Модернизация автомобиля

Содержание

Автосалон получает от производителя автомобиль в определенной комплектации. Не всегда такая комплектация подходит покупателю. Поэтому по заказу покупателя автосалон может установить на автомобиль дополнительное оборудование.

Дооборудование не изменяет технических характеристик автомобиля. Новый паспорт транспортного средства не оформляется.

Проводить работы по дооборудованию автомобиля автосалон может собственными силами либо привлечь к проведению этих работ стороннюю организацию.

При этом возникает вопрос: можно ли включать расходы на установку дополнительного оборудования в стоимость автомобиля или нет?

Ответ на этот вопрос зависит от документального оформления подобной операции. То есть от содержания договора купли-продажи и наличия отдельного договора на установку дополнительного оборудования.

Расходы на дооборудование автомобиля включаются в стоимость автомобиля

Продавец обязан передать покупателю товар, соответствующий условиям договора купли-продажи о комплектности (п. 1 ст. 478 ГК РФ).

Следовательно, если в договоре купли-продажи комплектность автомобиля указана с учетом дополнительного оборудования, расходы на дооборудование автомобиля необходимо включить в стоимость автомобиля.

В бухгалтерском учете автосалона автомобили, приобретенные у поставщика, учитываются в качестве товаров.

Товары оцениваются по фактической себестоимости, которой признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением НДС (п. п. 2, 5 и 6 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденного Приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. N 44н).

К фактическим затратам на приобретение товаров относятся:

  • суммы, уплаченные поставщику в соответствии с договором;
  • затраты по доведению товаров до состояния, в котором они пригодны к продаже (п. 6 ПБУ 5/01).

Автомобили, поступившие в автосалон от поставщика, отражаются в бухгалтерском учете по дебету счета 41 «Товары» в корреспонденции с кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н).

Фактическая себестоимость товаров, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством РФ (п. 12 ПБУ 5/01).

В нашей ситуации автосалон продает автомобили, укомплектованные и дооборудованные в соответствии с пожеланиями покупателя. На момент получения автомобиля от поставщика фактическая себестоимость автомобиля еще не может быть сформирована.

Поэтому учитывать автомобили, которые не прошли дооборудование, автосалон может на отдельном субсчете счета 41, например 41-1 «Автомобили, поступившие от производителя». На этом субсчете автомобили будут отражены по стоимости их приобретения (без НДС).

При передаче на дооборудование стоимость автомобиля необходимо перенести на другой субсчет счета 41, например на субсчет 41-2 «Автомобили, переданные на дооборудование». Именно на этом субсчете необходимо отразить как покупную стоимость автомобиля, так и расходы на установку дополнительного оборудования.

После того как на автомобиле будет установлено дополнительное оборудование, его фактическая себестоимость должна быть отражена на отдельном субсчете к счету 41. Это может быть субсчет 41-3 «Автомобили, готовые к продаже».

При продаже автомобиля его фактическая себестоимость списывается в дебет счета 90, субсчет 2 «Себестоимость».

Операции по реализации товаров на территории РФ признаются объектом налогообложения по НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). При этом налоговая база определяется как договорная стоимость автомобиля (без учета НДС) (п. 1 ст. 154 НК РФ).

В целях налогообложения прибыли выручка от реализации товаров (без учета НДС) признается доходом от реализации (п. 1 ст. 249, п. 1 ст. 248 и п. 3 ст. 271 НК РФ).

Организация вправе уменьшить доход от реализации товаров на стоимость приобретения этих товаров (пп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ).

При реализации покупных товаров расходы, связанные с их покупкой и реализацией, формируются с учетом положений ст. 320 НК РФ. В ней указано, что налогоплательщик имеет право сформировать стоимость приобретения товаров с учетом расходов, связанных с приобретением этих товаров. При этом порядок формирования стоимости приобретения товаров определяется налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения и применяется в течение не менее двух налоговых периодов.

Расходы на дооборудование автомобиля в налоговом учете могут быть включены в стоимость приобретения автомобиля в том же порядке, что и в бухгалтерском учете.

Пример 1. Автосалон заключил договор купли-продажи с гражданином А.А. Ивановым. По условиям договора стоимость автомобиля составляет 826 000 руб., в том числе НДС 126 000 руб.

Стоимость, по которой автосалон приобрел этот автомобиль у поставщика, составляет 590 000 руб., в том числе НДС 90 000 руб.

Дооборудование автомобиля в соответствии с требованиями покупателя осуществляла сторонняя организация. Расходы на дооборудование автомобиля составили 94 400 руб., в том числе НДС 14 400 руб.

В бухгалтерском учете автосалона были сделаны следующие записи:

Дебет 41-1 Кредит 60

  • 500 000 руб. — отражена покупная стоимость автомобиля, поступившего от поставщика;

Дебет 19 Кредит 60

  • 90 000 руб. — на основании полученного счета-фактуры отражена сумма «входного» НДС по приобретенному автомобилю;

Дебет 41-2 Кредит 41-1

  • 500 000 руб. — автомобиль передан на дооборудование;

Дебет 41-2 Кредит 60

  • 80 000 руб. — отражены расходы на установку дополнительного оборудования, которую осуществляла специализированная организация;

Дебет 19 Кредит 60

  • 14 400 руб. — на основании полученного счета-фактуры отражена сумма «входного» НДС по расходам на дооборудование автомобиля;

Дебет 68, субсчет «Расчеты по НДС», Кредит 19

  • 104 400 руб. (90 000 руб. + 14 400 руб.) — сумма «входного» НДС предъявлена к налоговому вычету;

Дебет 41-3 Кредит 41-2

  • 580 000 руб. — отражена фактическая стоимость автомобиля, готового к продаже;

Дебет 62 Кредит 90-1

  • 700 000 руб. — отражена выручка от реализации автомобиля;

Дебет 90-2 Кредит 41-3

  • 580 000 руб. — списана фактическая себестоимость автомобиля, реализованного покупателю;

Дебет 90-3 Кредит 68, субсчет «Расчеты по НДС»

  • 126 000 руб. — отражена сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет.

Прибыль от продажи автомобиля как в бухгалтерском, так и в налоговом учете составила 120 000 руб. (826 000 руб. — 126 000 руб. — 580 000 руб.).

Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, равна 21 600 руб. (126 000 руб. — 104 400 руб.).

Расходы на дооборудование в стоимость автомобиля не включаются

Расходы на установку дополнительного оборудования организация может учитывать отдельно и не включать в стоимость автомобиля.

Это возможно в том случае, если помимо договора купли-продажи автосалон заключает с покупателем отдельный договор на установку дополнительного оборудования.

В этом случае у автосалона возникают как доход от продажи автомобиля, так и доход от выполнения работ. Следовательно, автосалон будет отдельно учитывать покупную стоимость автомобиля, по которой он приобрел его у поставщика, и отдельно расходы по его дооборудованию.

Пример 2. Используем условия примера 1.

Автосалон заключил договор купли-продажи с гражданином А.А. Ивановым.

Согласно условиям договора стоимость автомобиля составляет 708 000 руб., в том числе НДС 108 000 руб. Стоимость работ по дооборудованию автомобиля, которая была указана в отдельном договоре с покупателем, составила 118 000 руб., в том числе НДС 18 000 руб.

Всего покупатель должен уплатить 826 000 руб. (708 000 руб. + 118 000 руб.), в том числе НДС 126 000 руб.

Стоимость, по которой автосалон приобрел этот автомобиль у поставщика, составляет 590 000 руб., в том числе НДС 90 000 руб.

Дооборудование автомобиля в соответствии с требованиями осуществляла сторонняя организация. Расходы автосалона на оплату работ по установке дополнительного оборудования составили 94 400 руб., в том числе НДС 14 400 руб.

В бухгалтерском учете автосалона были сделаны следующие записи:

Дебет 41-1 Кредит 60

  • 500 000 руб. — отражена покупная стоимость автомобиля, поступившего от поставщика;

Дебет 19 Кредит 60

  • 90 000 руб. — на основании полученного счета-фактуры отражена сумма «входного» НДС по приобретенному автомобилю;

Дебет 68, субсчет «Расчеты по НДС», Кредит 19

  • 90 000 руб. — сумма «входного» НДС предъявлена к налоговому вычету;

Дебет 62 Кредит 90-1

  • 708 000 руб. — отражена выручка от реализации автомобиля;

Дебет 90-2 Кредит 41-3

  • 500 000 руб. — списана фактическая себестоимость автомобиля, реализованного покупателю;

Дебет 90-3 Кредит 68, субсчет «Расчеты по НДС»

  • 108 000 руб. — отражена сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет;

Дебет 44 Кредит 60

  • 80 000 руб. — отражены расходы на установку дополнительного оборудования;

Дебет 19 Кредит 60

  • 14 400 руб. — на основании полученного счета-фактуры отражена сумма «входного» НДС по дооборудованию автомобиля;

Дебет 68, субсчет «Расчеты по НДС», Кредит 19

  • 14 400 руб. — сумма «входного» НДС предъявлена к налоговому вычету;

Дебет 62 Кредит 90-1

  • 118 000 руб. — отражена выручка от выполнения работ по дооборудованию автомобиля;

Дебет 90-2 Кредит 44

  • 80 000 руб. — списаны расходы на установку дополнительного оборудования;

Дебет 90-3 Кредит 68, субсчет «Расчеты по НДС»

  • 18 000 руб. — отражена сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет.

Прибыль как в бухгалтерском, так и в налоговом учете составила 120 000 руб., в том числе:

  • от продажи автомобиля — 100 000 руб.;
  • от выполнения работ по установке дополнительного оборудования — 20 000 руб.

Сумма НДС, которая подлежит уплате в бюджет, составила всего 21 600 руб., в том числе:

Если сторонняя организация уплачивает ЕНВД

Для автосалона, который пользуется услугами автосервиса, уплачивающего ЕНВД, довольно остро стоит вопрос: как уменьшить платежи по НДС? Ведь в этой ситуации автосалон приобретает работы без «входного» НДС, а при перепродаже этих работ покупателю автомобиля автосалону приходится начислять НДС к уплате в бюджет.

Пример 3. Используем условия примера 2.

Предположим, что специализированная организация, которая выполняет работы по дооборудованию автомобиля, переведена на уплату ЕНВД. Стоимость работ по дооборудованию автомобиля составляет 94 400 руб. без НДС.

В этом случае в бухгалтерском учете операции по установке дополнительного оборудования будут отражены следующим образом:

Дебет 44 Кредит 60

  • 94 400 руб. — отражены расходы на установку дополнительного оборудования;

Дебет 62 Кредит 90-1

  • 118 000 руб. — отражена выручка от выполнения работ по дооборудованию автомобиля;

Дебет 90-2 Кредит 44

  • 94 400 руб. — списаны расходы на установку дополнительного оборудования;

Дебет 90-3 Кредит 68, субсчет «Расчеты по НДС»

  • 18 000 руб. — отражена сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет.

Прибыль от выполнения работ по установке дополнительного оборудования, как в бухгалтерском так и в налоговом учете составит 5600 руб.

Сумма НДС, которая подлежит уплате в бюджет с работ по дооборудованию автомобиля, составит 18 000 руб.

Заключите агентский договор

Можно ли в этом случае уменьшить налоговые потери автосалона?

По нашему мнению, это возможно только в случае, когда между автосалоном и автосервисом будет заключен агентский договор. При этом порядок расчета между автосалоном и автосервисом значения не имеет.

По агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала (п. 1 ст. 1005 ГК РФ).

По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки (абз. 2 п. 1 ст. 1005 ГК РФ).

По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала (абз. 3 п. 1 ст. 1005 ГК РФ).

В зависимости от того, действует агент от своего имени или от имени принципала, к агентскому договору применяются правила соответственно о договоре комиссии или поручения, если эти правила не противоречат положениям главы Гражданского кодекса РФ об агентировании или существу агентского договора (ст. 1011 ГК РФ).

Агент обязан отчитываться перед принципалом в порядке и сроки, которые предусмотрены договором. При отсутствии в договоре соответствующих условий агент должен представлять отчет по мере исполнения им договора либо по окончании действия договора. При этом по общему правилу к отчету агента должны быть приложены необходимые доказательства расходов, произведенных агентом за счет принципала (п. п. 1 и 2 ст. 1008 ГК РФ).

По условиям этого договора автосалон (агент) обязуется осуществлять поиск клиентов для автосервиса (принципала) по установке дополнительного оборудования. При этом автосалон получает от автосервиса агентское вознаграждение в установленном размере.

В такой ситуации автосалон может заключать с покупателем договор на установку дополнительного оборудования как от своего имени, так и от имени автосервиса.

В состав выручки от реализации у автосалона будет включаться только агентское вознаграждение, полученное от автосервиса. С агентского вознаграждения автосалону необходимо начислить НДС к уплате в бюджет.

Суммы, полученные от покупателя за установку дополнительного оборудования, в этом случае в налоговую базу по НДС не включаются.

Не учитываются эти суммы и в составе выручки от реализации работ автосалона, поскольку относятся к доходам автосервиса. Поэтому суммы, полученные автосалоном от покупателей за дооборудование автомобиля, следует учитывать на счете 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами».

Если по условиям агентского вознаграждения автосалон участвует в расчетах, то суммы, полученные от покупателей, он перечисляет автосервису за минусом своего агентского вознаграждения.

Если по условиям агентского договора агент (автосалон) не участвует в расчетах, то сумма платы за установку дополнительного оборудования поступает напрямую принципалу (автосервису). В этом случае на основании отчета агента автосервис перечисляет автосалону только агентское вознаграждение.

Пример 4. Используем условия примера 3.

Предположим, что специализированная организация, которая выполняет работы по дооборудованию автомобиля, переведена на уплату ЕНВД. Автосалон заключил с автосервисом организации агентский договор, согласно которому ему причитается агентское вознаграждение в размере 20% от суммы договоров, заключенных с покупателями.

Автосалон заключил договор с покупателем на дооборудование автомобиля от своего имени. Стоимость работ по дооборудованию автомобиля составляет 118 000 руб.

При этом по условиям договора работы по установке дополнительного оборудования выполняет автосервис. Поскольку автосервис переведен на уплату ЕНВД, стоимость работ по дооборудованию автомобиля не облагается НДС. Счет-фактуру по этим работам покупателю выставлять не нужно.

Агентское вознаграждение автосалона составляет 23 600 руб. (118 000 руб. x 20%), в том числе НДС (18%) 3600 руб. На сумму агентского вознаграждения автосалон выставляет автосервису счет-фактуру.

Вариант 1. По условиям договора автосалон участвует в расчетах. Это значит, что он получает плату за дооборудование автомобиля от покупателя и затем перечисляет автосервису.

За счет тех денежных средств, которые были получены от покупателя и причитаются автосервису, автосалон удерживает свое агентское вознаграждение.

В этом случае в бухгалтерском учете операции по установке дополнительного оборудования будут отражены следующим образом:

Дебет 50 Кредит 76

  • 118 000 руб. — в кассу автосалона поступила плата от покупателя за работы по дооборудованию автомобиля;

Дебет 62 Кредит 90-1

  • 23 600 руб. — отражено агентское вознаграждение на основании отчета агента, утвержденного автосервисом;

Дебет 90-3 Кредит 68, субсчет «Расчеты по НДС»

  • 3600 руб. — отражена сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет;

Дебет 76 Кредит 62

  • 23 600 руб. — агентское вознаграждение автосалона удержано из доходов автосервиса;

Дебет 76 Кредит 51

  • 94 400 руб. (118 000 руб. — 23 600 руб.) — выручка от реализации работ по установке дополнительного оборудования за минусом агентского вознаграждения автосалона перечислена автосервису.

Вариант 2. По условиям договора автосалон не участвует в расчетах. Это значит, что покупатель перечисляет денежные средства за работы по дооборудованию автомобиля напрямую автосервису. Автосервис перечисляет автосалону агентское вознаграждение после утверждения отчета агента.

В этом случае в бухгалтерском учете операции по установке дополнительного оборудования будут отражены следующим образом:

Дебет 62 Кредит 90-1

  • 23 600 руб. — отражено агентское вознаграждение на основании отчета агента, утвержденного автосервисом;

Дебет 90-3 Кредит 68, субсчет «Расчеты по НДС»

  • 3600 руб. — отражена сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет;

Дебет 51 Кредит 62

  • 23 600 руб. — на расчетный счет автосалона поступило агентское вознаграждение от автосервиса.

Как в первом варианте, так и во втором варианте прибыль от проведения работ по установке дополнительного оборудования как в бухгалтерском, так и в налоговом учете составит 20 000 руб. (23 600 руб. — 3600 руб.).

Сумма НДС, которая подлежит уплате в бюджет с работ по дооборудованию автомобиля, составит 3600 руб.

О.А.Курбангалеева

К. э. н.,

генеральный директор

ООО «Консалтинг Успешного Бизнеса»

Ремонт силовых проводов

Очень распространенный случай, причем и для довольно новых автомобилей. Основные силовые провода идут от аккумулятора к стартеру и генератору. Самое слабое звено – проводка стартера. В условиях сурового климата аккумулятор, чаще сомнительного производства, имеет пониженный ресурс. Владельцы, особенно в зимнее время, чрезмерно насилуют систему запуска (запускают режим старта на время более 15 секунд). Перегреваются, прежде всего, клеммы стартера и генератора. На СТО могут установить или наварить точечной сваркой новые клеммы. А лучше поменять на новые, причем родные. Особенно важно это для тех машин, в которых аккумулятор установлен в салоне или в багажнике. Замена этих проводов не вызывает трудностей, они проложены отдельно от другой проводки.

Есть еще силовые, но более тонкие провода сечением до 6 кв.мм. Это питание печки, блоков управления салона, блоков предохранителей, электроусилителя руля. По этим проводам идет ток от 10 до 40 Ампер. И это тоже немало. Из бытовых электроприборов такие токи потребляют электроплиты. И если произошло замыкание этих цепей, как правило, появляется запах гари. В этом случае совет автовладельцам: немедленно выключайте зажигание и электроприборы и в течение одной минуты покидайте автомобиль со всеми пассажирами.

Некоторые поднимают капот и снимают клемму аккумулятора – неправильное решение, при попадании под капот свежего воздуха горение усиливается, если очаг возгорания там.
Далее следует обязательно найти очаг возгорания, и если оплавившийся провод входит в жгут, менять этот жгут просто необходимо. Не обязательно придется менять всю электропроводку. Обычно проводка блока управления двигателем исполняется отдельно от блока управления кузовом. Но здесь решение принимает автоэлектрик.

Ремонт и замена электропроводки блока управления двигателем

Эта работа выполняется в двух случаях.
Первый – замена двигателя. Часто автолюбители, чтобы не проводить дорогостоящий ремонт стуканувшего движка, меняют его целиком. Я уже писал, что при этом нужно брать его вместе с родной проводкой плюс иммобилайзер + ЧИП в ключе, причем все от одной машины. Случается, что продается «голый» движок, тогда необходимо, чтобы он в точности совпадал по объему, модификации, внешнему виду со своим предшественником. Затем сфотографировать все места соединений разъемов жгута с датчиками и исполнительными устройствами прежнего двигателя, проверить наличие таких же устройств на устанавливаемый двигатель. Далее необходимо четко проложить путь главного гута проводки. От правильности укладки жгутов зависит безопасность.

Электропроводка не должна проходить в непосредственной близости от выпускного коллектора, нагреваемых элементов.
Если при установке новой проводки возникла необходимость замены разрушенных разъемов, лучше это сделать методом перекрестной скрутки плюс пайка высокотемпературным припоем плюс термоусадка. От надежности контактов зависит стабильность работы двигателя.

Перед тем, как пытаться запустить двигатель, лучше проверить схему в целом. Есть универсальные программы (AUTODATA, TOLERANCE, др.), где можно найти схему электрооборудования. Но нужны знания электротехники и английского языка.
Далее можно провести пробное включение зажигания, проверить срабатывание главного реле и, если есть, реле топливного насоса (можно по щелчку). Затем необходимо сделать компьютерную диагностику и только после этого пытаться завести двигатель.

5.2. Модернизация

Под модернизацией (реконструкцией) подразумеваются работы, приведшие к улучшению (повышению) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта основных средств (в нашем случае – автомобиля) с пересмотром срока полезного использования по этому объекту (п. 20 ПБУ 6/01). Итак, восстановление автомобиля может осуществляться посредством ремонта, модернизации и реконструкции.

Затраты на модернизацию (реконструкцию) после их окончания могут увеличивать первоначальную стоимость автомобиля, если в результате улучшаются (повышаются) первоначально принятые нормативные показатели функционирования (срок полезного использования, мощность, качество применения и т. п.) (п. 27 ПБУ 6/01).

Затраты, связанные с модернизацией (включая затраты по модернизации автомобиля, осуществляемой во время капитального ремонта), отражаются в регистрах учета аналогично капитальным вложениям.

Модернизация автомобилей (обычно в виде дооборудования) встречается значительно реже, чем ремонт. Она возникает в том случае, если заменяются вполне работоспособные детали (узлы), причем новые отличаются мощностью, удобством пользования, экономичностью, безопасностью и пр. Например, это могут быть:

1) замена двигателя, коробки передач (например, механической на автоматическую);

2) установка дополнительных элементов безопасности (воздушных подушек);

3) установка дополнительного топливного оборудования (по видам топлива – газ вместо бензина или система для экономии ГСМ);

4) дооборудование всякого рода удобствами, начиная с магнитолы и сигнализации и заканчивая электрообогревом сидений и зеркал;

5) дооборудование дистанционным пуском двигателя или открыванием багажника с водительского места. Затраты, связанные с улучшением технических характеристик транспорта, на себестоимость не относятся.

Пример

Предприятие, на балансе которого находится автомобиль, решило заменить двигатель в связи со значительным его износом. Для замены был приобретен двигатель большей мощности Стоимость купленного двигателя составила 177 000 руб. (в том числе НДС – 27 000 руб.).

Рыночная стоимость старого двигателя – 32 000 руб. Модернизация выполнена собственными силами. Расходы, связанные с модернизацией автомобиля (зарплата рабочих, налоги, связанные с зарплатой, и пр.), составили 6000 руб. Переоценки автомобиля не было.

Операции, связанные с модернизацией автомобиля, в учете отражаются следующим образом.

Дебет счета 10 «Материалы»,

Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – 150 000 руб. (177 000 руб. – 27 000 руб.) – оприходован новый двигатель к автомобилю;

Дебет счета 19 «НДС по приобретенным ценностям»,

Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – 27 000 руб. – отражен НДС по новому двигателю к автомобилю;

Дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»,

Кредит счета 51 «Расчетные счета» – 177 000 руб. – отражены суммы, уплаченные за новый двигатель поставщику;

Дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»,

Кредит счета 19 «НДС по приобретенным ценностям» – 27 000 руб. – возмещена сумма НДС по новому двигателю;

Дебет счета 10 «Материалы»,

Кредит субсчета 91-1 «Прочие доходы» – 32 000 руб. – оприходован старый двигатель автомобиля;

Дебет субсчета 91-2 «Прочие расходы»,

Кредит счета 01 «Основные средства» – 32 000 руб. – отражена уценка автомобиля;

Дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы»,

Кредит счета 10 «Материалы» – 150 000 руб. – списана стоимость нового двигателя, установленного на автомобиль;

Дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы»,

Кредит счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» – 6000 руб. – отражены затраты, связанные с модернизацией автомобиля;

Дебет счета 01 «Основные средства»,

Кредит счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» – 156 000 руб. (150 000 руб. + 6000 руб.) – увеличена стоимость автомобиля на сумму расходов по модернизации.

По окончании модернизации оформляется акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов (форма № ОС-3). В нем указывается первоначальная стоимость основного средства с учетом модернизации. На основании этого акта вносятся изменения в инвентарную карточку учета основных средств (форма № ОС-6).

Пример

Организация производит замену кузова находящегося в эксплуатации автомобиля. Стоимость нового кузова – 236 000 руб., в том числе НДС – 36 000 руб., фактические затраты на замену, произведенную собственными силами, составили 10 000 руб. По заключению комиссии в результате замены кузова оставшийся срок полезного использования автомобиля увеличился на 5 лет. Старый кузов, пригодный к дальнейшему использованию, оприходован по рыночной цене 100 000 руб. Источником финансирования произведенных затрат является начисленная амортизация текущего года.

Замена кузова, произведенная во время капитального ремонта, является модернизацией автомобиля, поскольку приводит к увеличению срока полезного использования автомобиля. Следовательно, затраты по такой заме не увеличивают балансовую стоимость автомобиля.

Стоимость старого кузова автомобиля не увеличивает балансовую стоимость автомобиля после модернизации. Оприходование старого кузова (по рыночной цене) отражается записью по дебету счета 10 «Материалы» в корреспонденции с кредитом счета 08 «Вложения во внеоборотные активы». Поскольку снятый кузов пригоден к дальнейшему использованию, его стоимость учитывается на субсчете 10-5 «Запасные части», который предназначен для учета движения двигателей, узлов, агрегатов в ремонтных подразделениях организаций.

В бухгалтерском учете нужно сделать следующие проводки:

Дебет субсчета 10-5 «Запасные части»,

Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – 200 000 руб. – оприходован новый кузов для установки на автомобиль.

Дебет счета 19 «НДС по приобретенным ценностям»,

Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – 36 000 руб. – отражен НДС по приобретенному кузову к автомобилю.

Дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»,

Кредит счета 51 «Расчетные счета» – 236 000 руб. – произведена оплата за новый кузов поставщику.

Дебет субсчета 68-2 «Расчеты по НДС»,

Кредит счета 19 «НДС по приобретенным ценностям» – 36 000 руб. – возмещена сумма НДС по приобретенному кузову.

Дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы»,

Кредит счетов 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» – 10 000 руб. – отражена сумма фактических затрат по установке кузова.

Дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы»,

Кредит субсчета 10-5 «Запасные части» – 200 000 руб. – включена стоимость кузова в расходы по проведению модернизации.

Дебет субсчета 10-5 «Запасные части»,

Кредит счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» – 100 000 руб. – принят к учету старый кузов, снятый с автомобиля.

Дебет счета 01 «Основные средства»,

Кредит счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» – 110 000 руб. (200 000 руб. + 10 000 руб. – 100 000 руб.) – увеличена балансовая стоимость автомобиля на сумму расходов по модернизации.

При замене кузова автомобиля вносят изменения в свидетельство о регистрации транспортного средства и его паспорт. При этом суммы расходов, понесенных в связи с совершением регистрационных действий, включаются в расходы по модернизации автомобиля.

Пример

В ноябре 2005 г. организация приобрела грузовой автомобиль, первоначальная стоимость которого составила 500 000 руб. в бухгалтерском и в налоговом учете.

В ноябре 2007 г. автомобиль был модернизирован. Вместо старого установили новый, более мощный двигатель, стоимость которого составила 94 400 руб., в том числе НДС – 14 400 руб.

Установку нового двигателя осуществляла сторонняя организация, стоимость работ по установке двигателя составила 11 800 руб., в том числе НДС – 1 800 руб.

В бухгалтерском учете делаются следующие проводки: Дебет счета 08, субсчет «Модернизация основных средств», Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – 80 000 руб. – отражена стоимость нового двигателя. Дебет счета 19 «НДС по приобретенным ценностям», Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – 14 400 руб. – отражена сумма «входного» НДС по новому двигателю на основании счета-фактуры.

Дебет счета 08, субсчет «Модернизация основных средств»,

Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – 10 000 руб. – отражена стоимость работ по установке нового двигателя.

Дебет счета 19 «НДС по приобретенным ценностям»,

Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – 1 800 руб. – отражена сумма «входного» НДС со стоимости работ по установке нового двигателя.

Дебет счета 01 «Основные средства»,

Кредит счета 08 «Вложение во внеоборотные активы», субсчет «Модернизация основных средств» – 90 000 руб. (80 000 руб. + 10 000 руб.) – увеличена первоначальная стоимость легкового автомобиля на стоимость нового двигателя.

Дебет субсчета 68-1 «Расчеты по налогу на прибыль»,

Кредит счета 19 «НДС по приобретенным ценностям» – 10 080 руб. (14 400 руб. + 1 800 руб.) – предъявлена к налоговому вычету сумма «входного» НДС.

Первоначальная стоимость грузового автомобиля после модернизации в бухгалтерском учете составила 590 000 руб. (500 000 руб. + 90 000 руб.).

В налоговом учете модернизация учитывается по другому, так как согласно п. 1.1 ст. 259 НК РФ часть затрат на модернизацию в размере 10 % организации могут включить в состав расходов, связанных с производством и реализацией, как суммы начисленной амортизации (письмо Минфина России от 11.10.2005 г. № 03-03-04/2/76 «О порядке начисления амортизации с 1 января 2006 года»). Эти расходы в целях налогообложения признаются в том месяце, когда была изменена первоначальная стоимость модернизированного автомобиля (п. 3 ст. 272 НК РФ).

Остальные 90 % расходов на проведение модернизации транспортных средств включается в первоначальную стоимость автомобиля (п. 2 ст. 257 НК РФ). Причем в качестве отдельного объекта амортизируемого имущества могут учитываться только расходы на модернизацию в виде неотделимых улучшений в арендованное имущество (п. 1 ст. 256 НК РФ).

Пример

В налоговом учете первоначальная стоимость грузового автомобиля составляла 500 000 руб. Сумма расходов на модернизацию, которая была проведена в ноябре 2007 г., составила 106 200 руб.

Часть расходов в размере 95 580 руб. (106 200 руб. х 90 %) должна быть включена в первоначальную стоимость грузового автомобиля, которая в налоговом учете после проведенной модернизации составит 595 580 руб.

Остальную часть расходов на модернизацию в размере 10 620 руб. (106 200 руб. – 95 580 руб.) предприятие может включить в декабре в состав расходов, связанных с производством и реализацией, как суммы начисленной амортизации.

И так какв бухгалтерском учете расходы на модернизацию были полностью включены в первоначальную стоимость автомобиля, возникала временная налогооблагаемая разница. На основании этой разницы предприятие формирует отложенное налоговое обязательство (ОНО).

В бухгалтерском учете эта операция отражена следующим образом:

Дебет субсчета 68-1 «Расчеты по налогу на прибыль»,

Кредит счета 77 «Отложенные налоговые обязательства» – 2 548,80 руб. (10 620 руб. X 24 %) – отражено отложенное налоговое обязательство.

По мере начисления амортизации сформированное ОНО будет постепенно погашаться.

Внешнюю «отделку» автомобиля и улучшение интерьера салона большинство автовладельцев отождествляли с тюнингом. Однако это более широкое понятие, подразумевающее «доводку» не только внешних и внутренних деталей кузова, но и улучшение эксплуатационных характеристик силового агрегата, трансмиссии, тормозной системы, подвески и многих других узлов и агрегатов автомобиля. Тюнинг – это та же модернизация, только в дорогом и качественном исполнении. Единственное его отличие состоит в том, что он не изменяет предназначения транспортного средства, поэтому не всегда между этими понятиями можно поставить знак равенства.

Установленные на автомобиль дорогостоящие запчасти улучшают не только его технические характеристики, но и повышают его рыночную стоимость. Стоимость транспортного средства должна быть объективной и давать представление не о цене автомобиля в заводской комплектации, а о стоимости его тюнинговой топ-версии. Такой же порядок применяется и для налогообложения.

Заказчиками тюнинга являются в основном граждане – владельцы легковых автомобилей, однако не стоит забывать, что у транспортного предприятия, помимо рабочих автомашин, есть машины, которые используются в управленческих целях.

Затраты на оплату тюнинга конечно экономически не обоснованы и не должны учитываться при налогообложении прибыли, однако все зависит от вида тюнинга, например, расходы на установку дополнительной защиты кузова автомобиля от механических повреждений могут быть учтены при налогообложении как расходы на модернизацию автомобиля Не исключено, что отстоять свою позицию организация сможет и при других видах тюнинга, если затраты по тюнинговым услугам она включит в стоимость транспортного средства и спишет как расходы по модернизации и дооборудованию амортизируемого имущества.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком на Litres.ru

Модернизация и реконструкция основных средств

Модернизация и реконструкция основных средств Предприятие, перешедшее на УСН, имеет право модернизировать или реконструировать основные средства. Если после проведенной модернизации или реконструкции срок полезного использования основного средства, его мощность,

Модернизация и реконструкция

Модернизация и реконструкция Предприятие может проводить модернизацию или реконструкцию основных средств. Модернизация и реконструкция основных средств предполагают улучшение (повышение) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта

Курсовая политика и модернизация экономики

Курсовая политика и модернизация экономики Знает ли история случаи модернизации при укреплении курса национальной валюты? Радуются ли центральные банки стран, валюта которых подвержена значительному укреплению? Как правило, модернизация и выход из кризиса обычно

Модернизация основных средств

Модернизация основных средств И в бухгалтерском (п. 27 ПБУ 6/01), и в налоговом учете (п. 2 ст. 257 НК РФ) затраты на реконструкцию и модернизацию объекта основных средств после их окончания увеличивают первоначальную стоимость объекта, если в результате модернизации

Pearl Propylene – модернизация завода

Pearl Propylene – модернизация завода Хмурым зимним днем в конце января 2001 года Кевин Такер сказал Тому Брейди: «Похоже, наш проект хотят зарубить эти бюрократы в центральном офисе. Я не знаю, как доказать им, что этот проект просто необходим компании. Они не понимают, что губят

Модернизация происходит от отчаяния

Модернизация происходит от отчаяния «Что будет, если случится модернизация? Ничего страшного, только талантливых детей и внуков нужно готовить к отправке за границу». Но, пожалуй, гораздо важнее, чем названные мною внешние и внутренние факторы, экономические и

Глава 9 Модернизация (вместо заключения)

Глава 9 Модернизация (вместо заключения) Как-то так получается в истории России, что наша страна вот уже четыре века стоит на распутье между застоем и модернизацией. Мы вроде бы хотим покинуть ту инерционную траекторию движения страны, которая нас не очень устраивает

2.5. Институциональная модернизация в условиях преодоления кризиса

2.5. Институциональная модернизация в условиях преодоления кризиса Опыт рыночной трансформации постсоциалистических экономик подтвердил первоочередную значимость институциональных преобразований. И если в сфере создания формальных институтов российские реформы

Модернизация российской экономики: повестка дня

Модернизация российской экономики: повестка дня Год назад на I Международной конференции ГУ-ВШЭ я и мои коллеги представили доклад, посвященный нашему взгляду на экономическую стратегию России. С тех пор была завершена разработка программы Грефа, принята

2 Модернизация — категорический императив

2 Модернизация — категорический императив Прежде всего, уточним, какой смысл мы вкладываем в понятие «модернизация» экономики. Буквально оно означает обновление, ликвидацию отсталости, выход на современный, сравнимый с передовыми странами уровень развития.Речь идет,

Модернизация экономики и система ценностей

Модернизация экономики и система ценностей Чем больше лет насчитывает история постсоветской России и чем яснее становится медлительность и противоречивость происходящих изменений, тем чаще мы обращаемся к системе ценностей, к культуре в самом широком смысле как

Модернизация экономики Португалии

Модернизация экономики Португалии Экономическая политика этой небольшой страны, расположенной на западе Пиренейского полуострова (территория – 92 тыс. км2, население – примерно 10 млн человек), направлена на достижение целей Маастрихтских соглашений, модернизацию

14. ИМПЕРСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ ЯПОНИИ

14. ИМПЕРСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ ЯПОНИИ Особенность экономической модернизации Японии – это оптимальное сочетание тенденций мирового трансформационного процесса и национальной специфики.Японская экономика включает в себя следующие факторы:1) экономический потенциал

Часть 11 Какая модернизация нам нужна

Часть 11 Какая модернизация нам нужна Как-то так получается в истории России, что наша страна вот уже четыре века стоит на распутье между застоем и модернизацией. Мы вроде бы хотим покинуть ту инерционную траекторию движения страны, которая нас не очень устраивает и

Главная — Статьи

Учет работ по ремонту и учет работ по модернизации основных средств кардинально различаются. Стоимость первых признается в расходах единовременно, стоимость вторых — списывается через амортизацию (Пункт 27 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н; п. 2 ст. 257, п. 1 ст. 260 НК РФ). И из-за этого возникают традиционные споры с налоговиками — ремонт был проведен или модернизация.

Совсем недавно мы выясняли, как в общем случае определить вид выполненных работ по восстановлению ОС. Но в каждой сфере есть свои нюансы. В частности, это касается восстановления автомобилей.

Смотрим нормативные документы и разъяснения Минфина

В нормативных актах по бухгалтерскому и налоговому учету определения ремонта нет. Что не удивительно, ведь у них другая задача.
Применительно к автомобилю понятие ремонта встречается в «транспортных» нормативных документах, из которых можно сделать следующие выводы (Пункты 1.16, 1.26 Положения о техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств, принадлежащих гражданам (легковые и грузовые автомобили, автобусы, мини-трактора) РД 37.009.026-92, утв. Приказом Минпрома России от 01.11.1992 N 43; п. 2.2.3 Положения о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, утв. Минавтотрансом РСФСР 20.09.1984).
Ремонт — это комплекс работ по устранению неисправностей и восстановлению работоспособного состояния автомобиля в пределах его эксплуатационных характеристик, установленных изготовителем. Он выполняется:
(или) после появления неисправностей. В таких случаях надо составить дефектную ведомость.
(или) в плановом порядке, через определенный пробег или время работы автомобиля (планово-предупредительный ремонт). Проводится он на основании сервисной книжки или другой технической документации, которыми установлен перечень деталей и срок их эксплуатации, по истечении которого их нужно заменить.
Если после выполненных восстановительных работ (плановых или внеплановых) эксплуатационные характеристики автомобиля не изменились, то работы можно считать ремонтом. Например, если вы заменили двигатель на аналогичный по характеристикам. Если эксплуатационные характеристики изменились (естественно, в лучшую сторону), например вы заменили двигатель на более мощный, то такие работы уже вроде бы не укладываются в понятие ремонта. Тогда что же это? Модернизация?
К сожалению, в профильных документах ответа на этот вопрос нет. В общих словах понятие модернизации описывает НК РФ — как работы, изменяющие технологическое или служебное назначение объекта или наделяющие его новыми качествами (Пункт 2 ст. 257 НК РФ).
Но понять из этого определения, является ли модернизацией замена двигателя на более мощный или нет, невозможно. Назначение автомобиля от этого не изменилось, но остается открытым вопрос, появились ли у него из-за этого какие-то новые качества. Да и что вообще можно считать новым качеством?
Получается, нормативные документы содержат только общие слова и понятия. И с каждым случаем нужно разбираться отдельно. Особенно сложно определить вид выполненных работ при установке дополнительного оборудования. Например, установка сигнализации. Вроде бы появляется новое качество — устойчивость к угону. С другой стороны, на эксплуатационные характеристики автомобиля это не влияет и его производственное назначение не меняет.
Минфин в своих разъяснениях ограничивается все теми же общими фразами (Письмо Минфина России от 24.03.2010 N 03-03-06/4/29) или вовсе предлагает обращаться с вопросом о разграничении ремонта и модернизации в профильные ведомства, занимающиеся автотранспортом (Письма Минфина России от 26.05.2008 N 03-03-06/1/332, от 23.11.2006 N 03-03-04/1/794; Письмо Минэкономразвития России от 23.05.2008 N Д05-1994). Более четкие разъяснения он дает, если ему задают конкретный вопрос. Например, он указал, что для железнодорожного транспорта замена изношенных колесных пар в вагонах — это ремонт (Пункт 2 Письма Минфина России от 03.08.2010 N 03-03-06/1/518), а для водного транспорта расширение грузового люка судна – модернизация (Письмо Минфина России от 22.04.2010 N 03-03-06/1/289).
Единственное, о чем он заявляет уверенно, — что стоимость работ не является критерием для разграничения ремонта и модернизации.
В неоднозначных ситуациях можно ориентироваться и на судебную практику.

Судебная практика

Перечислим работы, не признанные судами модернизацией (дооборудованием, техническим перевооружением).

Вид работ

Аргументы судов

Замена двигателя

Транспортное средство после замены не приобрело
никаких новых качеств (даже если вследствие
поломки двигатель заменен на более мощный).
Технологическое (служебное) предназначение ТС
не изменилось.
Целью и итогом выполненных работ явилось
приведение ТС в надлежащее рабочее состояние

Замена кузова (кабины)

Установка
газобаллонного
оборудования

Установка оборудования не привела к изменению
нормативных показателей работы ТС по сравнению
с характеристиками, которые у него были до этого

Установка охранной
и акустической системы

Назначение ТС не изменилось, нагрузка на него
не увеличилась, новые качества не появились.
Оборудование съемное и в любой момент может быть
изъято из ТС

А вот перечень работ, признанных судами модернизацией (дооборудованием, техническим перевооружением).

Вид работ

Аргументы судов

Замена двигателя

Замена двигателя на более мощный взамен
изношенного означает внесение изменений
в конструкцию ТС

Установка защиты
картера

Установленная защита картера:
— защищает узлы и агрегаты на днище ТС
от повреждений;
— защищает электропроводку, электроагрегаты
от окисления и грязи;
— снижает расход топлива;
— усиливает сцепление с дорогой;
— повышает управляемость

Врезка люка в крышу

При врезке люка у ТС появляется новая функция
(качество)

Установка
климат-контроля

Установка климат-контроля улучшает характеристики
ТС с точки зрения комфорта и безопасности,
а значит, у ТС возникает новое качество.
Наличие климат-контроля влияет на стоимость ТС
при продаже

Большинство судов все же поддерживают организации, а не налоговиков. Вероятность решения дела не в вашу пользу есть, только если взамен сломанных деталей вы установили детали с лучшими характеристиками или «серьезное» дополнительное оборудование. Если дело дойдет до спора, лучше всего делать упор на то, что выполненные вами работы не изменили назначение ТС, то есть автомобиль, даже с люком на крыше или защитой картера, все-таки остался автомобилем.

* * *

Признав восстановительные работы или установку дополнительного оборудования модернизацией, вы не только не сможете учесть расходы единовременно. Согласно мнению Минфина вам еще придется амортизировать основное средство дольше его срока полезного использования (Письма Минфина России от 29.03.2010 N 03-03-06/1/202, от 17.08.2009 N 03-03-05/157, от 12.02.2009 N 03-03-06/1/57; Письмо УФНС России по г. Москве от 16.06.2006 N 20-12/53521@; Письмо ФНС России от 14.03.2005 N 02-1-07/23). Поэтому в неоднозначных ситуациях, особенно когда сумма расходов велика, выгоднее все-таки поспорить. Если же конфликты для вас не вариант, то не забудьте применить амортизационную премию по сумме расходов на модернизацию (дооборудование). Она, в зависимости от амортизационной группы, в которой числится автомобиль, может составлять до 30% стоимости работ (оборудования) (Пункт 9 ст. 258 НК РФ).