, окружающей среде, собственности, общественной и государственной безопасности.

Лицензионные требования к аудиторам и аудиторским организациям, установленные Временным положением о лицензировании отдельных видов деятельности в области небанковского финансового сектора (утвержденным ППКР от 12 декабря 2016 года № 661), полностью дублируют статьи 1, 3, 4, 5, 9 и 11 Закона КР «Об аудиторской деятельности», регламентирующие общие требования к аудиторской деятельности, которые и так подлежат соблюдению субъектами предпринимательства вне зависимости от того лицензируется деятельность либо нет.

Рекомендации

В первую очередь, руководствуясь нормами Закона КР «О лицензионно – разрешительной системе в КР», следует упразднить лицензирование аудиторской деятельности, оставив за уполномоченным органом выдачу квалификационного аттестата.

В качестве примера в данной области может послужить опыт России, где отказались от лицензирования аудиторской деятельности еще в начале 2010 года, путем перехода к саморегулированию. Там, аудитору необходимо получить соответствующий квалификационный аттестат и являться членом саморегулируемой организации (членство в СРО также обязательно для аудиторских организаций). А саморегулируемая организация не только выдает вышеназванный аттестат, но и отвечает в дальнейшем за организацию курсов повышения квалификации, которые аудиторы обязаны проходить в течение каждого года.

В Белоруссии также лицензирование аудиторской деятельности отменено несколько лет назад. Аудитор оказывает аудиторские услуги в качестве работника аудиторской организации (работника аудитора — индивидуального предпринимателя) или в качестве аудитора — индивидуального предпринимателя по итогам получения квалификационного аттестата, выдаваемого Министерством финансов РБ.

В Кыргызской Республике отмена лицензирования аудиторской деятельности будет способствовать более свободному доступу на рынок аудиторских услуг и росту количества субъектов, в частности, в регионах. Кроме этого, отмена лицензирования сократит некоторые затраты предпринимателя. В среднем, ежегодно выдается около 15 лицензий, согласно проведенным расчетам, один предприниматель для получения указанного разрешительного документа затрачивает около 4000 сом, включающих затраты на сбор документов, оплату государственной пошлины, транспортные расходы, а также стоимость затраченного времени.

Также следует отметить, что при отмене лицензирования, риски, связанные с отсутствием контроля аудиторской деятельности минимальны, поскольку аудиторы и аудиторские организации могут руководствоваться Законом КР «Об аудиторской деятельности», который полностью устанавливает требования к организации деятельности в данной области.

Вышеназванные рекомендации предложены к рассмотрению Государственной службе регулирования и надзора за финансовым рынком при Правительстве КР.