Налогообложение для грузоперевозок

В России существует несколько налоговых режимов, и в зависимости от выбора, сумма обязательных платежей на них может сильно отличаться. В этой статье рассмотрим вид деятельности ИП — грузоперевозки. Какую систему налогообложения выбрать предпринимателю, чтобы легально сократить налоговое бремя? Для этого сделаем расчеты и на примере сравним разные варианты.

Специфика автомобильного бизнеса

Предприниматель, который перевозит грузы, может выбирать из основной системы налогообложения (ОСНО), упрощенной системы (УСН), единого налога на вмененный доход (ЕНВД) и патентной системы (ПСН).

ОСНО редко применяется индивидуальными предпринимателями, поскольку это невыгодно — слишком большая налоговая нагрузка. На общей системе нужно платить НДС по ставке 20% от выручки, а с собственного чистого дохода — еще и 13% в виде НДФЛ. Обычно основной режим применяют при необходимости вести бизнес с крупными компаниями — плательщиками НДС. Но чаще ИП работают с такими же, как они сами, субъектами малого бизнеса или с физическими лицами. Быть плательщиком НДС при этом необходимости нет, так что предприниматель выбирает какой-либо льготный налоговый режим.

Перед тем как перейти к расчетам налогов ИП, выделим особенности сферы грузоперевозки. Чтобы понять, какую систему налогообложения выбрать, нужно оценить примерный уровень расходов бизнеса. А они будут таковы:

  • сервисные расходы — ремонт, техобслуживание, замена шин;
  • амортизация — списание части стоимости машин на себестоимость услуг;
  • если транспорт арендуется, то арендная плата;
  • стоимость бензина;
  • заработная плата водителей и других работников;
  • страховые взносы за сотрудников, а также на страхование самого ИП;
  • накладные расходы — оплата связи, парковки и другие;
  • автострахование;
  • налоги и прочие обязательные платежи.

Иначе говоря, расходов предстоит немало. Какова будет их доля, заранее определить сложно. Для расчета можно ориентироваться на такие значения: расходы — 70%, доходы 30% от выручки. Но это практически идеальный показатель, и добиться его на практике очень сложно. В последние годы рынок грузоперевозок находится в застое. Причиной тому кризисные явления в экономике России, высокая конкуренция, дополнительные платежи (система Платон) и постоянный рост цен на топливо. Поэтому доходность грузоперевозок серьезно снизилась.

Пример расчета налоговой нагрузки

Для примера возьмем предпринимателя из города Чехова Московской области.

Исходные данные его бизнеса такие:

  1. Количество автомобилей, которые он использует для перевозки грузов — 3.
  2. Средняя ежемесячная выручка предпринимателя — 900 000 рублей.
  3. Средняя ежемесячная сумма расходов, которые учитываются при расчете налога (страховые взносы включены) — 630 000 рублей.
  4. Количество нанятых работников — 2, ежемесячная сумма страховых взносов — 9 000 рублей за каждого сотрудника. Итого в год: 2 * 9 000 * 12 = 216 000 рублей.

Страховые взносы самого предпринимателя составят:

  • фиксированная часть с дохода до 300 000 рублей в 2019 году — 36 238 рублей;
  • 1% в Пенсионный фонд с суммы превышения: (900 000 * 12 — 300 000) * 1% = 105 000 рублей;
  • общая сумма взносов ИП за себя: 36 238 + 105 000 = 141 238 рублей.

Примечание: на ЕНВД и ПСН дополнительный взнос на пенсионное страхование ИП рассчитывается не с реальных доходов, а с установленных государством (вмененный доход на ЕНВД или потенциально возможный на патенте).

Теперь произведем расчеты налогов на разных системах, а заодно и расскажем об особенностях каждой из них.

Упрощенная система налогообложения

Применять УСН предприниматели могут повсеместно практически при любом виде деятельности, но есть ограничения:

  • у ИП должно работать менее 100 человек (значение в среднем за год);
  • его годовой доход должен быть менее 150 млн рублей;
  • остаточная стоимость его основных средств также должна быть менее 150 млн рублей.

Об изменениях в УСН от 2020 года читайте в этой статье.

По своему желанию предприниматель может выбрать один из двух вариантов уплаты налога при УСН:

  1. По ставке 6% с доходов.
  2. По ставке 15% с разницы между доходами и расходами.

В первом случае расходы ИП не играют никакой роли и не учитываются. Единственное исключение — страховые взносы. Они отнимаются от суммы исчисленного налога. Предприниматель с работниками вправе сократить налог за счет уплаченных взносов максимум наполовину. Если же ИП ведет деятельность один, то свои взносы он может вычесть из налога полностью, сократив его хоть до нуля.

Для ИП из нашего примера расчет налога при УСН с объектом «Доходы» будет такой:

  • налоговая база за год: 900 000 * 12 = 10 800 000 рублей;
  • сумма налога: 10 800 000 * 6% = 648 000 рублей;
  • общая сумма страховых взносов в год за самого предпринимателя и его работников: 141 238 + 216 000 = 357 238 рублей;

За счет страховых взносов налог можно уменьшить на 50%, т.е. до 648 000/2 = 324 000 рублей.

Если же применяется УСН с объектом «Доходы минус расходы», то расчет налога для нашего ИП будет такой:

(900 000 — 630 000) * 12 * 15% = 486 000 рублей.

В этом случае страховые взносы сумму налога не уменьшают, поскольку они уже входят в состав расходов. Поэтому если ИП из примера выберет УСН с объектом «Доходы минус расходы», то в год ему придется уплатить 486 000 рублей налога.

Кроме того, на этом режиме есть следующие особенности:

  • расходы, уменьшающие налоговую базу, должны быть документально подтверждены;
  • отдельные виды расходов при расчете налоговой базы не учитываются;
  • есть минимальное значение налога — это 1% от суммы дохода.

ЕНВД

Единый налог на вмененный доход считается более выгодным налоговым режимом при грузоперевозках. Но тут многое зависит от места жительства ИП. Дело в том, что ЕНВД действует не везде. Вводить ли эту систему на территории города или иного поселения, решают местные власти. Они же определяют список видов деятельности, в отношении которых этот режим вводится. Однако базовые направления бизнеса для «вмененки» прописаны в Налоговом кодексе (статья 346.26), и перевозка грузов как раз входит в этот список. Но есть ограничение — у ИП должно быть не более 20 машин.

Ставка ЕНВД по умолчанию — 15%, хотя местные законодатели могут снизить ее до 7,5%.

Налоговая база за каждый месяц рассчитывается так: Базовая доходность * Физический показатель * К1 * К2

Параметры этой формулы обозначают:

  • Физический показатель для грузоперевозок — это количество машин.
  • Базовая доходность — сумма вмененного дохода, который предприниматель может получить в месяц на единицу физического показателя.
  • К1 — коэффициент-дефлятор, который ежегодно рассчитывается Минэкономразвития в зависимости от уровня инфляции.
  • К2 — понижающий коэффициент, который устанавливается местными властями для облегчения налоговой нагрузки. Он может быть разный в зависимости от вида деятельности и местности, но не более 1.

Если количество машин в течение года не меняется, то ЕНВД можно рассчитать по формуле: Налоговая база за месяц * 12 месяцев * 15%. Чтобы рассчитать ЕНВД для ИП из примера, соберем все нужные данные в таблицу.

Показатель

Значение

Физический показатель (статья 346.29 НК РФ)

3 автомобиля

Базовая доходность (статья 346.29 НК РФ)

6 000 рублей в месяц на 1 автомобиль

К1 в 2019 году (приказ Минэкономразвития России от 30 октября 2018 года № 595)

1,915

К2 для грузоперевозок в городе Чехове (решение городского Совета депутатов от 9 ноября 2012 года №71/10)

Ставка налога

15%

Количество месяцев

Расчет будет выглядеть так: 6 000 * 3 * 1,915 *1 * 12 * 15% = 62 046 рублей.

Как и на упрощенной системе с объектом «Доходы», на ЕНВД можно вычесть из суммы налога страховые взносы. Правило такое же: если у ИП есть сотрудники, то он может уменьшить налог за счет взносов на 50%. Значит, предпринимателю предстоит уплатить в бюджет всего: 62 046 / 2 = 31 023 рубля.

Патент на грузоперевозки

Система налогообложения на основе покупки патента разработана для отдельных сфер бизнеса, причем специально для ИП. Грузоперевозки — один из тех видов деятельности, на который можно приобрести патент. Но есть условия:

  • ПСН по грузоперевозкам должна быть введена региональным законом;
  • размер дохода ИП за год не должен быть более 60 млн рублей;
  • количество нанятых работников — не более 15 человек.

Ставка налога при применении ПСН (стоимость патента) — 6% от потенциального дохода ИП. Его размер устанавливают региональные власти для каждой сферы. Они также вправе уменьшить ставку налога наполовину.

Для удобства предпринимателей ФНС разработала специальный калькулятор расчета стоимости патента. Найти его можно на официальном сайте Налоговой службы в разделе для индивидуальных предпринимателей.

Для рассматриваемого в примере ИП из города Чехова годовая стоимость патента на 3 автомобиля на год составит 60 093 рубля. Это 6% от предельного дохода в сумме 1 001 547 рублей, которая установлена в Подмосковье для грузоперевозок, когда у ИП 2 или 3 транспортных средства (закон Московской области от 6 ноября 2012 года № 164/2012-ОЗ).

В отличие от УСН и ЕНВД, на патентной системе к налогу нельзя применить вычет на сумму страховых взносов. То есть предпринимателю из примера нужно будет уплатить полную стоимость патента в размере 60 093 рублей.

Подведем итоги

Итак, мы сделали расчеты для ИП, который занимается грузоперевозками, и попытались проанализировать, какую систему налогообложения выбрать.

Суммы налога получились такие:

  • УСН (доходы минус расходы) — 486 000 рублей;
  • УСН (доходы) — 324 000 рублей;
  • ЕНВД — 31 023 рубля;
  • покупка патента — 60 093 рубля.

Получается, что предпринимателю выгоднее всего выбрать ЕНВД. Но здесь есть нюанс — действует этот режим не везде. Однако и там, где он есть, ему осталось действовать совсем недолго. В соответствии с законом от 29 июня 2012 года № 97-ФЗ, ЕНВД прекратит свое существование 1 января 2021 года. Законодатели считают, что «вмененка» не слишком справедлива, поскольку уплачиваемые в бюджет суммы никак не связаны с размером полученного бизнесменом дохода. Но пока ее можно использовать, если, конечно, подходят все условия.

Далее следует присмотреться к покупке патента. Но тут нужно уточнять особенности местных законов и считать стоимость. Ситуация на рынке грузоперевозок в каждом регионе своя, поэтому цена патента очень сильно различается. Например, в Санкт-Петербурге патент на 1 машину стоит 48 000 рублей в год, а в Смоленске — 8 586 рублей.

Из наших расчетов выходит, что наименее выгодным из льготных режимов налогообложения при грузоперевозках является «упрощенка». Что неудивительно, ведь размер налога на этой системе зависит от полученного дохода. В приведенном примере предпринимателю выгоднее применять УСН с объектом «Доходы», но это очень условно. При расчетах мы исходили из того, что процентное соотношение «Доходы/расходы» у ИП будет равно 30/70. Но на практике оно, весьма вероятно, будет иным. Например, 20/80 или даже 10/90. И тогда уже будет выгоднее применять УСН с объектом «Доходы минус расходы».

Если вы решили прекратить деятельность по ЕНВД, читайте в нашей статье о том, как это сделать.
Подпишитесь на рассылку, чтобы получать новые статьи на почту:

Какую систему налогообложения выбрать ИП для грузоперевозок? обновлено: Май 22, 2020 автором: Всё для ИП

Поговорим о том, какую систему налогообложения выбрать предпринимателю, чей основной доход — это перевозка груза и транспортные услуги.

После того, как закончилась регистрация ИП, стоит выбрать налоговый режим, среди которых ОСНО, УСН, ЕНВД и патент.

Если вы не транспортная компания, то смысла вести налоговый учет с НДС вам нет, т.к. это отнимает достаточно большое количество времени и там много нюансов.

ЕНВД будет обходиться дешевле за счет сокращения страховых взносов и по документообороту проще, т.к. подразумевает только ежеквартальную декларацию.

Если автомобильный перевозчик выбрал патентную систему налогообложения, то ничего страшного, тк это практически то же ЕНВД, но без декларации.

Следует помнить что в ближайшие два года наше правительство планирует упразднить налоговый режим ЕНВД и остается два варианта: патент или упрощенка.

Про первый я уже сказал выше, поэтому давайте разберемся с УСН. УСН бывает 2-х типов: 6% со всей выручки и 15% от доходы минус расходы.

Первый вариант оптимален, если нет бухгалтера и не хочется сильно погружаться в налогообложение. Во втором варианте процентная ставка определяется региональной властью.

Другие видео эксперта в области налогообложения Марата Самитова смотрите .

📌 Реклама

Поиск водителя и договор аренды это довольно разные вещи. Если быть точным, то различие в том, кто ищет клиентов. Если клиентов ищите Вы, то Вы должны оформить ИП и Вы же получаете прибыль. То как распорядиться этой прибылью зависит от Вас. Часто когда стоимость услуг примерно стабильная владелец бизнеса делится частью прибыли со своим работником. Например пополам. Делается это для того чтобы водитель был заинтересован в качестве работы. Есть еще два подхода к формированию зарплаты — сдельная оплата труда. В этом случае водитель может получать зарплату за каждый час работы или по пробегу. Формулу для расчета можно и усложнить. Другой вариант, когда водитель получается почти фиксированную зарплату малозависящую от объема работа. Во всех этих случаях водитель выступает наемным рабочим. С ним заключается трудовой договор, за него платятся налоги.
Второй вариант — сдача автомобиля в аренду. Сдать в аренду можно компании или водителю, который в свою очередь сам будет искать клиентов или работать на этой машине. В этом случае Вы не ищите клиентов и не берете с них оплату. И оформляться в качестве ИП не обязательно. Достаточно заключить договор аренды. С доходов надо будет палить налог для физических лиц 13%. Эта ситуация похожа на то как физические лица сдают в аренду свои квартиры. Если доход будет хороший, или будете сдавать в аренду много машин, то лучше оформить ИП. ИП будет заниматься грузоперевозкам или прокатом авто. При больших доходах ИП в процентах может платить меньше налоги чем физлицо. Для того чтобы понять при какой сумме выгоднее оформляться как ИП нужно учесть что ИП обязан ежегодно платить в пенсионный фонд. В этом году сумма взносов около 16 тысяч рублей. При таком подходе мы получаем доход прописанный в договоре. Машина находится у арендатора и дальнейшие юридические вопросы касаются его. Если он оказывает услуги перевозки другим фирмам, то очевидно он должен зарегистрироваться как ИП или открыть фирму и платить сам налоги. Если он работает в другой компании, то уплатой налогов от своих доходов они занимаются сами.
Третий вариант. Своего рода партнерство. Когда водитель является также ИП, тут Вы можете использовать больше схем. Например договориться с ним о том что кто нашел клиента, тот и получает прибыль, платит налоги и часть денег отдает партнеру. или можете оформлять через одного человека все сделки. Либо через Вас — тогда все сходится к первой схеме, но у водителя будет не зарплата а доход. Либо через водителя, тогда всё сходится ко второй схеме и Вам даже не обязательно быть ИП, можете просто получать доход как физлицу за аренду авто.