Налоговое планирование и оптимизация

Классификация видов налогового планирования:

Налоговое планирование могут осуществлять как граждане — субъекты предпринимательской деятельности, так и юридические лица. В последнем случае особенности оптимизации налогообложения будут зависеть от того, к какой сфере деятельности принадлежит предприятие (так называемая отраслевая оптимизация имеет свои конкретные инструменты и методы, присущие конкретному виду деятельности, — производственное предприятие, торговое, посредническое, финансово-кредитное и т.п.), а также от размеров самого предприятия (маленькое, среднее, большое).

В зависимости от организационной структуры субъекта предпринимательства налоговое планирование бывает индивидуальное и корпоративное. Особенностью корпоративного налогового планирования является возможность использования гибкой структуры корпорации для перераспределения прибыли между соответствующими структурными единицами, которые входят в состав корпорации. Индивидуальное налоговое планирование реализуется субъектами предпринимательства, которые не имеют корпоративной структуры, и субъектами предпринимательства, которые осуществляют деятельность без создания юридического лица.

2. Классификация налогового планирования

В зависимости от характера управленческих решений налоговое планирование разделяют на:

— текущий налоговый контроль — мероприятия ежедневного мониторинга изменения законодательной базы;

— контроль правильности вычисления и перечисления налоговых обязательств, а также исследование причин разных изменений среднестатистических показателей предприятия;

— текущее налоговое планирование — мероприятия из текущей оптимизации налогообложения, складывание типичных схем хозяйственных операций и реализации соглашений;

— стратегическое налоговое планирование (вариационно-налоговый анализ) — составление прогнозов налоговых обязательств предприятия, а также схем реализации мероприятий по снижению налоговой нагрузки на предприятие.

В зависимости от инструментов, которые используют в налоговом планировании, оно может базироваться на:

— использовании налоговых льгот — полное или частичное освобождение субъектов предпринимательства от уплаты определенных налогов, связанное с определенной деятельностью или производством определенной продукции,

— использовании налоговых лазеек — отдельных вопросов предпринимательской деятельности, не урегулированных налоговым законодательством,

— использовании специально разработанных схем, оптимизации налоговых платежей, которые обычно и являются основным инструментом налогового планирования.

Налоговое планирование может базироваться и на прямых нарушениях налогового законодательства, но тогда оно перестает отвечать основным принципам, которые лежат в основе этого планирования.

В зависимости от действенности субъектов налогового планирования относительно использования возможных инструментов, оно делится на пассивное и активное. В основе пассивного налогового планирования лежит альтернативная оптимизация. Такая оптимизация возможна тогда, когда в налоговом законодательстве существует две и больше альтернативных нормы, а целесообразность использования какой-либо из них решает специалист предприятия или физическое лицо — налогоплательщик. Примером пассивного налогового планирования может быть решение вопроса относительно целесообразности перехода на упрощенную систему налогообложения субъекта малого предпринимательства. К активному налоговому планированию относят специфические методы планирования деятельности предприятия с использованием специально разработанных оптимизационных схем.

Во-первых, налоговое планирование, если под ним понимать планирование с целью оптимизации налоговых платежей, не может зависеть от уровня налоговой нагрузки на предприятие. Если предприятие воспринимает концепцию налогового планирования, то его реализация может проводиться при любом, даже наименьшем уровне налоговой нагрузки. При этом должны использоваться все возможные инструменты, формы и методы налогового планирования; конечно, подчеркнем, лишь те инструменты, формы и методы, которые не нарушают действующее законодательство.

Во-вторых, наличие на предприятии специального структурного подразделения, которое занимается налоговым планированием, его штат, возможность обслуживания в аудиторских и консалтинговых фирмах не столько будут зависеть от уровня налоговой нагрузки на предприятие, сколько от ее финансовых возможностей.

Если у предприятия нет средств на организацию службы налогового планирования, то даже при высокой налоговой нагрузке оно не сможет ее организовать. Поэтому каждое предприятие, формируя службу налогового планирования, должно исходить, во-первых, из того, какие средства оно может выделить на организацию такой деятельности, и, во-вторых, смогут ли эти затраты окупиться, а если окупятся, то за какое время. Конечно, на малых предприятиях, где кроме рабочих, есть только руководитель (директор) и бухгалтер, ни о какой специальной службе речь идти не может, а функции налогового планирования должны на себя взять они самостоятельно. На больших предприятиях, где, как структурные подразделения, уже организована бухгалтерия и планово-финансовый отдел, обязанности по выполнению таких функций целесообразно возложить на одного из работников этого отдела или сформировать группу налогового планирования.

Необходимые сведения

Одним из способов повышения эффективности деятельности предприятия выступает оптимизация налоговых выплат, которая осуществляется через механизм налогового планирования.

Плательщики стремятся законным способом сократить свои затраты по налогам, основываясь на положениях законодательства. Это и отличает налоговое планирование от уклонения от налогов.

В целом налоговое планирование можно определить, как выбор самых выгодных правовых форм, методов ведения учетной политики и налогообложения.

Оно предполагает реализацию таких мероприятий, как:

  • установление базовых принципов налогообложения на уровне конкретного предприятия;
  • определение ключевых инструментов планирования;
  • формирование схемы осуществления хозяйственной деятельности;
  • организация работы предприятия в полном соответствии с данной схемой.

Итогом налогового планирования выступает сокращение совокупных затрат, повышение конкурентоспособности и рост прибыли компании.

Что это такое

Налоговое планирование представляет собой целенаправленную деятельность компании, которая направлена на сокращение налоговых платежей на основании положений действующего налогового и гражданского законодательства.

По сути, оно выступает одним из ключевых направлений планирования хозяйственной деятельности на уровне отдельного предприятия.

В структуре налогового планирования можно выделить следующие основные элементы:

Налоговый календарь Это календарный график, используемый для прогнозирования платежей в бюджет, а также предоставления соответствующей отчетности по ним
Стратегия оптимизация обязательных платежей в бюджет Которая содержит полный план мероприятий по минимизации налоговых выплат
Порядок контроля за дебиторской задолженностью Предполагает постоянное отслеживание ее состояния с целью недопущения ее продолжения на срок более 4-х месяцев (в противном случае ликвидность активов начнет снижаться)
Регулярный контроль за состоянием бухгалтерского учета Что обеспечивает получение объективной информации о деятельности субъекта хозяйствования
Использование доступных налоговых льгот и иных привилегий Способных уменьшить итоговую сумму, подлежащую уплате в бюджет
Эффективное управление Основными средствами, затратами и прибылью

В общем виде – налоговое планирование предполагает законное уменьшение платежей в казну, что может быть реализовано на основании следующего комплекса мероприятий:

  • рациональное использование узких мест законодательства;
  • использование всевозможных налоговых льгот;
  • установление оптимальной организационно-правовой формы деятельности;
  • продуманная и приспособленная к условиям функционирования данного предприятия учетная политика;
  • применение преимуществ и выгод организации бизнеса на территории оффшорных зон;
  • заключение сделок и договоренностей наиболее удобным с позиции налогообложения способом;
  • прогнозирование возможных корректировок в налоговом законодательстве и др.

Все эти действия при условии их рационального сочетания способны обеспечить вполне ощутимую экономию по налоговым платежам.

С какой целью проводится?

Основной целью осуществления налогового планирования на предприятии выступает формирование такой модели осуществления такой организации хозяйственной деятельности, которая обеспечит сокращение налоговой нагрузки без нарушения условий действующего законодательства.

В общем же виде налоговое планирование проводится для достижения таких результатов, как:

  1. Повышение конкурентоспособности компании в рамках данного сегмента рынка.
  2. Уменьшение налоговых платежей и, как следствие, снижение совокупных затрат.
  3. Обеспечение более эффективного использования ресурсов предприятия.
  4. Достижение высоких положительных значений прибыли.

В рамках налогового планирования фирма-плательщик использует принятые в законодательстве допущения, позволяющие ей сократить совокупный размер платежей в бюджет.

В итоге растет общая эффективность хозяйственной деятельности.

Правовое регулирование

Налоговое планирование осуществляется строго в правовом русле и обеспечивают его реализацию такие положения российского гражданского и налогового законодательства:

Ст. 21 и 56 НК РФ Разрешают предприятиям использовать льготы по различным видам налоговых платежей в добровольном порядке
Ст 346.11 НК РФ Позволяет субъекту самостоятельно выбирать режим обложения налогом
Ст. 254, 259 и 390 НК РФ Позволяют налогоплательщику самостоятельно определять порядок амортизации, списания продукции и учета прямых и косвенных издержек
Ст. 2, 23 и 48 ГК РФ Разрешает фирме самостоятельно установить организационно-правовую форму деятельности
Ст. 861 ГК РФ Делает возможным выбор способа осуществления денежных расчетов как с контрагентами, так и внутри компании

Дополнением всех перечисленных выше законодательных норм выступают главы 34 и 35 Конституции РФ, закрепляющие за гражданами массив экономических прав, в число которых входит и налоговое планирование.

Классификация налогового планирования и его методов

Для более глубокого понимания сущности налогового планирования и порядка его применения важно учитывать существующие ныне его классификации, в частности:

По длительности горизонта планирования и характеру задач Выделяют стратегическое и тактическое планирование
По степени охвата территории фирмой-налогоплательщиком Существуют корпоративное, партнерское, национальное и международное налоговое планирование
В зависимости от типа плательщика налога Существует корпоративное и индивидуальное планирование

Все указанные виды планирования осуществляются на практике благодаря комплексу методов, одобренных в законодательном порядке.

Что означает налоговое планирование на предприятии смотрите в статье: налоговое планирование на предприятии.

Методы осуществления налогового планирования, .

В их числе варианты учетной политики, налоговые льготы, формы договоров, цены сделок, специальные режимы налогообложения.

Какие виды существуют?

Как уже было установлено выше существуют многочисленные формы и методы налогового планирования. Их можно классифицировать по целому кругу параметров.

По форме осуществления предпринимательской деятельности выделяют:

  • планирования в рамках ИП;
  • планирование на уровне организаций.

Классификация налогового планирования в виде рисунка по временному интервалу представлена ниже:

В зависимости от стадии становления и развития бизнеса выделяют планирование в ходе:

  1. Создания фирмы (ее регистрация, определение режима налогообложения и организационно-правовой формы деятельности).
  2. Развития компании и ее закрепления на рынке.
  3. Стабильной хозяйственной деятельности.
  4. Ликвидации бизнеса в добровольном или принудительном порядке.

Разделение налогового планирования в зависимости от уровня принятия решений представлено в виде схемы ниже:

Исходя из объемов хозяйственной деятельности можно говорить о налоговом планировании малого, среднего, крупного бизнеса и разнообразных интеграционных структур (ТНК, холдинги).

По уровню реализации в рамках отдельно взятой компании можно говорить о налоговом планировании в головной компании и в ее подразделениях.

По масштабу охвата задач планирование, как правило, делят на:

Стратегическое Затрагивающее всю фирму в целом на долгосрочную перспективу
Тактическое Связанное с отдельным аспектом ее функционирования или с фирмой в целом, но на ближайшее время

Виды налогового планирования по содержанию плановых решений бывают классические и оптимизационные. Первое – нацелено на правильную и своевременную уплату налогов, второе – на снижение налоговой нагрузки.

Комплексно все виды налогового планирования представлены в таблице:

Критерий Виды планирования
Форма осуществления предпринимательской деятельности ИП, организация Временной интервал Текущее, долгосрочное
Стадия становления и развития бизнеса Создание, становление на рынке, стабильное функционирование, ликвидация
Уровень принятия решений Микро- и макро уровень
Уровень реализации Головной офис, филиалы
Масштаб охвата задач Стратегия и тактика
Содержание плановых решений Классика и оптимизация
Объем хозяйственной деятельности Малый, средний, крупный бизнес, интеграционные объединения

Каждый из видов налогового планирования имеет собственную специфику его реализации, а также осуществляется на базе конкретных методов.

Видео: налоговое планирование в холдингах

Важно подчеркнуть, что планировать налоги могут не только субъекты хозяйствования, нацеленные на сокращение затрат, но и государство, стремящееся увеличить объем денежных поступлений в казну.

Классификация инструментов

Осуществить налоговую политику наиболее эффективным образом позволяют ее инструменты. Они, в свою очередь, также могут подвергаться классификации. По сфере применения в настоящее время различают.

  • внутренние методы, реализуемые на уровне самой компании, путем внесения изменений во внутренние положения, распоряжения и регламенты работы.

К их числу относятся:

Учетная политика, представляющая собой принимаемый в компании на год комплекс методов учета результатов и особенностей хозяйственной деятельности ФЗ-402
Организационно-правовая форма, предусматривающая выбор между физическим и юридическим лицом, а также между ИП, ООО и АО ст. 2 ГК РФ
Сфера функционирования фирмы и тип выпускаемых ею товаров Работ или услуг
  • внешние методы осуществляются на базе положений налогового законодательства и включают в себя:
Специальные налоговые режимы (УСН, ЕНВД, ЕСХН, патент), которые может выбрать фирма в случае, если она соответствует предъявляемым ими требованиям ст. 18 НК РФ
Налоговые льготы, выступающие в качестве одного из элементов любого налога ст. 318 НК РФ
Формы заключения договоров (реализация товаров через комиссионера, производство из давальческого сырья, агентское соглашение) Которые вправе выбрать фирма по согласованию со своими партнерами

Кроме того, по характеру использования инструменты налогового планирования делятся на упорядочивающие и стимулирующие.

Если к первым можно отнести варианты договоров, методы осуществления налоговой политики и выбор организационно-правовой формы, то ко вторым – налоговые льготы и специальные режимы.

Если осуществляется государством

Как уже упоминалось выше – налоговое планирование может осуществлять и государство.

Однако в этом случае его вектор несколько меняется – ФНС и Минфин нацелены, главным образом, на рост налоговых поступлений в бюджет.

В то же время они не должны сформировать чрезмерную налоговую нагрузку на предпринимательский сектор.

Принципы налогового планирования узнайте из статьи: налоговое планирование.

Что такое учетная политика бухгалтерского учета, .

Все об учетной политике предприятия, .

В общем виде государственное налоговое планирование предполагает:

  1. Формирование законодательной основы налогового планирования.
  2. Создание системы налогов с учетом баланса между объемом поступлений в бюджет и размером налогового бремени.
  3. Оптимизация налоговых ставок, исходя из ситуации в национальной экономике.
  4. Разработка эффективной, стимулирующей бизнес системы скидок и льгот.

Важно также подчеркнуть, что государственное налоговое планирование классифицируют по периоду реализации на оперативное (менее года), текущее (год), стратегическое (более года).

Таким образом, налоговое планирование позволяет компании сократить свои затраты, повысить конкурентоспособность и достичь более высокого показателя чистой прибыли.

Для реализации его используется целый комплекс, допускаемых законодательством инструментов.

Само планирование классифицируется по целому ряду критериев, что позволяет более детально понять механизм и особенности его осуществления.

На государственном уровне формируется законодательное поле, в пределах которого компании могут легально сокращать свои платежи в бюджет.

Предыдущая статья: Налоговое планирование на предприятии Следующая статья: Налоговый аудит

Планирование и оптимизация налогов.

Налоговое планирование — это законное высвобождение от уплаты налогов или их обхода, на основе предпринятых законом льгот и приемов сокращения налоговых обязательств «реализация политики приемлемых налогов».

Сущность его выражается в признании за каждым налогоплательщиком право применять все допустимые этим законом средства, приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств.

Основной задачей налогового планирования является организация системы налогообложения для достижения максимального финансового результата при минимальных затратах.

Налоговое планирование наиболее эффективно на этапе организации бизнеса, так как целесообразно изначально грамотно подойти к выбору организационно-правовой формы, места регистрации предприятия, разработки структуры организации предприятия, а так же форм и методы налогообложения.

В процессе налогового планирования на предприятиях применяются различные подходы для определения его структурных элементов. Так, некоторые авторы считают, что налоговое планирование состоит из четырех взаимосвязанных этапов единого цикла (рис. 1)

Рис. 1 Этапы налогового планирования

Знание налогов — точное знание текущего налогового законодательства, его дальнейшего развития; понимание того, какие положительные или негативные стороны оно имеет для предприятия;

Соблюдение налоговых законов — своевременная и четкая подготовка налоговых деклараций, отчетов, уведомлений и других документов, полная уплата всех причитающихся налоговых платежей;

Представление в налоговых органах — отправка налоговых деклараций, отчетов, уведомлений и других документов в налоговые органы, оказание помощи налоговым органам во время налоговых проверок и на других этапах соблюдения налоговых законов, переговоры с налоговыми и другими органами по вопросам нарушения налогового законодательства, снижения налогов и списания налоговой задолженности, представление предприятия в судебных органах по делам о налоговых правонарушениях;

деятельности предприятия.

Возможные пути достижения поставленных целей реализуются не только за счет полного знания и использования позитивных и негативных сторон законодательства, но и за счет последовательного и грамотного применения всех составляющих минимизации и оптимизации налогообложения. К этим элементам относятся следующие:

  • 1. Состояние бухгалтерского и налогового учета, а также взаимодействие между ними должно строго соответствовать нормативно-правовым актам; необходимо верное толкование законодательства о налогах и сборах и реагирование на постоянные изменения в нем. Разумеется, данные бухгалтерского учета и отчетности должны позволять получать необходимую информацию для налоговых целей.
  • 2. Учетная политика — выбранная предприятием совокупность способов ведения бухгалтерского и налогового учета; документ, который утверждается налогоплательщиком, поскольку законодательство в ряде случаев предоставляет ему возможность выбрать те или иные методы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, способы погашения стоимости активов, методы определения выручки и др.
  • 3. Налоговые льготы и организация сделок. Далеко не все хозяйствующие субъекты правильно и в полном объеме применяют льготы устанавливаемые законодательством по большинству налогов. Кроме того, необходим анализ возможных форм сделок (договоров) с учетом их налоговых последствий.
  • 4. Налоговый контроль. Составление налогового бюджета является основой для осуществления контрольных действий со стороны руководителя предприятия и финансового менеджера. Снижению ошибок способствует применение принципов и процедур технологии внутреннего контроля налоговых расчетов. Кроме того, организация контроля предусматривает в первую очередь недопущение просрочки уплаты налогов. Однако следует не упускать любые возможности отсрочить уплату, если это допускает законодательство о налогах и сборах.
  • 5. Налоговый календарь необходим для проверки правильности исчисления и соблюдения сроков уплаты всех налоговых платежей, а также представления отчетности. Всегда надо помнить о высоких рисках, связанных с несвоевременной уплатой налоговых платежей, ибо в случае нарушения налоговых обязательств перед государством наступает жесткая ответственность в соответствии с Налоговым кодексом, административным, таможенным и уголовным законодательством.
  • 6. Стратегия оптимального управления и план реализации этой стратегии. Наиболее эффективным способом увеличения прибыли является построение такой системы управления и принятия решений, чтобы оптимальной оказалась вся структура бизнеса. Именно подобный подход обеспечивает более высокое и устойчивое сокращение налоговых потерь на долгосрочную перспективу. На основе стратегии разрабатываются налоговые модули среднесрочных и текущих планов.
  • 7. Льготные режимы налогообложения. Имеются в виду способы снижения налогов за счет создания оффшорных компаний за рубежом и низконалоговых компаний на территории России. При этом соответствующие построения должны логично и естественно вписываться в общую схему бизнеса, служить обоснованием законного снижения налогового бремени. В противном случае контролирующие органы всегда найдут доводы, чтобы оспорить неубедительную схему целиком либо доставить неприятности налогоплательщику постоянными проверками.
  • 8. Имитационные финансовые модели. Они позволяют менеджеру управлять значениями одной или нескольких переменных, рассчитывать совокупную налоговую нагрузку и прибыль. Такие модели, больше известные как модели «что если», имитируют экономический эффект от различных предположений (например действие факторов внешней среды, изменение организационной структуры бизнеса, проведение альтернативной налоговой политики).
  • 9. Отчетно-аналитическая деятельность налогового менеджмента. Любая компания должна располагать информацией за несколько лет о том, какие приемы и способы налоговой оптимизации дали положительные результаты, по каким причинам они не достигнуты, какие факторы повлияли на конечный финансовый результат и т. п. Тем самым создается основа для факторного анализа деятельности компании, успешной разработке бизнес-плана и налогового бюджета.

Пределы налогового планирования:

  • 1. Законодательное ограничение;
  • 2. Меры административного воздействия для налоговых органов и системы местного самоуправления;
  • 3. Специальные судебные доктрины.

Можно выделить другие способы, при помощи которых государственные органы ограничивают сферу применения налогового планирования. В частности, это заполнение пробелов в налоговом законодательстве, презумпция облагаемости, право на обжалование сделок налоговыми и иными органами.

Основное же ограничение налогового планирования заключается в том, что налогоплательщик имеет право лишь на законные методы уменьшения налоговых обязательств. В противном случае вместо налоговой экономии возможны огромные финансовые потери, банкротство и лишение свободы. С другой стороны, в случае слишком жесткого государственного воздействия на налогоплательщиков.

Налоговая оптимизация — планирование и управление хозяйственными операциями для достижения наиболее выгодной налоговой позиции в стратегической перспективе.

Оптимизация налогообложения предполагает: минимизацию налоговых выплат как в долгосрочном, так и краткосрочном периоде и недопущение штрафных санкций со стороны налоговых органов, что достигается правильностью начисления и своевременностью уплаты налогов.

Оптимизация налоговых платежей является одним из важнейших вопросов для бизнеса. Любое предприятие заинтересовано в минимизации налоговых платежей в бюджет. В свою очередь, налоговые органы пытаются обнаружить схемы уклонения от уплаты налогов и доначислить как можно больше налогов в ходе проверок, как камеральных, так и выездных.

Существуют три основных пути сокращения налоговых платежей:

  • 1) уклонение от уплаты налогов,
  • 2) налоговое планирование,
  • 3) избежание налогов.

Государство предоставляет много легальных возможностей для снижения налоговых выплат. Это обусловлено и предусмотренными в законодательстве налоговыми льготами, и наличием различных ставок налогообложения и существованием пробелов или неясностей в законодательстве, а также невозможностью учета всех обстоятельств, возникающих при исчислении и уплате того или иного налога.

Определение оптимальных объемов налоговых платежей — проблема каждого конкретного предприятия или физического лица. Действия компании по оптимизации размеров налоговых выплат называют системой корпоративного налогового менеджмента, в рамках которой решается задача грамотного и законного в правовом отношении уменьшения налогового бремени для каждого налогоплательщика. Налоговый менеджмент вносит прямой вклад в прибыльность бизнеса, т.к. позволяет своевременно выявить финансовые резервы для их капитализации.

Какое значение имеют налоговое планирование и прогнозирование?

Значение налогового планирования в современных условиях ведения бизнеса сложно переоценить. Используя налоговое планирование, можно вполне легально снизить налоговую нагрузку на бизнес, что обеспечит уменьшение расходов и повысит конкурентоспособность выпускаемой продукции.

Заниматься налоговым планированием можно уже на стадии регистрации бизнеса, ведь организационно-правовая форма, структура будущего предприятия и даже его месторасположение могут сыграть впоследствии решающую роль в налоговой оптимизации и уменьшении налогового бремени.

Советуем ознакомиться с информацией об оптимизации налогов на примере одного из используемых режимов — подробнее в нашей статье «Какие возможности оптимизации налогов при УСН?».

Суть налогового планирования заключается в признании фискальными и иными контролирующими органами за плательщиком налогов права применять все дозволенные действующим законодательством средства, способы, приемы с целью уменьшения налогового бремени. Налоговое планирование представляет собой целый комплекс мер, которые объединяют все сферы деятельности компании, при этом оно способствует выполнению уставных целей, снижению затрат и получению прибыли.

Самым действенным способом повышения доходности бизнеса является не просто снижение размера уплачиваемых налогов (этого можно добиться, снизив число операций и замедлив оборачиваемость капитала), а построение эффективного менеджмента и налоговое планирование. То есть снижение налогового бремени должно являться для предприятия не тактическим ходом, а грамотно выстроенной стратегией.

Для того чтобы определиться, необходимо ли что-то кардинально менять в системе управления компании, следует сначала высчитать налоговую нагрузку. Рассмотрим различные ситуации:

  • Если общая налоговая нагрузка не превышает 15% от чистого дохода компании по итогам года, то потребность в налоговом планировании и прогнозировании у предприятия минимальная. Для контроля за состоянием налоговых платежей может следить главный бухгалтер или его заместитель.
  • Если налоговая нагрузка составляет от 20 до 35% у предприятий малого и среднего бизнеса, то потребность в налоговом планировании актуальна. Для того чтобы прогноз и налоговое планирование осуществлялись эффективно и своевременно, необходимо ввести штатную единицу, которой следует поручить эти функции. Отдельный специалист, а в крупных компаниях — целая команда профи будет контролировать все налоговые обязательства и участвовать в составлении бизнес-планов на следующий год с целью осуществления бизнес-прогноза. Для реализации крупных или нестандартных проектов будет целесообразным привлекать специалиста по налоговому планированию на аутсорсинговой основе.
  • Если налоговая нагрузка превышает 40%, то предприятию жизненно необходимо уделить пристальное внимание налоговому планированию. Иначе оно просто станет неконкурентоспособным и в конечном счете может и вовсе обанкротиться. В такой ситуации налоговое планирование должно стать самым важным элементом работы топ-менеджмента. Для средних и крупных компаний предпочтительно создание отдела по налоговому планированию.

Для определения налогового бремени советуем изучить нашу статью «Расчет налоговой нагрузки в 2017-2018 годах (формула)».

В современной бизнес-среде сложились основные подходы к уменьшению налоговой нагрузки, что является главной целью налогового планирования:

  • применение всех возможных налоговых льгот, предусмотренных в Налоговом кодексе;
  • разработка правильной учетной политики, которая бы позволила использовать все имеющиеся пробелы в налоговом законодательстве в свою пользу;
  • контроль за тем, чтобы не были пропущены сроки уплаты налоговых платежей.

Различают следующие виды налогового планирования:

  1. корпоративное — проводимое в пределах одной отдельно взятой компании;
  2. партнерское — осуществляемое в ряде компаний, связанных друг с другом по форме управления или бизнес-сотрудничеством;
  3. национальное — реализуется в случае, если хоздеятельность компании ведется лишь в одной стране;
  4. международное — осуществляется в тех случаях, если бизнес ведется на территории нескольких стран.

Общие принципы налогового планирования

Применяя те или иные способы, методы и приемы налогового планирования, налогоплательщику надлежит придерживаться основных принципов, которые позволят ему добиться своих целей при минимальных усилиях и без нарушения законодательства. Принципы налогового планирования можно разделить на несколько основных групп:

  1. Принцип законности, что означает соблюдение всех налоговых норм при расчете и оплате налоговых платежей. Именно этот принцип и является основополагающим, он позволяет дистанцировать и отмежевать налоговое планирование от обвинений в уклонении от уплаты налогов.
  2. Принцип оперативности — подразумевает произведение своевременного налогового планирования. Это означает, что утвержденные учетная и налоговая политики компании должны вовремя пересматриваться для быстрого реагирования на изменение норм налогового законодательства, позволяющих снизить бремя по уплате налогов. Также изменения должны своевременно вноситься и в случае появления нового направления деятельности, расширения или другого переформатирования бизнеса.
  3. Принцип оптимальности, предполагающий использование таких механизмов, которые бы привели к уменьшению налоговой нагрузки без ущерба для бизнес-целей и интересов владельцев предприятия. Следует помнить, что налоговое планирование —это всего лишь средство для разрешения определенных задач, а не самоцель. Бизнесменам потребуется достичь равновесия между величиной налоговой нагрузки и размером ожидаемой прибыли, которая могла быть направлена на расширение бизнеса. Аналитикам необходимо заранее просчитывать, какой экономический эффект следует ожидать от внедрения того или иного метода налогового планирования, не покроют ли затраты на его внедрение всей ожидаемой доходности как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Необходимо своевременно просчитать, не приведет ли сокращение одного налога к росту других обязательных платежей.
  4. Принцип обоснованности предполагает, что налогоплательщик заранее подготовил необходимые аргументы для объяснения перед налоговыми инспекторами и защиты своей позиции в суде в случае применения непопулярных или спорных методов налогового планирования.
  5. Принцип комплексности, обозначающий, что при налоговом планировании учитываются не только нормы налогового законодательства, но и других правовых отраслей, особенно гражданского законодательства.
  6. Принцип профессионализма, говорящий о том, что к такой деятельности надлежит привлекать квалифицированных специалистов, что означает грамотное составление первичных документов, договоров, регистров, отчетности и пр.
  7. Принцип конфиденциальности, означающий, что налогоплательщик не должен афишировать посторонним лицам применяемые на предприятии методы налогового планирования.

Формы налогового планирования

Организация налогового планирования может быть облечена в такие формы:

  • систематизация сведений о налогообложении, постоянный мониторинг изменений в законодательстве;
  • реализация предусмотренных этапов планирования и постоянный контроль за выполнением всех налоговых обязательств;
  • анализ принимаемых решений под призмой соблюдения налогового законодательства;
  • выполнение ряда мероприятий по оптимизации налогообложения при росте налоговой нагрузки.

Налоговое планирование обычно имеет следующие направления:

  1. выбор перед проведением госрегистрации организационно-правовой формы;
  2. выбор подходящего налогового режима;
  3. определение объекта налогообложения и его изменение в случае возникновения необходимости;
  4. изменение направления хоздеятельности, реструктуризация (создание обособленных подразделений с иными формами налогообложения в зависимости от направления бизнеса);
  5. регистрация бизнеса в оптимальном для уплаты налоговом географическом месте (выбор ИФНС, близость к производственным активам, особые экономические зоны, особенности регионального налогового законодательства в виде льгот и сниженных ставок налогов и пр.);
  6. полноценное применение всех существующих налоговых льгот — с этой целью необходимо регулярно мониторить изменения налогового законодательства и анализировать их применимость к деятельности налогоплательщика;
  7. планирование распределения полученной прибыли с целью переформатирования бизнеса для возможности применения дополнительных налоговых льгот.

Методы налогового планирования

Налоговое планирование подразумевает использование комплекса методов, направленных на снижение налоговой нагрузки и повышение финансовой эффективности бизнеса. Налоговое планирование включает использование как внешних, так и внутренних методов. Внешние методы могут повлечь за собой наступление глобальных последствий для бизнеса, поэтому их использование достаточно ограничено. К ним можно отнести замены, которые могут повлиять на налоговую политику компании (группы компаний): налогового субъекта, налоговой юрисдикции и вида деятельности.

Перечислим основные внутренние методы налогового планирования:

  1. Выбор учетной политики, утверждаемой раз в год, — это самая важная часть планирования. Так, например, переоценка основных средств позволяет существенно и легально сэкономить на уплате налогов на имущество и прибыль.
  2. Аналитико-расчетный метод поможет произвести налоговое планирование на основании показателей за прошлые налоговые периоды. Благодаря этому методу можно в утверждаемый бизнес-план на следующий год заложить планы по изменению:
  • объемов работ (влияет на налог на прибыль, НДС);
  • среднесписочного состава служащих (влияет на уплату НДФЛ и взносов во внебюджетные госфонды);
  • размера (количества) используемых в хоздеятельности активов, в т. ч. и земельных участков (влияет на налоги на землю, имущество).
  • Балансовый метод применяется при разработке бухгалтерской модели какой-либо финансовой или хозяйственной ситуации. Например, рассчитывается потребность в финансах и анализируются всевозможные источники получения средств, исходя из балансовых показателей. Особенно данный метод актуален при построении взаимоотношений материнской компании с дочерними.
  • Нормативный метод используется при планировании будущих налогов путем расчета ожидаемых показателей с применением действующих налоговых ставок и норм.
  • Оптимизация планов и решений означает проработку нескольких вариантов прогнозов с целью выбора оптимального.
  • Метод создания налогового поля означает создание собственного перечня подлежащих уплате налогов и сборов в компании, статуса налогоплательщика, выбранной системы налогообложения, месторасположения, льгот и сроков уплаты налогов. Данный перечень разрабатывается на основе таких вводных данных, как организационно-правовая форма компании, виды хоздеятельности, сформированная учетная политика. На основании созданной индивидуальной налоговой базы прорабатывается каждый платеж.
  • Советуем ознакомиться со статьей по налоговой оптимизации «Какие существуют способы оптимизации налога на прибыль?».

    «Планирования налога на доходы физических лиц»

    Основной целью планирования налога на доходы физических лиц являются разработка четкой кадровой политики предприятия и планирование налогообложения и рисков. Также целями планирования являются оптимизация налогообложения и прогнозирование.

    В целом планирование проходит следующие этапы:

    • 1) планирование численности работников;
    • 2) планирование численности работников, доходы которых облагаются по ставке 13% годовых;
    • 3) планирование численности работников, доходы которых облагаются по ставке 35%;
    • 4) планирование сумм налогов.

    Пример

    Количество человек

    Количество человек 13% НДФЛ

    Количество человек 35% НДФЛ

    Фонд заработной платы

    Сумма налогов по ставке 13%

    Сумма налогов по ставке 35%

    Общая планируемая сумма

    Самым важным фактором, влияющим на уровень налогового планирования, является информационное обеспечение деятельности.

    Информационное обеспечение деятельности может быть достигнуто следующими путями:

    • 1. Мониторинг нормативно-правовой базы и изменений в законодательстве;
    • 2. Анализ разъяснений Минфина России, налоговых инспекций.

    В основу информационного обеспечения должен быть положен принцип оперативности. Разработанная предприятием налоговая политика должна своевременно корректироваться с учетом действующего законодательства. Более того, в основу информационного обеспечения должна быть заложена концепция постоянного мониторинга законодательства. В том числе мониторингу должны подвергаться основные виды хозяйственной деятельности. Некоторые компании игнорируют значимость контрольных мероприятий, вместе с тем именно контрольные мероприятия позволяют оценить эффективность налогового планирования. Среди контрольных мероприятий можно назвать следующие:

    • *контроль за своевременностью и правильностью исполнения налоговых обязательств;
    • *исследование причин невыполнения обязательств.

    К прогнозным мероприятиям можно отнести:

    • * составление годовых прогнозов налоговых обязательств организации;
    • * исследование причин неуплаты налогов, несвоевременной уплаты налогов, штрафов и пени;
    • * планирование налоговых обязательств при осуществлении сделок;
    • * планирование финансовых результатов организации;
    • * прогноз возможных рисков, причин отклонений показателей деятельности организации.

    К рискам относятся рискованные сделки, отклонения, связанные с увеличением или уменьшением прибыли, в том числе количества прибыльных сделок, увеличение затрат, например затрат на оплату персонала, проведение капитального ремонта, открытие новых направлений деятельности. На планирование результатов деятельности также могут оказывать влияние схемы финансовых, документарных и товарно-материальных потоков. В связи с этим при осуществлении планирования требуется особое рассмотрение «узких мест» с точки зрения налоговых последствий, в том числе рассмотрение судебной практики.

    Применительно к налогу на доходы физических лиц к рискованным мероприятиям относятся:

    • *прием сотрудников, не обладающих полным комплектом документов, необходимых при приеме на работу;
    • *прием значительного числа иностранной рабочей силы;
    • *значительное число гражданско-правовых договоров.

    Минимизировать риски позволит наличие локальных нормативных актов, закрепляющих порядок ведения учета, внутреннего документооборота и использования льгот. Локальные нормативные акты будут служить в качестве доказательственной базы при проведении налоговых проверок, а также позволят систематизировать ведение учета на предприятии, усилить контроль со стороны руководства. Особенно это касается больших предприятий, имеющих разветвленную филиальную и представительскую сеть.

    Налоговые риски.

    Следует отметить следующие правовые риски по различным категориям налоговых нарушений, которые необходимо учитывать при осуществлении планирования налогов.

    1. Задержка в перечислении НДФЛ.

    Задержка с перечислением НДФЛ говорит о ненадлежащем исполнении обязанности налогового агента. Подобные нарушения, в частности, признали судьи ФАС Поволжского округа в Постановлении от 11 октября 2006 г. N А12-33216/05-С3. Есть и другие судебные решения в пользу налоговых органов, выносящие решения о штрафах налоговых агентов за несвоевременный расчет с бюджетом Она основана на том, что ст. 123 Кодекса предусматривает ответственность за невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов, а отнюдь не за нарушение сроков по уплате налога. Иначе говоря, если организация перечислила НДФЛ в бюджет, то она по факту исполнила свою обязанность. Следовательно, состав правонарушения по ст. 123 Кодекса попросту отсутствует.

    2. Вынужденный прогул.

    Минфин России в своем письме от 17 сентября 2009 г. N 03-04-06-01/236 поясняет особенности исполнения организацией обязанностей налогового агента при выплате дохода в виде заработной платы за время вынужденного прогула, взысканной с организации на основании решения суда.

    В письме отмечается, что в этом случае организация, производящая выплаты работнику в виде заработной платы за время вынужденного прогула, подлежащей налогообложению НДФЛ, признается налоговым агентом, который обязан удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.

    3. Налоговые вычеты больше доходов.

    В ситуации, когда сумма налоговых вычетов в целом за год оказывается больше суммы доходов за тот же налоговый период, налоговая база принимается равной нулю, но разница между данными величинами на следующий год уже не переносится.

    4. Уплата НДФЛ обособленными подразделениями.

    Особенности уплаты НДФЛ обособленными подразделениями состоят в следующем. Пунктом 7 ст. 226 Налогового кодекса на налоговых агентов, имеющих обособленные подразделения, возлагается обязанность перечисления исчисленных и удержанных сумм НДФЛ как по своему местонахождению, так и по местонахождению каждого обособленного подразделения, независимо от того, выделено или не выделено подразделение на отдельный баланс.

    Сумма НДФЛ, подлежащая уплате в бюджет по местонахождению обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащей налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений.

    Вышеизложенный порядок применяется независимо от того, когда созданы структурные подразделения организации.

    На основании вышеизложенного исчисленный и удержанный НДФЛ с доходов работников структурных подразделений подлежит перечислению в бюджет по местонахождению этого структурного подразделения.

    5. Добровольное медицинское страхование.

    Согласно п. 3 ст. 213 НК РФ, включая в социальный пакет медицинскую страховку, компания не будет удерживать НДФЛ с суммы, которая перечисляется страховой компании, поскольку данная выплата не входит в совокупный годовой доход работника. НДФЛ не удерживается также при выплате сотруднику страхового возмещения, полученного от страховой компании (подп. 3 п. 1 ст. 213 НК РФ). Кроме того, на эти суммы не начисляются ЕСН и взносы в Пенсионный фонд. При этом нужно выполнить одно условие: договор на добровольное медицинское страхование сотрудника компании должен быть заключен на срок не менее года (подп. 7 п. 1 ст. 238 НК РФ).

    Сумма, уплаченная страховой компании, будет уменьшать налог на прибыль, если компания в трудовых (коллективном) договорах указывает, что ее сотрудникам предоставляется медицинская страховка (п. 16 ст. 255 НК РФ). Однако, даже прописав такое условие в коллективном договоре, компания может столкнуться с риском непризнания страховых премий по договорам добровольного медицинского страхования сотрудников при смене застрахованных лиц в течение года. Как правило, в условиях договоров на добровольное медицинское страхование предусматривается, что по согласованию сторон могут вноситься изменения в списки застрахованных сотрудников компании (например, если один из сотрудников увольняется или компания принимает на работу нового сотрудника). Налоговые органы, увидев, что в течение года произошли изменения в списке застрахованных, могут не принять расходы по добровольному медицинскому страхованию уволенных сотрудников компании для целей уменьшения налогооблагаемой базы, так как в данном случае договор страхования таких сотрудников будет длиться менее года.

    6. Компенсация расходов за пользование мобильной связью.

    В настоящее время многие компании компенсируют своим сотрудникам расходы на оплату услуг мобильной связи, используемых в служебных целях. Компенсировать такие расходы компания может в соответствии со ст. 188 ТК РФ, согласно которой конкретную сумму данных расходов следует указывать в соглашении между сотрудником и компанией. Это означает, что с суммы компенсации расходов на мобильную связь не нужно удерживать НДФЛ (п. 3 ст. 217 НК РФ) и начислять ЕСН (подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ). Важно отметить, что и Налоговый кодекс РФ не устанавливает каких-либо ограничений для таких компенсаций, соответственно любой их объем можно учесть в составе прочих расходов для целей налогообложения прибыли (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).

    7. Оплата питания.

    Оплату стоимости питания компания может либо полностью взять на себя, либо существенно доплачивать за своих сотрудников, либо предоставлять им питание по символической цене. Бесплатное питание или питание по льготным ценам должно быть предусмотрено трудовым или коллективным договором (п. 25 ст. 270 НК РФ). В противном случае компания не сможет уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль на такие расходы, за исключением ситуации, когда отдельным категориям работников бесплатное или льготное питание положено на основании закона (письмо УМНС России по г. Москве от 13 марта 2003 г. N 26-08/13973 «О налоге на прибыль организаций»).

    налоговые органы смогут пересчитать используемые цены, доначислив налоги и пени (ст. 40 НК РФ).

    Перечень документов, необходимых для получения социально налогового вычета.

    Основными документами, которые должен предоставить налогоплательщик для получения налогового вычета на лечение, образование и другие социальные нужды, являются декларация о доходах, заполненная по форме 3 НДФЛ и заявление о предоставлении такого вычета. Так, к примеру, если налогоплательщик в течение отчетного периода понес расходы на лечение или образование, то вместе с декларацией по форме 3 НДФЛ, он подает в налоговую инспекцию заявление о предоставлении социального налогового вычета на лечение или образование, подтверждает свои расходы соответствующими документами и получает возврат подоходного налога за образование или лечение, которое он прошел.

    Налоговый кодекс Российской Федерации, не оговаривает точной формы заявления, которое должен предоставить налогоплательщик в тех случаях, если он желает получить социальный вычет на лечение или другие социальные расходы, которые он понес. Как правило, такое заявление пишется в свободной форме. Между тем, кроме декларации 3НДФЛ и заявления, существует еще целый ряд документов, которые должен предоставить налогоплательщик в таких ситуациях. Список документов, которые необходимо будет предоставить, к примеру, для получения налогового вычета на лечение, выглядит следующим образом:

    • · Копия договора, заключенного с медицинским учреждением Российской Федерации на предоставление медицинских услуг или прохождение дорогостоящего лечения;
    • · Копия лицензии, выданной медицинскому учреждению, которая подтверждает его право на оказание услуг подобного рода;
    • · Платежные документы, подтверждающие факт того, что налогоплательщик понес определенные расходы: кассовые чеки, квитанции к приходным кассовым ордерам, платежные поручения или банковские выписки;
    • · Справка с места работы налогоплательщика, выписанная по форме 2-НДФЛ, подтверждающая его доходы за прошедший отчетный период;
    • · Заявление налогоплательщика на получение налогового вычета на лечение;
    • · Паспорт налогоплательщика;
    • · Свидетельство о постановке на налоговый учет (ИНН), если таковое имеется.

    Перечень документов, необходимых для получения социального налогового вычета за обучение своих детей в возрасте до 24 лет по очной форме обучения

    • 1. Налоговая декларация по форме 3-НДФЛ.
    • 2. Справка о доходах налогоплательщика (форма № 2-НДФЛ), подтверждающая полученный доход и сумму удержанного налога.
    • 3. Договор с образовательным учреждением, имеющим лицензию на оказание соответствующих образовательных услуг, заключенный между образовательным учреждением и налогоплательщиком — родителем учащегося по очной форме обучения и его ксерокопия.
    • 4. Копия лицензии или иного документа, подтверждающая статус учебного заведения (за исключением тех случаев, когда ссылка на реквизиты лицензии или иного подтверждающего статус учебного заведения документа содержится в самом договоре на обучение, заключенном налогоплательщиком с учебным заведением), заверенная учебным заведением.
    • 5. Платежные документы (или их копии), подтверждающие внесение (перечисление) налогоплательщиком денежных средств образовательному учреждению за обучение ребенка (детей) (приходные кассовые ордера, кассовые чеки, бланки строгой отчетности, платежные поручения и т.п.).
    • 6. Свидетельство о рождении ребенка и его ксерокопия.
    • 7. Справка образовательного учреждения, подтверждающая обучение детей на очной форме обучения, в случае если в договоре на оказание образовательных услуг очная форма обучения не оговорена.
    • 8. Дополнительное соглашение к договору (справка образовательного учреждения), определяющее плату за обучение, если в течение обучения размер платы за обучение менялся.
    • 9. Паспорт родителя, оплатившего обучение и представляющего налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ.
    • 10. Заявление о возврате НДФЛ. К заявлению следует приложить копию 1-го листа сберегательной книжки с реквизитами счета.

    Прим. Социальный налоговый вычет не применяется в случае, если оплата расходов на обучение производится за счет средств материнского (семейного) капитала, направляемых для обеспечения реализации дополнительных мер поддержки семей, имеющих детей.

    Социальный налоговый вычет предоставляется в размере фактически произведенных расходов на обучение, но не более 50 000 рублей на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей.

    Перечень документов для получения имущественного налогового вычета.

    Список документов для оформления вычета:

    Для того чтобы оформить имущественный вычет при покупке квартиры/дома/участка через налоговую инспекцию Вам понадобятся следующие документы и информация:

    • 1. Налоговая декларация по форме 3-НДФЛ В ИФНС подаетсяоригинал декларации.
    • 2. Паспорт или документ его заменяющий. В ИФНС подаются заверенные копии первых страниц паспорта (основная информация + страницы с пропиской). Заметка: копия паспорта не входит в обязательные документы по закону, но во многих налоговых инспекциях требуют ее приложить.
    • 3. Справка о доходах по форме 2-НДФЛ. Такую справку Вы можете получить у Вашего работодателя. В ИФНС подается оригинал справки 2-НДФЛ. Примечание: если за год Вы работали в нескольких местах, то потребуются справки от всех работодателей.
    • 4. Заявление на возврат налога с реквизитами счета, на который налоговая инспекция перечислит Вам деньги. В ИФНС подается оригинал заявления..
    • 5. Договор купли-продажи или договор долевого участия. В ИФНС подается заверенная копия договора.
    • 6. Платежные документы, подтверждающие факт оплаты жилья (обычно это платежные поручения, квитанции об оплате или расписки). В ИФНС подаются заверенные копии платежных документов.
    • 7. Свидетельство о государственной регистрации права собственности. В ИФНС подается заверенная копия свидетельства о регистрации. Заметка: если Вы приобрели квартиру по договору долевого участия, то свидетельство не является обязательным документом (соответственно, его можно не подавать в налоговый орган).
    • 8. Акт приема-передачи жилья. В ИФНС подается заверенная копия акта. Заметка: если Вы приобрели квартиру по договору купли-продажи, то акт приема-передачи не является обязательным документом (соответственно, его можно не подавать в налоговый орган).

    Если приобретение квартиры производилось с помощью ипотеки (или жилищного кредита) и производится возврат денег по уплаченным процентам, то дополнительно представляются:

    • 1. Кредитный договор с банком. В ИФНС подается заверенная копия договора.
    • 2. Справка об удержанных процентах за год (ее Вы получаете в банке, который выдал Вам кредит). В ИФНС подается оригинал справки. Заметка: некоторые налоговые инспекции могут также запросить копии платежных документов, подтверждающих факт оплаты кредита (квитанции, чеки, платежные поручения, выписки и т.п.).

    В случае покупки имущества супругами в совместную собственность дополнительно предоставляются:

    1. Заявление об определении долей. В ИФНС подается оригинал заявления. Копия свидетельства о заключении брака.

    В случае получения налогового вычета за ребенка дополнительно предоставляются:

    • 1. Копия свидетельства о рождении;
    • 2. Заявление об определении долей (если в долевом участии есть оба родителя);

    В случае самостоятельного строительства:

    1. Расходные документы (чеки, квитанции) на строительные материалы. В ИФНС подаются заверенные копии расходных документов;