Надзор за дознанием и следствием

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-3/2016 2410-700Х

6. Распоряжение Правительства РФ от 07.06.2002 N 765-р «О Стратегии экономического развития Сибири».

© Куулар А. А., 2016

УДК 4414

Новикова Анна Анатольевна

Магистрант НЮИ(ф)ТГУ Г.Новосибирск

ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ НАДЗОРА ЗА ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ ДОЗНАНИЯ

Аннотация

При определении полномочий прокурора по осуществлению надзора за процессуальной деятельностью органов дознания следует иметь ввиду, что ст.30 Закона о прокуратуре не содержит перечня полномочий, хотя и озаглавлена: «полномочия прокурора». В этой статье указывается, что полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами дознания определяются уголовно-процессуальным законодательством и другими федеральными законами. В данной статье рассматривается квалификация полномочий по трем видам, их особенности и процессуальные проблемы.

Ключевые слова

Прокурор, полномочия прокурора, дознаватель, орган дознания, начальник органа дознания.

Статья 37 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации определила, что прокурор является лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной Кодексом, осуществлять от имени государства надзор за процессуальной деятельностью органов дознания.

Работа по надзору за процессуальной деятельностью органов дознания организована: в аппарате Генеральной прокуратуры (включая аппарат Главной военной прокуратуры и управлений федеральных округов), в прокуратурах субъектах Российской Федерации и приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратурах — по предметно-зональному принципу, в районных, городских и приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратурах (в зависимости от количества поднадзорных органов) — по предметно-зональному или зональному принципу5.

Статьей 29 Закона о прокуратуре регламентируется, что полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими дознание, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

При определении полномочий прокурора по осуществлению надзора за процессуальной деятельностью органов дознания следует иметь ввиду, что ст.30 Закона о прокуратуре не содержит перечня полномочий, хотя и озаглавлена: «полномочия прокурора». В этой статье указывается, что полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами дознания определяются уголовно-процессуальным законодательством и другими федеральными законами. К другим федеральным законам, содержащим нормы об осуществлении прокурором надзора за исполнением законов органами дознания следует отнести, например, Федеральные законы от 15.07.1995 № 103-Ф3 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», «О Следственном Комитете Российской Федерации», от 03.04.1995 № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности». Однако, нужно

5 Басков В.И. Курс прокурорского надзора: Учебник для студентов вузов. М.: Зерцало, 1998.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-3/2016 ISSN 2410-700Х_

иметь ввиду, что в соответствии со ст.7 УПК РФ при производстве по уголовным делам не могут применяться федеральные законы, противоречащие УПК РФ.

Полномочия прокурора по надзору за процессуальной деятельностью органов дознания, содержащиеся в УПК РФ, можно традиционно разделить на три группы: полномочия, направленные на выявления нарушений закона; полномочия, направленные на устранение нарушений закона; полномочия, направленные на предупреждение нарушений закона.

Полномочия по выявлению нарушений закона, их причин и способствующих им условий, обеспечивают установление фактических данных о событии правонарушения, способе его совершения, лицах, ответственных за его совершение, причиненном вреде, о конкретных обстоятельствах, приведших к совершению правонарушения. К полномочиям, направленным на выявление нарушений закона, можно отнести:

-право (и обязанность) прокурора проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях (п. 1 ч.2. ст. 37 УПК РФ);

-право знакомиться с материалами находящегося в производстве уголовного дела (ч. 2 ст. 37 УПК

РФ).

Значительный объем полномочий предоставлен прокурору в целях устранения нарушений закона. Полномочия прокурора по устранению нарушений закона представляют собой систему правовых средств, используемых прокурором для пресечения правонарушений, восстановления законности, ликвидации вызванных нарушениями закона негативных последствий. К ним относятся:

-право требовать от органов дознания устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания (п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК РФ);

-право давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий (п. 4 ч. 2 ст. 37 УПК РФ);

-право отменять незаконные и необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные и необоснованные постановления дознавателя (п. 6 ч. 2 ст. 37 УПК РФ);

-право отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК РФ (п. 10 ч. 2 ст. 37 УПК РФ);

-право возвращать уголовное дело дознавателю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения или обвинительного акта и устранения выявленных недостатков ( п. 15 ч. 2 ст. 37 УПК РФ).

Их особенностью является властно-распорядительный характер.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Полномочия прокурора по предупреждению нарушений закона имеют целенаправленный профилактический характер. Они применяются в тех случаях, когда прокурор в процессе осуществления надзора за процессуальной деятельностью органов дознания либо в процессе проверки конкретных обращений, заявлений или жалоб получает сведения о том, что должностные лица, являющиеся объектами надзора, готовятся совершить противоправные деяния. Предостережение о недопустимости нарушения закона объявляется прокурором при наличии явной угрозы нарушения закона. Для предупреждения нарушений закона, установлены следующие полномочия:

-давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения (п. 5 ч. 2 ст. 37 УПК РФ);

-разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы (п. 9 ч. 2 ст. 37 УПК РФ). Прокурорский надзор за исполнением законов в досудебных стадиях уголовного процесса должен носить упреждающий характер, с тем чтобы не только своевременно устранялись, но и как можно менее допускались нарушения уголовно-процессуального закона, особенно связанные с нарушением конституционных прав личности. В связи с этим абсолютное большинство полномочий, предоставленных

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-3/2016 ISSN 2410-700Х_

прокурору при осуществлении надзора за исполнением законов органами дознания, должно использоваться не только для выявления либо устранения, но и для предупреждения нарушений закона.

В надзоре за законностью осуществления уголовно-процессуальной деятельности не используются полномочия, специально предусмотренные Законом о прокуратуре для предупреждения нарушений закона, которые применяются при осуществлении надзора за исполнением законов, например, предостережение, закрепленное в ст. 251 УПК РФ. Несмотря на это УПК РФ дает прокурору немало возможностей для предупреждения нарушений закона. Недостаточность именно предупредительной направленности прокурорского надзора отмечается в ряде приказов и указаний Генерального прокурора РФ как недостаток прокурорской деятельности по надзору за исполнением законов органами дознания в ряде субъектов РФ.

В теории прокурорского надзора выделялись как полномочия, направленные на предупреждения нарушений закона специально (предостережения, в определенной степени — представления), так и полномочия, при реализации которых предупреждение нарушений закона осуществляется одновременно с выявлением или устранением нарушений закона. К таким полномочиям относятся, в частности, проверки исполнения закона, меры, принимаемые прокурором для привлечения лиц, допустивших нарушение закона, к ответственности. Последнее имеет предупредительное значение с целью недопущения впредь подобных нарушений иными должностными лицами органов дознания.

Своевременная проверка уголовного дела, находящегося в производстве дознавателя, позволяет выявить не только допускались ли им какие-либо нарушения прав участников процесса, но и насколько органами дознания выполняются обязанности, предусмотренные ст. 21 УПК РФ. Проверка дел, находящихся в производстве, позволяет выявить, к примеру, случаи, когда в уголовном деле следственные действия длительное время не проводятся, заявления и ходатайства участников уголовного судопроизводства не рассматриваются, необходимые процессуальные решения не принимаются. Во всех случаях прокурор должен принять соответствующие меры прокурорского реагирования в виде дачи письменных указаний дознавателю или направление требования начальнику органа дознания об устранении нарушений федерального законодательства.

Следует отметить, что действующая редакция УПК РФ допускает ряд пробелов, и это создает спорные ситуации в практике его применения при осуществлении прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания.

Например, ч. 1 ст. 144, ч 1 ст. 145, ч. 1 ст. 146 и ч.1 ст. 148 УПК РФ не называют прокурора в числе субъектов, обязанных принять и проверить сообщение о преступлении и по результатам проверки принять соответствующее процессуальное решение (о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела и т.д.). В то же время п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ наделяет прокурора правом выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных нарушений уголовного законодательства. Мы видим конкуренцию двух специальных норм — ст. 37 УПК РФ, которая устанавливает полномочия прокурора, и ст. 145, которая определяет порядок принятия решения по результатам проверки сообщения о преступлении и круг лиц, правомочных принимать эти решения. При таких обстоятельствах не ясно, вправе ли прокурор принять сообщение о преступлении, если вправе, то что он должен делать с принятым сообщением, учитывая положения ст. 145 УПК РФ. Буквальное толкование ст. 144 и ст. 145 УПК РФ в их взаимосвязи позволяет прийти к выводу, что прокурор не вправе рассматривать сообщения о преступлении. Генеральная прокуратура пошла по пути восполнения законодательного пробела ведомственным нормативным актом6.

Так же был восполнен пробел закона, который состоял в том, что ст. 37 УПК РФ не установила

6 См.: приказ Генерального прокурора РФ от 27 декабря 2007 г. № 212 «О порядке рассмотрения в органах прокуратуры Российской Федерации сообщений о преступлениях».

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-3/2016 ISSN 2410-700Х_

полномочие прокурора требовать представления ему материалов проверки сообщения о преступлении. 7

Исходя из ст. 37 УПК РФ, полномочия прокурора осуществляются прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами. Возникает вопрос об объеме процессуальных полномочий работников прокуратуры, которые занимают иные должности (старшие прокуроры управлений и отделов, помощники прокуроров и т.д.). Согласно п. 5 ст. 5 УПК РФ, они охватываются единым понятием «прокурор».

Однако, во-первых, ст. 54 Закона о прокуратуре процессуальные права прокуроров управлений и отделов, помощников прокуроров и т.д. не устанавливает, а только определяет понятие «прокурор» применительно к его употреблению в тексте этого закона.

Во-вторых, перечисленные в ст. 37 УПК РФ полномочия предоставлены прокурорам, занимающим в органах прокуратуры конкретные должности, при этом процессуальный закон не предусматривает возможности делегирования должностными лицами, указанными в ч. 5 ст. 37 УПК РФ, своих полномочий полностью или частично иным должностным лицам органов прокуратуры, охватываемых процессуальным понятием «прокурор».

Таким образом, можно сделать вывод, что иные должностные лица органов прокуратуры никакими процессуальными полномочиями не наделены. Они не могут быть наделены процессуальными полномочиями Приказом Генерального прокурора в силу указания п. 31 ст. 5 УПК РФ, что такими полномочиями эти лица наделяются Федеральным законом о прокуратуре.

Некоторые авторы высказывают позицию, что указанные должностные лица органов прокуратуры наделены, к примеру, правом «участвовать в судебных заседаниях по вопросам досудебного производства»8.

Перечисленные проблемы не исчерпывают всех пробелов уголовно-процессуального закона в части регламентации досудебного производства. Некоторые из них в определенной степени восполняются ведомственными и межведомственными нормативными актами, определяющими организацию прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания. Список использованных нормативных актов и литературы.

Нормативные акты:

1. Закон от 17 января 1992 г. № 220 — 1 «О прокуратуре Российской Федерации».

3. Приказ Генерального прокурора РФ от 27 декабря 2007 г. № 212 «О порядке рассмотрения в органах прокуратуры Российской Федерации сообщений о преступлениях».

4. Приказ Генерального прокурора РФ от 6 сентября 2007 г. № 136 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания».

Литература:

2. Басков В.И. Курс прокурорского надзора: Учебник для студентов вузов. М.: Зерцало, 1998.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Сообщаем, что МВД России проанализирована правоприменительная практика по уголовным делам о незаконном обороте наркотических средств и психотропных веществ, приняты меры, направленные на совершенствование эффективности контроля за законностью решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, дознание и предварительное следствие по данным уголовным делам», — сообщили в министерстве. В МВД уверены, что «принятые меры по совершенствованию эффективности контроля за законностью процессуальных решений, вынесенных сотрудниками органов внутренних дел, позволят улучшить ситуацию и укрепить позиции по сокращению числа незаконных и необоснованных решений».

По итогам прямой линии 20 июня президент России Владимир Путин поручил правоохранительным органам до 1 октября разработать меры по совершенствованию контроля за ведением дел, связанных с незаконным оборотом наркотиков, проанализировать правоприменительную практику по таким делам. Президент потребовал предоставить ему доклад по поручению к этой дате. Это стало реакцией на незаконное преследование журналиста интернет-издания «Медуза» Ивана Голунова.

В региональных подразделениях, пояснил собеседник агентства, используют комплексный подход к предупреждению нарушений законности, включающий контроль за сотрудниками и повышение уровня их знаний. «Во многих региональных органах действуют распоряжения и указания, в соответствии с которыми начальниками следственных подразделений лично изучаются материалы доследственных проверок, в том числе по делам о незаконном обороте наркотиков, поступающие для принятия решения в порядке ст. 145 УПК РФ «, — уточнили в МВД.

Кроме того, организован внутриведомственный контроль: регулярно заслушивается информация руководителей органов предварительного следствия и дознания о причинах нарушения законности. В республиканских, краевых, областных центрах заблаговременно изучают уголовные дела, подлежащие прекращению, и согласовывают решения по ним.

«В целях выработки единого подхода по применению норм уголовного законодательства в регионах организовано межведомственное взаимодействие, созданы рабочие группы, проводятся рабочие встречи и семинары с представителями прокуратуры и суда, принимаются совместные организационные решения», — добавили в МВД. Представитель министерства подчеркнул, что работа в этом направлении продолжается и находится на постоянном контроле руководства МВД, информация о ней во исполнение поручения президента направлена в Генеральную прокуратуру.

УДК 343 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3313-2019-10526

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ОРГАНАМИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ И ДОЗНАНИЯ

Законодательные и теоретические основы

Научная специальность: 12.00.09 — уголовный процесс

Аннотация. В данной статье определяются предмет и содержание прокурорского надзора за органами следствия и дознания как одного из основных направлений надзорной деятельности прокуратуры. Проанализирована процессуальная деятельность руководителя следственного органа, которая также является предметом прокурорского надзора в указанной сфере. Указываются процессуальные нарушения дознавателя при составлении обвинительного акта и обвинительного постановления. Отмечаются полномочия прокурора при возвращении уголовного дела дознавателю, следователю для производства дополнительного расследования уголовного дела.

Ключевые слова: прокурорский надзор, органы прокуратуры, законность, органы дознания, следователь, уголовное дело.

Keywords: prosecutor supervision, prosecutors, legality, inquiry bodies, investigator, criminal case.

Научный руководитель: Х.Г. Дациева, кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики Дагестанского государственного университета

Прокуратура Российской Федерации является важнейшим гарантом обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства и осуществляет свою деятельность в форме прокурорского надзора.

«Прокурорский надзор, по мнению О.В. Воронина, — это, прежде всего, система знаний о правовой и социальной природе прокурорского надзора, правовом статусе прокуратуры, а также целях, задачах, функциях, направлениях, формах и методах ее деятельности» .

Саид Сабирович МАЛЛЕЕВ, магистрант Дагестанского государственного университета E-mail: said.malleev94@mail.ru

Как отмечает Е.С. Пойда, прокурорский надзор призван обеспечить законность «путем осуществления наблюдения за соблюдением, исполнением и применением норм права норм права» .

При этом надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, является одним из основных направлений деятельности органов прокуратуры.

Так, согласно ст. 37 УПК РФ к основным полномочиям прокурора в рассматриваемой сфере относятся:

1) проверка исполнения требований закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2019

2) дача согласия дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства о процессуальных действиях, которые допускаются на основании судебного решения и дача дознавателю письменных указаний о направлении расследования;

3) разрешать отводы дознавателя, отстранять дознавателя от расследования;

4) изымать уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю;

5) утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу, утверждать обвинительное заключение, обвинительный акт или обвинительное постановление;

6) возвращать уголовное дело дознавателю, следователю для производства дополнительного расследования уголовного дела;

7) истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела и принимать по ним решение.

Вместе с тем полномочия прокурора по надзору за дознанием намного шире по сравнению с надзорными полномочиями за следствием.

Например, прокурор вправе отменять лишь некоторые постановления следователя, это могут быть постановления о возбуждении уголовного дела; об отказе в возбуждении уголовного дела; о приостановлении предварительного следствия; о прекращении уголовного дела либо преследования. В остальных случаях выявления нарушений законодательства прокурор вправе принять иные меры прокурорского реагирования.

По мнению К.А. Рыгаловой, «полномочия, предоставленные УПК РФ прокурору в досудебном производстве, свидетельствуют о том, что функция надзора за процессуальной деятельностью следователя и дознавателя является для него основной» .

В обеспечении единого подхода к осуществлению прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания, незамедлительного реагирования на выявленные нарушения законов, допущенные при рассмотрении

сообщений о преступлениях и расследовании преступлений, немаловажную роль сыграл приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 28 декабря 2016 г. № 826 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия», предписывающий осуществлять контроль за соблюдением требований закона при производстве дознания по уголовным делам.

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

Среди всех направлений прокурорского надзора наибольшими полномочиями прокурор обладает именно в сфере дознания и предварительного следствия, причем полномочия прокурора различаются в зависимости от осуществления деятельности органом дознания или органом предварительного следствия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиографический список

1. Конституция РФ (действ. ред.) // СПС «Консулльтант Плюс»

2. Уголовно-процессуальный кодекс РФ (действ. ред.) // СПС «Консультант Плюс»

3. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 г. № 2202-1 (действ. ред.) // СПС «Консультант Плюс»

4. Приказ Генерального прокурора РФ от 28.12.2016 г. № 826 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия» // СПС «Консультант Плюс»

5. Воронин О.В. О современном содержании прокурорского надзора // Вестник Томского гос. ун-та. 2012. 4 (6). С. 14-17.

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2019

14 декабря 2017

Надзор за законностью деятельности органов предварительного расследования осуществляется независимо от их ведомственной принадлежности. Прокурорский надзор имеет процессуальную форму и выражается в контроле за точным и единообразным исполнением законов органами дознания и предварительного следствия.
При выявлении нарушения норм права органом дознания (дознавателем) закон обязывает прокурора лично вмешаться в производство дознания, отменить незаконное решение и исправить допущенную ошибку. Обжалование указаний надзирающего прокурора вышестоящему прокурору при производстве дознания не приостанавливает их исполнения.
Надзор за предварительным следствием по отношению к дознанию имеет ограниченный характер. Если при производстве дознания прокурор вправе выявлять и отменять любые незаконные решения органа дознания и дознавателя, то при производстве предварительного следствия у него таких полномочий нет. Осуществляя надзор за предварительным следствием, прокурор не вправе давать следователю указания, направлять ход следствия, отменять незаконные решения следователя, давать согласие на прекращение уголовного дела.
Полномочия прокурора (ст. 37 УПК) при осуществлении надзора в стадии предварительного расследования реализуются в формах:
а) указания дознавателю о направлении расследования, об избрании, изменении или отмене меры пресечения, квалификации преступления, производстве отдельных следственных действий, розыске лиц, совершивших преступления, иных процессуальных действий;
б) дачи согласия дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;
в) отмены незаконных и необоснованных постановлений дознавателя, нижестоящего прокурора;
г) отстранения дознавателя от производства предварительного расследования, если им допущены существенные нарушения закона;
д) разрешения отводов, самоотвода дознавателя;
е) направления уголовного дела по подследственности от одного органа расследования другому;
ж) изъятия уголовного дела у любого органа предварительного расследования и передачи его следователю Следственного комитета России;
з) утверждения постановления дознавателя о прекращении производства по уголовному делу, обвинительного акта, обвинительного заключения;
и) возвращения уголовного дела дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения, квалификации действий обвиняемых, пересоставлении обвинительного заключения или обвинительного акта;
к) требования от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия.
Осуществляя надзор за законностью досудебного производства, прокурор особо сосредоточивает внимание на решениях дознавателя о производстве следственных действий, ограничивающих конституционные нрава граждан, применении мер пресечения, связанных с изоляцией подозреваемого от общества, об окончании предварительного расследования.
После окончания предварительного следствия и поступления уголовного дела в прокуратуру для утверждения обвинительного заключения (акта) основное внимание прокурор сосредоточивает на полноте, всесторонности, объективности проведенного расследования. При несогласии с полнотой предварительного расследования, объемом обвинения, квалификацией действий обвиняемых прокурор вправе со своими письменными указаниями вернуть уголовное дело для производства дополнительного расследования. Постановление прокурора о возвращении уголовного дела может быть обжаловано вышестоящему прокурору.
Для реализации надзорных полномочий прокурора в досудебном производстве законодательством предусмотрены акты, которые являются формой выражения этих полномочий.
Нормативная основа актов прокурорского надзора содержится в ст.ст. 23-25, 28 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» и ч.2 ст.37 УПК.
Акты прокурорского реагирования в уголовном судопроизводстве по существу реализуемых полномочий предполагают письменное их выражение. Они всегда индивидуальны, обращены к должностным лицам органов дознания или предварительного следствия. Важнейшее требование, предъявляемое к содержанию актов прокурорского надзора, состоит в юридическом обосновании и точной, соответствующей полномочиям прокурора, формулировке его предложений.
Прокурорский надзор за досудебным производством и руководство уголовным преследованием лиц, подозреваемых в совершении преступлений, при производстве предварительного расследования объединены общим назначением. Прокурор, осуществляя надзор за точным и единообразным исполнением законов органами следствия и дознания, одновременно реализует свои полномочия по руководству уголовным преследованием.
Подготовлено управлением по надзору за процессуальной и
оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры области

Вернуться к списку