Налог на окружающую среду

Плата за негативное воздействие на окружающую среду

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду — это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. В свою очередь, загрязнение окружающей среды — это поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают на нее негативное воздействие. За негативное воздействие на окружающую среду взимается плата. Рассмотрим порядок ее исчисления и взимания.

Плательщики и объекты платежей

Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 (далее — Постановление Правительства РФ N 632, Порядок N 632). В соответствии с п. 1 Порядка N 632 плату за негативное воздействие на окружающую среду вносят учреждения, осуществляющие любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием, и оказывающие следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду:

  • выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;
  • сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
  • размещение отходов;
  • другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

Кроме того, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возникает независимо от видов осуществляемой деятельности (производственная, непроизводственная или иная сфера) в случае оказания негативного воздействия на окружающую среду в виде выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (п. 9 Приказа Ростехнадзора от 12.09.2007 N 626 «Об утверждении Методических рекомендаций по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух. РД-19-02-2007»).

Обратите внимание! В силу Постановления КС РФ от 14.05.2009 N 8-П <1> с 1 января 2010 г. утратило силу положение пп. «б» п. 4 Постановления Правительства РФ N 632, согласно которому органы исполнительной власти республик в составе РФ, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных образований по согласованию с территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов и Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора могли понижать размеры платы за загрязнение окружающей природной среды или освобождать от нее отдельные организации социальной и культурной сферы, а также организации, финансируемые из федерального бюджета РФ, бюджетов субъектов РФ.

<1> Постановление КС РФ от 14.05.2009 N 8-П «По делу о проверке конституционности положения подпункта «б» пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» в связи с запросом Верховного суда Республики Татарстан».

Таким образом, казенные учреждения могут стать плательщиками платежей за загрязнение природной среды, если их деятельность оказывает перечисленные негативные воздействия (например, имеются автомобили, работающие на неэтилированном бензине, дизельном топливе или сжатом природном газе).

По уплате платежей за размещение отходов возникает наибольшее количество спорных вопросов. Например, накопившийся мусор вывозится на свалку. Кто должен платить за негативное воздействие на окружающую среду: учреждение — производитель отходов или организация, вывозящая мусор? Судебная практика показывает, что у судей сложилось следующее мнение по данному вопросу. Заключение со специализированной организацией договоров на оказание услуг по размещению отходов не означает, что и обязанность внесения платежей за негативное воздействие на окружающую среду автоматически переходит на такие организации, так как заключенные с ними договоры не содержат делегирования им (специализированным организациям) полномочий по внесению в бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду. Таким образом, именно организация, в результате деятельности которой образуются отходы, обязана вносить данные платежи.

Кроме того, Ростехнадзор в Письмах от 25.07.2007 N 04-09/1001, от 12.02.2007 N 04-09/170, от 23.12.2005 N СС-47/145 разъяснил, что если в договор на вывоз мусора включить условие о переходе права собственности на отходы коммунальной организации или арендодателю, то именно у этих лиц возникает обязанность вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду и тогда само учреждение платить сбор не будет.

Нормативы и расчет платы

Пунктом 2 Порядка N 632 установлено два вида базовых нормативов платы:

а) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;

б) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).

Базовые нормативы платы установлены по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), виду вредного воздействия с учетом степени опасности их для окружающей природной среды и здоровья населения Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 N 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» (далее — Постановление N 344).

Согласно ст. 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются на пять классов опасности:

  • I класс — чрезвычайно опасные отходы;
  • II класс — высокоопасные отходы;
  • III класс — умеренно опасные отходы;
  • IV класс — малоопасные отходы;
  • V класс — практически неопасные отходы.

Приказом МПР России от 02.12.2002 N 786 утвержден Федеральный классификационный каталог отходов, он представляет собой перечень образующихся в Российской Федерации отходов, систематизированных по совокупности приоритетных признаков: происхождению, агрегатному и физическому состоянию, опасным свойствам, степени вредного воздействия на окружающую природную среду. Например, лампы (накаливания, люминесцентные, электронные и др.) имеют V класс опасности.

Нормативы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу установлены отдельно по стационарным и передвижным источникам (объектам) негативного воздействия на окружающую среду (Приложение 1 к Постановлению N 344). Например, норматив платы за выбросы в атмосферный воздух неэтилированного бензина передвижными источниками — 1,3 руб. за 1 т, дизельного топлива — 2,5 руб. за 1 т.

За тонну прочих отходов V класса (не относятся к добывающей и перерабатывающей промышленности) установлен норматив 8 руб.

К сведению. Ростехнадзор в Письме от 26.12.2008 N НФ-48/1400 разъяснил, что прочими отходами V класса являются отходы, образованные на предприятиях непроизводственной сферы, отходы потребления, образованные на производственных предприятиях, муниципальные отходы.

Для отдельных регионов и бассейнов рек устанавливаются Коэффициенты к базовым нормативам платы, учитывающие экологические факторы — природно-климатические особенности территорий, значимость природных и социально-культурных объектов (Приложение 2 к Постановлению N 344).

Дифференцированные ставки платы определяются умножением базовых нормативов платы на коэффициенты, учитывающие экологические факторы.

Согласно положениям Приказа Ростехнадзора от 19.10.2007 N 703 «Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» для определения платы за загрязнение окружающей природной среды учреждения самостоятельно или с помощью специальных лабораторий определяют объемы выбросов. Для этого необходимо один раз в пять лет составить проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Данный проект оформляется на бумажном носителе в двух экземплярах и магнитном носителе.

Для юридических лиц непроизводственной сферы разработка проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по решению территориального органа Ростехнадзора может осуществляться по упрощенной (декларативной) форме.

Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по упрощенной (декларативной) форме разрабатывается в случае образования у юридических лиц отходов V, IV, III классов опасности для окружающей природной среды, а также отходов I класса опасности для окружающей природной среды, представленных только люминесцентными лампами, если:

  • суммарное количество отходов не превышает 150 т в год;
  • масса отходов III класса опасности для окружающей природной среды не превышает 5% общей массы образующихся отходов;
  • отдельно предусмотрен порядок сбора и экологически безопасного размещения люминесцентных ламп.

Расчет платежей за загрязнение производится в соответствии с п. п. 3 — 5 Порядка N 632. В частности, плата за загрязнение:

  • в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемы размещения отходов, уровни вредного воздействия, определяется путем умножения соответствующих ставок платы за величину указанных видов загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязнения;
  • в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов, уровнями вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения;
  • сверх лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов, уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.

Формулы расчета приведены в Приложении 1 к Инструктивно-методическим указаниям по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденным Минприроды 26.01.1993.

Перечисление в бюджет и отчетность

Бюджетным кодексом установлены следующие нормативы распределения платы за негативное воздействие на окружающую среду в бюджеты бюджетной системы РФ:

  • в федеральный бюджет — 20% (ст. 51 БК РФ);
  • в бюджеты субъектов РФ — 40% (ст. 57 БК РФ);
  • в бюджеты муниципальных районов и городских округов — 40% (ст. 62 БК РФ).

Приказом Ростехнадзора от 08.06.2006 N 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» установлен срок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Отчетным периодом признается календарный квартал.

Форма расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее — расчет) и Порядок ее заполнения и представления утверждены Приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 N 204 (далее — Порядок N 204).

Расчет представляется плательщиками в одном экземпляре в территориальные органы Ростехнадзора по местонахождению каждой производственной территории, передвижного объекта негативного воздействия, объекта размещения отходов или по своему местонахождению в случае, если разрешительная документация выдана в целом на хозяйствующий субъект (п. 2 Порядка N 204).

Расчет представляется плательщиками не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом (п. 3 Порядка N 204).

Если у организации стационарные источники выбросов и транспортные единицы зарегистрированы в разных субъектах РФ, по каждому такому субъекту представляется отдельный расчет платы (п. 4 Порядка N 204).

Если у плательщика на территории субъекта РФ имеется более одной производственной территории, более одного передвижного объекта негативного воздействия или объекта размещения отходов, расчеты платы по ним включаются в единый расчет (п. 5 Порядка N 204).

Согласно п. 6 Порядка N 204 расчет состоит из:

  • титульного листа, который является единым для всего расчета;
  • расчета суммы платежа, подлежащей уплате в бюджет;
  • разд. 1 «Выбросы вредных веществ в атмосферный воздух стационарными объектами»;
  • разд. 2 «Выбросы вредных веществ в атмосферный воздух передвижными объектами»;
  • разд. 3 «Сбросы вредных веществ в водные объекты»;
  • разд. 4 «Размещение отходов производства и потребления».

Плательщик заполняет и включает в свой расчет только те разделы, которые ему необходимы (п. 8 Порядка N 204).

Расчет заполняется шариковой или перьевой ручкой черным либо синим цветом. Возможна распечатка расчета на принтере (п. 9 Порядка N 204).

Все числовые показатели указываются в виде как целого числа, так и числа с включением запятой, отделяющей дробную часть значения показателя от целого числа. Данные показатели кроме ИНН и КПП указываются путем заполнения ячеек начиная с наименьшего разряда числа справа налево, в остальных ячейках нули не указываются (п. п. 12, 13 Порядка N 204).

В каждой строке и соответствующей ей графе указывается только один показатель. В случае отсутствия каких-либо показателей, предусмотренных расчетом, в строке соответствующей графы ставится прочерк (п. 15 Порядка N 204).

Согласно п. 16 Порядка N 204 допускается вносить в расчет исправления. Для этого необходимо перечеркнуть неверное значение показателя, вписать правильное значение и заверить подписью должностных лиц организации, подписавших расчет. Все исправления должны быть заверены печатью (штампом) организации.

РОСПРИРОДНАДЗОР

Не допускается исправление ошибок с помощью корректирующей жидкости.

Расчет, представляемый в бумажном виде, должен быть пронумерован, прошнурован и скреплен печатью. Он имеет сквозную нумерацию страниц начиная с титульного листа, который считается страницей 1 (п.

17 Порядка N 204).

Плательщик производит исчисление и уплату платы отдельно по месту нахождения производственных территорий и объектов размещения отходов по соответствующим муниципальным образованиям (п. 19 Порядка N 204).

Плательщик производит плату отдельно по передвижным объектам негативного воздействия (транспортным средствам, в том числе автомобильным транспортным средствам, воздушным, морским судам, судам внутреннего плавания, передвижным дизель-генераторным установкам и иным передвижным установкам, оборудованным двигателями, работающими на бензине, дизельном топливе, керосине, сжиженном (сжатом) нефтяном или природном газе), зарегистрированным на территории одного объекта административно-территориального деления (муниципального образования) (п. 20 Порядка N 204).

Бюджетный учет

В соответствии с положениями Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению, утвержденных Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н, операции по начислению и перечислению платежей за загрязнение окружающей среды будут следующими:

Дебет счетов 1 401 20 290 «Прочие расходы», 2 109 61 290 «Прочие затраты в себестоимости готовой продукции, работ, услуг»

Кредит счета 1 (2) 303 05 730 «Увеличение кредиторской задолженности по платежам в бюджет»;

Дебет счета 1 (2) 303 05 730 «Уменьшение кредиторской задолженности по платежам в бюджет»

Кредит счетов 1 304 05 290 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по прочим расходам», 2 201 11 610 «Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства».

К сведению. Согласно пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ плата за выбросы загрязняющих веществ уменьшает базу по налогу на прибыль. Платежи за сверхнормативные выбросы к расходам не относятся (п. 4 ст. 270 НК РФ).

О.Заболонкова

Редактор журнала

«Силовые министерства и ведомства:

бухгалтерский учет и налогообложение»

Новые правила контроля за негативным воздействием на окружающую среду

Экологический налог заменит плату за негативное воздействие на окружающую среду

14 августа 2018#Налоги

Минфином РФ разработан законопроект, утверждающий новый федеральный налог – экологический.

Данный налог заменит существующий неналоговый платеж – плату, взимаемую за негативное воздействие на окружающую среду.

Новому налогу будет посвящена отдельная глава, состоящая из 9 статей.

Так, согласно поправкам, плательщиками экологического налога станут организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, ведущие деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.

Объектом налогообложения, в свою очередь, будет являться негативное воздействие на окружающую среду, оказываемое в результате выброса в воздух загрязняющих веществ, сброса загрязненных сточных вод, образования, хранения, захоронения, накопления и размещения отходов производства и потребления.

Перечень веществ, загрязняющих окружающую среду, будет поименован в отдельном перечне.

Не будет признаваться объектом налогообложения негативное воздействие, осуществляемое в рамках деятельности, финансируемой из бюджета (федерального, регионального или местного), размещение отходов на объектах не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду, а также накопление отходов в целях их утилизации или обезвреживания в течение 11 месяцев со дня их образования.

Ставка по экологическому налогу будет зависеть от вида загрязняющих веществ и класса опасности отходов производства и потребления.

Отчетность по экологическому налогу необходимо будет сдавать раз в год, в срок до 1 марта года, следующего за отчетным. Налог также нужно будет платить по итогам года. Налогоплательщики, не являющиеся субъектами МСП, должны будут дополнительно уплачивать ежеквартальные авансовые платежи (кроме 4 квартала).

В настоящий момент законопроект, утверждающий данные изменения, находится на стадии публичного обсуждения и срок вступления его в силу неизвестен.

Пожалуйста, оцените или поделитесь новостью, если она была вам полезна:

Плата за негативное воздействие на окружающую среду в 2018 году

Платежи за негативное воздействие на окружающую среду.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду предусмотрена Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (ст.16.).

Он устанавливает, что негативное воздействие на окружающую среду является платным.

Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с этим Законом, определяются федеральными законами.

К видам негативного воздействия на окружающую среду Федеральный закон «Об охране окружающей среды» относит: • выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ; • сбросы загрязняющих и иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; • загрязнение недр, почв; • размещение отходов производства и потребления; • загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; • иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду, на основании Определения Конституционного суда от 10.12.2002 г. № 284-О, признана обязательным публично-правовым платежом.

Он носит индивидуально-возмездный и компенсационный характер и является по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором.

В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Налогового кодекса, под сбором понимается обязательный взнос, уплата которого является одним из условий предоставления плательщикам определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

УМНС России по РТ письмом за № 06-01-25/21 91 от 10.02.2004 и в официальном Разъяснении УМНС РФ по РТ от 15.01.2004г. однозначно подтверждает обязательность платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Указанные платежи взимаются с хозяйствующего субъекта во исполнение им финансово-правовых обязательств (обязанностей), возникающих из осуществления такой деятельности, которая оказывает негативное (вредное) воздействие на окружающую среду, и представляют собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия, по сути, они носят компенсационный характер. 

Плательщиками данного платежа являются организации, иностранные юридические и физические лица, осуществляющие любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием. Платежи за загрязнение окружающей среды вносятся, в том числе организациями, осуществляющими деятельность на арендованном оборудовании, являющемся источником загрязнения природной среды. Расчет платежей за размещение отходов должен производиться организацией самостоятельно исходя из объемов загрязнения, связанных с ее деятельностью.

В связи с вступлением в силу с 01 января 2016 года изменений, внесенных Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», статья 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» дополнена статьями 16.1-16.5, вносящими изменения в порядок и сроки внесения платежей за негативное воздействие на окружающую среду, а именно:

  • из перечня видов негативного воздействия на окружающую среду, облагаемых соответствующей платой, исключена плата за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух передвижными источниками;
  • из перечня лиц, обязанных вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, исключены юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории; исключение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей из перечня лиц, обязанных вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется  после представления ими заявки о постановке на государственный учет и подтверждения осуществлении деятельности исключительно на объектах IV категории; здесь важно отметить, если предприятие не попадает не под один из Критериев отнесения предприятия к объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду и таким образом не подлежит постановке на учет в качестве объекта НВОС, а значит и не является объектом НВОС, то обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду у таких лиц отсутствует;
  • плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы;
  • плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению;
  • отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год;
  • плата, исчисленная по итогам отчетного периода,  вносится не позднее 1 марта года, следующего за отчетным периодом;
  • лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи платы за негативное воздействие на окружающую среду (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере одной четвертой части суммы, уплаченной  за негативное воздействие на окружающую среду за предыдущий год;
  • несвоевременное или неполное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду лицами, обязанными вносить плату, влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, начиная со следующего дня после дня окончания соответствующего срока;
  • лица, обязанные вносить плату, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом. 

Декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год, в которой должна быть рассчитана плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, за размещение образовавшихся отходов производства и потребления (за исключением твердых коммунальных отходов), в срок до 10 марта 2017 года представляют  юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах I,II, III категорий.

Рассчитанная самостоятельно плата за негативное воздействие на окружающую среду должна быть внесена в бюджетную систему Российской Федерации субъектами малого и среднего предпринимательства до 1 марта 2017 года.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, не относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, в течение 2016 года вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала года, в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за 2015 год.

Постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 г. №913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах» утверждены новые ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Данный документ разработан взамен ранее действующего постановления Правительства РФ от 12.06.2003 г. №344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления» и других нормативно-правовых актов (п.3 Постановления №913).

Ставки платы установлены в отношении каждого загрязняющего вещества и по классу опасности отходов производства и потребления при их размещении.

Дополнительный коэффициент 2  будет применяться в отношении территорий и объектов, находящихся под особой охраной в соответствии с федеральными законами.

Новые ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также дополнительный коэффициент будут применяться при исчислении суммы платы с 1 января 2016 года. 

В соответствии с Соглашением между Федеральной службой по надзору в сфере природопользование и Правительством Москвы о передаче Правительству Москвы осуществления части полномочий Российской Федерации в области охраны окружающей среды и на основании пунктов 4 и 19 Общих положений зарегистрированного в Минюсте РФ 27.06.2007г. Приказа Ростехнадзора от 5 апреля 2007 года №204 «Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду» (в ред. Приказа Ростехнадзора от 27.03.2008г. №182,), хозяйствующие субъекты, расположенные на территории города Москвы представляют Расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду и вносят средства:

1. При размещении отходов на полигонах ТБО (санкционированных свалках) Московской области и оказании иных видов негативного воздействия на территории Московской области обязаны представлять расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду в Департамент Росприроднадзора по Центральному федеральному округу (г. Москва, Варшавское шоссе, д. 39-а) и вносить денежные средства на реквизиты, установленные для Росприроднадзора в УФК по Московской области. 

2. По видам негативного воздействия, оказываемым исключительно в границах города Москвы (выбросы, сбросы загрязняющих веществ, иные виды негативного воздействия), хозяйствующие субъекты обязаны представлять Расчеты платы в Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы (ДПИООС) (ул. Новый Арбат, д. 11, к.1) и вносить денежные средства на реквизиты, установленные для ДПИООС в УФК по г. Москве.

Порядок представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее форма устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей в соответствии со статьей 8.41 КоАП РФ. 

Штрафных санкций за непредставление расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также за его подачу позднее установленного срока не предусмотрено.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду: проблемы и новации

Однако такие действия организации или индивидуального предпринимателя вполне могут быть квалифицированы как сокрытие или искажение экологической информации.

За подобные нарушения ст. 8.5 КоАП РФ установлена ответственность в виде административного штрафа.

Или не предоставление сведений (информации) ст 19.7 КоАП РФ установлена ответственность за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, так же влечет наложение административного штрафа. В п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ ограничена давность привлечения к административной ответственности.

На организацию или индивидуального предпринимателя не может быть наложен административный штраф, если со дня совершения административного правонарушения прошло более одного года. Однако это не освобождает от уплаты самих платежей за последние три года.

Если  на Вашем предприятии отсутствует штатный эколог, или Вы просто решили пригласить специализированную компанию на аутсорсинг для решения Ваших вопросов в области экологии, наши специалисты к Вашим услугам. Заключив с нами договор на экологическое обслуживание или разовый договор на выполнение какого либо вида работ в области экологии, Вы получите не только качественно выполненную работу, но и квалифицированных консультантов и помощников в лице сотрудников нашей компании. Пишите по адресу peuk@bk.ru или звоните по тел.+7(499)6536434, консультации бесплатно!!!!

ПЛАТА ЗА ВЫБРОСЫ ПЕРЕДВИЖНЫМИ ИСТОЧНИКАМИ

Постановлением N 344 введены нормативы платы за допустимые выбросы в атмосферу загрязняющих веществ передвижными источниками и выбросы, превышающие допустимые.

Плата за загрязнение атмосферного воздуха для передвижных источников складывается из:

· платы за допустимые выбросы и

· платы (санкции) за выбросы, превышающие допустимые.

Платежи за загрязнение атмосферы передвижными источниками рассчитываются на основании ставок платы за выбросы загрязняющих веществ при сжигании 1 тонны (тысячи кубических метров) различных видов топлива.

Установлены базовые ставки платы за допустимые выбросы Плнl баз при сжигании единицы топлива l–го вида.

Дифференцированные ставки платы за загрязнение рассчитываются как произведение базовых нормативов платы на коэффициенты экологической ситуации и значимости для атмосферы рассматриваемого региона Плl = Плl диф = Плl баз * Кэс .

В настоящее время установлены базовые нормативы платы за загрязнение атмосферы передвижными источниками при использовании следующих видов топлива:

1) Бензин неэтилированный, в руб/т.

2) Дизельное топливо, в руб/т.

3) Керосин, в руб/т.

4) Сжатый природный газ, в руб/тыс.м3.

5) Сжиженный газ, в руб/т.

Процедура расчета платежей за загрязнение атмосферного воздуха передвижными источниками выброса состоит из следующих основных этапов:

1) Определение массы (объема) топлива каждого вида, израсходованного различными транспортными средствами предприятия

где mlj –масса топлива l -го вида, израсходованного j-м видом транспортных средств.

2) Расчет платы за загрязнение атмосферы за выбросы загрязняющих веществ в пределах допустимого уровня для каждого из видов топлива (по базовым ставкам платы)

3) Определение доли транспортных средств, не соответствующих требованиям стандартов, регламентирующих содержание загрязняющих веществ в отработавших газах в условиях эксплуатации, в общем количестве проверенных транспортных средств, использующих топливо l -го вида — dl.

4) Расчет платы (санкций) за превышение допустимых выбросов загрязняющих веществ от передвижных источников для каждого из видов топлива (по базовым ставкам платы)

Плснl баэ = 5 * Плнl баэ * dl .

5) Расчет суммарной платы за выбросы загрязняющих веществ передвижными источниками для каждого из видов топлива (по базовым ставкам платы)

Плl баэ = Плнl баэ + Плснl баэ

6) Расчет суммарных платежей за выбросы в атмосферу в пределах норматива (по базовым и дифференцированным ставкам платы)

где Iинф– произведение коэффициентов начиная с года, следующего за годом установлениядействующих базовых ставок платы, до текущего года;

Кэс –коэффициент экологической ситуации и экологической значимости для загрязнения атмосферного воздуха в месте размещения природопользователя (в нашем случае для города Москвы) с учетом повышающего коэффициента.

7) Расчет суммарных платежей за выбросы в атмосферу передвижными источниками сверх установленного норматива (по базовым и дифференцированным ставкам платы)

8) Расчет суммарных платежей предприятия за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу передвижными источниками (по базовым и дифференцированным ставкам платы)

Если данные о количестве израсходованного топлива отсутствуют, плату определяют по ставкам, установленным в расчете на 1 т сжигаемого топлива.

Если таких данных нет, но есть достоверные сведения о выбросах загрязняющих веществ, то расчеты делают исходя из ставок для стационарных источников.

При отсутствии данных и о количестве израсходованного топлива, и о массе выбросов размер платы определяется по ставкам годовой платы за выбросы одним транспортным средством.

При оформлении расчета платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников природопользователям необходимо выбрать по бухгалтерским данным расход топлива (литры) за год. Литры необходимо перевести в тонны, так как норматив платы, установленный в постановлении Правительства РФ «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» от 12.06.2004г.

Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду.

№344, определен за единицу измерения в тоннах.

Для перевода литров в тонны необходимо:

Литры (л) х плотность (p) / 1000 = тонны (т)

плотность бензина ~ 0,73;

плотность дизельного топлива ~ 0,843.

Вышеуказанное постановление Правительства вступило в действие на территории РФ с 30.06.03г. Значит в 2003 г. при оформлении расчета платы за фактическое загрязнение окружающей среды природопользователи должны были определить размер платы, причитающийся за 1 день второго квартала и за 92 дня третьего и четвертого квартала 2003г. (185 дней).

Для определения ежеквартальной платы необходимо было исчисленную плату (с учетом коэффициента экологической ситуации центрального региона = 1,9 и коэффициента города =1,2) разделить на 365 (185) дней (в зависимости от того, за какой период времени был выбран расход топлива) и полученную величину умножить на один день второго квартала и на 92 дня третьего и четвертого квартала.

При исчислении платы за ожидаемое загрязнение окружающей среды передвижными источниками объем топлива определяется с учетом фактически использованного топлива в прошедшем году. Нормативы платы, коэффициенты экологической ситуации, коэффициент города остаются без изменения, однако вводится дополнительный коэффициент инфляции в стране, который установлен в Законе о Бюджете на текущий год.

Пример оформления расчета платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными источниками см. Приложение 1, 2.

  Приложение 1.
   
Предприятие __________________________ ИНН_________________________
полное наименование предприятия КПП_________________________
Адрес предприятия_____________________      
(индекс, район, улица, дом)      

РАСЧЕТ

ПЛАНОВЫХ СУММ ЕЖЕМЕСЯЧНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ЗА ОЖИДАЕМЫЕ

ВЫБРОСЫ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ

ОТ ПЕРЕДВИЖНЫХ ИСТОЧНИКОВ НА 2004 ГОД.

Виды используемого топлива Ожидаемый расход каждого вида топлива за год, тонн, куб.м Норматив платы за выброс передвижными источниками загрязняющих веществ, образующихся при сжигании 1т (1000 куб.м) топлива, руб./т , (куб.м) Размер платежа за выбросы загрязняющих веществ от передвижных источников (гр. 2 х гр. 3), руб.    
           
1.Дизильные топливо 2.Бензин неэтилированный 3.Сжатый природный газ 4.Сниженный нефтяной газ 5. Керосин 2,5 1,3 19,5    
6.Итого по всем видам топлива х   х   44,5      
коэф. экол. сит.1,9 коэф.города 1,2 коэф. инфляции 1,1   Итого: 44,5 х1,9х1,2х1,1=111.61    
               
_____________________________ Руководитель предприятия _______________________ подпись, фамилия, инициалы   _______________________  
фамилия и № телефона исполнителя  
     
Главный бухгалтер  
подпись, фамилия, инициалы  
    _200___г.  
Расчет проверен «__________»_____________________  
                         
Предприятие __________________________ полное наименование предприятия ИНН__________________________ Приложение 2
КПП__________________________  
Адрес предприятия_____________________ (индекс, район, улица, дом)    

РАСЧЕТ ПЛАТЕЖА ЗА ФАКТИЧЕСКИЕ ВЫБРОСЫ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ

В АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ ОТ ПЕРЕДВИЖНЫХ ИСТОЧНИКОВ

за 2003 ГОД

Виды используемого топлива Фактический расход каждого вида топлива, тонн, куб.м Норматив платы за выброс передвижными источниками загрязняющих веществ, образующихся при сжигании 1т (1000 куб.м) топлива, руб./т (1000 куб.м) Размер платежа за фактические выбросы загрязняющих веществ от передвижных источников (гр. 2 х гр. 3), руб.
       
1. Бензин неэтил. 2. Дизельное топливо 308,14 155,96 1,30 2,5 400,58 389,90
5.Итого по всем видам топлива       790,48  
Коэф.экол.сит1,9 Коэф.города1,2       Итого: 1802,29руб  
2-й кв. 1802,29руб : 365 дней х 1 день = 4,94 руб.        
3-й кв. 1802,29руб. : 365дней х 92дня. = 454, 28руб.        
4-й кв. 1802,29руб. : 365 дней х 92 дня = 454,28руб.        
ИТОГО к оплате 913,50руб            
____________________________   Руководитель   _________________________
фамилия и № телефона исполнителя МП предприятия   подпись, фамилия, инициалы
               
        Главный   _________________________
        бухгалтер   подпись, фамилия, инициалы
               
Расчет проверен     «__________» ___________________ _200___г.
               

Важно отметить, что в расчёте коэффициент 1,1, а также нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду взяты за 2004 г. В другие годы при расчёте платежа будут использоваться другие значения коэффициента, которые устанавливаются в Законе о Бюджете на текущий год.