Методические рекомендации по применению профстандартов

Содержание

    1.

Применение профессиональных стандартов

Методические рекомендации по разработке профессионального стандарта (далее — Рекомендации) подготовлены в целях оказания практической помощи объединениям работодателей, работодателям, профессиональным сообществам, саморегулируемым организациям и иным некоммерческим организациям, образовательным организациям профессионального образования и другим заинтересованным организациям (далее — разработчики проектов профессиональных стандартов) в разработке проектов профессиональных стандартов.
    2. В Рекомендациях применяются следующие термины и их определения:
вид профессиональной деятельности — совокупность обобщенных трудовых функций, имеющих близкий характер, результаты и условия труда;
обобщенная трудовая функция — совокупность связанных между собой трудовых функций, сложившаяся в результате разделения труда в конкретном производственном или (бизнес) процессе;
    трудовая функция (для целей Рекомендаций) — система трудовых действий в рамках обобщенной трудовой функции;
    трудовое действие — процесс взаимодействия работника с предметом труда, при котором достигается определенная задача.
    3. Разработчики проектов профессиональных стандартов:
    организуют проведение анализа:
российских и международных профессиональных стандартов по схожим видам профессиональной деятельности;
состояния и перспектив развития соответствующего вида экономической деятельности, группы занятий, к которым относится профессиональный стандарт;
    тарифно-квалификационные характеристики, содержащиеся в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, и квалификационные характеристики, содержащиеся в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих;
    нормативных правовых актов, иных организационно-распорядительных документов, которыми определены требования к квалификации по профессиям, должностям, специальностям, соответствующим данному виду профессиональной деятельности;
    направляют в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (далее — Министерство) уведомление о разработке проекта профессионального стандарта по рекомендуемому образцу, предусмотренному приложением N 1 к Рекомендациям, организуют разработку и согласование проекта профессионального стандарта;
    информируют представителей заинтересованных организаций о состоянии разработки и согласования проекта профессионального стандарта с обязательной публикацией хода работ в сети Интернет и на сайте разработчика;
    проводят мониторинг технологий и содержания профессиональной деятельности в целях внесения изменений в профессиональный стандарт;
    представляют в Министерство информацию о ходе разработки проектов профессиональных стандартов.
    4. При наличии нескольких организаций, представивших в Министерство уведомления о разработке профессионального стандарта по одному и тому же виду профессиональной деятельности, им рекомендуется определить ответственную организацию для обеспечения общей координации деятельности разработчиков и выступления в качестве уполномоченного лица.

Об утверждении методических рекомендаций по организации профессионально-общественного обсуждения и экспертизы проектов профессиональных стандартов

В соответствии с пунктом 2 Комплексного плана мероприятий по разработке профессиональных стандартов, их независимой профессионально-общественной экспертизе и применению на 2014-2016 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 487-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 14, ст.

Методические рекомендации по разработке профессионального стандарта Общие положения

1682), п р и к а з ы в а ю:

  1. Утвердить прилагаемые методические рекомендации по проведению профессионально-общественного обсуждения и организации экспертизы проектов профессиональных стандартов.

  1. Установить, что методические рекомендации по проведению профессионально-общественного обсуждения и организации экспертизы проектов профессиональных стандартов, утвержденные настоящим приказом, вступают в силу с 1 июня 2015 года.

Министр М. Топилин

Утверждены

приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

от « » 2014 г. №

Методические рекомендации

по проведению профессионально-общественного обсуждения и организации экспертизы проектов профессиональных стандартов

    1. Общие положения

    1. Настоящие методические рекомендации подготовлены в соответствии с пунктом 2 Комплексного плана мероприятий по разработке профессиональных стандартов, их независимой профессионально-общественной экспертизе и применению на 2014-2016 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 487-р.

    2. Методические рекомендации по проведению профессионально-общественного обсуждения и организации экспертизы проектов профессиональных стандартов (далее — Рекомендации) предназначены для оказания практической помощи разработчикам проектов профессиональных стандартов (далее – разработчики) при разработке проектов профессиональных стандартов.

    3. В Рекомендациях применяются следующие термины и их определения:

    заинтересованные организации – работодатели и их объединения, саморегулируемые организации, профессиональные союзы и их объединения, профессиональные сообщества, федеральные и региональные органы исполнительной власти, образовательные и другие организации, заинтересованные в разработке и применении профессиональных стандартов;

    профессиональное сообщество – добровольное профессиональное объединение юридических лиц в соответствующей сфере деятельности в целях поиска новых, более эффективных подходов к решению задач профессиональной деятельности, в том числе по развитию квалификаций, разработке профессиональных стандартов и оценке квалификаций;

    профессионально-общественное обсуждение проекта профессионального стандарта (далее – обсуждение) – этап разработки проекта профессионального стандарта, организованный с привлечением заинтересованных организаций с целью формирования содержания профессионального стандарта, отвечающего требованиям рынка труда;

    совет по профессиональным квалификациям (далее – Совет) — орган, целью деятельности которого является формирование и поддержка функционирования системы квалификаций в конкретных областях профессиональной деятельности, в установленном порядке наделенный полномочиями Национальным советом при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, образованным в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 апреля 2014 г. № 249;

    специалист – лицо, обладающее специальными знаниями и навыками в конкретном виде профессиональной деятельности;

    экспертиза проекта профессионального стандарта – оценка содержания, технологии разработки и возможности использования проекта профессионального стандарта.

    II. Организация профессионально-общественного обсуждения проекта

    профессионального стандарта

    1. Разработчик организует обсуждение проекта профессионального стандарта с заинтересованными организациями с целью конкретизации содержания трудовых функций и уровней квалификации.

    В этих целях разработчик формирует список организаций, привлекаемых к обсуждению проекта профессионального стандарта, с использованием статистических и иных данных о количестве, территориальной распределенности и формах собственности организаций, в которых заняты работники конкретного вида профессиональной деятельности.

    1. К обсуждению проекта профессионального стандарта могут быть привлечены организации, относящиеся к различным формам собственности и профиля деятельности; крупные, средние и малые организации, расположенные в различных субъектах Российской Федерации, а также соответствующие данному виду профессиональной деятельности Совет (при наличии) и другие заинтересованные организации.

    2. В пояснительной записке к проекту профессионального стандарта (далее — Пояснительная записка), разрабатываемой в соответствии с приказом Минтруда России от 29 апреля 2013 года № 170н «Об утверждении методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта» (далее – Методические рекомендации), разработчик указывает общие данные об участии организаций в обсуждении проекта профессионального стандарта и приводит сведения об этих организациях по форме таблицы согласно приложению №1.

    3. Обсуждение проекта профессионального стандарта может проводиться по выбору разработчика путем:

    размещения на сайте в сети Интернет (далее – сайт) разработчика материалов и различных версий проекта профессионального стандарта на срок не менее 15 дней, а также на сайтах участников его разработки и сайте соответствующего Совета (при наличии);

    организации специальных форумов в сети Интернет;

    проведения опроса специалистов;

    проведения публичных мероприятий: конференций (включая интернет-конференции), круглых столов, семинаров и других мероприятий;

    размещения информации о ходе разработки профессионального стандарта в средствах массовой информации (далее – СМИ);

    публикации статей в специальных (отраслевых) изданиях, а также иными способами.

    Разработчик представляет проект профессионального стандарта в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (далее – Министерство) для размещения и организации обсуждения на специализированном сайте Министерства «Профессиональные стандарты» () (далее – сайт «Профессиональные стандарты») не позднее 15 дней до даты внесения проекта профессионального стандарта в Министерство в соответствии с порядком, определенным Методическими рекомендациями.

    1. В Пояснительной записке разработчик приводит статистические и фактические данные о проведенных мероприятиях (примерная форма представления данных приведена в приложение № 2).

    2. Дополнительно в составе Пояснительной записки разработчик может представить документы, подтверждающие поддержку проекта профессионального стандарта общероссийскими, межотраслевыми и отраслевыми объединениями работодателей, ведущими профессиональными сообществами и профессиональными союзами общероссийского уровня, а также заключение соответствующего Совета (при наличии).

    3. Информация о ходе обсуждения, планируемых мероприятиях и вносимых изменениях в проект профессионального стандарта, размещается разработчиком на своем сайте, а также на специальной странице сайта «Профессиональные стандарты», создаваемой для обсуждения проекта профессионального стандарта.

    1. Организация экспертизы проекта профессионального стандарта

    1. Разработчик организует экспертизу проекта профессионального стандарта, как правило, с привлечением специалистов, имеющих опыт работы в конкретном виде профессиональной деятельности не менее пяти лет, а также специалистов в области управления персоналом, профессионального образования и сертификации квалификаций.

    2. К экспертизе также могут привлекаться эксперты и победители международного конкурса WorldSkills, а также эксперты, информация о которых размещена на сайте «Профессиональные стандарты».

    Состав экспертов, привлекаемых к экспертизе проекта профессионального стандарта, может определяться соответствующим Советом (при наличии).

    1. Экспертиза проекта профессионального стандарта проводится по показателям:

    • наличие аналогичных по содержанию и уже действующих профессиональных стандартов;

    • полнота выборки организаций, привлеченных к разработке и обсуждению профессионального стандарта;

    • обоснованность выделения конкретных обобщенных трудовых функций в профессиональном стандарте;

    • обоснованность отнесения выделенных обобщенных трудовых функций и трудовых функций к конкретным уровням квалификации;

    • полнота и обоснованностьё выделения конкретных трудовых функций в составе обобщенных трудовых функций;

    • соответствие и достаточность выделенных составов необходимых умений и знаний содержанию трудовых функций для обеспечения их эффективного выполнения;

    • обоснованность требований к уровню образования и практическому опыту специалистов;

    • корректность отнесения вида профессиональной деятельности и отдельных обобщенных трудовых функций к группам занятий, профессиям, должностям и специальностям общероссийских классификаторов (ОКЗ, ОКВЭД, ОКПДТР, ОКСО);

    • соответствие профессионального стандарта нормативной правовой базе в данной области;

    • наличие необходимых согласований;

    • возможность использования профессионального стандарта при разработке федерального образовательного стандарта, основной профессиональной образовательной программы, основной программы профессионального обучения, дополнительных профессиональных программ;

    • возможность использования профессионального стандарта для решения кадровых задач организации;

    • возможность использования профессионального стандарта для оценки и сертификации квалификаций.

    1. Результаты экспертизы с приложением карточек экспертов включаются в Пояснительную записку.

    Примерные формы экспертных заключений и карточки эксперта приведены в приложениях №3 и №4 к Рекомендациям.

    IV. Учет результатов профессионально-общественного обсужденияи экспертизыпроекта профессионального стандарта

    1. Разработчик осуществляет сбор, обобщение и анализ замечаний и предложений, поступивших в результате проведения всех мероприятий по профессионально-общественному обсуждению и экспертизе проекта профессионального стандарта.

    Сводные данные о поступивших замечаниях и предложениях по форме согласно приложению №5 включаются разработчиком в Пояснительную записку при представлении проекта профессионального стандарта на утверждение в Министерство.

    Похожие документы:

    Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования

    Проект

    МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
    РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ПРИКАЗ

    ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
    ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

    В соответствии с пунктом 2 Комплексного плана мероприятий по разработке профессиональных стандартов, их независимой профессионально-общественной экспертизе и применению на 2014 — 2016 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2014 года N 487-р, (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 14, ст. 1682), приказываю:

    Утвердить прилагаемые методические рекомендации по применению профессиональных стандартов.

    Министр
    М.А. Топилин

    Утверждены
    приказом Министерства труда и социальной защиты
    Российской Федерации
    от » «__________ 2014 г. N____

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
    ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

    I. Общие положения

    1. Методические рекомендации по применению профессиональных стандартов (далее — Рекомендации) разработаны в соответствии со статьей 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) и постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 «О правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» в целях оказания помощи работодателям и работникам по использованию профессиональных стандартов в практической деятельности.

    2. При разработке Рекомендаций использованы приказы Минтруда России:

    от 12 апреля 2013 г. N 147н «Об утверждении Макета профессионального стандарта», зарегистрирован Минюстом России 24 мая 2013 г. N 28489 (далее — макет);

    от 12 апреля 2013 г. N 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки профессиональных стандартов», зарегистрирован Минюстом России 27 мая 2013 г. N 28534 (далее — уровни квалификации);

    от 29 апреля 2013 г. N 170н «Об утверждении методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта» (не нуждается в государственной регистрации, письмо Минюста России от 23 июля 2013 г. N 01/66036-ЮЛ).

    Профессиональный стандарт представляет собой документ, содержащий в соответствии со статьей 195.1 Кодекса характеристику профессиональных навыков, опыта, умений и знаний, необходимых для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, описывающих в соответствии с макетом содержание конкретных трудовых функций, ранжированных по уровням квалификации в зависимости от сложности и ответственности выполняемой работы, в соответствии с которой работнику устанавливается трудовая функция.

    3. При применении профессионального стандарта учитывается, что в соответствии с методическими рекомендациями по разработке профессиональных стандартов:

    в описание вида профессиональной деятельности включена совокупность обобщенных трудовых функций, имеющих близкий характер, результаты и условия труда;

    в описание обобщенной трудовой функции включена совокупность связанных между собой трудовых функций, сложившаяся в результате разделения труда в конкретном производственном или (бизнес) процессе;

    в описание трудовой функции включена система трудовых действий в рамках обобщенной трудовой функции;

    описание трудового действия содержит процесс взаимодействия работника с предметом труда, при котором достигается определенная задача.

    Указанные описания согласно макету содержатся в следующих разделах профессионального стандарта:

    раздел I. Общие сведения;

    раздел II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности);

    раздел III. Характеристика обобщенных трудовых функций;

    раздел IV. Сведения об организациях — разработчиках профессионального стандарта.

    4. Содержание профессионального стандарта и сведения о нем размещены в реестре профессиональных стандартов (далее — реестр), ведение которого осуществляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации на специализированном сайте Минтруда России «Профессиональные стандарты» (http://profstandart.rosmintrud.ru).

    Размещение в реестре информации о профессиональном стандарте осуществляется после его утверждения приказом Минтруда России на основании экспертного заключения Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, образованного в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 апреля 2014 г.

    N 249 «О Национальном совете при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям», с рекомендациями об одобрении профессионального стандарта.

    5. Профессиональные стандарты рекомендованы для применения всеми работодателями, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, в целях эффективной организации труда, повышения производительности труда, формирования кадровой политики и системы управления персоналом, совершенствования системы организации труда и его оплаты.

    6. В случаях, предусмотренных федеральными законами, применение профессиональных стандартов обязательно.

    7. Профессиональные стандарты применяются для:

    а) определения трудовой функции работника;

    б) разработки локальных нормативных актов, в том числе штатного расписания, должностных инструкций;

    в) определения требований к квалификации работника при приеме на работу (переводе на другую работу);

    г) определения возможности поручения работнику дополнительной работы путем совмещения профессий (должностей), расширения зон обслуживания, увеличения объема работ, а также исполнения обязанностей отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором;

    д) организации аттестации работников;

    е) тарификации работ, оценке квалификации работников, присвоения работникам тарифных разрядов, категорий и т.п.;

    ж) использования при оценке сложности труда при дифференциации размеров окладов (должностных окладов) работников при повременной системе оплаты труда, а также определении расценок при сдельной системе оплаты труда;

    з) организации подготовки и дополнительного профессионального образования работников.

    II. Основные положения по применению профессиональных стандартов

    8. Определение трудовой функции работника, заключение, изменение трудового договора

    а) В соответствии со статьей 57 Кодекса обязательным условием для включения в трудовой договор работника является указание трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы). Возможные наименования должностей содержатся в соответствующем блоке в разделе III профессионального стандарта.

    Предусмотренные профессиональными стандартами примерные наименования должностей работников, выполняющих определенную обобщенную трудовую функцию, могут использоваться работодателями при разработке локальных нормативных актов (штатного расписания, должностных инструкций и др.), если с выполнением работ по соответствующим должностям, профессиям, специальностям не связано предоставление льгот, гарантий, компенсаций либо наличие ограничений, установленных федеральными законами.

    б) Согласно статье 57 Кодекса в случаях, когда в соответствии с федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление льгот, гарантий, компенсаций либо наличие ограничений, наименование этих должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов.

    в) Принятие работодателем решения о наименовании должности (профессии, специальности) работника, а также определение квалификационных требований к ней на основе профессионального стандарта не могут являться основанием для отказа от предоставления работнику льгот, гарантий, компенсаций либо соблюдения в отношении работника ограничений, установленных федеральными законами.

    г) При поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки, согласно статье 65 Кодекса и с учетом требований, содержащихся в разделе III профессионального стандарта, гражданин предъявляет работодателю документ о полученном образовании или профессиональной подготовке, соответствующий нормативным правовым актам Российской Федерации.

    д) При выполнении работником в течение установленной продолжительности рабочего времени наряду с установленными должностными обязанностями по одной обобщенной трудовой функции дополнительных должностных обязанностей по другой обобщенной трудовой функции и по такой же профессии в рамках одного профессионального стандарта дополнительные должностные обязанности оформляются в виде увеличения объема работ или расширения зон обслуживания.

    е) При выполнении работником в течение установленной продолжительности рабочего времени наряду с установленными должностными обязанностями дополнительных должностных обязанностей по обобщенной трудовой функции другого профессионального стандарта, дополнительные должностные обязанности оформляются как совмещение (должностей).

    ж) Наименование должности рекомендуется устанавливать в соответствии с одной обобщенной трудовой функцией в рамках одного профессионального стандарта с учетом фактически выполняемой работы у конкретного работодателя.

    з) В тех случаях, когда работник выполняет работу по разным должностям или профессиям, то наименование должности, профессии, специальности работнику устанавливается по выполняемой работе наиболее высокого уровня квалификации.

    и) Работнику, не имеющему необходимого профессионального образования или не прошедшему профессиональное обучение по профессии, должности, специальности, по которой требуется более высокий уровень профессионального образования или прохождение профессионального обучения, более высокий уровень квалификации может быть присвоен, если работник обладает требуемым уровнем знаний и опытом практической работы, подтвержденным результатами аттестации.

    Методические рекомендации по применению профессиональных стандартов

    9. Разработка должностной инструкции

    а) Профессиональные стандарты могут служить основой для разработки должностных инструкций, рабочих инструкций, рабочих карт и других документов, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников с учетом особенностей организации производства, труда и управления (при их использовании в организации).

    При написании должностных инструкций рекомендуется использовать в работе информацию из разделов II и III профессионального стандарта.

    б) При заполнении раздела должностной инструкции, содержащего общие положения, рекомендуется отражать основополагающие организационно-правовые документы, на основании которых работник осуществляет свою деятельность и реализует свои полномочия, а также условия и характер выполняемой работы. Эти сведения могут быть получены из блоков «Условия допуска к работе», «Трудовые действия», «Необходимые умения» и «Необходимые знания» разделов II и III профессионального стандарта.

    в) В должностных обязанностях работника рекомендуется указывать выбранные из раздела III профессионального стандарта трудовые действия, относящиеся к определенной трудовой функции из соответствующей обобщенной трудовой функции, которые работник должен выполнять в рамках своей должности с учетом задач и функций конкретного структурного подразделения. Перечень трудовых действий по трудовой функции конкретного профессионального стандарта является минимально необходимым и может быть дополнен трудовыми действиями из другой обобщенной трудовой функции трудовой функции этого же профессионального стандарта в зависимости от условий деятельности работодателя.

    г) При определении квалификационных требований к работнику работодатель указывает уровень образования и дополнительной профессиональной подготовки работника, необходимый для выполнения предусмотренных должностных обязанностей, уровень квалификации, требования к опыту (стажу) работы и необходимую специализацию, достаточную для полного и качественного выполнения работ.

    Вышеуказанные квалификационные требования выбираются из соответствующих блоков раздела III профессионального стандарта: «Уровень квалификации», «Требования к образованию и обучению», «Требования к опыту практической работы», «Дополнительные условия допуска к работе» и могут быть дополнены с учетом специфики деятельности работодателя.

    д) При указании в должностной инструкции информации относительно необходимых знаний и умений работника, работодатель руководствуется подразделами «Трудовая функция» и блоками «Необходимые умения», «Необходимые знания», «Другие характеристики», содержащимися в разделе III профессионального стандарта.

    е) Работодатель, кроме случаев, предусмотренных федеральными законами, может распределять трудовые действия, содержащиеся в описании отдельных трудовых функций, предусмотренных профессиональными стандартами, между несколькими должностями, профессиями, специальностями, самостоятельно определяя содержание и объем выполняемой работником работы.

    ж) Работодатель, кроме случаев, предусмотренных федеральными законами, с учетом специфики деятельности может расширять перечень трудовых действий по отдельным должностям, профессиям, специальностям по сравнению с перечнем, предусмотренным профессиональными стандартами по соответствующим трудовым функциям.

    В этом случае работодатель определяет соответствие работника требованиям к образованию и обучению, к опыту практической работы и особые условия допуска к работе, в том числе, с учетом положений профессиональных стандартов, предусматривающих данные трудовые действия.

    з) В случаях, когда принятие работодателем решения о применении профессионального стандарта может привести к изменению трудовой функции, ранее выполняемой работником, в том числе к выполнению работы, не обусловленной трудовым договором, изменение трудовой функции работника, а также иных определенных сторонами условий трудового договора осуществляется в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации.

    10. Установление оплаты труда

    а) В соответствии с Кодексом работодатель обеспечивает работникам равную оплату за труд равной ценности. В профессиональных стандартах наиболее простые работы отнесены к уровню квалификации «1», по мере увеличения сложности труда (повышения необходимого уровня квалификации работника для выполнения работ) работы, предусмотренные профессиональным стандартом, относятся к более высоким уровням квалификации.

    б) При прочих равных условиях, расценки при сдельной системе оплаты труда для работ, отнесенных к более высокому уровню квалификации, рекомендуется устанавливать выше, чем расценки, устанавливаемые для работ, отнесенных к более низкому уровню квалификации.

    Установление окладов (должностных окладов) следует осуществлять ориентируясь на работы, отнесенные к более высокому уровню квалификации. Например, если по должности предусматривается выполнение работ, отнесенных к уровням квалификации «1», «2» и «3», то устанавливаемый оклад (должностной оклад) рекомендуется устанавливать выше, чем оклад (должностной оклад), установленный по должностям, предусматривающим выполнение работ отнесенных к уровню квалификации «2», но ниже чем оклад (должностной оклад), установленный по должностям, предусматривающим выполнение работ отнесенных к уровню квалификации «4».

    При этом оклады (должностные оклады), не могут быть меньше, чем оклады (должностные оклады), установленные по должностям, предусматривающим выполнение работ отнесенных к более низкому уровню квалификации. Оклады (должностные оклады) не могут быть больше, чем оклады (должностные оклады), установленные по должностям, предусматривающим выполнение работ, отнесенных к более высокому уровню квалификации.

    в) При повременной системе оплаты труда дифференциация размеров окладов (должностных окладов) в пределах одного уровня квалификации может производиться с учетом объема работ разной сложности.

    Например, должностные обязанности по должности 1 предусматривают выполнение работ отнесенных к уровню квалификации «4», по должности 2 — уровню квалификации «4» и уровню квалификации «1». При этом по должности 2 выполнение работ, соответствующих уровню квалификации «4», занимает не более 5% рабочего времени. В этом случае оклады (должностные оклады) как по должности 1, так и по должности 2 рекомендуется устанавливать выше, чем должностные оклады по должностям, предусматривающим выполнение работ, отнесенных к уровню квалификации «3» и ниже.

    11. Подготовка, переподготовка, дополнительное профессиональное образование, аттестация работников

    а) Требования к образованию и обучению, опыту практической работы работника, а также особые условия допуска к работе, установленные профессиональными стандартами, являются обязательными в случаях, предусмотренных законодательством.

    б) Работодатель может, помимо квалификационных требований, указанных в профессиональных стандартах, предъявлять к лицу, претендующему на вакантную должность (работу), иные требования, которые необходимы в силу специфики той или иной работы (например, владение определенным иностранным языком).

    в) Работодатель при определении необходимости подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд ориентируется на положения профессиональных стандартов, определяющих уровень соответствующей квалификации, требования к образованию и обучению работника, а также основные пути достижения уровня квалификации.

    г) В случае, если в соответствии с законодательством применение профессионального стандарта является обязательным, работодатель при проведении аттестации работника на соответствие занимаемой должности или выполняемой работе рекомендуется оценивать квалификацию работника с учетом предусмотренных в соответствующем профессиональном стандарте требований к образованию (обучению), опыту практической работы, а также содержанию трудовых действий, наличию необходимых знаний и умений.

    д) При проведении аттестации работника на соответствие занимаемой должности или выполняемой работе в случае, когда применение профессионального стандарта в соответствии с законодательством Российской Федерации не является обязательным, работодатель может руководствоваться требованиями профессионального стандарта предъявляемым к соответствующей должности.

    Главная » » Методические материалы » Методические рекомендации по разработке и составлению Планов по внедрению профессиональных стандартов на предприятиях жилищно-коммунального комплекса Новгородской области

    Методические рекомендации по разработке и составлению Планов по внедрению профессиональных стандартов на предприятиях жилищно-коммунального комплекса Новгородской области

    Версия для печати

    б/н от 29.10.2017

                                                                                                              УТВЕРЖДАЮ

    Руководитель департамента

    по жилищно-коммунальному хозяйству

    и топливно-энергетическому

    комплексу Новгородской области

                                                                                                                И.Ю. Николаева

                                                                                                       «29» октября 2017 год

    Методические рекомендации

    по разработке и составлению Планов по внедрению

    профессиональных стандартов на предприятиях

    жилищно-коммунального

    комплекса Новгородской области

    С 1 июля 2016 года вступил в силу Федеральный закон от 02.05.2015 № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Начнет действовать статья 195.3 Трудового кодекса Российский Федерации, согласно которой профессиональные стандарты, утвержденные Минтрудом России для отдельных профессий (должностей), носят обязательный характер для организаций тех отраслей экономики, где законодательством установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения им трудовой функции. Каждый работодатель обязан предъявлять требования к образованию (уровень, специализация) или к опыту работы в строгом соответствии с соответствующей частью утвержденного профессионального стандарта.

    Таким образом, предприятиям организациям жилищно-коммунального комплекса Новгородской области рекомендуется провести анализ должностных инструкций работников  и скорректировать их с учетом соответствующего профессионального стандарта исходя из конкретных задач на каждом рабочем месте предприятия с соблюдением положений Трудового кодекса Российской Федерации. 

    Также при проведении контрольных мероприятий Государственной инспекцией труда, лица, нарушившие указанные требования трудового законодательства будут привлечены к административной ответственности. За нарушение порядка применения профессиональных стандартов виновным лицам грозит предупреждение или наложение административного штрафа.

    Реестр профессиональных стандартов размещается и актуализируется в постоянном режиме на специализированном сайте Минтруда «Профессиональные стандарты»

    Применение профессиональных стандартов на предприятиях и организациях бюджетной и внебюджетной сфере, а также на предприятиях и организациях, доля государства в уставном капитале которых превышает 50 процентов, регламентировано Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.2016 года № 584 «О применении профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности».

     Целью составления Планов внедрения профессиональных стандартов на предприятии является:

    организация работы по внедрению профессиональных стандартов на предприятии;

    — перевод работников предприятия на эффективный контракт;

    — приведение должностных инструкций в соответствие с требованиями утвержденных профессиональных стандартов;

    — приведение наименование должностей штатного расписания и должностных инструкций работников предприятия в соответствие с требованиями профессиональных стандартов;

    — определение потребности в профессиональной подготовке (ПП) и/или дополнительного профессионального образования (ДПО) работников на основе анализа квалификационных требований профессиональных стандартов;

    — разработка и реализация плана подтверждения в ЦОК СПК ЖКХ по Новгородской области работниками предприятия профессиональных квалификаций требованиям профессиональных стандартов в соответствии с занимаемыми должностями по штатному расписанию;

    — составление сметы затрат на профессиональную подготовку и/или дополнительное профессиональное образование работников, а также на подтверждение (оценке) профессиональной квалификации работников предприятия в ЦОК СПК ЖКХ по Новгородской области на соответствие требованиям профессиональных стандартов.

    Внедрение Планов на предприятии начинается с Приказа по созданию рабочей группы (приложение № 1 к Методическим рекомендациям) в котором прописывается состав рабочей группы (приложение № 2 к Методическим рекомендациям) и План внедрения профессиональных стандартов в сфере ЖКХ (приложения № 3 к Методическим рекомендациям).

    Далее рабочая группа должна определить Перечень списка профессиональных стандартов, подлежащих применению на предприятии на период 2018-2020 годы (приложение № 4 к Методическим рекомендациям) и потребность в профессиональной подготовке и/или дополнительном профессиональном образовании на основе анализа квалификационных требований профессиональных стандартов на период 2018 – 2020 годы (приложение № 5 к Методическим рекомендациям).

    В случае необходимости рабочей группой корректируется План внедрения профессиональных стандартов ЖКХ в организации.

    Реализация плана осуществляется в течение трехлетнего периода.   

    Полная версия документа доступна для скачивания

    Дата создания материала: 15-01-2018. История изменений

    Ответы Минтруда России на вопросы по вопросам применения профессиональных стандартов

    Дата: 5 апреля 2016 г.

    1. Зачем разрабатываются и принимаются профессиональные стандарты?

    Профессиональные стандарты носят комплексный характер и раскрывают необходимые для выполнения работником трудовых функций знания и умения. Поддержание в актуализированном состоянии информации о востребованных и перспективных профессиях, современных требованиях к работникам и учет этих требований в системе подготовки кадров должно обеспечиваться государством. Повышение профессионального уровня работников оказывает существенное влияние на производительность труда, снижение издержек работодателей на адаптацию работников при трудоустройстве, а также на конкурентоспособность работников на рынке труда.

    По вопросам, возникающим на практике в связи с внедрением профессиональных стандартов, следует отметить, что ответственность и полномочия по принятию кадровых решений являются полномочиями работодателей, а профессиональный стандарт задает планку современных требований и ориентиров для выстраивания кадровой политики. 

    2. Как часто профессиональные стандарты будут обновляться/добавляться?

    Разработка профессиональных стандартов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23 “О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов” (далее — постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23) осуществляется с учетом приоритетных направлений развития экономики и предложений Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям.

    Необходимость разработки профессиональных стандартов определяется также с учетом информации в Справочнике востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий (в редакции приказа Минтруда России от 10 февраля  2016 г. № 46).

    Проекты профессиональных стандартов могут быть инициированы и внесены на рассмотрение в Минтруд России в установленном порядке различными организациями.

    Изменения в профессиональные стандарты вносятся, как и в другие нормативные акты, при наличии обоснованных предложений либо соответствующих изменений в законодательстве Российской Федерации. Внесение изменений осуществляется в том же порядке, как разработка и утверждение в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23.

    3. Где можно ознакомиться с содержанием профессиональных стандартов? Как узнавать о планах разработки (актуализации) профессиональных стандартов, о внесении изменений в профессиональные стандарты или принятии новых профессиональных стандартов?

    Минтруд России ведет Реестр профессиональных стандартов (перечень видов профессиональной деятельности), который размещается на сайтах программно-аппаратного комплекса «Профессиональные стандарты» (http://profstandart.rosmintrud.ru) и  Научно-методического центра системы профессиональных квалификаций ФГБУ “Научно-исследовательский институт труда и социального страхования” Минтруда России (http://vet-bc.ru). На этих же ресурсах размещается вся информация о профессиональных стандартах, в том числе о разрабатываемых и планируемых к разработке.

    Кроме того, профессиональные стандарты, утвержденные приказами Минтруда России, размещаются в справочных системах правовой информации. 

    4. Будут ли отменены ЕТКС и ЕКС?

    В перспективе планируется замена ЕТКС и ЕКС профессиональными стандартами, а также отдельными отраслевыми требованиями к квалификации работников, утверждаемыми законодательными и иными нормативными правовыми актами, которые имеются уже и в настоящее время (например, в сфере транспорта и др.). Но такая замена, по мнению Минтруда России, будет происходит в течение достаточно длительного периода. 

    5. Если квалификационный справочник и профессиональный стандарт по аналогичным профессиям (должностям) содержат различные требования к квалификации, то какими документами должен пользоваться работодатель?

    Работодатель самостоятельно определяет, какой нормативный правовой акт он использует, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. 

    6. В каких случаях применение профессиональных стандартов является обязательным? Обязаны ли работодатели применять требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, в том числе при приеме на работу? Согласно статье 195.3 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) профессиональные стандарты применяются «в качестве основы для определения требований к квалификации работников». Каким образом должно определяться, что именно из требований должно быть положено в основу? Есть ли необходимый минимум? В каких случаях допустимо повышение, а в каких – снижение требований? В чем заключаются изменения с 1 июля 2016 года, если те требования к квалификации, в части которых будет обязателен профессиональный стандарт, ранее установлены законами и иными нормативными правовыми актами?

    ТК РФ устанавливает обязательность применения требований, содержащихся в профессиональных стандартах, в том числе при приеме работников на работу, в следующих случаях:

    согласно части второй  статьи 57 ТК РФ наименование должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, если в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений;

    согласно статье 195.3 ТК РФ требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, обязательны для работодателя в случаях, если они установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    В других случаях эти требования носят рекомендательный характер. 

    7. Распространяется обязательность применения требований профессиональных стандартов на всех работодателей или только на государственные и муниципальные организации?

    Обязательность применения требований профессиональных стандартов установлена для случаев, предусмотренных статьями 57 и 195.3 ТК РФ, и не зависит от формы собственности организации или статуса работодателя.

    Что касается государственных и муниципальных организаций, то учитывая важность внедрения профессиональных стандартов для повышения производительности труда, обеспечения качества выполняемых работ (услуг), данным организациям следует провести анализ профессиональных компетенций работников на соответствие профессиональным стандартам, при необходимости составить план подготовки работников и дополнительного профессионального образования работников в рамках бюджета на соответствующий год. 

    8. Утвержденные Минтрудом России профессиональные стандарты являются нормативными правовыми актами. Согласно части первой статьи 195.3 ТК РФ, если ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями. Означает ли данная норма, что содержащиеся в профессиональных стандартах требования являются обязательными для применения?

    Согласно статье 195.3 ТК РФ профессиональные стандарты обязательны для применения работодателями в части содержащихся в них требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Таким образом, только в части требований, установленных в ТК РФ, других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, требования профессионального стандарта являются обязательными.

    При применении вышеуказанного положения статьи 195.3 ТК РФ под иными нормативными правовыми актами имеются ввиду постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, приказы федеральных органов исполнительной власти, которые устанавливают специальные требования к работникам, выполняющим те или иные трудовые обязанности, носящие нормативный правовой характер (например, приказы Минтранса России и др). В этом случае, в части требований применяются данные нормативные правовые акты. 

    9. Требования профессионального стандарта должны быть прописаны в трудовом договоре/должностной инструкции работника в полном объеме или могут быть какие-либо допущения?

    Работодатель определяет содержание трудового договора с учетом статьи 57 ТК РФ и должностные обязанности работников. При этом профессиональный стандарт может быть применен как рекомендательный методический документ, кроме содержащихся в нем требований, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    Работодатель применяет профессиональные стандарты для определения потребности в работниках с определенным уровнем квалификации, правильного подбора и расстановки кадров, рационального разделения и организации труда, разграничения функций, полномочий и ответственности между категориями работников, определения трудовых обязанностей работников с учетом особенностей применяемых технологий, организации подготовки (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования работников, организации труда, установления систем оплаты труда.

    По вопросам, возникающим на практике в связи с внедрением профессиональных стандартов, следует отметить, что ответственность и полномочия по принятию кадровых решений являются полномочиями работодателей. 

    10. Могут ли обязанности работников, требования к образованию и стажу, измениться автоматически в связи с принятием профессионального стандарта? Может ли быть расторгнут трудовой договор с работником, если его уровень образования или стаж работы не соответствует указанным в профессиональном стандарте? Уволить его (если он отказывается проходить обучение)? В ТК РФ нет такого основания.

    Обязанности работников изменяться автоматически в связи с принятием профессионального стандарта не могут.

    Объективной основой изменения обязанностей, связанных с выполнением какой-либо работы (услуги), является изменение организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), и даже в этих случаях согласно статье 74 ТК РФ изменение трудовой функции работника по инициативе работодателя не допускается. Оно может осуществляться в соответствии со статьями 72, 72.1  ТК РФ на основе соглашения между работником и работодателем об изменении определенных сторонами условий трудового договора.

    По вопросам соответствия работников требованиям к образованию и стажу, содержащимся в профессиональных стандартах, обращаем внимание, что данные требования являются обязательными в случаях, когда с выполнением соответствующей работы связано наличие льгот, гарантий и ограничений, либо если соответствующие требования уже установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    Вступление в силу профессиональных стандартов не является основанием для увольнения работников. Допуск работника к выполнению трудовой функции является полномочием работодателя.

    Работодатель также вправе проводить аттестацию работников. Так, при применении квалификационных справочников и профессиональных стандартов лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе “Требования к квалификации”, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы. 

    11. Должны ли работники привести свою квалификацию с требованиями профессиональных стандартов? Обязанность по направлению на обучение и расходы несет работодатель?

    Согласно статье 196 ТК РФ необходимость подготовки (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования работников для собственных нужд определяет работодатель.

    Подготовка работников и их дополнительное профессиональное образование осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. 

    12. Если выполняемые работником обязанности шире, чем содержащиеся в профессиональном стандарте трудовые функции и трудовые действия, имеет ли он право требовать доплату за совмещение профессий?

    Вопрос не связан с применением профессиональных  стандартов.

    При совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, оплата труда работника производится с учетом положений статьи 151 ТК РФ. 

    13. Какие санкции будут применяться за неприменение или неправильное применение профессиональных стандартов?

    ТК РФ устанавливает обязательность применения требований, содержащихся в профессиональных стандартах, в том числе при приеме работников на работу, в следующих случаях:

    согласно части второй  статьи 57 ТК РФ наименование должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, если в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений;

    согласно статье 195.3 ТК РФ требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, обязательны для работодателя в случаях, если они установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    В других случаях эти требования носят рекомендательный характер.

    Таким образом, если не соблюдены указанные обязательные требования законодательства, то работодателю может быть выдано предписание об устранении выявленных нарушений трудового законодательства, а также он может быть привлечен к административной ответственности в соответствии со статьей 5.27 Кодекса об административных правонарушениях.

    В остальных случаях требования проверяющих органов в части применения профессиональных стандартов неправомерны.