Начальник цтао

В больнице осужденные и лица, содержащиеся под стражей, получают следующие виды медицинской помощи: терапевтическую, хирургическую, фтизиатрическую, психиатрическую, наркологическую, офтальмологическую, отоларингологическую, неврологическую, дерматовенерологическую, инфекционную.
Функционирует Центр трудовой адаптации осужденных (ЦТАО), задачей которого является обеспечение трудом осужденных, организация их профессионального обучения, привитие трудовых навыков и создание условий для заинтересованности осужденных в результате труда. За период функционирования ЦТАО созданы новые рабочие места для осужденных, освоен выпуск новых видов изделий.
Основные производства ЦТАО – швейное, трикотажное, обувное, меховое. Имеются участки деревообработки, металлообработки, производства строительных материалов, товаров народного потребления, производства сельскохозяйственной продукции и подсобное хозяйство. Выпуск товарной продукции в 2015 году составил 33255,9 тыс.руб..
В ЦТАО насчитывается более 330 единиц оборудования. Производственные участки в учреждении локализованы, автономны.
Имеется собственная пекарня, обеспечивающая осужденных, свежим хлебом и макаронными изделиями высокого качества.
В соответствии с требованиями ст. 108 УИК РФ осужденным предоставлена возможность получить начальное профессиональное образование в ФКП Образовательное учреждение № 214 ФСИН России. После окончания училища выдается свидетельство государственного образца.
В соответствии с приказом Министерства юстиции РФ и Министерства образования РФ от 27.03.2006г. №61/70 «Об утверждении Положения об организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах уголовно-исполнительной системы», в целях обязательного получения осужденными основного общего образования в учреждении функционирует МОУ вечерняя (сменная) образовательная школа, по окончании, которой выдаются аттестаты государственного образца. В школе имеется достаточное количество классов, оснащенных необходимой мебелью, оборудованием и инвентарем.
Исправительную колонию регулярно посещают члены Правительства и Парламента КБР, представители аппарата Уполномоченного по правам человека в КБР, Общественной наблюдательной комиссии по КБР, которые оказывают всяческую поддержку и практическую помощь в решении стоящих перед учреждением задач.
В соответствии с соглашением между УФСИН России по КБР с одной стороны и Русской православной церковью и Духовным управлением мусульман КБР с другой, представители духовенства проводят работу с осужденными на регулярной основе.В соответствии с соглашением между УФСИН России по КБР с одной стороны и Русской православной церковью и Духовным управлением мусульман КБР с другой, представители духовенства проводят работу с осужденными на регулярной основе.

ТЫЛОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Logistic support

УДК 343.81

© Кичигина О. Ю., 2019

СОСТОЯНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО СЕКТОРА УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ И ЕГО РАЗВИТИЕ

В статье представлен анализ состояния производственного сектора уголовно-исполнительной системы, обозначены основные отрасли производства, степень привлечения осужденных к трудовой адаптации, а также влияние непрофильных знаний сотрудников на использование и развитие материально-технической базы исправительных учреждений.

Ключевые слова: производственный сектор; трудовая адаптация осужденных; подтверждение соответствия; метрология и стандартизация.

© Kichigina O. Yu., 2019

THE STATE OF THE PRODUCTIVE SECTOR OF THE PENAL SYSTEM AND ITS DEVELOPMENT

Keywords: production sector; labor adaptation of convicts; conformity assessment; metrology and standardization.

В рамках реализации целей Концеп- 2) адаптация к жизни в обществе, по-

ции развития уголовно-исполнительной скольку трудовая деятельность позволяет

системы Российской Федерации до не только снизить вероятность возврата

2020 г. (утв. распоряжением Правитель- человека в преступное сообщество, но и

ства РФ от 14.10.2010 № 1772-р, ред. от также получить и/или расширить трудо-

23.09.2015) необходимо решение такой вые способности индивида; важной задачи, как организация трудовой 3) возмещение материального ущер-

деятельности осужденных. ба пострадавшим;

Труд осужденных в пенитенциарной 4) выплаты по исп°лнительньш

системе — важная составляющая, кото- листам; рая позволяет решить ряд важных задач:

1) перевоспитание спецконтингента;

5) приобретение не запрещенных продуктов и предметов для собственного потребления и использования;

6) развитие и улучшение материальной базы, обеспечение стабильного функционирование жизненно важных процессов учреждения.

В соответствии с Уголовно-исполнительным кодексом РФ лица, отбывающие наказания в учреждениях уголовно-исполнительной системы (УИС), обязаны заниматься трудовой деятельностью, которая является оплачиваемой. Администрация учреждений, в свою очередь, обязана трудоустраивать осужденных на имеющиеся рабочие места, учитывая пол, возраст, способности, в том числе трудовые, состояние здоровья. Однако привлечение к трудовой деятельности спецконтенгента только по их желанию доступно следующим категориям:

— инвалидами первой и второй групп;

— мужчины и женщины пенсионного возраста.

Труд осужденных организуется в рамках промышленного комплекса УИС:

— в 567 центрах трудовой адаптации осужденных,

— в 83 производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений;

— на 16 федеральных государственных унитарных предприятиях УИС,

— на других организациях различных организационно-правовых форм, которые могут быть расположены как на территории исправительного учреждения, так и за его пределами, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Если осужденные содержатся в тюрьме, трудовая деятельность должна быть организована строго на ее территории.

В УИС организованы оплачиваемые рабочие места, на которых привлечены к труду осужденные. На рисунке представлено соотношение трудоустроенных и осужденных, подлежащих

трудоустройству.

Рис. 1. Соотношение трудоустроенных и трудоспособных осужденных

Анализируя данные, представленные что не все трудоспособные осужденные на рис. 1, следует отметить, к сожалению, привлечены к труду, при этом динамика

соотношения работающих и не работающих осужденных существенно не меняется в указанном интервале. Данное обстоятельство не позволяет лицам, отбывающим наказание в исправительных учреждениях, возместить ущерб, нанесенный пострадавшим, оказать материальную помощь близким родственникам, расширить свой рацион питания, приобрести дополнительно одежду и другие предметы, допускаемые Правилами внутреннего распорядка учреждения.

Основная часть рабочих мест осужденных организована в промышленном секторе УИС, который, в свою очередь,

2? 30,0

к

125-°

с?

& 20,0 ‘8

8 15,0

по объему выпускаемой продукции и ее ассортименту является одним из ведущих производителей в стране.

Увеличение доли заказов со стороны государства и муниципальных образований позволяет УИС, во-первых, расширить рынок сбыта своей продукции; во-вторых, привлечь новых партнеров для совместной работы; в-третьих, дополнительно трудоустроить спецконтингент.

На рис. 2 представлены основные отрасли промышленного комплекса УИС и доля каждого направления от общего объема производства в период с 2015 по 2018 г. .

У» ✓

Вид продукции 12015 И2016 ■ 2017 ■ 2018

0,0

ь 5,0

0,0

Рис. 2. Диаграмма производства продукции по отраслям в УИС с 2015-2018 гг.

Из представленных на рис. 2 данных видим, что производство швейной продукции на протяжении 4 лет стремительно увеличивается, при этом отмечается тенденция по снижению производства потребительских товаров. Категория

прочих товаров весьма разнообразна, а показатели производства стабильно высоки. В других категориях промышленного сектора УИС резких перепадов в объемах выпускаемой продукции в указанном периоде не наблюдается.

Ассортимент продукции выпускае- свыше 100 000 наименований, от простой мой продукции очень разнообразен — до наукоемной (см. таблицу).

Таблица

Перечень продукции, производимой учреждениями УИС

Основные направления производства, продукция Примеры

Автомобилестроение оперативно-служебные автомобили, автомобили грузовые, радиаторы отопления, автомобильные чехлы, кронштейны

Сельскохозяйственная техника загрузчики сеялок, шнеки погрузочные, редуктора, транспортеры, зернометатели, зернопогрузчики, культиваторы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оборудование для приготовления пищи столы производственные разделочные, овощерезки, мясорубки, машины тестомесительные, баки, термосы пищевые, тележки, весы напольные, котлы пищеварочные, плиты электрические, шкафы жаровые, посуда алюминиевая и пластиковая, посудомоечные машины, камеры холодильные

Оборудование отопительное и водонагрева-тельное змеевики и полотенцесушители, печи банные, дачные, калориферные, радиаторы, котлы водонагревательные и отопительные

Оборудование для прачечных стиральные машины, катки гладильные, моющие и дезинфицирующие средства, средства гигиены

Тягодутьевые машины вентиляторы промышленные, дымососы, пылеотсосы станочные

Оборудование и арматура трубопроводная вентели, клапаны, трубы пластиковые

Продукция электротехнического назначения розетки, трансформаторы, светильники, дорожные знаки

Здания мобильные, сборно-разборные вагончики строительные, гаражи, остановочные павильоны

Металлоизделия шкафы металлические, сейфы, стеллажи, контейнера, замоч-но-скобяные изделия

Тара металлическая бочки, урны, контейнеры под мусор

Прочая тара ящики и контейнера из дерева, сумки упаковочные, тара полимерная, тара из гофрокартона, мешки бумажные

Продукция для ландшафтного дизайна скульптурные формы, декоративные и уличные фонари, скамьи фигурные, беседки

Материалы для строительства плитка тротуарная, кирпичи, шлакоблоки, профнастил, черепица, оконные и дверные блоки их ПВХ

Литье чугунное декоративные элементы, решетки декоративные кованные, столы, печи

Продукция лесопромышленного комплекса срубы бань, усадеб, беседки, беседки, брус, погонаж, еврова-гонка, деревянные бочки, кадушки, ульи

Оборудование для детских игровых площадок качели, беседки, карусели, песочницы, малые архитектурные строения, горки, гимнастические модули

Мебель детская, школьная, корпусная и офисная, мягкая, плетеная, театральная, бытовая стенки для игрушек, шкафы, столы, стулья, кровати, игрушки, парты и доски школьные, шкафы, блоки театральных кресел, вешалки, диваны, комоды, кухонные уголки

Продукция пожарно-технического назначения рукава пожарные, машины пожарные, лестницы, костюмы теплозащиты

Продукция для кинологических служб ошейники, шлейки, поводки, костюмы и рукава для дрессировки собак, вольеры

Палатки, специальные изделия платки, армейские столовые наборы, табуреты, стулья, кровати

Форменное обмундирование одежда сотрудников ФСИН России, МВД, МЧС, отрядов специального назначения

Специальная одежда одежда медицинских сотрудников, комплекты сварщиков, универсальные комбинезоны, комплекты и костюмы для различных отраслей промышленности, рукавицы

Продукция для спорта и отдыха мячи, перчатки, груши, маты, скамьи, стенки гимнастические, ворота футбольные, турники, лодки, спасательные жилеты, наборы для отдыха

Прочая потребительская продукция подушки, одеяла, постельное белье, рюкзаки, сумки, теплицы, лопаты, болты, гвозди, газовые горелки, теплицы, изделия из пластмассы, комплекты для уборки

Сувенирная продукция изделия из бересты, шкатулки, хлебницы, шахматы

Анализируя таблицу, следует отметить, что значительная часть выпускаемой продукции идет для удовлетворения собственных потребностей УИС, а также других ведомств и силовых структур государства. Однако ассортимент продукции, поставляемой для гражданского населения, также весьма велик.

Промышленный комплекс УИС постоянно развивается, появляются новые виды продукции: так, в 2018 г. в учреждениях ввели в производство 2477 изде-

лий, при этом половина этих объектов относится к легкой промышленности. Освоение новых видов ассортимента, производимого в учреждениях уголовно-исполнительной системы, позволило трудоустроить 23 410 осужденных.

В состав ФСИН России входит Управление организации производственной деятельности и трудовой адаптации осужденных (далее — управление), которое курирует деятельность промышленного сектора в УИС. Управление

ориентировано на решение следующих задач:

— рациональное использование, укрепление и развитие материально-технической базы учреждений;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— повышение эффективности использования производственного оборудования и техники учреждений и органов УИС, их модернизация и обновление;

— внедрение передовых научно-технических разработок и технологий;

— рассмотрение предложений от сторонних организаций различных организационно-правовых форм об организации совместной производственной деятельности и/или поставках продукции, выпускаемой исправительными учреждениями.

Управление анализирует состояние основных производственных фондов и мощностей подразделений УИС; осуществляет оценку условий труда рабочих мест осужденных на производственных объектах УИС, обеспечение безопасности условий труда и контроль за разработкой, освоением новой продукции, развитием производства, соблюдением требований технической документации; организует работу по унификации, сертификации и стандартизации выпускаемой продукции, а также по обеспечению качества продукции (работ, услуг), экологических требований к производству.

В рамках реализации Концепции развития УИС РФ до 2020 г. запланировано приведение условий производственной деятельности в учреждениях УИС к условиям аналогичной деятельности в иных организациях и обеспечение без-

опасности работ, выполняемых осужденными.

Достижение запланированных результатов возможно, если сотрудники ответственные за технологические процессы, реализуемые на территории учреждения, будут обладать определенным набором знаний в данной области, уметь применять требования нормативной документации в условиях реальных производств, а также средств измерения для выполнения процесса в безопасном режиме.

При существующих объемах производственных площадей (общая площадь (без учета сельскохозяйственных угодий) составляет 5046268,1 м ) сотрудникам УИС, связанным с промышленной деятельностью учреждения, необходимы дополнительные знания в области метрологии, стандартизации и подтверждения соответствия, поскольку производимая продукция идет как на удовлетворение собственных потребностей УИС, так и на широкий рынок потребителей.

Следует отметить, что дисциплина «Метрология, стандартизация и сертификация» не является профильной в ведомственных вузах ФСИН России, однако в рамках некоторых специальностей она изучается.

Необходимость освоения данной дисциплины обусловлена многообразием технологических процессов в учреждениях УИС, использованием различного оборудования, средств измерения, обеспечением безопасности и соблюдением требований нормативной документации.

Знания в области метрологии необходимы сотрудникам независимо от

наличия или отсутствия производства. Так, в каждом исправительном учреждении используются приборы учета (воды, электроэнергии и т. д.), проводятся измерения (массы, температуры, влажности, давления и т. д.), при этом оборудование изначально должно быть опломбировано, а потом периодически необходима поверка в аккредитованных лаборатория или центрах.

При реализации технологического процесса перечень приборов контроля параметров возрастает, сотрудники должны уметь с ними работать, производить измерения в соответствии с назначением и классом точности средства измерения по определенной методике.

При освоении указанной дисциплины в рамках получения технической специальности обучающие изначально изучают технологический процесс, его особенности, влияние каждого этапа на последующий и на качество продукции в целом. Задача преподавателя, реализующего данную дисциплину, в части стандартизации, — научить обучающихся самостоятельно осуществлять поиск нормативной и технологической документации, определяющей требования к определенному процессу (технические регламенты, государственные, национальные, межотраслевые стандарты, технические условия, стандарты организаций и т. д.), грамотно применять их в реальных условиях.

При реализации продукции, производимой УИС, сотрудники должны знать, требованиям каких нормативных документов должна соответствовать продукция, какой вид подтверждения соответ-

ствия (сертификация — добровольная или обязательная, или декларирование) применим к ней и какой документ это должен подтвердить (сертификат соответствия или декларация соответствия), алгоритм подтверждения соответствия в зависимости от ее вида. Знания в указанной области необходимы для исключения поставки некачественной продукции, введения в заблуждение потребителей, нарушения законодательства РФ.

Задача производственного сектора исправительных учреждений, как и любого другого производителя, — обеспечить выпуск и поставку на рынок качественной, безопасной и конкурентоспособной продукции, которая позволит развивать и укреплять материально-техническую базу УИС, осваивать новые виды продукции и внедрять современные технологии при контроле и руководстве со стороны квалифицированных сотрудников.

Несмотря на то, что знания в области метрологии, стандартизации и сертификации являются непрофильными для ведомственных вузов ФСИН России, они необходимы сотрудникам, должностные обязанности которых связаны с производственной деятельностью исправительных учреждений УИС, а также с поставкой или приобретением продукции (работ, услуг). Знания в указанной области необходимы с целью грамотного применения нормативной документации, как в части реализации непосредственно технологических операций, так и в части соблюдения требований безопасности и обеспечения заявленного уровня качества продукции, производимой УИС.

Рациональное использование имею- эффективность и результативность про-

щейся материально-технической базы изводственного сектора, тем самым обес-

УИС, а также внедрение новых техноло- печив дополнительное создание рабочих

гий, расширение ассортимента продук- мест для осужденных. ции и рынков сбыта позволит повысить

Литература

2. Официальный сайт ФСИН России. — Режим доступа: httpV/фсин.рф (дата обращения: 02.03.2019).

Сведения об авторе

Кичигина Оксана Юрьевна: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), преподаватель кафедры гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных дисциплин, кандидат технических наук. E-mail: kichiginaoksana@yandex.ru

Управление

УЖ.13 E V у^і-умоча*

Е60

DEVELOPMENT OF THE STRUCTURE OF PRISONERS’ WORK ADAPTATION MANAGEMENT

Аннотация: в статье рассматриваются актуальные проблемы управления в области трудовойадаптации осужденных; обоснованы направления совершенствования структуры управления трудовой адаптацией осужденных

Ключевые слова: труд осужденных, структура управления, трудовая адаптация, территориальные органы УИС, исправительные учреждения.

Современная структура управления в сфере труда осужденных представлена тремя уровнями: центральный орган управления — Управление трудовой адаптации осужденных Федеральной службы исполнения наказаний (УТАО ФСИН России); территориальные органы управления — управления организации трудовой занятости осужденных в главных управлениях ЕЛЕНА Федеральной службы исполнения наказаний по отдель-Д П А П1ЛМ1ЛОГ№1-1 А ным субъектам Российской Федерации (ГУФСИН

России), отделы организации трудовой занятости

ЕМЕЛЬЯНОВА*

осужденных в управлениях Федеральной службы исполнения наказаний по отдельным субъектам Российской Федерации (УФСИН России); исправительные учреждения (ИУ) — государственныеунитарные предприятия (ГУП), центры трудовой адаптации осужден-

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ных (ЦТАО), учебно-производственные и лечебно-СТРУКТУРЫ производственные мастерские (УПМ и ЛПМ).

Каждый из выделенных уровней обладает опре-

УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОВОЙ деленной компетенцией:

_ _ _ __ V

АДАПТАЦИЕЙ — центральные органы наделены правом участия

в создании, реорганизации и ликвидации предприятий ОСУ^^ДЕННЫХ УИС, ЦТАО, УПМ, ЛПМ исправительных учреждений; распоряжаются имуществом предприятий УИС, ЦТАО, УПМ, ЛПМ исправительных учреждений от имени государства; осуществляют контроль за деятельностью предприятий УИС, ЦТАО, УПМ, ЛПМ исправительных учреждений1;

* Кандидат экономическихнаук, доцент; докторант (Академия управления МВ Д России).

E-mail: editor@academiust.rvazantelecom.ru.

щах ФСИН России; осуществляют контроль за деятельностью производственных и технических служб учреждений УИС3;

— предприятия УИС, ЦТАО, УПМ, ЛПМ исправительных учреждений непосредственно осуществляют деятельность по привлечению осужденных к труду: самостоятельно планируют и организуют производственную деятельность с учетом создания достаточного количества рабочих мест для осужденных; организуют работу по привлечению инвестиционных ресурсов, поиску и размещению заказов на выпуск продукции с учетом экономической целесообразности и эффективной трудовой занятости осужденных; организуют профессиональную подготовку и повышение профессиональной квалификации осужденных, производственного обучения их смежным профессиям в соответствии с потребностями производственнохозяйственной деятельности учреждений и с учетом перспективы развития производства, а также потребностей рынка труда в рабочей силе; готовят проекты договоров по деятельности Центра трудовой адаптации осужденных или учебно-производственной (трудовой) мастерской учреждения, исполняющего уголовные наказания в виде лишения свободы, и т. д.4

Таким образом, современная структура управления в сфере труда осужденных направлена на обеспечение исполнения требований законодательства Российской Федерации об обязательном привлечении осужденных к труду, организации их начального профессионального образования и профессиональной подготовки, о привитии им трудовых навыков и создании условий для их моральной и материальной заинтересованности в результатах труда.

Однако, на наш взгляд, существуют определенные резервы в совершенствовании указанной структуры управления и прежде всего отдельных ее уровней. На уровне отдельного территориального органа (ТО) УИС управление в сфере труда осужденных осуществляется субъектом управления в лице заместителя начальника территориального органа (УФСИН, ГУФСИН России) по производству и аппаратом, численность которого зависит от количества находящихся на территории ИУ, географических и иных особенностей, включая производственные.

Как правило, в состав ТО УИС входит несколько отделов, занимающихся вопросами труда осужденных, но центральное место занимает отдел организации трудовой занятости осужденных (ООТЗО), который является основным

органом по централизованному оперативному контролю и регулированию хода производства в учреждениях УИС, обеспечениювыполнения исправительными учреждениями ГУФСИН, УФСИН, ОФСИН России производственных заданий по установленной номенклатуре, трудовой занятости осужденных и научно-техническому прогрессу.

Среди других можно назвать такие, как отдел маркетинга и материально-технического снабжения производства; отдел транспорта, главного механика и энергетика, отдел (инспекция) по охране труда и технике безопасности; отдел (инспекция) по качеству продукции; отдел (группа) организации начального профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных.

Исходя из выделенных в научной литературе различных типов организационных структур управления (линейный, функциональный, линейно-функциональный, линейно-штабной, дивизиональный, матричный и др.) можно сделать вывод о том, что указанная структура относится к линейно-функциональному типу. Применение структуры данного типа позволяет сохранить единство руководства: право принятия решения остается у линейного руководителя, а руководители по «функциям» являются его помощниками в осуществлении специфических функций, требующих особых знаний.

Указанная структура является наиболее оптимальной, но при этом не совсем гибкой. Так, проявляющаяся линейность приводит к тому, что в работе руководителей преобладают задачи, требующие в основном оперативного вмешательства. Это затрудняет разработку задач стратегического плана. В условиях нестабильности, реформирования как уголовно-исполнительной системы в целом, так и ее производственного сектора, когда необходимо приспосабливаться к новым способам хозяйствования и, главное, просчитывать свои действия на перспективу данная структура оказывается не всегда эффективной. Особенно это проявляется в вопросах оказания финансовой, кадровой, технической и иной помощи ИУ.

Если сравнить данную структуру управления с управлением на предприятиях, осуществляющих производственную деятельность в условиях свободного рынка, то увидим следующие различия: в службах ТО УИС, занимающихся вопросами труда осужденных, находятся только те подразделения, которые решают оперативные задачи: служба маркетинга, сбыта, контроля качества, транспорта, энергетики. При этом на предприятиях, осуществляющих

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Управление

Управление

производственную деятельность в условиях свободного рынка, решаются вопросы планирования, финансовые, инженерно-технические, управления персоналом и т. п. С целью решения стратегических задач в области трудовой занятости осужденных и развития собственной производственной базы необходимо на уровне территориальных органов передать часть служб в подчинение заместителя начальника управления по производству. Кроме того, необходима служба производственного планирования, собственные финансовая служба и служба управления персоналом.

Следующим направлением в корректировке структуры управления трудом осужденных является, на наш взгляд, определение баланса между централизованностью управления и самостоятельностью учреждений УИС в вопросах организации производства (труда). С одной стороны, без централизации невозможно реорганизовать производство, где осуществляется труд осужденных, с другой — на местах не всегда удается самостоятельно реализовать имеющийся потенциал. Должны быть разработаны определенные принципы, параметры, ориентиры, нормы, основанные на международном и отечественном законодательстве, которые позволят действовать на местном уровне с достаточной долей гибкости. Хорошим примером такого стиля руководства могут служить Швеция и Нидерланды. «Кустовой» принцип администрации , разработанный Национальным агентством исправительных учреждений Нидерландов, дает свободу местным инициативам в рамках принятых для всей страны принципов. Основная часть «кустовых» объединений состоит из следственных тюрем и тюрем обычного и строгого режима. Это значит, что большинство заключенных могут отбывать свой срок заключения в их местном «кусте». Тюрьмам удалось создать хорошие связи с местными социальными службами, жилищными агентствами и службами по трудоустройству, что облегчает процесс возврата к свободной жизни бывшим заключенным. В Швеции развитию аналогичных связей способствует совместное управление тюремными и пробационными учреждениями. Национальная тюремная и проба-ционная служба Швеции уверенно обеспечивает соответствие национальным стандартам и распределение бюджетов для отдельных учреждений службы, предоставляя при этом старшему звену тюремной администрации возможность свободно руководить работой своих подчиненных на местном уровне по осуществле-

нию национальной политики в соответствии с местными нуждами5.

На наш взгляд, в основу принимаемых в этой области решений должны быть заложены прежде всего требования уголовно-исполнительного законодательства по оказанию осужденным помощи в социальной адаптации. Это означает, что централизованной системе управления производством необходимо учитывать региональные особенности функционирования учреждений УИС, что, по нашему мнению, обеспечит; с одной стороны, привлечение осужденных к труду, с другой — их заинтересованность в приобретении профессии и повышении квалификации, поскольку они будут востребованы по месту жительства после освобождения. Однако эту задачу невозможно решить без активного участия местных властей.

В соответствии со ст. 6 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее — Закон) решение о создании и ликвидации учреждений, исполняющих наказания, принимаются Правительством Российской Федерации по согласованию с органами исполнительной власти субъектовРоссийс-кой Федерации. На основании ст. 38 данного Закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют контроль за деятельностью учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов, находящихся на их территориях. К тому же весь персонал учреждений УИС и подавляющее число осужденных, отбывающих наказание на территории субъектаРоссийской Федерации, а также лица, содержащиеся под стражей, являются жителями данной местности (ч. 1 ст. 73 УИК РФ). Следовательно, органы власти субъектов Российской Федерации несут определенную ответственность за состояние дел в учреждениях, исполняющих наказания, находящихся на их территории, в том числе в области трудовой занятости осужденных. В решении проблемы трудовой занятости осужденных местные органы власти могут оказать следующую помощь. Во-первых, в налаживании производственных связей между заводами-изготовителями и исправительными учреждениями (прямая производственная кооперация), во-вторых, в возрождении контрагентских работ — предоставление рабочей силы из числа осужденных и привлечение их к работам на основе договора на предприятиях различных форм собственности. Реализация данных направлений позволит в определенной степени снизить негативные тенден-

ции в области трудовой занятости осужденных. Таким образом, в структуре управления в области труда осужденных в территориальных органах необходимо создать службу по взаимодействию с региональными и местными органами власти.

Подводя итог, отметим, что основными направлениями совершенствования структуры управления в сфере труда осужденных являются: использование опыта управления в области организации труда осужденных передовых зарубежных стран; сочетание централизации управления с предоставлением самостоятельно-

сти территориальным органам УИС и учреждениям в решении вопросов организации производства; организация взаимодействия территориальных органов УИС и исправительных учреждений с органами власти субъектов Федерации по вопросам трудовой занятости осужденных; внесение изменений в нормативные правовые акты, касающиеся деятельности производственного сектора УИС, с целью обеспечения возможности органам региональной власти и местного управления оказывать помощь подразделениям УИС в плане организации труда осужденных.

1 См.: Положение об Управлениитрудовойадаптации осужденных: утв. директором ФСИН России, июль 2005 г.

2 См.: Об утвержденииПримерного положенияо центре трудовойадаптации осужденныхили учебно-произ-водственной(трудовой) мастерскойучреждения, исполняющегоуголовные наказания в виде лишения свободы и Примерного положения о лечебно-производственной (трудовой) мастерской учреждения, исполняющего уголовныенаказания в виде лишения свободы приказ Минюста России от 1 апреля 2008 г. N° 80. Пп. 7-8.

3 См. напр.: Положение об отделе по организации трудовойзанятости спецконтингентаУправления Федеральной службы исполнения наказаний по Владимирской области: утв. начальником УФСИН России по Владимирской области, 2007 г.

4 См.: Об утвержденииПримерного положения.. Пп. 16-28.

Управление