Налогообложение иностранных граждан

Содержание

Предлагаем подборку нормативных документов, регулирующих порядок трудоустройства иностранных граждан у физических лиц:

Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»:

Статья 13.3. Особенности трудовой деятельности иностранных граждан у физических лиц

«1. Граждане Российской Федерации имеют право привлекать к трудовой деятельности по найму на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (далее — трудовая деятельность у физических лиц), законно находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента, выданного в соответствии с настоящим Федеральным законом.

2. Для получения патента законно находящийся на территории Российской Федерации иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, представляет в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции:

1) заявление о выдаче патента;

2) документ, удостоверяющий личность данного иностранного гражданина и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве;

3) миграционную карту с отметкой органа пограничного контроля о въезде данного иностранного гражданина в Российскую Федерацию или с отметкой территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции о выдаче данному иностранному гражданину указанной миграционной карты. В случае непредставления указанного в настоящем подпункте документа территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции проверяет на основании имеющихся в таком органе сведений данные об иностранном гражданине, содержащиеся в миграционной карте;

4) документы, подтверждающие уплату налога на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (далее — документ об уплате налога), за предыдущий период осуществления трудовой деятельности у физических лиц на основании патента;

5) сведения о видах трудовой деятельности у физических лиц, осуществлявшейся таким иностранным гражданином, представляемые по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.

3. При первичном обращении за выдачей патента документы, указанные в подпунктах 4 и 5 пункта 2 настоящей статьи, не представляются.

4.

Памятка работодателям: как считать НДФЛ с доходов иностранных граждан, имеющих патент

Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не позднее десяти рабочих дней со дня принятия от иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, заявления о выдаче патента обязан выдать данному иностранному гражданину патент или уведомление об отказе в его выдаче.

5. Патент выдается на срок от одного до трех месяцев. Срок действия патента может неоднократно продлеваться на период не более трех месяцев. При этом общий срок действия патента с учетом продлений не может составлять более двенадцати месяцев со дня выдачи патента.

Срок действия патента считается продленным на период, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (далее — налог). В этом случае обращение в территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не требуется.

В ином случае срок действия патента прекращается со дня, следующего за последним днем периода, за который уплачен налог.

6. По истечении двенадцати месяцев со дня выдачи патента иностранный гражданин вправе обратиться в территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере миграции за получением нового патента в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящей статьи.

7. Патент выдается иностранному гражданину лично по предъявлении документа, удостоверяющего его личность и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве, и документа об уплате налога на срок, на который выдается патент.

8. Патент предоставляет право иностранному гражданину осуществлять трудовую деятельность на территории того субъекта Российской Федерации, в котором выдан.

9. В случае, если иностранный гражданин временно пребывает в Российской Федерации свыше установленного в соответствии с пунктом 2 статьи 5 и со статьей 5.1 настоящего Федерального закона срока временного пребывания и срок действия имеющегося у него патента не был продлен либо иностранным гражданином не был получен новый патент, данный иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении пятнадцати дней со дня истечения срока действия патента. В течение указанных пятнадцати дней данный иностранный гражданин считается законно находящимся на территории Российской Федерации.

10. Для осуществления иностранным гражданином, имеющим патент, деятельности, не являющейся трудовой деятельностью у физических лиц, данный иностранный гражданин обязан получить разрешение на работу в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. В этом случае разрешение на работу данному иностранному гражданину может быть выдано на срок не более одного года со дня въезда в Российскую Федерацию.

11. Патент иностранному гражданину не выдается, а выданный патент аннулируется территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции:

1) в случае регистрации данного иностранного гражданина в качестве индивидуального предпринимателя;

2) в случае осуществления трудовой деятельности у физических лиц с привлечением труда третьих лиц;

3) при наличии обстоятельств, предусмотренных подпунктами 1, 2 и 4 пункта 9 и пунктом 9.1 статьи 18 настоящего Федерального закона.

12. Особенности налогообложения доходов иностранных граждан, полученных от трудовой деятельности у физических лиц, устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

13. Форма патента, порядок оформления и выдачи патента, а также форма заявления о выдаче патента утверждается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.»

За получение патента иностранный гражданин обязан заплатить налог в виде фиксированного авансового платежа за период, в течение которого он планирует использовать патент. Срок действия патента от 1 до 12 месяцев с момента выдачи. Продление срока действия патента производится путем оплаты фиксированного авансового платежа не менее чем за 1 день до окончания срока действия патента.

Если иностранный гражданин работает у физического лица без патента, то это влечет наложение административного штрафа. Если физическое лицо нанимает на работу иностранного гражданина без патента, то это также влечет наложение административного штрафа.

КоАП РФ:

Статья 18.15. Незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства

«1. Привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.»

Налоговый кодекс РФ:

Статья 227.1. Особенности исчисления суммы налога и подачи налоговой декларации иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность по найму у физических лиц на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Порядок уплаты налога:

«1. Иностранные граждане, осуществляющие трудовую деятельность по найму у физических лиц на основании патента, выданного в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее в настоящей статье — патент), исчисляют и уплачивают налог на доходы, полученные от осуществления такой деятельности, в порядке, установленном настоящей статьей.

2. Уплата налога осуществляется в виде фиксированных авансовых платежей в размере 1000 рублей в месяц.

3. Размер фиксированных авансовых платежей, указанный в пункте 2 настоящей статьи, подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий календарный год.

4. Фиксированный авансовый платеж уплачивается налогоплательщиком по месту жительства (месту пребывания) налогоплательщика до дня начала срока, на который выдается патент, либо дня начала срока, на который продлевается срок действия патента.

При этом в расчетном документе налогоплательщиком указывается наименование платежа «Налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа».

5. Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисляется налогоплательщиком с учетом уплаченных в течение налогового периода фиксированных авансовых платежей. В случае, если сумма уплаченных в течение налогового периода фиксированных авансовых платежей превышает сумму налога, исчисленную по итогам налогового периода исходя из фактически полученных налогоплательщиком доходов, сумма такого превышения не является суммой излишне уплаченного налога и не подлежит возврату или зачету налогоплательщику.

6. Налогоплательщик освобождается от представления в налоговые органы налоговой декларации по налогу, за исключением случаев, если:

1) общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная налогоплательщиком исходя из доходов, фактически полученных от деятельности, указанной в пункте 1 настоящей статьи, превышает сумму уплаченных фиксированных авансовых платежей за налоговый период;

2) налогоплательщик выезжает за пределы Российской Федерации до окончания налогового периода и общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная налогоплательщиком исходя из доходов, фактически полученных от деятельности, указанной в пункте 1 настоящей статьи, превышает сумму уплаченных фиксированных авансовых платежей;

3) патент аннулирован в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».»

При этом в соответствии со статьей 303 Трудового кодекса РФ на работодателя – физическое лицо возлагаются следующие обязанности:

1. Оформить трудовой договор с работником в письменной форме.

2. Уплачивать страховые взносы и другие обязательные платежи в порядке и размерах, которые определяются федеральными законами. Для уплаты страховых взносов работодателю предстоит зарегистрироваться в качестве страхователя в органах Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ. Согласно НК РФ работодатели – физические лица должны уплачивать единый социальный налог, взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Уплата данных взносов гарантирует работнику получение выплат по социальному обеспечению в случае наступления ряда рисков – старости, потери кормильца, инвалидности, нетрудоспособности и др.

3. Оформлять страховые свидетельства государственного пенсионного страхования для лиц, поступающих на работу впервые.

Важное отличие заключения трудового договора с работодателем – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, – обязательная регистрация договора в органе местного самоуправления по месту своего жительства (согласно регистрации). Как правило, в отделе по труду местной администрации.

На федеральном уровне правила регистрации договоров отсутствуют, в связи с этим при регистрации договоров необходимо руководствоваться правилами, утвержденными регионами.

При прекращении трудового договора с работником работодатель — физическое лицо обязан в уведомительном порядке зарегистрировать факт прекращения указанного договора в органе местного самоуправления, в котором был зарегистрирован этот трудовой договор.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» застрахованными лицами являются в том числе и иностранные работники, которые постоянно или временно проживают на территории России. То есть работодатели обязаны уплачивать страховые взносы только за тех иностранных работников, которые постоянно или временно проживают на территории России (получили вид на жительство или разрешение на проживание). Уплата страховых взносов за таких работников производится в общеустановленном порядке.

Иностранные работники, временно пребывающие на территории России, не являются застрахованными лицами, и, следовательно, работодатели не обязаны уплачивать за них страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.

Согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» страховые взносы должны оплачиваться работодателями за всех без исключения иностранных работников (постоянно, временно проживающих и временно пребывающих в России) в общеустановленном порядке.

Иностранные работники. Какие проблемы с НДФЛ?

(Фоктова Т. Н.)

(«Трудовое право», 2009, N 2)

Текст документа

ИНОСТРАННЫЕ РАБОТНИКИ. КАКИЕ ПРОБЛЕМЫ С НДФЛ?

Т. Н. ФОКТОВА

Из этой статьи вы узнаете:

Как определить статус работника?

Необходимо ли ежемесячно отслеживать статус работника?

Когда и за какой период пересчитывать налог при смене статуса?

В настоящее время все чаще возникают ситуации, когда работодатели привлекают иностранных работников, а это вызывает много вопросов у бухгалтеров.

В последнее время в налоговое законодательство было внесено много изменений, связанных с обложением НДФЛ иностранных работников. Это изменение ставки при выплате дивидендов, определение статуса работника и другие.

Общие положения

Иностранные работники могут осуществлять трудовую деятельность по трудовому или гражданско-правовому договору на выполнение работ (оказание услуг), заключенному с юридическими или физическими лицами.

Однако привлекать и использовать иностранных граждан для выполнения работ работодатель может только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, выданных в установленном законом порядке.

За осуществление иностранным гражданином трудовой деятельности в РФ без разрешения на работу на него налагается административный штраф в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы РФ или без такового (ст. 18.10 КоАП РФ).

Разрешение выдает территориальный орган Федеральной миграционной службы, и только в том случае, если работодатель представит заключение о целесообразности привлечения и использования иностранных работников.

Порядок выдачи разрешения на работу и перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче разрешения на работу, установлены Постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 N 681 «О порядке выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации».

Так, иностранцы, которые прибыли в РФ без визы, а также временно проживающие в РФ, должны получить такое разрешение самостоятельно либо через представителя. Представителем может являться и будущий работодатель.

Что касается иностранцев, временно пребывающих в РФ по визе, то для них разрешение получает работодатель.

Работодатель, получивший разрешение и заключивший с иностранцами трудовой или гражданско-правовой договор, не имеет права передавать данное разрешение другому работодателю. Более того, работников можно использовать только по профессиям и на территории субъекта РФ, которые указаны в разрешении.

Кроме того, работодатель обязан в десятидневный срок сообщить по месту налогового учета (пп. 4 п. 8 ст. 18 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ) информацию, касающуюся иностранных граждан, а именно:

1) о подаче ходатайства о выдаче приглашения на въезд для трудовой деятельности;

2) о прибытии иностранных работников к месту работы или пребывания;

3) о получении работниками разрешения на работу;

4) о заключении трудового или гражданско-правового договора;

5) о приостановке действия или аннулировании разрешения на привлечение иностранцев к работе и т. д.

НДФЛ с выплат иностранным работникам

Согласно п. 2 ст. 207 Налогового кодекса, резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся на территории нашей страны не менее 183 календарных дней в течение 12 месяцев, следующих друг за другом (то есть в расчет берется не календарный год).

Следовательно, физические лица (в том числе и граждане РФ), проживающие в РФ менее полугода в течение следующих подряд 12 месяцев, являются «нерезидентами РФ».

Наличие (отсутствие) у физического лица гражданства РФ не имеет значения при определении его статуса в качестве налогового резидента РФ, т. е. для статуса важно только количество дней нахождения на территории РФ.

Как определить налоговый статус иностранного работника, Минфин объяснил в письме от 05.05.2008 N 03-04-06-01/115:

«Пунктом 2 ст. 207 Кодекса (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ, вступившей в силу с 31 января 2007 г.) установлено, что налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Таким образом, при определении налогового статуса физического лица организации необходимо учитывать 12-месячный период, предшествующий дате получения дохода физическим лицом, в том числе начавшийся в предыдущем календарном году.

В целях исчисления сумм налога на доходы физических лиц организация — налоговый агент должна определять налоговый статус работника на каждую дату выплаты доходов.

В случае если срок нахождения физического лица на территории Российской Федерации в течение 12 месяцев, предшествующих дате выплаты дохода, будет составлять менее 183 дней, работник не признается налоговым резидентом Российской Федерации и его доходы от источников в Российской Федерации подлежат налогообложению по ставке в размере 30 процентов.

Если на дату выплаты дохода работник будет признан налоговым резидентом Российской Федерации, его доходы от источников в Российской Федерации подлежат налогообложению по ставке 13 процентов.»

При практическом применении ст. 207 НК РФ у организаций — налоговых агентов наиболее часто возникают вопросы, связанные с определением 12-месячного периода, в рамках которого устанавливается резидентство.

Ранее ст. 11 НК РФ устанавливала, что налоговыми резидентами РФ признаются физические лица, фактически находящиеся на территории России не менее 183 дней в календарном году.

С 1 января 2007 г. резидентами признаются физические лица, находящиеся на территории России не менее 183 дней в течение 12 месяцев подряд (то есть в расчет принимаются и месяцы проживания, предшествующие текущему календарному году) (п. 2 ст. 207 НК РФ).

Минфин в письме от 30 октября 2007 г. N 03-04-06-01/366 разъяснил:

«Пунктом 2 ст. 207 Кодекса (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2007 г.) установлено, что налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Таким образом, при определении налогового статуса физического лица организации необходимо учитывать 12-месячный период, определяемый на дату получения дохода физическим лицом, в том числе начавшийся в одном налоговом периоде (календарном году) и продолжающийся в другом налоговом периоде (календарном году).

Статус иностранного гражданина в качестве налогового резидента Российской Федерации определяется исключительно по дням нахождения физического лица на территории Российской Федерации.

Дни нахождения за пределами Российской Федерации независимо от цели выезда не учитываются, за исключением случаев, предусмотренных в п. 2 ст. 207 Кодекса.»

Из данного письма следует, что:

1) для определения статуса физического лица, при определении 12-месячного периода, неважно, приходятся ли эти 12 месяцев на один календарный год или нет. Главное, чтобы они шли последовательно друг за другом (п. 2 ст. 207 НК РФ). Таким образом, указанный период может начаться в текущем году, а закончиться в следующем году.

Например, для того чтобы 1 ноября текущего года определить, является ли физическое лицо налоговым резидентом РФ, нужно рассмотреть период с 31 октября предыдущего года по 31 октября текущего года включительно;

2) начало 12-месячного периода может приходиться на любой день календарного месяца, т. е. необязательно находиться на территории России все 183 дня подряд. Главное, чтобы в течение 12 последних месяцев физическое лицо пробыло на территории России в совокупности 183 дня и более. Течение срока нахождения физического лица на территории РФ начинается на следующий день после дня его прибытия в нашу страну, а день отъезда за границу включается в количество дней фактического нахождения на территории РФ (ст. 6.1 НК РФ);

3) 12-месячный период определяется на дату получения дохода физическим лицом. Если говорить о зарплате, то получается, что статус работника надо определять ежемесячно.

Определять статус налогоплательщика необходимо прежде всего для того, чтобы правильно определить сумму НДФЛ. Так, если на дату получения дохода иностранец будет признан налоговым резидентом Российской Федерации, то его доходы от источников в Российской Федерации подлежат налогообложению по ставке 13%.

Однако мнения налоговых органов и работников Минфина по данному вопросу разделились. Так, ИМНС в своих письмах от 26.07.2007 N 03-04-06-01/268, от 29.03.2007 N 03-04-06-01/94 разъяснила, что если работник является иностранцем, то отслеживать его статус придется ежемесячно, чтобы не пропустить момент его изменения. А в случае изменения статуса НДФЛ удерживать по соответствующей ставке (13% или 30%).

Минфин России придерживается иного мнения, высказанного в письме от 22.11.2007 N 03-04-06-01/406, и поясняет он его следующим образом:

«Пунктом 2 ст. 207 Кодекса (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ, вступившей в силу с 1 января 2007 г.) установлено, что налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

До момента, пока время нахождения работника на территории Российской Федерации за 12 месяцев, предшествующих дате выплаты дохода, будет составлять менее 183 дней, он не будет являться налоговым резидентом Российской Федерации и его вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей на территории Российской Федерации подлежит обложению налогом на доходы физических лиц по ставке 30%.

Если на дату получения дохода работник будет признан налоговым резидентом Российской Федерации, то его доходы от источников в Российской Федерации подлежат налогообложению по ставке 13%.

Перерасчет сумм налога в связи с изменением налогового статуса производится после наступления даты, с которой налоговый статус налогоплательщика за текущий налоговый период поменяться не сможет, либо по окончании налогового периода. Указанный перерасчет производится с начала налогового периода, в котором произошло изменение налогового статуса работника.

Если по итогам налогового периода сотрудник будет являться налоговым резидентом Российской Федерации, по его доходам от источников в Российской Федерации сумму налога, ранее рассчитанную по ставке 30%, следует пересчитать по ставке 13% как с резидента Российской Федерации.»

Следовательно, если организации будут придерживаться данной позиции, то в том случае, если статус работника в течение текущего налогового периода меняется, пересчет сумм НДФЛ можно сделать в следующие сроки:

1) после наступления даты, с которой налоговый статус работника в текущем году (налоговом периоде) уже измениться не может;

2) по итогам года (на 31 декабря);

3) на дату увольнения работника.

При подсчете дней необходимо помнить, что время пребывания в РФ не прерывается на время выезда физических лиц за пределы РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения. Однако это правило не распространяется на случаи загранкомандировок и отпусков. В своем письме от 21.12.2007 N 03-04-05-01/419 Минфин России разъяснил следующее:

«Заработная плата, выплачиваемая работнику за время его нахождения в служебной командировке за границей, относится к доходам от источников в Российской Федерации.

При этом длительность командировок установлена п. 4 Инструкции Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 07.04.1988 N 62 «О служебных командировках в пределах СССР», применяющейся в части, не противоречащей Трудовому кодексу Российской Федерации.

Если свои трудовые обязанности, предусмотренные трудовым договором, работник выполнял в иностранном государстве в период, превышающий время командирования, установленное указанной Инструкцией, фактическое место работы сотрудника будет находиться в иностранном государстве и такой работник не может считаться находящимся в командировке.

В этом случае получаемое работником вознаграждение является вознаграждением за выполнение трудовых обязанностей на территории иностранного государства, которое в соответствии с пп. 6 п. 3 ст. 208 Кодекса относится к доходам от источников за пределами Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 209 Кодекса объектом налогообложения признается доход, полученный налоговыми резидентами Российской Федерации как от источников в Российской Федерации, так и от источников за пределами Российской Федерации, а для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами, — только от источников в Российской Федерации.

Налоговый статус физического лица определяется в соответствии с положениями п. 2 ст. 207 Кодекса в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ, вступившей в силу с 1 января 2007 г.

Если в соответствующем календарном году работник будет признан налоговым резидентом Российской Федерации, его вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей на территории иностранного государства подлежит обложению налогом на доходы физических лиц по ставке 13%.

В случае если по итогам года работник не будет признан налоговым резидентом Российской Федерации, то по таким доходам от источников в иностранном государстве налог на территории Российской Федерации не взимается.

Таким образом, заработная плата, выплачиваемая работнику за время его нахождения в служебной командировке за границей, относится к доходам от источников в Российской Федерации и, соответственно, подлежит обложению налогом на доходы физических лиц на общих основаниях с применением ставок 13% в отношении физических лиц — налоговых резидентов Российской Федерации и 30% — для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

На практике встречаются ситуации, когда с иностранным работником заключается трудовой договор на срок, превышающий 183 дня, т. е. фактически он уже является резидентом РФ. Какую ставку должен применить бухгалтер? Минфин России в своем письме от 03.07.2007 N 03-04-06-01/207 указал, что определение налогового статуса исходя из предполагаемого (в том числе исходя из трудового договора) времени нахождения в РФ НК РФ не предусмотрено.

Следовательно, облагать доход по ставке 13% работодатель сможет только после фактического документально подтвержденного времени нахождения физического лица в РФ.

Однако все вышесказанное не относится к гражданам Республики Беларусь. Статус данных граждан для целей налогообложения их доходов, полученных от российских организаций, определяется исходя из срока трудового договора, а не из времени фактического пребывания, как для других иностранных граждан.

Данный порядок установлен Протоколом к Соглашению между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество (Федеральный закон от 17 мая 2007 г. N 81-ФЗ).

Следовательно, если российской организацией заключен трудовой договор с белорусским гражданином на срок не менее 183 дней, то его доход нужно облагать по ставке 13%.

Аналогично нужно действовать и в случае, если организация заключает договор на меньший срок, но гражданин Белоруссии представит копию трудового договора с другим работодателем или иной документ, с помощью которого можно будет установить, что общий срок пребывания в течение 12 месяцев превысит 183 дня.

Пример. Российская организация в сентябре 2007 г. заключила с гражданином Республики Беларусь трудовой договор на срок более 183 дней. Ежемесячная заработная плата работника составляет 20000 руб. Сумма НДФЛ составит 13%, или 2600 руб.

В случае расторжения трудового договора с работником-белорусом до истечения первых 183 дней пребывания его в нашей стране организация — налоговый агент обязана произвести перерасчет НДФЛ по ставке 30 процентов (письмо УФНС по г. Москве от 11 июля 2006 г. N 28-11/60721).

Пример. Российская организация в сентябре 2007 г. заключила с гражданином Республики Беларусь трудовой договор на срок более 183 дней. Ежемесячная заработная плата работника составляет 20000 руб. Сумма НДФЛ составит 13%, или 2600 руб.

Предположим, что работник уволился с 1 декабря 2007 г. и уехал из России. В этом случае при увольнении бухгалтерия организации обязана произвести перерасчет суммы НДФЛ по ставке 30%.

Работник отработал 3 месяца, и с него был удержан НДФЛ в сумме 7800 руб. (20000 руб. x 3 месяца x 13%).

Произведем перерасчет: 20000 руб. x 3 месяца x 30%, следовательно, сумма НДФЛ составит 18000 руб. Разницу в размере (10200 руб.) необходимо удержать с работника при окончательном расчете.

Если это не удастся сделать, организация вынуждена будет подать сведения о невозможности удержания НДФЛ в налоговую инспекцию (п. 5 ст. 226 НК РФ).

А как подтвердить, что иностранный работник пребывает в России более чем 183 календарных дня в течение 12 следующих подряд месяцев? Об этом говорится в письме Минфина России от 05.02.2008 N 03-04-06-01/31:

«В соответствии с п. 1 ст. 226 Кодекса российские организации, индивидуальные предприниматели, обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, подлежащие обложению налогом на доходы физических лиц, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить исчисленную сумму налога.

Для исчисления сумм налога при каждой выплате доходов организация — налоговый агент должна принимать во внимание налоговый статус физического лица.

Пунктом 2 ст. 207 Кодекса (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ, вступившей в силу с 1 января 2007 г.) установлено, что налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. При этом Кодекс не устанавливает для налоговых агентов каких-либо правил подтверждения фактического времени нахождения налогоплательщика в Российской Федерации.

Документами, подтверждающими фактическое нахождение физических лиц на территории Российской Федерации, в частности, могут являться справки с места работы, выданные на основании сведений из табеля учета рабочего времени, копии паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы, квитанции о проживании в гостинице и другие документы, оформленные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, на основании которых можно установить длительность фактического нахождения физического лица в Российской Федерации.

В случае если нахождение физического лица на территории Российской Федерации за 12 месяцев, предшествующих дате выплаты дохода, будет составлять более 183 дней, данное лицо будет являться налоговым резидентом Российской Федерации и его доходы, полученные от российской организации, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц по ставке 13 процентов.»

Ответственность за правильность определения налогового статуса физического лица — получателя дохода лежит на организации, являющейся налоговым агентом. Поэтому, если есть сомнения в отношении резидентства принятого на работу сотрудника, особенно если он иностранец, следует позаботиться о том, чтобы он подтвердил свой статус.

НДФЛ при смене статуса налогоплательщика

Налоговый статус физического лица в течение текущего налогового периода может изменяться. В этом случае сумма НДФЛ, удержанная с работника, подлежит корректировке.

Если на дату выплаты дохода физическое лицо не являлось налоговым резидентом, но в течение налогового периода его налоговый статус изменился, НДФЛ, удержанный ранее по ставке 30%, подлежит пересчету по ставке 13%.

Пример. Организация в январе 2007 г. заключила трудовой договор с иностранным гражданином, временно проживающим в России, сроком на один год. По условиям договора ежемесячное вознаграждение работника составляет 40000 руб.

В период с января по июнь 2007 г. сумма исчисленного и удержанного НДФЛ составит 72000 руб. (40000 руб. x 6 месяцев x 30%).

В июле работник документально подтвердил статус налогового резидента и представил заявление о перерасчете суммы НДФЛ. На основании данного заявления бухгалтерия организации произвела перерасчет, и сумма НДФЛ составила 36400 руб. (40000 руб. x 7 месяцев x 13%).

Излишне удержанный налог в размере 35600 руб. (72000 — 36400) может быть зачтен в счет предстоящих платежей или возвращен организацией работнику на основании его заявления.

Также необходимо обратить внимание и на стандартный налоговый вычет. Если работник не является налоговым резидентом, то стандартный налоговый вычет ему не предоставляется.

В том случае, если 183 дня истекло и физическое лицо изменило свой налоговый статус, а следовательно, изменилась и ставка налога, при перерасчете иностранцу следует предоставить стандартный вычет за все прошедшие месяцы.

Воспользуемся условиями предыдущего примера.

Сколько процентов НДФЛ с иностранцев в 2018 году

Пример. Организация в январе 2007 г. заключила трудовой договор с иностранным гражданином, временно проживающим в России, сроком на один год. По условиям договора ежемесячное вознаграждение работника составляет 40000 руб.

В период с января по июнь 2007 г. сумма исчисленного и удержанного НДФЛ составит 72000 руб. (40000 руб. x 6 месяцев x 30%).

В июле работник документально подтвердил статус налогового резидента и представил заявление о перерасчете суммы НДФЛ. На основании данного заявления бухгалтерия организации произвела перерасчет, и сумма НДФЛ составила 36036 руб. ((40000 руб. x 7 месяцев) — (400 руб. x 7) x 13%). Излишне удержанный налог в размере 35964 руб. (72000 — 36036) может быть зачтен в счет предстоящих платежей или возвращен организацией работнику на основании его заявления.

В соответствии с п. 1 ст. 231 НК РФ излишне удержанные налоговым агентом из дохода налогоплательщика суммы НДФЛ подлежат возврату налоговым агентом по представлении налогоплательщиком соответствующего заявления.

Таким образом, если работник представит документы, из которых можно сделать вывод о том, что он являлся налоговым резидентом РФ, налоговый агент обязан по заявлению налогоплательщика произвести перерасчет по ставке 13% и вернуть излишне удержанные суммы налога с выплаченных такому работнику доходов за счет текущих платежей.

——————————————————————

Название документа

« Назад

06.02.2017 08:57

Как известно, после получения трудового патента иностранцу необходимо найти официальную работу, иначе патент могут аннулировать:

Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ Статья 13.3. п.22 

22. Патент иностранному гражданину не выдается и не переоформляется, а выданный патент аннулируется территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции:

4) в случае непредставления в соответствии с пунктом 7 настоящей статьи копии трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг);

Чтобы этого избежать, многие иностранцы применяют так называемую хитрость, лайфхак: заключают не трудовой договор с работодателем, а гражданско-правовой — об оказании услуг — со знакомым или соседом. Ведь, к сожалению, не каждый работодатель согласится официально трудоустроить мигранта, да и связываться с ФМС кажется им очень сложным делом (совершенно незаслуженно). «Должности» для такого договора подбираются  незатейливые: помощник по хозяйству, няня, садовник.

Такое решение имеет право на существование. Однако, есть один момент, который многие упускают из вида: уплата налогов и взносов.

С НДФЛ всё понятно: мигрант платит его самостоятельно в виде авансового ежемесячного платежа, потому что обычные физические лица при заключении договора с другим физическим лицом налоговыми агентами не являются.

Но как быть с отчислениями в ПФР и ФСС? Нужно ли россиянам делать какие-либо отчисления, если они заключают договора с иностранными гражданами?

                           Официальный ответ Пенсионного фонда Российской Федерации

На основании п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее — Закон №167-ФЗ) иностранные граждане, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации, а также временно пребывающие на территории РФ (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), работающие по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, являются застрахованными лицами, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование.

Работодатель — физическое лицо обязан оформить с работником в письменном виде договор, который содержит все условия, существенные для работника и для работодателя, включая информацию о сумме заработка.

В соответствии с п. 1 ст. 11 Закона №167-ФЗ, ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон №212-ФЗ), ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персофиницированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» указанная категория работодателей обязана:

зарегистрироваться в качестве страхователя в территориальном органе ПФР по месту жительства в срок не позднее 30 дней со дня заключения договора гражданско-правового характера; 

ежемесячно отчислять и своевременно уплачивать страховые взносы с выплат и иных вознаграждений, производимых в пользу иностранного гражданина, временно проживающего или временно пребывающего на территории Российской Федерации, в соответствии с п. 1.

Как взимаются налоги с иностранцев в РФ в 2018 году

ч. 1.1 ст. 58.2 Закона № 212-ФЗ по тарифу 22%, которые полностью зачисляются на финансирование страховой части трудовой пенсии (с 1 января 2015 г. — на финансирование страховой пенсии), независимо от года рождения застрахованного лица (п. 2 ст. 2 Закона № 167-ФЗ); 

представлять в территориальный орган ПФР следующую отчетность: 

ежеквартально — расчет по форме РСВ-1 ПФР, 

ежемесячно — форму СЗВ-М. 

Согласно ст. 10 Федерального закона от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» временно пребывающие иностранцы и лица без гражданства не являются застрахованными лицами по обязательному медицинскому страхованию, поэтому выплаты страховыми взносами в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования не облагаются и соответственно не уплачиваются.

Дополнительно сообщаем, что в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 г. № 250-ФЗ полномочия по администрированию страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию и обязательному медицинскому страхованию с 01.01.2017 г. передаются налоговым органам.

Начальник Управления организации администрирования страховых взносов и взыскания задолженности И.В. Клецкина

Что будет, если не платить отчисления?

На текущий момент со стороны властей нет должного контроля за частными лицами, нанимающими иностранцев на работу. Но это конечно не значит, отчисления не нужно платить, ведь ситуация может быстро измениться — государство найдёт способ, как проверить рядового гражданина. Придется выплатить всю сумму вместе с процентами за просрочку.

С 1 января 2017 года на страховые взносы распространяется налоговое законодательство.

Расчет по страховым взносам — 5% не уплаченных в срок взносов, подлежащих уплате по расчету за последние три месяца, за каждый полный или неполный месяц просрочки. Максимальный штраф — 30% не уплаченных в срок взносов, минимальный — 1 000 руб.

Комментарии

Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Налогообложение иностранных работников

1 ноября 2002 г. вступил в силу Закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», который устанавливает правила приглашения иностранцев на работу. Эксперты журнала расскажут, как правильно отразить в учете расходы по найму и какие налоги нужно заплатить с доходов таких работников.

С вступлением в силу этого Закона российскому предприятию для того, чтобы принять на работу иностранного сотрудника, нужно будет оформить:

  1. разрешение на привлечение и использование иностранных работников;
  2. приглашение на въезд иностранного гражданина для работы в России;
  3. разрешение на работу.

С какими трудностями столкнется при этом предприятие и в каком размере нужно будет заплатить государственную пошлину за оформление таких документов, читайте в ноябрьском номере «Расчета».

За выдачу соответствующих разрешений взимается государственная пошлина. В бухгалтерском учете предприятия уплата пошлины отражается проводками:

Дебет 68 субсчет «Расчеты по госпошлине» Кредит 51

Дебет 26 Кредит 68 субсчет «Расчеты по госпошлине»

  • признаны расходы по уплате государственной пошлины.

Согласно ПБУ 10/99 «Расходы организации» оплату госпошлины можно отнести к расходам по обычным видам деятельности организации. Государственная пошлина установлена законодательством о налогах и сборах. Следовательно, в налоговом учете она может быть отнесена к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (пп.1 п.1 ст.264 НК РФ), как сумма налогов и сборов, начисленных в установленном порядке.

Внимание!

Работники-иностранцы: регулирование труда, НДФЛ и взносы по-новому

Чтобы получить разрешение на работу временно пребывающему в нашей стране иностранцу, работодатель должен перечислить на счет Федеральной миграционной службы денежный залог. Его размер должен быть достаточным для оплаты работнику обратной дороги. При этом в бухгалтерском учете залог на эти цели можно отразить на отдельном субсчете к счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»:

Дебет 76 субсчет «Расчеты с миграционной службой» Кредит 51

  • перечислен залог на счет миграционной службы.

Залог служит гарантией того, что при необходимости иностранец будет депортирован за счет работодателя, а не за счет государства.

После того как работник по истечении срока контракта самостоятельно покидает Россию, залог возвращается. В бухгалтерском учете делается обратная проводка:

Дебет 51 Кредит 76 субсчет «Расчеты с миграционной службой»

  • залог возвращен на счет предприятия.

При депортации зарезервированная сумма будет израсходована на доставку иностранного работника к месту постоянного проживания. В этом случае Федеральная миграционная служба должна представить нанимателю подтверждающие документы. На их основании работодатель спишет дебиторскую задолженность по счету 76 на расходы, связанные с обычной деятельностью организации.

Налог на доходы иностранных граждан

Примечание. Налогообложение доходов иностранцев регулируется Налоговым кодексом и международными договорами об избежании двойного налогообложения. Причем если международным договором установлены иные, чем в НК РФ, правила налогообложения, то нужно применять международные нормы. Налогообложение будет зависеть и от того, на каком основании зарубежный сотрудник находится в нашей стране. Вступивший в силу 1 ноября 2002 г. Закон делит всех иностранцев в нашей стране на временно пребывающих, временно проживающих и постоянно проживающих. Особые условия налогообложения предусмотрены в ст.215 Налогового кодекса. Кроме того, различные варианты взимания налога могут быть предусмотрены и в международном договоре.

В соответствии со ст.207 Налогового кодекса плательщиками налога на доходы являются физические лица — налоговые резиденты и нерезиденты России. При этом не имеет значения, гражданином какого государства является человек, получивший доход.

По ст.11 Налогового кодекса резидентом является человек, который фактически находится на территории России больше 183 дней в календарном году. При этом днем фактического присутствия иностранца на территории России согласно ст.61 НК РФ нужно считать следующий день после даты его прибытия в страну. А день отъезда должен включаться в расчет срока фактического пребывания. Даты прибытия и отъезда могут быть установлены по отметкам пропускного контроля в паспорте сотрудника. Чтобы подтвердить количество дней пребывания на российской территории, в частности, можно использовать приказ о приеме на работу и табель учета рабочего времени сотрудника.

С резидентов налог взимается с доходов, полученных как в России, так и за рубежом. Налог с нерезидентов взимается только с тех доходов, которые получены от российских организаций или постоянных представительств иностранных фирм в России.

Внимание! В Методических рекомендациях по применению главы 23 Налогового кодекса указано, что уточнять налоговый статус работника нужно в том случае, если работник выехал из страны или если прошло 184 дня с даты его прибытия в Россию. До того как будет документально подтвержден статус резидента зарубежного сотрудника, с его доходов должен быть удержан налог по ставке 30 процентов (п.3 ст.224 НК РФ). Если статус резидента подтвержден, налог на доходы должен быть пересчитан по ставке 13 процентов с предоставлением стандартных вычетов начиная с того отчетного периода, когда работник стал резидентом. Такое разъяснение дано в Методических рекомендациях к главе 23. Отметим, что понятие «отчетный период» в этой главе Налогового кодекса не установлено. Как нам объяснила заместитель начальника отдела по налогу на доходы физических лиц ИМНС Тамара Шалунова, если статус «резидент» подтвержден, налог нужно пересчитать по ставке 13 процентов с начала года.

Пример. ЗАО «Икар» пригласило на работу на 8 месяцев монтажника. Рабочий является гражданином страны, с которой Россия не заключала договор об избежании двойного налогообложения. Он прибудет в Россию 1 января 2003 г. Ежемесячный доход сотрудника, согласно штатному расписанию, составляет 10 000 руб.

С января по июнь (включительно) бухгалтер начисляет иностранцу заработную плату и удерживает налог по ставке 30 процентов:

Дебет 20 Кредит 70

  • 10 000 руб. — начислена заработная плата рабочему;

Дебет 70 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДФЛ»

  • 3000 руб. (10 000 руб. x 30%) — удержан налог на доходы физических лиц.

Выдача заработной платы и перечисление НДФЛ в бюджет отражаются записями:

Дебет 70 Кредит 50

  • 7000 руб. — выдана заработная плата из кассы организации;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДФЛ» Кредит 51

  • 3000 руб. — удержанный налог перечислен в бюджет.

Бухгалтер должен уточнить налоговый статус иностранного рабочего, так как 3 июля 2003 г. истекает 184 дня с даты прибытия его в Россию. Для этого нужно проверить, когда иностранец прибыл в Россию и находился ли на территории страны в те дни, которые не были им отработаны согласно табелю учета рабочего времени.

Предположим, бухгалтер выяснил, что рабочий все 183 дня (включая и день прилета) находился на российской территории. Тогда на 184-й день своего пребывания сотрудник приобретает статус налогового резидента. Начиная с июля бухгалтер удерживает налог на доходы сотрудника по ставке 13 процентов с предоставлением стандартных вычетов по заявлению работника. Кроме того, по ставке 13 процентов нужно пересчитать налог с доходов, полученных иностранцем начиная с начала года.

Единый социальный налог и страховые взносы

Согласно Налоговому кодексу единым социальным налогом облагаются доходы, начисляемые фирмой всем штатным сотрудникам (независимо от их налогового статуса) и работникам на основании договоров на выполнение работ, оказание услуг и авторских договоров. Исключение составляют доходы иностранных граждан, если эти лица не обладают в соответствии с российским законодательством правом на государственное пенсионное, социальное обеспечение и медицинскую помощь или это не предусмотрено условиями договора с работодателем (п.2 ст.239 НК РФ). Обратимся к законодательству об отдельных видах страхования в Российской Федерации.

Пенсионное страхование

В соответствии со ст.7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» работодатели должны платить взносы на обязательное пенсионное страхование с доходов, полученных иностранными гражданами от работы по найму и на основании гражданско-правового договора с российским предприятием. Поэтому страховые взносы с таких доходов на финансирование базовой части трудовой пенсии начисляются в составе ЕСН и уплачиваются в федеральный бюджет. Размер ставки ЕСН в этом случае определяется в соответствии со ст.241 Налогового кодекса. На финансирование страховой и накопительной частей взносы начисляются и уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда. Сумма отчислений определяется в соответствии с п.2 ст.22 Закона о пенсионном страховании.

Пример. ОАО «Суперсериал» пригласило в январе 2003 г. на время съемки фильма (на 5 месяцев) художника по костюмам С.С. Сидоренко 1960 года рождения. По договору на выполнение работ ежемесячное вознаграждение составляет 10 000 руб. Приглашенный работник является гражданином страны, с которой Россия не заключала договор об избежании двойного налогообложения.

Так как на доходы Сидоренко распространяется налоговое законодательство России, бухгалтер «Суперсериала» начислил единый социальный налог и взносы в Пенсионный фонд. В бухгалтерском учете он сделал соответствующую проводку:

Дебет 20 Кредит 70

  • 10 000 руб. — начислена заработная плата художнику по костюмам.

В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета для расчетов по пенсионному обеспечению используется субсчет 2 «Расчеты по пенсионному обеспечению» к счету 69. К нему открываются субсчета второго порядка:

  • 69-2-1 «ЕСН, зачисляемый в федеральный бюджет»;
  • 69-2-2 «Взносы на обязательное пенсионное страхование на финансирование страховой части трудовой пенсии»;
  • 69-2-3 «Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на финансирование накопительной части трудовой пенсии».

Напомним, что взносы по обязательному пенсионному страхованию на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии одновременно являются налоговым вычетом по ЕСН, начисленному в федеральный бюджет. Последующие записи оправданы именно этим порядком:

Дебет 20 Кредит 69-2-1

  • 2800 руб. (10 000 руб. x 28%) — начислен единый социальный налог в федеральный бюджет;

Дебет 69-2-1 Кредит 69-2-2

  • 1200 руб. (10 000 руб. x 12%) — начислены взносы на финансирование страховой части трудовой пенсии;

Дебет 69-2-1 Кредит 69-2-3

  • 200 руб. (10 000 руб. x 2%) — начислены взносы по накопительной части трудовой пенсии;

Дебет 69-2-1 Кредит 51

  • 1400 руб. — ЕСН перечислен в федеральный бюджет;

Дебет 69-2-2 Кредит 51

  • 1200 руб. — перечислены взносы в Пенсионный фонд по страховой части пенсии;

Дебет 69-2-3 Кредит 51

  • 200 руб. — перечислены взносы в Пенсионный фонд по накопительной части пенсии.

Медицинское страхование

Внимание! Для иностранцев, получивших вид на жительство в России, порядок медицинского страхования такой же, как и для граждан России (ст.8 Закона от 28 июня 1991 г. N 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»). В соответствии с Письмом ФФОМС России от 11 июля 1995 г. N 3-1146 такие иностранцы получают страховой полис обязательного медицинского страхования.

Порядок медицинского страхования заграничных сотрудников, временно находящихся в нашей стране (не более 183 дней в году) и работающих по договорам гражданско-правового характера, регламентирован Положением о медицинском страховании иностранных граждан (утв. Постановлением Правительства РФ от 11 декабря 1998 г. N 1488). Для получения медицинской страховки зарубежный работник или работодатель должен заключить договор с российской страховой организацией, имеющей соответствующую лицензию. Порядок выдачи полиса медицинского страхования для такой категории иностранцев установлен Письмом ФФОМС N 3-1146. Исходя из этого документа работодатель должен представить страховой фирме список иностранных работников, указав при этом срок действия разрешения на привлечение иностранной рабочей силы. Полис выдается на время действия такого разрешения.

На иностранцев — резидентов России и на иностранцев, работающих по трудовым договорам (независимо от времени нахождения в стране), распространяется общий порядок уплаты единого социального налога в части медицинского страхования, установленный Налоговым кодексом.

Пример. Продолжим предыдущий пример. Предположим, что работодатель заключил договор со страховой фирмой о медицинском обеспечении работника и получил соответствующий полис.

Бухгалтер должен также отразить в учете начисление единого социального налога в части медицинского страхования на субсчете 3 «Расчеты по обязательному медицинскому страхованию» к счету 69.

К этому субсчету, как и в случае с пенсионным обеспечением, открываются субсчета второго порядка:

  • 69-3-1 «ЕСН в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС)»;
  • 69-3-2 «ЕСН в территориальный фонд обязательного медицинского страхования (ТФОМС)».

Бухгалтерские записи будут следующими:

Дебет 20 Кредит 69-3-2

  • 340 руб. (10 000 руб. x 3,4%) — начислены взносы на медицинское страхование в территориальный фонд;

Дебет 20 Кредит 69-3-1

  • 20 руб. (10 000 руб. x 0,2%) — начислены взносы на медицинское страхование в Федеральный фонд;

Дебет 69-3-2 Кредит 51

  • 340 руб. — уплачен ЕСН в территориальный ФОМС;

Дебет 69-3-1 Кредит 51

  • 20 руб. — уплачен ЕСН в Федеральный ФОМС.

Социальное страхование

Заключение трудового договора обязывает работодателя обеспечить работнику условия труда, предусмотренные российским законодательством (ст.56 ТК РФ). По Трудовому кодексу (ст.22) работодатель должен осуществлять обязательное социальное страхование работников. Это требование распространяется и на иностранных граждан, работающих по трудовым договорам (в штате), независимо от времени их пребывания в нашей стране. Соответственно ЕСН в части взносов на социальное страхование начисляется на выплаты и этой категории работников.

Согласно Федеральному закону от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» выплаты на такой вид страхования иностранного гражданина должны производиться работодателем, если иное не предусмотрено международными договорами. Страховать нужно только тех сотрудников, которые состоят в штате вашего предприятия. Лицам, работающим на основании гражданско-правового договора, отчисления на этот вид страхования производить не надо.

Пример. Из условия примера следует, что художник по костюмам привлечен к работе на основании договора на выполнение работ. Значит, единый социальный налог в части взносов на социальное страхование и взносы на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний начислять не нужно.

И.Седова

Эксперт «Расчета»

С.Белоусова

Эксперт «Расчета»

Налогообложение иностранных граждан в Российской Федерации

Проблема налогообложения иностранных граждан в Российской Федерации возникла в связи с их деятельностью на территории Российской Федерации, а также с деятельностью российских предпринимателей за рубежом, так как эти лица уже облагаются налогом у себя в государстве. Речь идет о двойном налогообложении, т.е. обложении налогом одного и того же объекта (имущества, дохода, дивидендов) в двух или более государствах.

Во избежание двойного налогообложения в Законе Российской Федерации от 07.12.1991 N 1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц» (ст.4) закреплены следующие нормы:

«Доходы, полученные за пределами Российской Федерации физическими лицами, имеющими постоянное местожительство в Российской Федерации, включаются в доходы, подлежащие налогообложению в Российской Федерации.

Суммы подоходного налога, выплаченные в соответствии с законодательством иностранных государств физическими лицами, имеющими постоянное местожительство в Российской Федерации, зачитываются при внесении этими лицами подоходного налога в Российской Федерации. При этом размер засчитываемых сумм налогов, выплаченных за пределами Российской Федерации, не может превышать сумму налога, подлежащего уплате этими лицами в Российской Федерации.

Зачет может быть произведен лишь при условии представления физическим лицом заключения об уплате им налога за пределами Российской Федерации, подтвержденного налоговым органом соответствующего иностранного государства».

Таким образом, уплаченные с прибыли (дохода) налоги на территории иностранных государств зачитываются при уплате налога на территории Российской Федерации. В доказательство того, что налог был уплачен, налогоплательщик должен представить документ, подтвержденный налоговым органом соответствующего иностранного государства. Однако налогоплательщик обязан уплатить разницу в сумме налога, уплаченного на территории другого государства, и налога, подлежащего уплате на территории Российской Федерации.

На международном уровне заключаются двусторонние и многосторонние соглашения между государствами об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы. Россия заключила такие соглашения с целым рядом государств. В настоящее время действует более 50 международных соглашений об избежании двойного налогообложения. Суть этих соглашений сводится к тому, чтобы улучшить режим налогообложения граждан и юридических лиц конкретных государств по сравнению с общим режимом налогообложения. Соглашения разграничивают юрисдикцию государств на обложение налогом объекта (дохода, прибыли, имущества, дивидендов и т.п.), относящегося к объектам налогообложения обоих государств.

В качестве примера можно привести договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал (Вашингтон, 17 июня 1992 г.). В данном Соглашении говорится о том, что «прибыль лица с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся государстве облагается налогом только в этом государстве, если только это лицо с постоянным местопребыванием не осуществляет или не осуществляло коммерческую деятельность в другом Договаривающемся государстве через расположенное там постоянное представительство».

В международных соглашениях дается перечень налогов, относящихся к предмету регулирования, а также детальный перечень налогоплательщиков. Согласно международным соглашениям лицо, постоянно пребывающее (проживающее, зарегистрированное) в государстве, облагается налогами лишь в данном государстве и освобождается от налогообложения в другом договаривающемся государстве.

Приведенное нами в качестве примера международное Соглашение освобождает от двойного обложения налоги на прибыль и доходы, полученные физическими лицами, предприятиями, организациями, банками и страховыми организациями.

Прибыль и доходы физического лица не облагаются налогом в одном договаривающемся государстве, если постоянное местопребывание такого лица находится в другом договаривающемся государстве. Понятие постоянного местопребывания трактуется в международных соглашениях по-разному, однако в целом под постоянным местопребыванием физического лица понимается место жительства, гражданство или же любой другой критерий аналогичного характера, т.е. для физических лиц постоянным местопребыванием будет являться государство, где находится постоянное жилище человека, государство места проживания, если у лица нет постоянного жилища или гражданства.

Если лицо имеет двойное гражданство и однозначно определить его постоянное местопребывание не представляется возможным, используется понятие «центр жизненных интересов». Центр жизненных интересов — это государство, с которым у лица имеются наиболее тесные экономические и личные связи.

Международные соглашения об избежании двойного налогообложения подробно регулируют вопросы налогообложения доходов физических лиц.

Какие налоги платят иностранные граждане по патенту?

Особое внимание уделяется таким видам доходов, как заработная плата, авторские гонорары, пенсии, доходы государственных служащих, стипендии студентов. В отдельную группу выделяются гонорары директоров компаний.

По общему правилу налогообложение заработной платы осуществляется только в том государстве, гражданином которого является человек, даже если он получил заработную плату в другом государстве. Однако данное лицо должно находиться в этом государстве не дольше определенного периода времени, а наниматель, на которого работает человек, не должен быть компанией, имеющей постоянное представительство в этом государстве.

Вознаграждение, выплачиваемое государством своим государственным служащим, облагается налогом только в этом государстве независимо от времени пребывания человека на территории другого государства.

Что касается пенсий и других подобных вознаграждений, получаемых лицом с постоянным местожительством в одном договаривающемся государстве в отношении прошлой работы по найму, то эти пенсии облагаются только в государстве постоянного пребывания, а от налогообложения в каком бы то ни было другом государстве освобождаются.

Иностранные студенты, прибывающие на учебу в Россию и живущие на присылаемые им иностранным государством стипендии, содержание и т.п., также освобождаются от налогообложения.

Гонорары директоров компаний облагаются налогами лишь в том государстве, резидентом которого является компания, независимо от личного гражданства. Если компания действует через находящееся на территории другого государства постоянное представительство, гонорары директоров компаний будут облагаться налогами на территории государства постоянного представительства.

Если иностранные физические лица, получающие доходы в Российской Федерации, не освобождаются международными соглашениями от уплаты налога в Российской Федерации, они представляют декларации о полученных ими доходах. При этом декларация о предполагаемых в текущем году доходах подается иностранным физическим лицом в течение месяца со дня приезда в Российскую Федерацию.

Уменьшение для целей налогообложения дохода иностранных физических лиц осуществляется в порядке и размерах, установленных Законом «О подоходном налоге с физических лиц». При этом иностранные физические лица, представляющие декларацию в Российской Федерации впервые и имеющие право на исключение расходов на содержание детей и иждивенцев, для получения льготы обязаны приложить к декларации документы, подтверждающие наличие у них детей и иждивенцев.

Существует категория иностранных лиц, которые не облагаются налогами в Российской Федерации. Не подлежат налогообложению доходы иностранных физических лиц, обладающих дипломатическими или консульскими привилегиями, а также сотрудники международных организаций в соответствии с уставами этих организаций.

Государства заключают соглашения, руководствуясь принципом взаимности, т.е. учитывая интересы друг друга.

Очень часто граждане и компании уплачивают налог из-за незнания положений международных соглашений об избежании двойного налогообложения. В таком случае уплаченные средства возвращаются или зачитываются в счет других налоговых платежей.

Россия заключила, как уже упоминалось, более 50 международных соглашений об устранении двойного налогообложения. В дальнейшем такие соглашения целесообразно заключить со всеми государствами, причем достаточно унифицированные, т.е. типовые.

ЗАО «Центр Правовых Экспертиз»

Налоговое право

  • Консультации по вопросам налогообложения при слиянии и поглощении, иных видах реорганизации, а также налогообложение совместных предприятий и различных инвестиционных проектов
  • Анализ налоговых рисков и консультации по их избежанию
  • Консультации в сфере налогообложения финансовых сделок

Полный перечень услуг в сфере бухгалтерского учета Вы можете скачать здесь

Налоги на доходы физических лиц, в том числе налог и вычет иностранного гражданина, в настоящее время регулируются главой 23 НК РФ, а также международными соглашениями заключенными Российской Федерацией с зарубежными странами с целью устранения двойного налогообложения.

Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящие­ся на территории РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Наиболее важен, безусловно, именно порядок исчисления срока для теста на резидентный физического лица. Период нахождения физического лица на российской территории для определения его налогового статуса рассчитывается в течение 12 следующих подряд месяцев, а не календарного года. Таким образом, указанный 12-месячный период может начаться в предыдущем календарном году и продолжиться в следующем. Сам срок нахождения на российской территории физического лица для признания его налоговым резидентом РФ в течение 12 следующих подряд месяцев остался прежним — 183 календарных дня. Данный срок определяется как фактическое время нахождения физического лица на территории России в течение 12 следующих подряд месяцев: он может быть выдержан подряд вследствие постоянного нахождения лица в пределах РФ либо рассчитан суммарно, исходя из времени фактического пребывания на территории России и периодов отсутствия в РФ, но в любом случае в течение 12 следующих подряд месяцев.

Как удерживается НДФЛ с иностранных работников в 2018 году

Для целей установления резидентства физического лица 183-дневный срок начинает исчисляться на следующий день после календарной даты, являющейся днем его прибытия на территорию России, а календарная дата дня отъезда за ее пределы включается в количество дней фактического нахождения на российской территории.

Исчисление времени нахождения иностранного гражданина на российской территории для определения их налогового статуса — серьезная и порой сложная задача для налоговых агентов, являющихся источником выплаты доходов данным лицам. Именно налоговые агенты в соответствии со ст. 226 НК РФ обязаны рассчитать налоговую базу, определить налоговую ставку для исчисления налога на доходы физических лиц, удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщиков при их фактической выплате и перечислить налог в бюджет. При этом налоговые агенты фактически должны учитывать период нахождения физических лиц на российской территории на дату получения дохода физическим лицом, поскольку от этого зависит, является ли налогоплательщик налоговым резидентом РФ.

Дата получения дохода физическим лицом устанавливается в соответствии со ст. 223 НК РФ, а налоговым периодом, как уже отмечалось, признается календарный год. Поскольку налоговый статус налогоплательщиков может меняться в течение календарного года (налогового периода) в различные даты получения доходов, налоговые агенты вынуждены уточнять их статус. Только при условии наличия у налоговых агентов документированной информации и обращения налогоплательщиков и представления ими необходимых документов налоговые агенты должны пересчитать сумму уже исчисленного (и подлежащего исчислению и уплате) налога с учетом изменившегося налогового статуса налогоплательщика.

Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Если это невозможно сделать, налоговый агент обязан письменно сообщить о сумме задолженности в налоговую инспекцию по месту своего нахождения (в течение месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств). В данной ситуации налогоплательщик самостоятельно уплачивает недостающую сумму налога, представив в налоговый орган налоговую декларацию.