Мера 608

Напечатать Приложение N 1 к Инструкции Понятия, используемые при реализации Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при подготовке и рассмотрении проектов профилей рисков, применении профилей рисков при таможенном контроле, их актуализации и отмене Меры по минимизации рисков — комплекс мероприятий, состоящих в совершении уполномоченными должностными лицами таможенного органа определенных действий с целью выявления и пресечения нарушений таможенного законодательства. Меры по минимизации рисков применяются уполномоченными должностными лицами таможенных органов при таможенном контроле как в соответствии с указаниями в профилях рисков, так и по собственному решению в соответствии с полномочиями таможенного органа. Профиль риска — совокупность сведений об области риска, индикаторах риска, а также мерах по минимизации риска. Профиль риска содержит указания о применении мер по его минимизации. Перечень мер по минимизации риска содержится в профиле риска. Профили риска доводятся до таможенных органов с применением программных средств или на бумажном носителе. Срочный профиль риска — профиль риска, предназначенный для оперативного доведения до должностных лиц, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль товаров и транспортных средств, информации о необходимости применить меры по минимизации рисков к определенной партии товаров и (или) транспортным средствам до завершения таможенного оформления. Ориентировка — информация о риске средней степени, для минимизации которого нецелесообразна разработка профиля риска ввиду неточности (широкой области применения) такой информации. Ориентировка не содержит указаний (рекомендаций) о применении форм таможенного контроля и мер по минимизации рисков. Ориентировки доводятся до таможенных органов в качестве информации, используемой при таможенном контроле товаров и транспортных средств. Зональный профиль риска — профиль риска, действующий в регионе деятельности одной таможни. Региональный профиль риска — профиль риска, действующий в регионе деятельности одного РТУ. Общероссийский профиль риска — профиль риска, действующий на всей таможенной территории Российской Федерации либо в отдельных таможенных органах, расположенных в регионе деятельности разных РТУ. Краткосрочный профиль риска — профиль риска с установленным сроком действия от 1 рабочего дня до 1 месяца. Среднесрочный профиль риска — профиль риска с установленным сроком действия от 1 до 3 месяцев. Долгосрочный профиль риска — профиль риска с установленным сроком действия свыше 3 месяцев. Профили рисков, выявляемых автоматически (автоматические профили рисков), — профили рисков, доводимые до таможенных органов в электронном виде, риски по которым выявляются без участия должностного лица программными средствами. Профили рисков, выявляемых в автоматизированном режиме (автоматизированные профили рисков), — профили рисков, доводимые до таможенных органов в электронном виде, область риска которых определена в программных средствах частично, и применяемые по решению должностного лица после проведения им проверки отдельных индикаторов риска. Неформализованные профили рисков — профили рисков, доводимые до таможенных органов на бумажном носителе, риски по которым выявляются должностным лицом самостоятельно, исходя из области риска. Актуализация профиля риска — изменение области риска действующих профилей рисков, перечня мер по минимизации рисков, а также продление срока действия профилей рисков. Степень риска — результат количественной оценки риска. Шкала градации степени риска — интервальное распределение степени риска. Количественная оценка риска — процесс присвоения значений вероятности риска. Целевая методика выявления рисков — порядок проведения анализа информации с преимущественным использованием математико-статистических методов и минимальным применением экспертных методов. Субъект ВЭД — лицо, указанное в таможенных, транспортных и коммерческих документах в качестве получателя, отправителя товаров, лица, ответственного за финансовое урегулирование, декларанта, принципала, перевозчика (в т.ч. таможенного), таможенного брокера, владельца СВХ либо таможенного склада или иное лицо, осуществляющее деятельность в области таможенного дела.

Система управления рисками (СУР) — это комплекс мер, с помощью которых государство с одной стороны осуществляет эффективный таможенный контроль, защищает экономическую безопасность страны, жизнь и здоровье людей, а с другой — оптимизирует и ускоряет таможенное оформление грузов. Целью системы является баланс между созданием благоприятных условий для работы участников ВЭД и противодействием нарушениям таможенного законодательства.
Основным инструментом системы является профиль риска. Профиль риска — это совокупность сведений об области риска, индикаторах риска и о мерах по минимизации рисков (ст. 376 ТК ЕАЭС). Рассмотрим подробнее составляющие этого определения, чтобы сделать его более понятным.
Таможенные органы постоянно осуществляют сбор и обработку информации, получаемой при перемещении товаров через границу при проведении таможенного контроля. Количество оцениваемых параметров, источников данных и их объемы огромны — это и сведения из транспортных и коммерческих документов, сведения об условиях сделок на международном уровне, информация о деятельности участников ВЭД на рынке, собираемая другими государственными службами. Анализ полученного массива позволяет таможне спрогнозировать, при каких условиях и с какой вероятностью участниками ВЭД может быть нарушено законодательство. Это может быть неполная уплата пошлин и налогов, ввоз контрафактной или опасной для потребителей продукции. В результате возникает так называемая область риска.
Главным объектом ВЭД является товар, в связи с чем таможня выделяет товары риска, импорт или экспорт которых потенциально может проходить с нарушениями. В качестве примера можно рассмотреть продукты питания, которые согласно постановлению Правительства №778 от 07.08.2014 запрещено ввозить на территорию РФ. Недобросовестные импортеры пытаются обойти запрет разными способами — подделывают сертификаты происхождения, меняют маркировку, указывают в декларации таможенные коды товаров прикрытия (товары, которые не попадают под установленные законодательством запреты и ограничения, но очень близки по характеристикам с запрещенными).
Любой товар характеризует определенный перечень параметров, значения которых, согласно статистике, меняются незначительно в определенных пределах. Каждый такой критерий и его предельно допустимые значения формируют индикатор риска. Проще всего объяснить это понятие на примере одежды или обуви. Если рассматривать в качестве оцениваемого параметра этих товаров вес единицы изделия, очевидно, что женское шерстяное пальто не может весить 200 гр, а легкие летние босоножки — 1 кг. Такие значения веса — сигнал для инспектора о возможном недостоверном декларировании. Индикаторы риска не всегда выражаются в цифровых значениях. Например, согласно статистическим данным, товар с определенным кодом ТН ВЭД может быть произведен только в нескольких странах, и появление в документах иного производителя закономерно вызовет вопросы (например, какао-бобы, выращенные в Китае).
Далее таможенные органы определяют меры по минимизации рисков — действия, которые необходимо осуществить, чтобы проверить спорные данные. При этом необходимо, с одной стороны, не допустить нарушения законодательства, а с другой стороны, создать для добросовестных участников ВЭД такие условия оформления, при которых не будут нарушаться их интересы. Здесь применяются различные формы таможенного контроля; в первую очередь, проверка информации в предоставленных документах, осмотр и досмотр грузов, а также меры, обеспечивающие проведение контроля — назначение экспертизы, привлечение экспертов или назначение определенного маршрута доставки товаров.
В итоге определяются значения всех компонентов, входящих в структуру профиля риска. К ним можно отнести, в том числе, срок его действия, регион применения (общероссийский, региональный), способ применения (в автоматическом режиме специальными программами, непосредственно сотрудником таможни). Сформированный проект профиля риска утверждается и регистрируется ФТС России.
Следует отметить, что информация, содержащаяся в профилях риска, является закрытой и предназначена для использования исключительно государственными структурами.
Учитывая активное развитие внешнеторговых отношений и информационных систем, такой инструмент таможенного контроля, как профиль риска, должен систематически актуализироваться в соответствии с текущей обстановкой. Таможенные органы постоянно оценивают эффективность его применения, вносят уточнения и правки. В последнее время для более эффективного применения СУР разрабатываются новые программные продукты, которые позволяют исключить влияние субъективных факторов и использовать систему на автоматическом уровне в процессе электронного декларирования.
Также таможенные органы осуществляют категорирование участников ВЭД — предприниматели распределяются по группам в зависимости от степени их благонадежности. Для этого анализируются сведения о финансовом состоянии компании, как давно она работает на рынке, насколько достоверно осуществляет декларирование. Импортеры из группы низкого уровня риска могут рассчитывать, например, на быстрый выпуск товаров или на снижение количества дополнительных проверок при оформлении грузов.
Участникам ВЭД, только начинающим свою деятельность, необходимо набраться терпения, поскольку для них СУР будет срабатывать значительно чаще. Не стоит забывать и о генераторе случайных чисел, который не позволяет расслабиться всем импортерам. В любом случае, срабатывание системы управления рисками — не повод для паники. Наличие полного пакета документов, подтверждающих заявленные в декларации сведения, позволит разрешить все возникшие вопросы с минимальными потерями и повысить свою репутацию для таможенных органов. Специалисты нашей компании заранее подскажут, на какие моменты стоит обратить внимание, какие документы стоит дополнительно оформить для ускорения процесса таможенного оформления товаров.

; Не действует
Утратил силу с 27.09.2012 История статусов

О контроле таможенной стоимости товаров

  • Документ полезен? 0 m n 0
  • Поделиться:

Редакции скрыты Письмо ФТС России от 29 сентября 2008 г. N 01-11/40253
«О направлении разъяснений»

В целях обеспечения единообразного подхода к принятию решений по таможенной стоимости товаров, в отношении которых в соответствии с действующими профилями рисков, доведенными во исполнение Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при подготовке и рассмотрении проектов профилей рисков, применении профилей рисков при таможенном контроле, их актуализации и отмене, утвержденной Приказом ФТС России от 11 января 2008 г. N 11 (далее — Инструкция), применяется мера по минимизации риска «Принятие структурными подразделениями таможни решения при проверке таможенной декларации — отдел контроля таможенной стоимости» (код 608 Классификатора мер по минимизации рисков, приложение N 6 к тексту Инструкции), направляем следующие разъяснения.

Пунктом 5 Приказа ГТК России от 5 декабря 2003 г. N 1399 «Об утверждении Положения о контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации» (далее — Положение о контроле таможенной стоимости) установлены случаи, когда контроль таможенной стоимости при декларировании и выпуске товаров осуществляют непосредственно должностные лица функционального подразделения по контролю таможенной стоимости таможни.

Так, проверка правильности определения таможенной стоимости, а также проверка документов и сведений, представленных в подтверждение заявленной таможенной стоимости, по результатам анализа рисков уклонения от уплаты таможенных пошлин, налогов отнесена данным Приказом к компетенции специализированного подразделения по контролю таможенной стоимости таможни, поскольку уровень таможенной стоимости является признаком, указывающим на то, что заявленные при декларировании товаров сведения могут являться недостоверными.

При применении меры по минимизации риска «Принятие структурными подразделениями таможни решения при проверке таможенной декларации — отдел контроля таможенной стоимости», имеющей код 608, контроль таможенной стоимости, в том числе принятие решения по результатам проведенного контроля, отражение записей в соответствующих документах, оформление деклараций таможенной стоимости и корректировки таможенной стоимости, а также других необходимых документов производится уполномоченными должностными лицами специализированного функционального подразделения по контролю таможенной стоимости таможни.

В целях выполнения требований Положения о контроле таможенной стоимости при применении меры по минимизации риска «Принятие структурными подразделениями таможни решения при проверке таможенной декларации — отдел контроля таможенной стоимости», имеющей код 608, уполномоченное должностное лицо, отвечающее за прием таможенной декларации, в соответствии с подпунктом «г» пункта 52 Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров, утвержденной Приказом ГТК России от 28 ноября 2003 г. N 1356 , с пунктами 39 и 41 Инструкции направляет в таможню оригиналы таможенной декларации, документов, указанных в описи и необходимых для принятия решения, а также направление для принятия решения (решений) (приложение N 13 к Инструкции) (далее — Направление).

Уполномоченное должностное лицо функционального подразделения по контролю таможенной стоимости таможни в сроки, установленные пунктом 52 Инструкции, на бланке Направления производит запись с заключением по результатам проведенного документального контроля, которая является идентичной решению, оформленному в соответствии с подпунктами 6 и 7 Положения о контроле таможенной стоимости.

Считать утратившим силу письмо ФТС России от 26 декабря 2007 г. N 01-06/49866дсп «О направлении разъяснений».

Довести настоящую информацию до сведения подчиненных таможенных органов.

IX. Особенности разработки и издания срочных профилей риска 60. Срочные профили риска разрабатываются с учетом Инструкции по работе с рисками, Временного порядка рассмотрения проектов профилей риска структурными подразделениями центрального аппарата ФТС России (далее — Временный порядок) и особенностей, установленных настоящим разделом. 61. Срочные профили риска предназначены для оперативного доведения до должностных лиц, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль товаров и транспортных средств, информации о необходимости применить прямые меры по минимизации рисков к определенной партии товаров до их выпуска. 62. Проекты срочных профилей риска разрабатываются координирующими и иными структурными подразделениями ФТС России, РТУ или таможни на основе результатов осуществляемого мониторинга таможенного оформления. Проекты срочных профилей риска, разработанные структурными подразделениями РТУ (таможни), представляются в ОКТО РТУ (таможни) для направления по оперативным каналам связи в ГУОТК. 63. Проект срочного профиля риска составляется в произвольной форме и может содержать следующие сведения: — о дате перемещения товара через государственную границу Российской Федерации; — о лицах, участвующих в перемещении товаров (перевозчик, получатель товара, лицо, ответственное за финансовое урегулирование); — о перемещаемых товарах и номерах транспортных средств; — о таможенных органах, совершающих таможенные операции с товарами; — о номерах таможенных документов (книжка МДП, транзитная декларация и др.); — иные сведения, необходимые для формирования и издания срочного профиля риска. 64. Проект срочного профиля риска направляется ОКТО РТУ (таможни) либо структурным подразделением ФТС России в ГУОТК по оперативным каналам связи (факс, электронная почта) с пометкой «Срочный профиль риска». 65. Должностное лицо ГУОТК, принявшее по оперативным каналам связи проект срочного профиля риска, незамедлительно докладывает об этом начальнику координирующего отдела ГУОТК или его заместителю. Поступивший проект срочного профиля риска регистрируется в журнале регистрации проектов профилей риска координирующего подразделения ГУОТК согласно Инструкции по работе с рисками и Временному порядку. 66. Предложения о целесообразности издания срочного профиля риска подготавливаются ГУОТК совместно со структурным подразделением, по направлению деятельности которого выявлен риск, как правило, в течение текущего дня. 67. По итогам выработки предложений о целесообразности издания срочного профиля риска координирующее подразделение ГУОТК подготавливает телетайпограмму, содержащую срочный профиль риска, относящийся к зональному виду. 68. Телетайпограмму подписывает начальник ГУОТК или его заместитель, уполномоченный начальником ГУОТК, либо начальник структурного подразделения ФТС России, по направлению деятельности которого выявлен риск. Содержание телетайпограммы может быть также доведено до таможенного органа по телефону (посредством телефонограммы, согласно порядку, установленному иными правовыми актами ФТС России) и (или) с применением программного модуля «Ориентировки» АИСТ-М или АИСТ РТ-21. Решение о признании нецелесообразным издания срочного профиля риска ГУОТК доводит до таможенного органа в устной форме по телефону. 69. После направления телетайпограммы может быть принято решение о повторном направлении срочного профиля риска в составе письма ФТС России в срок не позднее четырех дней с даты направления телетайпограммы согласно пункту 9 Базовой технологии по работе с рисками. 70. Уполномоченные должностные лица таможенных органов до поступления телетайпограммы, содержащей срочный профиль риска, и применения прямых мер по минимизации рисков либо сообщения ГУОТК о признании срочного профиля риска нецелесообразным в пределах сроков, установленных в статье 152 Таможенного кодекса Российской Федерации, предпринимают меры, направленные на обеспечение проведения проверки товаров, за исключением случаев проведения дополнительной проверки в соответствии с пунктами 3, 5 статьи 153 Таможенного кодекса Российской Федерации.