На какие цели можно расходовать наличные деньги

На что нельзя выдавать наличные из кассы

Решение о выплате дивидендов должно принять общее собрание акционеров (участников) (п. 3 ст. 42 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ, п. 1 ст. 28 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ). Оформить его нужно протоколом этого собрания (ст. 63 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ, п. 6 ст. 37 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ).

Обязательных требований к протоколу собрания участников ООО в законодательстве нет. Но есть реквизиты, которые следует указать. Это номер и дата протокола, место и дата проведения собрания, вопросы повестки дня, подписи участников общества. Протокол общего собрания акционеров отличается от протокола ООО тем, что он составляется в двух экземплярах и имеет обязательные реквизиты. Они перечислены в пункте 2 статьи 63 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ.

Пример оформления протокола общего собрания участников ООО. Выплата дивидендов

Уставом ООО «Торговая фирма "Гермес"» предусмотрено, что организация выплачивает дивиденды ежеквартально. За II квартал чистая прибыль организации составила 50 000 руб. На общем собрании участников, которое состоялось в июле, было решено направить всю эту сумму на выплату дивидендов. Решение было принято единогласно. Был составлен протокол общего собрания участников.

Ситуация: какими документами оформить расчет дивидендов, причитающихся каждому участнику (акционеру) общества?

В протоколе общего собрания укажите только общую сумму чистой прибыли, которую решено выплатить участникам (акционерам). Сумму, которая положена каждому из них, нужно рассчитать самостоятельно. Подтвердить этот расчет необходимо первичным документом (ч. 1 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Таким документом может стать, например, бухгалтерская справка.

Ситуация: как оформить выплату дивидендов участникам (акционерам)?

Специального документа, которым нужно оформить выплату дивидендов, не предусмотрено.

Как можно расходовать наличную выручку в 2018 году

Поэтому можно использовать типовые бланки, которые заполняются при выплате денег из кассы или при перечислении средств с расчетного счета. Помимо этого бланк для оформления выплаты дивидендов организация может разработать самостоятельно (п. 4 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Внимание: при оформлении выплаты дивидендов акционерам необходимо учесть следующее. Выплачивать дивиденды акционерам деньгами нужно в безналичной форме.

При этом если дивиденды выплачиваются гражданину, то деньги должны быть перечислены ему почтовым переводом или по заявлению на его банковский счет. Об этом сказано в пункте 8 статьи 42 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ.

Участникам ООО дивиденды можно выплачивать как через кассу, так и на банковский счет.

Ситуация: можно ли расходовать на выплату дивидендов наличную выручку?

Нет, нельзя.

Порядок выплаты дивидендов устанавливает общее собрание акционеров (участников) (п. 3 ст. 42 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ, п. 1 ст. 28 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ). При этом собрание акционеров должно учитывать, что дивиденды деньгами организации могут получить только на свои банковские счета. А граждане – как банковским (по заявлению), так и почтовым переводом. Такой порядок установлен пунктом 8 статьи 42 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ. Для ООО такого ограничения Законом от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ не установлено.

Но даже если участники ООО примут решение выплатить дивиденды наличными за счет выручки, им надо учитывать следующее. В отношении расходования наличной выручки из кассы организации установлен ряд ограничений. Перечень целей, на которые можно потратить средства из кассы, приведен в пункте 2 указания ЦБ РФ от 7 октября 2013 г. № 3073-У. Выплата дивидендов в нем не поименована.

Таким образом, расходовать на выплату дивидендов наличную выручку нельзя. Ведь для акционерных обществ установлен прямой запрет, а к ООО могут быть предъявлены претензии о нецелевом расходовании наличных денег.

Подробнее о расходовании наличной выручки см. Как соблюдать порядок ведения кассовых операций.

Выдача займов работникам из кассы предприятия

В целях повышения своей привлекательности как работодателя и мотивации сотрудников организации формируют социальный пакет. Одной из его составляющих может быть предоставление работникам займов на более льготных условиях, чем предлагают банки. В статье рассмотрены особенности бухгалтерского и налогового учета операций, связанных с выдачей работникам займов денежными средствами.

Документальное оформление займа

Условия предоставления работникам займов могут быть оговорены во внутреннем документе организации, например в положении о порядке предоставления займов работникам предприятия. В этом акте следует изложить условия, при соблюдении которых работник имеет возможность получить заем от предприятия (скажем, определенный стаж работы в организации), порядок представления работником заявления на получение займа и рассмотрения его администрацией предприятия, расчет суммы займа, возможной к получению.

Если руководство предприятия примет решение о выдаче займа конкретному работнику, с ним заключается договор займа в письменной форме (п. 1 ст. 808 ГК РФ). В договоре необходимо указать сумму займа, срок, на который он предоставляется, размер и способ начисления процентов (по умолчанию проценты уплачиваются ежемесячно до дня возврата суммы займа), порядок возврата суммы займа (частями или единовременно, путем внесения денежных средств в кассу организации или удержания из зарплаты).

Как правило, работнику предоставляется беспроцентный заем. Данное условие обязательно прописывается в договоре. В противном случае рассчитываются проценты в соответствии со ставкой рефинансирования Банка России, существующей на день уплаты заемщиком суммы долга или его части.

Если срок возврата займа договором не установлен или определен моментом востребования, сумма займа должна быть возвращена заемщиком в течение 30 дней со дня предъявления заимодавцем такого требования (п. 1 ст. 810 ГК РФ). Если заем предоставлен под проценты, то досрочный возврат допускается только с согласия заимодавца. Согласно п. 2 ст. 810 ГК РФ досрочный возврат заемщиком суммы займа возможен только по беспроцентному договору.

В договоре также могут быть оговорены цели, на которые предоставляется заем, это позволит контролировать расходование работником предоставленных взаймы средств. Кроме того, указать цель предоставления займа необходимо для соблюдения требования законодательства в случае, если работник будет использовать заемные средства на новое строительство либо приобретение жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей), для исключения возникающей материальной выгоды работника из его налогооблагаемого дохода.

Обратите внимание, что в силу п. 1 ст. 807 ГК РФ подписанный сторонами договор займа считается заключенным с момента передачи денег. При выдаче наличных денег из кассы предприятия роль расписки в получении займа выполняет расходный кассовый ордер (п. 2 ст. 808 ГК РФ). Каких-либо ограничений на выдачу из кассы денежных средств в заем действующее законодательство не содержит.

Бухгалтерский учет операций по предоставлению займа

Для целей бухгалтерского учета выдача и возврат займов не признаются расходами и доходами предприятия (п. 3 ПБУ 9/99 <1>, ПБУ 10/99 <2>). Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций <3> выдача суммы займа из кассы предприятия отражается по дебету счета 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", субсчет 1 "Расчеты по предоставленным займам" в корреспонденции со счетом 50 "Касса". На сумму поступивших от работника-заемщика платежей счет 73 кредитуется в корреспонденции со счетами 50, 51 "Расчетные счета", 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" (в зависимости от принятого порядка платежа). Причитающиеся предприятию проценты отражаются по дебету счета 73-1 в корреспонденции со счетом 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 1 "Прочие доходы" (п. п. 7, 10.1, 16 ПБУ 9/99).

<1> Положение по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99 утверждено Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 32н.
<2> Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99 утверждено Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 33н.
<3> Утверждена Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н.

Пример 1. Общество выдало работнику 1 февраля 2008 г. заем в сумме 100 000 руб. сроком на четыре месяца. По условиям договора проценты начисляются по ставке 6% годовых ежемесячно с даты, следующей за датой выдачи из кассы денежных средств, и удерживаются из заработной платы работника. Сумма займа должна быть возвращена работником в кассу предприятия 30 мая 2008 г.

Ежемесячно, в последний день месяца, предприятие отражает начисление процентов, исходя из количества календарных дней в месяце с учетом фактического времени пользования займом.

В бухгалтерском учете организации делаются проводки:

февраль 2008 г.

Д 73-1 — К 50 — 100 000 руб. — выдан заем из кассы предприятия;

Д 73-1 — К 91-1 — 475,4 руб. (100 000 руб. x 6% : 366 дн. x 29 дн.) — начислены проценты за февраль 2008 г. на основании бухгалтерской справки <4>;

Д 70 — К 73-1 — 475,4 руб. — удержаны проценты из заработной платы работника <4>;

май 2008 г.

Д 50 — К 73-1 — 100 000 руб. — возвращен заем работником.

<4> Аналогичные проводки делаются ежемесячно в течение всего периода предоставления займа (изменяется сумма процентов в зависимости от количества дней в месяце).

Налогообложение операций по выдаче займов Налог на прибыль организаций

Сумма выданного работнику займа и сумма, полученная от него в счет погашения такого заимствования, не учитываются при определении доходов и расходов в целях налогообложения прибыли (пп. 10 п. 1 ст. 251, п. 12 ст. 270 НК РФ). Проценты, получаемые организацией по займу, выданному работнику, ежемесячно включаются в налоговую базу по налогу на прибыль в качестве внереализационного дохода (п. 6 ст. 250, п. 6 ст. 271, абз. 2 п. 4 ст. 328 НК РФ).

При выдаче работнику займа из денежных средств, полученных предприятием также по договорам кредита или займа, налоговый орган при проверке может исключить из расходов сумму превышения в налоговом учете процентов над доходами, полученными от передачи в заем данных средств, как затраты, не соответствующие критериям п. 1 ст. 252 НК РФ. В частности, по мнению налоговой службы, проценты по кредиту (займу), за счет которого выданы беспроцентные займы третьим лицам, не могут включаться в состав расходов, поскольку являются экономически не обоснованными (Письмо УФНС России по г. Москве от 28 февраля 2005 г. N 20-12/12463).

Налог на добавленную стоимость

Операции по предоставлению займов в денежной форме и оказанию финансовых услуг по предоставлению займов в денежной форме не подлежат обложению НДС (пп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ). Вместе с тем, когда работодатель выдает работнику процентный заем, у предприятия возникает необходимость вести раздельный учет по НДС на основании п. 4 ст. 149 и п. 4 ст. 170 НК РФ.

При выдаче займов расходы, напрямую связанные с данной операцией, зачастую отсутствуют. Однако имеются расходы, связанные с управлением организацией в целом, учитываемые на счете 26 "Общехозяйственные расходы". Согласно п. 4 ст. 170 НК РФ суммы НДС по товарам (работам, услугам), используемым для проведения хозяйственных операций, как подлежащих налогообложению, так и освобождаемых от него, принимаются к вычету или учитываются в стоимости приобретаемых товаров (работ, услуг) в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), реализация которых подлежит налогообложению или освобождается от него.

Указанная пропорция определяется исходя из доли стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), реализация которых облагается налогом (освобождена от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных за налоговый период. По мнению Минфина России, при предоставлении займов в денежной форме для определения данной пропорции следует учитывать сумму денежных средств в виде процентов, предусмотренных при предоставлении займа, а сумму самого займа не учитывать (Письмо от 28 апреля 2008 г. N 03-07-08/104). Кроме того, в данном Письме Министерство ссылается на п. 4 ст. 170 НК РФ, позволяющий в полном объеме принимать к вычету "входной" НДС, если доля совокупных расходов на производство товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5% общей величины совокупных расходов на производство. Однако в Письме не указано, что следует понимать под расходами, связанными с выдачей займа. Таким образом, если предприятие при расчете порогового значения (5%) будет учитывать соответствующую сумму общехозяйственных расходов, возможны разногласия с налоговыми органами и предприятию придется отстаивать свою позицию в суде.

Налог на доходы физических лиц

Если по условиям договора процентная ставка меньше 3/4 ставки рефинансирования Банка России, действующей на дату уплаты процентов по займу (кредиту), то у работника в силу пп. 1 п. 1 и пп.

Центробанк изменил порядок расходования наличной выручки и соблюдения лимита наличных расчетов

1 п. 2 ст. 212, п. 1 ст. 210 НК РФ возникает доход в виде материальной выгоды. Такой доход облагается НДФЛ по ставке 35% (п. 2 ст. 224 НК РФ).

Сумма дохода определяется как превышение суммы процентов по займу (кредиту), исчисленной исходя из 3/4 действующей на дату уплаты процентов по займу (кредиту) ставки рефинансирования, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора (пп. 1 п. 2 ст. 212 НК РФ). В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 223 Кодекса датой получения дохода является дата уплаты налогоплательщиком процентов по полученным заемным (кредитным) средствам.

У работодателя, выдавшего работнику беспроцентный заем, зачастую возникает желание отказаться от расчета материальной выгоды на том основании, что дата возникновения дохода для данной ситуации в законе прямо не установлена, следовательно, порядок определения дохода, установленный пп. 1 п. 2 ст. 212 НК РФ, не может быть применен. Однако, по мнению Минфина России, при выдаче беспроцентного займа фактической датой получения доходов в виде материальной выгоды следует считать соответствующие даты возврата заемных средств (Письма от 23 апреля 2008 г. N 03-04-06-01/103, от 11 апреля 2008 г. N 03-04-06-01/83, от 4 февраля 2008 г. N 03-04-07-01/21).

Имейте в виду, что налоговое законодательство, регулирующее порядок определения даты получения дохода в виде материальной выгоды, а также особенностей ее налогообложения при получении целевого займа на строительство или покупку жилья, изменилось. Напомним: до 1 января текущего года налоговая база по материальной выгоде от экономии на процентах по рублевым вкладам определялась с учетом ставки рефинансирования Банка России, установленной на дату получения средств. При документальном подтверждении направления работником целевого займа денежных средств на новое строительство либо приобретение жилья материальная выгода подлежала налогообложению по ставке 13%.

С 1 января 2008 г. датой фактического получения дохода признается день уплаты работником процентов за пользование заемными средствами (пп. 3 п. 1 ст. 223 НК РФ), а из перечня доходов исключена материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них в случае, если налогоплательщик (заемщик) имеет право на получение имущественного налогового вычета в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ.

Минфин России выпустил ряд разъяснений порядка налогообложения материальной выгоды. Так, в Письме от 16 апреля 2008 г. N 03-04-06-01/93 указано: до подтверждения налогоплательщиком права на получение имущественного налогового вычета доходы в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, облагаются налогом по ставке 35%. В последующем, после подтверждения указанного права в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 220 НК РФ, производится перерасчет ранее уплаченной суммы налога. В Письме от 14 апреля 2008 г. N 03-04-06-01/85 Минфин России сделал такой вывод: при подтверждении налогоплательщиком права на имущественный налоговый вычет доходы в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, освобождаются от налогообложения в полном объеме, в том числе и когда сумма полученного кредита превышает предельный размер имущественного налогового вычета (без учета процентов), предусмотренный пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ.

Чтобы исключить материальную выгоду из налогооблагаемого дохода работника, необходимы следующие документы:

  • договор займа, целевое назначение которого — новое строительство либо приобретение жилья;
  • уведомление, подтверждающее право налогоплательщика на налоговый вычет, выдаваемое налоговым органом <1>.

<1> Форма утверждена Приказом ФНС России от 7 декабря 2004 г. N САЭ-3-04/147@.

С начала 2008 г. обязанность по определению налоговой базы при получении физическим лицом дохода в виде материальной выгоды от экономии на процентах, исчислению, удержанию и перечислению налога возложена на налогового агента (п. 2 ст. 212 НК РФ). Предприятие-заимодавец должно внести данные доходы в налоговую карточку по учету доходов и налога на доходы физических лиц по форме 1-НДФЛ <1> (п. 1 ст. 230 НК РФ) и отразить в справке о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ <2> (п. 2 ст. 230 Кодекса).

<1> Утверждена Приказом МНС России от 31 октября 2003 г. N БГ-3-04/583.
<2> Утверждена Приказом ФНС России от 13 октября 2006 г. N САЭ-3-04/706@.

При расчете НДФЛ с суммы материальной выгоды следует учитывать, что в соответствии с п. п. 2 и 3 ст. 210 НК РФ налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки, и налоговая база по ставке 35% не подлежит уменьшению на установленные законом налоговые вычеты.

Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при их фактической выплате и отражается в бухгалтерском учете в общем порядке записью Д 70 — К 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет "НДФЛ". Помните, что удерживаемая сумма налога не может превышать 50% суммы выплаты (п. 4 ст. 226 НК РФ).

Пример 2. Работник получил 15 января 2008 г. беспроцентный заем в сумме 100 000 руб. Часть займа в размере 50 000 руб. была возвращена работником 29 февраля 2008 г., остальное — 15 мая 2008 г. Ставки рефинансирования Банка России:

  • на 29 февраля 2008 г. — 10,25%;
  • на 15 мая 2008 г. — 10,5%.

Рассчитаем материальную выгоду, подлежащую включению в облагаемый НДФЛ доход работника в феврале 2008 г.:

: 366 дн. x 45 дн. = 472,2 руб.

Сумма налога с материальной выгоды составит 165 руб. (472,2 руб. x 35%).

Рассчитаем материальную выгоду, подлежащую включению в облагаемый НДФЛ доход работника в мае 2008 г.:

: 366 дн. x 121 дн. = 1301,74 руб.

Сумма налога с материальной выгоды составит 621 руб. <3>.

<3> Нарастающим итогом с начала года.

Если не брать в расчет НДФЛ, подлежащий удержанию с доходов, облагаемых по другим ставкам, то в мае следует удержать с работника и перечислить в бюджет налог в сумме 456 руб. (621 руб. — 165 руб.).

Л.В.Лукиных

Старший аудитор

ОАО "Группа "Разгуляй"

Вознаграждение за использование денежных средств

Суть договора кредитования юридического или физического лица заключается в выдаче денег ради денег. Чаще всего плата за пользование средствами выше ставки рефинансирования.

На какие цели можно потратить денежные средства из кассы?

При этом предельный размер такой платы также установлен законодательством. Если речь идет о займе, то здесь все отношения отданы на откуп сторонам гражданского договора, возможен случай и беспроцентного займа.

Основные отличия кредита и займа в зависимости от типа вознаграждения, формы и вариантов возврата см. в табл. 1.

Таблица 1

Сравнительная характеристика кредита и заема

Характеристика Заем Кредит
Предмет Любое имущество, включая денежные средства Только денежные средства
Вознаграждение Предмет соглашения сторон. Может носить беспроцентный характер За пользование денежными средствами устанавливается процентное вознаграждение, привязанное к ставке рефинансирования и которое, как правило, несколько выше ее размера
Форма При заключении договора займа на сумму менее чем 10 МРОТ, а также если заимодавец — физическое лицо, письменная форма соблюдается по усмотрению сторон Письменная форма обязательна
Типология договора Реальный (договор считается заключенным с момента передачи заемщику денежных средств или имущества) Консесуальный (договор считается заключенным с момента подписания сторонами)
Субъекты Заимодавцем и заемщиком могут выступать как физические, так и юридически лица Кредитор — только банк или кредитная организация (т. е. кредиторы должны иметь соответствующую лицензию Центрального банка Российской Федерации)
Особенности возврата Как правило, погашается единовременно, если иное не предусмотрено договором займа Средства возвращаются по графику, в заранее предусмотренных долях, как правило, ежемесячно

Какие учреждения культуры могут привлекать заемные средства

Единого законодательного подхода к вопросу получения кредитов и займов государственными (муниципальными) учреждениями и предприятиями нет, многое зависит от их типа.

Запрет привлекать денежные средства извне установлен только в отношенииказенных учреждений. В отношении бюджетных учреждений прямого законодательного запрета на получение кредитов и займов нет (см. табл. 2).

Таблица 2

Законодательные ограничения для учреждений культуры на получение заемных средств (займов)

Автономное Бюджетное Казенное Унитарное предприятие
Имеет право на получение кредитов и займов. В некоторых случаях требуется одобрение Наблюдательного совета Нет прямого запрета на получение кредитов и займов (ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ) Не имеет права предоставлять и получать кредиты и займы (п. 10 ст. 161 БК РФ) Имеет право на получение только кредитов по договорам с кредитными организациями, при согласовании с собственником имущества унитарного предприятия объема и направлений использования привлекаемых средств (ст. 24 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ)

Как следует из ч. 8. ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ (далее — Закон № 7-ФЗ), бюджетное учреждение обязано операции с поступающими ему средствами осуществлять в установленном порядке через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования). Документы системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и действующие планы счетов бухгалтерского учета для государственных (муниципальных) учреждений (Инструкции Минфина России № 157н и 174н) допускают возможность ведения учета операций по счетам учреждений, открытым в кредитных организациях.

Следовательно, бюджетное учреждение имеет право открыть счет в кредитной организации (с заключением договора банковского счета) и привлечь банковские кредиты (на основании кредитного договора).

Автономное учреждение имеет право открыть такой счет в кредитной организации по решению руководителя автономного учреждения, принятого после рассмотрения руководителем соответствующего заключения наблюдательного совета автономного учреждения (п. 11 ч. 1 и ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ (далее — Закон № 174-ФЗ).

Если сумма привлекаемого кредита или займа попадает под понятие крупной сделки (размер крупной сделки определяется для каждого конкретного учреждения в отдельности в процентном соотношении от балансовой стоимости активов), то автономное учреждение должно получить согласие наблюдательного совета (п. 9 ч. 1 и ч. 5 ст. 11 Закон № 174-ФЗ), а бюджетное учреждение — согласие учредителя (ч. 13 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ).

Дата добавления: 2017-06-02; просмотров: 333;