Можно ли не платить пени по налогам

Уплата штрафов НДС – обязанность любого физического и юридического лица (при необходимости). И если обязательства по уплате налогов физическими лицами, как правило, берет на себя работодатель, то юридические лица самостоятельно совершают платежи в бюджет.

Заполнение декларации НДС, расчёт налоговой базы, расходов, доходов предприятия, размера налога на добавленную стоимость – ответственный и стрессовый период в работе бухгалтерии.

Несвоевременность и ошибки в расчете налогов могут привести к просрочке платежей и, соответственно, к штрафным санкциям. Чтобы избежать попадания в «черный список» и не прослыть недобросовестным плательщиком, нужно в кратчайшие сроки исправить ошибку, доплатить необходимый остаток и начисленные пени по налогу.

Понятие пени в расчете штрафа НДС.

Для начала необходимо разобраться, что представляет собой пеня штраф НДС, а также в каких случаях его необходимо выплачивать.

Согласно ст. 75 Налогового кодекса РФ, пеня – это денежные средства, выплачиваемые в бюджет при перечислении налога в более поздний срок, чем то устанавливает законодательство.

Как не платить пеню по налогам

Другими словами, неустойка, начисленная за ту часть налога, которая по какой-то причине не была вовремя выплачена в бюджет.

Необходимость рассчитывать пени возникает при любой просрочке уплаты налога. Причины могут быть разными:

— ошибка в расчётах налогооблагаемой базы;

— неверное заполнение реквизитов;

— обнаружение недоимки налоговым органом;

— подача декларации НДС в более поздний срок, чем это устанавливает закон.

Пени начисляются за каждый день просрочки. При этом на организацию-налогоплательщика помимо пени может быть наложен ещё и штраф НДС. Согласно ст. 81 Налогового кодекса РФ, штрафа можно избежать, если своевременно внести остаток НДС и неустойку в бюджет и подать уточненную декларацию НДС.

Расчет пени для штрафа НДС.

При любом из возникших случаев, неустойка рассчитывается одинаково.

Для верного расчета пени следует знать:

— величину той части НДС, что не была перечислена в бюджет вовремя;

— дату возникновения просрочки;

— предполагаемое время погашения долга.

После расчета пени в бухгалтерскую отчетность следует внести правки. Для отражения неустойки в бухучете применяется проводка «99-68». Кроме того, можно использовать еще одну проводку: «68-51».

В налоговом учёте расчеты штрафов и пени НДС не отражаются и не учитываются в последующем для определения налоговой базы.

Исправная выплата НДС в бюджет в установленные законодательством сроки поможет зарекомендовать себя как исправного налогоплательщика и впредь избежать штрафных санкций по НДС.

Дополнительные материалы по теме: Штраф по НДС.

  

Калькулятор НДС

Калькулятор НДС позволяет рассчитать налог на добавленную стоимость на сумму. Начислить и выделить НДС в сумме.
Калькулятор НДС
  

Налоги

Налоги, декларации и справки НДФЛ, заполнение бланков, образцы заполнения других налоговых документов. Налоги
  

Штрафы 3-НДФЛ.

Штраф, если декларация 3НДФЛ была вовремя подана, но обязательства по ней не уплачены… Штрафы 3-НДФЛ.
  

Езда без ОСАГО. Штраф за отсутствие ОСАГО.

Езда без полиса ОСАГО, штрафы и наказания за езду без полиса ОСАГО в 2016 году, камеры фиксирующие ОСАГО и их работа. Езда без ОСАГО. Штраф за отсутствие ОСАГО.
  

Расчет НДС.

Примеры, алгоритм расчета НДС, кто должен рассчитывать НДС Расчет НДС.

Подготовка годовой отчетности за 2015 год. Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения в 2016 году

Подготовка годовой отчетности за 2015 год. Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения в 2016 году

ООО «Учебный Центр «Бизнес Аспект»

т/ф(495) 517-15-97 www.bi-aspekt.ru

16-17 ноября 2015 г.

Подготовка годовой отчетности за 2015 год. Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения в 2016 году

Вадим Валерьевич Злати начальник отдела налогообложения доходов физических лиц ФНС России

Ирина Ивановна Иванус к.э.н., доцент, партнер группы консультационных и аудиторских компаний «Статус», преподаватель Центра переподготовки бухгалтеров и аудиторов МГУ им. М

Любовь Алексеевна Котова заместитель директора Департамента развития социального страхования и государственного обеспечения Минтруда России

Татьяна Леонидовна Крутякова независимый эксперт, заместитель генерального директора ИКГ «АйСиГрупп», автор книг: «Годовой отчет-2014», «НДС: практика исчисления», «

Татьяна Степановна Смирнова к.ю.н., начальник отдела документальных проверок и ревизий Управления экономической безопасности и противодействия коррупции (УЭБиПК) МВД России

Татьяна Александровна Шнайдерман заместитель начальника отдела Департамента регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности Минфина России, заслуженный экономист РФ

  • Изменения в системе бухгалтерского учета и отчетности: новое в законодательстве, ориентиры развития
  • Актуальные обновления нормативной правовой базы по бухгалтерскому учету: комментарии к законодательным актам и разъясняющим документам Минфина России
  • Рекомендации Минфина России по практическим аспектам составления бухгалтерской (финансовой) отчетности
  • Влияние ПБУ на бухгалтерскую (финансовую) отчетность
  • НДС: последние изменения в законодательстве, методология и практика исчисления в 2016 году
  • Законодательная база по НДС: принципиальные изменения, практика применения новых норм
  • Новая декларация по НДС: новые правила представления, заполнения и формирования. Новые коды видов операций, необходимых для ведения журналов учета счетов-фактур, книг покупок и продаж. Формирование отдельных разделов декларации. Пояснения по выявленным налоговым органом расхождениям (ошибкам)
  • Новое в администрировании НДС.

    Календарь событий

    Ужесточение правил контроля за исчислением и уплатой НДС. На что необходимо обратить особое внимание при расчете НДС в 2016 году: разъяснения Минфина и ФНС России

  • Восстановление НДС: сложные случаи
  • Арбитражная практика по спорам в связи с исчислением и уплатой НДС
  • Налог на прибыль: исчисление и уплата с учетом последних изменений
    • Изменения 2015 года: доходы и расходы в виде процентов по займам и кредитам, по операциям с ценными бумагами; учет убытков от уступки права требования; правила начисления амортизации; учет малоценного имущества; признание курсовых разниц; документальное оформление командировочных расходов и др.
    • Сложные вопросы признания доходов
    • Сложные вопросы признания отдельных видов расходов
    • Резервы в налоговом учете, различия между правилами налогового и бухгалтерского учета
  • НДФЛ: практика исчисления и уплаты в 2016 году с учетом последних изменений
  • Налог на имущество организаций от кадастровой стоимости: проблемные вопросы расчета и уплаты
  • Взносы в государственные внебюджетные фонды: новое в законодательстве, особенности исчисления и уплаты
  • Сложные и спорные ситуации при ведении учета, составлении отчетности, исчислении налогов в разъяснениях специалистов
  • Ответы на вопросы, практические рекомендации
  • Для профессиональных бухгалтеров – возможно получение сертификата идущего в зачет ежегодного повышения квалификации!

    Цена: 21800 руб. до 3 ноября 15300 руб.

    Место проведения: Москва, Конгресс-отель «Альфа» Измайлово

    Заявки на участие и дополнительная информация по тел. (495) 517-15-97, 510-42-90

    Заявка на участие

    Несвоевременная уплата налога: вопросы применения пеней

    Перечисление налоговых платежей в бюджет позже установленного срока — довольно часто встречается в налоговой практике. Неотвратимость начисления пеней известна: инспекция начисляет дополнительный платеж, компенсируя потери казны в результате недополученных в срок налоговых сумм. Вместе с тем многие моменты применения пени остаются спорными. Правила расчета пеней, порядок взыскания и другие вопросы — тема настоящей статьи.

    Налоговый кодекс РФ определяет пеню как установленную Кодексом денежную сумму, которую налогоплательщик, плательщик сбора или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленным законодательством о налогах и сборах сроки (ст. 75 НК РФ). Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, высказанной им в Постановлении от 17.10.1996 N 20-П и Определении от 04.07.2002 N 202-О, пеня является дополнительным платежом, направленным на компенсацию потерь государственной казны в результате недополученных налоговых сумм в срок. Пени — не штрафная санкция, а способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

    Сумма пеней уплачивается помимо задолженности по налогам и независимо от применения мер ответственности за нарушение налогового законодательства.

    Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки начиная со следующего дня после установленного срока уплаты. Ставка пеней определяется в процентах от неуплаченной суммы налога и равняется одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Банка России. Пени перечисляются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом (п. 6 ст. 75 НК РФ).

    Принцип расчета пени

    Сумма пени зависит от суммы недоимки, количества дней просрочки и действующей ставки рефинансирования.

    Формула расчета в общем виде следующая:

    SP = N х K х SR х 1/300 х 1/100,

    где: SP — сумма пени;

    N — недоимка;

    K — количество дней просрочки исполнения обязанности по уплате налога (сбора);

    SR — действующая ставка рефинансирования Банка России, %.

    При определении дней задержки, если установленный срок уплаты налога совпадает с выходным или праздничным днем, пени начисляются начиная со второго рабочего дня после дня отдыха.

    За последние 3 года Банком России установлены следующие ставки рефинансирования:

    1 января — 16 февраля 2003 г. — 21%; 17 февраля — 20 июня 2003 г. — 18%; 21 июня 2003 г. — 14 января 2004 г. — 16%; 15 января — 14 июня 2004 г. — 14%; 15 июня 2004 г. — 25 декабря 2005 г. — 13%; 26 декабря 2005 г. — 12%.

    Ставка пени как 1/300 рассчитывается с точностью до одной десятитысячной (0,0001) отдельно за каждый период действия ставки рефинансирования. Сумма пеней округляется до целых копеек.

    На каждого налогоплательщика в инспекции ведется Карточка расчета с бюджетом (РСБ), в которую вносится информация об исчисленных и уплаченных налоговых платежах по соответствующему бюджету, зачету и возврату налогов, суммах начисленных пеней и другая учетная информация. Рекомендации по порядку ведения в налоговых органах базы данных "Расчеты с бюджетом" утверждены Приказом ФНС России от 12.05.2001 N ШС-3-10/211 (далее — Рекомендации).

    По налогам, перечисление которых осуществляется отдельными документами (например, налог на прибыль), пени на сумму недоимки по одному бюджету начисляются независимо от переплаты по другому бюджету. Такой порядок установлен п. 3 Рекомендаций.

    В случае предоставления организацией уточненных расчетов "к уменьшению" суммы налога по первоначальным декларациям за соответствующий отчетный (налоговый) период начисленная ранее пеня подлежит перерасчету, а сумма пеней сложению.

    Если налогоплательщик сдает уточненную декларацию "к доплате" за соответствующий отчетный период, в карточке производится доначисление пеней с учетом новой суммы налога. При перерасчете сумм пеней по уточненным расчетам должны применяться ставки пеней, действующие в соответствующих отчетных периодах (в т.ч. за предыдущие годы). Поступившие в бюджет суммы пеней зачисляются на тот же код бюджетной классификации доходов РФ (группа, подгруппа, статья, подстатья), на которые зачисляются основные платежи. Уточним при этом структуру кода программы (14 — 17 разряды кода классификации доходов бюджетов РФ) — 2000 "Пени и проценты по соответствующему платежу".

    Заслуживает внимания Письмо Минфина России от 17.03.2006 N 03-02-07/1-57 о порядке начисления пени при ликвидации организации. Сообщено, что согласно пп. 4 п. 3 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налогов и сборов прекращается с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетами (внебюджетными фондами). По мнению финансового ведомства, начисление пеней прекращается после внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) записи о ликвидации организации.

    Выявление недоимки и применение пени

    Основанием для начисления и взыскания пени является факт просрочки уплаты налогов и сборов. Применение пени происходит по различным сценариям.

    Первый — организация правильно исчислила налог, но уплатила его с нарушением срока. Налоговый орган в автоматическом режиме получает информацию от Федерального казначейства о проведенном платеже и отклонении в сроке уплаты от установленного законодательством.

    Второй — в ходе камеральной проверки доначислен налог. Проверка проводится в течение 3-х месяцев после сдачи налоговой декларации, поэтому погасить задолженность в установленный срок практически невозможно, просрочка компенсируется пеней.

    Третий — выездной налоговой проверкой установлено занижение налога. Эти суммы квалифицируются как недоимка, а "недоимка без пеней не бывает". Важно, что Кодексом (ст. 87 НК РФ) установлено ограничение по глубине контрольного мероприятия — только 3 календарных года, предшествовавшие году проведения проверки. В решении по результатам рассмотрения материалов проверки должен быть сделан расчет пеней и указана дата, по которую они начислены.

    На что следует обратить внимание налогоплательщику? Прежде всего проверить правильность подсчета дней просрочки, процентную ставку, формулу расчета и наличие излишне уплаченного налога. По требованию организации налоговый орган обязан документально обосновать начисление пеней и представить расчет с указанием ставок пени, суммы недоимки и дней просрочки. Как ни странно, для инспекции это становится проблемой. ФАС Московского округа в Постановлении от 12.09.2002 N КА-А40/6065-02 указал, что применение программы расчета пени нарастающим итогом за каждый календарный год не освобождает налоговый орган от обязанности предоставлять соответствующий расчет на бумажном носителе в целях обоснования правильности расчета начисленных пеней.

    Известно также одно из постановлений ФАС Северо-Западного округа, где отмечено, что, несмотря на неоднократные требования суда обосновать сумму пеней (по периодам и основаниям их начисления) и представить суду его расчет, инспекция не смогла это выполнить. Она указала, что расчет произведен по компьютерной программе, в силу чего невозможно обосновать данный расчет иным способом. Кассационная инстанция сделала вывод, что предъявленная в требовании к уплате предприятию сумма пеней никак не обоснована налоговым органом, т.е. не доказана правомерность ее начисления, следовательно, является правильным вывод суда о нарушении инспекцией прав налогоплательщика, гарантированных ему законодательством о налогах и сборах.

    Пеня по "старым" долгам

    Принципиальным является вопрос правомерности начисления дополнительных сумм на задолженность "прошлых лет". В частности, на недоимку, возникшую за пределами трехлетнего периода деятельности налогоплательщика, охваченного выездной налоговой проверкой.

    Если установлен трехлетний срок давности на взыскание на выявление недоимки, в равной степени это ограничение должно применяться и к дополнительному платежу. Кроме того, у налогового органа отсутствует законное право подтвердить задолженность первичными учетными документами, т.к. эти документы уже нельзя запросить у налогоплательщика. Срок 3 года для выездной проверки является пресекательным и не подлежит восстановлению.

    Федеральный арбитражный суд Московского округа в Постановлении от 3 марта 2003 г. N КА-А41/618-03 указал, что исходя из положений п. 5 ст. 75 НК РФ недопустимо самостоятельное взыскание суммы пени по недоимке, которая не была взыскана налоговым органом с налогоплательщика в установленные сроки.

    Тем не менее у налогового органа есть возможность начисления пеней на задолженность прошлых лет в том случае, когда размер недоимки подтверждается актом предыдущей выездной налоговой проверки, а сам налог в течение проверяемого периода не был уплачен.

    Добровольная уплата и взыскание пени

    Анализ ст. 75 НК РФ показывает, что обязанность по исчислению и уплате пени возложена на налогоплательщика. Налоговый кодекс РФ предусматривает добровольный и принудительный порядок уплаты пени. Чаще всего добровольная уплата инициируется самим налогоплательщиком при подаче корректирующей декларации и доплате налога.

    Согласно п. 4 ст. 81 НК РФ налогоплательщик сдает исправленную налоговую декларацию после истечения срока ее подачи и срока уплаты налога. Однако освобождается от ответственности он при условии, что до подачи нового расчета уплатил недостающую сумму налога и соответствующие пени.

    Кроме того, налогоплательщик имеет возможность уплатить пени в добровольном порядке и при направлении в его адрес налоговым органом требования об уплате налога и пени (или только пени) в установленный в требовании срок. Согласно ст. ст. 69 и 70 НК РФ требование об уплате налога и пени должно содержать информацию о сумме задолженности по конкретному налогу и период, за который возникла недоимка. Из приведенной нормы следует, что налоговый орган должен доказать правомерность направления налогоплательщику требования в части суммы начисленных пеней.

    Требование должно быть направлено налогоплательщику не позднее 3-х месяцев после наступления срока уплаты налога. Если недоимка выявлена в результате выездной налоговой проверки, требование направляется в 10-дневный срок с даты вынесения решения по акту проверки.

    Если пени не уплачиваются добровольно, налоговые органы вправе взыскивать пени в порядке, установленном НК РФ (пп. 9 ст. 31). Согласно п. 6 ст. 75 Кодекса пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика.

    Процедура принудительного взыскания задолженности по пеням, также как и по налогам и сборам, может быть начата только после направления налогоплательщику или налоговому агенту требования о добровольной уплате задолженности.

    Применение пени к налоговому агенту

    Обязанность налоговых агентов перечислять удержанные налоги установлена п. 4 ст. 24 НК РФ. В случае несвоевременного перечисления сумм налога пени начисляются в общем порядке (п. 1 ст. 75 НК РФ). Важно, что дополнительный платеж можно взыскать только в том случае, когда налоговый агент реально удержал налог, но не перечислил в бюджет или перечислил с нарушением установленного срока. Уплата налога за счет организации — налогового агента действующим законодательством не предусмотрена.

    Наличие успешной судебной практики подтверждает правильность такого вывода. Однако многие инспекции начисляют пеню на суммы, не удержанные из доходов работника, и, как правило, выявленные на выездных проверках. Между тем за невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов установлена специальная ответственность ст. 123 НК РФ в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению.

    При перечислении налога на доходы физических лиц бухгалтеру организации, имеющей обособленные подразделения, стоит быть особенно внимательным. Так, Президиум ВАС РФ в Постановлении от 23.08.2005 N 645/05 освободил организацию, перечислившую налог не в тот бюджет, от штрафа. А заплатить пени и перечислить налог в нужный бюджет все-таки придется.

    Начисление пени по авансовым платежам

    До настоящего времени существует неопределенность в вопросе о том, должна ли начисляться пеня в случаях, когда налогоплательщик обязан уплачивать авансовые платежи, но сделал это несвоевременно. Президиум ВАС РФ в п.

    Можно ли не платить пени при просрочке оплаты налогов из-за ФНС?

    16 Информационного письма от 17.03.2003 N 71 пояснил, что на авансовые платежи эта норма не распространяется. Пленум ВАС РФ в п. 20 Постановления от 28.02.2001 N 5 подтвердил, что пени можно начислять лишь на те авансовые платежи, которые рассчитываются по итогам отчетных периодов.

    Пени по отдельным налогам

    В связи с тем что уплата разных налогов имеет разную периодичность, особенности в исчислении и уплате авансовых платежей, отличия в распределении по бюджетам и другие характерные признаки целесообразно рассмотреть применение пени на отдельных примерах.

    Налог на прибыль. Организация, имеющая в своем составе филиалы, расположенные на территории в одном и том же регионе, что и головная организация, в 2004 г. не рассчитала суммы налога на прибыль по обособленным подразделениям и заплатила налог в бюджет региона по месту своего учета. Минфин России в Письме от 16.05.2005 N 03-03-01-04/259 разъяснил, что в данном случае пени на сумму налога, зачисляемую в бюджет региона, по месту нахождения подразделений не начисляются.

    Такой вывод сделан только в отношении обособленных подразделений, расположенных в одном субъекте РФ с организацией, и в отношении регионального бюджета.

    Транспортный налог. С этим налогом сложилась уникальная ситуация. До 1 января 2006 г. положениями гл. 28 НК РФ был установлен только налоговый период — календарный год. Отчетные периоды, а также обязанность по уплате авансовых платежей и предоставлению расчетов на налогоплательщика не была возложена. У субъектов РФ также не было права самостоятельно установить эти элементы налогообложения.

    Новая редакция ст. 360 НК РФ с этого года определила в качестве отчетного периода квартал. Законодательные (представительные) органы власти субъектов РФ имеют право не устанавливать на своих территориях отчетные периоды в течение года. Но если отчетные периоды будут введены, то организации в течение квартала будут обязаны уплачивать авансовые платежи не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

    Минфин России в Письме от 13.02.2006 N 03-06-04-02/02 указал, что до внесения изменений в гл. 28 НК РФ, предусматривающих отчетные периоды и авансовые платежи по транспортному налогу, отсутствовали правовые основания для начисления и взыскания с налогоплательщиков пеней за просрочку уплаты авансовых платежей по транспортному налогу. Начиная с 2006 г. в случае нарушения сроков уплаты авансовых платежей пеня начисляется в общеустановленном порядке.

    Л.С.Егорова

    Эксперт