Налог на добычу полезных

4.7 Налог на добычу полезных ископаемых

Налог на добычу полезных ископаемых является федеральным на­логом, регулируется НК РФ (главой 26 «Налог на добычу полезных ископаемых») и обязателен к применению на всей территории Рос­сийской Федерации.

Налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых признаются организации и индивидуальные предприниматели, при­знаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налогоплательщики подлежат постановке на учет в качестве нало­гоплательщика налога на добычу полезных ископаемых по месту на­хождения участка недр в течение 30 календарных дней с момента го­сударственной регистрации лицензии (разрешения) на пользование участком недр.

Налогоплательщики, осуществляющие добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключитель­ной экономической зоне Российской Федерации, а также за предела­ми территории Российской Федерации, если добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федера­ции (либо арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора), подлежат постановке на учет в качестве налогоплательщика налога по месту нахождения орга­низации либо месту жительства физического лица.

Объектом налогообложения признаются:

  • полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добы­вающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством Российской Фе­дерации;
  • полезные ископаемые, добытые из недр за пределами террито­рии Российской Федерации, если эта добыча осуществляется на тер­риториях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора), на участке недр, предоставлен­ном налогоплательщику в пользование.

Полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), по своему качеству соответствую­щая государственному стандарту РФ, стандарту отрасли, региональ­ному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемо­го — стандарту (техническим условиям) организации.

Объектом налогообложения признается только добытое полезное ископаемое.

Видами добытого полезного ископаемого являются: антрацит, уголь каменный, уголь бурый и горючие сланцы, торф, углеводород­ное сырье (нефть, газовый конденсат, газ горючий природный) и дру­гие виды в соответствии с п. 2 ст. 337 НК РФ.

Налоговая база определяется двумя методами в зависимости от вида добываемого полезного ископаемого:

Виды полезных ископаемых

Налоговая база

Нефть обезвоженная, обессоленная и ста­билизированная, попутный газ и газ го­рючий природный из всех видов место­рождений углеводородного сырья

Количество «добытых полезных ископаемых в натуральном выра­жении

Остальные виды добываемых полезных ископаемых

Стоимость добытых полезных ископаемых

Количество добытого полезного ископаемого определяется нало­гоплательщиком самостоятельно в единицах массы или объема. Опре­деление количества добытого полезного ископаемого осуществляется двумя методами:

  • прямой — посредством применения измерительных средств и ус­тройств. Количество добытого полезного ископаемого определяется с учетом фактических потерь;
  • косвенный — количество добытого полезного ископаемого оп­ределяется расчетно по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье.

Применяемый метод определения количества добытого полезного ископаемого подлежит утверждению в учетной политике налогопла­тельщика для целей налогообложения и применяется налогоплательщиком в течение всей деятельности по добыче полезного ископаемого. Метод определения количества добытого полезного ископаемого, ут­вержденный налогоплательщиком, подлежит изменению только в случае внесения изменений в технический проект разработки место- I рождения полезных ископаемых в связи с изменением применяемой технологии добычи полезных ископаемых.

Оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется одним из трех способов:

  • исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствую­щий налоговый период цен реализации без учета субсидий — способ применяется при наличии государственных субсидий из бюджета к ценам реализации на возмещение разницы между оптовой ценой и расчетной стоимостью;
  • исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствую­щий налоговый период цен реализации добытого полезного ископае­мого — способ применяется при отсутствии государственных субси­дий из бюджета к ценам реализации;
  • исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых — способ применяется при отсутствии у налогоплательщика реализа­ции. Сущность каждого способа оценки стоимости добытых полезных ископаемых изложена в ст. 340 НК РФ.

Налоговым кодексом РФ установлены налоговые льготы по нало­гу на добычу полезных ископаемых: в п. 2 ст. 336 дан Перечень полез­ных ископаемых, не признаваемых объектом налогообложения.

Налоговым периодом признается календарный месяц.

По налогу на добычу полезных ископаемых установлены налого­вые ставки от 0 до 8% (ст. 342 НК РФ).

Сумма налога по добытым полезным ископаемым исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода по каждому добытому полезному ископаемому. Налог подлежит упла­те по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного на­логоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Сумма налога, исчисленная по полезным ископаемым, добытым за пределами территории Российской Федерации, подлежит уплате по месту нахождения организации или месту жительства индивидуаль­ного предпринимателя.

Налог уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговая декларация представляется в налоговый орган по ме­сту нахождения (месту жительства) налогоплательщика не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим налоговым пери­одом, по форме, утвержденной приказом Минфина России.

Налогоплательщики

Налогоплательщиками НДПИ признаются пользователи недр — организации (российские и иностранные) и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В РФ практически все полезные ископаемые (за исключением общераспространённых: мел, песок, отдельные виды глины) являются гос. собственностью, и для добычи этих полезных ископаемых необходимо получить специальное разрешение и встать на учёт в качестве плательщика НДПИ (ст. 335 НК РФ).

Налогоплательщики подлежат постановке на учёт в качестве налогоплательщика НДПИ по месту нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение 30 календарных дней с момента государственной регистрации лицензии (разрешения) на пользование участком недр. Местом нахождения участка недр в данном случае признаётся территория субъекта Российской Федерации, на которой расположен участок недр.

Если налогоплательщик осуществляет добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также за пределами территории Российской Федерации (если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ, например на территориях арендуемых у иностранных государств) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование, то в таком случае налогоплательщик подлежат постановке на учёт в качестве налогоплательщика налога по месту нахождения организации либо по месту жительства физического лица.

Объект налогообложения

Объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются (ст. 336 НК РФ):

  • полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах;
  • полезные ископаемые, добытые из недр за пределами территории Российской Федерации, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование.

Не признаются объектом налогообложения:

  • общераспространённые полезные ископаемые и подземные воды, не числящиеся на государственном балансе запасов полезных ископаемых, добытые индивидуальным предпринимателем и используемые им непосредственно для личного потребления;
  • добытые (собранные) минералогические, палеонтологические и другие геологические коллекционные материалы;
  • полезные ископаемые, добытые из недр при образовании, использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение. Порядок признания геологических объектов особо охраняемыми геологическими объектами, имеющими научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение, устанавливается Правительством Российской Федерации;
  • полезные ископаемые, извлеченные из собственных отвалов или отходов (потерь) горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если при их добыче из недр они подлежали налогообложению в общеустановленном порядке;
  • дренажные подземные воды, не учитываемые на государственном балансе запасов полезных ископаемых, извлекаемых при разработке месторождений полезных ископаемых или при строительстве и эксплуатации подземных сооружений;
  • метан угольных пластов.

Понятие добытого полезного ископаемого

Ключевым понятием для исчисления НДПИ является «добытое полезное ископаемое». Законодатель связывает факт добычи полезного ископаемого с возникновением обязанности уплатить НДПИ. Однако минеральное сырье претерпевает изменения в процессе добычи. Например, руды в недрах залегают в виде горного массива; после взрыва массива куски руды отделяются (извлекаются из недр) и перемещаются для переработки; в процессе переработки руда повергается дроблению и измельчению. Все это разные состояния одного и того же вещества, но только одно из них признается добытым полезным ископаемым. Таким образом, для правильного налогообложения важными становятся ответы на два связанных друг с другом вопроса: какое состояние минерального сырья является добытым полезным ископаемым и в какой момент заканчивается добыча. Статья 337 Налогового кодекса РФ дает следующие определения добытого полезного ископаемого:

1. <…> При этом полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров (если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи), содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая национальному стандарту, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого — стандарту организации. 3. Полезным ископаемым также признается продукция, являющаяся результатом разработки месторождения, получаемая из минерального сырья с применением перерабатывающих технологий, являющихся специальными видами добычных работ (в частности, подземная газификация и выщелачивание, дражная и гидравлическая разработка россыпных месторождений, скважинная гидродобыча), а также перерабатывающих технологий, отнесенных в соответствии с лицензией на пользование недрами к специальным видам добычных работ (в частности добыча полезных ископаемых из пород вскрыши или хвостов обогащения, сбор нефти с нефтеразливов при помощи специальных установок).

В пункте 1 статьи 337 Налогового кодекса РФ приведено общее определение добытого полезного ископаемого, а в пункте 3 — специальное, применяемое в особых случаях. Общее определение указывает 3 признака добытого полезного ископаемого:

  • это продукция горнодобывающей промышленности (соблюдение этого признака проверяется по Классификатору видов деятельности (например, ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)
  • оно содержится в извлеченном из недр минеральном сырье (этот признак задает минимальный объем операций, которому должно быть подвергнуто добытое полезное ископаемое — должно быть отделено от горного массива, то есть от недр)
  • это первая продукция, для которой предусмотрен стандарт (этот признак задает максимальный объем операций, которому должно быть подвергнуто добытое полезное ископаемое).

Для иллюстрации рассмотрим пример с известняком, который добывается из карьера и перерабатывается в щебень на дробильной установке. Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОК 034-2014 (КПЕС 2008)) относит и известняк, и щебень к разделу «08 Продукция горнодобывающих производств прочая», то есть по одному только первому критерию невозможно определить, какое из рассматриваемых веществ не является добытым полезным ископаемым. И отколотый в карьере известняк, и уж тем более щебень, который является раздробленным известняком, отвечают также и второму критерию. И на известняк, и на щебень существуют национальные стандарты (на известняк — это ГОСТ 31436-2011 «Породы горные скальные для производства щебня для строительных работ. Технические требования и методы испытаний»), но известняк является первой в производственном цикле продукцией, соответствующей стандарту, а значит он и должен признаваться добытым полезным ископаемым. То есть добыча заканчивается в момент получения известняка, а его дробление будет являться переработкой, которая, по общему правилу, никогда не осуществляется вместе с добычей.

Существуют ситуации, когда общее определение добытого полезного ископаемого не применяется. Во всех таких ситуациях имеет место совмещение добычных и перерабатывающих операций в единый процесс. Например, полезные компоненты руды растворяются и выкачиваются через скважины или драга черпает породу и перерабатывает ее в концентрат. И одним из таких случаев является добыча полезных ископаемых из пород вскрыши. Вскрыша, которая представлена скальными породами, может быть переработана в щебень, и тогда именно щебень (а не вскрыша) будет признана добытым полезным ископаемым, но при условии, что такая переработка отнесена в соответствии с лицензией на пользование недрами к специальным видам добычных работ. Такое отнесение на практике выражается в том, что в приложении к лицензии указывается на то, что недропользователь производит щебень из пород вскрыши.

Помимо определений добытого полезного ископаемого в статье 337 Налогового кодекса РФ приведен перечень видов полезных ископаемых, разделенных на группы. Такое разделение решает 2 задачи:

  • позволяет законодателю в отдельных случаях уточнить, какое состояние минерального сырье является добытым полезным ископаемым (например, для металлов указано, что это товарные руды, а не концентраты; а для золота, наоборот, указано, что добытым полезным ископаемым могут быть и концентраты)
  • позволяет задавать налоговые ставки сразу для целых групп

Налоговая база

Налоговой базой является стоимость добытых полезных ископаемых (для всех полезных ископаемых, кроме нефти, природного газа, газового конденсата, угля и многокомпонентных руд, добываемых в Красноярском крае). Для нефти, природного газа, газового конденсата, угля и многокомпонентных руд, добываемых в Красноярском крае, налоговой базой является количество добытого полезного ископаемого.

Количество добытого полезного ископаемого определяется чаще всего либо прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) методом, либо косвенным (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методом. Применяемый налогоплательщиком метод определения количества добытого полезного ископаемого подлежит утверждению в учетной политике налогоплательщика для целей налогообложения и применяется налогоплательщиком в течение всей деятельности по добыче полезного ископаемого. Метод определения количества добытого полезного ископаемого, утверждённый налогоплательщиком, подлежит изменению только в случае внесения изменений в технический проект разработки месторождения полезных ископаемых в связи с изменением применяемой технологии добычи полезных ископаемых. На практике налогоплательщики очень часто ошибаются в выбранном методе. Например, при добыче руды весы могут измерять не саму руду, а продукт ее передела. Такой способ определения количества полезного ископаемого правильней называть косвенным, хотя нередко его относят к прямым лишь на том основании, что для определения использовалось измерительное устройство.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду добытого полезного ископаемого.

Оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется налогоплательщиком самостоятельно.

В 2012 году возникла юридическая неопределённость, что является налоговой базой для газового конденсата. Министерство финансов Российской Федерации разъяснило, что налоговая база для конденсата с 2012 года должна определяться как его количество.

Налоговые ставки

Глава 26 НК РФ устанавливает различные налоговые ставки в зависимости от вида полезных ископаемых. Так, налогообложение производится по ставке 3.8% при добыче калийных солей; 4.0% — торфа, горючих сланцев, апатитовых и фосфоритовых руд; 4.8% — руд черных металлов; 5.5% — сырья радиоактивных металлов, соли природной и чистого хлористого натрия, подземных промышленных и термальных вод, бокситов; 6.0% — горнорудного неметаллического сырья; 6.5% — концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы (за исключением золота); 7.5% — минеральных вод; 8.0% — руд цветных и редких металлов, природных алмазов и других драгоценных и полудрагоценных камней; 16.5% — углеводородного сырья. При добыче некоторых полезных ископаемых устанавливается ставка 0%.

Ставки бывают двух видов: твёрдые (для нефти, газа, газового конденсата и угля, а также многокомпонентных руд, добываемых в Красноярском крае) и адвалорные (для всех остальных ископаемых). Для ставок для нефти, газа, угля, руд черных металлов предусмотрены понижающие коэффициенты, которые применяются при выполнении налогоплательщиками условий, оговоренных в Налоговом кодексе РФ.

Существует зависимость между типом ставки и способом определения налоговой базы, к которой эта ставка должна применяться. Твердые ставки применяются к налоговой базе, выраженной в количестве добытого полезного ископаемого. Адвалорные ставки применяются к налоговой базе, выраженной в стоимости добытого полезного ископаемого.

В 2012 году существовала проблема несоответствия налоговой ставки и налоговой базы по газовому конденсату.

С 1 января 2012 года для газового конденсата действовавшая ранее адвалорная ставка 17,5 процентов была заменена на твердую ставку 556 рублей (на период с 1 января по 31 декабря 2012 года включительно), 590 рублей (на период с 1 января по 31 декабря 2013 года включительно), 647 рублей (начиная с 1 января 2014 года) за 1 тонну добытого газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья. Однако налоговая база и до 2012 года, и в 2012 году согласно статье 338 Налогового кодекса РФ определялась как стоимость добытого газового конденсата.

29 ноября 2012 года был опубликован Федеральный закон от 29.11.2012 № 204-ФЗ «О внесении изменений в главу 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», который исправил указанное выше несоответствие. При этом закону была придана обратная сила.

Вопрос несоответствия налоговой ставки и налоговой базы по газовому конденсату в 2012 году стал предметом судебного разбирательства. 16 июля 2013 года Конституционный Суд РФ в определении № 1173-О указал, что данная ситуация не нарушает Конституции РФ. Вопрос рассогласования должен быть разрешен арбитражными судами путём толкования.

Налоговые льготы

Формально глава 26 Налогового кодекса не оперирует термином «налоговая льгота». Однако с экономической точки зрения к таковым следует отнести нулевые ставки, понижающие коэффициенты, налоговые вычеты, а также установленные в статье 336 Налогового кодекса РФ исключения из объекта налогообложения.

Налоговые вычеты по НДПИ предусмотрены для угля (добытого после 1 апреля 2011 года) и нефти, добытой после 1 января 2012 года на участках недр, расположенных полностью или частично в границах Республики Татарстан или Республики Башкортостан.

Понижающие коэффициенты корректируют базовые налоговые ставки. Коэффициенты предусмотрены прежде всего для нефти (причём для нефти есть как понижающие коэффициенты — Кв, Кз, так и повышающий — Кц). Для независимых (от Газпрома) производителей газового конденсата также предусмотрен понижающий коэффициент. Кроме перечисленного, Налоговый кодекс РФ предусматривает понижающий коэффициент 0,7 для любых видов полезных ископаемых, однако он не имеет широкого применения в виду невозможности выполнить условия для его получения для большинства недропользователей.

Изъятия из объекта налогобложения отличается от ставки 0 тем, что недропользователи, которые добывают ископаемые, исключенные из объекта налогообложения, не обязаны отчитываться по ним перед налоговыми органами. Например, угольные предприятия не обязаны отчитываться по метану угольных пластов, который они добывают попутно с углем. Если бы метан угольных пластов облагался бы по ставке 0, то угледобывающие предприятия все равно не платили бы с него НДПИ, но при этом были бы обязаны вести учет добычи этого ископаемого и отчитываться по нему перед налоговыми органами.

Налог на добычу полезных ископаемых

Актуально на: 16 июня 2017 г.

Налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) являются организации и индивидуальные предприниматели, которые признаются пользователями недр (п. 1 ст. 334 НК РФ). То есть занимаются добычей полезных ископаемых на основании лицензии. Такие лица подлежат постановке на учет в налоговых органах в качестве плательщиков НДПИ (ст. 335 НК РФ).

Объектом налогообложения НДПИ являются полезные ископаемые (п. 1 ст. 336 НК РФ):

  • добытые из недр на территории РФ;
  • извлеченные из отходов/потерь производства по добыче, если такое извлечение лицензируется в соответствии с законодательством РФ;
  • добытые из недр на территории, находящейся под юрисдикцией РФ.

Вместе с тем под объект налогообложения не подпадают (п. 2 ст. 336 НК РФ):

  • общераспространенные полезные ископаемые, добытые с целью использования для собственных нужд;
  • добытые минералогические, палеонтологические, геологические коллекционные материалы;
  • полезные ископаемые, добытые из недр при образовании, использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов;
  • и некоторые другие.

Налоговым периодом по НДПИ признается календарный месяц (ст. 341 НК РФ).

Перенос сроков уплаты НДПИ

В предусмотренных законом случаях указанные сроки уплаты НДПИ можно увеличить. Сразу отметим, что это возможно благодаря нормам права, устанавливающим льготы не только для НДПИ, но и для любых других налогов.

Так, уплата любого налога может быть отсрочена на 1 год, а федерального налога, к которому относится НДПИ, — на 3 года (п. 1 ст. 64 НК РФ). При этом расчеты с ФНС могут осуществляться как единовременно, в виде отсрочки, так и поэтапно, в виде рассрочки.

ФНС дает отсрочку по тем основаниям, которые определены в п. 2 ст. 64 НК РФ, а именно в случае возникновения у налогоплательщика финансовых сложностей, при которых есть определенные гарантии того, что он тем не менее рассчитается с бюджетом в рамках отсрочки или рассрочки, и при наличии одного из следующих условий:

  1. Хозяйствующему субъекту был причинен ущерб при форс-мажорных обстоятельствах.
  2. Плательщик является получателем бюджетных ассигнований и иных преференций, которые не были предоставлены ему и без которых он не может уплатить налог.
  3. Плательщик может стать банкротом вследствие единовременной уплаты НДПИ.
  4. Плательщик имеет сезонное производство.

Отсрочка по всем пунктам, кроме 2-го, предоставляется на величину налога, не превышающую объем чистых активов фирмы (п. 2.1 ст. 64 НК РФ).

Декларация по НДПИ в 2016 году (сроки сдачи за апрель, май, июнь и другие месяцы)

Наряду с уплатой НДПИ в срок у налогоплательщиков есть еще одно напрямую связанное с ней обязательство — представление в ФНС декларации по этому налогу.

Декларация должна представляться с того налогового периода, когда фактически начата добыча ископаемых (п. 1 ст. 345 НК РФ). Отчетность должна направляться в ФНС не позже последнего числа того месяца, который следует за прошедшим налоговым периодом (п. 2 ст. 345 НК РФ). Если последний день месяца — выходной, то срок сдачи отчетности продлевается до следующего рабочего дня, как и в случае с уплатой НДПИ.

Таким образом, декларация за периоды 2017 года сдается в такие сроки:

  • за январь — не позже 28 февраля;
  • за февраль — не позже 31 марта;
  • за март — не позже 2 мая;
  • за апрель — не позже 31 мая;
  • за май — не позже 30 июня;
  • за июнь — не позже 31 июля;
  • за июль — не позже 31 августа;
  • за август — не позже 2 октября;
  • за сентябрь — не позже 31 октября;
  • за октябрь — не позже 30 ноября;
  • за ноябрь — не позже 9 января 2018 года;
  • за декабрь — не позже 31 января 2018 года.

Актуальная форма отчетного документа утверждена приказом ФНС России от 14.05.2015 № ММВ-7-3/197@.

Декларацию нужно предоставлять в территориальное подразделение ФНС, в котором зарегистрирован плательщик НДПИ, либо в представительство ФНС по месту учета фирмы как крупнейшего налогоплательщика (если у нее есть такой статус).

С примерами расчета НДПИ можно ознакомиться в статьях:

  • «Данные для расчета НДПИ за февраль 2017 года»;
  • «Порядок расчета НДПИ на песок – пример».

Плательщики налога

Не каждая компания должна рассчитываться с государством по НДПИ. Статьей 334 НК РФ определены категории экономических субъектов, на которых закон возложил обязанность рассчитывать данный бюджетный платеж.

Налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых являются как компании, так и предприниматели, специфика деятельности которых непосредственно связана с пользованием недрами на основании лицензий и иных разрешительных документов.

>НДПИ: налоговый период

На основании ст. 341 НК РФ для указанного фискального платежа налоговым периодом по НДПИ признается один календарный месяц.

Помимо периода самой важной характеристикой данного налога является его ставка, которая позволяет определить величину налоговой нагрузки экономических субъектов.

В отношении НДПИ применяются налоговые ставки, которые различаются в зависимости от типа ресурсов, а также от сложности их получения. Ставка налога на добычу полезных ископаемых отражена в ст. 342 НК РФ.

Рассмотрим некоторые виды ставок, действующие для отдельно взятых ресурсов, добываемых из недр. Так, например, в п. 1 ст. 342 НК РФ предусмотрена нулевая ставка для ресурсов в пределах их нормативных потерь.

Компании и предприниматели, получающие торф или сланец обязаны исчислять налог по ставке 4%.

В отношении различного рода кондиционных руд цветметаллов предусматривается ставка в размере 4,8%.

Ставка величиной 6% используется при обложении битуминозных пород, а добыча руд цветных и редких металлов облагается по ставке 8%.

С полным перечнем можно ознакомиться в ст. 342 НК РФ.

Таким образом, конкретная величина налоговой ставки НДПИ зависит от вида недр, добыча которых ведется компанией или предпринимателем.

Правовыми нормами предусмотрены следующие категории послаблений для плательщиков указанного налога:

  1. Право не производить перечисление налога, если:

1.1. Плательщик добывает недра, которые не могут быть отнесены к объектам налогообложения;

1.2. Ресурсы добываются предпринимателем для собственных целей потребления или относятся к категории общераспространенных;

1.3. Ресурсы добываются из верхнего почвенного слоя;

  1. Нулевая ставка, зафиксированная в п.1 ст. 342 НК РФ;
  2. Вычеты по данному налогу, список которых представлен в ст. 343.1 и 343.2. В соответствии с указанными положениями снизить размер налога к уплате плательщик может на величину материальных затрат, расходов на создание амортизируемого имущества, достройку ОС и иные аналогичные затраты.

Льготы для налогоплательщиков, уплачивающих налог на добычу полезных ископаемых при добыче нефти

Рассматривая ход реформирования системы налогообложения в сфере добычи и использования ресурсов недр в части установления дифференцированных ставок налогообложения, необходимо отметить следующее.

Установление дифференцированных ставок налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в зависимости от условий добычи и стадии разработки месторождения противоречит основным принципам налогового законодательства, направленным на упрощение налогообложения, выравнивание условий налогообложения для всех налогоплательщиков, установление всеобщности и равенства налогообложения.

Кроме того, достаточно сложно обеспечить прозрачное и объективное администрирование критериев, определяющих дифференцированные ставки налогообложения в сфере добычи и использования ресурсов недр и правильность их применения.

Вместе с тем основными направлениями налоговой реформы в 2003 — 2005 гг. предусмотрена подготовка к 2005 г. предложений по реформированию существующей системы налогообложения в сфере добычи и использования ресурсов недр с целью увеличения рентной составляющей в платежах за пользование недрами. В частности, с 2006 г. возможно введение налога на дополнительный доход от добычи углеводородов, предусматривающий налогообложение доходов от добычи углеводородов после возмещения всех затрат, понесенных на разработку каждого конкретного лицензионного участка с учетом горно-геологических и экономико-географических условий добычи и инвестиций недропользователя в разрабатываемое месторождение. Ставки вышеуказанного налога предполагается дифференцировать в зависимости от размера прибыли, остающейся в распоряжении добывающих организаций с учетом указанных затрат.

Соответствующим министерствам финансово-экономического блока поручено в 2004 г. разработать проект главы «Налог на дополнительный доход от добычи углеводородов» Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) для внесения в Государственную Думу Российской Федерации в 2005 г. и введения данной главы настоящего Кодекса в действие с 1 января 2006 г.

При этом проблема дифференцированного налогообложения добычи полезных ископаемых должна рассматриваться в комплексе с вопросами реформирования системы недропользования и в увязке с разработкой изменений законодательства о недрах с целью законодательного урегулирования порядка определения критериев, характеризующих горно-геологическую характеристику месторождений полезных ископаемых, качество полезного ископаемого, норму рентабельности и т.п., а также установления порядка учета добытых полезных ископаемых, позволяющих определять дебитность месторождения.

Что касается применения налоговых ставок без учета коэффициента динамики мировых цен на нефть, то установление для налогоплательщиков, осуществляющих поставку нефти и газового конденсата, порядка расчета НДПИ (то есть применения иной налоговой ставки, исчисляемой без учета коэффициента динамики мировых цен на нефть) поставит в заведомо лучшие условия отдельные организации, что противоречит нормам как антимонопольного, так и налогового законодательства, нарушит принцип единообразия НДПИ, а также не позволит оперативно реагировать на колебания цен внешнего рынка.

Согласно основным началам законодательства о налогах и сборах, установленным ст.3 НК РФ, законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Налоги и сборы не могут различно применяться исходя из социальных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности.

В соответствии с Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002 — 2004 гг.), утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 10.07.2001 N 910-р, реформирование налоговой системы Российской Федерации осуществляется за счет совершенствования налогового законодательства с целью его упрощения, придания налоговой системе большей прозрачности, повышения уровня нейтральности налоговой системы по отношению к экономическим решениям организаций, в том числе за счет пересмотра и отмены большинства налоговых льгот.

Установление льготной ставки НДПИ для отдельных налогоплательщиков потребует разработки специальных методов налогового контроля налогоплательщиков, создаст возможность для уклонения от налогообложения.

Одновременно необходимо иметь в виду следующее.

Установление с 2002 г. специфической ставки НДПИ при добыче нефти, применяемой с коэффициентом, учитывающим уровень мировых цен на нефть сорта «Юралс», позволило на период до 2007 г. решить проблему применения вертикально интегрированными компаниями внутрикорпоративных цен, что, в свою очередь, привело к существенному, по сравнению с 2001 г., увеличению поступлений средств от данного налога в консолидированный бюджет. Объем поступлений НДПИ в 2002 г. в 2,1 раза превысил объем поступлений от трех ранее взимаемых налогов. При этом поступления в федеральный бюджет увеличились в 3,8 раза.

Следовательно, применяемая схема определения размера ставки НДПИ при добыче нефти позволяет изымать у нефтедобывающих компаний часть дополнительной прибыли, получаемой ими при высоких мировых ценах на нефть.

В целях сохранения поступлений в бюджет от НДПИ при добыче нефти на достигнутом уровне Федеральным законом от 07.07.2003 N 117-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» вводится с 1 января 2004 г. новая редакция ст.5 Федерального закона от 08.08.2001 N 126-ФЗ, согласно которой действующий в настоящее время порядок применения ставки НДПИ при добыче нефти продлен до 31 декабря 2006 г., а базовая налоговая ставка, применяемая при добыче нефти, устанавливается в размере 347 руб. за 1 т.

Вместе с тем вопрос реформирования в области добычи и использования ресурсов недр является актуальным и может быть решен путем усиления рентной составляющей в платежах за пользование недрами (введение налога на дополнительный доход от добычи углеводородов).

Как альтернатива введению этого налога возможно снижение ставки НДПИ для месторождений, выработавших 80% и более своего ресурса.

Кроме того, добыча углеводородов из низкопродуктивных участков недр, месторождений пониженного качества, в том числе содержащих трудноизвлекаемые запасы, может производиться на условиях соглашения о разделе продукции в соответствии с гл.26.4 «Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции» НК РФ.

Параллельно с реформированием налогообложения недропользования необходимо законодательно урегулировать порядок определения критериев, определяющих горно-геологическую характеристику месторождений полезных ископаемых, качество полезного ископаемого, норму рентабельности и т.д., а также установить порядок учета добытых полезных ископаемых, позволяющих определять дебитность месторождения, рассматривая проблему дифференциации НДПИ в комплексе с вопросами реформирования системы недропользования и в увязке с разработкой изменений законодательства о недрах.

Е.В.Грызлова

Ведущий специалист

Департамента налоговой политики

Минфина России

Контрольная работа по «Налогообложению»

Налоговый период.

В соответствии со статьей 341 НК РФ Налоговым периодом признается календарный месяц.

Порядок исчисления.

Согласно статье 343 НК РФ сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Сумма налога по нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутному газу и газу горючему природному из всех видов месторождений углеводородного сырья исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и величины налоговой базы.
Сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода по каждому добытому полезному ископаемому. Налог подлежит уплате в бюджет по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование. При этом сумма налога рассчитывается исходя из доли полезного ископаемого, добытого на каждом участке недр, в общем количестве добытого полезного ископаемого соответствующего вида.

Сумма налога, исчисленная по полезным ископаемым, добытым за пределами РФ, подлежит уплате в бюджет по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя.

Порядок уплаты налога и отчетность.

В статьях 344 и 345 НК РФ определен порядок уплаты налога и отчетности. Налог уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом .
Обязанность представления налоговой декларации возникает начиная с того налогового периода, в котором начата фактическая добыча полезных ископаемых.
Налоговая декларация представляется не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налоговая декларация представляется в налоговые органы по месту нахождения (месту жительства) налогоплательщика.

IV. Задача № 4

Организация ведет добычу торфа на основании соответствующей лицензии. Количество добытого полезного ископаемого в октябре составило 20 т. Выручка от продажи торфа в истекшем месяце – 198 000 руб. (без учета НДС), всего за месяц продано 19 т торфа. Стоимость доставки проданного торфа до покупателей в истекшем месяце составила 32 000 руб. (без учета НДС). Рассчитать налоговую базу и сумму налога на добычу полезных ископаемых. Указать сроки уплаты налога и сроки предоставления налоговой декларации.

Решение:

По данным задачи найдем стоимость 1 тонны торфа:

Цена 1 т = 198000/19=10421,05 руб.

Согласно статье 338 НК РФ, налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно как стоимость добытых полезных ископаемых.

Всего было добыто за октябрь 20 тонн, поэтому:

Нал.база. = 20 * 10421,05=208421,05 руб.

Согласно статье 340 НК РФ При определении расчетной стоимости добытого полезного ископаемого учитываются материальные расходы, определяемые в соответствии со статьей 254 настоящего Кодекса, за исключением материальных расходов, понесенных в процессе хранения, транспортировки, упаковки и иной подготовки. Поэтому затраты на доставку торфа в определении стоимости добытых полезных ископаемых мы не учитываем.

Согласно статье 342 НК РФ, для добычи торфа применяется налоговая ставка 4%, поэтому:

НДПИ = 208421,05*0,04= 8336,84 руб. – сумма налога на добычу полезных ископаемых за октябрь.

В соответствии со статьей 344 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате по итогу налогового периода, уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Согласно статье 341 НК РФ налоговым периодом признается календарный месяц, поэтому налог должен быть уплачен не позднее 25 ноября.

Согласно статье 345 НК РФ налоговая декларация представляется не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

    Задача: определить налог на добычу полезных ископаемых

    СПАСИБО ЗА ПОМОЩЬ. ТЕМА ОЧНЬ АКТУАЛЬНА ) УЧЛА ВАШИ ЗАМЕЧАНИЯ И ПРОШУ ПОСМОТРЕТЬ НА «КОНЕЧНЫЙ» К СЕГОДНЯШНЕМУ ДНЮ ВАРИАНТ МОЕГО РЕШЕНИЯ
    ОГРОМНОЕ СПАСИБО ЗА ПОМОЩЬ, ПРОСТО НЕ ЗНАЮ КАК ВАС БЛАГОДАРИТЬ, ВЫ ЕДИНСТВЕННАЯ, КТО СОГЛАСИЛСЯ ПОМОЧЬ И ДАЛ СОВЕТ…ОЧЕНЬ ПРИЗНАТЕЛЬНА )) СПАСИБО!
    Торфодобывающее предприятие за 1 квартал 2002 года фактически добыло 6000 тонн торфа. Фактические потери при добыче составили 150 тонн. Размер нормативных потерь составил 2% от объема добычи. Реализовано в этом периоде 4200 тонн торфа на сумму 1200000 рублей, в том числе НДС.
    Определить налог на добычу полезных ископаемых.
    Решение:
    Для расчета налога на добычу полезных ископаемых (далее НДПИ), необходимо определить налоговую базу и ставку налога.
    Согласно статье 338-340 Налогового кодекса РФ, налоговая база определяется плательщиком самостоятельно, как стоимость добытых полезных ископаемых, за исключением нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья.
    Налоговая база по НДПИ — это стоимость добытых полезных ископаемых. Из сказанного выше можно сделать вывод, что для формирования налоговой базы по НДПИ нужны две составляющие: количество добытого полезного ископаемого и его стоимость.
    Ставка налога НДПИ согласно статье 342 п.12 Налогового кодекса РФ (в нашем конкретном случае на добычу торфа) составляет 4% и 0% в случаях, перечисленных статьей 342 п.1 Налогового кодекса РФ.
    1. Рассчитаем количество добытого торфа за 1 квартал 2002 года с учетом фактических потерь при добыче:
    6 000+150=6 150 (т.)
    2. Рассчитаем нормативные потери торфа (2%), которые можно учесть при налогообложении:
    6 150*2/100=123 (т.)
    3. Рассчитаем количество торфа, которое подлежит налогообложению по общепринятой процентной ставке:
    6 000+150-123=6 027 (т.)
    Следовательно, по итогам 1 квартала 2002 года обложению НДПИ подлежат:
    • по налоговой ставке 0% — 123 тонны торфа;
    • по налоговой ставке 4% — 6 027 тонны торфа.
    4. Рассчитаем сумму НДС в выручке за реализации 4200 тонн торфа:
    1 200 000*18/118= 183 050,85 (руб.)
    5. Рассчитаем сумму выручки за реализацию 4200 тонн торфа без учета НДС:
    1 200 000-183 050,85=1 016 949,15 (руб.)
    6. Определим средневзвешенную цену за стоимости единицы добытого торфа:
    1 016 949,15/4 200=242,13 (руб.)
    7. Рассчитаем стоимостную оценку налогооблагаемой базы:
    6027*242,13=1 459 317,51 (руб.)
    8. Рассчитаем НДПИ (4%):
    1 459 317,51*4/100=58 372,70 (руб.)
    Ответ: Налог на добычу полезных ископаемых за 1 квартал 2002 года составил 58 372, 70 рублей. Налог уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом по месту нахождения каждого участка недр. По полезным ископаемым, добытым за пределами РФ, налог уплачивается по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя. Обязанность представления налоговой декларации возникает начиная с того налогового периода, в котором начата фактическая добыча полезных ископаемых. Налоговая декларация представляется не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (статья 344-345 Налогового кодекса РФ).

    42. Налог на добычу полезных ископаемых.

    • •Контрольные вопросы ко всем темам
    • •1. Понятие, признаки и функции налогов. Отличительные признаки налога, сбора, пошлины.
    • •2. Система налогов и сборов Российской Федерации: понятие, структура. Классификация налогов и сборов.
    • •3. Понятие налогового режима. Виды налоговых режимов.
    • •4. Понятие и значение налоговой модели. Элементы налоговой модели.
    • •5. Установление и введение налогов и сборов: понятие, общая характеристика.
    • •6. Налоговое право: понятие, предмет, метод.
    • •7. Соотношение налогового права с другими отраслями, подотраслями и институтами права.
    • •8. Основные начала законодательства о налогах и сборах (принципы налогового права).
    • •9. Нормы налогового права. Понятие и виды. Действие норм налогового права в пространстве, по кругу лиц, во времени.
    • •Особенности норм налогового права
    • •Особенности норм налогового права:
    • •Виды норм налогового права Виды норм налогового права
    • •10. Понятие налогового правоотношения, его элементы.
    • •11. Юридические факты в налоговом праве: понятие, значение, виды.
    • •12. Источники налогового права: понятие и виды.
    • •13. Понятие налогоплательщика, плательщика сборов и налогового агента. Резиденты и нерезиденты.
    • •Налоговые резиденты и нерезиденты
    • •14. Права и обязанности налогоплательщиков и плательщиков сборов. Права и обязанности налогоплательщиков
    • •2.1 Права налогоплательщиков (плательщиков сборов)
    • •2.2 Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов)
    • •2.3 Налоговые агенты, их права и обязанности
    • •15. Представительство в налоговых правоотношениях: понятие, виды, общая характеристика. Представители налогоплательщиков, их полномочия, права и обязанности
    • •16. Обжалование актов (решений) налоговых и иных органов, действий и бездействия их должностных лиц. Обжалование актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц
    • •1.1 Право на обжалование
    • •1.2 Порядок и сроки подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу
    • •1.3 Права вышестоящего налогового органа или должностного лица при рассмотрении жалобы и по итогам ее рассмотрения
    • •1.4 Порядок рассмотрения жалоб, поданных в суд
    • •17. Понятие и система налоговых органов. Права и обязанности налоговых органов.
    • •18. Понятие и система таможенных органов. Права и обязанности таможенных органов в сфере налогообложения.
    • •19. Понятие и система финансовых органов. Полномочия финансовых органов в сфере налогообложения.
    • •6. Финансовая система Российской Федерации как совокупность входящих в нее элементов, ее состав
    • •20. Полномочия органов внутренних дел в сфере налогов и сборов. Статья 36. Полномочия органов внутренних дел, следственных органов
    • •Основания возникновения, изменения и прекращения обязанности по уплате налогов и сборов Основания возникновения налоговой обязанности
    • •Основания для прекращения налоговой обязанности
    • •Взыскание налога или сбора за счет имущества налогоплательщика или налогового агента Взыскание налога или сбора за счет имущества налогоплательщика или налогового агента
    • •22. Понятие и формы изменения срока уплаты налога, сбора.
    • •23. Понятие и виды способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
    • •24. Взыскание налога, сбора, пени и штрафа. Внесудебный и судебный порядок взыскания.
    • •25. Понятие и порядок зачёта и возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов, пеней, штрафов.
    • •26. Понятие налогового контроля. Формы и виды налогового контроля. Органы, осуществляющие налоговый контроль.
    • •Государственный налоговый учет
    • •Мониторинг и оперативный налоговый контроль
    • •27. Учёт налогоплательщиков. Основания и порядок постановки на налоговый учёт и снятия с налогового учёта.
    • •29. Налоговые проверки: понятие и виды, общая характеристика.
    • •30. Налоговая декларация и её значение для налогового контроля. Форма налоговой декларации. Обязанность подачи и внесение изменений в налоговую декларацию.
    • •Кто сдает налоговую декларацию
    • •Сроки представления налоговой декларации
    • •Виды налоговых деклараций
    • •31. Участие свидетеля, переводчика, понятых, эксперта и специалиста в мероприятиях налогового контроля.
    • •32. Место ответственности за налоговые правонарушения в системе нарушений законодательства о налогах и сборах.
    • •33. Понятие налогового правонарушения. Общие условия привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений.
    • •34. Понятие и юридический состав налогового правонарушения.
    • •35. Налоговые санкции: понятие, виды, порядок и давность взыскания.
    • •36. Виды налоговых правонарушений.
    • •37. Понятие, виды и значение косвенных налогов.
    • •38. Налог на добавленную стоимость.
    • •Налогообложение ндс
    • •Налоговая
    • •Порядок расчета
    • •Порядок возмещения
    • •Восстановление налога
    • •Декларирование
    • •40. Налог на доходы физических лиц.
    • •41. Налог на прибыль организаций.
    • •42. Налог на добычу полезных ископаемых.
    • •43. Водный налог.
    • •44. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов. Общая характеристика. Плательщики сборов. Сбор за пользование объектами животного мира
    • •Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов
    • •45. Государственная пошлина.
    • •46. Налог на имущество организаций.
    • •47. Транспортный налог.
    • •48. Налог на игорный бизнес.
    • •49. Налог на имущество физических лиц.
    • •50. Земельный налог.
    • •51. Понятие и виды специальных налоговых режимов. Общая характеристика и значение специальных налоговых режимов.
    • •52. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог).
    • •53. Упрощённая система налогообложения.
    • •54. Система налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности.
    • •55. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
    • •56. Особенности налогообложения в особых экономических зонах.