Налоги понятие

Элементы налоговой системы — это составляющие единой структуры, обеспечивающей на государственном уровне процедуры установления и уплаты обязательных государственных сборов. В статье приведены основные элементы налоговой системы РФ.

Налоговая система государства и ее элементы — тема в теории права исключительно важная, ведь именно за счет регулярных поступлений в бюджет государство может выполнять свою функцию по распределению благ и социальному обеспечению его граждан. Для четкого понимания механизма работы системы необходимо иметь представление о ее основных составляющих.

В статье речь пойдет об элементах налоговой системы России, которые, в соответствии с действующим законодательством и политикой государства, должны действовать взаимосвязанно и гарантировать комплексный подход к решению любой проблемы.

Перечень составляющих

Основные элементы налоговой системы РФ:

  • налоги и другие обязательные платежи и сборы, принятые на территории страны в соответствии с Налоговым кодексом РФ;
  • налогоплательщики, плательщики сборов и взносов;
  • государственные органы, призванные осуществлять контроль за соблюдением законов в сфере налогообложения;
  • нормативно-правовая база, законодательная основа.

Этот список дан с учетом того, что налоговая система государства — это совокупность правоотношений по установлению и взиманию соответствующих обязательных платежей, вводимых высшими органами власти.

Краткое описание элементов

Налоги — это государственные сборы, установленные для граждан и юридических лиц за пользование определенными ресурсами, владение имуществом, с прибыли и доходов и т. д. Их вводят только на федеральном уровне, при этом сами поступления могут направляться и в местный бюджет. Также региональные власти наделены некоторыми полномочиями в сфере регулирования госсборов (определение ставки, сроков уплаты и т. д.).

Налогоплательщики — это лица, на которых возложена, в соответствии с законодательством, обязанность по расчету и уплате обязательных взносов в пользу казны. В их число входят как юридические лица, предприятия, так и физические (и не только индивидуальные предприниматели). Агентов, обязанных осуществлять перечисления за других лиц, также можно отнести к этой группе.

Госорганы — это ФНС и ее подразделения на региональном уровне, межрайонные инспекции, управления и т. д. Все они необходимы для осуществления централизованного управления и контроля за правильностью расчета и уплаты госсборов.

НК РФ стоит во главе законодательных актов в соответствующей сфере. На основании его норм могут приниматься другие федеральные, а также региональные законы. Приоритет перед НК РФ, в соответствии с Конституцией (Основным законом), есть только у международных договоров и соглашений.

Данный перечень не является исчерпывающим и дает общее представление о структуре налоговой системы, ее элементах и их взаимодействии.

Интернет-гиганты, такие как Google и Facebook, должны начать делиться доходами от деятельности в России, считает российский Минфин. Сейчас они уводят эти прибыли от налогообложения и бюджет несет потери, утверждает ведомство Фото: John G. Mabanglo / EPA / ТАСС

Минфин в поисках новых источников пополнения казны начал прорабатывать варианты ужесточения налоговой нагрузки на глобальных поставщиков цифровых услуг. Ведомство хочет изменить подходы к налогообложению так, чтобы цифровые корпорации вроде Google, Facebook и Apple делились доходами от российской аудитории с российским бюджетом, а не платили налог на прибыль только по месту регистрации головного офиса. Такое положение появилось в документе «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов», опубликованном на этой неделе.

Налоги утекают в гавани

Технологические гиганты (социальные сети, поисковые сервисы, маркетплейсы) работают по всему миру, но в общем случае платят налог на прибыль, которую генерирует клиентская база из разных стран, по месту регистрации штаб-квартиры.

Именно поэтому многие компании переносят штаб-квартиры в низконалоговые юрисдикции. Например, европейские офисы Google, Facebook, Microsoft зарегистрированы в Ирландии, где ставка налога на прибыль составляет всего 12,5%. Туда же перенес штаб-квартиру российский разработчик компьютерных игр Playriх. Транснациональные компании перевели в низконалоговые юрисдикции практически 40% прибыли, или $600 млрд, в 2015 году, причем одной только Ирландии досталось более $100 млрд, оценивало американское Национальное бюро экономических исследований.

Минфин предлагает изменить российское законодательство таким образом, чтобы цифровые компании декларировали доходы для налогообложения в тех юрисдикциях, где находятся их пользователи. Это позволит справедливо распределять налоги и не допустить бюджетные потери, отмечают в Минфине.

«Существенные недостатки в принципах налогообложения цифровых компаний приводят в настоящее время к тому, что эффективная ставка обложения прибыли таких компаний оказывается значительно меньше, чем для компаний других отраслей», — указывают в министерстве.

Пресс-служба Минфина не ответила на вопрос РБК, когда ожидать конкретных законодательных инициатив. «Этот вопрос еще предстоит детально прорабатывать», — ответили там. РБК запросил мнение об этой инициативе у представительств ИТ-холдингов в России. Пресс-служба «Google Россия» воздержалась от комментариев, остальные не ответили оперативно.

Пока налог на прибыль в России платят только российские «дочки» транснациональных компаний. В последних открытых данных ФНС за 2017 год приводятся данные по меньшей мере пяти из них.

Глобальная проблема

ОЭСР подняла проблему несправедливого распределения налогов транснациональных ИT-корпораций еще в 2015 году. Выработка новых подходов стала задачей № 1 плана G20 по противодействию размыванию налогооблагаемой базы (BEPS).

ОЭСР рассматривает три варианта решения проблемы:

  • Обязать компании показывать часть прибыли в странах проживания пользователей, даже если у них там нет офиса. Проблема в том, как точечно определить, какая доля прибыли приходится на ту или иную страну.
  • Признавать нематериальные активы как созданные в той стране, где работает компания. Страна сможет облагать налогом всю или часть прибыли от таких активов. Оставшаяся будет распределяться между подразделениями компании по правилам трансфертного ценообразования.
  • Определять степень экономического присутствия компании в конкретной стране в зависимости от размера выручки, наличия базы местных пользователей, поддержки сайта на национальном языке, онлайн-продаж и т.д. Доходы компаний с существенным экономическим присутствием могут быть обложены налогом у источника их выплаты, но так, чтобы не возникало двойного налогообложения.

Налог на цифровые услуги

Пока ОЭСР не выработала единый подход для регулирования стремительно растущей цифровой экономики, в некоторых странах принимают самостоятельные решения.

Еврокомиссия в 2018 году предложила ввести в ЕС трехпроцентный цифровой налог с местной выручки цифровых гигантов. Первой страной, которая ввела такой налог, стала Франция (ретроспективно с 1 января 2019 года). Налог по ставке 3% платят цифровые компании с суммарным доходом по всему миру от €750 млн, более €25 млн из которых принесли французские пользователи. Облагается не весь глобальный доход, а только та его часть, которую генерируют клиенты конкретного цифрового сервиса во Франции.

Для определения местоположения пользователей цифровые компании должны отслеживать их IP-адреса, пояснил РБК партнер КПМГ в России и СНГ Иларион Леметюйнен. Ожидается, что налог принесет в бюджет Франции более €500 млн в 2019 году.

«Это своеобразный налог за контакт с потребителями, которые с экономической точки зрения фактически приравниваются к нематериальным активам», — объяснил эксперт. Неважно, в какой стране штаб-квартира цифровой компании, — важно, где находится потребитель ее товаров и услуг.

В Великобритании цифровой налог начнут взимать с апреля 2020 года, в Италии — с января 2021 года. «С высокой долей вероятности успешный опыт будет тиражирован другими государствами, в том числе и Россией», — ожидает эксперт.

Проблема локализации прибыли

ОЭСР не одобряет несогласованные односторонние меры разных стран, которые могут сдерживать инвестиции и экономический рост, и выступает за единый международный подход. Организация планирует прийти к согласию к концу 2020 года.

«Во многом выработку единого подхода подрывают такие низконалоговые страны, как Ирландия и Люксембург, где аккумулируют прибыль многие ИТ-гиганты. Они не хотят добровольно отказываться от таких инвестиций», — отмечает главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян. «Проблема порождает огромное количество споров. Страны будут сражаться за налоги», — констатирует партнер Paragon Advice Group Александр Захаров.

Главная сложность в том, как рассчитать, какая доля прибыли мультинациональной корпорации приходится на ту или иную страну. «Что важнее при определении стоимости нематериальных активов: в какой стране был написан исходный код или где он был существенно доработан? Это все равно что решать, что важнее в машине — двигатель или корпус», — рассуждает Захаров.

Одним из инструментов решения этой проблемы может стать международный обмен данными об операциях транснациональных компаний CbCR (Сountry-by-Country reporting). Эти отчеты, которые получает и ФНС России, призваны раскрывать финансовые показатели в разбивке по странам их присутствия. Однако страны обмениваются отчетами только о деятельности групп с общим годовым оборотом более €750 млн. «Это огромный порог, и данные многих цифровых компаний не попадают в отчеты», — отмечает партнер Deloitte Юлия Орлова.

«Никто, кроме корпораций, не располагает информацией о разбивке прибылей по странам. Поэтому единственное решение, на мой взгляд, если сами ИТ-гиганты будут добросовестно раскрывать, сколько заработали на пользователях в той или иной стране», — считает Захаров.

Решение России в любом случае будет в русле концепции ОЭСР. «Но в России любые подходы могут перейти в крайности и привести к двойному налогообложению», — предупреждает Захаров.

Например, с 2017 года в России ввели «налог на Google» — обязанность иностранных продавцов цифровых услуг платить НДС в России, и тысячи иностранных компаний встали на учет в российских налоговых органах. «Но все бизнес-сообщество взбудоражено новым режимом, потому что во всем мире «налогом на Google» облагаются только услуги третьим лицам, а в России в том числе поставки внутри группы», — отмечает Орлова.

Налоги появились в древние времена, еще во времена разделения общества на классы и возникновения государства. Налоги возникли как «взносы» граждан, необходимые для содержания публичной власти, для этих же целей налоги собираются и сегодня. За это время существовали разные формы налогов, например дань, барщина, полюдие, оброк, церковная десятина.

Обратимся же к современному законодательно установленному определению налогов.

Налоги — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (п. 1 ст. 8 » Понятие налога и сбора «Налогового Кодекса РФ).

При этом налоги следует отличать от сборов / пошлин (понятие сборов дано в п 2. Ст. 8 «Понятие налога и сбора» Налогового Кодекса РФ) взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определенных действий.

Современные интернет — энциклопедии приводят следующие исторические доктринальные определения налогов известных людей:

Жан Симонд де Сисмонди (1819): «Налог — цена, уплачиваемая гражданином за полученные им наслаждения от общественного порядка, справедливости правосудия, обеспечения свободы личности и права собственности. При помощи налогов покрываются ежегодные расходы государства, и каждый плательщик налогов участвует таким образом в общих расходах, совершаемых ради него и ради его сограждан «.

Бу Свенссон: «Налог — это цена, которую мы все оплачиваем за возможность использовать общественные ресурсы для определённых общих целей, например, обороны и оказывать воздействие на распределение доходов и имущества между гражданами».

Иван Иванович Янжул (1898): «Односторонние экономические пожертвования граждан или подданных, которые государство или иные общественные группы, в силу того, что они являются представителями общества, взимают легальным путём и законным способом из их частных имуществ для удовлетворения необходимых общественных потребностей и вызываемых ими издержек».

Николай Тургенев, Русский экономист (1818): «Налоги — это суть средства к достижению цели общества или государства, то есть цели, которую люди себе предполагают при соединении своем в общество или при составлении государств. На сем основывается и право правительства требовать податей от народа. Люди, соединившись в общество и вручив правительству власть верховную, вручили ему вместе с сим и право требовать налогов «.

А. А. Исаев (1887): «Налоги — обязательные денежные платежи частных хозяйств, служащие для покрытия общих расходов государства и единиц самоуправления».

А. А. Соколов (1928): «Под налогом нужно разуметь принудительный сбор, взимаемый государственной властью с отдельных хозяйствующих лиц или хозяйств для покрытия производимых ею расходов или для достижения каких-либо задач экономической политики без предоставления плательщикам его специального эквивалента».

Почему надо платить налоги?

Их платить надо потому, что:

  • Обязанность уплаты установлена законодательно;
  • За неуплату налогов предусмотрена уголовная ответственность (ст.ст. 198, 199 УК РФ).

Многие помнят, что в школе теоремы доказывались от обратного, применим этот метод к вопросу «почему надо платить налоги?». Представьте такую ситуацию — я не плачу налоги, Вы не платите, Ваши друзья и близкие не платят, вообще ни кто не платит налоги. Что тогда будет? В таком случае у государства не будет денежных средств на выполнение своих функций, таких как защита странны, борьба с преступностью, обеспечение граждан бесплатной медициной, образованием и т.д. Поэтому налоги надо платить, чтобы у нас была медицина, чтобы развивалась культура и образование, чтобы жили достойно пенсионеры.

Виды налогов

Налоги, в первую очередь, делятся на два основных вида:

  • Прямые;
  • Косвенные.

Прямые — это налоги на доходы и имущество, они взимаются с конкретного физического либо юридического лица.

К прямым налогам относятся: налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налоги на прибыль организаций, взносы в фонды социального страхования, налог на имущество, земельный и транспортный налоги

В свою очередь прямые налоги подразделяются на реальные и личные.

Реальными налогами облагаются отдельные виды имущества налогоплательщика (такие как земля, недвижимость, транспорт и т. п.). Реальные налоги взимаются в силу факта владения имуществом независимо от финансового положения и доходов налогоплательщика. В зависимости от объекта обложения к прямым реальным доходам относятся: земельный налог, налог на недвижимость, транспортный налог.

Личные налоги в отличие от реальных учитывают платежеспособность налогоплательщика. В зависимости от объекта обложения различают следующие виды прямых личных налогов: налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налог на прибыль организаций.

Косвенные налоги представляют собой, по сути, надбавку к цене товара или услуги. К ним относятся: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины. Косвенный налог, таким образом, предстает как ценообразующий фактор, а уплата его по сути перекладывается продавцом на покупателя.

Рассмотрим основные достоинства и недостатки прямых и косвенных налогов. Основным преимуществом прямого налогообложения является то, что прямые налоги — это более определенный, твердый и постоянный источник доходов бюджета. Прямые налоги в большей степени соразмеряются с платежеспособностью налогоплательщиков, расходы же на их взимание относительно невелики. К недостаткам можно отнести уклонение от их уплаты, уменьшение склонности к сбережениям и инвестициям при повышении налоговых ставок.

Достоинства косвенных налогов связаны с их скрытым характером. Многие люди их платят, даже не подозревая об этом, так как обычно в цене не указано, что в нее включен косвенный налог. С социально-политической точки зрения это очень важно.

Благодаря косвенным налогам цены на товары с низкой себестоимостью можно поддерживать на экономически рациональном уровне, в том числе на уровне, позволяющем ограничивать потребление далеко не безвредных товаров. Так происходит с ценами на алкоголь и табачные изделия.

Главный недостаток косвенных налогов заключается в том, что они усиливают неравномерность распределения налогового бремени среди населения. Очевидно, что для богатой части населения повышение цены из-за включения в нее косвенного налога не столь ощутимо, как для бедной части. В этой связи нередко товары для бедных освобождаются от налогообложения, и наоборот, товары для богатых облагаются повышенными налогами.

Остальные виды налогов рассматривать столь подробно не имеет смысла. Потому просто назовем их. Налоги принято квалифицировать на виды по следующим признакам:

По субъекту налогообложения:

  • Налоги с физических лиц;
  • Налоги с юридических лиц;
  • По способу изъятия:
  • Прямые налоги;
  • Косвенные налоги;

По источнику уплаты:

  • Зарплата;
  • Выручка;
  • Доход или прибыль;
  • Себестоимость;
  • Стоимость имущества и др.

По уровням бюджетов, в которые поступают налоги:

  • Федеральные;
  • Региональные;
  • Местные;

По объекту налогообложения:

  • Имущественные;
  • Налоги на потребление;
  • Налоги на доходы;
  • Ресурсные (рентные);

По способу налогообложения:

  • Кадастровые;
  • У источника;
  • По декларации;

По назначению:

  • Общие налоги (без привязки к конкретному расходу государства);
  • Специальные (целевые) налоги. Например, в России раньше был налог на пользователей автодорог, денежные средства, поступавшие от сбора налога на пользователей автодорог расходовались на ремонт и строительство дорог;

По методу исчисления:

  • Пропорциональные;
  • Прогрессивные;
  • Регрессивные;
  • Твердые (установленные в абсолютных суммах);
  • Линейные;
  • Ступенчатые.

Налоговая система РФ — совокупность налогов и сборов, установленных государством. В Российской Федерации налоговая система устанавливается Налоговым кодексом и федеральными законами, соответствующими кодексу. В налоговую систему РФ включаются налоги (в т. ч. акцизы) и сборы (в т. ч. государственные пошлины), но отсутствуют таможенные пошлины, которые относятся к таможенному регулированию.

В Налоговом кодексе РФ устанавливается трехуровневая налоговая система, включающая федеральные, региональные и местные налоги. Кроме того, НК определяет специальные налоговые режимы.

Федеральные налоги:

— налог на добавленную стоимость;

— налог на доходы физических лиц;

— налог на прибыль организаций;

— сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

— водный налог;

— налог на добычу полезных ископаемых;

— акцизы и государственные пошлины.

Региональные налоги:

— транспортный налог;

— налог на игорный бизнес;

— налог на имущество организаций.

Местные налоги:

— земельный налог;

— налог на имущество физических лиц (единственный налог, не отраженный в НК РФ).

В Налоговом кодексе РФ также упоминаются налог с продаж и единый социальный налог, но по состоянию на конец 2012 года они не действуют.

Под специальными налоговыми режимами понимаются:

— система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

— упрощенная система налогообложения;

— система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

— система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Контролем и надзором за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах занимается Федеральная налоговая служба РФ. Также она следит за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а кроме того, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей.

За нарушение налогового законодательства граждане и организации в соответствии с гл. 16 разд. 4 ч. 1 Налогового кодекса РФ несут ответственность в виде штрафов: либо на конкретные суммы (от 50 рублей до 15 тыс.), либо на часть дохода, полученного в результате нарушения или во время работы с нарушениями.