Налогово бюджетная система РФ

С декабря 2017 года ФОПов обязали платить единый социальный взнос, даже в том случае, если они не осуществляют предпринимательскую деятельность и не получают доход.

Соответствующие изменения Законом №1774-VIII были внесены в Закон «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» и вступили в силу 1 января 2017 года.

То есть даже, если так называемые «спящие» ФОПы не получали доход в отчетном периоде и не были сняты из регистрации, они должны платить ЕСВ.

В контексте данной информации рекомендуем обязательно ознакомиться с аналитикой: как правильно закрыть ФОП, чтобы не получить дополнительных проблем

Практика судов по этому вопросу не является однозначной.

Например, в мае Кировоградский окружной админсуд принял решение, в котором указал, что ФОП, который не осуществляет предпринимательскую деятельность, может не платить ЕСВ.

Он указал, что Закон «О сборе и учете единственного взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» не содержит предостережения для физических лиц-предпринимателей, которые находятся на упрощенной системе налогообложения, касательно уплаты взноса независимо от получения дохода.

Кроме того, суд отметил, что ГФС имело право начислить взнос, приняв требование о его уплате, лишь на основании:

— акта проверки;

— отчетности, которая подается плательщиками органам доходов и сборов;

— бухгалтерских и других документов, которые подтверждают суммы выплат (дохода), на суммы которых (какого) насчитывается взнос.

Однако в сентябре 2019 года Третий апелляционный админсуд отменил указанное решение, удовлетворив апелляционную жалобу фискалов.

Аргументация налоговиков такая: независимо от получения дохода у физического лица-предпринимателя возникает обязанность платить взнос в минимальном размере, который установлен законом.

С соответствующим постановлением по делу № 340/453/19 вы сможете ознакомиться, заказав полнофункциональный тестовый доступ к системе анализа судебных решений VERDICTUM. Отметим, что в системе доступный удобный поиск по ключевым словам а также нормативно-правовым актам.

Обратите внимание, что в декабре 2019 Верховный Суд сформулировал свою правовую позицию по этому вопросу.

Читайте также: ставки единого налога и ЕСВ на 2020 год

Напомним, что от уплаты ЕСВ освобождаются ФОПы на упрощенной системе налогообложения, если они получают пенсию по возрасту или являются лицами с инвалидностью или достигли возраста, установленного Законом «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» и получают пенсию или социальную помощь. О соответствующем решении Большой Палаты ВС мы писали .

Также обратите внимание, что ВС принял образцовое решение об отмене двойного ЕСВ для самозанятых ФОП. Он указал, что налоговым законодательством исключена возможность двойного взятия на учет лица, которое осуществляет независимую профессиональную деятельность, в случае когда физическое лицо уже взято на учет как самзанятое лицо.

Читайте также: сколько ФОП должен платить налогов за себя и работников в 2020 году

ФЛП разрешат прекратить деятельность без штрафов

Баконина Елена, ведущий эксперт-аналитик портала ЛІГА:ЗАКОН Бизнес

Упростить процесс уплаты налогов и подачу документов в госорганы поможет бот-бухгалтер ReporTax для ФОП. ReporTax показывает налоговую задолженность и позволяет ее оплатить.

Основной чертой рациональной налоговой системы должно быть соблюдение принципа стабильности, проявляющегося в постоянстве норм налогового законодательства. В украинской практике налогообложения невыполнение указанного принципа затрудняет планирование и прогнозирование налоговых поступлений в бюджет, о чем свидетельствует отсутствие стабильного возрастающего тренда в статистических данных выполнения бюджета. Внесение более 100 изменений в каждый из базовых законов налогообложения является, по мнению Л.М. Соколовской, следствием чрезмерного увлечения законотворчеством, приводящего к нерациональным изменениям налогового законодательства.

Трансформация элементов налоговой системы влечет за собой изменение показателей социально-экономического развития государства, прогнозные значения которых необходимо учитывать при выборе приоритетов налогового регулирования. Существующий нормативный метод оценки влияния налогообложения на экономику не в состоянии выявить и проанализировать взаимозависимость всех элементов системы, а по причине статичности и линейности применяемых моделей велика вероятность ошибки разрабатываемых прогнозных тенденций социально-экономических показателей. Кроме того, нормативный метод исключает возможность одновременного анализа нескольких вариантов развития событий в будущем, то есть сценарного подхода. Целесообразность использования сценарного подхода в процессе регулирования системы налогообложения обусловлена тем, что в условиях стохастичности окружающей среды разрабатывать направления налогового регулирования с опорой лишь на один вероятностный прогноз является слишком рискованным. В нестабильном окружении, особенно в сфере налоговых отношений, существует много вариантов развития будущего, которые сложно предусмотреть. Применение сценарного подхода основано на создании разнообразных и одинаково правдоподобных вариантов развития будущего, которые являются хорошо структурированными и логичными. Исходя из изложенного, наиболее эффективным инструментом исследования и принятия управленческих решений в нестабильной среде является когнитивный анализ, позволяющий представить несколько вариантов развития событий. Данный метод включает в себя решение поставленных проблем инструментами, учитывающими когнитивные аспекты, в которые включаются процессы восприятия, мышления, познания, объяснения и понимания.

Явным преимуществом метода, при использовании его для анализа влияния изменений элементов налоговой системы на показатели социально-экономического развития, является возможность учета ряда особенностей исследуемых процессов: наличия большого количества взаимосвязей, которые не могут быть представлены в аналитической форме; фактора времени; моделирования прогнозных результатов не только объемов налоговых поступлений, но и различных показателей социально-экономического развития; построения сценариев изменения элементов налоговой системы с последующей их оценкой и анализом; выбора обоснованного сценария налогового регулирования с опорой на индикативные показатели. В результате метод когнитивного анализа позволяет учитывать большое количество взаимосвязей между элементами налоговой системы с одной стороны, и уровнем социально-экономического развития, с другой стороны, выраженные в виде математических зависимостей. Данные особенности предопределили необходимость привлечения, на стадии разработки и анализа сценариев налогового регулирования, аппарата имитационного моделирования. Этот метод широко описан в отечественной и зарубежной литературе и является действенным инструментом исследования сложных систем.

Изучение влияния налоговой системы на экономику и социальную сферу проводится в рамках макроэкономического анализа, основным показателем которого является ВВП, как результирующий индикатор эффективности экономики. Вследствие этого исследование взаимосвязи налогообложения и уровня социально-экономического развития целесообразно проводить, исходя из зависимости переменных в уравнении распределения ВВП по доходам, имеющем следующий вид:

Y = Дп + L0 + T0, (1)

По причине большого числа показателей, участвующих в формировании налоговых платежей, и невозможности полного их учета в модели, целесообразно применение метода обобщения и абстракции. Сложность системы налогообложения делает невозможным рассмотрение всего комплекса взаимосвязей, поскольку неагрегированные модели трудны для визуального восприятия и анализа. Поэтому метод обобщения и абстракции, применяемый в процессе отбора наиболее существенных показателей для дальнейшего анализа, необходим при условии сохранения общей концепции исследования, заключающейся в следующем: налоги, как часть ВВП, отражают роль государства, степень его вмешательства в процесс перераспределения новой стоимости, приводящего к изменению основных макроэкономических показателей (в том числе социально-экономического развития).

При построении связей в когнитивной модели показатели делятся на управляющие, которые непосредственно воздействуют на изменения процесса, и индикативные, с помощью которых определяются приоритеты налогового регулирования. В данном исследовании в качестве управляющих показателей приняты ставки основных бюджетообразующих налогов (НДС, налоги на прибыль предприятий и доходы физических лиц); налоговые льготы и минимальная заработная плата. В качестве индикативных приняты показатели социально-экономического развития: ВВП на душу населения; доходы населения; прибыль предприятий (чистая прибыль) и налоговая нагрузка. Следует отметить, что одним из преимуществ когнитивного подхода является возможность включения в анализ таких параметров налоговой системы, которые оцениваются качественными характеристиками (например, сложностью налогообложения). Это позволяет минимизировать негативное воздействие нарушения принципа стабильности налогового законодательства, приводящего к усложнению системы налогообложения и уменьшению суммарного объема налоговых поступлений.

Для построения прогнозных сценариев поведения системы в зависимости от изменений управляющих и индикативных показателей сделаны следующие допущения:

  • в анализируемой экономической системе (в данном случае государство), на протяжении краткосрочного периода не будет происходить существенных изменений, определяемых как форс-мажорные, влекущие увеличение государственных расходов;
  • налоговое законодательство будет оставаться условно стабильным, что означает отсутствие резких изменений условий налогообложения, кроме предложенных в сценариях;
  • структура объемов доходов и расходов населения и предприятий останется условно постоянной в среднем по экономике в краткосрочном периоде.

Причинно-следственные связи между указанными переменными и другими компонентами представлены на рис. 1.

Рис. 1. Когнитивная модель причинно-следственных связей влияния налогообложения на уровень социально-экономического развития

Содержание сформированных сценариев регулирования налогообложения базируется на основе результатов анализа налоговых реформ в отечественной и зарубежной практике. Следует отметить, что провозглашение намерения о вступлении в ЕС обязывает Украину приблизить налоговую систему к европейским стандартам. В этой связи проведен сравнительный анализ налоговых ставок в странах-членах ЕС и Украине. Средняя ставка НДС и налога на прибыль предприятий в Европе составляет соответственно 17% и 20%, что отражено в качестве ожидаемых налоговых изменений в проекте налогового кодекса Украины. Средняя ставка налога на доходы физических лиц в странах ЕС, напротив, значительно выше, чем в Украине, и составляет 18%. Манипулирование размерами налоговых ставок должно осуществляться в комплексе с изменением других элементов когнитивной модели (см. рис.1). Поэтому, одновременно со снижением ставки налога на прибыль предприятий предлагается уменьшение размеров предоставляемых льгот по данному налогу. Математическое выражение существующего объема льгот условно принято равным 1, затем при формировании сценариев осуществляется уменьшение указанного значения для поиска того варианта, при котором индикативные показатели изменятся в большую сторону. Увеличение размера минимальной заработной платы также является одним из требований ЕС в сфере роста социальных стандартов, что включено в сценарий вместе с повышением ставки налога на доходы физических лиц. Процентное отклонение индикативных показателей анализируется в сравнении с базовым сценарием, при котором все показатели остаются без изменений (табл.1). После выбора и обоснования сценариев регулирования налогообложения на макроуровне происходит их апробация путем имитационного моделирования (см. формулу 1). Осуществляется построение и прогон модели в заданных направлениях с фиксацией показателей на определенный период (в интервале 5 лет). В результате расчетов устанавливаются отклонения показателей социально-экономического развития от значений базового варианта, на основании чего принимается решение о целесообразности применения отдельного сценария.

Результаты проведенного исследования показывают, что наиболее сбалансированным вариантом трансформации налоговой системы, учитывающим социально-экономическую и налоговую составляющие, является четвертый сценарий, состоящий в одновременном изменении ставок налогов, уменьшении налоговых льгот и увеличении размера минимальной заработной платы. В пользу этого сценария выступает наибольшее, по сравнению с другими, положительное отклонение индикативных показателей социально-экономического развития на макроуровне. Разработанная система моделей в представленных взаимосвязях позволяет получить прогнозные размеры налоговых поступлений и показателей социально-экономического развития при возможных изменениях условий налогообложения. Таким образом, предложенная методика когнитивного анализа последствий изменения элементов налогообложения может быть применена для экономического обоснования решений по усовершенствованию налоговой системы.

Система налогов, налогово-бюджетная система РФ

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ 2017: налоговая система россии, налоги и сборы в рф.

Налоговая система России — это совокупность ряда налогов и сборов, которые государство взимает с плательщиков в определенном порядке и на условиях, которые определены Конституцией государства и закреплены Налоговым кодексом. Сейчас в РФ функционирует налоговая система трех уровней (федеральные налоги и сборы, региональные и местные налоги), которая, в соответствие со статьей 18 НК, устанавливает также несколько специальных налоговых режимов. В отличие от налогов, сборы могут быть только федеральными.

По объектам налогообложения выделяют налоги на доходы, имущество, потребление и капитал. По субъектам (плательщикам налогов) классифицируют:
— налоги, взимаемые государством с физических лиц (например, налог на имущество физ. лиц, налог на доходы и пр.);
— налоги, взимаемые с организаций (например, налог на добавленную стоимость, налог на прибыль организаций и др.).

Основные принципы налоговой системы страны

В современных условиях принципы эффективной работы всей налоговой системы это, прежде всего, прочная законодательная база, которая обеспечивает целостность «налоговой машины» и обеспечение реального дохода. Основные принципы системы налогов в РФ как демократического государства предполагают, что налог должен быть удобными для сбора; налоговое бремя должно быть равномерно распределено между всеми и поддаваться разумной корректировке, чтобы соответствовать целям экономической политики страны на данном этапе; учитывать интересы территорий большой страны. Поэтому в настоящее время налоговой системе РФ соответствуют такие организационные принципы:

  • единства
  • подвижности (пластичности)
  • стабильности
  • множественности налогов
  • исчерпывающего перечня региональных и местных налогов

Упрощенная система налогов (УСН)

Упрощённая система налогообложения (УСН, УСНО) — один из специальных налоговых режимов в налоговой системе РФ. Его основная задача — снижение налоговой нагрузки на субъекты малого и среднего бизнеса и предоставление возможности облегчить и упростить ведение как налогового, так и бухгалтерского учёта. «Упрощенка» введена Федеральным законом от 24.07.2002 N 104-ФЗ.

Действующие организации (ИП) имеют право перейти на УСН с 1 января следующего года в случае, если по итогам трех кварталов текущего года их доходы не превысили 45 миллионов рублей (применяется до 30.09.2012 года). Для ряда налогоплательщиков (банки, негосударственные пенсионные фонды, инвестиционные фонды, страховщики и др.) согласно статье 346.12 НК РФ применение упрощенной системы налогообложения невозможно.

Налог по упрощенной системе налогообложения

При выборе УСН организации не платят:

  • налог на прибыль (есть исключения)
  • налог на имущество организаций
  • НДС (есть исключения)

Индивидуальные предприниматели освобождаются от следующих налогов:

  • НДФЛ по доходам от предпринимательской деятельности (исключение – налог по ставкам 35%, 9%)
  • налог на имущество физических лиц
  • НДС (есть исключения)

Налоговые ставки для налогоплательщиков УСНО составляют:
— 6% от доходов, которые учитываются в денежном выражении;
— 15% от суммы доходов, уменьшенных на величину расходов, однако не менее 1% от размера доходов за налоговый период.

Налоговая декларация по упрощенной системе обложения

По итогам налогового периода (календарного года) налогоплательщики должны осуществить уплату налога и представить налоговые декларации. Организациям необходимо это сделать не позднее 31 марта года, следующего за отчетным налоговым периодом, индивидуальными предпринимателями — не позднее 30 апреля. Минимальный налог следует уплатить по итогам налогового периода, в срок не позднее 31 марта.

Форма и порядок заполнения налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, утверждены приказом Минфина России от 22.06.2009 N58н (приложение №1). Предприниматели предоставляет декларацию в налоговую инспекцию по месту жительства лично или через представителя, почтой (заказным письмом с описью) или с помощью интернета, используя специальную программу.

Налогово-бюджетная система Российской Федерации

Налоговая система любого государства — это сложный механизм, состоящий из определенного ряда разнообразных налогов, цель которых — пополнение государственной казны или влияние на поведение и деятельность экономических агентов. Случается, что такие цели вступают в противоречие друг с другом. Усложненность и многоступенчатость налоговой системы возникает как раз из-за реализации стремления распределить общее налоговое бремя между разношерстными группами плательщиков налогов, исходя из основополагающих принципов справедливости и максимальной эффективности.

Федеративное устройство Российской Федерации подразумевает введение понятия «налоговый федерализм» — максимально эффективное разграничение и распределение налогов между уровнями бюджетной системы страны с целью обеспечения единства государства и стабильности его социально-экономического развития.

Понятие налоговой системы государства

Под «налоговой системой» принято понимать определенную совокупность обязательных, индивидуально безвозмездных платежей, которые установлены государством и взимаются им для создания общегосударственного банка (фонда) финансовых ресурсов, а также принципы, способы, формы и методы взимания этих платежей. Основа налоговой системы государства – это налоги и сборы. Налоговая система позволяет государству реализовывать свои функции по управлению (распределению и перераспределению, регулированию) финансовыми потоками как внутри государства, так и в более широком смысле экономики страны.

Структура налоговых органов в России, ФНС РФ

Федеральная налоговая служба (ФНС), являющаяся правопреемником Министерства РФ по налогам и сборам, в настоящий момент находится в ведении Минфина России. Структуру ФНС составляют:

  • межрегиональные инспекции по федеральным округам (Центральному, Приволжскому, Южному, Сибирскому, Дальневосточному, Северо-Западному, Уральскому)
  • межрегиональная инспекция по централизованной обработке данных)
  • межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам:
    1. № 1 (администрирование нефтедобывающих предприятий)
    2. № 2 (администрирование газодобывающих организаций)
    3. № 3 (администрирование плательщиков акцизов)
    4. № 4 (администрирование энергетических компаний)
    5. № 5 (администрирование металлургических предприятий)
    6. № 6 (администрирование транспортных организаций)
    7. № 7 (администрирование телекоммуникационных предприятий)
    8. № 8 (администрирование машиностроительных предприятий и ВПК)
    9. № 9 (администрирование банков)
  • 82 управления ФНС России по субъектам Российской Федерации
  • территориальные инспекции ФНС РФ