Наблюдение как процедура банкротства

Содержание

Наблюдение. Процедура наблюдения вводится с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом в целях сохранения имущества и проведения фин

Процедура наблюдения вводится с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом в целях сохранения имущества и проведения фин оздоровления

Для проведения наблюдения арбитражный суд назначает временного управляющего.

Введение наблюдения не является основанием для отстранения руководителя и иных органов управления от выполнения своих функций. Однако с целью исключения некомпетентных решений со стороны органов управления, ведущих к дальнейшему ухудшению положения должника, и с целью обеспечения сохранности имущества последнего Закон ограничивает их полномочия.

По окончании наблюдения временный управляющий представляет в арбитражный суд отчет о своей деятельности.

На основании решения первого собрания кредиторов или по собственной инициативе арбитражный суд принимает одно из следующих решений:

1. Решение о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства.

Срок наблюдения – процедуры банкротства

Определение о введении внешнего управления.

3. Утверждение мирового соглашения, заключенного между должником и кредитором.

Финансовое оздоровление (ФО) — процедура банкротства, которая применяется к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.

С даты введения ФО процедура наблюдения прекращается. ФО может быть введено на основании ходатайства учредителей (участников) должника или собственника имущества должника — унитарного предприятия.

Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов. Одновременно с вынесением определения о введении финансового оздоровления арбитражный суд утверждает административного управляющего.

Управление должником в ходе финансового оздоровления осуществляют- управления должника (не вправе приобретать и отчуждать имущества стоимость кот более 5% от баланса активов и реорганизацию проводить без согласия собрания кредиторов). Финансовое оздоровление вводится на срок не более чем 2 года.

Внешнее управление (ВУ) — это процедура банкротства, применяемая кдолжнику в целях восстановления его платежеспособности с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему. Вводится мораторий по обязательствам, наступившим до внешнего управления(не начисляются % по долгам)

ВУ вводится Арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов на срок не более 18 месяцев, кот. может быть продлен не более чем на 6 мес.

С момента введения внешнего управления всегда отстраняется от должности руководитель должника. При этом управление делами должника возлагается на внешнего управляющего.

Не позднее чем через месяц после назначения, внеш. управляющий обязан разработать план ВУ и представить его собранию кредиторов для утверждения. Планом могут быть предусмотрены след. меры по восстановлению платежеспособности:

1. перепрофилирование произ-ва

2. закрытие нерентабельных производств

3. взыскание дебиторской задолженности

4. продажа части имущества

5. уступка прав требований должника

6. увеличение устав. капитала за счет взносов учредителей и 3 лиц

7. размещение доп. обыкновенных акций должника и др.

Распоряжаться имуществом должника в соответствии с планом внешнего управления.

Мировое соглашение — это процедура достижения договоренности между должником и кредиторами относительно отсрочки и/или рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов. Оно может быть заключено на любом этапе производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия с момента возбуждения производства до завершения конкурсного производства. С момента утверждения мирового соглашения производство по делу о признании предприятия банкротом прекращается (если проводились реорганизационные процедуры, то они тоже прекращаются).

Конкурсное производство— процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Срок конкурсного производства не может превышать одного года. Но арбитражный суд вправе продлить его ещё на шесть месяцев, а при необходимости и более.

С момента назначения конкурсного управляющего к нему переходят все полномочия по управления делами должника, в том числе полномочия по распоряжению имуществом должника.

Главную суть обязанностей конкурсного управляющего составляют обязанности по формированию конкурсной массы.

Конкурсная масса состоит из двух относительно обособленных частей. Первая – имущество, находящееся в собственности должника на момент открытия конкурсного производства. Вторая часть — имущество, выявленное в ходе конкурсного производства.

После завершения формирования конкурсной массы вне очереди вне очереди покрываются: судебные расходы, расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражным управляющим, текущие коммунальные и эксплутационные платежи должника, а также удовлетворяются требования кредиторов возникшим в ходе наблюдения, внешнего управления и конкурсного производства.

Остальные требования кредиторов удовлетворяются в соответствии с определённой очерёдностью:

1)ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, путём капитализации повремённых платежей;

2) производственные расчёты по оплате труда и выходных пособий;

3) удовлетворяются обязательства обеспеченные залогом;

4) требования по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды;

5) производятся расчёты с другими кредиторами;

Дата добавления: 2015-03-11; просмотров: 465;

В.Т. Батычко
Предпринимательское право в вопросах и ответах
Краткие ответы на контрольные вопросы. Таганрог: ТРТУ, 2005.

34. Процедуры применяемые при банкротстве

Типы применяемых по отношению к должнику процедур:

а) реорганизационные процедуры — процедуры, направленные на поддержание деятельности и оздоровление предприятия-должника в целях предотвращения его ликвидации:

•   санация (оздоровление предприятия-должника) — реорганизационная процедура, когда собственником предприятия-должника, кредитором (кредиторами) или иными лицами оказывается финансовая помощь предприятию-должнику;

•   внешнее управление имуществом должника — реорганизационная процедура, направленная на продолжение деятельности предприятия-должника и назначаемая арбитражным судом по заявлению должника, собственника предприятия-должника или кредитора (кредиторов) и осуществляемая на основании передачи функции по управлению предприятием-должником арбитражному управляющему;

б)  ликвидационные процедуры — процедуры, направленные на прекращение деятельности предприятия-должника:

•   принудительная ликвидация предприятия-должника — процедура ликвидации несостоятельного предприятия, осуществляемая по решению арбитражного суда;

•   добровольная ликвидация предприятия-должника — внесудебная процедура ликвидации несостоятельного предприятия, осуществляемая по соглашению между его собственником и кредиторами под контролем кредиторов;

в) мировое соглашение — процедура достижения договоренности между должником и кредиторами относительно отсрочки и (или) рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов.

Определение процедур преодоления банкротства и мер, направленных на повышение устойчивости финансового состояния предприятия, осуществляется по результатам анализа финансового состояния.

К реорганизационным процедурам относят внешнее управление и санацию.

Санация (оздоровление предприятия-должника) — реорганизационная 1 процедура, когда собственником предприятия-должника, кредитором (кредиторами) или иными лицами оказывается финансовая помощь предприятию-должнику.

Внешнее управление имуществом должника — реорганизационная процедура, направленная на продолжение деятельности предприятия-должника и назначаемая арбитражным судом по заявлению должника, собственника предприятия-должника или кредитора (кредиторов) и осуществляемая на основании передачи функции по управлению предприятием-должником арбитражному управляющему;

2.  При рассмотрении вопросов введения внешнего управления следует обратить внимание на ряд его особенностей:

•   оно существенно отличается от доверительного управления как по своим целям и организации, так и по ответственности управляющего. Если доверительный управляющий, не проявивший при управлении имуществом должной заботливости об интересах выгодоприобретателя или учредителя управления, возмещает последним упущенную выгоду или убытки, то арбитражный управляющий такой ответственности не несет. В случае, когда арбитражному управляющему не удается достигнуть цели внешнего управления (восстановить платежеспособность предприятия-должника), он докладывает арбитражному суду о невозможности достичь поставленной цели. Суд может принять решение о продолжении внешнего управления или признании предприятия банкротом;

•   при внешнем управлении в большей степени сохранится преемственность в управлении, так как арбитражный управляющий лишь при необходимости отстраняет руководителя предприятия-должника от выполнения обязанностей по управлению предприятием и все его функции принимает на себя. В этом случае действующая на предприятии система управления адаптируется к внешнему управлению;

•    внешнее управление носит черты коллегиальности — в нем принимают активное участие кредиторы. Собрание кредиторов может образовать комитет кредиторов, наделяемый определенными функциями. Последний имеет право требовать от арбитражного управляющего представления соответствующей информации и объяснений;

•   план проведения внешнего управления, проект которого разрабатывается арбитражным управляющим, утверждает собрание кредиторов. Если рассматриваемый план не получит одобрения (большинством в 2/3 от суммы требований кредиторов), арбитражный суд может вынести определение об отмене внешнего управления или назначить нового арбитражного управляющего.

Основными правилами проведения санации являются:

•   состав участников санации определяется на основе конкурса. Преимущественное право на участие в проведении санации имеют собственник предприятия-должника, кредиторы, члены трудового коллектива этого предприятия. В случаях, если кандидатами на участие в санации являются собственник предприятия-должника и (или) члены трудового коллектива этого предприятия, они самостоятельно участвуют в санации. В обязательном порядке конкурс объявляется в том случае, если собственник предприятия-должника и члены трудового коллектива не воспользовались своим преимущественным правом;

•   в соглашении участников санации должно содержаться обязательство обеспечить удовлетворение требований всех кредиторов в согласованные с ними сроки, указываются предполагаемая продолжительность санации, согласованное с участниками санации распределение между ними ответственности перед кредиторами, ответственность одного или нескольких участников санации в случае их отказа от участия в санации после ее начала, а также другие условия, которые участники санации сочтут необходимым предусмотреть.

Наблюдение (процедура банкротства)

За выполнение принятых обязательств участники санации несут солидарную ответственность;

•   в процессе проведения санации собственник предприятия-должника, любой из кредиторов или члены трудового коллектива предприятия-должника могут обратиться в арбитражный суд с заявлением о неэффективном проведении санации или о действиях участников санации, ведущих к ущемлению интересов собственника предприятия-должника, либо кредиторов, либо членов трудового коллектива предприятия-должника. Арбитражный суд рассматривает такие заявления и принимает соответствующее решение вплоть до решения о прекращении санации.

К ликвидационным процедурам относят принудительную ликвидацию и добровольную ликвидацию.

Принудительная ликвидация предприятия-должника — процедура ликвидации несостоятельного предприятия, осуществляемая по решению арбитражного суда.

Добровольная ликвидация предприятия-должника — внесудебная процедура ликвидации несостоятельного предприятия, осуществляемая по соглашению между его собственником и кредиторами под контролем кредиторов.

Арбитражный суд, признав должника несостоятельным (банкротом), принимает решение о принудительной ликвидации и об открытии конкурсного производства в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов и объявления должника свободным от долгов, а также для охраны сторон от неправомерных действий в отношении один другого.

О решении уведомляются:

трудовой коллектив предприятия-должника;

соответствующие органы местного самоуправления;

местные финансовые органы;

банки и иные кредитные учреждения, обслуживающие должника.

Решение публикуется в «Вестнике Высшего арбитражного суда Российской Федерации».

Основные этапы процедуры принудительной ликвидации предприятия-должника’.

•   арбитражный суд принимает решение о принудительной ликвидации должника и открытии конкурсного производства;

•   арбитражный суд назначает конкурсного управляющего;

•   конкурсный управляющий управляет имуществом должника, созывает собрание кредиторов и проводит ликвидацию предприятия. Отчет о деятельности конкурсного управляющего утверждается арбитражным судом;

•   предприятие считается ликвидированным с момента исключения его из государственного реестра на основании решения арбитражного суда о завершении конкурсного производства.

С момента признания должника несостоятельным (банкротом) и принятия решения об открытии конкурсного производства:

•   запрещается передача либо другое отчуждение имущества должника (кроме случаев, когда разрешение на отчуждение дано собранием кредиторов), погашение его обязательств. При этом платежи кредиторам-залогодержателям, а также внеочередные платежи не приостанавливаются;

•   сроки исполнения всех долговых обязательств должника считаются наступившими;

•   прекращается начисление пени и процентов по всем видам задолженности предприятия-должника.

К результатам внесудебных процедур решения вопроса о несостоятельности относятся:

•   договоренность между должником и всеми или частью кредиторов об отсрочке и (или) рассрочке причитающихся кредиторам платежей или скидке с долгов для продолжения деятельности предприятия-должника;

•   добровольная ликвидация предприятия-должника под контролем кредиторов и официальное объявление должником о своей несостоятельности (банкротстве);

•   продажа государственных предприятий-должников, их активов и находящихся в государственной собственности долей (паев, акций) в капитале указанных предприятий.

Добровольная ликвидация осуществляется в следующем порядке:

•   решение принимает руководитель предприятия-должника совместно с кредиторами, оно утверждается собственником;

•   собственник и (или) кредиторы назначают конкурсного управляющего;

•   конкурсный управляющий управляет имуществом должника и созывает собрания кредиторов, на которых отчитывается о ходе ликвидации предприятия;

•   предприятие считается ликвидированным с момента исключения его из государственного реестра на основании представления. Предприятия-должники продаются на коммерческом или инвестиционном конкурсе без ограничения состава участников.

Объектом продажи предприятия-должника является единый имущественный комплекс предприятия, в состав которого входят основные средства, другие долгосрочные вложения (включая нематериальные активы), оборотные средства и финансовые активы, пассивы, его имущественные права, права на объекты промышленной и интеллектуальной собственности, земельные участки и иные объекты. Не подлежат продаже объекты социальной инфраструктуры и имущество специального назначения.

Процедура наблюдения вводится с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, что является новеллой для российского законодательства. На необходимость введения данной процедуры показала практика применения утратившего силу Закона РФ 1992 г. «О несостоятельности (банкротстве) предприятий»: пока суды решали, вводить внешнее управление или назначать конкурсное производство, администрация должника — юридического лица не без успеха пыталась уклониться от расчетов с кредиторами, передавая имущество предприятия в другие структуры. Поэтому цель процедуры наблюдения — поставить заслон указанной практике, чтобы сохранить максимум имущества должника. Однако Закон устанавливает, что наблюдение не применяется по отношению к должнику, находящемуся в процессе ликвидации; к отсутствующему должнику; должнику — индивидуальному предпринимателю.

Введение процедуры наблюдения означает следующее:

  • невозможность предъявления имущественных требований к должнику без направления их временному управляющему (в случае, если требования кредиторов признаются установленными) или в арбитражный суд (если размер требований не установлен);
  • приостанавливается по ходатайству кредитора производство по делам, связанным со взысканием с должника денежных средств и иного имущества должника;
  • приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, за исключением исполнения судебных решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов, а также о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, и морального вреда, вступивших в законную силу до момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом;
  • запрещается удовлетворение требований участника должника — юридического лица о выделении доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его участников.

Поскольку должник после введения наблюдения ограничивается в распоряжении своим имуществом, определение арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом направляется в кредитные организации, с которыми должник имеет договор банковского счета, в суд общей юрисдикции, главному судебному приставу по месту нахождения должника, в налоговые и иные уполномоченные органы.

Для проведения наблюдения арбитражный суд назначает временного управляющего из числа кандидатур, предложенных кредиторами, а при отсутствии предложений — из числа лиц, зарегистрированных в арбитражном суде в качестве арбитражных управляющих.

Введение наблюдения не является основанием для отстранения руководителя и иных органов управления от выполнения своих функций. Однако с целью исключения некомпетентных решений со стороны органов управления, ведущих к дальнейшему ухудшению положения должника, и с целью обеспечения сохранности имущества последнего Закон ограничивает их полномочия. Кроме ограничений, рассмотренных нами выше, органы управления должника не вправе принимать решения:

  • о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) и ликвидации должника;
  • о создании юридических лиц или об участии в иных юридических лицах;
  • о создании филиалов и представительств;
  • о выплате дивидендов;
  • о размещении должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг;
  • о выходе из состава участников должника — юридического лица, приобретении у акционеров ранее выпущенных акций.

Решение об участии в ассоциациях, союзах, холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах и иных объединениях юридических лиц может быть принято органами управления должника с согласия временного управляющего.

По окончании наблюдения временный управляющий представляет в арбитражный суд отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии должника и предложения о возможности или невозможности восстановления его платежеспособности. Если временный управляющий находит возможным восстановление платежеспособности должника, он определяет мероприятия, которые могут привести к достижению данной цели, необходимые для этого затраты, а также суммы, которые кредиторы в итоге смогут получить. На первом собрании кредиторов временный управляющий информирует их о своих выводах и предлагает обратиться в арбитражный суд с ходатайством о введении внешнего управления. Предложения временного управляющего носят рекомендательный характер.

В случае, когда платежеспособность восстановить невозможно, собрание кредиторов принимает решение о необходимости обращения в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

На основании решения первого собрания кредиторов или по собственной инициативе арбитражный суд принимает одно из следующих решений:

1. Решение о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства.

Процедура наблюдения при банкротстве

Это решение может быть принято судом на основании соответствующего ходатайства собрания кредиторов. Принятие такого решения по инициативе суда допускается в случае отсутствия по истечении недели с даты проведения первого собрания кредиторов решения этого собрания о введении внешнего управления или решения о заключении мирового соглашения (при наличии признаков банкротства).

2. Определение о введении внешнего управления. Такое определение выносится судом в случаях:

  • наличия ходатайства кредиторов о введении внешнего управления;
  • если имеются достаточные основания полагать, что решение первого собрания кредиторов об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства принято в ущерб большинству кредиторов и установлена реальная возможность восстановления платежеспособности должника;
  • появления после проведения первого собрания кредиторов обстоятельств, дающих достаточные основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена.

3. Утверждение мирового соглашения, заключенного между должником и кредитором.

С момента признания арбитражным судом должника банкротом и открытия конкурсного производства, или введения внешнего управления, или утверждения мирового соглашения наблюдение прекращается. Временный управляющий продолжает исполнять свои обязанности до момента назначения внешнего управляющего или конкурсного управляющего.

H. Kpyглoвa

Хозяйственное право…

Когда вводится процедура наблюдения при банкротстве – сколько длится и каковы её последствия

В.Т. Батычко
Предпринимательское право
Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011 г.

Тема 8. Правовые основы проведения наблюдения

8.1. Задачи и правовые последствия введения процедуры наблюдения

Процедуры несостоятельности (банкротства) представляют собой предусмотренную законодательством совокупность мер в отношении должника, направленных на восстановление его платежеспособности или ликвидацию.

По мере развития законодательства о несостоятельности растет число процедур банкротства. Так, Закон РФ 1992 г. «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» предусматривал такие процедуры, как внешнее управление, санацию и мировое соглашение. Федеральный закон 1998 г. «О несостоятельности (банкротстве)» содержал положения о четырех процедурах банкротства — наблюдении, внешнем управлении, конкурсном производстве и мировом соглашении.

В действующем Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» закреплены уже известные процедуры банкротства: наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение, а также новая для российского законодательства процедура — финансовое оздоровление.

Процедура наблюдения осуществляется в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа его финансового состояния, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

Процедура наблюдения вводится по результатам рассмотрения обоснованности требований заявителя к должнику, за исключением случаев возбуждения дела на основании заявления должника, когда наблюдение вводится с даты принятия арбитражным судом заявления должника к производству. Наблюдение должно быть завершено не позднее семи месяцев со дня поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд.

Введение процедуры наблюдения влечет за собой возникновение определенных правовых последствий, к числу которых относятся:

—  требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения по которым наступил на дату введения наблюдения, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» порядка предъявления требований к должнику;

—  по ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств. Кредитор в этом случае вправе предъявить свои требования к должнику в порядке, установленном Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)»;

—  приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, в том числе снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника, наложенные в ходе исполнительного производства, за исключением исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до даты введения наблюдения судебных актов о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и о возмещении морального вреда. Основанием для приостановления исполнения исполнительных документов является определение арбитражного суда о введении наблюдения;

—  не допускаются удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп либо приобретение должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая);

—  не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается установленная пунктом 4 статьи 134 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» очередность удовлетворения требований кредиторов;

—  не допускается изъятие собственником имущества должника — унитарного предприятия принадлежащего должнику имущества;

—  не допускается выплата дивидендов, доходов по долям (паям), а также распределение прибыли между учредителями (участниками) должника.

Процедура наблюдения при банкротстве

ВВЕДЕНИЕ

1. Понятие и признаки несостоятельности (банкротства)

1.1 Понятие несостоятельности (банкротства)

1.2 Признаки несостоятельности (банкротства)

2. АРБИТРАЖНЫЕ УПРАВЛЯЮЩИЕ

3. Разбирательство дел о банкротстве в арбитражных судах

4. Процедура наблюдения при банкротстве

5. Особенности банкротства отдельных категорий должников

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

библиография

ВВЕДЕНИЕ

Институт несостоятельности (банкротства) — относительно новый для отечественной системы правового регулирования и практики предпринимательских отношений. С учетом его значения для современной российской экономики и перспектив ее развития каждому хозяйствующему субъекту, государственному или муниципальному служащему, да и всем гражданам полезно знать историю, теорию и современные правовые проблемы несостоятельности (банкротства).

Несостоятельность, банкротство, неплатежеспособность — явления одного порядка, характеризующие крайне неблагополучное положение хозяйствующего субъекта, хотя и не совпадающие полностью по своему содержанию. Они есть прямое следствие участия предпринимателей в рыночных отношениях. Юридическая суть несостоятельности банкротства состоит в том, что хозяйствующий субъект оказывается не в состоянии выполнить свои обязательства, взятые на себя по доброй воле или возложенные на него в силу сложившихся обстоятельств.

Процедура наблюдения в деле о банкротстве является нововведением для российского законодательства, регламентирующего вопросы несостоятельности (банкротства) субъектов хозяйственной деятельности. Основная цель данной процедуры — принятие комплекса мер, направленных на сохранение имущества должника, проведение анализа его финансово-экономического и хозяйственного состояния, установление размера задолженности перед кредиторами.

Определение понятия «наблюдение» дано в ст.2 Федерального закона от 8.01.98 г. N 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»: наблюдение — процедура банкротства, применяемая к должнику с момента принятия арбитражным судом заявления о признании его банкротом в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа его финансового состояния.

Осуществляет наблюдение временный управляющий. Наблюдение вводится с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом.

В отличие от таких процедур банкротства, как внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение, которые могут применяться либо не применяться в делах о банкротстве, наблюдение является обязательной процедурой при рассмотрении дел о банкротстве, которая вводится на основании определения арбитражного суда, кроме случаев, рассмотренных ниже.

1. Понятие и признаки несостоятельности (банкротства)

1.1Понятие несостоятельности (банкротства)

Центральное место в системе правового регулирования несостоятельности (банкротства) занимает Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)». В нашей стране это уже третий закон за последние 14 лет. Кроме того, в систему законодательства, регулирующего данную сферу, входят Федеральный закон от 25 февраля 1999г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций». Возможно, он будет отменен в связи с введением в действие закона о банкротстве финансовых организаций (кредитных, страховых, профессиональных участников рынка ценных бумаг), принятие которого предусмотрено ст. 40 Закона о банкротстве.

В отечественном законодательстве о банкротстве отсутствует выраженная направленность на защиту лишь одной стороны, присущая правовым системам многих зарубежных стран.

Российское законодательство о банкротстве является в целом «нейтральным», поскольку нормы, направленные на защиту интересов кредиторов, дополняются нормами, направленными на защиту интересов должника. Допустим, интересам кредиторов соответствует возможность продажи всего имущества должника — юридического лица без его согласия для удовлетворения требований кредиторов. В то же время при определении задолженности не учитываются подлежащие уплате штрафные санкции (проценты, штрафы, пени), действует запрет на предъявление к должнику иных требований в процессе осуществления процедур банкротства. Эффективным механизмом защиты интересов должника в рамках процедуры внешнего управления является также мораторий на удовлетворение требований кредиторов.

Несостоятельность (банкротство) — это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Банкротство — это не просто установление определенного фактического состояния должника, это не только основание принудительной ликвидации компании или прекращения деятельности индивидуального предпринимателя в гражданско-правовом смысле. Банкротство — это довольно длительный судебный процесс, который направлен на спасение предприятия, оказавшегося в тяжелой финансовой ситуации, а не на распродажу его имущества.

Банкротами могут быть и коммерческие, и некоммерческие организации. Однако среди коммерческих организаций процесс банкротства невозможно инициировать против унитарного предприятия, основанного на праве оперативного управления (казенного предприятия); среди некоммерческих организаций несостоятельными не могут быть признаны учреждения, политические партии и религиозные организации.

Что касается граждан, то на сегодняшний день процедуры банкротства могут быть применены только в отношении индивидуальных предпринимателей.

Иск при введении в отношении должника процедуры наблюдения

Нормы о банкротстве обычных физических лиц пока не применяются, так как они не соответствуют требованиям ст. 25 ГК РФ, предусматривающей несостоятельность только индивидуальных предпринимателей. Эти нормы начнут действовать с момента внесения соответствующих изменений в Гражданский кодекс РФ.

1.2 Признаки несостоятельности (банкротства)

Для определения признаков банкротства используются два основных критерия: неоплатность и неплатежеспособность. Неоплатность долгов означает, что сумма обязательств превысила стоимость имущества должника. Иными словами, нет никакой возможности оплатить долги перед кредиторами, наступило абсолютное банкротство. Однако применение такого критерия на практике приводит к тому, что кредиторам для возбуждения производства по делу о несостоятельности самим приходится заниматься представлением доказательств превышения обязательств должника над его активами. Очевидно, что получение подобной информации по многим причинам может быть затруднительным. Поэтому в нашем законодательстве критерий неоплатности применяется лишь в отношении граждан, а должник — юридическое лицо может быть признан банкротом в случае его неплатежеспособности, т.е. фактической неоплаты задолженности.

Для должников — юридических лиц установлен один признак банкротства: обязательства перед кредиторами не исполнены в течение 3 месяцев с даты, когда их следовало исполнить. Для должников — граждан в силу установления критерия неоплатности долгов предусмотрены одновременно два таких признака: обязательства не исполнены в течение 3 месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и сумма обязательств превышает стоимость принадлежащего гражданину имущества.

2 . АРБИТРАЖНЫЕ УПРАВЛЯЮЩИЕ

Организуют и проводят собрания кредиторов арбитражные управляющие.

К исключительной компетенции собрания кредиторов отнесены важнейшие вопросы, возникающие в процессе банкротства. Оно принимает решения о целесообразности введения внешнего управления имуществом должника, о заключении мирового соглашения, о порядке оценки имущества должника, об избрании членов комитета кредиторов, о выборе саморегулируемой организации для представления в арбитражный суд кандидатур арбитражного управляющего, о выборе реестродержателя и т.д.

Взаимоотношения между должником и его кредитором на каждой стадии банкротства являются опосредованными, так как между ними находится фигура арбитражного управляющего. Деятельность гражданина в качестве арбитражного управляющего является индивидуальной предпринимательской деятельностью. При осуществлении своих профессиональных функций арбитражный управляющий не вступает в трудовые отношения ни с должником, ни с арбитражным судом, хотя последний и утверждает его в этом качестве.

Арбитражный управляющий в ходе всего процесса банкротства должен занимать нейтральную позицию в отношениях должника и кредиторов; иными словами, он не может быть заинтересован в разрешении дела в пользу той или иной стороны. Следовательно, арбитражными управляющими назначаются лица, которые не являются заинтересованными по отношению к должнику и кредиторам.

К кандидатуре арбитражного управляющего законодательством установлен ряд требований. Арбитражным управляющим может быть гражданин Российской Федерации, имеющий высшее образование и наличие не менее 2 лет стажа руководящей работы в совокупности. Кандидат на должность арбитражного управляющего должен сдать теоретический экзамен по программе подготовки арбитражного управляющего, а также пройти 6-месячную стажировку в качестве помощника арбитражного управляющего.

Еще одно обязательное требование — членство в одной из некоммерческих саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Такие организации должны иметь в своем составе как минимум 100 управляющих, каждый из которых делает взнос в компенсационный фонд в размере не менее 50 тыс. руб., что можно считать своеобразным «имущественным цензом».

После назначения управляющий обязан застраховать свою ответственность на сумму не менее 3 млн. руб. на срок не менее одного года.

Документы, необходимые для публикации сообщения
о введении процедуры наблюдения в газете «КоммерсантЪ»

Для подачи сообщения о введении процедуры наблюдения в газету «КоммерсантЪ», Вам необходимо отправить на наш адрес электронной почты Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript следующие отсканированные документы:

(ОРИГИНАЛЫ ДОКУМЕНТОВ ПРЕДОСТАВЛЯТЬ НЕ ТРЕБУЕТСЯ)

  1. Бланк-заявка на публикацию сообщения, заверенная печатью организации-должника и подписанная Заявителем.

    Процедура наблюдения при банкротстве юридического лица

    Бланк-заявка должна быть заполнена и содержать полный текст предназначенного для публикации в газете «КоммерсантЪ» сообщения. В издании печатается только текст, который содержится в Бланк-заявке, в разделе «текст на публикацию». БЛАНК-ЗАЯВКА ФОРМИРУЕТСЯ ПРИ ЗАПОЛНЕНИИ ПРОГРАММЫ «ЭЛЕКТРОННАЯ ЗАЯВКА-БАНКРОТСТВО» АВТОМАТИЧЕСКИ.

  2. Определение/решение/постановление суда, в котором также отражены полномочия арбитражного управляющего (АУ) в отношении организации-должника.

  3. Документ, подтверждающий оплату публикации сообщения в газете «КоммерсантЪ» (платежное поручение, квитанция из Сбербанка, и пр.).

  4. Сопроводительное письмо, заверенное печатью организации-должника и подписанное Заявителем. В Сопроводительном письме, предназначенном для публикации сообщений о банкротстве в газету «КоммерсантЪ», содержится список предоставляемых документов на публикацию, а также сведения, на основании которых составляются и предоставляются (при необходимости) бухгалтерские документы. СОПРОВОДИТЕЛЬНОЕ ПИСЬМО ФОРМИРУЕТСЯ ПРИ ЗАПОЛНЕНИИ ПРОГРАММЫ «ЭЛЕКТРОННАЯ ЗАЯВКА-БАНКРОТСТВО» АВТОМАТИЧЕСКИ.

  5. Доверенность — необходима в случае, если документы, необходимые для подачи сообщения о введении процедуры наблюдения подписываются Доверенным лицом. Доверенность должна быть подписана  Арбитражным управляющим и заверена печатью организации-должника.

Здесь вы можете ознакомиться с порядком действий по размещению сообщения.

На основании статьи 68 Федерального закона от 16.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»,сообщение о введении наблюдения в газету «КоммерсантЪ» обязательно должно содержать
следующую информацию:

  • ФИО (полностью) должника-гражданина и его адрес, либо полное наименование должника-юридического лица и его адрес, а также данные, идентифицирующие должника (ОГРН, ОГРНИП, ИНН);
  • наименование арбитражного суда, который вынес определение о введении процедуры наблюдения в отношении должника, дату вынесения такого определения и номер дела о банкротстве;
  • ФИО (полностью) утвержденного временного управляющего (ВУ) и адрес для направления корреспонденции временному управляющему (ВУ);
  • дату судебного заседания по рассмотрению дела о банкротстве, установленную арбитражным судом;
  • полное наименование СРО, членом которой является утвержденный временный управляющий (ВУ), адрес СРО.

Примерный текст* публикации в газету «КоммерсантЪ» о введении процедуры наблюдения

Определением Арбитражного суда города Москвы (город Москва, улица Большая Тульская, дом 2) от 01.03.2011 года по делу № А77-5664/2011 в отношении ОАО «ВестникГосРег» (город Москва, Озерковский переулок, дом 15, корпус Б, офис 11) введена процедура банкротства — наблюдение. Временным управляющим назначен Гаджиев Михаил Вячеславович, член МСО МАУ (115184, город Москва, улица Панфилова, дом 23). Кредиторы вправе заявить свои требования в целях участия в первом собрании кредиторов в течение одного месяца с даты публикации данного объявления. Требования кредиторов необходимо направить в адрес суда, должника и временного управляющего. Рассмотрение отчета временного управляющего назначено на 30.05.2011 года на 16 ч. 00 м.

* Текст объявления является ориентировочным. Наша компания не несет ответственности за полноту содержания и достоверность информации, предоставленной для публикации сообщений о Банкротстве. При составлении текстов объявлений просим Вас руководствоваться действующим Законодательством РФ, опираясь на требования газеты «КоммерсантЪ».

Также смотрите: