Накопленная амортизация

Накопленная амортизация

Cтраница 1

Накопленная амортизация показывает, какая часть амортизируемой стоимости распределена за прошедшие периоды; ее величина систематически увеличивается. Соответственно балансовая стоимость отражает убывающую, подлежащую распределению в будущем до конца ожидаемого срока использования объекта в данной организации стоимость, включая расчетную ликвидационную.  

Накопленная амортизация, которая была бы начислена в качестве расхода при отсутствии субсидий, признается в качестве расхода того отчетного периода, в котором совершился возврат правительственной субсидии.  

Накопленная Амортизация ( Accumulated Depreciation), который является контрсчетом к соответствующему счету актива.  

Средняя погрешность накопленной амортизации — / DdA может при этом достигать десятков тысяч рублей. Например, если / ( ЮО 000 руб., е 0 2, то УЖ4 20 000 руб., — величина, сопоставимая с прибылью на 100000 руб. основных средств.  

Отметим, что накопленная амортизация увеличивается ежегодно прямо пропорционально объему выполненных работ.  

При выбытии основных средств накопленная амортизация по объекту списывается в уменьшение его первоначальной стоимости.  

Разница между первоначальной стоимостью и накопленной амортизацией составляет чистую балансовую стоимость. Грубо говоря, она показывает, какая доля первоначальных активов остается для производства прибыли в будущем. Подробнее амортизационные отчисления рассмотрены в предыдущей главе.  

Деловая репутация учитывается по первоначальной стоимости минус любая накопленная амортизация и любые накопленные убытки от обесценения.  

Затем остаточная стоимость списывается путем дебетования счета Накопленная амортизация на сумму амортизации, начисленной вплоть до даты выбытия, и кредитования счета активов на величину первоначальной стоимости данного объекта основных средств.  

При переоценке нематериального актива подлежит пересчету и сумма накопленной амортизации, с тем чтобы переоцененная балансовая стоимость объекта первоначальная стоимость минус накопленная амортизация) была равна принятой справедливой его стоимости. При этом сумма накопленной амортизации уменьшается пропорционально уменьшению первоначальной стоимости нематериального актива. Возможен иной вариант, при котором сумма амортизации исключается вообще, а остаточная стоимость нематериального актива переоценивается до величины его справедливой стоимости.  

Но если мы, например, будем показывать использование накопленной амортизации, дебетуя счета 02 Амортизация основных средств и 05 Амортизация нематериальных активов, то будут искажаться данные об остаточной стоимости внеоборотных активов.  

К внутренним источникам относятся, главным образом нераспределенная прибыль и накопленная амортизация. Такой тип финансирования называется самофинансированием, так как источником денежных ресурсов служат финансовые нетто-поступления, генерированные деловыми операциями самой фирмы, т.е.

Амортизация основных средств: методы начисления

ее денежные потоки за определенный период за вычетом ее операционных расходов, процентных платежей на заимствованные финансовые ресурсы, налогов, дивидендов и некоторых других денежных оттоков.  

Износ по основным средствам и нематериальным активам представляет собой сумму накопленной амортизации за предшествующие периоды по основным средствам и нематериальным активам, отраженным в расчетном балансе по первоначальной стоимости.  

Учетная оценка здания в 2001 г. равна первоначальной стоимости за вычетом накопленной амортизации по нормам MACRS в размере 1320000 дол.  

Страницы:      1    2    3    4

Выбытие объектов основных средств.

Методологические аспекты операций по бухгалтерскому учету выбытия основных средств регулируются Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 (далее — ПБУ 6/01) и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными Приказом Минфина России от 13.10.2003 года № 91н.

В соответствии с пунктом 29 ПБУ 6/01 стоимость основного средства, которое выбывает из организации или не может больше приносить доход, необходимо списать с баланса.

На практике существует множество вариантов, при которых имущество должно быть списано, в частности:

— его реализация сторонней компании или физическому лицу;

— моральный и (или) физический износ, при котором объект ОС не может продолжать использоваться в деятельности компании;

— поломка, при которой имущество не подлежит ремонту и восстановлению;

— ликвидация в результате форс-мажорных обстоятельств, например: стихийных бедствий, наводнения или пожара;

— передача в качестве вклада в уставный капитал дочерней компании;

— обмен на другое основное средство;

— выявление недостачи или порчи имущества при проведении периодической инвентаризации;

— другие аналогичные ситуации.

Бухгалтерский учет операций по выбытию основных средств

Для отражения в бухгалтерском учете операций по выбытию ОС в рабочий план счетов организации может быть включен субсчет «Выбытие основных средств», на котором аккумулируется остаточная стоимость объекта.

Типовой конфигурацией бухгалтерской программы 1С: Предприятие для этих целей предусмотрен субсчет 01.09. Поскольку применение данного субсчета является правом компании, она должна утвердить его использование в учетной политике.

При выбытии основных средств в бухгалтерском учете организации делаются следующие проводки:

— Дебет счета 01.09 «Выбытие основных средств» Кредит счета 01.01 «Основные средства в организации» — наименование хозяйственной операции: списание первоначальной стоимости объекта ОС;

— Дебет счета 02.01 «Амортизация основных средств» Кредит счета 01.09 «Выбытие основных средств» — наименование хозяйственной операции: списание накопленной амортизации по объекту ОС.

В случае, если основное средство подлежит списанию при полном физическом износе, размер начисленной амортизации по нему равен его первоначальной стоимости.

Иными словами, имущество полностью изношено и не подлежит дальнейшему использованию. Соответственно, сальдо на субсчете 01.09 будет отсутствовать, поскольку остатки на счетах 01.01 и 02 равны между собой.

Однако существует множество вариантов, при которых происходит выбытие ОС не самортизированных полностью. Это рассмотренные нами выше случаи поломки, реализации на сторону, передачи в качестве вклада в уставный капитал, ликвидации в результате стихийных бедствий и т.п.

В этом случае при проведении в учете вышеуказанных хозяйственных операций счет 01.09 будет иметь сальдо.

Амортизация основных средств

Это так называемая остаточная стоимость объекта ОС, расчет которой более наглядно можно представить в виде формулы:

Первоначальная стоимость ОС – Начисленная амортизация по объекту ОС = Остаточная стоимость ОС.

Для понимания механизма списания основных средств при наличии остаточной стоимости или неполной амортизации необходимо рассмотреть порядок начисления амортизации данных объектов.

Амортизация ОС в бухгалтерском и налоговом учете

Очевидно, что различное имущество можно использовать различные периоды времени. Если здания и аналогичные капитальные постройки могут эксплуатироваться очень долго, то срок использования, к примеру, офисной техники, как правило, не превышает 10 лет в силу как физического, так и морального износа.

Для понимания фактической стоимости имущества на соответствующую отчетную дату придуман механизм амортизации – поэтапного списания его стоимости в течение установленного срока полезного использования.

Законодательством по бухгалтерскому учету предусмотрено несколько вариантов расчета амортизации, в налоговом учете предусмотрены всего два: линейный и нелинейный. Однако на практике большинство компаний используют линейный метод. Этот вариант предполагает применение следующей формулы:

Первоначальная стоимость ОС / Срок полезного использования (в месяцах) = Ежемесячная сумма амортизации

Организации следует начислять амортизацию с месяца, следующего за месяцем принятия основного средства к учету вне зависимости от даты оприходования. К примеру, даже если компания приняла объект к учету 1-го февраля, то амортизационные начисления должны рассчитываться, начиная с марта месяца.

Последнее амортизационное отчисление приходится на месяц окончания срока полезного использования либо списания объекта с баланса вследствие его выбытия по любой причине.

Обычно начисление амортизации не прерывается в течение всего срока службы ОС, как в бухгалтерском, так и налоговом учете. Исключение составляет, в частности, консервация имущества на срок более трех месяцев (например: при сезонном производстве в период межсезонья станки не эксплуатируются).

Руководитель компании должен издать приказ на консервацию объекта на определенный срок, а также предусмотреть комплекс мероприятий по его сохранности. Это вполне логично, учитывая то, что на период консервации начисление амортизации ОС прекращается, что подразумевает то, что объект не изнашивается и сохраняется в прежнем виде.

Также начисление амортизации приостанавливается на период восстановления ОС (его реконструкции либо модернизации) на срок, превышающий один год.

Бухгалтерским и налоговым законодательством предусмотрены виды имущества, амортизация по которым не начисляется. В качестве примера можно привести объекты, полезные свойства которых с течением времени не изменяются: различные объекты природопользования, земельные участки, музейные экспонаты и т.п.

Сроки полезного использования ОС

По общему правилу сроком полезного использования основного средства считается период времени, определяемый месяцами, в течение которого объект ОС используется в деятельности компании и соответственно приносит доход.

Особенностью методологии бухгалтерского учета в части определения сроков полезного использования является право организации устанавливать этот срок самостоятельно.

Несмотря на это допущение, сроки должны быть определены объективно, с учетом технических свойств объекта ОС, планируемого режима его эксплуатации, а также нюансов производственного процесса на данном предприятии (вредного воздействия на основное средство, агрессивной среды, температурного режима и пр.).

Налоговое законодательство содержит существенное отличие в требованиях к определению сроков полезного использования амортизируемого имущества.

Пунктом 1 статьи 258 Налогового Кодекса РФ установлено, что для этих целей организации необходимо руководствоваться специальным нормативным актом – Классификацией основных средств, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 года № 1.

В указанном документе ОС подразделяются на 10 амортизационных групп в зависимости от сроков полезного использования, от наименьших до самых больших. Имущество представлено по видам, исходя из групп, предусмотренных Общероссийским Классификатором Основных Фондов (ОКОФ).

Для того чтобы отнести имущество к соответствующей амортизационной группе для целей налогового учета необходимо сначала найти его категорию в ОКОФ, установить подраздел, к которому относится объект, а затем установить его группу в Классификации.

Иногда случается, что некоторые специализированные основные средства, рассматриваемым нормативным актом не предусмотрены. В этом случае срок полезного использования для целей налогообложения определяется с учетом технических свойств объекта и рекомендаций организации-изготовителя, зачастую содержащихся в инструкциях, технических паспортах и прочих товаросопроводительных документах.

Поскольку законодательством по бухгалтерскому учету применение вышеуказанной Классификации основных средств не предусмотрено, применение различных методик определения срока полезного использования неизменно приведет к начислению разных сумм амортизации по одному и тому же объекту в целях бухгалтерского и налогового учета.

Чтобы не путаться в различающихся амортизационных отчислениях и не вести учет возникающих разниц, большинство компаний применяют Классификацию ОС и в целях бухгалтерского учета, предварительно утвердив этот порядок в учетной политике.

Налоговым Кодексом РФ также установлено понятие амортизационной премии. Это означает, что в момент принятия основного средства к учету организация имеет право сразу же учесть в составе расходов от 10 до 30% его первоначальной стоимости. Оставшаяся сумма подлежит амортизации в общем порядке.

Помимо очевидной выгоды в виде уменьшения налоговой базы на часть стоимости объекта ОС данный порядок опять же влечет различия бухгалтерской и налоговой амортизации. В связи с этим налогоплательщики предпочитают отказываться от использования амортизационной премии.

Налоговое законодательство отдельно рассматривает приобретение имущества, бывшего в эксплуатации. Действительно, часто компании из соображений экономии принимают решения отказаться от приобретения нового основного средства, заменив его аналогичным объектом, бывшим ранее в использовании.

В этом случае Налоговый Кодекс РФ предпочитает вполне логичный порядок определения срока полезного использования, с учетом срока его эксплуатации предыдущим собственником.

Например, компания приобрела легковой автомобиль у физического лица. Из представленных прежним владельцем документов следует, что транспортное средство использовалось в течение трех лет. Этот срок новый собственник может вычесть из срока, установленного Классификацией основных средств для нового транспорта.

Данная методика не идет в разрез с требованиями бухгалтерского законодательства, при котором, самостоятельно определяя срок использования имущества, компания также может учесть период предшествующей эксплуатации.

Реализация ОС в бухгалтерском и налоговом учете

Операции по продаже основного средства являются одним из вариантов, при котором имущество выбывает, имея остаточную стоимость.

Выше мы рассматривали операции по списанию стоимости объектов с применением счета 01.09 «Выбытие ОС». В данном случае указанный счет будет иметь сальдо, равное остаточной стоимости объекта, которая списывается в состав прочих расходов компании следующей проводкой:

Дебет счета 91.02 «Прочие расходы» Кредит 01.09 «Выбытие ОС» — содержание хозяйственной операции: списание в состав расходов остаточной стоимости объекта.

Дополнительно составляются бухгалтерские записи:

Дебет счета 62.01 «Расчеты с покупателями и заказчиками» Кредит счета 91.01 «Прочие доходы» — содержание хозяйственной операции: учтена выручка от продажи ОС в сумме, согласованной сторонами в договоре;

Дебет счета 91.02 «Прочие расходы» Кредит счета 68.02 «Расчеты с бюджетом по НДС» — содержание хозяйственной операции: начислен НДС.

Поскольку в целях налогообложения прибыли не имеет значения что было реализовано – товар или основное средство, сумма полученной выручки признается доходом для целей налогового учета.

Обратите внимание: по мере выхода и вступления в силу изменений законодательства Российской Федерации часть информации, которая приведена на этой странице, может оказаться устаревшей и не подлежащей применению.

Получить консультацию и заказать необходимую услугу Вы можете у специалистов нашей компании по телефонам в Москве: +7 (495) 795-85-39, +7 (903) 713-67-52.