Место регистрации

Дата государственной регистрации юридического лица

Место нахождения организации

Согласно ст. 52 ГК РФ в учредительных документах коммерческой организации должно быть указано место ее нахождения.

Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации (ст. 54 ГК РФ). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такового — иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности (ст. 54 ГК РФ, ст. 8 Закона о регистрации).

В качестве местонахождения должен быть указан конкретный адрес, по которому размещается орган управления юридического лица (в учредительных документах при этом необходимо определить, какой конкретно орган управления размещается по месту нахождения юридического лица), данный орган должен быть постоянно действующим (генеральный директор, правление).

При государственной регистрации организаций не допускается требование гарантийных писем и иных документов, подтверждающих место их нахождения, указанное в учредительных документах. Ответственность за ущерб, который может быть причинен третьим лицам ввиду недостоверности указанного местонахождения, несут учредители организации.

Налоговым органам предоставлено право осуществления контроля соответствия указанного в учредительных документах места нахождения действительному размещению организации. Обнаружив нарушения, налоговые органы обращаются в арбитражный суд с исками о ликвидации организаций. Позицию суда по данной категории дел можно проиллюстрировать следующим примером из практики*(293).

Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 13 по Северному административному округу г. Москвы (ИМНС N 14 по САО г. Москвы) обратилась в Арбитражный Суд г. Москвы с иском о ликвидации общества с ограниченной ответственностью (ООО) "Ремарсеналстрой".

Исковые требования мотивированы тем, что ООО "Ремарсеналстрой" зарегистрировано Московской регистрационной палатой 16 октября 2000 г. с местонахождением по адресу: г. Москва, ул. Куусинена, д. 7, указанному в учредительных документах, однако в ходе проведения контрольных мероприятий по установлению местонахождения юридических лиц, поставленных на учет в качестве налогоплательщиков в ИМНС N 14 по САО г. Москвы, было установлено, что ООО "Ремарсеналстрой" по вышеуказанному адресу не находится, помещение в качестве местонахождения органа управления либо основного места деятельности не используется; актом от 14 апреля 2003 г., составленным с участием собственника помещения по адресу: г. Москва, ул. Куусинена, д. 7 (ООО "Ассоль Ко"), подтверждено, что договор о совместной деятельности от 16 октября 2000 г. N 7, по которому ООО "Ассоль Ко" предоставило обществу помещение для размещения его руководящего органа, расторгнут 6 декабря 2000 г. по инициативе ООО "Ремарсеналстрой".

В связи с указанными обстоятельствами истец просил ликвидировать ООО "Ремарсеналстрой" в соответствии с ч. 2 ст. 61 ГК РФ, поскольку указанное общество указало в своих учредительных документах недостоверные и не соответствующие действительности сведения о своем местонахождении, что является грубым и длящимся правонарушением норм ст. 54 ГК РФ.

Решением от 30 июня 2003 г. в иске отказано в связи с необоснованностью доводов истца об указании ответчиком недостоверного адреса, поскольку местонахождение ООО "Ремарсеналстрой", указанное в п. 3.7 Устава, определяется местом нахождения постоянно действующего органа управления — генерального директора, а в соответствии с договором о совместной деятельности, заключенным между ООО "Ассоль Ко" и ООО "Ремарсеналстрой" N 9 от 16 октября 2000 г., ООО "Ассоль Ко" предоставляет ООО "Ремарсеналстрой" помещение для размещения его руководящего органа площадью 6 кв. м по адресу: 123308, г. Москва, ул. Куусинена, д. 7. При этом суд также сослался на то, что доказательств расторжения или признания недействительным договора о совместной деятельности N 9 от 16 октября 2000 г. суду не представлено, а акт от 14 апреля 2003 г.

Место государственной регистрации юридического лица это

надлежащим доказательством не является.

В кассационной жалобе истец просит отменить решение и принять новое решение о ликвидации ООО "Ремарсеналстрой", ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, поскольку ответчик при внесении сведений в Единый государственный реестр юридических лиц указал недостоверный адрес, что свидетельствует о нарушении закона при создании этого общества, при подаче сведений для его государственной регистрации и продолжает нарушать закон в настоящее время, указывая недостоверные данные в подаваемых в налоговую инспекцию бухгалтерских и иных документах, а также на то, что факт расторжения договора о совместной деятельности N 9 от 16 октября 2000 г. подтвержден ООО "Ассоль Ко" в акте от 14 апреля 2003 г.

Кассационная инстанция не нашла оснований для отмены решения исходя из следующего. Истец обосновывал свое требование о ликвидации ответчика тем, что ООО "Ремарсеналстрой" допустило нарушения закона как при создании общества, так и при подаче сведений для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц, поскольку этим обществом были представлены недостоверные сведения о месте нахождения юридического лица и его постоянно действующего органа управления.

Суд обоснованно отклонил эти доводы, сославшись на то, что в соответствии с п. 3.7 Устава ООО "Ремарсеналстрой" место нахождения общества определяется местом нахождения генерального директора общества, а в соответствии с договором о совместной деятельности от 16 октября 2000 г. N 9, заключенным между ООО "Ассоль Ко" и ООО "Ремарсеналстрой", последнему предоставлено помещение для размещения руководящего органа по адресу: г. Москва, ул. Куусинена, д. 7. Именно этот адрес и был указан ООО "Ремарсеналстрой" в качестве места нахождения юридического лица.

Довод истца о том, что указанный договор о совместной деятельности расторгнут, обоснованно отклонен судом как недоказанный, поскольку в соответствии со ст. 450, 452 ГК РФ расторжение договора возможно по соглашению сторон или по решению суда, при этом соглашение сторон о расторжении договора производится в той же форме, что и договор.

Надлежащих доказательств расторжения договора о совместной деятельности от 16 октября 2000 г. N 9 (письменное соглашение сторон) суду не представлено; акт от 14 апреля 2003 г. обоснованно не принят судом в качестве надлежащего доказательства расторжения договора, поскольку этот акт не является соглашением сторон о расторжении договора.

Кроме того, даже если договор о совместной деятельности расторгнут 6 декабря 2000 г., до момента его расторжения договор является действующим, поэтому место нахождения ООО "Ремарсеналстрой", указанное в учредительных документах на момент его создания, на момент внесения сведений в реестр юридических лиц и на момент постановки на налоговый учет (т.е. соответственно на 16 октября 2000 г. и на 24 октября 2000 г.) соответствовало адресу, предоставленному по договору о совместной деятельности от 16 октября 2000 г. N 9, в связи с чем отсутствуют основания для вывода о том, что ответчиком были представлены недостоверные сведения о месте нахождения юридического лица и о нарушении при его создании и государственной регистрации ст. 54 ГК РФ.

В соответствии со ст. 25 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц", а также в соответствии с новой редакцией ч. 2 ст. 61 ГК РФ ликвидация юридического лица в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона или иных правовых актов допускается, если эти нарушения носят неустранимый характер.

На основании изложенного кассационная инстанция пришла к выводу, что решение принято при правильном применении норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, в связи с чем отсутствуют основания для его отмены по доводам кассационной жалобы.

Вопрос о возможности осуществления предпринимательской деятельности в жилых помещениях в настоящее время решается следующим образом. В соответствии с п. 3 ст. 288 ГК РФ размещение в жилых домах промышленных производств не допускается. Размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое.

Конституционность данной нормы подтверждена определением Конституционного Суда РФ от 21 декабря 2000 г. N 262-О*(294).

Отказывая в принятии к рассмотрению жалоб гражданина Беляева Сергея Ивановича, Конституционный Суд РФ в своем определении указал следующее.

В своей жалобе в Конституционный Суд РФ С.И. Беляев просит признать не соответствующим ст. 34 и 35 Конституции Российской Федерации п. 3 ст. 288 ГК РФ. Статья 288 ГК РФ, регламентирующая вопросы собственности на жилое помещение, не препятствует собственнику размещать в принадлежащем ему жилом помещении предприятия, учреждения, организации, указывая в качестве условия такого размещения лишь на необходимость перевода помещения из жилого в разряд нежилых в порядке, определенном жилищным законодательством.

Законодательно установленное требование перевода жилого помещения в нежилое, обусловленное определенными целями использования помещения, а также необходимостью защиты интересов других лиц, само по себе — вне связи с тем, на каких условиях и в каком порядке оно осуществляется, — не может рассматриваться в качестве положения, ущемляющего права граждан, закрепленные в ст. 34 и 35 Конституции Российской Федерации. Следовательно, жалоба С.И. Беляева в части, касающейся проверки конституционности п. 3 ст. 288 ГК РФ, не может быть признана допустимой по смыслу ст. 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", согласно которым гражданин вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод.

ЖК РФ в ст. 17, определяя назначение жилого помещения и пределы его использования, также устанавливает, что жилое помещение предназначено для проживания граждан. Не допускается размещение в жилых помещениях промышленных производств. Вместе с тем допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение.

Московское законодательство допускает регистрацию в г. Москве субъектов малого предпринимательства, учрежденных физическими лицами без участия юридических лиц, иностранных партнеров, а также созданных не на основе аренды и выкупа государственного (муниципального) имущества, по месту жительства учредителей (ст. 5 Закона г. Москвы от 28 июня 1995 г. N 14 "Об основах малого предпринимательства в г. Москве"*(295)).

Дата добавления: 2015-12-29; просмотров: 316;

Дата государственной регистрации юридического лица: где посмотреть?

О месте нахождения юридического лица

А.М. ЭРДЕЛЕВСКИЙ

Эрделевский А.М., профессор, доктор юридических наук.

С местом нахождения юридического лица закон связывает ряд весьма существенных правовых последствий. Так, например, возможность отнести создаваемое юридическим лицом подразделение к категории филиала или представительства определяется его расположением вне места нахождения юридического лица. Но как следует понимать — "вне места нахождения"? Например, юридическое лицо арендует одно нежилое помещение в здании и располагается в нем, затем создает в своей структуре новый отдел, выполняющий часть функций юридического лица, арендует еще одно нежилое помещение на том же этаже здания и размещает в нем новый отдел. Следует ли считать такой отдел отдельно расположенным обособленным подразделением и, в силу этого, филиалом?

Ответ на этот вопрос зависит от того, что считать местом нахождения самого юридического лица. В ГК есть норма, посвященная месту нахождения юридического лица, — п. 2 ст. 54 ГК. По общему правилу п. 2 ст. 54 ГК место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Согласно п. 3 ст. 54 ГК место нахождения юридического лица указывается в его учредительных документах.

Нетрудно видеть, что формулировка п. 2 ст. 54 ГК оставляет чрезмерно большой простор для толкований, поскольку из нее не представляется возможным уяснить, что же, собственно, является или признается местом нахождения юридического лица.

Дата регистрации организации

Характер взаимосвязи между местом нахождения юридического лица и местом его государственной регистрации остается неясным. Заметим, что в действовавшей до 1 января 1995 г. ст. 30 ГК РСФСР 1964 г. место нахождения юридического лица было определено гораздо более точно — таковым признавалось место нахождения постоянно действующего органа юридического лица.

Согласно п. 1 ст. 51 ГК юридическое лицо подлежит государственной регистрации в органах юстиции в порядке, определяемом законом о регистрации юридических лиц. Позволяет ли устранить отмеченную выше неясность Федеральный закон от 8 августа 2001 г. "О государственной регистрации юридических лиц" (далее — Закон)? Обратимся к анализу ряда норм Закона, касающихся места нахождения юридического лица.

В п. 1 ст. 5 Закона установлено, что в числе сведений о юридическом лице, содержащихся в государственном реестре, указывается адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом. В п. 2 ст. 8, а также в п. 1 ст. 13 Закона предусмотрено, что государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего органа юридического лица.

Наконец, согласно п. 4 ст. 18 Закона в случае внесения в государственный реестр изменений в сведения о юридическом лице в связи с переменой места его нахождения регистрирующий орган вносит в государственный реестр соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица.

Следует также заметить, что в заявлении учредителей о регистрации юридического лица, о котором идет речь в ст. 8 Закона, может быть указано лишь предполагаемое место нахождения его постоянно действующего органа, поскольку до момента регистрации не существует ни самого юридического лица, ни, соответственно, его органа (п. 2 ст. 51 ГК).

Нетрудно видеть, что в ст. ст. 5, 8 и 13 Закона говорится о месте нахождения постоянно действующего органа юридического лица, а в ст. 18 Закона — о месте нахождения самого юридического лица. Хотя в Законе нет прямого указания о совпадении этих понятий, логический и систематический анализ норм Закона позволяет сделать вывод о таком совпадении. Следовательно, в соответствии с Законом под местом нахождения юридического лица следует понимать адрес (место нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия у юридического лица такого органа — иного органа или лица, имеющих право действовать от его имени без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.

Поскольку речь идет о связи, под адресом, очевидно, следует понимать почтовый адрес. Согласно п. 2 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2005 г. N 221, почтовый адрес — это местонахождение пользователя с указанием почтового индекса соответствующего объекта почтовой связи. Понятие местонахождения пользователя в упомянутых Правилах не определено.

Несколько иной подход к определению места нахождения юридического лица наблюдается в налоговом законодательстве. Если, как указывалось выше, согласно п. 2 ст. 54 ГК место нахождения юридического лица лишь определяется местом его государственной регистрации (а как именно определяется, остается за рамками этой нормы), то в п. 2 ст. 11 Налогового кодекса РФ (далее — НК) место нахождения российской организации определено непосредственно как место ее государственной регистрации.

А что следует понимать под "местом государственной регистрации организации"? Очевидно, наиболее близким к буквальному смыслу этого словосочетания следовало бы считать место совершения акта государственной регистрации организации, то есть место нахождения регистрирующего органа. Однако в этом случае любое подразделение организации, а также ее органы, оказались бы территориально обособленными от ее места нахождения, поскольку они не могут располагаться в помещениях органа государственного управления, осуществляющего регистрацию юридических лиц. Поэтому такой подход к определению места государственной регистрации вряд ли соответствует точному смыслу п. 2 ст. 11 НК.

Другое, более далекое от буквального смысла п. 2 ст. 11 НК определение места государственной регистрации организации могло бы состоять в определении этого места как территории, в пределах которой совершение акта государственной регистрации организации оказывается подведомственным определенному регистрирующему органу. Предпочтительным представляется именно такой вариант толкования п. 2 ст. 11 НК, что подтверждается и Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 июля 2013 г. N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" (далее — Постановление).

Так, в п. 1 Постановления отмечается, что в силу подп. "в" п. 1 ст. 5 Закона адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица отражается в едином государственном реестре юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ) для целей осуществления связи с юридическим лицом. А в п. 4 Постановления указывается, что этот адрес может отличаться от адреса, по которому осуществляется непосредственная деятельность юридического лица, в том числе хозяйственная (производственный цех, торговая точка и т.п.), в связи с чем, например, регистрирующий орган не вправе отказывать в государственной регистрации на основании того, что помещение или здание, адрес которого указан для целей осуществления связи с юридическим лицом, непригодно для осуществления деятельности юридического лица в целом либо вида деятельности, который указан в документах, представленных для государственной регистрации.

Переход полномочий органов юридического лица в установленных законом случаях, а равно смена лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, по решению учредителей (участников) или иного уполномоченного органа юридического лица, в том числе передача полномочий единоличного исполнительного органа управляющей организации или управляющему, сами по себе не влекут изменение места нахождения юридического лица (п. 8 Постановления).

Как подчеркивается в п. 9 Постановления, при рассмотрении споров о признании незаконными действий регистрирующего органа, внесшего по своей инициативе изменения в ЕГРЮЛ в части сведений об адресе юридического лица, связанные с изменением административно-территориального деления либо наименования улицы, населенного пункта, муниципального образования или субъекта Российской Федерации, арбитражным судам следует учитывать, что надлежащим адресом юридического лица является адрес, определенный с учетом соответствующего акта государственного органа или органа местного самоуправления, повлекшего указанные изменения.

Для целей рассматриваемого вопроса наибольшее значение имеет сделанное в п. 10 Постановления указания о том, что место нахождения юридического лица, отражаемое в его учредительных документах в соответствии с п. 3 ст. 54 ГК, определяется указанием наименования населенного пункта или муниципального образования. В связи с этим изменение сведений ЕГРЮЛ в части адреса юридического лица в рамках его места нахождения, указанного в учредительных документах, не требует внесения изменений в учредительные документы независимо от того, был ли в них ранее указан такой адрес, если только иное прямо не предусмотрено учредительными документами юридического лица. Напомним, что в соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" под муниципальным образованием понимается городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.

Отсюда следует, что под местом нахождения юридического лица, указываемым в учредительных документах юридического лица (п. п. 2, 3 ст. 54 ГК), следует понимать наименование населенного пункта или муниципального образования, где располагается орган юридического лица. Помимо этого, существует почтовый адрес юридического лица, отражаемый в ЕГРЮЛ для связи с юридическим лицом. Соответственно, при таком подходе расположение подразделения юридического лица в рамках того же населенного пункта или муниципального образования, где находится орган юридического лица, но по другому почтовому адресу, не должно рассматриваться как создание территориально обособленного подразделения в смысле ч. 3 п. 3 ст. 55 ГК или п. 2 ст. 11 Налогового кодекса РФ.

Предпринимательская деятельностьюридических лиц осуществляется, как правило, в форме коммерческих организаций, которые в качестве основной цели своей деятельности имеют получение прибыли. К таким организациям относятся:

— хозяйственные общества (в том числе общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, закрытые и открытые акционерные общества);

— хозяйственные товарищества (в том числе полные товарищества и товарищества на вере);

— производственные кооперативы;

— государственные (муниципальные) унитарные предприятия. Некоммерческие организации (потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, учреждения, фонды и др.) также вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, т.е. получать прибыль от своей деятельности непосредственно или создав коммерческое предприятие при некоммерческой организации. Вместе с тем законодательством существенно ограничены направления использования прибыли такими организациями, в частности:

— полученная некоммерческой организацией прибыль не может распределяться между ее участниками (учредителями);

— прибыль направляется исключительно на цели деятельности некоммерческой организации.

Регистрация юридических лиц как субъектов предпринимательской деятельности (коммерческих и некоммерческих организаций, имеющих право ведения предпринимательской деятельности) происходит в несколько этапов.

Первый этап — временная регистрация

Первый этапвременная регистрация. Учредители юридического лица, например, в форме хозяйственного общества должны представить следующие документы:

— заявление учредителей;

— устав, утвержденный на собрании учредителей;

— протокол учредительного собрания, учредительный договор;

— нотариально заверенные копии свидетельств (решений) о регистрации юридических лиц, выступающих в качестве учредителей;

— копию платежного поручения об уплате регистрационной пошлины;

— регистрационные карточки;

— эскиз оттиска печати;

— справку на не повторяемость наименования;

— копию справки о согласовании с антимонопольными органами (ГКАП РФ), если уставный капитал превышает размер, установленный антимонопольным законодательством;

— справку о согласовании с соответствующим органом по управлению имуществом, если в уставном капитале присутствует государственная или муниципальная собственность;

— документ, подтверждающий оплату не менее 50% уставного капитала. Вторая половина уставного капитала подлежит внесению в течение первого года деятельности юридического лица. В противном случае уставный капитал должен быть уменьшен либо юридическое лицо ликвидируется (ст. 20 Закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

Согласно п. 6 ст. 66 ГК РФ вкладом в имущество общества могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права, а также иные права, имеющие денежную оценку. Денежная оценка не денежных вкладов в уставный капитал общества утверждается решением общего собрания учредителей (участников) юридического лица. Если номинальная стоимость доли, оплачиваемая не денежным вкладом, составляет более 200 минимальных размеров оплаты труда, то такой вклад оценивается независимым оценщиком.

Если вклад в уставный фонд осуществляется деньгами, то до регистрации необходимо открыть специальный накопительный счет в коммерческом банке, на который необходимо внести не менее 50% уставного капитала.

Необходимо согласовать место нахождения регистрируемого юридического лица. По общему правилу (ст. 54 ГК РФ) место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, если в соответствии с законом или учредительными документами юридического лица не установлено иное, например место постоянного нахождения органа управления юридического лица или основное место его деятельности. С местом нахождения юридического лица законодатель связывает осуществление его прав и обязанностей. Так, ст. 316 ГК РФ связывает место исполнения денежного обязательства с местом нахождения юридического лица-кридитора в момент возникновения обязательства. Иск предъявляется в арбитражный суд по месту нахождения ответчика.

При регистрации юридических лиц в Москве также необходимо проверить наименование вновь создаваемой коммерческой или некоммерческой организации на индивидуальность (не повторяемость). Такая проверка осуществляется специальными фирмами, с которыми Московская регистрационная палата заключила договор на выполнение данного вида работ. Фирма резервирует наименование вновь создаваемой организации и выдает справку о проверке наименования на не повторяемость, в которой записано: «Проверка в московском реестре наименований предприятий проведена. Указанное наименование зарезервировано до ____ включительно».

Организация вправе использовать любое наименование, не повторяющее полностью существующие наименования зарегистрированных в установленном порядке иных организаций. В соответствии со ст. 138 ГК РФ такой организации принадлежит исключительное право на свое наименование, т.е. использование третьими лицами данного средства индивидуализации юридического лица возможно только с согласия правообладателя.

Органы юстиции в течение трех дней с момента подачи документов (но не более 30 дней с даты почтового отправления) проверяют представленные документы и выдают Временное свидетельство о регистрации юридического лица, которое действует в течение 45 дней. Одновременно с выдачей Временного свидетельства регистрируется наименование организации в реестре наименований юридических лиц.

Государственная регистрация юридических лиц.

Кроме того, выдается Декларация об изготовлении печати, что означает регистрацию печати в регистрационных органах.

Второй этап — постоянная регистрация

Второй этап постоянная регистрация. Временное свидетельство и Устав представляются в органы статистики, которые включают зарегистрированное юридическое лицо в Единый государственный реестр предприятий и организаций (ЕГРПО) и присваивают ему коды общероссийских классификаторов:

ОКП — общероссийский классификатор предприятий и организаций (индивидуальный номер предприятия);

СООГУ — система обозначения органов государственного управления;

ОКОНХ — общероссийский классификатор, отраслей народного хозяйства;

СОАТО — система обозначения объектов административно-территориального деления (адрес предприятия);

КФС — классификатор форм собственности (государственная, частная, смешанная);

КОПФ — классификатор организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов.

Далее необходимо изготовить печать, так как на всех документах необходим ее оттиск.

После временной регистрации необходимо встать на учет в налоговых органах в течение 10 дней по месту нахождения организации. Налоговая инспекция должна проверить представленные документы (заявление, нотариально заверенные копии Устава, кодов ОКПО, свидетельства о временной регистрации, договора аренды помещения или гарантийное письмо о предоставлении юридического адреса) на полноту и достоверность, поставить юридическое лицо на налоговый учет, присвоив номер в Госреестре и выдав Свидетельство о постановке на учет с ИНН (идентификационный номер налогоплательщика). В дальнейшем ИНН указывается во всех документах (договорах) зарегистрированной организации.

Затем необходимо встать на учет во внебюджетные фонды (пенсионный, обязательного медицинского страхования, социального страхования, занятости) и открыть расчетный счет в коммерческом банке. Как правило, расчетный счет открывается там же, где был открыт накопительный счет. Банк посылает извещения во все фонды об открытии расчетного счета.

Для получения постоянного свидетельства в регистрационную палату необходимо сдать временное свидетельство о регистрации, заверенную копию свидетельства из налоговой инспекции о постановке на налоговый учет, коды Госкомстата, справку из банка об открытии расчетного счета, декларацию об изготовлении печати.

С момента выдачи постоянного свидетельства в соответствии с п. 2 ст. 51 и п. 3 ст. 49 ГК РФ юридическое лицо считается созданным как новый субъект права.

Крылова З.Г. Основы права. 2010

Местонахождение общества определяется местом его государственной регистрации (п. 2 ст. 4 ФЗ "Об ООО" или п.2 ст. 4. ФЗ "Об АО" ), которая, в свою очередь, осуществляется по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, указанного в заявлении о регистрации, а при отсутствии такого исполнительного органа — по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени общества без доверенности (п.

Дату внесения записи в ЕГРЮЛ?

2 ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ).

Закон связывает местонахождение общества с местом нахождения его исполнительного органа, которым согласно ст. 32 Закона об обществах с ограниченной ответственностью является единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор) или он же и коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция).

Подача на регистрацию документов, в которых в качестве места нахождения организации указан адрес места жительства лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа, не противоречит законодательству. Кроме того, п. 1 ст. 17 ЖК РФ, п. 2 ст. 288 и п. 2 ст. 671 ГК РФ не препятствуют такому указанию: приведенные нормы регулируют лишь вопросы о назначении жилого помещения и праве юрлица на использование данных помещений только для проживания граждан и не распространяются на отношения по государственной регистрации юридических лиц.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ сведения, которые содержатся в документах, представляемых на государственную регистрацию, должны быть достоверными. Однако на практике данное требование зачастую не соблюдается.

При этом Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ не содержит положений о том, на каких основаниях адрес места нахождения может быть признан недостоверным, а в письме ФНС РФ от 13.09.2005 N ЧД-6-09/761@ указано: "Под недостоверными сведениями понимается наличие неточностей, искажений в содержании представленных для государственной регистрации документов". Однако данное определение не позволяет установить, что конкретно можно квалифицировать как недостоверные сведения об адресе юридического лица.

Анализ судебной практики позволяет выявить случаи, когда адрес местонахождения общества признавался недостоверным:

  • если отсутствуют документы, подтверждающие право пользования помещениями по этому адресу.
  • если регистрирующий орган установит, что учредитель общества по данному адресу не зарегистрирован, фактически в помещении не проживает и не имеет на него прав.
  • если в помещении по данному адресу находится другое юридическое лицо, которое не может передать данное помещение в аренду.
  • если отсутствуют документы, подтверждающие согласие собственника на сдачу помещения в субаренду.
  • если регистрирующим органом установлено, что отсутствует согласие собственника на совершение регистрационных действий в отношении помещения, которое находится по адресу, указанному в заявлении о госрегистрации в качестве места нахождения общества.
  • если в здании по адресу, указанному в заявлении, отсутствует обозначенное в заявлении помещение и само здание используется другими юридическими лицами.

В дополнение к этому следует отметить, что в соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (вступили в силу с 01.07.2009), регистрирующий орган не вправе проверять формы представленных документов (за исключением заявления о госрегистрации) и содержащиеся в них сведения (за исключением случаев, предусмотренных данным Законом) на предмет соответствия их федеральным законам или иным нормативным правовым актам РФ (п. 4.1 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ в редакции Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ).

Читайте так же:

Перейти в сервис Turbodoc