Международный центр реформы бухгалтерского учета

Понятие реформирования бухгалтерского учета

Процесс сложных, многоступенчатых преобразований в области бухгалтерского учета, обусловленных общим процессом экономических реформ в Российской Федерации представляет собой реформирование бухучета.

Реформирование заключается в разработке ключевых правил, норм постановки и ведения бухгалтерского учета предприятиями, соотносимых с требованиями современной экономики.

Ранее, в условиях плановой экономики реализовывалась система бухгалтерского учета, обусловленная общественной собственностью и государственным управлением экономикой. Основным потребителем информации при этом выступало государство. Действовавшая в советском государстве система государственного финансового контроллинга выявляла отклонения от установленных моделей хозяйственной деятельности организаций.

Реорганизация гражданско-правовой среды и системы общественных отношений определила необходимость трансформации российского бухгалтерского учета. Процесс реформирования учета и приведения его к международным стандартам финансовой отчетности был разработан и утвержден в 1998г.

Замечание 1

Основная цель реформирования существующей системы бухгалтерского учета заключается в приведение российской системы бухучета в соответствие с насущными требованиями рыночной экономики и МСФО.

Основные задачи реформы бухгалтерского учета

Основные задачи реформы заключаются в следующем:

  • формирование системы стандартов учета и отчетности, для обеспечения полезной информацией пользователей разного уровня;
  • обеспечение связи реформ бухгалтерского учета с основными тенденциями определения стандартов на международном уровне;
  • оказание методической помощи компаниям в понимании и внедрении новой модели бухгалтерского учета.

Стандартизация процедур учета проводится Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности, (International Accounting Standards Committee или сокращенно — IASC). Унификация проводится посредством разработки и публикации Международных стандартов финансовой отчетности или сокращенно — МСФО (International Accounting Standards или IAS).

Основной смысл данного подхода заключается в разработке унифицированных стандартов, которые применимы к любой ситуации и в любой стране мира, и делают нецелесообразным создание национальных стандартов. Внедрение единых стандартов должно проходить не законодательным путем, а через добровольное соглашение профессиональных организаций различных стран.

Этапы реформирования бухгалтерского учета

Для приведения российской системы учета и отчетности в соответствие с требованиями современной экономики, а также международными стандартами, реформа реализуется по следующим основным направлениям:

  • совершенствование правового регулирования;
  • формирование нормативной базы;
  • методическое обеспечение, включающее инструкции, комментарии, методические указания;
  • кадровое обеспечение, заключающееся в подготовке и повышении квалификации специалистов бухучета;
  • международное сотрудничество.

Важным аспектом в процессе реформ является обеспечение стабильности в развитии национальной системы учета. Основная задача заключается в создании условий последовательного, рационального, успешного и полезного выполнения учетной системой присущих ей функций в реальной экономической среде. С этой целью следует:

  • обеспечить отсутствие противоречий между российской системой бухгалтерского учета и мировым подходам к ведению бухгалтерского учета;
  • сформировать модель взаимодействия системы бухгалтерского учета и системы налогообложения;
  • утвердить процедуры корректировки бухгалтерской отчетности, обусловленной инфляцией;
  • пересмотреть способы оценки активов и обязательств;
  • обеспечить открытость бухгалтерской отчетности.

Замечание 2

Одним из этапов реформирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности в соответствии с МСФО стало создание системы нормативного регулирования бухучета с разработкой новых и уточнением старых стандартов, внедрением их в практику. В процессе реформы проведена смена ориентации нормативного регулирования с самого учетного процесса на бухгалтерскую отчетность, в частности на регулирование бухгалтерского и финансового учета.

Развитие методик организации российского бухгалтерского учета и становление профессии бухгалтера требует усиление роли профорганизаций и Института профессиональных бухгалтеров России. На сегодняшний день все проекты положений по бухучету и иных нормативных документов, утверждаемых Министерством финансов России, разрабатываются специалистами этого института.

В действие введены новые Положения по бухгалтерскому учету, определяющие содержание, а также признаки объектов учета, порядок классификации объектов учета, условия их принятия и списания в учете, основные требования к учетной политике предприятий, состав и содержание информации, подлежащей раскрытию в бухгалтерской отчетности.

Значительную роль в реформировании российского бухгалтерского учета играет Федеральный закон № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Данный Закон имеет большое значение для развития бухгалтерского учета в России, поскольку:

  • устанавливает общие правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета;
  • повышает юридический статус норм бухгалтерского учета для всех организаций;
  • обязывает юридические лица вести бухгалтерский учет;
  • приравнивает статус норм бухгалтерского учета к статусу норм прочего законодательства.


Рисунок 1. Реформирование бухгалтерского учета в России. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Переход на МСФО способствует наделению отчетности российских организаций очень важными характеристиками, такими как понятность, прозрачность, сравнимость, надежность. Отчетность нового уровня позволит пользователям отчетности сократить издержки на ее анализ. Компаниям больше не надо будет согласовывать внутренний и внешний учёт.

Учитывая современную российскую специфику, часть информационного учетного пространства, консолидирующая финансовый и управленческий учет в одну систему для более эффективного управления, есть стратегический учет. Стратегический учет позволяет обеспечить комплексный подход к распознаванию и решению проблем, встающих перед организацией.

Замечание 3

Основным же преимуществом перехода на МСФО становится увеличение притока в страну инвестиций. Это спровоцировано доступностью для инвесторов большего объема информации об объектах потенциальных вложений и снижения рисков инвестирования.

Александр Барабанов asbarabanov@mail.ru, barabanov@tatneft.co.ru

Введение
Глава 1. Классификация моделей бухгалтерского учёта
Глава 2. Комитет по международным стандартам финансовой отчётности
Глава 3. Общие принципы международных стандартов
Глава 4. Краткая характеристика международных стандартов
Глава 5. Основные различия российских и международных стандартов бухгалтерского учёта
Глава 6. Реформа бухгалтерского учёта в России
Заключение

Глава 6. Реформа бухгалтерского учёта в России

§ 1. Правовая база реформы

Законодательной основой в области реформирования системы российского бухучёта является Государственная Программа перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учёта и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики, разработанной в соответствии с Распоряжением Председателя Верховного Совета РФ от 14 января 1992 г. Поскольку вопрос о переходе на МСФО тогда ещё не стоял на повестке дня, основной задачей перестройки бухгалтерского и банковского учёта была провозглашена «разработка и внедрение в практику предприятий специального Плана счетов, который позволит:

  • давать обобщающую характеристику наличия и движения основных и оборотных средств, материальных активов, долгосрочных вложений, фондов и резервов предприятия;
  • собирать в обобщенном виде информацию о затратах предприятия, связанных с осуществлением уставной деятельности и социально – бытовым обслуживанием работников;
  • отражать наличие и движение денежных средств в национальной и иностранной валюте, находящихся на расчётных, валютных и других счетах в банках на территории страны и за рубежом, ценных бумагах;
  • обобщать информацию о формировании и использовании финансовых результатов деятельности предприятия и состоянии средств, полученных извне на финансирование хозяйственной деятельности (кредиты банка, иные средства финансирования целевых мероприятий) и др.»

План счетов бухгалтерского учёта был разработан при участии группы экспертов Министерства финансов СССР и Центра ООН по транснациональным компаниям и утверждён Приказом Минфина СССР № 56 от 1 ноября 1991 г. (План счетов и Инструкция по его применению были введены в действие с 1 января 1992 г.) Данный План счетов и Положение о бухгалтерской отчётности, введённое также в 1992 г. исходили их того, что учёт капитала осуществляется в организациях, обособленных в имущественном и организационном отношениях от других организаций их собственников. При этом предполагалось, что учёт ведётся на предприятии, которое не предполагает прекращать свою деятельность в обозримом будущем. Таким образом, были законодательно реализованы основные принципы обособленности, непрерывности деятельности предприятия и непротиворечивости, принятые в международной практике.

Следует отметить, что в качестве ориентира для реформирования российского бухучёта предпочтение изначально отдавалось американской системе GAAP. Однако GAAP – это по своей сути слабо систематизированная и постоянно изменяющаяся интерпретация принципов и правил бухучёта и методов исчисления прибыли, отражающая только американскую специфику. (Например, начиная с момента своего образования 1973 г., Совет по стандартам финансового учёта США выпустил более 100 положений по бухучёту, из которых 10% связано с решением концептуальных проблем финансового учёта, 10% — с решением специфичных для конкретных отраслей проблем, а остальные же 80% приходятся на пересмотр ранее принятых стандартов). Иными словами, GAAP – это система бухучёта, которая развивается эволюционным путём, и подстраиваться под неё нецелесообразно. Поэтому МСФО, основанные на тех же концептуальных принципах, но являющиеся менее детальными и более дешёвыми для внедрения, представляют оптимальную основу для реформирования бухучёта. По словам М. Задорнова «шла борьба между Европейским Союзом и американскими правительственными и профессиональными представителями за то, какую систему примет Россия и ряд союзных республик». Однако в силу определённой ориентации российского законодательства по финансовой отчётности на европейское хозяйственное право (прежде всего немецкое и французское) Россия сделала выбор в пользу МСФО.

С 1993 г. баланс, а с 1996 г. все отчёты стали составляться в нетто – показателях, как это принято международными стандартами. В рамках вышеуказанной Государственной программы Приказом Минфина № 100 от 28 июля 1994 г. было утверждено первое Положение по бухгалтерскому учёту «Учётная политика предприятия» (ПБУ 1/94). С его принятием значительно расширилось применение международных принципов в российском учёте, в частности, последовательность применения учётной политики, полнота отражения всех фактов хозяйственной деятельности, требование осмотрительности, приоритет содержания перед формой, непротиворечивость и рациональность бухгалтерского учёта.

21 ноября 1996 г. был принят основной нормативный акт по бухгалтерскому учёту – Федеральный закон «О бухгалтерском учёте». В соответствии с п.1 ст. 5 общее методологическое руководство бухгалтерским учётом возложено на Правительство РФ. Законом установлено, что органы, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учёта, вправе утверждать документы трёх уровней:

  • планы счетов бухгалтерского учёта и инструкции по их применению;
  • положения (стандарты) по бухгалтерскому учёту, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациям учёта хозяйственных операций, составления и предоставления бухгалтерской отчётности;
  • другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухучёта.

Следует отметить, что положения (стандарты) по бухучёту – это нормативные акты, а не правила, утверждаемые профессиональными объединениями бухгалтерами, как это понимается в международной практике. Также Приказом Минфина № 10 от 12 февраля 1996 г. был утвержден ещё один важнейший нормативный акт в области реформирования бухучёта – положение по бухучёту «Бухгалтерская отчётность предприятий» (ПБУ 4/96).

Другим документом, отражающим изменения системы бухгалтерского учёта, является Концепция бухгалтерского учёта в рыночной экономике России, одобренная Методологическим советом по бухучёту при Минфине и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров России 29 декабря 1997 г. В ней сформулировано мнение специалистов в области бухучёта к следующим вопросам:

  • цель бухгалтерского учёта;
  • основы организации бухгалтерского учёта;
  • содержание и требования к информации, формируемой в бухгалтерском учёте;
  • состав информации, формируемой в бухгалтерском учёте для внешних пользователей;
  • критерии признания активов, обязательств, доходов, расходов и их оценка.

В основу Концепции были положены концептуальные принципы МСФО. По сути, в ней намечены основные задачи по реорганизации российского бухучёта.

Толчком к практической реализации усилий по реформе бухгалтерского учёта стал Указ Президента РФ от 3 апреля 1997 г. № 278 «О первоочередных мерах по реализации Послания Президента РФ Федеральному Собранию «Порядок во власти – порядок в стране (О положениях в стране и основных направлениях политики РФ)». Спустя почти год, 6 марта 1998 г., после длительной и напряжённой работы, Постановлением Правительства № 283 была утверждена Программа реформирования бухгалтерского учёта в соответствии с международными стандартами финансовой отчётности – правовая основа реформы бухучёта. В ней признавалось, что процесс реформирования отечественной системы бухгалтерского учёта отстаёт от общего процесса экономических реформ в России. Целью реформирования называется «приведение национальной системы бухгалтерского учёта в соответствие с требованиями экономики и международными стандартами финансовой отчётности», а задачи реформы заключаются в том, чтобы:

  • «сформировать систему стандартов учёта и отчётности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь, инвесторов;
  • обеспечить увязку реформы бухгалтерского учёта в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;
  • оказать методическую помощь организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учёта».

Можно выделить 3 основные направления реформы:

  • нормативное и методологическое обеспечение реформы – в течение 2 лет предполагалось разработать новые и пересмотреть ранее утверждённые положения по бухгалтерскому учёту, которые включили бы основную массу требований МСФО;
  • реорганизация системы управления учётом – предполагается возрастание роли профессиональных организаций в развитии методического обеспечения организации бухучёта (прежде всего Института профессиональных бухгалтеров, созданного в 1997 г.);
  • подготовка и переподготовка кадров – поскольку любая реформа должна начинаться с людей, то данное направление является важнейшей составляющей реорганизации бухучёта (по некоторым оценкам, предстоит переподготовить около 3 миллионов бухгалтеров).

В развитие Программы Правительство издало Распоряжение № 382-р от 21 марта 1998 г., в котором общее методологическое руководство бухгалтерским учётом в РФ было возложено на Министерство финансов (за исключением кредитных учреждений, в отношении которых методологическое руководство осуществляет Центральный Банк РФ).

Распоряжением Правительства РФ от 22 мая 1998 г. № 587-р был утверждён План внедрения положений (стандартов) по бухгалтерскому учёту. В 1998-1999 гг. предполагалось разработать 22 стандарта, классифицированные на 3 группы:

  • общие вопросы раскрытия информации;
  • активы и обязательства организации;
  • финансовые результаты деятельности организации.

По состоянию на 31 декабря 2003 г. было принято 19 положений по бухгалтерскому учету (табл. 8). По ряду вопросов были изданы методические указания, а не ПБУ.

Табл.8. Положения по бухгалтерскому учёту (в последней редакции).

ПБУ

Название

Приказ Минфина

Дата приказа

Вступление в силу

Соответствующий международный стандарт

Учётная политика организации

№ 60н

МСФО 1

Учёт договоров (контрактов) на капитальное строительство

№ 167

МСФО 11

Учёт имущества и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте

№ 2н

Начиная с 2000 г.

МСФО 21

Бухгалтерская отчётность организации

№ 43н

Начиная с 2000 г.

МСФО 1

Учёт материально-производственных запасов

№ 44н

Начиная с 2002 г.

МСФО 2

Учёт основных средств

№ 26н

Начиная с 2001 г.

МСФО 16

События после отчётной даты

№ 56н

МСФО 10

Условные факты хозяйственной деятельности

№96н

Начиная с 2002 г.

МСФО 10

Доходы организации

№32н

Расходы организации

№33н

Информация по аффилированным лицам

№ 5н

Начиная с 2000 г.

МСФО 28

Информация по сегментам

№11н

Начиная с 2000 г.

МСФО 14

Учет государственной помощи

№92н

МСФО 20

Учет нематериальных активов

№91н

МСФО 38

Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию

№60н

МСФО 23

Информация по прекращаемой деятельности

№66н

МСФО 35

Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы

№115н

МСФО 38

Учет расчетов по налогу на прибыль

№114н

МСФО 12

Учет финансовых вложений

№126н

Начиная с 2003 г.

МСФО 39

В числе других нормативных актов, формирующих правовую основу реформирования необходимо отметить:

  • План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению (утвержден Приказом от 31.10.00 №94н);
  • Положение по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в Российской Федерации, утверждённое Приказом Минфина от 29.07.98 №34н – в нём изложены требования к ведению бухучёта, составлению регистров, правилам оценки имущества и обязательств, составлению и предоставлению обязательств;
  • Приказ Минфина от 22.07.2003 г. № 67н «О формах бухгалтерской отчётности организаций»;
  • Методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности (Приказ Минфина от 30.12.96 №112);
  • Методические указания по бухгалтерскому учёту основных средств (Приказ Минфина от 13.10.03 №91н) – раскрывают в методическом и практическом аспектах правила и способы ведения бухгалтерского учёта основных средств, содержащиеся в ПБУ 6/01;
  • Методические указания по бухгалтерскому учёту материально-производственных запасов (Приказ Минфина от 28.12.01 №119н);
  • Методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию (Приказ Минфина от 21.03.00 №29н) – аналог МСФО 33;
  • Методические рекомендации по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций (Приказ Минфина от 20.05.03 №44н);
  • Методические рекомендации по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды (Приказ Минфина от 26.12.02 №135н);
  • Указания по отражению в бухгалтерском учёте операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом (Приказ Минфина от 28.11.01 №97н).

Таким образом, уже за несколько лет была создана достаточно солидная законодательная база, составляющая правовое оформление реформы. Очень важно, чтобы совершенствование законодательства не останавливалось, и работа по устранению «белых пятен» продолжилась.

В 2004-2005 гг. Министерство финансов РФ планирует продолжить работу по разработке ПБУ. В частности, планируется принять стандарты по следующим вопросам: учет инфляционных ожиданий, подготовка промежуточной отчетности, пояснительная записка, реорганизация предприятий, учет аренды. Подготовлен проект федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности», который будет одним из наиболее важных документов реформы.

На следующем этапе предстоит работа по уточнению российских стандартов в связи с пересмотром самих МСФО (проекты по улучшению МСФО см. выше).

Переход на формирование сводной бухгалтерской отчетности на основе МСФО коснется организаций в разной степени. Для организаций, которые осуществляют эмиссию ценных бумаг, переход на МСФО будет означать кардинальное изменение подхода к информации, содержащейся в сводной отчетности. Эта группа организаций будет составлять сводную бухгалтерскую отчетность на основании тех стандартов, которые издает Лондонский комитет по МСФО. Что касается отчетности юридических лиц, то она будет формироваться по российским правилам, которые разрабатываются уже в течение десяти лет в полном соответствии с принципами, заложенными в МСФО. Разница в представляемой отчетности по крупным и малым предприятиям будет заключаться еще и в том, что если малому предприятию в большинстве случаев достаточно отчетности в виде двух форм — баланса и отчета о прибылях и убытках (и эта информация может представляться ими, по нашему мнению, не чаще одного раза в год), то для средних и крупных предприятий (но не крупнейших) достаточно представления информации в виде пяти форм годового отчета. Причем их отчетность должна быть в соответствующих случаях подтверждена аудиторским заключением. Что касается крупнейших предприятий, то, конечно, потребуется подробнейшая расшифровка всей существенной информации, включая составление дополнительных таблиц, форм, пояснений.

В 2003 г. Правительство РФ утвердило проект законопроекта, согласно которому банки и компании, чьи акции торгуются на биржах, перейдут на МСФО с 2004 г., холдинги начнут готовить сводную отчетность в соответствии с МСФО с 2005 г., и оставшиеся компании перейдут на МСФО с 2007 г. В России много компаний, которые готовят отчетность по американским стандартам US GAAP(«ЮКОС», «ЛУКОЙЛ», «Татнефть», «Сургутнефтегаз» и т.д.). Для этих компаний будет предусмотрен переходный период от 3 до 5 лет, в течение которого они могут готовить отчетность только в соответствии с US GAAP. Предполагается, что к этому сроку различия между US GAAPи МСФО будут максимально устранены, так что переход не потребует значительных затрат.

§ 2. Первые итоги перехода России на международные стандарты финансовой отчётности

Программой реформирования бухучёта в соответствии с МСФО был установлен широкий комплекс мероприятий по её практической реализации, начиная с разработки нормативной базы и мер по повышению квалификации специалистов по бухучёту и заканчивая организацией международного сотрудничества. В феврале 1998 г. был открыт Международный центр реформы бухгалтерского учёта (МЦРБУ). Это неправительственная некоммерческая организация координирует предоставление международной технической помощи для специальной Межведомственной комиссии по реформированию бухгалтерского учёта и финансовой отчётности, составленной из представителей Министерства финансов, Центрального Банка, Федеральной Комиссии по ценным бумагам, Госналогслужбы, Госкомстата и других ведомств. МЦРБУ выполняет роль связующего звена между Комитетом по международным стандартам и российскими профессиональными организациями и регулирующими органами. Создание этого центра было отмечено на высшем уровне, когда Американо-российская объединённая комиссия по экономическому и техническому сотрудничеству (Комиссия Гор-Черномырдин) приветствовала создание МЦРБУ, а Американское агентство международного развития и Американская торговая палата выделили грант размером в 1 миллион долларов для финансирования работы МЦРБУ.

Также следует выделить издание первого официального перевода МСФО на русский язык и перечень основных терминов международных стандартов. Ранее МСФО были официально переведены только на немецкий язык. 2 ноября 1998 г. состоялась презентация русского издания международных стандартов, подготовленного с участием широкого круга экспертов КМСФО и российских специалистов. Презентация была проведена в рамках практической конференции «Язык денег», посвящённой МСФО, и в которой участвовали представители органов власти на федеральном и региональном уровне, представители профессиональных ассоциаций бухгалтеров и аудиторов, финансовые аналитики, представители деловых кругов, сотрудники государственных и отраслевых регулирующих органов, а также международных структур. На конференции также выступали представители из других стран СНГ.

В апреле 1997 г. был создан Институт профессиональных бухгалтеров (ИПБ) – некоммерческое партнерство, учрежденное высшими учебными, научными и общественными организациями. Активное участие в создании и деятельности ИПБ принимает Минфин РФ. ИПБ России объединяет аттестованных профессиональных бухгалтеров и аудиторов. Они представляют руководителей и ведущих специалистов бухгалтерских служб предприятий и организаций, аудиторских и консалтинговых служб, профессорско-преподавательский состав в области бухучета, экономического анализа и аудита различных учебных заведений, специалистов финансового менеджмента. В ноябре 2001 года ИПБ России стал действительным членом Международной федерации бухгалтеров (IFAC). Основными целями и задачами ИПБ являются:

  • объединение в единую профессиональную организацию и координация деятельности квалифицированных специалистов в области бухгалтерского учета, аудита, финансового менеджмента, а также юридических лиц, специализирующихся в области распространения информации финансово-экономического профиля, оказания услуг в области бухгалтерского учета, экономического анализа, аудита, финансового менеджмента, и повышения квалификации работников бухгалтерского, финансово-экономического профиля;
  • организация и проведение аттестации специалистов в области бухгалтерского учета, финансового менеджмента в целях повышения их профессионального статуса и значимости на профессиональном рынке труда и услуг;
  • разработка методологии и методики бухгалтерского учета и аудита;
  • создание системы оперативного информирования Членов ИПБ об изменениях и новшествах в области регулирования бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита;
  • совершенствование профессиональной деятельности персонала организаций, связанного с бухгалтерским учетом, финансовым менеджментом, аудитом и т.п., формирование положительного общественного мнения о добросовестно работающих специалистах в области бухгалтерского учета, финансового менеджмента, аудита и т.п.;
  • внедрение в практику новых форм и методов организации бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита, отвечающих требованиям Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.

Институтом профессиональных бухгалтеров с участием специалистов Минфина были разработаны Положение об аттестации профессионального бухгалтера и Порядок проведения квалификационных экзаменов на аттестат профессионального бухгалтера, одобренные Межведомственной комиссией по реформирования бухгалтерского учёта и финансовой отчётности. Аттестация профессиональных бухгалтеров проводится Институтом профессиональных бухгалтеров с 1996 г., и по состоянию на 2003 г. её прошли свыше 140 тысяч бухгалтеров. Целью указанных документов является подтверждение бухгалтерским сообществом профессионального уровня своих представителей, как это принято в большинстве развитых стран – в качестве примера можно привести известные международные сертификаты Certified Public Accountant (CPA) в США и The Association of Chartered Certified Accountants (ACCA) в Великобритании. Также Институтом разработан Кодекс профессиональной этики профессионального бухгалтера.

В области повышения квалификации специалистов бухгалтерского учета разработан новый стандарт высшего образования, приняты программы обучения и переподготовки, повышения квалификации, изданы новые учебники и учебные пособия по МСФО, организовано около 400 учебно-методических центров, занимающихся обучением бухгалтерских кадров только в системе Института профессиональных бухгалтеров России.

Таким образом, в направлении кадрового обеспечения реформы достигнуты определённые успехи. В то же время следует отметить, что наблюдается значительное отставание в разработке программ обучения и переподготовки бухгалтерских кадров. Как правило, бухгалтеры-практики плохо представляют себе суть происходящих изменений. Это означает, что существует необходимость активнее вовлекать широкие круги бухгалтеров в обсуждение разрабатываемых документов, а также оказывать содействие при отстаивании своих профессиональных интересов.

§ 3. Проблемы реформирования

Переход на международные стандарты финансовой отчётности нельзя рассматривать как единственную цель реформирования. В действительности реформа должна быть гораздо глубже и заключаться в построении эффективной надстройки над новым типом хозяйственных отношений в России. В итоге должна быть создана среда, обеспечивающая формирование полезной и объективной информации о финансовом положении и результатах деятельности компаний. Невозможность перехода на МСФО «в один день» обусловлена необходимостью осуществления целого комплекса взаимосвязанных мероприятий. Поэтому естественно, что в процессе реформирования будут возникать многочисленные сложности. Можно выделить ряд сложностей, препятствующих реформированию.

  • Постоянное обновление МСФО – в последние несколько лет МСФО претерпевают серьёзные концептуальные изменения и по существу представляют нечто вроде «движущейся мишени», попасть в которую – задача, нелёгкая даже для очень опытного стрелка. С одной стороны, необходимо своевременно адаптировать новые термины МСФО в российскую юридическую терминологию. С другой стороны, для того, чтобы избежать морального устаревания отечественных стандартов, в процессе их разработке Минфину необходимо параллельно отслеживать все текущие проекты и разработки КМСФО.
  • Необходимость понижения в отдельных случаях статуса разрабатываемого документа – например, вместо Положения по доверительному управлению Минфин выпустил Указания по отражению в бухучёте операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом и договора простого товарищества, т.е. вместо документа второго уровня был принят документ третьего уровня системы нормативного регулирования бухучёта. То же самое произошло в отношении положения «Прибыль на акцию». Пока еще не приняты поправки в Федеральный закон «О бухгалтерском учете», призванные закрепить значительные изменения, произошедшие в последнее время в российском учете.
  • «Человеческий» фактор – средний уровень знаний бухгалтеров и аудиторов, принимающих участие в подготовке и выражении мнения об отчетности, подготовленной в соответствии с МСФО, остается низким. По сути квалифицированные аудиторские и консалтинговые услуги в этой области могут оказывать лишь компании большой «четверки», работающие в России и несколько самых крупных российских компаний. Руководители компаний зачастую также негативно относятся к МСФО, поскольку это может потребовать значительных затрат.
  • Недостаточное применение на практике новых стандартов учета. В результате опроса членов Института профессиональных бухгалтеров выяснилось, что ряд принятых ПБУ до сих пор не используются для подготовки отчетности. Как правило, это ПБУ расчетного характера, требующие профессионального суждения со стороны бухгалтера — ПБУ 7/98 «События после отчетной даты», ПБУ 8/01 «Условные факты хозяйственной деятельности», ПБУ 11/2000 «Информация об аффилированных лицах», ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам».
  • Ориентация бухучёта на требования налоговых органов остаётся одним из главных препятствий на пути реформирования. Зачастую руководители предприятий опасаются, что в результате внедрения МСФО и перехода на предельно прозрачную финансовую отчётность у них не останется резерва для ухода от налогообложения. Необходимо окончательно развести бухгалтерский учёт и налоговую отчётность. Предприятия должны делать налоговую отчётность исходя из налоговых законов, и исключительно для целей налогообложения, а бухгалтерский учёт вести исключительно в своих интересах. Тогда не возникнет дуализма учёта и появится возможность глубокого всестороннего анализа деятельности собственно предприятия.
  • Отсутствие отраслевых указаний по применению новых правил бухгалтерского учёта – этот сложный момент связан с недостатками самих международных стандартов, к которым относят обобщённый характер МСФО и отсутствие подробных интерпретаций и конкретных примеров приложения стандартов к конкретным ситуациям (например, специфика учета в нефтегазовом секторе). В ПБУ также приводится лишь общее описание методов учёта тех или иных операций, а прежняя практика, когда союзные министерства и ведомства разрабатывали на базе правил Минфина отраслевые указания, отсутствует. Данный пробел должен быть восполнен Институтом профессиональных бухгалтеров и другими объединениями бухгалтеров и аудиторов.

Таким образом, предстоит ещё много сделать для того, чтобы Россия полностью перешла на международную практику учёта. Важно, чтобы необходимость перехода была осознана как на уровне властей, так и среди бизнеса и бухгалтерского сообщества. В данном контексте можно положительно оценить слова М. Задорнова, что «в сфере структурных реформ переход на МСФО российское Правительство считает для себя приоритетным – не случайно, реформа системы бухгалтерского учёта и развитие зафиксированы в нашем плане внедрения структурных мер и в совместном заявлении с МВФ».

Версия для печати

Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности» Постановление Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. №283.  

Новый план счетов бухгалтерского учета разработан в рамках программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной в январе 1998 года. В соответствии с Инструкцией по применению нового Плана счетов/1/ информация о затратах по обычным видам деятельности может формироваться с применением счетов 20-29 или 20-39. Последний вариант предполагает применение подхода к учету затрат с параллельной системой счетов финансового и управленческого учета. При этом счета 20-29 используются для группировки расходов по статьям, местам возникновения и другим признакам, а также определения себестоимости продукции, работ, услуг. Счета 30-39 предназначаются для учета расходов по элементам. Взаимосвязь учета расходов по статьям и элементам осуществляется с помощью отражающих счетов. При таком варианте учета состав и методика использования счетов устанавливаются организацией самостоятельно, исходя из особенностей деятельности, структуры производства и организации управления. До настоящего времени отсутствуют рекомендации Министерства финансов Российской Федерации относительно использования этого варианта учета. Выбранный вариант учета необходимо отразить в учетной политике предприятия.  
С января 1998 г. в Российской Федерации действует Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности. Цель реформирования состоит в приведении национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями рыночной экономики. Достижение данной цели будет означать возможность формирования системы информации для эффективного управления внутри предприятия. Одной из задач реформы является оказание методической помощи предприятиям в понимании и внедрении системы управленческого учета. Этому в определенной степени может способствовать знакомство с данным учебником. Для лучшего усвоения материала в конце каждой главы приведены контрольные задания и тесты для самопроверки, а в конце книги — ответы на тесты, практическая работа и терминологический словарь.  
Одним из шагов по реализации Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, принятой в январе 1998 г., стало утверждение нового Плана счетов бухгалтерского учета коммерческих организаций. Его практическое использование позволит решить двуединую задачу—обеспечить прозрачность внешней финансовой отчетности и сохранить коммерческую тайну бухгалтерского управленческого учета.  
Правительство Российской Федерации в 1998 г. образовало Межведомственную комиссию по реформированию бухгалтерского учета и финансовой отчетности (МВК), основной задачей которой являются разработка и контроль выполнения вышеназванной Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.  
Межведомственная правительственная комиссия по реформированию бухгалтерского учета и финансовой отчетности во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности подготовила ряд стандартов.  
Во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. № 283, и распоряжения Правительства Российской Федерации от 21 марта 1998 г. № 382-р приказываю  
Новый этап в стандартизации российского учета связан с подготовкой и принятием Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности . В этот период появляется ПБУ 5/98 Учет материально-производственных запасов и ПБУ 6/97 Учет основных средств .  
Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности  
Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 года № 283 была утверждена Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. На официальном уровне была признана необхо-  
ПБУ 13/2000 принято во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и имеет свой аналог — МСФО 20 Учет правительственных субсидий и раскрытие информации о правительственной помощи .  
На основе МСФО 10 во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности разработано Положение по бухгалтерскому учету События после отчетной даты (ПБУ 7/98), утвержденное приказом Минфина России от 25 ноября 1998 г. № 56н и вступившее в силу с 1 января 1999 года.  
ПБУ 11/2000 принято во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и, соответственно, имеет свой прототип — МСФО 24 Раскрытие информации о связанных сторонах .  
В Российской Федерации традиционно выделяется группа малых предприятий, в зависимости от численности занятых, которые имеют целый ряд льгот в части организации бухгалтерского учета и представления отчетности (см. главу 5 настоящего издания). При этом единственным критерием дифференциации в данном случае является численность занятых, остальные критерии, перечисленные выше, практически не используются. Исключение составляют лишь некоторые Положения по бухгалтерскому учету, принимаемые согласно Программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности часть этих ПБУ (например, ПБУ 11/2000 Информация об аффилированных лицах ) применяется исключительно акционерными обществами. Однако данный пример — скорее исключение, чем правило. Так, ПБУ 7/98 и 8/98 , устанавливающие требования к представлению в отчетности информации, интересной в большей степени внешнему пользователю, нежели менеджменту, распространяются также на малые предприятия. При отсутствии заинтересованного пользователя раскрываемых в отчетности данных возникает явное противоречие между необходимостью нести затраты по их раскрытию и представлению в отчетности и бесполезностью этой операции для пользователя, а, следовательно, и самого предприятия.  

Сложившийся в настоящее время фактически в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета и закрепленный в проекте закона второй уровень документов представляет собой ПБУ — Положения по бухгалтерскому учету. Положения по бухгалтерскому учету создаются, как известно, согласно Программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 283.  
В одном ряду с Законом о бухгалтерском учете стоят другие законы, например, Закон Об акционерных обществах , Указы Президента РФ, например, Указ от 1 апреля 1996 г. № 443 О мерах по стимулированию создания и деятельности финансово-промышленных групп , Постановления Правительства РФ, например, Постановление от 6 марта 1998 г. № 283 Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности , которые прямо или косвенно регулируют ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности. Важным нормативным актом первого уровня является Гражданский кодекс Российской Федерации, принятый Государственной Думой 21 октября 1995 г., в первой части которого законодательно закреплены многие вопросы учета и отчетности, в частности, наличие самостоятельного баланса как признака юридического лица, обязательность утверждения годового отчета, понятия дочерних и зависимых обществ.  
С целью приведения национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и МСФО, формирования системы национальных стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов, обеспечения увязки реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне, оказания методической помощи организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета была разработана Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, о которой мы уже упоминали.  
Выполнение программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности предполагает разработку положений (национальных стандартов) по учету доходов и расходов организаций. Такие положения, как Доходы организации (ПБУ 9/99) и Расходы организации (ПБУ 10/9), разработаны и введены с 1 января 2000 года.  
Новое положение по бухгалтерскому учету Учетная политика организации ПБУ 1/98, утвержденное приказом Минфина РФ от 09.12.98 № 60н, пришло на смену ранее действовавшему Положению Учетная политика предприятия ПБУ 1/94. Необходимость его разработки была связана с объективными условиями выполнения Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (утверждена постановлением Правительства РФ от 06.03.98 № 283).  
Положения (стандарты), разрабатываемые в соответствии с Государственной программой перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики, а также Программой реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, являются теми документами, которые устанавливают основные правила (принципы) бухгалтерского учета. Последние служат обязательными для исполнения предприятиями и организациями. Однако данное условие не исключает в определенных рамках использования своих различных учетных процедур (ме-  
Реализация этих целей, а также ускорение процесса адаптации бухгалтерского учета с общим процессом экономических реформ в России обусловили разработку и принятие новой Программы по бухгалтерскому учету. Такая Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности была утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N° 283.  
В Программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности предусмотрены соответствующие изменения по кадровому обеспечению национальной системы бухгалтерского учета.  
Излагаемая в учебнике теория бухгалтерского учета основана на современных взглядах и направлениях реформирования бухгалтерского учета в Российской Федерации, отраженных в постановлении Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 283 Об утверждении программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и новым планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации.  
Известно, что реформирование системы российского бухгалтерского учета, то есть создание новых правил бухгалтерского учета, обеспечивающих более достоверное представление информации об объектах учета, осуществляется на основе Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 283.  
При решении проблемы изменения срока полезного использования объекта в отличных от проведения реконструкции (модернизации) случаях логично также обратиться к международными стандартами финансовой отчетности, поскольку согласно Программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО), утвержденной Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 283, одной из основных целей реформирования бухгалтерского учета в РФ является обеспечение увязки реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне .  
Цель реформирования системы бухгалтерского учета приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности определена в Постановлении Правительства РФ Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности от 6 марта 1998 года № 283 (раздел I. Цель и задачи перехода на международные стандарты финансовой отчетности ).  
Возможности анализа, в том числе и с позиции его унификации и формализации, в значительной степени определяются широтой доступной информационной базы. В рыночной экономике понятие конфиденциальности информации приобретает иное смысловое значение по сравнению с тем, как оно трактовалось в условиях директивной экономики. Согласно российскому законодательству, а также принятой правительством Программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности предприятия вынуждены публиковать информацию о своем имущественном и финансовом положении, причем публикуемая отчетность уже в значительной степени унифицирована и стабильна по составу показателей и способам их представления. Это дает возможность разработки достаточно стандартизованных методик анализа, корреспондирующих по основным параметрам с аналогичными методиками, принятыми в экономически развитых странах. В настоящей книге основной упор сделан именно на подобные методики.  

Постановление Правительства РФ Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности , № 283 от 06.03.98.  
В связи с тем что постановлением Правительства РФ от 06.03.98 г. № 283 утверждена программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, представляется целесообразным рассмотреть основные положения международных стандартов учета применительно к формированию учетной политики предприятия. ,  
В 1985 году Советским правительством был обьяв-лен новый экономический курс под названием перестройка . Изменения в хозяйственном механизме общества должны сопровождаться новациями в системе бухгалтерского учета предприятий. И действительно, в конце 80-х годов начинается работа по обновлению понятийного аппарата бухгалтерского учета, изменению форм отчетности, Плана счетов с учетом требований рыночной экономики, а с января 1998 года в Российской Федерации действует Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. Следуя существующей практике стран с рыночной экономикой, ранее единый отечественный бухгалтерский учет был разделен на финансовый (сориентированный на внешних пользователей) и управленческий (формирующий информацию для использования внутри предприятия). Однако программой реформирования охвачен лишь бухгалтерский финансовый учет. Вопросы организации на предприятиях управленческого учета ( а в их числе — и сегментарного учета и отчетности) должны регламентироваться предприятиями самостоятельно, и, возможно, поэтому они оказались лишенными должного внимания со стороны научной общественности.  
В России учет по сегментам регулируется ПБУ 12/2000 Информация по сегментам (приказ Минфина РФ от 27 января 2000г. №11н), принятым во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.  
Отчасти этим объясняется тот факт, что Россия постепенно активизирует свои усилия в области гармонизации отечественного учета с требованиями международной практики. В 1998 г. в нашей стране принята Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, согласно которой отечественные бухгалтерские регулятивы должны модернизироваться и согласовываться с международными документами, в частности, с упомянутыми стандартами. С 1998 г. после опубликования русскоязычной версии стандартов, названных в переводе международными стандартами финансовой отчетности (МСФО), они стали доступны широкой общественности1.  
Министерством финансов Российской Федерации. Во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности , утвержденной постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 283, и распоряжения Правительства РФ от 21 марта 1998 г. № 382-Р в России ведется постоянная работа по совершенствованию системы правового и методического регулирования бухгалтерского учета, базирующаяся на ведении четырехуровневой системы нормативных документов.  

Внедрение международных стандартов финансовой отчетности в России началось еще в 1992 году. Тогда была принята Государственная программа перехода России на систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики. Изменение системы общественных отношений, а также гражданско-правовой среды предопределяет необходимость адекватной трансформации бухгалтерского учета. Однако процесс реформирования отечественной системы бухгалтерского учета отстает от общего процесса экономических реформ в России. Именно в целях изменения такого положения дел разработана Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности была утверждена постановлением Правительства РФ от б марта 1998 г. № 283. Основным направлением данной программы стало принятие Правительственной программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с МСФО и в разработке концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России. Все это стало важным шагом на пути совершенствования бухгалтерского учета в России.  
Начало второго тысячелетия для российского бухгалтерского учета связано с продолжением важной работы по его переводу на международные нормы. Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности — МСФО (International A ounting Standards — IAS) была принята постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 283. Целью реформирования системы бухгалтерского учета является приведение национальной системы в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности.  
Постановления Правительства РФ от 6 марта 1998 года, которым была утверждена Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности . Согласно этой программе утвержден и выпущен ряд национальных стандартов, продолжается работа над разработкой следующих стандартов. Следует отметить, что многие предприятия нашей страны ведут параллельный учет и составляют отчетность не только по российским правилам, но также и в соответствии с международными стандартами. Организациям, выпускающим консолидированную отчетность, разрешено в качестве альтернативного варианта подготавливать ее только на основе международных стандартов. В связи с этим знание международных стандартов становится необходимым компонентом в профессиональной подготовке бухгалтеров. Руководители, менеджеры компаний, работающие с иностранными клиентами, также сталкиваются с потребностью хорошо ориентироваться в отчетности, подготовленной по международным стандартам. Разработка стандартов учета и финансовой отчетности проводилась и продолжает проводиться во многих странах. На процесс установления стандартов воздействуют многие фактороы, что вызывает множество проблем. Основным координатором усилий разработчиков национальных стандартов выступает Комитет по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО). Стандарты, выпускаемые КМСФО, внимательно изучаются в большинстве стран, служат языком общения бухгалтеров и всех заинтересованных пользователей разных государств. КМСФО направляет свою деятельность на достижение единообразия представляемых во всем мире финансовых отчетов, целенаправленно стремясь к гармонизации учетных стандартов. В нашей стране вопросам составления отчетности по международным стандартам, национальным стандартам за-  
Во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности с 1 января 2002 года введено в действие новое Положение по бухгалтерскому учету Учет материально-производственных запасов (ПБУ 5/01), утвержденное приказом Министерства финансов Российской Федерации от 9 июня 2001 года № 44н и Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2001 года № 119н. Эти документы устанавливают правила формирования в бухгалтерском учете информации о материально-производственных запасах организации.  
Исходя из программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) Министерство финансов РФ утвердило следующие нормативные документы1  
Во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной Правительством Российской Федерации в 1998г., в настоящее время проводится активная работа по дальнейшей гармонизации российских правил бухгалтерского учета с международно признанной бухгалтерской практикой. Одним из шагов в данном направлении является утверждение Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2000г. № 94 нового Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, который обязателен к применению с 1 января 2002 г.