Налоговая система России кратко

Содержание

В РФ установлены трехуровневая система взимания налогов.

1 уровень. Федеральные налоги и сборы. Устанавливаются НК РФ и являются обязательными к уплате на всей территории РФ. К ним относятся:

1) налог на добавленную стоимость (гл.21 НК РФ);

2) акцизы (гл. 22 НК РФ);

3) налог на доходы физических лиц (гл. 23 НК РФ);

4) единый социальный налог (гл. 24 НК РФ);

5) налог на прибыль организация (гл. 25 НК РФ);

6) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (гл. 25.1 НК РФ);

7) водный налог (гл. 25.2 НК РФ);

8) государственная пошлина (гл. 25.3 НК РФ);

9) налог на добычу полезных ископаемых (гл. 26 НК РФ);

10) налог на имущество, полученное в порядке дарения.

2 уровень. Региональные налоги и сборы.Устанавливаются в соответствии с Кодексом, вводятся законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территории соответствующих территорий:

1) транспортный налог (гл. 28 НК РФ);

2) налог на игорный бизнес (гл. 29 НК РФ);

3) налог на имущество организаций (гл. 30 НК РФ).

3 уровень.

Налоговая система РФ: понятие, элементы и структура

Местные налоги и сборы.Устанавливаются в соответствии с Кодексом, вводятся правовыми актами органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований:

1) налог на имущество физических лиц (взимается на основании Закона РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц»);

2) земельный налог (гл. 31 НК РФ).

Также существуют специальные налоговые режимы(действуют на всей территории РФ):

1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (гл.26.1 НК РФ);

2) упрощенная система налогообложения (гл.26.2 НК РФ);

3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (гл.26.3 НК РФ);

4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (гл.26.4 НК РФ).

Так как Российская Федерация – это союзное государство, то возникает проблема распределения налоговых доходов между бюджетами разного уровня и закрепления за ними необходимых финансовых средств согласно федеральному законодательству.Налоговый федерализм предполагает разделение налоговых полномочий между федеральной властью и регионами, которые входят в состав РФ.

Характеристика государственных органов, участвующих в налоговых отношениях

В системе государственных органов, участвующих в налоговых отношениях, можно выделить:

1. Государственные налоговые органы.

2. Таможенные органы.

3. Органы внутренних дел.

4. Другие участники налоговых отношений.

Дата добавления: 2015-02-18; просмотров: 3097; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных |

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Читайте также:


Введение…………………………………………………………..2

Глава 1. Налоговая система РФ: понятие и особенности ……….3

1.1. Понятие налоговой системы ……………………………………3

1.2. Особенности налоговой системы Российской Федерации…..5

Глава 2. Пути развития и совершенствования налоговой системы РФ……………………………………………………………………13

2.1.Основные направления налоговой системы РФ на 2010г. и на плановый период 2011-2012г. ……………………………………………24

Заключение………………………………………………………….27

Список литературы………………………………………………….30

Введение

Становление и развитие налоговой системы как одного из важнейших институтов государства, отвечающей объективным потребностям общества — процесс длительный и сложный. Поиски путей дальнейшего повышения эффективности налоговой системы относятся к области институциональных проблем.

Формирование институтов в обществе подчиняется определенным законам, сформулированным в работе Д. Норта: крупные институциональные изменения происходят медленно, так как институты любого общества являются результатом исторических перемен и их формирование зависит как от формальных, так и от неформальных ограничений. 1Формальные ограничения (законы, конституции) можно изменить за одну ночь путем принятия политических и юридических решений. Неформальные ограничения (договоры и добровольно принятые кодексы поведения), воплощенные в обычаях, традициях и правилах поведения, гораздо менее восприимчивы к сознательным человеческим усилиям. Именно поэтому институциональные изменения носят обычно инкрементный, а не дискретный характер, и даже дискретные изменения, такие как революции и различные изменения политического режима (как насильственные, так и конституционные), никогда не бывают абсолютно дискретными. Эти особенности институциональных изменений необходимо учитывать при проведении налоговых реформ. Для получения ощутимого, оцениваемого эффекта от введения новых налогов, изменения системы их сборов необходимо время, которого тем больше, чем радикальнее проводимые изменения. Налоговые органы накопили за годы реформ большой положительный опыт использования институциональных принципов при выстраивании

взаимоотношений с налогоплательщиками. В период экономической и политической стабилизации, в который вступила страна, совершенствование институциональной составляющей налоговой системы создает хорошие предпосылки для повышения эффективности налоговой системы в целом.

Глава 1. Налоговая система РФ: понятие и особенности

1.1.Налоговая система: понятия и особенности

В ст.2 ФЗ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", налоговая система представлена совокупностью налогов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков — юридических и физических лиц на территории Российской Федерации.

Ряд авторов считают, что налоговая система включает в себя кроме системы налогов и сборов совокупность норм и правил, определяющих правомочия и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях. 2

Наиболее краткое и чрезвычайно емкое ее определение дано Пепеляевым С.Г.: "Налоговая система — это совокупность установленных в государстве существенных условий налогообложения".

Существенными условиями налогообложения, характеризующими налоговую систему в целом, по его мнению, являются:

  • принципы налогообложения

  • порядок установления и введения налогов и сборов

  • система налогов

  • порядок распределения налогов между бюджетами различных уровней

  • права и обязанности участников налоговых правоотношений

  • формы и методы налогового контроля

  • ответственность участников налоговых отношений

  • способы защиты прав и интересов участников налоговых правоотношений

Анализ положений ст.1 НК РФ позволяет сделать вывод, что федеральный законодатель понимает налоговую систему как сложное многоэлементное экономико-правовое системное образование включающее:

— виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

— основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

— принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов Российской Федерации и местных налогов и сборов;

— права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

— формы и методы налогового контроля;

— ответственность за совершение налоговых правонарушений;

— порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Приведенный краткий анализ развития научной мысли и законодательного установления одного из важнейших системнообразующих понятий налогового права позволяет определить налоговую систему как совокупность базовых принципов и правовых актов, определяющих порядок и правила налогообложения, осуществления налогового контроля, ответственности его субъектов, их правовой статус, способы и порядок защиты прав налогоплательщиков, других участников налоговых правоотношений и законных интересов государства.

При этом налогообложение понимается как определенная совокупность экономических (финансовых) и организационно-правовых отношений, складывающихся на базе объективно необходимого процесса принудительно-властного изъятия части доходов организаций и индивидуальных собственников в общегосударственное пользование. Проще говоря, это законодательно оформленный процесс обобществления совокупного дохода общества, который включает в себя формы обобществления части доходов физических и юридических лиц (виды налогов), размер налоговых изъятий (налоговой нагрузки) и способы их (изъятий) осуществления (налоговый механизм).

Система налогообложения рассматривается, прежде всего, как экономический механизм перераспределения части произведенного совокупного продукта, налоговая система — это правовая конструкция, включающая наряду с подсистемой налогообложения правовые основы обеспечения баланса интересов государства и налогоплательщиков через систему базовых принципов, гарантий, закрепление правового статуса участников правоотношений, ответственности и защиты их прав.3

Исходным, базисным материалом конструирования подсистемы налогообложения являются конкретные носители стоимости: капитал, рента и заработная плата, выступающие первоосновой объектов всех видов налогов. Основой построения налоговой системы выступает совокупность актов законодательства о налогах и сборах.

1.2. Особенности налоговой системы Российской Федерации

Налоговые системы абсолютного большинства государств формировались столетиями под воздействием совокупности политических, экономических и социальных условий и по сути являются продуктом их исторического развития, поэтому каждая из них обладает целым рядом особенностей, отражающих своеобразие национального развития этих стран. Не является исключением и налоговая система Российской Федерации.

Однако, в современных ее формах она закладывалась и развивается стремительно — с конца 1991 года. Отразила в себе многие негативные последствия политических баталий 90-х годов прошлого века, крайней поляризации общества и по сути своей является продуктом скорее политического компромисса, нежели объективного процесса исторического и экономического развития. Отсюда — множество "болезней", которыми страдает наша налоговая система, о чем пишут и говорят экономисты, юристы, политики и особенно главные действующие лица — налогоплательщики.

Вот некоторые из основных недостатков и проблем:

— высокая налоговая нагрузка, особенно на прибыль в сфере производства;

— фискальная направленность налогообложения;

— множественность налогов и их неадекватная структура;

— нестабильность, непредсказуемость и противоречивость;

— субъективизм и игнорирование закономерностей социально-экономического развития в налоговой политике;

— множественность льгот, их недостаточная экономическая и социальная обоснованность, нередко откровенная личностная направленность;

— невысокое качество актов законодательства о налогах и сборах. В них множество пробелов, противоречий и неопределенностей, терминологических неточностей и новаций, которые не увязаны с общепринятой терминологией в других отраслях права и т.д.4

В основном — это естественные издержки роста, поиска оптимального соотношения интересов государства, МСУ и налогоплательщиков, но многие из них технические ошибки, неточности и др. являются результатом отсутствия необходимого профессионализма и ответственности депутатов и других ответственных работников законодательных, административных и муниципальных органов власти.

Однако недостатки не являются определяющими факторами налоговой системы России. В качестве основных критериев сравнительной оценки ее качества и характера можно выделить:

1. её экономическую модель

2. уровень налоговой нагрузки

3. совокупность налогов и сборов (их система и виды)

4. структуру налогов и сборов

5. федерализм в системе налогообложения5

Рассмотрим их подробнее.

В системе мирового рыночного хозяйства выделяются две основные экономические модели: либеральная и социально ориентированная, которые являются базисом построения налоговых систем и определяют их характер.

Социально ориентированная модель отличается большей степенью государственного регулирования экономики: здесь довольно значительный госсектор; рыночные "правила игры" отличаются высокой степенью регламентации; государством регулируются не только макроэкономические процессы, но и отдельные сферы деятельности хозяйствующих субъектов; государственный патернализм охватывает практически всех членов общества, гарантируя определенный уровень удовлетворения потребностей населения в жилье, услугах здравоохранения, образования и культуры, обеспечение занятости.

Опыт Германии, Норвегии, Швеции, Австрии показывает жизненность этой экономической модели, механизм которой обеспечивает сочетание экономической эффективности и социальной ориентации хозяйства. С этой моделью много общего имеет японская модель, которая также базируется на политике государственного патернализма.

Характерные признаки либеральной модели, основанной на незначительном вмешательстве государства: минимум предприятий государственного сектора, максимальная свобода хозяйствующих субъектов, минимальное участие государства в решении социальных задач, регулирование носит монетарный характер и ограничивается в основном макроэкономическими процессами. Такая модель (при достижении исходного высокого уровня развития экономики) позволяет обеспечить достойный уровень жизни большинству граждан. Государственный патернализм охватывает только бедные слои населения, гарантируя и обеспечивая им довольно приличные условия жизнеобеспечения (по меркам менее развитых стран). Эта модель действует в США, близка к ней Англия, Франция. 6

Экономическое развитие России базируется на либеральной модели рынка, что предполагает минимизировать роль и ответственность государства в социально-экономической сфере и на этой основе обеспечить снижение уровня налоговой емкости (бремени, нагрузки, гнета), особенно в сфере производства.

Таким образом, уровень налоговой нагрузки в экономике зависит от ее модели и представляет собой отношение налогов и сборов к произведенному валовому продукту. Иными словами этот обобщенный показатель указывает какая часть произведенного валового внутреннего продукта изымается у собственников в виде налогов и сборов и обобществляется в консолидированном бюджете (фондах) государства. Рассчитывается по формуле:

НН = Н/V * 100% 7

Страницы: следующая →

1234Смотреть все

Похожие страницы:

  1. ОсобенностиналоговойсистемыРФ

    Контрольная работа >> Финансовые науки

    … Современные определения налоговойсистемы позволяют отметить, что понятиеналоговойсистемы состоит из … налоговых правоотношениях в частности и в налоговой политике страны в целом. Глава 2. Особенности современной налоговойсистемыРФ 2.1 Особенности

  2. Современная налоговаясистемаРФ, проблемы ее совершенствования

    Курсовая работа >> Финансовые науки

    … охарактеризовать особенности современной налоговойсистемыРФ; перечислить проблемы и ограничения развития современной налоговойсистемы; раскрыть перспективы развития налоговойсистемыРФ

  3. НалоговаясистемаРФ, проблемы её совершенствования

    Реферат >> Финансы

    налоговойсистемыРФ. ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙСИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1.1. Понятие и теоретические характеристики налоговойсистемы В условиях рыночных отношений и особенно

  4. НалоговаясистемаРФ и перспективы её развития

    Дипломная работа >> Финансы

    … развития налоговойсистемыРФ. 1. ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙСИСТЕМЫРФ 1.1 Понятие, принципы построения и основные функции налоговойсистемыРФ Для …

    Особенности налоговой системы РФ

    связано с историческими и политическими особенностями функционирования налоговойсистемы и имеет давнюю традицию. …

  5. НалоговаясистемаРФ и пути её совершенствования (2)

    Реферат >> Экономическая теория

    … функционирования налоговойсистемы Российской Федерации. 4. Сформулировать направления совершенствования налоговойсистемыРФ. Объектом исследования является система финансовых …

Хочу больше похожих работ…

Налоговая система России

Общие сведения

Главным налоговым законом России является Налоговый кодекс Российской Федерации. Также в систему налогового законодательства входят федеральные, региональные и муниципальные нормативно-правовые акты, регулирующие данный вид правоотношений.

Налоговой кодекс РФ состоит из двух частей. Первая часть регулирует общие вопросы налогообложения. В ней указаны все виды налогов и иных платежей, действующие на территории нашего государства, регламентирован порядок исполнения налоговых обязательств, права, обязанности и ответственность участников налоговых отношений и многие другие общие аспекты.

Вторая часть устанавливает ставки или способ их определения, порядок, сроки уплаты всех налогов, действующих на территории РФ.

Поскольку Россия является федеративным государством, ее налоговая система, так же, как и вертикаль власти, состоит из трех уровней: федеральные налоги, региональные налоги, местные налоги

Федеральные налоги и сборы

Налог на добавленную стоимость. Плательщики – лица, реализующие определенную продукцию на территории страны, в том числе перемещающие ее через границу. Общая ставка равна восемнадцати процентам, имеются льготные ставки, равные нулю и десяти процентам.

Акцизы. Плательщики – лица, осуществляющие различные операции с подакцизной продукцией, (производители, реализаторы, импортеры). К ней относятся: алкогольная, спиртосодержащая, продукция, табачные изделия, нефтепродукты, газ, автотранспорт, некоторые химические вещества. Ставки зависят от вида товара, различны на 2016 и 2017 годы.

Налог на доходы физических лиц. Общая ставка – тринадцать процентов, для определенных видов доходов ставки равны девяти, тридцати и тридцати пяти процентам. Предусмотрены вычеты.

Налог на прибыль организаций. Объект – доходы за минусом понесенных в налоговом периоде расходов. База – прибыль в денежном выражении. Общая ставка – двадцать процентов.

Сборы за пользование объектами животного мира. Плательщики – лица, получившие разрешение на использование таких объектов на территории РФ. Ставка зависит от вида объекта.

Водный налог. Плательщики – пользователи водными объектами на основании лицензии. Налоговая база определяется в зависимости от способа водопользования (это может быть объем забранной воды, площадь водного пространства и т.д.). Ставки различны, зависят от вида использования, наименования используемого водного объекта.

Государственная пошлина. Плательщики – лица, обращающиеся в уполномоченные органы государственной власти и местного самоуправления за совершением различных юридически значимых действий (в суды, к нотариусам, органы ЗАГС и т.д.) Размер зависит от вида испрашиваемого действия.

Налог на добычу полезных ископаемых. Плательщики – пользователи недр. Налоговая база – стоимость извлеченного ископаемого. Налоговые ставки различны, устанавливаются, как в твердой сумме, так и в процентном соотношении к стоимости ресурса. Размер ставки зависит от вида добычи.

Региональные налоги и сборы.

Транспортный налог. Плательщики – лица, на чье имя зарегистрировано транспортное средство. Объекты – разные виды автомобильного, водного, воздушного транспорта. Ставка налога прогрессивная, зависит от мощности двигателя.

Налог на игорный бизнес. Плательщики – организаторы проведения азартных игр. Объект – игровое оборудование. Ставки различны, зависят от вида игрового оборудования, устанавливаются в ежемесячной твердой сумме за единицу оборудования.

Налог на имущество организаций. Плательщики – собственники и титульные владельцы движимого и недвижимого имущества, учтенного на балансе как основные средства. База – среднегодовая стоимость. Ставка устанавливается региональными властями и не может превышать 2.2 процента стоимости.

Местные налоги и сборы.

Земельный налог. Плательщики – собственники и владельцы земельных участков. База – кадастровая стоимость. Ставки устанавливаются местными властями и не могут превышать предельный размер, установленный НК РФ. Такой предел различен для земель различных категорий и равен, по общему правилу, полутора процентам, кроме земель сельхозназначения, земель жилищного фонда и некоторых других, для которых предельный размер равен 0.3 процентам.

Налог на имущество физических лиц. Плательщики – собственники недвижимости. База – кадастровая стоимость. Ставка устанавливается местными властями и не может превышать предельного размера. Этот размер зависит от вида имущества, его стоимости и варьируется в пределах от 0.1 процента до двух процентов.

Торговый сбор. Плательщики – лица, осуществляющие торговую деятельность на территории муниципального района, где действует сбор. Ставка устанавливается муниципалитетами.

Специальные налоговые режимы.

В целях создания благоприятных условий для предпринимательства для некоторых плательщиков в РФ введены и действуют несколько специальных налоговых режимов, таких как:

Единый сельскохозяйственный налог. Применяется производителями сельхозпродукции, заменяет уплату налогов на прибыль и имущество организаций. Объект налогообложения – доходы за минусом произведенных расходов. Общая ставка составляет шесть процентов. Для плательщиков Крыма и Севастополя предусмотрены льготы в виде нулевой ставки на 2015-2016 годы и четырехпроцентной ставки с 2017 по 2021 год.

Упрощенная система налогообложения. Плательщики – организации и предприниматели, отвечающие определенным требованиям. Освобождает от уплаты подоходного налога, налогов на имущество, налога на прибыль. Объект – доходы и доходы за вычетом расходов. Ставка устанавливается региональными законами, для объекта в виде доходов варьируется от одного до шести процентов. Для объекта в виде доходов за вычетом расходов, ставка колеблется от пяти до пятнадцати процентов.

Налоговая система России: понятие, структура и уровни налогов

Для Крыма и Севастополя предусмотрены льготы.

Единый налог на вмененный доход(далее – ЕНВД). Применяется для определенных видов деятельности, поименованных в НК РФ. Заменяет уплату налога на прибыль, налогов на имущество, подоходного налога. Плательщики — организации и предприниматели, осуществляющие деятельность, в отношении которой введен ЕНВД на территории муниципального района, пожелавшие перейти на данную систему налогообложения и отвечающие определенным требованиям закона.  Объект налогообложения – вмененный доход. Его размер зависит от вида деятельности, установлен НК РФ и подлежит корректировке на местные коэффициенты. Ставка – пятнадцать процентов от вмененного дохода.

Налогообложение при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных на основании ФЗ "О соглашениях о разделе продукции". Предусматривает замену части налогов и сборов разделом произведенной продукции. Инвесторы освобождаются от уплаты различных региональных и местных налогов, а также получают возмещение некоторых федеральных налогов.

Патентная система. Применяется предпринимателями при осуществлении некоторых видов предпринимательской деятельности, перечисленных в законе. Освобождает от уплаты: подоходного налога и налога на имущество. Объект налогообложения – потенциально возможный годовой доход. Ставка равна шести процентам, для Крыма и Севастополя предусмотрены льготы.

Завершая краткий обзор налогового законодательства России, можно сделать следующие выводы.

В целом основной налоговый закон можно назвать современным, удобным, и понятным. Он очень подробно регулирует как общие вопросы налогообложения, так и особенности исчисления и уплаты каждого отдельно взятого налога.

Налоговое бремя нельзя назвать чрезмерным, ставки по основным налогам – средние, не сильно высокие, но и не слишком низкие. Тенденций к постоянному повышению их размера, как имеет место в некоторых государствах СНГ, в настоящее время не наблюдается. На многие налоги, уплачиваемые исключительно бизнесом, на длительное время (до 2021 года включительно) предусмотрены серьезные преференции для Крыма и Севастополя, что представляется верным в сложившейся политической и экономической ситуации. Также налоговое законодательство можно характеризовать как "аграрно ориентированное", то есть содержащее множество льгот по уплате налогов для сельхозпроизводителей.

Хочется надеяться, что в будущем государство будет и дальше стремиться повысить свои доходы от налоговых поступлений не экстенсивным, а интенсивным путем, то есть за счет повышения эффективности их взимания и платежной дисциплины, а не путем увеличения налоговых ставок, а все прогнозы о возможном повышении после выборов Президента в 2018 году основных налогов – подоходного, НДС и акцизов – останутся лишь слухами.

Статья подготовлена специалистами ООО "СоюзПравоИнформ".

© СоюзПравоИнформ. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   …   14

Содержание

Раздел 1. Налоговая система Российской Федерации……………………………….. 2
Тема 1.1. Общая характеристика налоговой системы Российской Федерации………. 2
Тема 1.2. Налоговая политика государства……………………………………………… 10
Раздел 2. Федеральные налоги………………………………………………………… 16
Тема 2.1. Налог на добавленную стоимость…………………………………………… 16
Тема 2.2. Акцизы………………………………………………………………………… 23
Тема 2.3. Налог на доходы физических лиц…………………………………………… 26
Тема 2.4. Налог на прибыль организаций……………………………………………… 32
Тема 2.5. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов…………………………………

36

Тема 2.6. Водный налог…………………………………………………………………… 38
Тема 2.7. Государственная пошлина…………………………………………………… 40
Тема 2.8. Налог на добычу полезных ископаемых……………………………………… 42
Раздел 3. Региональные налоги………………………………………………………… 44
Тема 3.1. Транспортный налог…………………………………………………………… 44
Тема 3.2. Налог на игорный бизнес……………………………………………………… 46
Тема 3.3. Налог на имущество организаций…………………………………………… 48
Раздел 4. Местные налоги……………………………………………………………… 50
Тема 4.1. Земельный налог……………………………………………………………… 50
Тема 4.2. Налог на имущество физических лиц……………………………………….. 54
Раздел 5. Специальные налоговые режимы…………………………………………. 56
Тема 5.1. Упрощенная система налогообложения……………………………………… 56
Тема 5.2. Единый налог на вмененный доход………………………………………….. 59
Тема 5.3. Единый сельскохозяйственный налог………………………………………… 62
Раздел 6. Обязательные страховые взносы…………………………………………… 63
Тема 6.1. Общая характеристика системы обязательного социального страхования… 63
Тема 6.2. Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды………………. 67
Тема 6.3. Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний…………………

75

Раздел 1. Налоговая система Российской Федерации.
Тема 1.1. Общая характеристика налоговой системы Российской Федерации.

1. Понятие налоговой системы.

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе, начиная с момента возникновения государства.

Для государства налоги выступают важнейшим источником поступления средств в казну. Источником налогов служит вновь созданная стоимость, т.е. национальный доход, который создается в процессе производства трудом, капиталом или путем использования природных ресурсов. С помощью налогов часть вновь созданной стоимости становится собственностью государства и расходуется политической властью на управление, оборону страны, финансирование системы образования и медицины, социальные и другие цели.

Взимание налогов осуществляется в соответствии с действующим законодательством. В Российской Федерации основными нормативными документами в сфере налогообложения являются Налоговый кодекс РФ, действующие федеральные законы о налогах и сборах и, принятые на их основе, налоговые законы субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ (ст.8, ч.1, гл.1) все взимаемые платежи можно разделить на две группы:

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Помимо налогов и сборов в России взимаются пошлины – государственная и таможенная. Определение пошлины в Налоговом кодексе отсутствует. Пошлину можно рассматривать как промежуточное понятие между налогом и сбором, но по экономическому смыслу пошлина ближе к понятию «сбор».

Государственная пошлина уплачивается, например, за рассмотрение дел в судах общей юрисдикции, регистрацию сделок, записи в актах гражданского состояния, выдачу каких-либо свидетельств, выписок, данных и т.д.

Налоговая система РФ кратко

Таможенная пошлина уплачивается за перемещение товаров через таможенную границу.

Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему страны.
2. Субъекты налоговых отношений.

Взаимодействие налоговых органов с другими контролирующими государственными органами регламентируют Налоговый кодекс РФ, Таможенный кодекс, Бюджетный кодекс РФ, а также федеральные законы. На их основе разрабатываются нормативные акты, имеющие форму многосторонних или двусторонних межведомственных положений или соглашений о сотрудничестве, четко регламентирующих взаимоотношения между различными организациями.

В соответствии с законодательством участниками (субъектами) налоговых отношений являются:

    юридические и физические лица, признаваемые налогоплательщиками или плательщиками сборов;

    юридические и физические лица, признаваемые налоговыми агентами;

    федеральная налоговая служба и ее подразделения в РФ (налоговые органы);

    федеральная таможенная служба и ее территориальные подразделения (таможенные органы);

    государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, другие, уполномоченные ими организации и должностные лица, осуществляющие в установленном порядке (помимо налоговых и таможенных органов) прием денежных средств в счет уплаты налогов и сборов и перечисление в бюджет;

    органы государственных внебюджетных фондов.

Кроме того, налоговые органы проводят на постоянной основе взаимодействие со следующими организациями:

    учреждениями Банка России и других кредитных организаций;

    органами, выдающими лицензии на право заниматься определенными видами деятельности;

    территориальными органами государственной статистики;

    уполномоченными органами, осуществляющими государственную регистрацию налогооблагаемого имущества и транспортных средств налогоплательщиков;

    органами федерального казначейства;

    органами внутренних дел;

    и др.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых возложена обязанность, уплачивать соответствующие налоги и сборы.

Налоговыми агентами являются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению в бюджет или внебюджетные фонды налогов. Это происходит, например, когда налог взимается у источника выплаты.

В соответствии с законодательством налогоплательщик может участвовать

в налоговых отношениях как лично, так и через законного или уполномоченного представителя.

Налоговыми органами являются Федеральная налоговая служба и ее территориальные подразделения. В определенных случаях полномочиями налоговых органов обладают таможенные органы и органы внебюджетных фондов, которые действуют в пределах своей компетенции.

Налоговым кодексом РФ предусмотрены права и обязанности налоговых органов и налогоплательщиков.
Права и обязанности налоговых органов в соответствии со ст. 31 и 32 НК РФ

.

Права налоговых органов Обязанности налоговых органов
Требовать от налогоплательщика документы по установленным формам, служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов Соблюдать законодательство о налогах и сборах
Проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ (проверки могут быть камеральными и выездными); Осуществлять контроль соблюдения законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов
Приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков в порядке, предусмотренном НК РФ Вести в установленном порядке учет налогоплательщиков
Налогоплательщика, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений Проводить разъяснительную работу по применению налогового законодательства и других законодательных и нормативных правовых актов, бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах,
Взыскивать в бесспорном порядке с юридических лиц недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени в порядке, установленном НК РФ Соблюдать налоговую тайну

Полный перечень прав и обязанностей налоговых органов приведен вст. 31 НК РФ

и ст.32 НК РФ.
Права и обязанности налогоплательщиков в соответствии со ст. 21 и 23 НК РФ

Права налогоплательщиков Обязанности налогоплательщиков
1. Получать от налоговых органов и от других уполномоченных государственных органов письменные и устные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах 1.Уплачивать налоги и сборы, установленные действующим законодательством
2. Своевременно встать на учет в налоговом органе
3. Вести в установленном порядке учет доходов (расходов) и объектов налогообложения
2. Получать в налоговых органах по месту учета информацию о действующих налогах и сборах и иных актах, о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц
4. Представлять налоговые декларации, бухгалтерскую и налоговую отчетность
3. Представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично или через своего представителя 5. Представлять налоговым органам и их должностным лицам в предусмотренных НК РФ случаях документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов
4. Требовать соблюдения налоговой тайны
5. Использовать налоговые льготы при наличии оснований 6. Выполнять законные требования налоговых органов об устранении выявленных нарушений налогового законодательства, а также не препятствовать законным действиям работников налоговых органов

Полный перечень прав и обязанностей налогоплательщиков приведен вст. 21 НК РФ и ст.23НК РФ.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   …   14