МРОТ и районный коэффициент

Районный коэффициент «сидит» внутри МРОТ

Многих бухгалтеров волнует вопрос: необходимо ли начислять районный коэффициент при выплате заработной платы, равной минимальному размеру оплаты труда?

Ситуация непростая, поскольку в случае неправомерного не начисления районного коэффициента работодатель может быть привлечен к административной ответственности на основании статьи 5.27 КоАП РФ «Нарушение законодательства о труде и об охране труда». В случае «излишнего» начисления и выплаты районного коэффициента, данные суммы при налоговой проверке могут быть признаны неправомерно включенными в число расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль.

Итак, обратимся непосредственно к нормам трудового законодательства.

В ранее действовавшей редакции статьи 129 ТК РФ законодателем было установлено понятие минимального размера оплаты труда. В статье было четко указано, что «в величину минимального размера оплаты труда не включаются доплаты и надбавки, премии и другие поощрительные выплаты, а также выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, за работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, иные компенсационные и социальные выплаты».

В нынешней редакции данной статьи понятие МРОТ отсутствует. Однако имеется определение заработной платы (оплаты труда) работника.

Верховный суд вынес решение о начислении районного коэффициента сверх размера МРОТ

Так, заработная плата состоит из:

— вознаграждения за труд (оклада, тарифной ставки);

— компенсационных выплат (доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иных выплат компенсационного характера);

— стимулирующих выплат.

Месячная начисленная заработная плата (оплата труда) сотрудника, полностью отработавшего норму рабочего времени (выполнившего нормы труда), включая оклад (тарифную ставку), компенсационные и стимулирующие выплаты и другие предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, не может быть ниже минимального размера оплаты труда (ст. 133 ТК РФ). Напомню, что с 1 января 2009 г. МРОТ составляет 4330 рублей в месяц.

Как видим, в минимальном размере оплаты труда законодатель учел все элементы заработной платы, в том числе и районные коэффициенты. Сверх МРОТ районный коэффициент начислять не нужно.

Норма несправедлива. Связано это с тем, что районные или так называемые «северные» коэффициенты в разных регионах существенно отличаются друг от друга. Если, к примеру, в городе Кирове районный коэффициент составляет 15 %, то в некоторых районах Республики Коми он равен уже 30 %. Но если оплата труда работника соответствует минимальному размеру оплаты труда, то и в Кирове и в Коми он получит одну сумму, равную 4 330 рублей.

Червоткин Дмитрий

Руководитель отдела защиты налогоплательщиков ООО «Арсо-Аудит»

ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ

Если вы увидели ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Северный коэффициент, региональные надбавки и повышение МРОТ

Включается ли в МРОТ районный коэффициент, процентная надбавка?

Вопрос о том, включается ли в МРОТ районный коэффициент и процентная надбавка, нормативно не урегулирован. Верховный Суд РФ в разное время придерживался различных позиций по этому вопросу.

z:\CorvDoc\cgi\online.cgi?req=query&REFDOC=192&REFBASE=PKV&REFPAGE=0&REFTYPE=CDLT_MAIN_BACKREFS&ts=811714806733564068&lst=0&REFDST=100935Так, в ряде случаев Верховный Суд РФ указывал: заработная плата работников, которые трудятся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна устанавливаться в размере не менее МРОТ, после чего к ней нужно начислить районный коэффициент и процентную надбавку за стаж работы в данных районах и местностях (например, см. Обзор Верховного Суда РФ от 26.02.2014, Определения Верховного Суда РФ от 21.12.2012 N 72-КГ12-6, от 01.07.2011 N 72-В11-5, от 29.07.2011 N 56-В11-10, от 24.06.2011 N 3-В11-16). Мнение Верховного Суда РФ основано, в частности, на ч. 2 ст. 146 ТК РФ, согласно которой труд работников, занятых в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере, а также на ст. 315 ТК РФ, предусматривающей, что оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

Вместе с тем существует иной подход. Как следует из Определения Верховного Суда РФ от 08.08.2016 N 72-КГ16-4, право работников на повышенную оплату труда в связи с осуществлением трудовой деятельности в местностях с особыми климатическими условиями, а также требование ч. 3 ст. 133 ТК РФ не нарушаются, если сумма выплачиваемой работнику месячной заработной платы, включающая в том числе районный коэффициент и процентную надбавку, превышает МРОТ.

Поскольку за установление размера заработной платы, который менее предусмотренного трудовым законодательством, в частности, возможно привлечение к административной ответственности по ч. 6, 7 ст. 5.27 КоАП РФ, рекомендуем за дополнительными разъяснениями обращаться в Минтруд России.

См. дополнительно: — как менялся МРОТ.

Какой размер минимальной заработной платы установлен в Москве?

С 1 октября 2016 г. размер минимальной заработной платы в г. Москве составляет 17 561 руб. Это следует из совокупности положений ч. 3 ст. 133.1 ТК РФ, п. п. 3.1.1, 3.1.2 Московского трехстороннего соглашения на 2016 — 2018 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей, заключенного 15.12.2015, абз. 3 п. 1 Постановления Правительства Москвы от 06.09.2016 N 551-ПП. Аналогичная информация приведена в письме Департамента здравоохранения г. Москвы от 12.10.2016 N 60-18-390.

Какой размер минимальной заработной платы устанавливается для работников, которые трудятся в обособленном структурном подразделении в Москве, если организация-работодатель зарегистрирована в Московской области?

Согласно ч. 2 ст. 133.1 ТК РФ размер минимальной заработной платы в субъекте РФ может устанавливаться для работников, которые осуществляют трудовую деятельность на его территории (кроме работников организаций, финансируемых из федерального бюджета). Значит, в данном случае следует учитывать размер минимальной заработной платы, установленный в Москве.

z:\CorvDoc\cgi\online.cgi?req=query&REFDOC=192&REFBASE=PKV&REFPAGE=0&REFTYPE=CDLT_CHILDLESS_CONTENTS_ITEM_MAIN_BACKREFS&ts=1548148067335617140&lst=0&REFDST=1002195. Формы оплаты труда

В ст. 131 ТК РФ установлено, что выплата заработной платы производится в рублях. Согласно ч. 2 ст. 131 ТК РФ заработная плата может быть выплачена также в неденежной форме. Однако при возникновении споров с работником в соответствии с п. 54 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 работодателю необходимо доказать следующее:

а) имелось добровольное волеизъявление работника, подтвержденное его письменным заявлением, на выплату заработной платы в неденежной форме. При этом ст. 131 ТК РФ не исключается право работника выразить согласие на получение части заработной платы в неденежной форме как при данной конкретной выплате, так и в течение определенного срока (например, в течение квартала, года). Если работник изъявил желание на получение части заработной платы в натуральной форме на определенный срок, то он вправе до окончания этого срока по согласованию с работодателем отказаться от такой формы оплаты.

См. образец составления заявления. См. образец составления дополнительного соглашения;

б) заработная плата в неденежной форме выплачена в размере, не превышающем 20 процентов от начисленной месячной заработной платы;

в) выплата заработной платы в натуральной форме является обычной или желательной в соответствующих отраслях промышленности, видах экономической деятельности или профессиях (например, такие выплаты стали обычными в сельскохозяйственном секторе экономики);

г) подобного рода выплаты являются подходящими для личного потребления работника и его семьи или приносят ему известного рода пользу, имея при этом в виду, что не допускается выплата заработной платы в бонах, купонах, в форме долговых обязательств, расписок, а также в виде спиртных напитков, наркотических, токсических, ядовитых и вредных веществ, оружия, боеприпасов и других предметов, в отношении которых установлены запреты или ограничения на их свободный оборот;

д) при выплате работнику заработной платы в натуральной форме соблюдены требования разумности и справедливости в отношении стоимости товаров, передаваемых ему в качестве оплаты труда, т.е. их стоимость во всяком случае не должна превышать уровень рыночных цен, сложившихся для этих товаров в данной местности в период начисления выплат.

Подпункты «г» и «д» включены в указанное Постановление на основании ст. 4 Конвенции МОТ N 95 от 01.07.1949 «Относительно защиты заработной платы» (ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31.01.1961 N 31) в силу приоритета международных договоров РФ над российским законодательством, в том числе над Трудовым кодексом РФ, который не содержит данных ограничений.

На практике иногда возникает вопрос: можно ли устанавливать заработную плату в условных единицах или иностранной валюте? Формально Трудовой кодекс РФ этого не запрещает при условии, что она будет выплачиваться в рублях и ее размер будет одинаков за равный труд (абз. 6 и 7 ч. 2 ст. 22, ч. 1 ст. 131 ТК РФ).

Однако Роструд в письме от 10.10.2006 N 1688-6-1 разъяснил, что выплата заработной платы на территории РФ в иностранной валюте действующим трудовым законодательством не предусмотрена. В связи с этим в трудовых договорах с работниками она также должна быть установлена в рублях.

z:\CorvDoc\cgi\online.cgi?req=query&REFDOC=192&REFBASE=PKV&REFPAGE=0&REFTYPE=CDLT_CHILDLESS_CONTENTS_ITEM_MAIN_BACKREFS&ts=3083714806733562916&lst=0&REFDST=100755В КАКИХ СЛУЧАЯХ И В КАКОМ ПОРЯДКЕ ПРОИЗВОДЯТСЯ



Решение Конституционного суда, постановившего начислять Северные сверх МРОТ выглядит крайне своевременным…

… ибо, дальше существовавший разброд с начислением северных уже было нельзя…

… существовавшую проблему давно уже окрестили позывным «МРОТ + Северные». В формулировке суть — или северные считать включенными в МРОТ, или Северные начислять сверх МРОТ.

Понятно, что отечественная бюрократия хотела бы работать по первому варианту.

Гражданам, которые трудятся на Севере, лучше второй вариант.

Для таких арктических регионов как Архангельская область, вопрос «МРОТ + Северные», или «МРОТ включая Северные», стал наиболее остро. Больше года шла битва за правду. И сегодня в битве поставлена точка…

В Федерации профсоюзов Архангельской области (ФПАО) атмосфера облегчения — шампанское не пьют, поскольку середина недели, но удовлетворение от преодоленного трудного пути присутствует.

Несколько лет ФПАО вело борьбу за начисление «северных» надбавок сверх минимального размера оплаты труда (МРОТ).

Как шла борьба?

Начисление северного и районного коэффициента на МРОТ

ФПАО взяло на себя функцию правовой поддержки. И таким способом профсоюзам через суды удалось добиться выплаты многих десятков миллионов рублей «северных», не доначисленных работодателями к заработной плате работников.

Но это была борьба с переменным успехом. Вслед за победами была горечь поражений…

Если сначала суды в Архангельской области вставали на сторону работников в вопросе начисления районных коэффициентов и «северных» надбавок сверх установленного МРОТа — то есть соглашались с обоснованностью практики МРОТ + СЕВЕРНЫЕ, то потом ситуация в корне поменялась…

Так 16 января Архангельский областной суд удовлетворил апелляционную жалобу директора одного из Центров дополнительного образования Виноградовского района Архангельской области, посчитавшего, что в МРОТ УЖЕ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ СЕВЕРНЫЕ.

Таким образом, областной суд, непонятно с чей подачи и не понятно, чем руководствуясь, решил, что в 7800 рублей МРОТа входят и СЕВЕРНЫЕ — процентная надбавка за работу на Севере.

Тогда мало кто верил в успех продолжения борьбы. Но Профсоюзы приняли решение не сдаваться…

Председатель Федерации профсоюзов Архангельской области Алла Сафонова уже тогда отметила, что позиция Верховного суда РФ по этому вопросу носит двойственный характер и обратила внимание на прямое и не устранимое противоречие — далее, цитата:

— До августа 2016 года позиция, изложенная в Обзоре судебной практики Верховного суда, заключалась в том, что «северные» надбавки должны быть начислены сверх МРОТа.

Позднее была опубликована прямо противоположная позиция Верховного суда: заработная плата вместе с районным коэффициентом за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также процентной надбавкой за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, может быть равна МРОТ.

При этом вышеупомянутый Обзор судебной практики отменен не был.

Конец цитаты.

Противоречие повлекло за собой существенную дестабилизацию социально-экономического положения в ряде регионов, в том числе и в Архангельской области.

Так, в течение пяти лет в Архангельской области, в отличие от большинства других субъектов РФ, не удавалось заключить региональное Соглашение о минимальной заработной плате. Одним из ключевых противоречий было именно в споре о том, включать ли «северные» надбавки в размер минимальной зарплаты.

В итоге региональная «минималка» в Архангельской области уже 5 лет остается на уровне федерального МРОТа. Трудящийся народ в бешенстве…

Единственная возможность хоть как-то подтянуть зарплату работников Архангельской области региона до уровня прожиточного минимума в средней полосе России — начисление северных коэффициентов и надбавок сверх МРОТа…

Это было очевидно, но работникам и вставшим на их защиту профсоюзам Архангельской области пришлось добиваться этого через суд и прокуратуру не один год.

Борьба шла постепенно и сразу по нескольким фронтам…

                                                                                        ***

Вот хроника этой борьбы…

22 июня на заседании Архангельской областной трехсторонней комиссии по инициативе ФПАО за подписью всех трех сторон социального партнерства — исполнительной власти, работодателей и профсоюзов — было принято обращение в Госдуму о необходимости внесения изменений в Трудовой кодекс РФ в части установления понятия МРОТ.

В мае–августе 2017 года был проведен сбор обращений от трудовых коллективов в адрес правительства России и депутатов Госдумы с требованиями вернуть в Трудовой кодекс прежнюю редакцию статьи 129.

Ответ, который поступил из думского комитета по труду, социальной политики и делам ветеранов был откровенно не в интересах народа. Это если сказать мягко…

В ответе говорилось, что в Госдуме находились на тот момент несколько законопроектов о соотношении величины МРОТ и составных частей заработной платы. Конкретные сроки рассмотрения этих законодательных инициатив не сообщались.

                                                                                           ***

Весь 2017 год Федерация профсоюзов Архангельской области проводила акции «МРОТ по закону!».

Алла Сафонова вспоминает — далее, цитата:

— Наша позиция всегда была четкой: начислять компенсационные и стимулирующие выплаты должны сверх МРОТа. Решение федеральных властей о поэтапном повышении МРОТа до размера прожиточного минимума не отменяет борьбу профсоюзов за исключение из состава МРОТа компенсационных и стимулирующих выплат. В первую очередь, «северных» надбавок и районных коэффициентов».

Конец цитаты.

По сути, Профсоюзы Архангельской области настаивали на том, что необходимо вернуть в Трудовой кодекс понятие МРОТ в редакции 2007 года…

А именно Профсоюзы требовали определить, что МРОТ — это минимальная заработная плата за труд неквалифицированного работника, работающего на простых работах и в нормальных условиях труда.

Иными словами, Профсоюзы настаивали, что МРОТ — это должностной оклад. И ни копейки больше…

                                                                                   ***

Между тем, Правительство России успело внести на рассмотрение Госдумы законопроект, согласно которому с 1 января 2018 года федеральный МРОТ увеличится на 1 689 рублей и составит 9 489 рублей.

И в этом было лукавство. Ибо, в правительственном законопроекте не уточнялось то, какие именно выплаты включаются в эту сумму.

По сути внесенного законопроекта получалось, что в 9 489 рублей нового МРОТа было бы заложено все — северные надбавки, районные коэффициенты, доплаты за стаж работы, за вредные условия труда и т. д.

Алла Сафонова — Председатель федерации Профсоюзов Архангельской области тогда чётко разложила суть требований трудящихся — далее, цитата:

— Мы считаем, что с 1 января 2018 года для работников Севера социально справедливая формула заработной платы должна выглядеть так: МРОТ (9 489 рублей оклад + 4% доплата за вредность + 30% за стаж работы + 25% ежемесячная премия) х районный коэффициент х процентная надбавка.

То есть, с 1 января 2018 года в сумму 9489 рублей не должны входить, например, такие компенсационные выплаты, как доплата за вредность, районный коэффициент и процентная надбавка, а также, например, такие стимулирующие выплаты, как доплата за стаж работы и премия.

Районный коэффициент и процентная надбавка, согласно статьёй 315-й Трудового кодекса РФ, начисляются на всю заработную плату, поэтому в рассмотренном примере зарплата работника, работающего на севре должна составлять 25648,76 рублей.

Конец цитаты.

                                                                                         ***

Вопрос, что сейчас…

Сейчас неумолимый канун 2018-го…

Коллизии, которые ожидаются крайне неблагоприятны, как для экономики, так и для правового поля…

В связи с тем, что нет четкого понятия МРОТ, уже с 1 января могут возникнуть роковые противоречия.

Если МРОТ повысится единовременно на 1689 рублей, то только с начислением районного коэффициента и «северной» надбавки эта сумма должна будет составить более 16 тысяч рублей в Архангельской области (16131 руб. в районах, приравненных к Крайнему Северу и 20876 руб. в районах Крайнего Севера).

Далеко не каждый работодатель захочет платить такую зарплату.

Работодатели могли для «оптимизации» своих расходов начать сокращать штаты, выводить часть работников за штат, менять режим рабочего времени (например, предлагать работу не на полную ставку, а на 0,9 ставки) или уменьшать норму труда.

Поэтому до тех пор, пока понятие МРОТ не будет закреплено в Трудовом кодексе РФ в редакции 2007 года, Федерация профсоюзов Архангельской области намерена проводить акцию «МРОТ по закону!».

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.

Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ
№14-1/10/В-4036 от 04.06.2018

В связи с поступающими вопросами о порядке применения Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2017 г. N 38-П (далее — Постановление N 38-П) по делу о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан В.С. Григорьевой, О.Л. Дейдей, Н.А. Капуриной и И.Я. Кураш сообщаем.

Федеральным законом от 7 марта 2018 г. N 41-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» с 1 мая 2018 года минимальный размер оплаты труда (далее — МРОТ) установлен в сумме 11163 рубля в месяц, что составляет 100% от величины прожиточного минимума трудоспособного населения за II квартал 2017 года.

Согласно статье 130 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включается величина МРОТ в Российской Федерации.

Согласно статье 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ. Структура заработной платы определяется организацией самостоятельно.

В соответствии с частью 1 статьи 129 ТК РФ под заработной платой (оплатой труда работника) понимается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере меньше МРОТ.

В соответствии со статьями 315 — 317 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате,

Это подтверждено Постановлением N 38-П, согласно которому положения статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой — четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу они не предполагают включения в состав минимального размера оплаты труда районных коэффициентов (коэффициентов) и процентных надбавок, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями.

В соответствии с пунктом 5 Постановления N 38-П оно окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после провозглашения (7 декабря 2017 г.), действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27 февраля 2018 г. N 252-О-Р об официальном разъяснении Постановления N 38-П отмечается, что в соответствии с пунктом 12 части первой статьи 75 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации — в зависимости от характера рассматриваемого вопроса — может быть определен порядок его вступления в силу, а также порядок, сроки и особенности исполнения. В случае, если такие специальные условия в Постановлении не оговорены, действует общий порядок, предусмотренный Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Согласно статье 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» решение Конституционного Суда Российской Федерации окончательно и не подлежит обжалованию.

Начисление МРОТ

Решение Конституционного Суда Российской Федерации, вынесенное по итогам рассмотрения дела, назначенного к слушанию в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, вступает в силу немедленно после его провозглашения.

В Постановлении N 38-П порядок, сроки и особенности его исполнения не оговорены. Таким образом, Постановление N 38-П действует с момента его провозглашения (то есть 7 декабря 2017 г.) и распространяется на правоотношения, возникшие после указанной даты.

Иной подход не соответствовал бы принципам разумности и справедливости, не учитывал финансово-экономическое положение работодателей, в том числе в бюджетной сфере, особенности бюджетного процесса.

Л.Ю.ЕЛЬЦОВА

Комментарий эксперта

МРОТ: районный коэффициент не включен