Модель поведения

Окружающие ожидают от человека поведения, соответствующего определенному образцу, сопоставляют его с образцом, обязательно дают ему общественную оценку и сколько-нибудь значительное отклонение от образца осуждается . В процессе обучения и воспитания человеком осуществляется переход от полного отождествления себя с образцом (моделью), к действиям на основе имитации образца и далее к поиску общего с партнером способа действия в отсутствие образца , в случае удачи — использование этого способа ими и окружающими, закрепление нового образца, новой модели.

Традиционные для конкретной культуры отношения содержат и традиционные противоречия, особенно, если в них закреплены преимущественно интересы одной стороны при ущемлении другой.

Попытки разрешить противоречия могут привести к конфликтам и разрыву отношений, при этом «пусковой механизм» — отрицательные эмоции. При подавлении отрицательных эмоций (при помощи механизмов психологических защит) возрастает тревожность, а защитное поведение функционирует как обходные маневры, временно снижающие тревогу путем трансформации эмоции, мыслей или способов реагирования, связанных со страхом перед чем или кем-либо, без снижения вероятности наступления угрожающего или неприятного события. Искажаются модели поведения, закрепляются вредные привычки, затрудняется полное раскрытие способностей и реализации потенциала человека.

Обнаружение в процессе взаимодействия противоречия активизирует изменение структуры взаимодействия, ее саморазвитие . Однако только при наличии определенных условий. Так, развивающий эффект учебной деятельности в школе связан с ожиданиями со стороны ребенка указаний на противоречия со стороны взрослого партнера , а в вузе — с созданием условий для выявления противоречий, их осмысления и разрешения .

Выявление основных психологических факторов, «работающих» в реальных условиях образовательного пространства позволяет обнаружить типичные для данного контингента категориальные структуры и содержащиеся в них противоречия, как правило, опирающиеся на узко ограниченный опыт наших испытуемых, и сформированные на его основе такие же «узкие» смысловые системы.

В процессе поиска общего с равноправным партнером способа действия могут выявляться противоречия, «индикатором» наличия которых служат отрицательные эмоции. Противоречия нужно разрешать, а не переходить на эмоциональную регуляцию, но и не подавлять отрицательные эмоции, «запуская» механизмы психологических защит, снижая вероятность взаимной поддержки и достижения необходимого полезного результата взаимодействия. Так, у наших испытуемых группы Ф1 до проведения формирующей психодиагностики были выявлены скрытая агрессия и подавление тревоги по отношению к товарищам, во всех трех группах – повышенные уровни тревожности, достоверно снизившиеся в группах формирующего эксперимента после проведения динамической формирующей психодиагностики на основе вероятностной психологической модели при достоверно повысившихся показателях сплоченности, благополучия и равноправия отношений.

Тревожность может быть как следствием отсутствия опыта успешного разрешения противоречий, так и причиной, по которой студенты, специализирующиеся в единоборствах, не решаются проявлять доброжелательность и не делают попыток наладить отношения.

Самопознание, саморазвитие, умение рассматривать и перебирать варианты, условия для которых создаются в процессе динамической формирующей психодиагностики на основе вероятностной психологической модели способствуют успешному межличностному взаимодействию, позволяют внести ясность в то, что ожидает членов коллектива, предметно конкретизировать многофакторные причины затруднений при организации продуктивного взаимодействия, повысить сплочённость за счет идентификации, эмпатии, согласованности функционально-ролевых ожиданий.

Это обеспечивает на формирующем этапе создание условий для оптимального выбора целей, ценностей и смыслов, конструирования действий, выводят на уровень успехов во взаимодействии.

Литература

  1. Двоерядкина Н. Н. . Киселева А. Н. . Юрьева Т. А. Многомерные математические методы моделирования социальных процессов. Учебно-методическое пособие. — Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2012.
  2. Дойдж Н. Пластичность мозга. – Эксмо. — Москва. – 2011.
  3. Ермолаева Е. П. Социальные функции и стратегии реализации профессионала в системе «человек – профессия – общество»//Психологический журнал. – 2005. — Т. 26. — №4. — С. 30-40.
  4. Ефимов В. М. . Ковалева В. Ю. Многомерный анализ биологических данных: учебное пособие. 2-е испр. и доп. изд. — Санкт-Петербург: ВИЗР РАСХН, 2008. -88с.
  5. Николаев. А.Н. Психология тренерской деятельности в детско-юношеском спорте: Автореф. дисс. … д-ра психол. наук: 13.00.04 / Николаев Алексей Николаевич. СПб ГУФК им. П.Ф. Лесгафта. СПб.. 2005. 50 с.
  6. Петровский, А.В. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат. 1990. с. 51.
  7. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. Учебное пособие для вузов — М.: ИНФРА-М. 1998. — 528 с.
  8. Романова Е. С. , Гребенников Л. P. Механизмы психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика // г. Мытищи, Издательство «Талант», 1996 г. — 144 с.
  9. Рябикина З.И. Субъектно-бытийный подход к изучению развивающих личность противоречий. — Психологический журнал, — 2008. — Т.
    29,-№2.
  10. Султанов Т. Н. Психологические особенности преодоления экстремальных ситуаций спортсменами различных специализаций Тимур Николаевич Султанов. — автореферат дне. кандидата психологических наук: 13. 00. 04 Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья. — Санкт-Петербург. — 2009.
  11. Фоменко Г.Ю. Противоречия как движущие силы личностного и профессионального развития: к постановке проблемы / Г. Ю. Фоменко. А. А.Орел // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Педагогика и психология. — 2009. – Вып. 3 (47). — С. 291-297. — Библиогр). в примеч. . – ISSN 2074-1065.
  12. Шумова Н. С. Формирование готовности к разрешению противоречий взаимодей­ствия у студентов факультета спортивных единоборств / Спортивный психолог. – 2011. -№2 (23). — ООО «Анита Пресс» стр. 78-85.
  13. Шумова Н. С. Целесообразность формирования готовности к разрешению противоречий взаимодействия / Психологические основы и инновации в педагогической деятельности: сборник научно-методических трудов / Под ред. А. Н. Николаева // Псковский гос. ун-т. – Псков. : ПсковГУ, Вып. 1. – 2014. – 140 с. – С. 27-29
  14. Шумова Н. С. Формирование готовности к разрешению противоречий взаимодействия / Наука и образование в жизни современного общества: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 декабря 2014 г. : в 12 частях. Часть 4. Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2015. 164 с. – С. 147-150
  15. Цукерман Г.А. Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младшего школьника //Вопросы психологии 1998. № 5. С. 76.
  16. Яньшин, П. В. Практикум по клинической психологии. Методы исследования личности. – СПб : Питер, 2004. – 336 с: ил. – (Серия «Практикум по психологии»).