МСФО

Современные особенности отличия учета основных средств в соответствии с РСБУ и МСФО

Отличия отчетности МСФО и РСБУ

Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) — набор стандартов и пояснений к ним, содержащих правила составления финансовой отчётности, необходимой внешним пользователям (например, инвесторам и кредиторам) для принятия экономических решений в отношении компании.

Два главных отличия МСФО от РСБУ

  • Отчетность МСФО ориентирована на участников рынка – инвесторов, кредиторов, потенциальных покупателей. Правила РСБУ разрабатываются Минфином и в значительной мере ориентированы на потребности контролирующих органов и налоговый учет.
  • В МСФО нет стандартов отчетных форм. В то время как в РСБУ, например, форма баланса и ОПУ утверждается приказом Министерства Финансов РФ.

Есть еще ряд принципиальных отличий, частично вытекающих из различия адресатов отчетности, а частично имеющих исторический характер.

Посмотрите Excel таблицу
«Анализ финансового состояния МСФО»
36 коэффициентов, динамика за 5 периодов
Оценка риска банкротства

Отличия МСФО и РСБУ

  1. Приоритет экономического содержания над формой. В МСФО строго соблюдается правило, согласно которому в бухгалтерском учете необходимо отражать экономическое содержание операций. В РСБУ делается упор на надлежащем документальном оформлении операций, а экономическое содержание может отодвигаться на второй план.
  2. Профессиональное суждение vs первичный документ. В МСФО роль профессионального суждения является определяющей во многих ситуациях. В то время как согласно РСБУ основанием для отражения в бух. учете является первичный документ, имеющий более высокую доказательную ценность, чем профессиональное суждение бухгалтера. Это и служит причиной того, что форма при отражении операций оказывается важнее экономического содержания.
  3. Временная стоимость денег. В МСФО используется дисконтирование для оценки стоимости активов. Это связано с тем что отчетность МСФО предназначена в том числе и для инвесторов, а инвестиционные решения основаны на концепции временной стоимости денег. Также дисконтирование в МСФО используется, когда оплата отсрочена во времени.
  4. Справедливая стоимость. В МСФО все шире для оценки стоимости активов и обязательств применяется справедливая стоимость.

    Согласно МСФО 13 Справедливая стоимость – это цена, которая может быть получена при продаже актива или заплачена при передаче обязательства в обычной операции между участниками рынка на дату измерения.

    Использование справедливой стоимости связано с тем, что для инвесторов важна информация именно о текущей стоимости активов и обязательств.

  5. Учет обесценения долгосрочных активов. Согласно МСФО, балансовая стоимость активов не должна превышать экономические выгоды, которые могут быть получены от продажи этих активов.

Подробное обсуждение см. Сравнение МСФО и РСБУ. Принципиальные расхождения в учете.

Таким образом, можно сделать вывод что отчетность по МСФО более информативна как для инвесторов и кредиторов, так и для владельцев бизнеса.

Посмотрите Excel таблицу
«Анализ финансового состояния МСФО»
36 коэффициентов, динамика за 5 периодов
Оценка риска банкротства

 По теме страницы 

Документы МСФО — Официальный перевод на сайте Минфина РФ
Карта сайта — Подробное оглавление сайта.

© 2008-2018 ИП Прохоров В.В. ОГРНИП 311645410900040 • Контакты • Гостевая книга •Карта сайта •Конфиденциальность 

Опубликовано 05.03.2016, исправлено 05.03.2016    0007

РОССИЙСКИЕ СТАНДАРТЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Отличительной особенностью бухгалтерского учета в России является его строгая регламентация. Государство регулирует национальную учетную систему с помощью ряда нормативно-правовых актов, обязательных для исполнения. В свою очередь, организации, руководствуясь требованиями регулятора, формируют пакет локальных актов по регламентации внутреннего учетного процесса, исходя из отраслевой специфики, условий хозяйствования, структуры, нужд управления и иных факторов. Все документы, так или иначе регулирующие ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности в отдельно взятой компании, в зависимости от убывания их юридического статуса можно условно представить в виде четырехуровневой иерархической системы.

Основополагающий документ первого уровня – это Федеральный закон от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее Закон №402-ФЗ). Закон устанавливает:

круг лиц, обязанных вести бухгалтерский учет;
состав объектов бухгалтерского учета;
способы организации бухгалтерского учета на предприятии;
требования к главному бухгалтеру для отдельных категорий экономических субъектов;
основные элементы учетной политики;
порядок оформления первичных учетных документов и бухгалтерских регистров;
общие требования к финансовой отчетности и ее составу;
необходимость проведения инвентаризаций и организации внутреннего контроля;
сроки хранения бухгалтерских документов.

Также закон подробно освещает вопросы регулирования бухгалтерского учета, в том числе соответствующие принципы, документы, субъекты, функции регулирующих органов. Отдельные статьи Закона №402-ФЗ посвящены федеральным и отраслевым учетным стандартам.

Регулирование бухгалтерского учета в РФ на государственном уровне осуществляют Министерство финансов РФ (Минфин РФ) и Центральный банк РФ (ЦБ РФ). Минфин РФ утверждает программу разработки федеральных стандартов, федеральные стандарты и в пределах его компетенции – отраслевые стандарты, организует экспертизу проектов стандартов бухгалтерского учета и осуществляет иные функции, предусмотренные Законом №402-ФЗ и иными законодательными актами. В ведении второго регулятора – ЦБ РФ – находится нормативно-правовое и методическое регулирование правоотношений по бухгалтерскому учету в отношении банков и некредитных финансовых организаций.

Что касается разработки самих стандартов, то Законом №402-ФЗ это право делегировано субъектам негосударственного регулирования бухгалтерского учета, в числе которых профессиональные объединения, ассоциации, союзы и иные некоммерческие организации, нацеленные на развитие бухгалтерского учета. В свою очередь, за Минфином РФ закрепляется обязанность разработки федеральных стандартов, предназначенных для предприятий государственного сектора, и прочих федеральных стандартов в случае, если ни один субъект негосударственного регулирования бухгалтерского учета не реализовал свое право на подготовку соответствующего проекта.

На практике разработчиком федерального стандарта по бухгалтерскому учету (ФСБУ) может стать любой субъект, упомянутый выше и выступивший с надлежащей инициативой. После подготовки проекта разработчик направляет уведомление в Минфин РФ и размещает предварительный вариант стандарта на своем официальном сайте в сети Интернет для общественного обсуждения. После завершения обсуждения, срок которого составляет не менее трех месяцев, доработанный проект стандарта и перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц публикуются на сайте разработчика для всеобщего ознакомления, после чего эти документы направляются в Минфин РФ для проведения экспертизы в установленном порядке. По окончании экспертизы проект стандарта принимается Минфином РФ к утверждению или отклоняется с приложением мотивированного решения.

В настоящее время ни один документ не прошел полностью описанную процедуру утверждения. На стадии публичного обсуждения находятся два проекта – это ФСБУ Основные средства и ФСБУ Запасы. Их разработчиком является Фонд «Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета «Бухгалтерский методологический центр» (БМЦ).

До утверждения федеральных стандартов применяются правила ведения учета и составления отчетности, источниками которых являются положения по бухгалтерскому учету – документы второго уровня в системе иерархии бухгалтерских нормативно-правовых актов.

Среди положений по бухгалтерскому учету центральное место занимает Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, регулирующее общие вопросы бухгалтерского учета и отчетности. Положение раскрывает требования к организации и ведению бухгалтерского учета, составлению и представлению отчетности, документированию хозяйственных операций и проведению инвентаризаций. Кроме того, Положение содержит правила оценки отдельных видов активов и обязательств экономического субъекта.

Следует отметить, что Положение во многом дублирует и развивает нормы Федерального закона от 21.11.1996 «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ, утратившего силу, вследствие чего ряд его предписаний не соответствует требованиям Закона №402-ФЗ. Это касается применения унифицированных форм первичных документов, сроков составления промежуточной финансовой отчетности, отражения фактов хозяйственной деятельности до момента государственной регистрации компании, проверки состояния и оценки активов и обязательств при инвентаризации и т.д. Поэтому Положение применяется в части, не противоречащей Закону №402-ФЗ. То же самое относится и к Положениям по бухгалтерскому учету (ПБУ), рассматривающих вопросы частного порядка по учету и раскрытию хозяйственных операций.

В зависимости от цели применения ПБУ классифицируются на положения:

регламентирующие общие вопросы организации учетного процесса и составления бухгалтерской отчетности;

определяющие правила учета отдельных видов имущества и обязательств;

устанавливающие особенности формирования финансового результата;

применяемые в отдельных отраслях народного хозяйства;

содержащие требования к раскрытию информации при определенных условиях ведения бизнеса.

Третий уровень представляют методические указания и рекомендации, инструкции, комментарии, письма Минфина РФ и иных министерств и ведомств, причастных к регулированию учетного процесса в РФ. Эти документы носят уточняющий и рекомендательный характер по отдельным вопросам бухгалтерского учета и отчетности, недостаточно полно рассмотренным или неурегулированным вышестоящими документами.

Особый документ этого уровня – План счетов бухгалтерского учета, представляющий собой перечень синтетических счетов и субсчетов, применяемых бухгалтерами для отражения хозяйственных операций в учете. В прилагаемой к плану инструкции дается их краткая характеристика по структуре, назначению и экономическому содержанию, рассматривается порядок отражения наиболее распространенных фактов хозяйственной деятельности, приводятся корреспонденции счетов.

В состав документов четвертого уровня входят локальные акты и внутренние регламенты, формирующие учетную политику организации в методическом, техническом и организационном аспектах.

В целях снижения учетной нагрузки и сокращения трудозатрат отечественные законодатели для отдельных хозяйствующих субъектов предусмотрели некоторые преференции.

МСФО: суть и отличия от РСБУ

Так, в соответствии с Законом №402-ФЗ вправе полностью отказаться от ведения бухгалтерского учета индивидуальные предприниматели (ИП), в случае, если они осуществляют учет объектов налогообложения в порядке, установленном налоговым законодательством. Для организаций каких-либо возможностей освобождения от ведения бухгалтерского учета не предусмотрено. Все юридические лица независимо от их формы собственности, размера, отраслевой принадлежности, строения бизнеса и применяемого налогового режима, обязаны вести бухгалтерский учет и составлять финансовую отчетность. Однако некоторые из них вправе осуществлять эти процедуры по упрощенной схеме. К таким предприятиям относятся некоммерческие организации, участники проекта «Сколково» и большая часть представителей малого бизнеса. Эти хозяйствующим субъектам разрешено применять упрощенный порядок ведения бухгалтерского учета, в том числе: использовать сокращенный план счетов; не учитывать отдельные требования ПБУ и не применять некоторые ПБУ в целом; формировать бухгалтерскую отчетность в сокращенном объеме, представляя соответствующую информацию по группам статей без их детализации.

ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ

ПБУ 1/2008 Учетная политика

ПБУ 2/2008 Учет договоров строительного подряда

ПБУ 3/2006 Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте

ПБУ 4/1999 Бухгалтерская отчетность организации

ПБУ 5/2001 Учет материально-производственных запасов

ПБУ 6/2001 Учет основных средств

ПБУ 7/1998 События после отчетной даты

ПБУ 8/2010 Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы

ПБУ 9/1999 Доходы организации

ПБУ 10/1999 Расходы организации

ПБУ 11/2008 Информация о связанных сторонах

ПБУ 12/2010 Информация по сегментам

ПБУ 13/2000 Учет государственной помощи

ПБУ 14/2007 Учет нематериальных активов

ПБУ 15/2008 Учет расходов по займам и кредитам

ПБУ 16/2002 Информация по прекращаемой деятельности

ПБУ 17/2002 Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы

ПБУ 18/2002 Учет расчетов по налогу на прибыль организаций

ПБУ 19/2002 Учет финансовых вложений

ПБУ 20/2003 Информация об участии в совместной деятельности

ПБУ 21/2008 Изменения оценочных значений

ПБУ 22/2010 Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности

ПБУ 23/2011 Отчет о движении денежных средств

ПБУ 24/2011 Учет затрат на освоение природных ресурсов

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Методические указания по учету основных средств

Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды

Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов

Методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию

Методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности

Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для малого предпринимательства

ИНФОРМАЦИЯ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РФ

ПЗ-3/2015 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности»

ПЗ-11/2013 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности»

ПЗ-10/2012 «О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

ПЗ-9/2012 «О раскрытии информации о рисках хозяйственной деятельности организаций в годовой бухгалтерской отчетности»

ПЗ-8/2011 «О формировании в бухгалтерском учете и раскрытии в бухгалтерской отчетности организации информации об инновациях и модернизации производства»

ПЗ-5/2011 «О раскрытии информации о забалансовых статьях в годовой бухгалтерской отчетности организаций»

ПЗ-1/2011 «Об особенностях формирования бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций»

ПЗ-4/2009 «О раскрытии информации о финансовых вложениях организации в годовой бухгалтерской отчетности»

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МСФО И РСБУ

РСБУ — расшифровка

Согласно общепризнанному понятию, аббревиатура расшифровывается как «российские стандарты бухгалтерского учета». Это нормы, правила и положения ведения бухучета и составления периодической и итоговой отчетности, действующие для российских компаний.

Законодательные основы РСБУ регламентируют следующие нормативно-правовые акты:

  • 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011;
  • План счетов и инструкция по применению ПС, утвержденные Приказом Минфина № 94н от 31.10.2000.;
  • Положение по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности (Приказ Минфина № 34н от 29.07.1998), включая все 24 действующих ПБУ.

Данные НПА в своей работе обязаны использовать все организации, ведущие свою финансово-хозяйственную деятельность в России.

Основные отличия МСФО от РСБУ

Исключением являются банки и кредитные организации.

Знание РСБУ является обязательным для каждого работника бухгалтерской и финансово-экономической сферы в России.

Правила и особенности

Основное правило российских стандартов бухучета определяется в соответствии с вышеуказанными НПА — учет финансово-хозяйственных операций, а также формирование отчетов производится исключительно в национальной валюте (российский рубль). Все документы и приложения к ним надлежит оформлять на русском языке. Если предприятие состоит в партнерстве с организацией-нерезидентом РФ и регистры составляются на иностранном языке, то вся документация подлежит подстрочному переводу на русский язык.

Бухотчетность по РСБУ

Согласно нормативам российских стандартов бухучета, отчеты формируются каждый квартал, а с окончанием календарного года (31 декабря) заканчивается и финансовый отчетный период. Годовая бухотчетность состоит из итогового баланса, отчетов о финансовых результатах и движении средств и капитала, пояснительной записки и форм-приложений к ней, аудиторского заключения в том случае, если организация обязана проходить аудит. Формы промежуточной бухотчетности дублируют итоговую (за исключением аудиторской справки).

Если предприятие имеет сложную организационную структуру с рядом дочерних подразделений, то ему надлежит подавать консолидированную отчетность, то есть составлять единый отчет по результатам работы всех своих подразделений (208-ФЗ от 27.07.2010). 208-ФЗ регулирует деятельность сложноструктурных предприятий, кроме государственных корпораций, ГУП, МУП и бюджетных учреждений.

В состав консолидированной отчетности входит:

  • сводный баланс;
  • о финансовых результатах, движении денежных средств и изменении капитала с приложениями.

Консолидированный отчет необходимо предоставить в ЦБ РФ в трехмесячный период после завершения отчетного года. В некоторых случаях в Центробанк предоставляется и периодическая сводная бухотчетность.

Состав финансовой отчетности по МСФО

Финансовая отчетность в соответствии с МСФО включает следующие формы:

— Бухгалтерский баланс;

— Отчет о прибылях и убытках;

— Отчет об изменениях в собственном капитале;

— Отчет о движении денежных средств;

— Примечания, включающие основные положения учетной политики.

При представлении финансовой отчетности необходимо во внимание принимать следующие правила:

1. Достоверное представление и соответствие МСФО. Достоверное представление требует правдивого описания влияния хозяйственных операций на активы, обязательства доходы и расходы в соответствии с определениями (и критериями признания), сформулированными в «Основах составления и представления финансовой отчетности». Предполагается, что достоверное представление финансовой отчетности обеспечивается при соблюдении требований МСФО (с учетом раскрытия дополнительной информации, если это необходимо).

2. Непрерывность деятельности компании. Финансовая отчетность должна составляться на основе допущения о непрерывности деятельности, если нет вероятности того, что компания будет ликвидирована или прекратит свою деятельность. Если финансовая отчетность составляется не на основе допущения о непрерывности, то этот факт должен быть раскрыт вместе с указанием причин. Любые неясности, связанные с этим допущением, должны быть раскрыты.

РСБУ и МСФО: различия в методологии резервирования

Метод начисления. Организация должна составлять финансовую отчетность, за исключением отчета о движении денежных, с использованием метода начислений.

4. Последовательность представления. Представление и классификация статей в финансовой отчетности должны сохраняться от одного периода к другому, кроме тех случаев, когда изменение приводит к более качественному представлению операций компании, либо данное изменение требуется в соответствии с МСФО.

5. Существенность и группировка информации. Несущественные статьи аналогичного характера и назначения допускается представлять агрегировано. Существенные статьи представлять агрегировано нельзя.

6. Взаимозачет статей отчетности. Активы и обязательства, а также доходы и расходы не должны зачитываться друг против друга за исключением тех случаев, когда взаимозачет требуется (или разрешается) МСФО.

7. Сопоставимая информация. По всем показателям, отраженным в финансовой отчетности, следует привести сопоставимую информацию за предшествующий период. Там, где это имеет значение для понимания финансовой отчетности за текущий отчетный период, сопоставимая информация должна включать сведения исторического и оперативного характера.

Финансовая отчетность должна в обязательном порядке представляться не реже, чем раз в год.

Бухгалтерский баланс должен раскрывать информацию об активах, обязательствах и капитале организации на отчетную дату. Все активы и обязательства в балансе должны быть представлены с разделением на долгосрочные и краткосрочные. В обязательном порядке должны раскрываться следующие линейные статьи:

— основные средства;

— инвестиционное имущество;

— нематериальные активы;

— финансовые активы;

— инвестиции, учтенные по методу участия;

— биологические активы;

— запасы;

— торговая и прочая дебиторская задолженность;

— оценочные обязательства;

— финансовые обязательства;

— обязательства и активы по текущим налоговым платежам;

— отложенные налоговые обязательства и отложенные налоговые активы;

— доля меньшинства, представленная в составе собственного капитала;

— выпущенный капитал и резервы, относящиеся к владельцам собственного капитала материнской компании.

Отчет о прибылях и убытках включает информацию о доходах и расходах, признанных в отчетном периоде. Расходы периода могут раскрываться либо по характеру затрат, либо по их назначению (метод себестоимости) в зависимости от отраслевых особенностей деятельности.

При методе «по характеру затрат», расходы объединяются в отчете о прибылях и убытках в соответствии с их характером (например, амортизация, закупки материалов, транспортные расходы, заработная плата, затраты на рекламу), и не перераспределяются в соответствии с их различным назначением внутри компании.

При методе «по назначению затрат», расходы классифицируются в соответствии с их назначением как часть себестоимости продаж, затрат на распространение или на ведение административной деятельности.

МСФО (IAS) 1 требует представлять в отчете о прибылях и убытках как минимум следующие статьи:

— выручку;

— затраты на финансирование;

— долю в прибыли (убытках) по инвестициям, отражаемым по методу долевого участия;

— прибыль (убыток) до налогообложения в связи с прекращаемой деятельностью (т.е. операциями компании, которые предполагается продать либо прекратить);

— расходы по налогам;

— прибыль (убыток) отчетного периода.

Отчет об изменениях в собственном капитале раскрывает информацию:

— прибыли (убытки) за отчетный период;

— доходах (расходах), признанных в каптале и не отраженных в отчете о прибылях и убытках;

— результатах изменений в учетной политике и исправлений ошибок прошлых лет.

Дополнительная информация об изменениях собственного капитала отражается в отчете о прибылях и убытках или примечаниях к финансовой отчетности об:

— операциях с собственниками и распределение прибыли;

— сверки между нераспределенной прибылью на начало и конец периода, а также анализ за период;

— сверка на начало и конец периода, анализ изменений за период по акционерному капиталу, эмиссионному доходу и по резервам (переоценке).

Дата добавления: 2017-04-20; просмотров: 131;

Введение
Глава 1. Классификация моделей бухгалтерского учёта
Глава 2. Комитет по международным стандартам финансовой отчётности
Глава 3. Общие принципы международных стандартов
Глава 4. Краткая характеристика международных стандартов
Глава 5. Основные различия российских и международных стандартов бухгалтерского учёта
Глава 6. Реформа бухгалтерского учёта в России
Заключение

Глава 2. Комитет по международным стандартам финансовой отчётности

§ 1. Структура Комитета

Комитет по международным стандартам финансовой отчётности был основан в 1973 г. в результате соглашения профессиональных организаций 10 стран: Австралии, Канады, Франции, Германии, Японии, Мексики, Нидерландов, Великобритании, Ирландии и США. В 1983-2000 г.

Различия методики анализа финансовой устойчивости по РСБУ и МСФО

членами КМСФО являлись все члены Международной Федерации бухгалтеров (International Federation of Accountants (IFAC)). В 2001 г. структура Комитета была реформирована, и теперь он называется Правление КМСФО (в дальнейшем также именуемое как КМСФО).

Работа КМСФО финансируется за счёт взносов профессиональных объединений бухгалтеров, различных компаний, финансовых организаций, а также за счёт прибыли от публикаций стандартов. В 2002 г. бюджет КМСФО составил около 15 млн. долларов.

В настоящее время структура Комитета выглядит следующим образом:

  1. Попечительский совет «Комитет по международным стандартам финансовой отчетности» (International Accounting Standards Committee Foundation);
  2. ПравлениеКМСФО(International Financial Standards Board);
  3. Консультативный Совет по стандартам (Standards Advisory Council);
  4. Комитет поинтерпретациямМСФО(International Financial Reporting Interpretations Committee).

Попечительский совет «Комитет по международным стандартам финансовой отчетности». Попечительский совет – это некоммерческая организация, которая была зарегистрирована по законам американского штата Делавэр 6 февраля 2001 г. Попечительский совет является правопреемником прежнего Комитета по международным стандартам, отвечавшим за разработку МСФО до реформирования структуры Комитета в 1997-2000 гг.

Учредителями Попечительского совета являются 19 доверенных лиц (Trustees), имеющих богатый опыт работы в различных сферах деятельности и обладающих необходимыми знаниями для разработки высококачественных стандартов финансовой отчетности для их использования на международных рынках капитала.

Основные цели совета это:

  1. формулировать и публиковать, исходя из общественных интересов, высококачественные, понятные и осуществимые глобальные стандарты финансовой отчётности, предусматривающие представление высококачественной, прозрачной и сравнимой информации в финансовой отчетности для  того, чтобы пользователи финансовой отчетности могли принимать экономические решения;
  2. проводить работу по более широкому использованию и точному применению стандартов;
  3. способствовать сближению МСФО и национальных стандартов финансовой отчетности.

Попечительский совет выполняет следующие функции:

  • назначение членов Правления КМСФО, Консультативного Совета по стандартам, Комитета по интерпретациям МСФО;
  • ежегодный анализ эффективности стратегии Правления КМСФО;
  • одобрение бюджета Правления;
  • рассмотрение стратегических вопросов, затрагивающих международные стандарты финансовой отчетности, повсеместное продвижение целей КМСФО;
  • утверждение оперативных процедур Правления КМСФО, Консультативного Совета по стандартам, Комитета по интерпретациям МСФО;
  • утверждение поправок к Конституции в соответствии с установленными процедурами.

Следует отметить, что Попечительский совет не занимается вопросами разработки международных стандартов, это является исключительной прерогативой Правления КМСФО.

В настоящее время Председателем Попечительского совета является Пол Волкер, в прошлом Председатель Федеральной резервной системы США (1979-1987 гг.). В состав Доверенных лиц входят представители следующих регионов: 6 представителей из Северной Америки, 6 – из Европы, 4 – из Тихоокеанского региона и 3 – из других регионов.

Правление КМСФО. Правление КМСФО – это основной орган, занимающийся разработкой международных стандартов финансовой отчётности (в некоторых источниках International Accounting Standards Board переводится как Совет по международным стандартам финансовой отчетности). Правление состоит из 14 представителей, 12 из которых работают на основе полной занятости, 2 – на основе неполной занятости. Представители Правления должны обладать отвечать жестким критериям, таким как высокий уровень знаний и практического опыта в сфере бухгалтерского учета, приверженность целям КМСФО и общественным целям, знание общеэкономической конъюнктуры и т.п. Минимум 5 членов должны обладать профессиональным опытом в сфере аудита, минимум 3 – опытом подготовки финансовой отчетности, минимум 3 должны являться опытными пользователями финансовой отчетности и минимум один член должен иметь академический опыт. Члены Правления избираются на 5 лет.

Правление выполняет следующие основные функции:

  • Разработка международных стандартов финансовой отчетности, Проектов МСФО, утверждение Интерпретаций, разработанных Комитетом по интерпретациям МСФО;
  • Публикация всех Проектов МСФО, Проектов изложения принципов и прочих документов для публичного осуждения;
  • Решение всех технических вопросов, включая их совместное обсуждение с национальными организациями по разработке стандартов;
  • Разработке процедур по анализу комментариев по вопросам, вынесенным на публичное обсуждение;  
  • Создание групп специалистов для технических консультаций по крупным проектам;
  • Совместная работа с Консультативным Советом по стандартам по основным проектам.

Консультативный Совет по стандартам. Совет состоит приблизительно из 45 членов, избираемых на 3 года, и включает специалистов с различным опытом и представляющих различные географические регионы. Совет проводит встречи с Правлением КМСФО минимум три раза в год. Совет может вносить в повестку работы Правления актуальные проекты, а также проводить совместные консультации по текущим проектам КМСФО.

Комитет по интерпретациям МСФО. В задачи Комитета входит рассмотрение вопросов бухгалтерского учёта, которые не получили отражения в существующих стандартах или могут иметь неоднозначное толкование.

Работа Комитета осуществляется в тесном взаимодействии с аналогичными национальными комитетами. Комитет занимается неудовлетворительной практикой учёта в рамках международных стандартов и возникновением новых обстоятельств, не учтённых при разработке существующих стандартов. Интерпретации утверждаются Правлением КМСФО. Постоянный Комитет по интерпретациям состоит из 12 голосующих членов, избираемых на 3 года. Представители Европейской комиссии и Международной организации комиссий по ценным бумагам являются наблюдателями Комитета без права голоса.

§ 2. Процесс разработки МСФО

Для того чтобы обеспечить самое высокое качество стандартов, а, следовательно, их широкое применение в мире, Комитет выработал многоступенчатую процедуру их разработки и принятия. Разработка международных стандартов осуществляется в несколько этапов.

  1. Создание Подготовительного комитета (AdvisoryCommittee) из широкого круга специалистов различных сфер для осуждения вопросов, внесенных в повестку Правления. Правление также проводит консультации с Консультативным Советом по стандартам.
  2. Разработка и публикация документа для публичного обсуждения (срок для обсуждения – 90 дней).
  3. Подготовка рабочего проекта положений стандарта с учетом комментариев, полученных от всех заинтересованных сторон на втором этапе. На основе этого анализа Правление готовит Проект международного стандарта финансовой отчётности (Exposure Draft), а также предлагаются альтернативные решения и аргументы в пользу их принятия или отклонения. В течение 90 дней все заинтересованные стороны вправе вносить свои замечания и предложения в рабочий проект. В определённых случаях ещё до Проекта изложения принципов Правление может предложить вопрос на обсуждение.
  4. Выпуск окончательного международного стандарта финансовой отчетности, который готовится в результате обсуждения Проекта МСФО.

Интерпретация МСФО, Проект стандарта и непосредственно сам стандарт должен быть утвержден как минимум 8 членами Правления из 14. Для прочих решений достаточно простого большинства голосов членов Правления, при этом требуется присутствие 7 членов на заседании.

Заседания Правления, Консультативного совета и Комитета по консультациям являются открытыми, хотя некоторые процедурные вопросы (в основном касающиеся персонала) могут решаться в закрытом режиме. Повестка заседаний также публикуется заранее.

Помимо стандарта Правление публикует Основу для выводов (Basisfor Conslusions), где объясняется, каким образом Правление пришло к тем или иным выводам для того, чтобы помочь пользователям использовать стандарты. Правление также публикует альтернативные мнения, в которых высказываются мнения оппонентов предложенного правила учета.

Версия для печати