Налоговая база

Налоговая база — оценочная характеристика объекта налогообложения, которая позволяет определить сумму, от которой исчисляется налог.

Термин "Налоговая база" на английском языке — tax base.

Комментарий

Налоговая база это один из элементов налога (см. Элементы налогообложения). Чтобы рассчитать налог, нужно определить налоговую базу и применить к ней налоговую ставку.

21. Налоговая база. Налоговая ставка

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения  (ст. 53 НК РФ).

Если объект налогообложения определяет экономическую категорию или операцию, которые подлежат налогообложению, то налоговая база позволяет определить налогооблагаемую величину (сумму), от которой считается налог.

Пример

Объектом обложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль (Объект налогообложения = прибыль). Чтобы рассчитать сумму налога нужно определить сумму налогооблагаемой прибыли. Сумма налогооблагаемой прибыли — это и есть налоговая база.

Если к примеру, налогооблагаемая прибыль составила 100 тыс. рублей (налоговая база), а ставка налога на прибыль 20%, то сумма налога на прибыль — 20 тыс. рублей.

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Общий порядок определения налоговой базы по НДС установлен статьей 153 НК РФ. Эта статья указывает, что налоговая база при наиболее распространенном объекте обложения НДС — реализации товаров (работ, услуг), определяется налогоплательщиком в зависимости от особенностей такой реализации. Отдельные статьи НК РФ регулируют порядок определения налоговой базы в таких случаях.

Так, общий порядок определения налоговой базы при реализации указан в ст. 154 НК РФ:

Налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.

Пример

Реализуется товар покупателю по цене 100 рублей без учета НДС.

Ставка НДС 18%.

НДС = 18 рублей (100 руб. * 18%).

Особенности определения налоговой базы в зависимости от вида реализации установлены следующими статьяни НК РФ:

Статья 154. Порядок определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг)

Статья 155. Особенности определения налоговой базы при передаче имущественных прав

Статья 156. Особенности определения налоговой базы налогоплательщиками, получающими доход на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров

Статья 157. Особенности определения налоговой базы и особенности уплаты налога при осуществлении транспортных перевозок и реализации услуг международной связи

Статья 158. Особенности определения налоговой базы при реализации предприятия в целом как имущественного комплекса

Статья 159. Порядок определения налоговой базы при совершении операций по передаче товаров (выполнению работ, оказанию услуг) для собственных нужд и выполнению строительно-монтажных работ для собственного потребления

Статья 160. Порядок определения налоговой базы при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией

Статья 161. Особенности определения налоговой базы налоговыми агентами

Статья 162. Особенности определения налоговой базы с учетом сумм, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг)

Статья 162.1. Особенности налогообложения при реорганизации организаций

Налог на прибыль организаций

Общий порядок определения налоговой базы по налогу на прибыль установлен статьей 274 НК РФ. Налоговой базой признается денежное выражение прибыли, определяемой в соответствии со статьей 247 настоящего Кодекса, подлежащей налогообложению.

Особенности определения налоговой базы в зависимости от вида операций установлены следующими статьяни НК РФ:

Статья 275. Особенности определения налоговой базы по доходам, полученным от долевого участия в других организациях

Статья 275.1. Особенности определения налоговой базы налогоплательщиками, осуществляющими деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств

Статья 275.2. Особенности определения налоговой базы при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья

Статья 276. Особенности определения налоговой базы участников договора доверительного управления имуществом

Статья 277. Особенности определения налоговой базы по доходам, получаемым при передаче имущества в уставный (складочный) капитал (фонд, имущество фонда)

Статья 278. Особенности определения налоговой базы по доходам, полученным участниками договора простого товарищества

Статья 278.1. Особенности определения налоговой базы по доходам, полученным участниками консолидированной группы налогоплательщиков

Статья 278.2. Особенности определения налоговой базы по доходам, полученным участниками договора инвестиционного товарищества

Статья 279. Особенности определения налоговой базы при уступке (переуступке) права требования

Статья 280. Особенности определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами

Статья 281. Особенности определения налоговой базы по операциям с государственными и муниципальными ценными бумагами

Статья 282. Особенности определения налоговой базы по операциям РЕПО с ценными бумагами

Дополнительно

Элементы налогообложения — свойства налога, которые должны быть обязательно установлены законодательством по каждому налогу или сбору. К элементам налогообложения относятся: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога.

Объект налогообложения

Налоговая ставка

Налогоплательщик

Налог

Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества

12Следующая ⇒

Лекция 13. НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ

Налог на имущество организаций устанавливается гл. 30 НК РФ и законами субъектов РФ и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (Закон Ивановской области «О налоге на имущество организаций № 109-ОЗ от 20. 11.2003г. в ред. от 03.11.2006 N 100-ОЗ)

Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов РФ определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога, форму отчетности по налогу, налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Налог на имущество организаций – важнейший налог в системе имущественного налогообложения в РФ. Налог на имущество организаций включается в группу региональных налогов, является прямым и пропорциональным. это важный финансовый рычаг влияния на результаты хозяйственной деятельности организаций и источник финансирования бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Цель введения данного налога – создание заинтересованности у организации в эффективном использовании своего имущества, освобождении от ненужного имущества.

Налогоплательщики

· российские организации;

· иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории РФ, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ.

Не являются плательщиками налога на имущество организаций:

· юридические лица, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход;

· субъекты малого предпринимательства, перешедшие на упрощенную систему налогообложения.

Объектом налогообложения для российских организаций и для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств.

Объектом налогообложения для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства, признается находящееся на территории РФ недвижимое имущество, принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности.

Для признания имущества объектом основных средств необходимо одновременное выполнение ряда условий:

· применение в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев;

· стоимость актива не менее 40 000 руб.;

· использование в производстве продукции при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;

· способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

· Российские компании начисляют налог на движимое и недвижимое имущество, отраженное в балансе как основное средство (ст. 373 Налогового кодекса).

Это дебет счета 01 и объекты, показанные на 03 и других счетах. Если организация не отразила объект как основное средство и не начислила налог на имущество, налоговая проверка расценит это как уклонение от уплаты налога. Потому что это нарушение норм бухгалтерского учета.

· Жилые дома и помещения облагаются налогом, даже если они учитываются на балансе организации не как основные средства.

· Зарубежные компании, открывшие в России постоянные представительства, начисляют налог по тем же правилам. Если у зарубежного предприятия нет постоянного представительства в России, оно начисляет налог на всю недвижимость, расположенную на территории РФ и принадлежащую ему на праве собственности.

· Переданное во временное пользование, владение, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению имущество облагается налогом на общих основаниях. На имущество в лизинге налог начисляет или лизингодатель, или лизингополучатель — тот, на чьем балансе числится объект.

· С 2014 года организации на ЕНВД, а с 2015 — на УСН платят налог и отчитываются по имуществу с кадастровой стоимостью.

Отсутствие госрегистрации или консервация основного средства не освобождают от уплаты налога.

Кто не платит налог на имущество?

· до 01.01.2017 — организаторы XXII Олимпийских зимних игр в Сочи, организаторы чемпионата мира по футболу 2018 года и другие компании, перечисленные в п 1.1. ст. 373 Налогового кодекса

,

· не облагается налогом земля, вода и другие объекты природопользования, объекты культурного наследия, ядерные установки, ледоколы, суда и другие объекты, перечисленные в ст. 374 Налогового кодекса,

· с 2015 года не признаются объектом налогообложения основные средства I и II амортизационной группы независимо от времени принятия на учет.

Льготы по налогу на имущество

Некоторые виды имущества не облагаются налогом благодаря льготам, перечисленным в ст. 381 Налогового кодекса:

· имущество, используемое в основной деятельности религиозных организаций, организаций уголовно-исполнительной системы, участников свободных экономических зон,

· имущество адвокатских бюро, юридических консультаций, протезно-ортопедических предприятий, «сколковцев»,

· с 2015 года — движимое имущество, принятое к учету после 1 января 2013 года. Раньше оно относилось к освобожденному от налогообложения и не включалось в отчетность, теперь показывается в отчетности как льготное.

Каждый регион вправе дополнительно установить собственные льготы: освобождать от уплаты налога, уменьшать налоговые ставки или суммы налога. Законы, регулирующие налог на имущество в регионе, смотрите на официальном сайте региона.

Не признаются объектами налогообложения:

1) земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);

2) имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в РФ.

Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества.

При определении налоговой базы имущество учитывается по его остаточной стоимости.

Следует обратить внимание на особенности определения налоговой базы по налогу в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), которые заключаются в том, что имущество, переданное для осуществления совместной деятельности, остается на балансе у передавшей организации, соответственно обязанность по уплате налога остается за этой организацией, а лицо, на которое возложена обязанность ведения общих дел, должно сообщить об изменении стоимости объекта основных средств не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (ст. 377 НК РФ).

Имущество, переданное в доверительное управление, а также имущество, приобретенное в рамках договора доверительного управления, подлежит налогообложению (за исключением имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд) у учредителя доверительного управления (ст. 378 НК РФ).

12Следующая ⇒

Дата добавления: 2016-11-02; просмотров: 108 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:

  1. Cебестоимость (издержки) включает затраты, связанные с использованием в
  2. I. Простое воспроизводство.

    4. Налоговая база

    При простом воспроизводстве прибавочная стоимость, производимая и реализуемая ежегодно, или, при нескольких оборотах

  3. III. Объекты прав (имущества)
  4. IV. Порядок образования имущества
  5. V. Найдите в тексте абзац, в котором рассматриваются преимущества комбинированной оросительной системы
  6. VII. Переменный капитал и прибавочная стоимость в обоих подразделениях
  7. А) банки; из собственного капитала банка отнимается стоимость всех привилегированных акций, и полученное значение делится на общее количество обыкновенных акций данного банка;
  8. А) Переведите текст со словарем и заполните таблицу, наглядно подтверждающую преимущества торговли
  9. Альтернативная стоимость. Закон возрастания альтернативных затрат
  10. Амортизация основных фондов. Амортизация– процесс перенесения стоимости основных фондов на стоимость произведенной продукции с целью их полного восстановления
  11. Амортизация основных фондов. Для своевременной замены устаревших средств труда, без ущерба для предпринимателя, необходимо, чтобы стоимость выбывающих фондов была полностью перенесена на
  12. Анализ амортизируемого имущества организации


Поиск на сайте:


НАЛОГОВАЯ БАЗА И НАЛОГОВАЯ СТАВКА.

Согласно статья 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения: — объект налогообложения; — налоговая база; — налоговый период; — налоговая ставка; — порядок исчисления налога; — порядок и сроки уплаты налога.

Согласно ст.53 НК РФ :

Налоговая база представляет собой стоимостную (например, стоимость имущества при исчислении налога на имущество физических и юридических лиц), физическую (объектом добытого сырья) или иную характеристики объекта налогообложения.

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Налоговая база и порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам и размеры сборов по федеральным сборам устанавливаются НК РФ.

Налоговая база и порядок ее определения по региональным и местным налогам устанавливаются НК РФ. Налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в пределах, установленных НК РФ.

В соответствии со ст. 54 НК РФ, в которой раскрываются общие вопросы исчисления налоговой базы :

1. Налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением. При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения). В случае невозможности определения периода совершения ошибок (искажений) перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения). Налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, также и в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога.

2. Индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Министерством финансов Российской Федерации.

3. Остальные налогоплательщики — физические лица исчисляют налоговую базу на основе получаемых в установленных случаях от организаций и (или) физических лиц сведений о суммах выплаченных им доходов, об объектах налогообложения, а также данных собственного учета полученных доходов, объектов налогообложения, осуществляемого по произвольным формам.

4. Правила, предусмотренные пунктами 1 и 2 , распространяются также на налоговых агентов.

5. В случаях, предусмотренных НК РФ, налоговые органы исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе имеющихся у них данных.

Налоговая база как количественное выражение предмета налогообложения выступает основой для исчисления суммы налога, так как именно к не применяется ставк налога

Для правильного определения момента возникновения налогового обязательства важное значение имеет Методы формирования налоговой базы:1) кассовый метод (присвоения) – доходом объявляются все суммы, реально полученные налогоплательщиком в налоговом периоде, а расходами – реально выплаченные суммы; 2) накопительный метод – доходом признаются все суммы, право на получение, которых возникло в данном налоговом периоде, вне зависимости от того, получены ли они налогоплательщиком. Для выявления затрат подсчитываются суммы имущественных обязательств, возникших в отчетном периоде, и не имеет значения, поизведены ли выплаты по этим обязательствам (НДФЛ – з/пл начислена, но не получена, НДС – в момент отгрузки товара).

На практике в России применяются следующие способы определения налогооблагаемой базы:

1)Прямой способ, основанный на реально и документально подтвержденных показателях. Например, данные бухгалтерского и налогового учета (налог на прибыль).

2)Косвенный способ (расчет по аналогии), основанный на определении налогооблагаемой базы по сравнению с деятельностью других налогоплательщиков (доходов и расходов при УСНО). 3)Условный способ(презумптивный) , который основан на определении налогооблага-емой базы с помощью вторичных признаков условной суммы дохода (налоговой базой при ЕНВД). 4)Паушальный способ-основан на определении вторичных признаков условной суммы налога (налог на игорный бизнес).

Налоговая ставка представляет собой сумму налога, подле­жащую уплате, приходящуюся на единицу налогообложения.

В зависимости от типа группировки налоговые ставки могут различаться:

1) По методу установления :

Равные ставки, когда для каждого налогоплательщика устанавливается равная сумма налога ( пример — государственная пошлина на получение паспорта);

— Твердые (твердых сумм) — в законе фиксируется определенная твердая сумма налога, подлежащая уплате с единицы обложе­ния (в виде твердых ставок уста­новлены ставки транспортного налога, большинства акцизов, таможенных пошлин ).

Процентные ( специфические и адвалорные)- устанавливаются в процен­тах от единицы налогообложения ( ставка налога на прибыль ,НДФЛ, Акцизы).

Наиболее яркий пример использования сочетания специ­фических и адвалорных ставок — обложение акцизами. Основ­ные категории подакцизных товаров, такие, как алкогольная и табачная продукция, облагаются с использованием твердых, или специфических ставок.

2) По экономическому содержанию :

Предельные (или марги­нальные)- это номинальные налоговые ставки, указанные в соответствующих законодательных актах.

Фактические (средние или эффективные) — представляет собой отношение реально уплаченной суммы налога к расчет­ной величине налоговой базы.

Эконо­мические- это отношение всей суммы уплаченного налога ко всему полученному доходу налогопла­тельщика.

3) В зависимости от степени изменяемости ставок налога:

Общие ставки— устанавливаются общими для всех(НДФЛ);

Повышенные ставки— для некоторых объектов;

Экономические ставки -для некоторых объектов (ставка НДС 10%).

4) В зависимости от способа изменения налогооблагаемой базы :

Пропорциональные ставки не изменяются при изменении размера налогооблагаемой базы, т. е. процент ставки фиксирован (Налог на прибыль, НДС, НДФЛ, земельный налог)

Прогрессивныеставки резко (нелинейно) увеличиваются с ростом базы налога(налог на имущество, транспортный налог)

Регрессивные ставки понижаются по мере роста налогооблагаемой базы.

С проблемой установления налоговых ставок непосредст­венно связан применяемый в каждом конкретном случае ме­тод налогообложения, т.е. порядок изменения налоговой став­ки в зависимости от роста налоговой базы.

Выделяют следующие методы налогообложения:

1) Равное налогообложение — предполагает установление фикси­рованной суммы налога, взимаемой с налогоплательщика. В этом случае вообще нет зависимости между налоговыми став­ками и налоговой базой.

2)Пропорциональное налогообложение предполагает установле­ние для каждого налогоплательщика фиксированной ставки, которая не меняется в зависимости от динамики налоговой базы. При таком методе налогообложения налог растет про­порционально росту налоговой базы.

3)Прогрессивное налогообложение предполагает рост налого­вой ставки по мере увеличения налоговой базы. Этот вид на­логообложения используется, как правило, при обложении доходов и реже при обложении имущества. Выделяют несколько возможных подходов к построению прогрессии в налогообложении:

а) При простой поразрядной прогрессии выделяются ступени, или разряды, налогооблагаемой базы и для каждого разряда устанавливается налоговый оклад в твердой сумме. Например, первый разряд составляет от 1 до 1000 руб., второй — от 1001 до 5000, третий — от 5001 до 10 000, четвертый — от 10 001 до 15 000 руб. и т.д. Для каждого из названных разрядов устанав­ливается сумма налога. Например, для первого разряда — 1 руб., для второго — 100, для третьего — 500 руб. и т.д. В современ­ных условиях такая система практически не используется, по­скольку при ее построении невозможно обеспечить прогрес­сивность в рамках разрядов. Более того, чем шире рамки раз­рядов, тем менее справедлива данная схема.

б) При простой относительной прогрессии устанавливают раз­ряды и фиксированные ставки по этим разрядам, применяе­мые ко всей сумме налоговой базы по каждому разряду. Так, для первого разряда ставка может составить 2%, для второго -8, для третьего — 10, для четвертого — 15% и т.д. Эти ставки должны применяться ко всей сумме полученного дохода. Не­удобство данного подхода построения прогрессии связано с тем, что на стыках разрядов при относительно незначитель­ных различиях в полученных доходах (например, 9999 и 10 000 руб.) различия в уровне фактических налоговых ставок будут весьма ощутимы — 999 и 1500 руб.

в) Сложная прогрессия наиболее часто встречается в современ­ных налоговых системах. Суть ее заключается в распределении дохода (или налоговой базы иного вида) на несколько разря­дов и применении налоговой ставки к части полученного до­хода, попавшей в данный разряд. Фактически это означает, что предельная налоговая ставка применяется не ко всему объему налоговой базы, а только к ее части, соответствующей данному разряду. С 2001 г. в отечественной налоговой системе на основе прогрессии установлены ставки лишь двух налогов — на имущество физических лиц и с на­следства и дарения.

4) Регрессивное налогообложение- разновидность прогрессивного, но предполагающе­го отрицательный коэффициент прогрессии. При регрессив­ном налогообложении налоговая ставка не растет по мере роста налоговой базы, а, напротив, снижается. В чистом ви­де данный метод в современной экономической практике встречается крайне редко. Тем не менее российская налого­вая система начиная с 2001 г.

Налоговая база

использует регрессивный метод налогообложения при установлении единого социального налога. Однако если рассматривать не номинальные (предельные) налоговые ставки, а экономические и соотносить сумму упла­ченных налогов с общим объемом доходов налогоплательщика, то среди современных налогов можно найти много регрессив­ных, в том числе практически все косвенные налоги — НДС, акцизы, таможенные пошлины.

Льготы по налогам и сборам.

Льготами по налогам и сборам признаются определенные преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков.

Налоговые льготы – это довольно важный элемент экономической политики государства, благодаря которому решаются наиболее сложные и противоречивые социально — трудовые проблемы. Применение данных льгот позволяет облегчить бремя всех налоговых обязательств для граждан и организаций, отсрочить определенный платеж. Именно налоговые льготы позволяют государству регулировать работу частного бизнеса и доходы простых граждан России.



База налогообложения (basis of assessment) — базовая стоимостная величина конкретного объекта налогообложения, по которой осуществляется начисление конкретного налога.

База налогообложения или налоговая база (tax base) –

  1. совокупность налогоплательщиков и объектов налогообложения на определенной территории в течение конкретного периода налогообложения;
  2. количественное выражение предмета налогообложения;
  3. один из существенных элементов налога.

База налогообложения конкретного налога определяется исходя из принятых в налоговой системе масштаба налога и единицы налога. В ряде случаев база налогообложения является частью предмета налогообложения, к которой применяется налоговая ставка, например, налогооблагаемая прибыль. Один и тот же предмет налогообложения в зависимости от исчисляемого налога может иметь различный масштаб налога и базы налогообложения. Например, автомобиль, купленный за границей и являющийся имуществом предприятия, облагается:

  1. налогом на владельцев автотранспортных средств;
  2. налогом на имущество предприятия;
  3. таможенной пошлиной;
  4. акцизом;
  5. налогом на добавленную стоимость;
  6. налогом на приобретение автотранспортных средств.

Масштабом данных налогов являются: мощность двигателя (1), объем двигателя (3), стоимость автомобиля (2, 4, 5, 6). База налогообложения у них определяется по-разному. База налогообложения необходима для исчисления налога, но она не порождает обязанности уплаты налога в отличие от объекта налога.

База налогообложения определяется умножением единицы налогообложения на число единиц.

Что такое налоговая база

В зависимости от выбранного масштаба налога базу налогообложения подразделяют на:

  • базу налогообложения со стоимостными показателями (например, для исчисления налога на имущество юридических или физических лиц используется стоимость имущества);
  • базу налогообложения с объемно-стоимостными показателями (например, для исчисления НДС используется объем реализованной продукции);
  • базу налогообложения с физическими показателями (например, при исчислении налога на пользователей недр используется объем добытого сырья).

База налогообложения и объект налога могут как совпадать, так и не совпадать.

Для определения момента возникновения налогового обязательства важное значение имеет выбор метода учета базы налогообложения, традиционно относящийся к вопросам бухгалтерского учета. Существуют два основных метода:

  • кассовый (метод присвоения), учитывающий момент получения средств и производства выплат в натуре, т.е. те суммы (имущество), которые присваиваются налогоплательщиком в определенной юридической форме (получены в кассе наличными, переданы в собственность с оформлением всех необходимых документов и т.п.);
  • начисления (метод чистого дохода, накопительный метод), при котором важен момент возникновения имущественных прав и обязательств (например, доходами признаются все суммы, право на получение которых возникло у налогоплательщика в данном налоговом периоде независимо от того, когда они были фактически получены).

В теории налогообложения выделяют прямой, косвенный (расчет по аналогии), условный (презумптивный) и паушальный способы определения размера базы налогообложения.

Прямой способ является основным, по нему определяются реальные и документально подтвержденные показатели налогоплательщика. Например, при исчислении налога на прибыль налогоплательщик отражает в учетных и налогово-отчетных документах всю выручку и доходы за соответствующий период, затем вычитает документально подтвержденные расходы и получает налогооблагаемую прибыль, являющуюся базой налогообложения для данного налога.

Косвенный способ используется, например, в случаях, когда налогоплательщик отказывается от обследования своей деятельности налоговыми органами. Облагаемый доход таких лиц определяется на основании документов, подтверждающих получение ими доходов с учетом обложения налогами других лиц, занимающихся аналогичной деятельностью.

Условный способ определения дохода предполагает использование вторичных признаков: суммы арендной платы снимаемых помещений, средней суммы расходов на жизнь и т.п. С определенного таким образом дохода налог взимается в общем порядке.

Паушальный способ основан на определении не условной суммы дохода, а условной суммы налога. Например, в Лихтенштейне налог, взимаемый с пенсионеров, составляет 12% суммы их расходов на проживание.

Для исчисления базы налогообложения важен учет влияния инфляции на налоги и налогообложение. Для нейтрализации негативных воздействий инфляции на налогоплательщика налоговое законодательство ряда стран предусматривает различные механизмы: ведение шкалы доходов в условных единицах, которая пересматривается ежегодно (Швейцария); система переоценки объектов недвижимости для целей поимущественного налогообложения (США); система возмещений по налогам (Франция) и т.д.

Широкое распространение получил метод инфляционной корректировки (индекс инфляции, индекс-дефлятор).

Формирование налогооблагаемой базы

Налоговая база определяется налогоплательщиком в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг). Согласно ст. 154 НК РФ налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 НК РФ без включения в них НДС с учетом особенностей, установленных указанной статьей для отдельных операций.

3.При определении налоговой базы применяется фактическая цена (установленная в договоре) реализации товаров (работ, услуг), даже если она ниже себестоимости, т. е. пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует условию рыночных цен. Рыночной ценой признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных, однородных товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических условиях. Под рынком понимается сфера обращения этих товаров (работ, услуг), определяемая исходя из возможности покупателя приобрести товар (работу, услугу) на ближайшей территории РФ или за ее пределами. При определении рыночной цены используются официальные источники информации о рыночных ценах и биржевых котировках.

Налоговые органы вправе контролировать правильность применения цен по сделкам лишь в следующих случаях: между взаимозависимыми лицами; по товарообменным (бартерным) операциям; при значительном колебании (более чем на 20 % в ту или иную сторону) уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам в пределах непродолжительного периода времени; при совершении внешнеторговых сделок.

В зависимости от реализации или вида договора между сторонами сделки существуют различный порядок и особенности определения налоговой базы. Рассмотрим наиболее распространенные варианты.

1. Реализация товаров, работ, услуг. Налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров с учетом акцизов (для подакцизных товаров и сырья) за вычетом НДС и налога с продаж.

2. Реализация имущества, в стоимость которого входит НДС. Налоговая база представляет собой разницу между стоимостью реализуемого имущества (по рыночным ценам) с учетом НДС, акцизов и без включения в нее налога с продаж, и остаточной стоимостью имущества (с учетом переоценки).

3. Реализация по товарообменным (бартерным) операциям и на безвозмездной основе. Здесь база определяется как стоимость товаров (работ, услуг), исчисленная для целей налогообложения исходя из цен, указанных сторонами сделки, с учетом акцизов и без включения в них НДС и налога с продаж.

4. Договоры финансирования под уступку денежного требования или уступки требования (цессии). В данном случае возможны три варианта:

a) при уступке требования, вытекающего из договора реализации товаров, налоговая база определяется так же, как и при обычной реализации;

б) при реализации новым кредитором финансовых услуг, связанных с уступкой требования, налоговая база равняется сумме превышения дохода, полученного новым кредитором при последующей уступке требования, над расходами по приобретению указанного требования;

в) при реализации новым кредитором иных финансовых услуг, связанных с требованиями, являющимися предметом уступки, налоговая база определяется как при обычной реализации.

5. Реализация сельскохозяйственной продукции, закупленной у физических лиц. Налоговая база определяется как разница между ценой, указанной сторонами сделки с учетом НДС (без включения в нее налога с продаж), и ценой приобретения этой продукции.

6. Осуществление транспортных перевозок и реализация услуг международной связи. Здесь возможны следующие варианты:

a) при перевозках (за исключением пригородных) пассажиров, багажа, грузов или почты железнодорожным, автомобильным, воздушным, морским или речным транспортом налоговая база равна стоимости перевозки (без НДС);

б) при реализации проездных документов по льготным тарифам налоговая база исчисляется из этих льготных тарифов;

в) при реализации услуг международной связи налоговая база равняется полученной выручке (без включения НДС) за вычетом сумм некоторых расходов (например, другим организациям связи за оказанные совместно услуги).

7. Реализация товаров (оказания услуг) по договорам комиссии или поручения. В этом случае налоговой базой является сумма комиссионного вознаграждения.

8. Реализация предприятия в целом как имущественного комплекса. Согласно ст. 158 НК РФ налоговая база определяется отдельно по каждому виду активов. Формирование налоговой базы различно для случаев, когда предприятие продано на аукционе ниже или выше балансовой стоимости. Для целей налогообложения цена каждого вида имущества принимается равной произведению его балансовой стоимости на поправочный коэффициент. Продавец предприятия (бизнеса) должен составить счет-фактуру с выделением в нем всех видов активов. В графе «Сумма с НДС» указывается сумма по аукционной цене.

Для обложения НДС, как, впрочем, и для обложения другими налогами особое значение имеет определение даты возникновения объекта налогообложения, в данном случае реализации (передачи) товаров (работ, услуг). Если в учетной политике для целей налогообложения принята дата возникновения налогового обязательства по мере отгрузки и по предъявлении покупателю расчетных документов, то выбирается наиболее ранняя из следующих дат: день отгрузки товара, день оплаты товара, день предъявления покупателю счета-фактуры. Если в учетной политике принята дата возникновения налогового обязательства по мере поступления денежных средств, то датой реализации считается день оплаты товаров (работ, услуг).

При получении налогоплательщиком собственного векселя покупателя датой оплаты признается дата оплаты указанного векселя или передача его по индоссаменту. В случае неисполнения покупателем обязательства, связанного с поставкой товаров (работ, услуг), датой оплаты признается наиболее ранняя из дат:

— день истечения срока исковой давности;

— день списания дебиторской задолженности.

Ставки НДС

При введении в России НДС была установлена единая ставка налога, равная 28 %. Величина этой ставки была рассчитана исходя из необходимости поддержания бюджетных доходов на уровне, обеспечиваемом в предыдущем 1991 г. налогом с оборота и налогом с продаж, взамен которых был введен НДС. Единая ставка НДС, установленная в России в момент введения этого налога, существовала недолго: уже в 1992 г. было введено налогообложение некоторых продовольственных товаров по ставке 15 %.

На момент введения НДС в России его ставка была заметно выше, чем в других странах. Так, в Австрии данный налог взимался по ставке 20 %, в Бельгии — 19 %, в Дании — 22 %, во Франции — 18,6 %, в ФРГ — 14 %, в Норвегии — 20 %, в Швеции — 23,5 %, в Великобритании — 15 %. Среднеевропейский уровень этого налога составляет 14—20 %, однако процентные ставки НДС, как правило, дифференцированы по видам продукции. Например, в Италии действуют четыре ставки: нормальная 19 %, две пониженные 4 и 9 % на товары широкого потребления (продовольствие, вода, газ, электроэнергия для бытовых нужд, медикаменты и т. п.) и повышенная — 38 % на предметы роскоши.

В рамках гармонизации налоговой системы ЕЭС предполагается, что в ближайшие годы в странах Союза будут установлены две ставки НДС: пониженная — 4—9 % и нормальная — 9—19 %.

В настоящее время в Российской Федерации установлены 3 ставки налога на добавленную стоимость:

1) нулевая ставка налога;

2) 10 % ставка — пониженная;

3) 18 % ставка — основная.

1. Налогообложение производится по налоговой ставке 0 % при реализации:

1) товаров (за исключением нефти, включая стабильный газовый конденсат, природный газ, которые экспортируются на территории государств — участников Содружества Независимых Государств), помещаемых под таможенный режим экспорта при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации и представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ, а также работ и услуг, непосредственно связанных с производством и реализацией указанных товаров;

2) работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой (транспортировкой) через таможенную территорию Российской Федерации товаров, помещаемых под таможенный режим транзита через указанную территорию;

3) услуг по перевозке пассажиров и багажа за пределы территории Российской Федерации при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов;

4) работ (услуг), выполняемых (оказываемых) непосредственно в космическом пространстве, а также комплекса подготовительных наземных работ (услуг), технологически обусловленного и неразрывно связанного с выполнением работ (оказанием услуг) непосредственно в космическом пространстве;

5) драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими их добычу или производство из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации, банкам;

6) товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного пользования дипломатического или административно-технического персонала этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей.

2. Налогообложение производится по налоговой ставке 10 % (пониженная ставка) в отношении продовольственных товаров и товаров для детей, включенных в перечень Налогового кодекса. В перечень не входят деликатесные изделия, облагаемые акцизами.

3. В остальных случаях налогообложение производится по налоговой ставке 18 % (основная ставка) при реализации товаров (работ, услуг), не указанных в п.п. 1 и 2 настоящей статьи.

При получении денежных средств, связанных с оплатой товаров (работ, услуг), при удержании налога из доходов иностранных налогоплательщиков налоговыми агентами, а также при реализации товаров и услуг, приобретенных на стороне и учитываемых с НДС, т. е. в тех случаях, когда невозможно выделить ранее уплаченный НДС, применяется следующая пропорция:

НДС = (НДС × 100) / (100 + НДС)

Соответственно, для стандартной ставки НДС (18 %) расчётная ставка составляет: 18 / 118;

для пониженной ставки НДС (10 %): 10 / 110.

Такие ставки применяются к налоговой базе, включающей в себя НДС.

В плане мероприятий, направленных на ускорение темпов экономического роста подготавливается предложение о снижении с 2007г. основной ставки НДС с 18% до 13%. За счёт снижения НДС на 5% рассчитывают добиться увеличения темпов экономического роста до 0,5%, среднегодового роста промышленного производства дополнительно на 0,3- 0,5%, на 1,1 –1,3% темпов роста инвестиций. Непременное условие снижения ставки НДС – реализация этой меры не должна сопровождаться увеличением доли государственных расходов в ВВП.

По экспертным оценкам, выпадающие доходы бюджета составят около 300 млрд. руб. В то же время, снижение ставки налога позволит за счёт реализации новых проектов, выхода из тени и увеличения налогооблагаемой базы (собираемость НДС сегодня н более 60%), обеспечит дополнительные поступления в бюджет в размере 150 млрд.руб. Однако вопрос о снижении ставки НДС на сегодняшний день остаётся открытым.

Льготы

Льготы по НДС оказывают на налогоплательщика принципиально иное воздействие, чем, например, льготы по налогу на прибыль предприятий и организаций. Действительно, поскольку НДС — это косвенный налог, он не зависит от результатов финансово-хозяйственной деятельности. Вместе с тем предоставление льготы повышает конкурентоспособность производителя, так как позволяет снижать цены на продукцию даже при более высокой себестоимости по сравнению с другими производителями, а при равных условиях получать дополнительную прибыль (до суммы освобождения от налога).

Не являются объектом налогообложения, так как не признаются реализацией товаров (работ, услуг), операции, перечисленные в п. 3 ст. 39 Налогового кодекса РФ, такие как:

— передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации ее правопреемнику при реорганизации этой организации, а также некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью;

— передача имущества, если она носит инвестиционный характер (в частности, вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), паевые взносы в паевые фонды кооперативов);

— и другие операции.

Этот перечень дополняется ст. 146 (п. 2, подп.

4. Налоговая база. Порядок определения налоговой базы

2—5) НК РФ. Помимо указанных изъятий, довольно широк перечень товаров, работ и услуг, которые освобождены от взимания НДС при их реализации. В ст. 149 НК РФ приведен расширенный перечень операций, не подлежащих налогообложению. Освобождается от налогообложения реализация услуг по сдаче в аренду служебных и жилых помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в России, медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по списку, утверждаемому Правительством.

В перечне оборотов, выведенных из-под налогообложения, существенную роль составляют льготы социального характера. Не взимается НДС при реализации: медицинских услуг (за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических); услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми; услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях, проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках и секциях; продуктов питания, произведенных столовыми при учебных заведениях; услуг в сфере образования, культуры и искусства и т. д.

Льготы также распространяются на общественный транспорт; жилищно-коммунальное хозяйство; страхование, перестрахование; услуги по государственному пенсионному страхованию; благотворительные взносы; образовательные некоммерческие услуги; реализацию ценных бумаг; проценты по займам между компаниями, а также за просрочку платежа по коммерческим кредитам в пределах ставки рефинансирования ЦБ РФ, и, что особо для нас важно, о чем мы уже ранее говорили, от НДС освобождаются основные банковские операции.

Очевидно, что государственный бюджет как сторона, предоставившая освобождение от НДС, при этом должен недополучить определенную часть финансовых ресурсов на величину не выплаченного предприятием налога. Однако в случае реализации собственной продукции не конечному ее потребителю, а для использования ее для последующей перепродажи или в качестве полуфабриката для изготовления собственных товаров (работ, услуг), применение данной льготы теряет всякий смысл. Более того, существующий порядок исчисления налога на добавленную стоимость позволяет бюджету извлечь дополнительную выгоду, а именно, если в цепочке производителей (создателей добавленной стоимости) потребляемого продукта окажется хотя бы одно лицо, которое законодательно освобождено от уплаты налога на добавленную стоимость, то, несмотря на уплату в бюджет всеми прежними производителями налога с добавленной ими стоимости, все затраты покупателя продукции по ее приобретению у предприятия, воспользовавшегося льготой, будут также квалифицированы как добавленная стоимость и при последующей продаже повторно обложены налогом.

Налогоплательщикам не всегда выгодно использовать льготу по принципу отсутствия ставки, поскольку покупатель их продукции оплачивает НДС в составе ее себестоимости и не имеет возможности принять его к зачету.

В результате возникает несвойственная системе НДС кумуляция налога, ведущая к повышению цены на товар.

Рассмотрим применение льготы в виде освобождения от уплаты НДС на конкретном примере (табл. 2).

Таблица 2. Налогообложение при использовании льготы по принципу отсутствия ставки у производителя ПР5 (у. е.)

Производитель Добавленная стоимость (ДС) Объект налогообложения НДС начисленный Цена реализации, включая НДС НДС, принимаемый к зачету НДС, подлежащий уплате
ПР1
ПР2
ПР3
ПР4
ПР5
ДС конечного продукта          
Всего уплачено НДС в бюджет          

Следствием предоставления льготы по уплате налога производителю ПР5 является уменьшение платежей в бюджет по налогу на добавленную стоимость, исчисленного с добавленной стоимости, произведенной только производителем ПР5, воспользовавшимся льготой. При этом снижение цены за счет налога, не уплаченного последним производителем, делает реализуемую продукцию более конкурентоспособной. Таким образом, использование льготы по налогу последним продавцом в цепи производителей не приводит к двойному налогообложению.

Иная ситуация возникает в случае использования льготы одним из производителей ПР2, ПР3, ПР4 (табл. 3).

Таблица 3