Налоговая санкция

НАЛОГОВЫЕ САНКЦИИ

Налоговая санкция — мера ответственности за совершение налогового правонарушения. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов). Налоговые санкции применяются как ответная мера, отражающая негативную реакцию государства на налоговое правонарушение. При этом налоговая ответственность всегда носит публично-правовой характер, что обусловлено общественно значимой, публично-правовой природой налоговых правоотношений. Споры по поводу невыполнения налоговых обязательств находятся в рамках публичного, а не гражданского права.

Суммы штрафных санкций, взыскиваемые с лиц за нарушение ими требований налогового законодательства и определяемые НК, выходят за рамки налогового долга как такового. Этим они отличаются от недоимок и налоговой пени и по существу представляют собой разновидность публично-правовой ответственности имущественного характера.

Налоговые санкции носят имущественный характер и применяются в виде штрафов. В сфере налоговой ответственности оправдано применение всей системы административных взысканий.

Статья 114 НК РФ. Налоговые санкции

Применение взысканий за налоговые правонарушения должно преследовать цели не компенсационно-восстановительного (эту задачу решает взыскание недоимки и пеней), а карательно-воспитательного характера. Наряду с имущественными санкциями вполне допустимо за налоговые правонарушения применять весь спектр мер административно-правовой ответственности, включая взыскания личного и организационного характера.

При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза. При наличии обстоятельства, отягчающего ответственность, размер штрафа увеличивается на 100 %.

При совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой.

Сумма штрафа, взыскиваемого с налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента за налоговое правонарушение, повлекшее задолженность по налогу (сбору), подлежит перечислению со счетов соответственно налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента только после перечисления в полном объеме этой суммы задолженности и соответствующих пеней в очередности, установленной гражданским законодательством РФ.

Налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании штрафов с организации и индивидуального предпринимателя в порядке и сроки, которые предусмотрены НК; с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в порядке и сроки, которые предусмотрены НК.

Исковое заявление о взыскании штрафа с организации или индивидуального предпринимателя в случаях, предусмотренных НК РФ, может быть подано налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате штрафа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи указанного искового заявления может быть восстановлен судом.

В случае отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела, но при наличии налогового правонарушения срок подачи искового заявления исчисляется со дня получения налоговым органом постановления об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела.

Дата добавления: 2015-03-19; просмотров: 258;

Налоговые санкции, давность взыскания налоговых санкций

Налоговые санкции, давность взыскания налоговых санкций

Налоговая санкция является мерой ответ­ственности за совершение налогового правона­рушения.

Налоговые санкции устанавливаются и применя­ются в виде денежных взысканий (штрафов).

При наличии хотя бы одного смягчающего ответ­ственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в 2 раза по сравнению с размером за совершение налогового правонаруше­ния.

При наличии определенных обстоятельств размер штрафа увеличивается на 100%.

При совершении одним лицом двух и более на­логовых правонарушений налоговые санкции взыс­киваются за каждое правонарушение в отдельно­сти без поглощения менее строгой санкции более строгой.

Сумма штрафа, присужденного налогоплательщи­ку, плательщику сборов или налоговому агенту за на­рушение законодательства о налогах и сборах, по­влекшее задолженность по налогу или сбору, подлежит перечислению со счетов налогоплательщи­ка, плательщика сборов или налогового агента толь­ко после перечисления в полном объеме этой суммы задолженности и соответствующих пеней, в очеред­ности, установленной гражданским законодатель­ством РФ.

Налоговые санкции взыскиваются с налогоплатель­щиков только в судебном порядке.

Давность взыскания налоговых санкций.

Налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее 6 месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давнос­ти взыскания санкции).

В случае отказа в возбуждении или прекра­щения уголовного дела, но при наличии налогового правонарушения срок подачи искового заявления ис­числяется со дня получения налоговым органом по­становления об отказе в возбуждении или о прекра­щении уголовного дела.

Решение о привлечении к ответственности за на­рушение налогового законодательства, вынесенное в течение срока давности привлечения к ответ­ственности, может быть обращено к исполнению только в течение срока давности взыскания нало­говых санкций.

Исчисление срока начинается не с момента при­нятия решения, а с момента составления акта про­верки.

Прекращение уголовного дела не означает, что срок взыскания санкций начинают исчислять заново, т.к. пропущенный однажды срок уже лишил налоговый орган права взыскать санкции.

Когда уголовное дело возбуждено до вынесения решения налоговым органом либо же после вынесе­ния решения, но до истечения срока давности взыс­кания санкций – налоговый орган в силу п. 3 ст. 108 НК РФ не имеет возможности взыскивать санкции.

Когда же уголовное дело прекращено, то обстоя­тельства, препятствующие взысканию, отпадают, и должно быть продолжено исчисление прерванного срока.

Налоговых правонарушений, за которые налоговые органы могут применить согласно законодательству штрафные санкции, достаточно много, поэтому удобнее будет сгруппировать их по следующим основным видам:

· сокращение (занижение) дохода (прибыли) и иного объекта налогообложения;

· неправильное удержание налога лицом — источником выплат;

· отсутствие или ведение учета объекта налогообложения и финансовой отчетности с нарушением установленного порядка;

· несвоевременная или неполная уплата налогов;

· непредставление или несвоевременное представление налоговым органам документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов в бюджет;

· невыполнение налогоплательщиками требований должностных лиц налоговых органов;

· невнесение исправлений в бухгалтерскую отчетность в размере суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли) и иного объекта обложения, выявленных налоговыми органами;

· невыполнение требований налоговых органов по устранению выявленных нарушений налогового законодательства.

Дата добавления: 2016-10-22; просмотров: 260 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:


Поиск на сайте:


НАЛОГОВЫЕ САНКЦИИ

Налоговая санкция — мера ответственности за совершение налогового правонарушения. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов). Налоговые санкции применяются как ответная мера, отражающая негативную реакцию государства на налоговое правонарушение. При этом налоговая ответственность всегда носит публично-правовой характер, что обусловлено общественно значимой, публично-правовой природой налоговых правоотношений. Споры по поводу невыполнения налоговых обязательств находятся в рамках публичного, а не гражданского права.

Суммы штрафных санкций, взыскиваемые с лиц за нарушение ими требований налогового законодательства и определяемые НК, выходят за рамки налогового долга как такового. Этим они отличаются от недоимок и налоговой пени и по существу представляют собой разновидность публично-правовой ответственности имущественного характера.

Налоговые санкции носят имущественный характер и применяются в виде штрафов. В сфере налоговой ответственности оправдано применение всей системы административных взысканий. Применение взысканий за налоговые правонарушения должно преследовать цели не компенсационно-восстановительного (эту задачу решает взыскание недоимки и пеней), а карательно-воспитательного характера.

Налоговые санкции

Наряду с имущественными санкциями вполне допустимо за налоговые правонарушения применять весь спектр мер административно-правовой ответственности, включая взыскания личного и организационного характера.

При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза. При наличии обстоятельства, отягчающего ответственность, размер штрафа увеличивается на 100 %.

При совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой.

Сумма штрафа, взыскиваемого с налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента за налоговое правонарушение, повлекшее задолженность по налогу (сбору), подлежит перечислению со счетов соответственно налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента только после перечисления в полном объеме этой суммы задолженности и соответствующих пеней в очередности, установленной гражданским законодательством РФ.

Налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании штрафов с организации и индивидуального предпринимателя в порядке и сроки, которые предусмотрены НК; с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в порядке и сроки, которые предусмотрены НК.

Исковое заявление о взыскании штрафа с организации или индивидуального предпринимателя в случаях, предусмотренных НК РФ, может быть подано налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате штрафа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи указанного искового заявления может быть восстановлен судом.

В случае отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела, но при наличии налогового правонарушения срок подачи искового заявления исчисляется со дня получения налоговым органом постановления об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела.

Дата добавления: 2015-03-19; просмотров: 257;

  • 16.1. Налоговые санкции. Давность взыскания налоговых санкций
  • 16.2.Конституционные принципы назначения санкций
  • Лекция 16. Санкции в налоговом праве

    16.1. Налоговые санкции. Давность взыскания налоговых санкций

    Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения.

    Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах.

    При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером за совершение налогового правонарушения.

    При наличии определенных обстоятельств размер штрафа увеличивается на 100 процентов.

    При совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой.

    Сумма штрафа, присужденного налогоплательщику, плательщику сборов или налоговому агенту за нарушение законодательства о налогах и сборах, повлекшее задолженность по налогу или сбору, подлежит перечислению сосчетов налогоплательщика, плательщика сборов или налогового агента только после перечисления в полном объеме этой суммы задолженности и соответствующих пеней, в очередности, установленной гражданским законодательством РФ.

    Налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщиков только в судебном порядке.

    Давность взыскания налоговых санкций

    Налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции).

    В случае отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела, но при наличии налогового правонарушения срок подачи искового заявления исчисляется со дня получения налоговым органом постановления об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела.

    Решение о привлечении к ответственности за нарушение налогового законодательства, вынесенное в течение срока давности привлечения к ответственности, может быть обращено к исполнению только в течение срока давности взыскания налоговых санкций.

    Налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщиков исключительно в судебном порядке (п.7 ст.114 НК РФ) путем предъявления налоговым органом иска о взыскании санкций. Подать такой иск налоговый орган должен до истечения шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления акта об этом.

    Исчисление срока начинается не с момента принятия решения, а с момента составления акта проверки.

    Прекращение уголовного дела не означает, что срок взыскания санкций начинают исчислять заново, т. к. пропущенный однажды срок уже лишил налоговый орган права взыскать санкции.

    Когда уголовное дело возбуждено до вынесения решения налоговым органом либо же после вынесения решения, но до истечения срока давности взыскания санкций – налоговый орган в силу п. 3 ст. 108 НК РФ не имеет возможности взыскивать санкции.

    Когда же уголовное дело прекращено, то обстоятельства, препятствующие взысканию, отпадают и должно быть продолжено исчисление прерванного срока.

    16.2.Конституционные принципы назначения санкций

    При установлении и назначении мер юридической ответственности за нарушения налогового законодательства необходимо соблюдать определенные принципы. Устанавливая ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах, необходимо исходить из того, что ограничение прав и свобод возможно, только если оно соразмерно целям, прямо указанным в Конституции РФ.

    Можно выделить несколько конституционных требований, которые должны соблюдаться при установлении и применении мер ответственности за нарушения налогового законодательства:

    1) Требование дифференциации

    Принцип справедливости предполагает дифференцированное установление санкций с учетом характера правонарушения, степени его общественной опасности.

    Поэтому, например, сокрытие объектов налогообложения преследуется не только в административном, но и в уголовном порядке. За занижение налоговой базы, совершенное по неосторожности, предусмотрены только административные меры воздействия.

    2) Требование соразмерности

    Наказание за налоговое правонарушение должно быть соразмерно содеянному, т. е.

    Налоговые санкции: виды и порядок применения

    должно налагаться с учетом причиненного вреда. Необходимо учитывать, во-первых, характер вреда и, во-вторых, его размер.

    Мера ответственности должна быть адекватна правонарушению. При назначении меры ответственности должна учитываться величина ущерба, нанесенного общественным отношениям.

    Таким образом, штрафы за налоговые правонарушения, приводящие к невыполнению налогового обязательства, должны учитывать последствия неправомерных действий (бездействия) и устанавливаться с учетом размера образовавшейся недоимки.

    3) Требование однократности

    При установлении наказаний за нарушения налогового законодательства должен соблюдаться общеправовой принцип однократности применения мер ответственности. Согласно этому принципу никто не может быть наказан дважды за одно и то же правонарушение.

    4) Требование индивидуализации

    Меры ответственности должны применяться с учетом личности виновного, характера вины, обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность.

    5) Требование обоснованности

    Размеры санкций должны быть обоснованы с позиции борьбы с данными правонарушениями. Они могут преследовать цели наказания виновного и общей превенции. Когда же применение санкций преследует какие-либо иные цели, то это нарушает требования обоснованности.

    Придание финансового, бюджетного значения штрафам нарушает ч.2 ст.6 Конституции РФ, в соответствии с которой граждане несут равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ. Возложение дополнительных обременений с целью пополнения бюджета на отдельных налогоплательщиков нарушает принцип равенства обязанностей.

    6) Требование нерепрессивности

    В правовом государстве (в отличие от тоталитарного) право есть не средство принуждения и подавления личности через репрессии, а механизм координации различных общественных интересов.

    При защите одного общественного блага (в данном случае – интересов государственного бюджета) неизбежно причинение ущерба другому (праву собственности и свободе предпринимательской деятельности, входящим в число основных прав человека). Однако в силу принципа справедливости такой ущерб должен быть соразмерным защищаемому благу. Недоплата налога, безусловно, должна повлечь применение к нарушителю мер ответственности. Но эти меры не должны быть репрессивными.