Налоговая нагрузка

ФНС РФ опубликовала данные по налоговой нагрузке и рентабельности по отраслям за 2016 год.

Данные о налоговой нагрузке за 2017 год ФНС опубликует до 5 мая 2018 года, когда будут обработаны результаты налоговых деклараций и отчетности за 2017 год.

Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ определены Критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков. Суть этих критериев в том, что ФНС указывает 12 признаков, по которым налоговики определяют «подозрительных» налогоплательщиков для проведения выездной налоговой проверки.

Рекомендую проверить свою налоговую нагрузку и рентабельность с отраслевыми значениями.

Налоговая нагрузка

Так, критерием под номером 1 (п.

Опубликованы данные ФНС по налоговой нагрузке и рентабельности за 2016 год

4 Приложения 1 и Приложение 2) указан признак:

«Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).»

ФНС РФ использует данные по налоговой нагрузке следуюшим образом — сравнивает налоговую нагрузку конкретного налогоплательщика с налоговой нагрузкой той отрасли, в которой этот налогоплательщик осуществляет свою деятельность. Если налоговая нагрузка конкретного налогоплательщика существенно ниже отраслевой, то налоговый орган «присматривается» к такому налогоплательщику. Возможно это признак незаконной налоговой оптимизации.

Обычно, сначала к такому налогоплательщику поступает запрос, с просьбой пояснить причину низкой налоговой нагрузки. Затем, налоговый орган может провести выездную налоговую проверку такого налогоплательщика.

Поэтому указанную ФНС РФ налоговую нагрузку по видам экономической деятельности обычно называют как «безопасную налоговую нагрузку по видам экономической деятельности (по отраслям)«.

В 2016 году в целом налоговая нагрузка немного снизилась до 9,6% (в сравнении с 9,7% в 2015 году)

Больше всего выросла налоговая нагрузка в 2016 году в отраслях:

Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви — 7,3% в 2016 году (6,2% в 2015 году).

Производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них — 4,3% в 2016 году (3,5% в 2015 году).

Производство кокса и нефтепродуктов — 4,7% в 2016 году (2,6% в 2015 году).

Больше всего снизилась налоговая нагрузка в 2016 году в отраслях:

Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых — 35,6% в 2016 году (41,5% в 2015 году).

Издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации — 11,6% в 2016 году (13,4% в 2015 году).

Химическое производство — 3,5% в 2016 году (4,2% в 2015 году).

Строительство — 10,9% в 2016 году (12,7% в 2015 году).

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг — 15,4% в 2016 году (17,2% в 2015 году).

Подробнее о налоговой нагрузке:

Налоговая нагрузка — величина, которая показывает уровень налогового бремени налогоплательщика.

Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности (по отраслям) — налоговая нагрузка по видам экономической деятельности (по отраслям) определяется ежегодно федеральной налоговой службой Российской Федерации (ФНС РФ)

Рентабельность

Так, критерием под номером 11 (п. 4 Приложения 1 и Приложение 2) указан признак:

«Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.»

В 2016 году рентабельность продаж в целом снизилась до 8,1% (9,3% в 2015 году), а рентабельность активов возросла до 6,4% (5,0% в 2015 году).

Подробнее о рентабельности:

Рентабельность по видам экономической деятельности (по отраслям) — рентабельность по видам экономической деятельности (по отраслям) определяется ежегодно федеральной налоговой службой Российской Федерации (ФНС РФ).

Ссылки

Налоговую нагрузку по видам экономический деятельности за последний год и предыдущие годы можно скачать с сайта ФНС РФ по ссылке (в формате Excel):

Налоговая нагрузка по отраслям (nalog.ru)

Там же можно скачать рентабельность по видам экономический деятельности (в формате Excel):

Значения среднеотраслевых финансовых показателей по видам деятельности (nalog.ru)

Что еще?

Прочитайте книгу: Налоговый бенчмаркинг. Джаарбеков С.М. (litres.ru)

Закажите корпоративный тренинг: «Налоговый бенчмаркинг» от Джаарбекова Станислава

Закажите услугу: Экспресс-диагностика налогового планирования (taxd.ru)

Дополнительно

Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности в 2017 году — опубликована ФНС РФ в Приложении 3 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок».

Материалы по теме «Налоговый контроль»

Статистика налогообложения и анализ ее показателей.

Налоговые поступления формируют основную часть доходов бюджета разных уровней.

Налоговая система Российской Федерации — это совокупность всех налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых государственными органами всех уровней в установленном порядке на всей территории страны.

Налоги — это обязательные и безвозмездные сборы, взимаемые государственными органами всех уровней с физических и юридических лиц по ставкам, установленным в законодательном порядке, с целью финансирования общественных расходов.

Классификация налогов:

I. По уровню взимания и распоряжения налогами:

  1. федеральные (НДС, акцизы, налог на прибыль, налоги на пользование недрами и на воспроизводство минерально-сырьевой базы, взносы в государственные социальные внебюджетные фонды)
  2. региональные — вводятся законами субъектов Федерации и обязательны к уплате на территории этих субъектов (налог на недвижимость, с продаж, транспортный, на имущество организаций)
  3. местные налоги и сборы (налог на имущество физических лиц, на наследование и дарение, на рекламу, земельный налог, а также региональные и местные лицензионные сборы).

II. По способу изъятия

  1. прямые — взимаются непосредственно с доходов или имущества
  2. косвенные налоги — устанавливаются на товары и услуги в виде надбавок к цене или тарифу.

Налоговые доходы группируют так же по секторам экономики и отраслям промышленности.

Для характеристики налогообложения используется система показателей:

I. Абсолютные

  1. натуральные

а) число налогоплательщиков всего и по каждому виду налогов, а также число малых предприятий.

б) количество поданных деклараций (по физическим лицам)

в) количество проверенных плательщиков: всего и по которым установлены нарушения налогового законодательства,

г) количество должностных лиц и граждан, на которых наложен административный штраф.

  1. стоимостные

а) налоговые поступления, включающие все виды прямых и косвенных налогов, в том числе по отдельным секторам экономики и отраслям промышленности

б) чистая налоговая задолженность перед консолидированным бюджетом, которая определяется разницей между общей налоговой задолженностью и авансовыми налоговыми платежами

в) дополнительно начисленная сумма налогов и финансовых санкций по результатам проверок налоговых органов

г) суммы начисленных административных штрафов

д) суммы отсрочки и рассрочки по налоговым платежам

е) налогооблагаемая база по каждому из следующих налогов: НДС, акцизы, налог на прибыль, ресурсный, подоходный налог с физических лиц

ж) суммы возврата (доплаты) по поданным декларациям физических лиц

II. Относительные показатели

  1. доля налогов консолидированного бюджета в ВВП (налогоемкость ВВП) — сопоставление налогов с ВВП или валовым региональным продуктом позволяет судить о том насколько оптимально и эффективно налогообложение

,

  1. удельный вес налогов (всего и по видам) в доходах консолидированного бюджета,
  2. удельные веса налогов по видам в общей сумме налоговых поступлений,
  3. доля недополученных налогов (соотношение задол­женности по налогам и плановой величины налоговых поступлений),
  4. соотношение дефицита и налоговых доходов как косвенная характеристика возможного использования налогов для покрытия дефицита,
  5. среднедушевая налоговая квота — отношение суммы изъя­тых налогов к средней численности занятого населения

,

где Н – налоговые доходы;

— численность населения, занятого в экономике.

  1. Коэффициент уровня налогообложения по стране — отношение налоговой квоты к среднедушевому ВВП:

,

где ВВПН — объем ВВП в расчете на душу населения.

Коэффициент уровня налогообложения по экономическому смыс­лу и формулам расчета тесно связан с коэффициентом налогоемкости:

,

где — доля занятого населения в общей численности населения

В таком виде коэффициент можно интерпретировать как налогоемкость ВВП, скорректированную с учетом существующего уров­ня занятости. Таким образом, на уровень налоговой нагрузки на население влияет уровень занятости в стране.

Статистика изучает уровень и динамику перечисленных показателей.

В условиях рыночных отношений при выборе территории инвестирования большое значение имеет налоговый климат, количественную оценку которого можно определить уровнем налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты. Для гипотетического предприятия по действующим налоговым ставкам рассчитывается налоговое бремя основных налогов. Далее рассчитывается суммарное налоговое бремя — это сумма всех рассматриваемых в модели налогов. Налоговая нагрузка определяется процентным отношением суммарного налогового бремени к объему реализации продукции, работ и услуг.

Изучению подлежат уровень обложения по стране в целом и распределение налогового бремени между социальными группами и слоями населения.

Поскольку в составе доходов бюджета наибольшую долю занимают налоговые поступления, в статистике большое внимание уделяется выявлению влияния отдельных факторов на изменение суммы каждого налога и общей суммы. Так, в 1980-х гг.

Коэффициент налоговой нагрузки

получила признание бюджетная концепция А. Лэффера: рост размеров налоговой ставки приводит к увеличению налоговых поступлений бюджета только до какого-то определенного уровня, превышение «критичного» уровня сократит доходы в бюджет, так как субъекты налогообложения уклонятся от уплаты налогов (сокращение производства, уменьшение капитальных вложений и инвестиций).

Величина налоговых доходов может быть описана моделью:

где T – число налогоплательщиков

S — налоговая база

K — процентная ставка налога

Влияние каждого фактора на абсолютное изменение общей суммы уплаченного налога можно оценить любым способом: индексным методом, методом подстановок или методом арифметических разниц:

Абсолютное изменение суммы уплаченного налога за счет изменения численности налогоплательщиков:

Абсолютное изменение суммы уплаченного налога за счет изменения налоговой базы:

Абсолютное изменение суммы уплаченного налога за счет изменения налоговой ставки:

При отсутствии данных о численности налогоплательщиков сумму внесённого налога можно представить в виде двухфакторной модели, где факторами являются:

· сумма облагаемого дохода (количественный показатель), D = T×S ;

· процентная ставка налога (качественный показатель), K:

Если рассматривать общую сумму полученных налогов, можно использовать трехфакторную модель, в которой отдельно оцениваются структурные сдвиги в налогооблагаемой сумме:

,

где — средняя налоговая ставка по различным видам налога;

— доля налогооблагаемой суммы конкретного налога в общей налогооблагаемой сумме.

Тогда система взаимосвязанных индексов имеет вид:

,

где — простой общий индекс налогооблагаемой суммы. Он характеризует относительное изменение налоговой суммы за счет изменения налогооблагаемой суммы.

— индекс структурных сдвигов. Показывает влияние на относительное изменения налоговой суммы структурных сдвигов в налогооблагаемой сумме.

— индекс налоговой ставки постоянного состава. Характеризует относительное изменение налоговой суммы за счет среднего изменения налоговых ставок по отдельным видам налогов.

Дата добавления: 2016-06-24; просмотров: 892;

Опубликованы значения среднеотраслевых показателей по видам экономической деятельности за 2017 год

Анализ налоговой нагрузки в Российской Федерации

Скребец Ю.А.

Полесский государственный университет

Налоговая нагрузка — это одно из понятий, применяемых для оценки влияния налоговых платежей на экономическое развитие страны. Существует множество различных методик расчета налоговой нагрузки на макроуровне, наиболее распространенной является соотношение поступивших в консолидированный бюджет обязательных платежей и ВВП страны.

В начале 21 века налоговая системаРоссийской Федерации претерпела значительные изменения, общее направление которых можно охарактеризовать как перенос налоговой нагрузки на сырьевой сектор при ее снижении в остальной экономике. При этом общий уровень налоговой нагрузки до начала международного финансового кризиса оставался сравнительно стабильным, составляя 34-36% ВВП, в 2009 г. снизился до уровня 30,2% ВВП и в дальнейшем восстановился до уровня 2005-2008 гг. (рис. 1). По величине налоговой нагрузки Россия близка к странам Восточной Европы (Польша, Венгрия, Чехия), где этот показатель составляет 35-39% ВВП .

Рисунок 1 – Уровень налоговой нагрузки в Российской Федерации,

в % к ВВП за 2005-2012 гг.

Примечание – Источник: собственная разработка

При сопоставлении российской налоговой системы с другими странами (представленном в таблице 1) необходимо принимать по внимание ее важные отличительные черты. Главная особенность состоит в том, что значительная часть налоговых доходов представляет собой инструмент изъятия государством природной ренты, получаемой при добыче полезных ископаемых (прежде всего углеводородов). Если в большинстве нефтедобывающих стран добычу ведут в основном государственные компании и таким образом бюджет получает природную ренту в основном через прибыль таких компаний, то в России природная рента изымается государством (как собственником полезных ископаемых) главным образом с помощью налогов. Эту функцию выполняют два инструмента: налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и экспортные пошлины. Использование экспортных пошлин представляет собой выборочное налогообложение экспортных поставок, т.е. направлено на формирование относительно низких внутренних цен на энергоносители. В сумме НДПИ и экспортные пошлины обеспечивают почти 30% всех доходов бюджетной системы .

Таблица 1 – Международные сопоставления налоговой нагрузки за 2012 г.

Налоговая нагрузка, в % ВВП

Налоги на прибыль и доход, в % ВВП

Налоги на потребление, в % ВВП

Социальные взносы, в % ВВП

Налоги на имущество, в % ВВП

Ставка налога на прибыль, %

Предельные ставки налогов на труд, % *

Ставка НДС, %

Россия

34,2

7,8

13,5

6,6

1,3

20,0

47,0

18,0

Страны Западной Европы

Великобритания

34,3

14,3

10,3

6,8

4,2

28,0

38,8

20,0

Франция

41,9

10,4

10,6

16,1

3,4

34,4

52,0

19,6

Германия

37,0

11,5

10,5

13,9

0,9

30,2

63,3

19,0

Испания

30,7

10,3

8,3

12,1

2,3

30,0

48,1

18,0

Сопоставимые с Россией страны

Чехия

34,8

7,9

11,5

16,1

0,4

19,0

48,6

20,0

Греция

29,4

11,5

10,5

13,9

0,9

24,0

50,8

19,0

Венгрия

39,1

10,4

14,9

13,0

0,9

19,0

71,5

25,0

Корея

25,6

8,2

8,4

5,8

3,2

24,2

29,1

10,0

Польша

34,3

8,1

13,0

11,4

1,2

19,0

36,1

22,0

Португалия

35,2

8,1

13,0

11,4

1,2

26,5

47,1

20,0

Словакия

29,3

6,2

10,5

12,0

0,4

19,0

44,4

19,0

Турция

24,6

5,8

11,0

6,1

0,9

20,0

42,1

18,0

* — показатель суммирует ставки подоходного налога и социальных взносов (для работника со средней заработной платой)

Примечание – Источник: собственная разработка

         Структура налоговых поступлений в России и странах Западной Европы различна. Основная российская особенность заключается в высокой доле доходов от экспорта и импорта и налога на добычу полезных ископаемых. Другой российской особенностью является низкая доля прямых налогов (НДФЛ и налога на прибыль) и в общем объеме налогов и в процентах к ВВП .

Анализируя таблицу можно заметить, что налоги на прибыль и доход в России составляют 7,8% ВВП из которых 3,8% ВВП — налог на прибыль, а налог на доходы физических лиц (НДФЛ) 3,6% ВВП. Данный показатель приближен к уровню налогообложения в Чехии (7,9% ВВП). При этом ставка налога на прибыль в 2012 г. составила 20%, что ниже показателя развитых европейских стран примерно на 10 процентных пунктов. Соотношение НДФЛ и налога на совокупный доход по отношению к ВВП в Российской Федерации за последние 3 года постепенно снижается, что свидетельствует о том, что доходы населения больше не растут опережающими темпами по отношению к ВВП .

         Налоги на потребление, которые в России включают налог на добавленную стоимость, акцизы и таможенные пошлины занимают 13,5% ВВП. Это достаточно высокий показатель по сравнению с другими странами. Например, в Кореи, Польше, Португалии налоги на потребление составляют менее 10% ВВП, а вот в Великобритании данный показатель превышает российский уровень (14,3% ВВП). Высокая доля налогов на потребление связана с доминированием удельного веса поступлений от таможенных пошлин, которые являются третьим по значимости доходным источником бюджета после НДПИ и НДС и составляют 6,6% ВВП. Российская Федерация обладает огромными запасами углеводородов, входит в число ведущих нефтедобывающих стран мира, удовлетворяя текущие и перспективные потребностей экономики страны в нефти, природном газе и продуктах их переработки, поставляет их в значительном количестве на экспорт. По объемам разведанных запасов жидких углеводородов Россия занимает 2-е место в мире с долей порядка 10%. Поэтому вывозные (экспортные) и ввозные (импортные) таможенные пошлины являются одним из основных источников формирования доходов бюджета .

         Социальные взносы в Российской Федерации составили в 2012 г. 6,6% ВВП, что в два раза меньше чем во Франции, Германии и Венгрии, по данному показателю Россия приблизилась к Великобритании, Кореи и Турции.

На рисунке 2 видно, что c точки зрения структуры налоговой нагрузки за 2012 год первыми по значимости являются страховые взносы на обязательное социальное страхование, их вклад составляет 6,56% ВВП. Высокий уровень страховых взносов в России объясняется высокой ставкой налогообложения, которая в настоящее время составляет 34%.(увеличилась с 26% в 2011 г.) .

Рисунок 2 – Структура налоговой нагрузки по видам налогов за 2012 г., в % к ВВП

Примечание – Источник: собственная разработка

Основными видами косвенных налогов в России являются НДС, акцизы, таможенные пошлины.

Таможенные пошлины составляют 6,55% ВВП и являются вторым по значимости источником, формирующим ВВП страны. Это связано в первую очередь со вступлением России в ВТО. Не смотря на то, что произошло снижение таможенных пошлин и уменьшение ставок таможенных сборов, увеличение внешнеторгового оборота страны способствовало росту уплаченных таможенных пошлин в бюджет.

Налог на добавленную стоимость внутри страны составляет 3,01%ВВП, на импорт – 2,65% ВВП. Чаще всего в Росси применяется ставка НДС 18%. НДС и акцизы в  налоговой системе РФ играют решающую роль в мобилизации доходов  бюджета.

Расчет налоговой нагрузки в 2017-2018 году (формула)

В консолидированном  бюджете РФ поступления от НДС на товары, реализуемые на территории РФ, уступают только налогу на добычу полезных ископаемых и составляют около четверти всех доходов. В то же время в федеральном бюджете РФ налог на добавленную стоимость на товары, реализуемые на территории РФ (в том числе НДС при ввозе товаров на территорию РФ) стоит на первом месте, превосходя по размеру все налоговые доходы .

Затем следуют поступления по налогу на добычу полезных ископаемых – около 4% ВВП. Ресурсные налоговые платежи применяются в основном в добывающих отраслях (нефтяной, угольной). Ежегодно происходит рост поступлений в бюджет страны. Это связано с тем, что с каждым годом количество добываемого природного сырья растет, так как увеличивается число освоенных месторождений. Основной же причиной такого роста является то, что доходы от уплаты налогов на добычу полезных ископаемых для нефте- и газового конденсата были централизованы в федеральном бюджете с 2010 года, в связи с чрезвычайно высокой неравномерностью залегания этого вида полезных ископаемых на территории Российской Федерации.

Налоги на прибыль и доход, обеспечивают более 7% ВВП. Основная ставка НДФЛ в 2012 году – 13%, налога на прибыль – 20% .

Таким образом, структура налоговой нагрузки в России существенно отличается от налоговой структуры европейских стран — в России вклад НДПИ составляет порядка 11,5% налоговой нагрузки. На долю налогов на прибыль и доход приходится около 30% совокупной налоговой нагрузки – в среднем по странам Западной Европы этот показатель находится на уровне 36%. Налоги на потребление в России составляют 40% налоговой нагрузки, в странах Западной Европы — 28%. Социальные взносы имеют около 19%, что на 9 процентных пункта ниже, чем в странах Западной Европы.

Резюмируя вышеизложенное можно сделать вывод о том, что, не смотря на предпринятые попытки увеличения значения прямого налогообложения, в Российской Федерации в настоящее время преобладает косвенное налогообложение. В структуре косвенных налогов лидируют таможенные пошлины:

Прямые налоги составляют 8,62% ВВП:

1. Налог на прибыль – 3,76% ВВП

2. НДФЛ – 3,61% ВВП

3. Налоги на имущество – 1,25% ВВП

Косвенные налоги составляют 13,46% ВВП:

1. НДС – 5,66% ВВП

2. Акциз – 1,25% ВВП

3. Таможенные пошлины – 6,55% ВВП

Литература:

1. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации — Режим доступа: http://info.minfin.ru – Дата доступа: 15.11.2013.

2. Официальный сайт Федеральной налоговой службы Российской Федерации — Режим доступа: http://www.nalog.ru/ — Дата доступа: 14.11.2013.

3. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации — Режим доступа: http://www.gks.ru/ — Дата доступа: 17.11.2013.

4. Официальный сайт Фонда социального страхования Российской федерации — Режим доступа: http://fss.ru/ — Дата доступа: 18.11.2013.

В отчетный период все с замиранием сердца сводят данные отчетов и проводят анализ налоговой нагрузки в организации.

Каждый налогоплательщик должен оценить вероятность включения организации в план выездных налоговых проверок (ВНП).

Налоговая нагрузка

Для этого ИФНС опубликовала 12 критериев ВНП.

Одним из критериев является низкая налоговая нагрузка по НДС (налогу на добавленную стоимость).

Если организация в декларации отразит значительную долю налоговых вычетов, это привлечет внимание специалистов налогового ведомства, как следствие может стать одним из оснований проведения ВНП.

За отчетный период (квартал) налогоплательщик должен предоставить в ИФНС налоговую декларацию по НДС. Если сумма НДС, подлежащей вычету, к сумме исчисленного налога с налоговой базы составила установленный процент по региону (в Красноярске 77, 5% за 3 квартал) и более, то налоговая нагрузка по НДС считается низкой.

Налоговый вычет по НДС – это сумма входящего налога по НДС, на которую налогоплательщик вправе уменьшить сумму НДС к уплате. Что бы получить налоговый вычет по НДС необходимо, что бы приобретенные активы (услуги) использовались при операциях с НДС, ТМЦ были приняты к учету, НДС подтвержден счет-фактурой, оформленной в соответствии с Положением 1137.

Что бы правильно определить долю вычетов необходимо:

  1. Начисленный НДС сложить
  2. НДС к вычету сложить
  3. Разделить сумму НДС к вычету на сумму НДС к уплате.

Далее необходимо сравнить процент с таблицей региональных показателей на сайте налогового органа.

В третьем квартале 2017 года безопасная доля вычетов по Красноярскому краю составила 77,5%. По сравнению с прошлым 2016 годом этот показатель снизился.

Показатель низкая налоговая нагрузка — это не доказательства неуплаты налогов. Безусловно налоговый орган не сможет на основании арифметических исчислений доначислить налоги либо оштрафовать.

/ «Бухгалтерская энциклопедия «Профироста»
09.10.17

Информацию на странице ищут по запросам: Курсы бухгалтеров в Красноярск, Бухгалтерские курсы в Красноярске, Курсы бухгалтеров для начинающих, Курсы 1С:Бухгалтерия, Дистанционное обучение, Обучение бухгалтеров, Обучение курсы Зарплата и кадры, Повышение квалификации бухгалтеров, Бухгалтерский учет для начинающих
 Бухгалтерские услуги, Декларация НДС, Декларация на прибыль, Ведение бухгалтерского учета, Отчетность в налоговую, Бухгалтерские услуги Красноярск, Внутренний аудит, Отчетность ОСН, Отчетность в статистике, Отчетность в Пенсионный Фонд, Бухгалтерское обслуживание, Аутсорсинг, Отчетность ЕНВД, Ведение бухгалтерии, Бухгалтерское сопровождение, Оказание бухгалтерских услуг, Помощь бухгалтеру, Отчетность через интернет, Составление деклараций, Нужен бухгалтер, Учетная политика, Регистрация ИП и ООО, Налоги ИП, 3-НДФЛ, Организация учета