Малое предприятие

Некоторые законодательные акты РФ подверглись существенным корректировкам. В частности, для малых хозяйствующих предприятий изменились критерии отнесения, и с июня 2015 года перед бизнесменами открывается ряд дополнительных возможностей.

Кто относится к малым предприятиям?

Малое предприятие – это небольшая фирма, зарегистрированная как КФХ, ООО или ИП и отвечающая нескольким установленным законодательством параметрам. После вступления в силу ФЗ «О внесении изменений…» от 29.06.2015 г. существенно изменились условия для отнесения к субъектам малого бизнеса и появились дополнительные льготы.

Условие

Было (2014 г)

Стало (2015 г-2016г)

Размер выручки от реализации товаров за предыдущий год

Не более 400 млн. руб.

Не выше 800 млн. руб.

Средняя численность сотрудников

Не более 100 чел

Доля иностранных организаций в уставном капитале

Максимум 25%

Увеличилась до 49%

Таким образом, для малого бизнеса осталась неизменной только численность работников, а увеличение размера инвестиций дает ряд несомненных преимуществ:

  • Возможность приобретения самой современной техники и прочего оборудования для развития компании в том случае, если ранее установленный основной капитал не был на это рассчитан.
  • Увеличение прибыли и товарооборота.
  • Повышение качества продукции.
  • Более широкие возможности для развития бизнеса.

В последнее время Правительство РФ взяло курс на популяризацию малых инновационных предприятий, занимающихся разработкой и внедрений новых программ и технологий, созданием и производством товаров, оказанием услуг и работ. Чаще всего такие организации находятся при различных ВУЗах и НИИ, работают в экономической или научно-технической сферах, и иностранные инвесторы предпочитают вкладывать свои деньги именно в них.

Микропредприятие и малое предприятие: разница

Микропредприятие – это подгруппа субъекта малого предпринимательства, отвечающая определенным критериям. Проследить разницу между микро- и малым предприятием можно здесь:

Условие

Микропредприятие

Малое предприятие

Предельная численность работников

15 чел.

100 чел.

Максимальное значение выручки

120 млн. руб.

800 млн. руб.

Доля иностранных вложений

                        49%

Преимущества создания микропредприятий:

  • Сниженная налоговая ставка (9%) для ИП.
  • Нет необходимости предоставлять заключение присяжного аудитора при сдаче годовой отчетности в УФНС.
  • Отсутствие обязательств по авансовым платежам по налогу на прибыль.
  • Возможность работы по совместительству на нескольких хозяйствующих субъектах у сотрудников микрокомпании.

Не обходится здесь и без минусов:

  • Для работников закрыты некоторые льготы.
  • Одинаковые правила ведения бухучета для всех форм выплат налога на организацию.
  • Изменение статуса с плательщика налога на микропредприятие на плательщика подоходного налога с населения или компании возможно только после окончания налогового периода.
  • При работе сотрудника только на микропредприятии снижается объем пособий от Службы Социального Страхования.

Говоря о малом бизнесе, список достоинств значительно расширяется:

  • Ведение бухгалтерской отчетности по упрощенной форме.
  • Освобождение от НДС при сумме выручки от реализации товаров за последний квартал свыше 2 000 000 руб.
  • Возможность использования УСН.

Переход на УСН освобождает от ведения бухгалтерского учета, но он может быть осуществлен лишь в том случае, если за последние 9 месяцев ИП получил не более 15 000 000 руб. выручки, а остаточная стоимость нематериальных активов и основных средств составляет не более 100 000 000 руб.

Кто относится к субъектам малого и среднего предпринимательства — критерии

Для юридических лиц никаких освобождений не предусмотрено.

Недостатки создания субъекта малого бизнеса:

  • Большая зависимость от более крупных организаций.
  • Нестабильные курсы валют.
  • Трудности в плане привлечения инвесторов из других стран, т.к. они в большинстве случаев заинтересованы в более крупных вложениях и, соответственно, прибыли.

Нужно ли подтверждение своего статуса субъектами малого предпринимательства?

Для отнесения к субъектам малого бизнеса достаточно того, чтобы компания соответствовала заданным критериям, т.е. никакие подтверждения не нужны: при сдаче годовой отчетности УФНС видит результаты финансовой деятельности.

Если юридическому лицу требуется подтвердить состав участников ООО, то это можно сделать с помощью решения об учреждении или выписки из ЕГРЮЛ, которую можно заказать на сайте УФНС.

Какие льготы предусмотрены для субъектов малого предпринимательства?

При соответствии с установленными законодательством критериями, субъекты получают множество льгот:

  • Отсутствие кассового лимита и возможность хранения в кассе любой суммы: для этого достаточно издания приказа руководителя компании.
  • Увеличение вероятности получения субсидий от местных властей.
  • До 1 июля 2018 года есть возможность приобрести муниципальную или государственную недвижимость в преимущественном порядке.
  • Сокращение сроков неналоговых проверок.
  • Налоговые каникулы для организаций, работающих в социальной, производственной или научной сфере.

Также в Госдуму был внесен законопроект, освобождающий всех предпринимателей с 1 января 2016 года от надзорных проверок, если ранее они не были лишены лицензий и не допускали грубых нарушений в процессе ведения своей деятельности.

Более подробно можно узнать в этом видео:

Петр Столыпин, 2015-10-15

Елена Петренко http://moneymakerfactory.ru/authors/Helen777/

Вопросы и ответы по теме

Посмотреть все (1)



Сохраните статью в социальные сети:

Среднее предприятие

Cтраница 1

Среднее предприятие имеет довольно широкий диапазон занятости — от 50 до 500 наемных работников. Но размер среднего предприятия зависит также и от сферы деятельности. Так, в оптовой и розничной торговле, сфере услуг, страховом и финансовом бизнесе фирмы с числом занятых 100 или 200 человек считаются крупными, хотя в обрабатывающей промышленности — это лишь средине фирмы. Средние предприятия отличаются от мелких и степенью отделения капитала-собственности от капитала-функции. Это означает, что предприниматель, если это индивидуальное предприятие, или владельцы контрольного пакета акций, если это акционерное общество, непосредственно не выполняют коммерческо-предпринимательсиих функций, используя для этого наемных лиц, сами же занимаются общим руководством и разработкой стратегии предприятия.  

Средние предприятия ограничиваются более скромными по численности, но тоже достаточно жестко структурированными службами маркетинга.  

Средние предприятия проводят более или менее тщательный контроль температуры в рабочем помещении, поддерживают относительно постоянной температуру и концентрацию катализатора в соответствующем диапазоне. Даже при наличии контроля температура внутри типового производственного помещения изменяется на 3 С. Это в особенности относится к теплым помещениям. Поскольку не доказано, что при таком изменении температуры происходит изменение качества слоистого материала, то не ясно, нужны ли более жесткие меры контроля. Контроль влажности в помещениях производится редко, хотя некоторые предприниматели за несколько дней перед использованием хранят упрочнители в помещении с контролируемой влажностью.  

Для среднего предприятия наиболее приемлема разработка такого плана в стенах самого предприятия. Консультанты со стороны довольно дорого стоят, их присутствие связано с определенными неудобствами для работников предприятия. Кроме того, в своих стандартных безликих рекомендациях они не учитывают своеобразие предприятия, что может снизить или даже свести на нет его шансы на успех, связанные в значительной степени именно с этим своеобразием.  

Для средних предприятий в случае если они не охвачены централизованным отраслевым или региональным ремонтом, должен быть предусмотрен электроремонтный цех, близкий по габаритам к цеху II или III величины. При разветвленных распределительных сетях 10 ( 6) кВ, появлении ГПП, воздушных сетей выше 10 кВ следует предусматривать сооружение участка сетей и подстанций с трансформаторно-масляным хозяйством, рассчитанным на ремонт трансформаторов до 10 МВА и ревизию всех установленных. Одновременно рекомендуется организация нескольких лабораторий, выполняющих функцию ЦЭТЛ.  

Для средних предприятий, в случае если они не охвачены централизованным отраслевым ремонтом, должен быть предусмотрен электроремонтный цех, близкий по габаритам к цеху II или III величины. При разветвленных распределительных сетях 10 ( 6) кВ, появлении ГПП, воздушных сетей выше 10 кВ следует предусматривать сооружение участка сетей и подстанций с трансформаторно-масляным хозяйством, рассчитанным на ремонт трансформаторов до 10 MB А и ревизию всех установленных. Одновременно рекомендуется организация нескольких лабораторий, выполняющих функцию ЦЭТЛ.  

Размеры средних предприятий по критерию численности занятых определяются в Российской Федерации в интервале от 100 до 300 человек, крупных — от 300, а в некоторых отраслях — от 500 и выше.  

Для средних предприятий, в случае если они не охвачены централизованным отраслевым ремонтом, предусматривается электроремонтный цех. При наличии разветвленных распределительных сетей 10 ( 6) кВ, нескольких ГПП, воздушных сетей 15 кВ и выше, следует предусматривать сооружение цеха сетей и подстанций с трансформаторно-масляным хозяйством, рассчитанным на ремонт трансформаторов до 10 MB А и ревизию всех установленных. Одновременно рекомендуется организация нескольких лабораторий, выполняющих функцию ЦЭТЛ.  

Для средних предприятий ЭТЛ находится обычно в составе электроцеха и имеет меньшее число участков.  

На средних предприятиях чаще всего создают отделы главного механика с подразделениями, занятыми обеспечением предприятий энергией. При общности некоторых задач такое соединение разнородных по характеру деятельности служб трудно признать целесообразным. Учитывая роль энергохозяйства, сложность эксплуатации энергооборудования и значение проблем энергоснабжения для современного производства, более рациональной для крупных предприятий и объединений является организация специализированного производства по энергообеспечению со статусом основного производственного звена, возглавляемого начальником производства с правами заместителя главного инженера по энергетике. В какой-то мере этому соответствуют энергетические службы Волжского и Камского автозаводов. Эта структурная единица может рассматриваться как основа для хозяйств 8 — 12 — й категории. Для энергохозяйств 5 — 8 — й категории можно создавать службы главного энергетика, 3 — 5 — й категории — отделы главного энергетика, до 3 — й категории выделение отдела главного энергетика не рекомендуется. С принятием Закона СССР о государственном предприятии ( объединении) право выбора соответствующей организационной формы полностью принадлежит предприятию.  

На средних предприятиях ответственность за внедрение системы контроллинга целесообразно возложить на предпринимателя. Предприниматель-собственник, предприниматель-менеджер, который готовится выполнить свою новую задачу на предприятии, лучше всего подходит для этой роли.  

Нп небольших и средних предприятиях он нередко именуется заместителем директора по общим вопросам и выполняет некоторые дополнительные функции.  

На небольших и средних предприятиях применяется бесцеховая структура управления, при которой вместо цехов основного и вспомогательного производств организуются производственные участки.

Субъекты малого предпринимательства. Кто к ним относится в 2015 году

В этих условиях сводный учет затрат ведется на основе бесполуфабрикатного варианта, при котором движение полуфабрикатов собственного производства не отражается в бухгалтерском учете.  

На небольших и средних предприятиях, а также на второй и последующих ступенях электроснабжения крупных предприятий электроэнергия распределяется на напряжении 10 или 6 кВ в основном по кабельным линиям. Воздушные линии сооружаются редко на малозагруженных участках территории, например на периферийных, и для питания обособленно расположенных выносных объектов, в частности насосных.  

На небольших и средних предприятиях с бесцоховой структурой основным производств, подразделением предприятия является участок. При такой структуре значительно повышается роль мастера, на к-рогов основном возлагаются технические функции.  

Страницы:      1    2    3    4

Критерии малого предприятия-2017: таблица с новыми правилами

Зачем нужен статус субъекта малого предпринимательства

Дело в том, что организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые субъектами малого и среднего предпринимательства, имеют право на поддержку со стороны государственных структур.

Приведем перечень некоторых льгот, предоставляемых малым предприятиям Москвы.

Льготы по аренде нежилых помещений

Субъекты малого предпринимательства, включенные в Реестр, имеют право на поддержку Правительства Москвы, установленную законодательными и нормативными актами г. Москвы.

Постановлением Правительства Москвы от 12 апреля 2011 г. № 135-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 30 декабря 2008 г. N 1218-ПП и продлении срока действия постановления Правительства Москвы от 18 сентября 2007 г. N 810-ПП» для субъектов малого и среднего предпринимательства Москвы, арендующих нежилые помещения по договорам аренды на нежилые помещения, находящиеся в имущественной казне города Москвы, за исключением договоров аренды, заключаемых по результатам торгов, с июня 2011 года устанавливается ставка арендной платы в размере 1800 руб. за кв.м. в год. По май 2011 года включительно аренда оплачивалась по ставке на 2010г. в размере 1200 руб. за кв.м. в год. Таким образом, средняя ставка на 2011 год — 1550 руб. за кв.м. в год.

Данная мера государственной имущественной поддержки не применяются в отношении арендаторов нежилых помещений, признанных недобросовестными в установленном порядке

Льготы по аренде земельных участков

Льгота по освобождению от оплаты выкупа права аренды при продлении арендных отношений на земельный участок установлена п.6 постановления Правительства Москвы от 02.11.99г. № 1010 «О дополнительных мерах по поддержке малого предпринимательства в Москве»:

«Пункт 6. Установить, что при продлении или перезаключении договоров аренды нежилых помещений и земельных участков (с прежним арендатором) с субъектов малого предпринимательства при наличии положительного заключения Департамента поддержки и развития малого предпринимательства не взимается плата за право заключения договоров аренды».

Внимание! В соответствии с п.12 постановления Правительства Москвы от 18.12.2001г. №1138-ПП «О дополнительных мерах по упорядочению рыночной торговли в г. Москве» вышеуказанная льгота не распространяется на рынки.

Льготы при переоформлении арендных отношений на землю

Льгота по освобождению от оплаты выкупа права аренды при продлении арендных отношений на земельный участок установлена п.6 постановления Правительства Москвы от 02.11.99г. №1010 «О дополнительных мерах по поддержке малого предпринимательства в Москве».

Субсидии для начинающих предпринимателей

До 500.000 руб. на приобретение основных средств, организацию и оснащение рабочих мест, закупку сырья и расходных материалов, а также аренду помещений.

Банковское кредитование

Для получения финансовых ресурсов, как на текущую деятельность, так и на развитие или модернизацию производства, малое предприятие может воспользоваться услугами специализированных кредитных организаций или услугами коммерческих банков, многие из которых предлагают разнообразные продукты по кредитованию малого бизнеса.

Консультационная поддержка

Начинающие предприниматели могут рассчитывать на информационную поддержку по вопросам регистрации компании, адреса местонахождения фирмы, требований законодательства к различным видам деятельности.

Кроме того, окружные центры развития предпринимательства познакомят начинающих с системой финансовой поддержки малого и среднего бизнеса, программами бизнес-образования.

Развивающиеся компании могут получить консультационную поддержку по подготовке пакета документов для получения различных форм субсидий, узнать о возможностях в продвижении товаров и услуг на региональные и международные рынки, поиске заказчиков в системе субконтрактации.

Кроме того, в окружных центрах можно получить информацию по системе требований к охране труда на предприятии, оформить журнал проверок, посетить бесплатные семинары и лекции по актуальным вопросам бизнес-администрирования.

Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы готов отвечать на все вопросы, возникающие у предпринимателей, и принимать все предложения по совершенствованию предпринимательской среды.

Льготы по доступу к сети ИНТЕРНЕТ

В соответствии с п.10 постановления Правительства Москвы от 27.04.2004г. №288-ПП «О развитии системы информационного обеспечения малого предпринимательства Москвы» предусмотрено:

Принять предложение ЗАО «МТУ-Интел» по расширению доступа субъектов малого предпринимательства к современным информационным технологиям и ресурсам посредством:

Внедрения специального тарифного плана ЗАО «МТУ-Интел» «Малый бизнес» по предоставлению услуг подключения к сети Интернет, доступа к сети Интернет и IP-телефонии, с установлением дополнительных скидок пользователям, включённым в Реестр субъектов малого предпринимательства Москвы, в размере не менее 15%; o предоставления клиентам тарифного плана «Малый бизнес» бесплатного технологического доступа к веб-ресурсам СИОМП (система информационного обеспечения малого предпринимательства Москвы).

Льготы по размещению информационных указателей

По инициативе Департамента поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы, Комитетом рекламы, информации и оформления города Москвы достигнута договорённость со специализированными коммерческими структурами по установлению для субъектов малого предпринимательства, включённых в Реестр СМП Москвы, льготных расценок по размещению информационных указателей.

Каковы критерии малого и среднего предпринимательства?

Действующее законодательство предусматривает ряд льгот для малого бизнеса. Эти льготы предусмотрены Федеральным законом от 24.07.2007№ 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон № 209-ФЗ). Формы поддержки определены в статье 16 Закона № 209-ФЗ. Законодатель выделяет четыре группы таких форм:

  • финансовая, имущественная и консультативная поддержка;
  • поддержка в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества;
  • поддержка субъектов, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность;
  • поддержка субъектов, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.

Чтобы иметь статус субъектов малого и среднего предпринимательства, хозяйствующие субъекты в целях Закона № 209-ФЗ должны отвечать критериям, установленным статей 4 данного правового акта.

Страна Советов

Приведем некоторые из них.

  • К таким субъектам могут относиться внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных предприятий).
  • Следовательно, некоммерческие организации, не являющиеся указанными кооперативами, не могут признаваться субъектами малого и среднего предпринимательства.
  • Также предусмотрена возможность отнесения к таким субъектам физических лиц, внесенных в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
  • Для юридических лиц установлены допустимые пределы участия в их уставном капитале (паевом фонде) определенных субъектов и лиц.

**Справочно.** Согласно пп. 1 п. 1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов); доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25% (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ — бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования).

  • 4) В зависимости от средней численности работников за предшествующий календарный год субъекты малого и среднего предпринимательства подразделяются на три категории:
  • микропредприятия (как вид малых предприятий) — до 15 человек включительно;
  • малые предприятия — до 100 человек включительно;
  • средние предприятия — от 100 до 200 человек включительно.
  • 5) Еще одним из условий отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства является величина выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за предшествующий календарный год, которая не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории указанных субъектов. В настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 № 556, предусматривающее следующие предельные значения:
  • для микропредприятий — 60 млн. руб.;
  • малых предприятий — 400 млн. руб.;
  • средних предприятий — 1000 млн. руб.

Кому не может быть оказана помощь в рамках Закона № 209-ФЗ?

Статьей 14 Закона № 209-ФЗ установлен перечень субъектов малого и среднего предпринимательства, которым не может оказываться поддержка, предусмотренная этим правовым актом. В этот перечень включены следующие субъекты:

  • кредитные и страховые организации (за исключением потребительских кооперативов), инвестиционные и негосударственные пенсионные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, ломбарды;
  • участники соглашений о разделе продукции;
  • осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;
  • нерезиденты Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами России.

Кроме того, финансовая поддержка не может оказываться субъектам, осуществляющим производство и реализацию подакцизных товаров, а также добычу и реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых.

Как подтвердить статус малого предприятия?

Статьей 8 Закона № 209-ФЗ установлено, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, оказывающие поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, ведут реестры данных субъектов — получателей такой поддержки.

В таких реестрах в отношении указанных субъектов должны содержаться, в частности, следующие сведения:

  • наименование органа, предоставившего поддержку;
  • информация, идентифицирующая получателя поддержки;
  • вид, форма и размер предоставленной поддержки;
  • дата принятия решения о предоставлении или прекращении оказания поддержки;
  • информация о нарушении порядка и условий предоставления поддержки.

Соответствующие органы, оказывающие поддержку, вносят записи в реестры получателей поддержки в течение 30 дней со дня принятия решения о ее оказании или решения о ее прекращении.

На основании п. 4 ст. 8 Закона N 209-ФЗ Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 358 утверждено Положение о ведении реестров субъектов малого и среднего предпринимательства — получателей поддержки и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами.

Положением, в частности, определено, что реестры ведутся в электронном виде по форме, приведенной в приложении к данному правовому акту. Содержащиеся в них сведения размещаются на официальном сайте соответствующего органа и являются открытыми и общедоступными.

Из содержания названных правовых актов следует, что реестр, предусмотренный ст. 8 Закона N 209-ФЗ, подтверждает статус субъектов малого и среднего предпринимательства и фиксирует оказанную им поддержку. При этом включение таких субъектов в данный реестр должно осуществляться только при оказании поддержки.

Между тем подтверждение статуса субъекта малого и среднего предпринимательства по своей сути является отдельной процедурой, которая предшествует процедуре оказания поддержки. Кроме того, наличие такого статуса может иметь значение не только в целях Закона № 209-ФЗ. Поэтому было бы целесообразно включать в реестр не только субъекты, подтвердившие свой статус, но еще не получившие поддержку. По такому пути пошли, в частности, власти Москвы.

Пунктом 5 ст. 1 Закона г. Москвы от 26.11.2008 № 60 «О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве» предусмотрено, что реестр субъектов такого предпринимательства — систематизированная база данных о таких субъектах. Эти субъекты имеют право на внесение сведений о них в Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства Москвы в добровольном порядке. Наряду с указанным реестром уполномоченный орган ведет Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства — получателей поддержки в порядке, установленном Правительством РФ в соответствии с Законом № 209-ФЗ.

На основании Закона г. Москвы № 60 Правительство Москвы приняло Постановление от 08.12.2009 № 1338-ПП «О функционировании Реестра субъектов малого и среднего предпринимательства Москвы». Пункт 9 этого документа устанавливает, что внесение претендента на поддержку в указанный реестр является подтверждением соответствия данного претендента условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства. А из п. 12 названного Постановления следует, что с даты выпуска этого документа свидетельство о внесении в реестр на бумажных носителях не выдается. Держателем реестра определен Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства г. Москвы.

Критерии признания предприятия малым

Прежде всего, напомним, какие организации относятся к субъектам малого бизнеса. Так, на основании п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» (далее – Закон № 209-ФЗ) субъектами малого предпринимательства являются

  • потребительские кооперативы;
  • коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий);
  • индивидуальные предприниматели;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства.

Указанные субъекты должны соответствовать всем трем критериям, указанным в п. 1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ. Это касается:

  • 1. состава учредителей (собственников, участников) и доли их участия в уставном капитале (пп.

    Критерии отнесения к СМП

    1 п. 1 ст. 4);

  • 2. средней численности работников (пп. 2 п. 1 ст. 4);
  • 3. выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов (пп. 3 п. 1 ст. 4).

Первый критерий применяется только в отношении организаций. В их уставном (складочном) капитале (паевом фонде) суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов).

Если в составе участников общества есть одно или несколько юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, то доля их участия не должна превышать 25%. Данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)). Причем эта норма применяется при условии, что исключительные права на указанные результаты интеллектуальной деятельности принадлежат следующим учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ:

  • бюджетным научным учреждениям;
  • научным учреждениям, созданным государственными академиями наук;
  • бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования;
  • образовательным учреждениям высшего про- фессионального образования, созданным государственными академиями наук.

Исключение для указанных организаций, осуществляющих деятельность в сфере информационных технологий, было внесено в ст. 4 Закона № 209- ФЗ Федеральным законом от 02.08.2009 № 217-ФЗ.

Примечание. В отношении участников общества – физических лиц или юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства, ограничений по доле их участия в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) организации Законом № 209-ФЗ не установлено.

Второй критерий. Средняя численность работников организации определяется за предшествующий календарный год. В организации малого бизнеса эта величина не должна превышать 100 человек включительно. Данный показатель определяется с учетом всех работников малого предприятия, в том числе тех, кто работает по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений (п. 6 ст. 4). Порядок расчета средней численности работников малого предприятия изложен в Приказе Росстата от 31.12.2009 г. № 335.

Третий критерий. Согласно пп. 3 п. 1 и п. 7 ст. 4 Закона № 209-ФЗ показатель выручки от реализации товаров (работ, услуг) формируется без учета НДС. Выручка определяется за предшествующий календарный год по данным налогового учета. Для малых предприятий предельное значение этого показателя составляет 400 млн. руб. Данное ограничение установлено Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 г. № 556.

В показатель балансовой стоимости активов включается остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов. Указанные сведения определяются по данным бухучета за предшествующий календарный год (пп. 3 п. 1 и п. 8 ст. 4 Закона № 209-ФЗ). Предельные значения этого показателя Правительством РФ не установлены. Поэтому данный критерий при определении статуса малого предприятия не применяется.

Субъект малого бизнеса утрачивает свой статус, только если у него превышены предельные значения по второму и (или) третьему критериям в течение двух календарных лет, следующих один за другим. Основанием является п. 4 ст. 4 Закона № 209-ФЗ. Аналогичным образом организация, не имевшая ранее статуса малого предприятия, может стать субъектом малого бизнеса, если она соответствует указанным выше критериям в течение двух лет подряд.

Критерии отнесения предприятия к категории малых предприятий

Окончательное юридическое определение понятия «малые и средние предприятия» дано в Федеральном законе от 24 июля 2007г. №209-ФЗ.

В соответствие с этим Законом к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее — индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

¾ для юридических лиц — суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%;

¾ средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от 100 до 250 человек включительно для средних предприятий;

б) до 100 человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до 15 человек;

¾ выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Малое предпринимательство, численность, критерии, реестр налоговой

В постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008г. представлены эти предельных значения: для микропредприятия — 60 млн. рублей; малых предприятий — 400 млн. рублей; средних предприятий — 1000 млн. рублей.

Таким образом, в соответствие с указанным Федеральным законом для отнесения предприятия к малому нужно принимать во внимание три критерия: численность работников, участие других организаций в уставном капитале предприятия и выручку от реализации товаров (работ, услуг) или остаточную стоимость основных средств и нематериальных активов.

Date: 2016-06-08; view: 63; Нарушение авторских прав

Понравилась страница? Лайкни для друзей: