Минимальный налог при УСН

Минимальный налог подлежит уплате налогоплательщиками, которые выбрали в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, в случае, если за налоговый период сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога

Минимальный налог уплачивается в порядке, предусмотренном п. 6 ст.346. 18 НК.

Платят ли минимальный налог налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы?

Нет. Налогоплательщики, которые выбрали в качестве объекта налогообложения доходы, минимальный налог не платят.

Уплачивается ли минимальный налог, если налогоплательщиком, выбравшим в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, получен убыток?

Да. Налогоплательщик, выбравший в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, и получивший убыток, обязан уплатить минимальный налог.

В каких случаях уплачивается минимальный налог?

Минимальный налог уплачивается только в тех случаях, когда сумма исчисленного в общем порядке налога по итогам налогового периода оказывается меньше суммы исчисленного.

Важно!

Ранее исчисленные суммы авансовых платежей по налогу учитываются при исчислении сумм авансовых платежей по налогу за отчетный период и суммы налога за налоговый период минимального налога либо когда отсутствует налоговая база для исчисления налога по итогам налогового периода (налогоплательщиком получены убытки).

Минимальный налог уплачивается в бюджет по окончании налогового периода, так как в течение года такой налог не исчисляется и в бюджет не платится.

Важно!

Сумма минимального налога исчисляется за налоговый период в размере 1 процента налоговой базы, которой являются доходы, определяемые в соответствии со ст. 346.15 НК.

Пример

По итогам 2014 года налогоплательщиком получены доходы в сумме 900 тыс. руб., а также понесены расходы в сумме 850 тыс. рублей.

Сумма налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, составит 7,5 тыс. руб. (900 тыс. руб. — 850 тыс. руб.)*15 %. Сумма минимального налога составит 9 тыс. руб. (900 тыс. руб.*1 %).

Учитывая, что сумма исчисленного в общем порядке налога оказалась меньше суммы исчисленного минимального налога, налогоплательщик за 2014 год должен уплатить в бюджет минимальный налог в сумме 9 тыс. рублей.

Пример

Налогоплательщиком по итогам 2014 года получены доходы в сумме 900 тыс. руб., а также понесены расходы в сумме 1 150 тыс. рублей. Следовательно, по итогам налогового периода налогоплательщиком получены убытки в сумме 250 тыс. руб. (900 тыс. руб. – 1 150 тыс. руб.)

Налоговая база для исчисления налога в общем порядке в данном случае отсутствует. В этой связи налогоплательщик обязан исчислить и уплатить минимальный налог в сумме 9 тыс. руб. (900 тыс. руб. * 1 %).

Можно ли разницу между уплаченной суммой минимального налога и суммой исчисленного в общем порядке налога включить в расходы?

Да. Налогоплательщик имеет право в следующие налоговые периоды включить сумму разницы между суммой уплаченного минимального налога и суммой налога, исчисленной в общем порядке, в расходы при исчислении налоговой базы, в том числе увеличить сумму убытков, которые могут быть перенесены на будущее в соответствии с положениями п. 7 ст. 346.18 НК.

Пример

Налогоплательщиком по итогам 2014 года получены доходы в сумме 900 тыс. руб., расходы за указанный налоговый период составили 850 тыс. рублей. Сумма исчисленного в общем порядке за 2014 год налога составила 7,5 тыс. руб. (900 тыс. руб. — 850 тыс. руб.)*15 %.

Сумма минимального налога за 2014 год составила 9 тыс. руб. (900 тыс. руб.*1 %).

Учитывая, что сумма исчисленного минимального налога превышает сумму исчисленного в общем порядке налога, налогоплательщиком осуществлена уплата минимального налога в сумме 9 тыс. рублей.

Разница между суммой уплаченного минимального налога и суммой налога, исчисленного в общем порядке, составила 1,5 тыс. руб. (9 тыс. руб. – 7,5 тыс.

Уплата минимального налога индивидуальными предпринимателями

руб.) и подлежит включению в расходы, учитываемые при исчислении налоговой базы за 2015 год. 

Пример

Налогоплательщиком по итогам 2014 года получены доходы в сумме 900 тыс. руб., расходы за указанный налоговый период составили 1 150 тыс. рублей. Таким образом, за 2014 год налогоплательщиком получены убытки в сумме 250 тыс. руб. (900 тыс. руб. – 1 150 тыс. руб.).

Налоговая база для исчисления налога в общем порядке отсутствует. Сумма минимального налога, подлежащего уплате в бюджет за 2013 год, составляет 9 тыс. руб. (900 тыс. руб. * 1 %).

В связи с отсутствием налоговой базы для исчисления налога разница между уплаченной суммой минимального налога и суммой исчисленного в общем порядке налога составляет 9 тыс. руб. (9 тыс. руб. – 0) и может быть включена в сумму убытков, переносимых на следующие налоговые периоды в порядке, предусмотренном п. 7 ст. 346.18 НК.

Специалисты ААА-Инвест с удовольствием выполнят для Вас услуги регистрации компаний, бухгалтерского учета, в том числе дистанционно для клиентов из любого региона РФ.

Невозможность очной встречи не является препятствием для выполнения услуг нашими экспертами!

24.07.2018г.

Все индивидуальные предприниматели кроме фиксированных страховых взносов в пенсионный фонд (ПФ) и фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС), которые не зависят от наличия деятельности и сумм полученных доходов, уплачивают также фиксированные страховые взносы в Пенсионный фонд в размере 1% от суммы дохода, если такой доход превышает 300 000 рублей.

Так вот предприниматели, которые применят упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы за вычетом расходов, считают, что правильно было бы платить взносы в ПФ 1% при такой системе не с доходов, а с доходов за вычетом расходов.

До 01 января 2017 г. администрирование страховых взносов находилось в ведении Пенсионного фонда и до этого момента времени определялось Законом 212-ФЗ от 24.07.2009 г. По периодам времени до 31 декабря 2016 года индивидуальный предприниматель с системой налогообложения доходы за вычетом расходов дошел до Верховного суда и суд в Определении от 18.04.2017 N 304-КГ16-16937 согласился с налогоплательщиком, отправил дело на пересмотр, и фиксированные страховые взносы в ПФ можно было рассчитывать с суммы доходов за вычетом расходов в размере 1% свыше 300 000. Некоторые предприниматели обращались с просьбой о пересчете фиксированных страховых взносов за периоды до 31 декабря 2016 года.

С 01 января 2017 года администрирование страховых взносов перешло к налоговым органам и стало регулироваться главой 34 НК РФ. Минфин выпустил Письмо № 03-15-07/8369 от 12 февраля 2018 г., в котором был сделан вывод, что ИП на УСН с системой налогообложения доходы за вычетом расходов уплачивает страховые взносы в размере 1% при доходе свыше 300 000 рублей именно с суммы доходов, а не с суммы доходов за вычетом расходов.

И вот Решение Верховного суда от 08.06.2018 г.

Минимальный налог при УСН

№ АКПИ18-273 окончательно подтвердило доводы Минфина. Поэтому все индивидуальные предприниматели, применяющие систему налогообложения доходы за вычетом расходов, должны уплачивать фиксированные страховые взносы в ПФ 1% с суммы доходов. Расходы во внимание расчета взносов приниматься не должны.

Звоните нам по тел. (495)661-35-70, мы рассчитаем стоимость бухгалтерского обслуживания, или окажем разовые бухгалтерские услуги.

Авторы: Ширяева Наталья

В соответствии со статьей 346.18 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уплачивает минимальный налог в размере 1 процента налоговой базы, которой являются доходы, определяемые согласно статье 346.15 Кодекса, если сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога.

Исходя из изложенного у налогоплательщика возникает обязанность заплатить минимальный налог в случаях:

  • если по итогам налогового периода налогоплательщиком получен убыток и сумма налога равна нулю;
  • если исчисленная в общем порядке сумма налога меньше суммы исчисленного минимального налога.

При этом в случае, если исчисленная в общем порядке сумма налога меньше суммы исчисленного минимального налога, то платится только минимальный налог.

Пример:

По данным налогового учета ООО «Альфа» за 2009г. получен финансовый результат:
Доход – 900 000 рублей;
Расход – 850 000 рублей;
Ставка налога — 15 процентов;

Сумма, исчисленного в общем порядке налога – ((900 000 — 850 000) x 15%) = 7 500 рублей;

Минимальный налог – (900 000 x 1%) = 9 000 рублей.

Учитывая, что налог, исчисленный в общем порядке (7 500 рублей) меньше суммы минимального налога (9 000 рублей), к уплате подлежит минимальный налог в размере 9 000 рублей. Сумма налога исчисленного в общем порядке в размере 7 500 рублей не уплачивается.

Согласно статье 346.18 Кодекса, разницу между уплаченным минимальным налогом и суммой налога, исчисленного в общем порядке, налогоплательщик может включить в расходы в следующий налоговый период, в том числе увеличить сумму убытков, которые могут быть перенесены на будущие налоговые периоды в течение 10 лет.

Таким образом, разница между налогом, исчисленным в общем порядке, и минимальным налогом в размере 1500 рублей (9000 — 7500) может быть учтена в качестве расходов при определении налоговой базы следующего налогового периода, то есть в 2010 г, в том числе увеличить сумму убытков, которые могут быть перенесены на будущее.

Пунктом 7 статьи 346.18 Кодекса установлено, что налогоплательщик, использующий в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, вправе уменьшить исчисленную по итогам налогового периода налоговую базу на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов, в которых налогоплательщик применял упрощенную систему налогообложения и использовал в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.

При этом обращаем внимание, что налогоплательщик, получивший убыток не в одном налоговом периоде, переносит убытки на будущие налоговые периоды в той очередности, в которой они были получены. То есть сначала переносятся убытки, полученные в самом раннем периоде, а затем уже более поздние убытки.

В соответствии с пунктом 1 статьи 346.19 Кодекса налоговым периодом для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, является календарный год.

Учитывая, что авансовые платежи исчисляются по итогам отчетного периода, а налоговую базу налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, вправе уменьшить только по итогам налогового периода (календарного года), следовательно, при расчете авансовых платежей, налогоплательщик не вправе учесть сумму убытков, полученных в предыдущих налоговых периодах.

Действительный государственный советник
Российской Федерации 2 класса
С.Н. Шульгин

Министерство финансов Российской Федерации
ДЕПАРТАМЕНТ НАЛОГОВОЙ И ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИПИСЬМО
от 12 мая 2014 года N 03-11-11/22105

(УСН: уплата авансовых платежей)

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения упрощенной системы налогообложения и сообщает следующее.

Глава 26_2 «Упрощенная система налогообложения» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) предусматривает уплату авансовых платежей.

На основании пунктов 4 и 5 статьи 346_21 Кодекса налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу.

Как рассчитать минимальный налог при УСН Д-Р

Ранее исчисленные суммы авансовых платежей по налогу засчитываются при исчислении сумм авансовых платежей по налогу за отчетный период и суммы налога за налоговый период.

Пунктом 2 статьи 346_19 Кодекса установлено, что отчетными периодами для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Таким образом, налогоплательщики, перешедшие на применение вышеназванного специального налогового режима, обязаны уплачивать авансовые платежи за первый квартал, полугодие и девять месяцев при наличии доходов (превышении доходов над расходами).

В соответствии с пунктом 7 статьи 346_21 Кодекса при применении упрощенной системы налогообложения авансовые платежи по налогу должны уплачиваться не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. В случае неуплаты или неполной уплаты сумм авансовых платежей по налогу с налогоплательщика взыскивается пеня в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки (пункт 4 статьи 75 Кодекса).

Согласно статье 75 Кодекса пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов и сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

При этом следует иметь в виду, что Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2007 N 47 «О порядке исчисления сумм пеней за просрочку уплаты авансовых платежей по налогам и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование» арбитражным судам даны разъяснения по вопросам о порядке исчисления сумм пеней за просрочку авансовых платежей по налогам и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, возникающим в судебной практике, в целях единообразного подхода к их разрешению.

В названном Постановлении, в частности, разъясняется, что если по итогам налогового периода сумма исчисленного налога оказалась меньше сумм авансовых платежей, подлежащих уплате в течение этого налогового периода, судам необходимо исходить из того, что пени, начисленные за неуплату указанных авансовых платежей, подлежат соразмерному уменьшению. Указанный порядок надлежит применять и в случае, если сумма авансовых платежей по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, исчисленных за первый квартал, полугодие и девять месяцев, меньше суммы минимального налога, уплаченного за налоговый период в порядке, установленном пунктом 6 статьи 346_18 Кодекса.

Согласно пункту 6 статьи 346_18 Кодекса уплата минимального налога осуществляется только в тех случаях, когда сумма исчисленного в установленном порядке налога по итогам налогового периода оказывается меньше суммы исчисленного минимального налога либо когда отсутствует налоговая база для исчисления налога по итогам налогового периода (налогоплательщиком получены убытки).

Сумма минимального налога исчисляется за налоговый период в размере 1% налоговой базы, которой являются доходы, определяемые в соответствии со статьей 346_15 Кодекса. Минимальный налог уплачивается налогоплательщиками по итогам налогового периода.

Налогоплательщик имеет право в следующие налоговые периоды включить сумму разницы между суммой уплаченного минимального налога и суммой налога, исчисленной в общем порядке, в расходы при исчислении налоговой базы, в том числе увеличить сумму убытков, которые могут быть перенесены на будущее в соответствии с положениями пункта 7 статьи 346_18 Кодекса.

Заместитель
директора Департамента
Р.А.Саакян

с

Доброго времени суток! Сегодня я хочу написать статью о налогообложении УСН, ко мне часто приходит много вопросов по этой теме, новички не понимают как рассчитываетсяминимальный налог УСН, а иногда вообще не могут понять что это такое.

Как Вы наверное знаете на налоге УСН предприниматель оплачивает налоги на УСН Доходы (6%) в размере 6% от полного оборота денег в независимости от расходов, а на УСН Доходы минус расходы (15%) оплата налога производится в размере 15% от чистой прибыли.

Минимальный УСН

Понятие минимального налога УСН относится только к УСН (Доходы минус расходы), дело в том что организации и предприниматели занимаясь своей деятельностью могут отработать и в убыток или их доход очень мал.

Несмотря на то что на УСН Доходы минус расходы (15%) вроде как мы должны платить налог со своей чистой прибыли, но что если организация отработала в убыток ?

На этот случай государство подстраховалось и ввела такой термин как минимальный налог УСН, его размер равен 1% от общего оборота организации или ИП.

Например: за год у Вас общий оборот денег 1 000 000 руб., а расход 1 500 000 руб., как видно из примера наше предприятие отработало год с убытком в 500 000 руб. Несмотря на это Вы обязаны заплатить минимальный налог УСН с общего прихода денег: общий приход денег составил 1 000 000 руб. и именно с этой суммы мы должны оплатить минимальный налог УСН в размере 1%

1 000 000 * 1% = 10 000 руб. — именно такой размер налога УСН придется оплатить в данном случае.

Так же обратите внимание что организация или предприниматель могут отработать и в небольшой плюс, то есть получить небольшую прибыль, НО если размер полученной прибыли меньше чем 1% от общего оборота, то опять же оплачивать необходимо 1% от оборота.

Когда рассчитывать и оплачивать минимальный налог УСН

Как не сложно догадаться расчет минимального налога УСН производится по итогам года:

  1. Для предпринимателей. Расчет и оплата минимального налога УСН должна происходить до 30 апреля года идущего за отчетным;
  2. Для организаций. Расчет и оплата минимального налога УСН должна происходить до 31 марта года идущего за отчетным.

По итогам статьи Вы должны уяснить одно: РАЗМЕР НАЛОГА УСН НЕ МОЖЕТ БЫТЬ МЕНЕЕ 1% ОТ ОБЩЕГО ОБОРОТА ОРГАНИЗАЦИИ ИЛИ ИП ЗА ГОД!

В настоящее время многие предприниматели для перехода на УСН, расчета налогов, взносов и сдачи отчетности онлайн используют данную Интернет-бухгалтерию, попробуйте бесплатно. Сервис помог мне сэкономить на услугах бухгалтера и избавил от походов в налоговую.

Порядок исчисления минимального налога

Процедура государственной регистрации ИП или ООО теперь стала еще проще, если Вы еще не зарегистрировали Ваш бизнес, подготовьте документы на регистрацию совершенно бесплатно не выходя из дома через проверенный мной онлайн сервис: Регистрация ИП или ООО бесплатно за 15 минут. Все документы соответствуют действующему законодательству РФ.

На этом я статью заканчиваю. Вопросы можно задавать в комментариях или в мою группу социальной сети ВКОНТАКТЕ » Секреты бизнеса для новичка».

 Всем удачного бизнеса! Пока!

«Упрощенцы», которые применяют объект налогообложения «доходы минус расходы», в некоторых случаях обязаны по итогам года заплатить в бюджет так называемый минимальный налог. При этом за 2016 год этот минимум уплачивается по новым правилам.

В первую очередь напомним, что представляет собой минимальный налог. На самом деле это своего рода минимум, который должны заплатить за год «упрощенцы», применяющие УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы» (п. 6 ст. 346.18 НК).

Определить, попадаете ли вы на уплату этого минимума, довольно просто.

«Минимальные» требования

Условия, при которых возникает необходимость уплатить минимальный налог, таковы: за налоговый период, то есть за календарный год, сумма исчисленного в общем порядке «упрощенного» налога меньше суммы исчисленного минимального налога. При этом минимальный налог равен 1 проценту от доходов за налоговый период, определяемых в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса.

Пример 1. ООО «Ромашка» применяет УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов». Ставка налога — 6%.
За 2016 год компания получила доход в размере 1 000 000 руб. и понесла расходы, признаваемые на УСН, в сумме 800 000 руб.
Рассчитаем «упрощенный» налог за 2016 год в общем порядке. Он равен 12 000 руб. ((1 000 000 руб.

Как рассчитать минимальный налог при УСН в 2017-2018 годах?

— 800 000 руб.) x 6%).
Теперь определимся с размером минимального налога. Он составляет 10 000 руб. (1 000 000 руб. x 1%).
Сравниваем «упрощенный» налог с минимальным. Поскольку «упрощенный» налог превышает минимальный, то по итогам 2016 года ООО «Ромашка» минимальный налог не уплачивает.

Пример 2. ООО «Гвоздика» применяет УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы». Налоговая ставка также 6%.
В 2016 году общество получило доход в размере 1 000 000 руб. и произвело расходы в сумме 920 000 руб.
«Упрощенный» налог за 2016 г., исчисленный по общим правилам, составляет 4 800 руб. ((1 000 000 руб. — 920 000 руб.) x 6%).
Минимальный — 10 000 руб. (1 000 000 руб. x 1%).
По итогам 2016 года ООО «Гвоздика» обязано заплатить минимальный налог, поскольку он превышает сумму единого налога, исчисленного в общем порядке.

Не требуется производить какие-либо сравнения в случае, если по итогам налогового периода «упрощенец» получил убыток или же сумма налога к уплате, рассчитанная в общем порядке, оказалась равна нулю. При таких обстоятельствах, очевидно, что по итогам года придется рассчитаться с бюджетом «по минимуму».

Пример 3. ООО «Лютик» применяет УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы». Налоговая ставка также 6%.
В 2016 году обществом получен доход в сумме 1 000 000 руб. и понесены расходы в сумме 1 100 000 руб. В рассматриваемой ситуации по итогам года ООО «Лютик» получен убыток. Соответственно, уплате подлежит минимальный налог в размере 10 000 руб. (1 000 000 руб. x 1%).

Порядок уплаты

Налог по итогам года («упрощенный» или минимальный) нужно перечислить в бюджет не позднее сроков, установленных на подачу декларации по УСН (п. 7 ст. 346.21 НК). Для организаций «крайний» срок — не позднее 31 марта следующего года, а для индивидуальных предпринимателей — 30 апреля.
Если учесть правило, установленное пунктом 7 статьи 6.1 Кодекса, то сдать декларацию по УСН и уплатить налог за 2016 год нужно:
— организациям — не позднее 31 марта 2017 года;
— индивидуальным предпринимателям — не позднее 2 мая 2017 года.
При расчете налога к уплате учитываются уплаченные «внутри» года авансовые платежи. При этом сами авансы уплачиваются по итогам каждого отчетного периода, т.е. по итогам I квартала, полугодия и 9 месяцев — не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Причем ранее исчисленные суммы авансовых платежей по налогу засчитываются при исчислении сумм авансовых платежей по налогу за отчетный период и суммы налога за налоговый период (п. 3, 4 и 7 ст. 346.21 НК).

Пример 4. ООО «Роза» применяет УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы». Налоговая ставка также 6%.
Данные о полученных доходах и произведенных расходах в 2016 г. приведем в следующей таблице:

Отчетный период

Доход нарастающим итогом с начала года, руб.

Расход нарастающим итогом с начала года, руб.

I квартал

55 000

50 000

Полугодие

250 000

200 000

9 месяцев

850 000

600 000

2016 г.

1 000 000

850 000

Рассчитаем суммы авансовых платежей по итогам каждого отчетного периода:
1) за I квартал 2016 г. авансовый платеж составит 300 руб. ((55 000 руб. — 50 000 руб.) x 6%);
2) за полугодие 2016 г. — 2 700 руб. ((250 000 руб. — 200 000 руб.) x 6% — 300 руб.);
3) за 9 месяцев 2016 г. — 9 000 руб. ((850 000 руб. — 650 000 руб.) x 6% — 2 700 руб. — 300 руб.).
По итогам 2016 г. «упрощенный» налог, рассчитанный по общим правилам, равен 9 000 руб. ((1 000 000 руб. — 850 000 руб.) x 6%).
Минимальный налог равен 10 000 руб. (1 000 000 руб. x 1%).
Поскольку минимальный налог превышает сумму «упрощенного» налога, исчисленного по общим правилам, по итогам 2016 года ООО «Роза» должно уплатить минимальный налог. При определении итоговой суммы, подлежащей уплате в срок до 31 марта 2017 г., учитываем «внутренние» авансы.
Поскольку сумма авансовых платежей — 12 000 руб. (300 руб. + 2 700 руб. + 9 000 руб.) — превысила сумму минимального налога (10 000 руб.), по итогам года налог ООО не уплачивает.

Обратите внимание! С 1 января 2017 года «упрощенный» налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения «доходы минус расходы», и минимальный налог уплачиваются на один и тот же КБК — 000 1 05 01021 01 0000 110. Минимальный налог за 2015 год и ранее уплачивается на иной КБК — 182 1 05 01050 01 1000 110 (Приказ Минфина от 20 июня 2016 г. N 90н, письмо Минфина от 19 августа 2016 г. N 06-04-11/01/49770).

«Минимальные»… разницы

В примере 4 рассмотрена ситуация, когда авансовые платежи, уплачиваемые по итогам отчетных периодов, превысили сумму минимального налога, подлежащего уплате в бюджет. Очевидно, что в таких ситуациях возникает переплата по налогу, — «излишек» можно вернуть или зачесть в счет предстоящих платежей в порядке, установленном статьей 78 Кодекса.
Осталось решить вопрос с разницей между суммами минимального и «упрощенного» налога, исчисленными в общем порядке. Эту часть минимального налога можно учесть в расходах при исчислении налоговой базы, в т.ч. увеличить сумму убытков, которые могут быть перенесены на будущее (абз. 4 п. 6 ст. 346.18 НК). К примеру, минимальный налог составил 18 000 руб., а «упрощенный» налог, рассчитанный в общем порядке, равен 15 000 руб. Разница в 3 000 руб. учитывается в расходах по итогам следующих налоговых периодов. Несложно заметить, что если «упрощенец» сработал в убыток, то в расходы может быть включен минимальный налог в полном объеме (см., напр., письмо Минфина от 20 июня 2011 г. N 03-11-11/157).

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Не облагаемый налогом минимум по налогу на доходы физических лиц: миф или реальность?

Проблемы установления не облагаемого налогом минимума, а также анализ стандартного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц как разновидности не облагаемого налогом минимума с точки зрения его соответствия принципам налогообложения и современной социально-экономической ситуации в Российской Федерации является актуальным предметом исследования. В статье проанализирована практика установления не облагаемого налогом минимума в зарубежных странах, определены направления совершенствования регулирования стандартного налогового вычета.

Понятие свободного от обложения минимума возникло одновременно с самим подоходным налогом. Впервые установленный в 1798 г. в Англии подоходный налог взимался только с тех доходов, которые превышали 60 фунтов стерлингов. С распространением подоходного налогообложения право на существование минимума, свободного от обложения, и способы его определения являлись предметом дискуссий.

Противники установления свободного от обложения минимума ссылались на нарушение им принципа всеобщности обложения, обосновывая свою позицию как теорией обмена услуг — раз пользуются услугами государства все, то и платить налоги должны тоже все, так и морально-этическими соображениями об обязанности каждого платить налоги, являющейся другой стороной политических прав <1>.

<1> Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политики налогов. М.: Изд-во «Финансы и статистика», 2008. С. 138 — 139.

Однако, несмотря на многочисленную критику, при введении подоходного налога в Европе, США и России определенная часть дохода, идущая на удовлетворение насущных потребностей, освобождалась от обложения. Так, в царской России подоходный налог был введен в 1916 г. и распространялся только на тех граждан, чей доход превышал 850 руб. в год. Подоходный налог с населения, существовавший в СССР, устанавливал необлагаемый минимум в размере 70 руб. в месяц для рабочих, служащих и приравненных к ним лиц.

В настоящее время в государствах Европы, США и подавляющем большинстве стран мира установлен не облагаемый налогом минимум. Анализ европейского законодательства и законодательства США показывает, что размер не облагаемого налогом минимума определяется либо с учетом прожиточного минимума, либо с учетом минимального размера оплаты труда. При этом, как правило, либо не облагаемый налогом минимум уменьшает сумму налога, подлежащую уплате, либо доход облагается при достижении им определенного в законодательстве размера <2>. В ряде стран размер не облагаемого налогом минимума изменяется в зависимости от величины дохода налогоплательщика или от его принадлежности к определенным социальным группам.

<2> European Tax Handbook. Amsterdam, 2008. P. 75, 225, 247 — 251, 276 — 278, 379 — 380, 513, 584, 734, 783; Taxation of workers in Europe / Edited by Moessner J.M. Cambridge, 2008. P. 34 — 36, 95 — 227.

Государства постсоветского пространства в различных формах, но все же восприняли практику установления не облагаемого налогом минимума в подоходном налогообложении физических лиц. Так, в Республике Казахстан плательщики индивидуального подоходного налога при определении дохода имеют право на ежемесячный налоговый вычет в сумме минимального размера заработной платы <3>. Подоходный налог с физических лиц в Республике Беларусь содержит аналогичные российскому законодательству налоговые вычеты, однако стандартный налоговый вычет в разы выше и право на его получение ограничено не размером дохода, исчисленного нарастающим итогом, а размером ежемесячного дохода.

<3> О налогах и других обязательных платежах в бюджет: Налоговый кодекс. Алматы, 2009. С. 109.

Обратимся к постсоветскому налоговому законодательству. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» <4> закреплял необлагаемый минимум объекта налога в перечне налоговых льгот. Закон РФ «О подоходном налоге с физических лиц» <5>, устанавливая прогрессивное налогообложение, закреплял возможность ежемесячного уменьшения совокупного дохода, полученного в налогооблагаемом периоде, на суммы, кратные установленному законом минимальному размеру оплаты труда. При этом кратность зависела от размера дохода, а также был установлен предельный размер дохода, дающий право на вышеописанное уменьшение.

<4> Российская газета. 1992. N 56.
<5> Российская газета. 1992. N 59.

Действующий Налоговый кодекс РФ понятия не облагаемого налогом минимума не содержит вообще. В литературе неоднократно высказывалось мнение о том, что стандартные налоговые вычеты представляют собой «вычеты в форме необлагаемого минимума, который предусмотрен в зависимости от категории налогоплательщиков за каждый месяц налогового периода» <6>, что им «практически придается смысл необлагаемого минимума доходов» <7>.

<6> Коновалова Т.Е., Кузьмина Н.А. Местный бюджет и налоговые льготы // Финансы и кредит. 2005. N 27. С. 45.
<7> Коровкин В.В. Основы теории налогообложения. М.: Экономистъ, 2006. С. 332.

Основной массе населения предоставляется стандартный налоговый вычет, предусмотренный пп. 3 п. 1 ст. 218 Налогового кодекса РФ и составляющий 400 руб. Налогоплательщик вправе применять указанный вычет при исчислении налоговой базы каждый месяц налогового периода до месяца, в котором его доход, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода, превысит 40 000 руб. Таким образом, ежемесячный стандартный налоговый вычет в денежном выражении составляет 52 руб. (400 руб. x 13%). Соответственно, в течение года налогоплательщик в денежном выражении может получить от 52 до 364 руб. максимум.

С 1 июня 2011 г. минимальный размер оплаты труда установлен в размере 4611 руб. На момент введения в действие части второй Налогового кодекса РФ минимальный размер оплаты труда составлял 200 руб. в месяц. Таким образом, минимальный размер оплаты труда к настоящему моменту возрос в 23 раза, в то время как размер стандартного налогового вычета не индексировался ни разу с момента его установления.

Величина прожиточного минимума, т.е. стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы <8>, в целом по Российской Федерации за I квартал 2011 г. на душу населения составила 6473 руб. <9> Потребительская корзина, в свою очередь, представляет собой минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности <10> — как раз тот самый минимум, который освобождали и освобождают от обложения в большинстве стран мира.

<8> О прожиточном минимуме в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.10.1997 N 134-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. N 43, ст. 4904.

<9> Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за I квартал 2011 г.: Постановление Правительства РФ от 14.06.2011 N 465 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. N 25, ст. 3601.
<10> О прожиточном минимуме в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.10.1997 N 134-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. N 43, ст. 4904.

Не рассматривая вопрос о том, что минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации ниже прожиточного минимума, констатируем, что стандартный налоговый вычет в настоящий момент составляет 0,8% прожиточного минимума и 1,13% минимального размера оплаты труда.

Необходимо отметить, что в различных субъектах РФ величина прожиточного минимума неодинакова. И если, например, в Центральном и Южном федеральных округах (за исключением Московской, Рязанской, Смоленской и Волгоградской областей) прожиточный минимум чуть ниже или приблизительно равен установленным Правительством РФ 6473 руб., в Северо-Западном и Дальневосточном федеральных округах величина прожиточного минимума гораздо выше и достигает 9000 — 10 000 тыс. руб. Нет необходимости говорить о том, что стандартный налоговый вычет в настоящее время подобную разницу не учитывает.

Еще в начале прошлого века профессор И.Х. Озеров, рассматривая Existenzminimum — доход в определенном размере, освобожденный от обложения в целях обеспечения удовлетворения насущных потребностей плательщика, полагал сомнительным установление Existenzminimum&#39;а в едином размере для всей страны. И.Х. Озеров указывал, что при установлении Existenzminimum&#39;а необходимо учитывать особенности местности, семейный статус и некоторые жизненные условия (например, болезнь) <11>.

<11> Озеров И.Х. Основы финансовой науки. Учение об обыкновенных доходах. М.: Типография Т-ва И.Д. Сытина, 1908. Вып. 1. С. 240 — 242.

Ограничение на применение стандартного налогового вычета суммой в 40 000 руб. представляется необоснованным даже исходя из величины минимального размера оплаты труда — в год работающий налогоплательщик должен получить не менее 55 322 руб.

Ясно, что ни величина минимального размера оплаты труда, ни прожиточный минимум не являлись экономическим критерием установления размера стандартного налогового вычета. Очевидно, не стоит говорить и о том, что подобные мизерные суммы бесконечно далеки от экономических реалий, а значит, стандартный налоговый вычет не выполняет ни компенсационной функции, присущей налоговым льготам, ни свойственную ему социальную роль.

Таким образом, можно утверждать, что, даже будучи установленным законодательно, не облагаемый налогом минимум в силу своего ничтожного размера фактически отсутствует.

Еще со времен Адама Смита экономисты и финансисты ратуют за обложение чистого дохода налогоплательщика, то есть дохода, свободного от расходов на поддержание минимального жизненного уровня.

Известный российский правовед-финансист А.А. Исаев указывал, что государство должно прежде всего обеспечить каждому условия для поддержания жизни, при этом первое и основное из этих условий — свобода от налога для тех доходов, уменьшение которых ставит налогоплательщика в необходимость крайне скудно удовлетворять даже первоначальные потребности и делает само существование его затруднительным <12>.

<12> Исаев А.А. Очерк теории и политики налогов. М.: ООО «ЮрИнфоР-Пресс», 2004. С. 56.

Представляется, что ситуация, сложившаяся в отношении стандартных налоговых вычетов, противоречит как принципу обложения чистого дохода налогоплательщика, так и приведенной выше точке зрения Андрея Алексеевича Исаева, с которой не согласиться сложно. К тому же анализ размера, порядка и условий применения стандартного налогового вычета показывает, что установленная Законом РФ «О подоходном налоге с физических лиц» система ежемесячных уменьшений совокупного дохода была более выгодной для налогоплательщиков и в гораздо большей степени выполняла компенсационную функцию.

В Послании к Федеральному Собранию РФ в ноябре 2010 г. Президент РФ указал на необходимость увеличения налоговых вычетов для всех семей с детьми и отмены при этом стандартных налоговых вычетов, т.к. для абсолютного большинства граждан они приобрели символический характер <13>. Основные направления налоговой политики на 2012 г. и на плановый период 2013 и 2014 гг. предусматривают полную отмену стандартного налогового вычета в размере 400 руб. и увеличение размера предоставляемого налогоплательщикам стандартного налогового вычета на детей в размере 3000 руб. на каждого третьего и последующего ребенка <14>.

<13> Российская газета. 2010. N 271.
<14> URL: http://www1.minfin.ru/ru/tax_relations/policy.

Интересно, что Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года <15> предусматривает повышение ориентации налоговой системы на проблемы выравнивания уровня доходов путем расширения использования налоговых вычетов как инструмента социальной политики. Обнаруживаются противоречия между разработанной Министерством экономического развития РФ Концепцией и разработанными Министерством финансов РФ Основными направлениями налоговой политики, хотя и тот, и другой документ утверждался Правительством РФ.

<15> Распоряжение Правительства РФ от 17 декабря 2008 г. N 1662-р // Собр.

Сумма минимального налога исчисляется в размере

законодательства Рос. Федерации. 2008. N 47, ст. 5489.

Итак, вместо приведения размера стандартных налоговых вычетов в соответствие с экономической и социальной ситуацией в государстве предлагается упразднение стандартных налоговых вычетов вообще. Конечно, от подобной инициативы выиграют семьи с тремя и более детьми (на 390 руб. в месяц на каждого ребенка!), но большинство налогоплательщиков неизбежно пострадают. Причем среди них окажутся и семьи с двумя детьми или одним ребенком, одинокие, в т.ч. родители, вдовы и прочие наименее защищенные слои населения. То есть государство готово отнять даже те крохи, которые предоставило. Вряд ли подобная мера может быть понята и принята обществом.

Бесспорно, объем предоставляемых государством налогоплательщикам налоговых льгот, в т.ч. и величина не облагаемого налогом минимума, зависит от уровня экономического развития государства. В то же время экономический рост, пусть и незначительный, но, тем не менее, декларируемый лидерами государства, должен вести к улучшению ситуации в сфере обеспечения интересов налогоплательщиков, в особенности наименее защищенных слоев населения. К сожалению, исходя из вышеприведенных планируемых изменений, можно констатировать ухудшение положения налогоплательщиков, идущее вразрез как с мировой практикой налогообложения доходов физических лиц, так и с принципами справедливости, равенства налогообложения, экономической обоснованности налогов, необходимости учета фактической способности налогоплательщика к уплате налога.

Упразднение, впрочем, как и дальнейшее игнорирование незначительного размера, не облагаемого налогом минимума при пропорциональном налоге на доходы физических лиц позволит сделать вывод о сознательном понижении роли социальной функции этого налога, состоящей в перераспределении национального дохода между различными категориями граждан для поддержания социального баланса в обществе. Среди прочего, это будет способствовать дальнейшему расслоению населения по уровню доходов. По данным Федеральной службы государственной статистики, в первом полугодии 2011 г. децильный коэффициент составил 14,8% <16> (отношение средних доходов: 10% наиболее высоких и средних доходов к 10% доходов наименее обеспеченных граждан). При этом критическим для поддержания социальной стабильности является восьмикратное расслоение доходов населения <17>.

<16> URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/urov/urov_32kv.htm.
<17> Налоговая политика. Теория и практика: Учебник для магистрантов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Мировая экономика» / Под ред. И.А. Майбурова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. С. 161.

Таким образом, представляется, что отмена стандартного налогового вычета, предоставляемого всем налогоплательщикам до достижения установленного в Налоговом кодексе РФ предельного дохода, не обоснованна. Напротив, в качестве рекомендаций следует обратить внимание на необходимость увеличения размера стандартного налогового вычета и его доведения хотя бы до величины минимального размера оплаты труда, а также повышения предельного размера дохода, дающего право на использование такого вычета.

При этом следует иметь в виду, что применение стандартного налогового вычета уменьшает налоговую базу, поэтому установление стандартного налогового вычета в сумме, равной минимальному размеру оплаты труда, в денежном выражении принесет налогоплательщику только 13% минимального размера оплаты труда.

Следовательно, для обеспечения эквивалентности стандартного налогового вычета минимальному размеру оплаты труда наиболее приемлемым с точки зрения применения и администрирования будет ежемесячное освобождение от обложения доходов, не превышающих минимальный размер оплаты труда. В этом случае целесообразно сохранение предельного размера дохода, дающего право на подобное освобождение, который может быть установлен как относительно ежемесячных доходов налогоплательщика, так и относительно его дохода, исчисленного нарастающим итогом.

Н.А.Соловьева

К. ю. н.,

преподаватель

кафедры финансового права

юридического факультета

Воронежского государственного

университета