Модели и методы систем управления

Конспект лекции: Понятие техники руководства. Рамочное управление и управление посредством делегирования

Техника руководства означает комплекс норм, правил, образцов руководства организацией, обязательных для каждого ее сотрудника, и прежде всего руководителя.

Рамочное управление – это техника руководства, при которой сотрудники могут самостоятельно принимать решения в пределах заранее установленных границ (рамок). Рамки могут задаваться важностью процесса, его непредсказуемостью, нормами, которые нельзя нарушать.

Главная цель – освобождение начальника от рутинных задач. Оно также служит систематизации информационных потоков, распределению и регулированию компетенций.

Предпосылки:

  • 1. Делегирование задач сотрудникам.
  • 2. Определение границ для самостоятельного принятия решений сотрудниками.
  • 3. Определение исключительных случаев.
  • 4. Создание надлежащей информационной системы.
  • 5. Определение способа и характера вмешательства руководителя.

Плюсы рамочного управления:

  • — Освобождение руководителя от рутинных задач.
  • — Создание для сотрудников возможности действовать самостоятельно в определенных границах.
  • — Повышение уровня организованности и улучшение коммуникаций.

Минусы рамочного управления:

  • — Распространенность только на часть проблем руководства.
  • — Трудности с разграничение сфер ответственности и в решении спорных ситуаций.
  • — Возможная демотивация сотрудников из-за ограничения полномочий решением рутинных задач.
  • — Определенная невосприимчивость к использованию передового опыта.

Наиболее эффективно, если выступает интегрированной составной частью всей системы управления, особенно в крупных организациях.

Управление посредством делегирования – особая техника руководства, при которой компетенции и ответственность передаются, насколько это возможно, сотрудникам, самостоятельно принимающим решения и осуществляющим их.

Предпосылки частично совпадают с рамочным управлением и делегированием сотрудникам компетенций, ответственности за свои действия, исключение возможности отказа от компетенции или делегирования их другим сотрудникам, взятие руководителем на себя общей ответственности и его невмешательство при правильных действия подчиненных.

Делегирование задач, компетенций и ответственности за действия должны совпадать.

Плюсы:

  • — Разгрузка руководителя.
  • — Возможны быстрые компетентные решения.
  • — Развитие инициативы и трудовой мотивации.
  • — Повышение производственной отдачи сотрудников.

Минусы:

  • — Возможность укрепления иерархии и ослабление вертикальной интеграции.
  • — Нежелание руководителей делегировать больше интересных задач.
  • — Ослабление горизонтальной интеграции.
  • — Ориентация на задачи, а, следовательно, снижение внимания к сотрудникам.

Целесообразно реализовывать выборочно.

Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.