Налоговое планирование как часть финансового планирования организации

3.1. Планирование: сущность, цель и задачи финансового планирования

Прежде чем раскрыть сущность финансового планирования рассмотрим ряд базовых категорий и понятий:

План – замысел, предусматривающий развитие чего-либо; намеченная на определенный период работа с указанием цели, содержания, объема, методов, последовательности, сроков выполнения.

Финансовый план – обобщающий финансовый документ, отражающий прогноз поступления и расходования денежных средств на текущий (до 1 года) и долгосрочный (свыше 1 года) периоды.

Прогноз (экономический, финансовый) – предсказание по поводу будущих значений экономических (финансовых) переменных, основанное на изучении (анализ и оценка) других экономических (финансовых) переменных, связанных причинно-следственными зависимостями.

Прогнозирование – процесс разработки прогнозов с применением различных прогностических методов.

Ни один прогностический метод не дает абсолютно точных предсказаний. Делая любой прогноз, необходимо учитывать пределы погрешности этого прогноза, поскольку существует область возможных (вероятностное распределение) будущих значений переменных с центром в прогнозируемой точке.

Финансовое планирование – процесс разработки системы финансовых планов и плановых показателей, включающий:

  • анализ финансовых возможностей (инвестиционные, текущие), которыми располагает организация;

  • прогнозирование последствий принимаемых управленческих решений;

  • обоснование выбора варианта из ряда возможных решений для включения его в финансовый план;

  • оценку соответствия результатов, достигнутых организацией, параметрам, установленным в финансовом плане.

Цель финансового планирования – обеспечение организации необходимыми финансовыми ресурсами и повышение эффективности ее финансовой деятельности в предстоящем периоде.

Задачи финансового планирования:

  • определение возможных объемов и сроков поступления денежных средств (финансовых ресурсов);

  • прогнозирование будущего финансового состояния организации;

  • стандартизация финансовой информации;

  • оптимизация распределения финансовых ресурсов;

  • подготовка необходимой информации для разработки и корректировки финансовой стратегии на рынках товаров, капитала и денег;

  • сопоставление (оценка) фактических и плановых результатов;

  • разработка мероприятий по устранению выявленных отклонений от плана.

Финансовая стратегия и финансовая политика

Финансовая стратегия представляет собой долгосрочную финансовую программу развития организации.

Реализация финансовой стратегии обеспечивает:

  • финансовую устойчивость организации в текущем времени и на перспективу;

  • реализацию интересов собственников и инвесторов;

  • повышение рыночной стоимости организации;

  • укрепление имиджа во внешней среде.

Финансовая стратегия организации содержит:

  1. Временной горизонт. Главным условием временного горизонта является продолжительность периода, принятого для формирования общей стратегии развития организации – так как финансовая стратегия носит по отношению к ней подчиненный характер, она не может выходить за пределы этого периода (более короткий период формирования финансовой стратегии допустим).

  2. Исследование факторов внешней среды и конъюнктуры рынка. Анализируется конъюнктура отраслевого, товарного, финансового и других сегментов рынка и факторы ее определяющие, а также разрабатывается прогноз конъюнктуры в разрезе отдельных сегментов этого рынка, связанных с предстоящей финансовой деятельностью организации.

  3. Описание стратегических целей и задач финансовой деятельности организации. Как правило, главной целью финансовой деятельности является повышение уровня благосостояния собственников организации и повышение ее рыночной стоимости. Вместе с тем, эта главная цель требует определенной конкретизации с учетом задач и особенностей предстоящего финансового развития организации.

Решение задач, сформулированных в финансовой стратегии должно обеспечивать формирование достаточного объема собственных финансовых ресурсов и высокорентабельное использование собственного капитала; оптимизацию структуры активов и используемого капитала; приемлемость уровня финансовых рисков в процессе осуществления предстоящей хозяйственной деятельности и т.п.

Система стратегических целей и задач финансового развития формализуется в виде целевых стратегических нормативов по различным аспектам финансовой деятельности организации, в частности:

  • среднегодовой темп роста финансовых ресурсов, формируемых за счет внутренних и внешних источников;

  • доля собственного капитала в общем объеме используемого капитала организации;

  • коэффициент рентабельности собственного капитала организации;

  • соотношение оборотных и внеоборотных активов организации;

  • минимальный уровень денежных активов, обеспечивающих платежеспособность и финансовую устойчивость организации;

  • допустимый уровень финансовых рисков в разрезе основных направлений деятельности организации.

  1. Конкретизацию финансовой стратегии по периодам ее реализации. Конкретизация обеспечивает динамичность стратегических нормативов финансовой деятельности, а также их синхронизацию.

Внешняя синхронизация предусматривает согласование во времени реализации разработанных показателей финансовой стратегии с показателями общей стратегии развития организации, а также с прогнозируемыми изменениями конъюнктуры финансового рынка.

Внутренняя синхронизация предусматривает согласование во времени всех целевых стратегических нормативов финансовой деятельности между собой.

  1. Оценку реализуемости. В финансовой стратегии рассматриваются потенциальные возможности организации реализовать поставленные стратегические цели:

  • возможность реального задействования в запланированных объемах внутренних и внешних источников формирования ресурсов организации;

  • профессиональный уровень менеджмента, его приверженность поставленным целям, заинтересованность в реализации финансовой стратегии;

  • адекватность структуры управления финансовой деятельностью организации решаемым задачам;

  • уровень информационного и технологического обеспечения финансового менеджмента.

Финансовая политика – искусство управления финансовой деятельностью организации, форма реализации ее финансовой стратегии.

В зависимости от степени принимаемого риска, финансовая политика организации может быть агрессивной, умеренной или консервативной.

Формирование финансовой политики по отдельным аспектам финансовой деятельности организации может носить многоуровневый характер. В рамках политики управления активами организации могут быть разработаны политика управления оборотными и внеоборотными активами. В свою очередь политика управления оборотными активами может включать в качестве самостоятельных блоков политику управления отдельными их видами и т.п.

П.А. Левчаев
Финансовый менеджмент и налогообложение организаций
Учебное пособие/ П.А. Левчаев. — Саранск: Мордовский гуманитарный институт, 2010 г.

Предыдущая

Методика финансового планирования деятельности организации

7.4. Оперативное финансовое планирование

Оперативное финансовое планирование, как составной элемент текущего планирования, призвано обеспечить контроль за его выполнением, и обеспечить синхронизацию процессов поступления и расходования денежных средств предприятия в краткосрочном периоде. В организационном плане, оперативное планирование включает в себя составление и исполнение платежного календаря, кассового плана и расчет потребности в краткосрочном кредите. Функциональная деятельность финансовых органов предприятия при составлении и исполнении этих документах заключается в следующем:

— организация работы по синхронизации денежных потоков предприятия;

— создание динамической базы данных, отражающей оперативное изменение в характере движения денежных средств, в разрезе видов деятельности (производственная, финансовая, инвестиционная) и источников возникновения;

— расчет потребности в краткосрочном кредитовании при образовании временных «кассовых разрывов», а также анализ потенциальных источников привлечения средств посредством инструментов финансового рынка;

— расчет величины временно свободных денежных средств предприятия, и определение возможных направлений инвестиций в краткосрочные активы финансового рынка;

— работа по организации мероприятий, направленных на устранение выявленных недостатков.

Важнейшим финансовым документом по управлению денежным оборотом на предприятии является план движения средств на счетах в банках и в кассе предприятия или платежный баланс (платежный календарь). Он позволяет финансовым работникам обеспечивать оперативное финансирование, выполнение платежных обязательств, фиксировать происходящие изменения в платежеспособности и ликвидности активов. Платежный баланс разрабатывается на предстоящий отчетный период, с соответствующей разбивкой и отражает весь денежный оборот предприятия, без подразделения на виды деятельности. На основании этого документа руководство предприятия прогнозирует на ближайший месяц (неделю, декаду) выполнение своих финансовых обязательств перед государством, партнерами, кредиторами и инвесторами. Для составления платежного баланса финансовые службы координируют свою работу с другими функциональными службами предприятия (бухгалтерией, отелами сбыта, маркетинга, материально-технического снабжения).

Необходимость составления данного документа существенно возросла в связи с изменениями порядка расчетов и кредитования, наличием значительных неплатежей государству, партнерам, кредиторам и работникам по заработной плате. Все это в комплексе требует повышенного внимания финансистов к ежедневной сбалансированности между потоками денежных поступлений и платежей.

Платежный баланс

Показатель

1 месяц

1 декада

2 декада

3 декада

Начальное сальдо

Поступление средств

2.1. Продажа за наличные

2.2.Погашение дебиторской задолженности

2.3.Доходы от прочих видов деятельности

2.4. Прочие денежные поступления

ВСЕГО поступление средств

Расходование средств

3.1.Оплата поставщикам (авансы и за наличные)

3.2.Погашение кредиторской задолженности

3.3.Заработная плата и соц. отчисления

3.4.Постоянные (общехозяйственные) расходы

3.5.Налоги

3.6.Сдержание объектов соцкультбыта

3.7.Капитальные вложения и инвестиции

3.8.Выплаты из фондов потребления

3.9.Прочие расходы

4. ВСЕГО расходов

5. САЛЬДО за период (2)-(3)

6. Конечное САЛЬДО (1)+(5)

7. Минимально допустимое сальдо (устанавливается специальными расчетами)

8. Недостаток (-), излишек (+) средств (6) – (7)

Другим документом, координирующим и регулирующим наличный денежный оборот предприятия, является кассовая заявка или кассовый план. Кассовая заявка (план) – план оборота наличных денежных средств, который отражает их поступления и выплаты через кассу предприятия.

Исходными данными для составления кассового плана являются:

— Смета расходования фонда потребления, образуемого за счет фонда оплаты труды и чистой прибыли;

-Смета расходов и доходов по содержанию объектов социальной сферы;

— Сведения о продаже физическим лицам материальных ценностей, товаров, и оказания им услуг;

— Сведения о доходах транспортного хозяйства;

— Сведения о прочих поступлениях и выплатах наличными средствами;

— Сведения об удержания из заработной платы НДФЛ, за товары проданные в кредит, за питание в столовых, о перечислениях во вклады в учреждениях банков и т.д.;

— Календарь выплаты заработной платы и приравнены к ней платежей.

Оперативный учет и контроль за исполнением кассовой заявки возложены на финансовый отдел и главного бухгалтера предприятия. На основе оперативного учета ежеквартально составляется справка прихода и расхода денег по направлениям. Этот документ является информацией о фактическом исполнении кассового плана за отчетный период, а также используется для разработки кассовой заявки на предстоящий период.

Предыдущая

3.1. Налоговый менеджмент и планирование на предприятии

Планирование учит анонимному владению капиталом, анонимному инвестированию, обходу валютных ограничений, а также показывает, как без контроля и на законных основаниях перемещать капитал в любую точку мира.

В настоящее время стратегия определяется в условиях достаточно высокой неопределенности социально-политической и экономической ситуации в стране, а также неопределенности, неустойчивости законодательной базы. Тактика объективно необходима в условиях с целью снижения налогов, соблюдения налогового законодательства, снижения финансовых рисков и избежания процедуры банкротства.

В своей деятельности хозяйствующие субъекты всегда стремятся минимизировать свой доход и прибыль, а это может совпасть с минимизацией налоговых отчислений. Но в целом субъектов интересует не сама по себе величина уплачиваемых налогов, а конечный финансовый результат.

С этих позиций основной задачей корпоративного налогового планирования является выбор варианта уплаты налогов, позволяющий оптимизировать систему налогов.

Для создания и успешного функционирования системы управления налогами на предприятиях и в организациях должны быть созданы определенные условия, а именно:

  • наличие взаимосвязанных стратегий развития бизнес-планов и бюджетов;

  • готовность администрации осуществлять налоговое планирование на основе стратегических и тактических планов, а также четко сформулированных принципов управления;

  • организация системы сбора и обработки информации, ориентированной на использование сетевых технологий и ресурсов Интернета;

  • выделение структурного подразделения (лица), ответственного за организацию налогового планирования как целостно ориентированной системы;

  • разработка схемы налогового планирования (налоговое договорное поле, технология внутреннего контроля налоговых расчетов);

  • мониторинг системы факторов, влияющих на условия реализации налоговых планов.

Рис. 3. Группировка налогов по их влияниям на финансово-хозяйственную деятельность организации

3.2. Налоговый менеджмент и его роль в системе налогового планирования

Налоговый менеджмент формируется одновременно с управлением финансами, ибо, как будет показано ниже, он не существует отдельно как инструмент управления бизнесом, а является лишь неотъемлемой частью всего финансового менеджмента. При этом одной из ярко выраженных особенностей является то, что в налоговой сфере законодательство изменяется гораздо быстрее, чем в любой другой области экономического регулирования.С этих позиций налоговый менеджмент можно рассматривать как особое научно-практическое направление, ориентированное на решение двоякой задачи: во-первых, это повышение эффективности производства и, во-вторых, – соблюдение налогового законодательства.

Субъектами в области налогообложения выступают государственные налоговые органы, налогоплательщики и прочие участники налоговых отношений. Разумеется, главную роль играют два из них – государство и предпринимательский сектор (юридические и физические лица). Интересы их совпадают не всегда.

Поэтому общую систему управления налогообложением, имеющую в определённом смысле разноплановые цели, необходимо рассматривать как двухуровневую систему:

верхний уровень– управление налогами и сборами как частью публичных финансовых ресурсов, т. е. финансов государственных органов управления;

нижний уровень– управление налогами и сборами хозяйствующих субъектов.

На государственном уровне основная цель при проведении налоговой политики сводится, во-первых, к формированию доходной части бюджетов и, во-вторых, к стимулированию развития экономического потенциала страны. Реализуется эта цель путём обеспечения относительного равновесия между функциями налогообложения: фискальной и регулирующей. Задача управления налогами на предприятиях и в организациях иная: оптимизация налоговых платежей с целью увеличения размера прибыли; причём речь идёт как о тактике сокращения налогов, так и об устойчивом сокращении их на долгосрочную перспективу. Несмотря на то, что хозяйствующие субъекты значительно отличаются по видам деятельности, размерам, структуре и другим параметрам, что прямо накладывает отпечаток на построение системы управления, логика и принципы управления финансовыми ресурсами (в том числе и налогами) остаются неизменными.

С рассматриваемых позиций система налогового менеджмента в целом должна быть организована таким образом, чтобы обеспечить процесс управления, как на государственном уровне, так и на уровне хозяйствующих субъектов. Поэтому в настоящее время правомерно введение в научный и практический оборот понятий «государственный налоговый менеджмент» и «корпоративный налоговый менеджмент».

Как показывает мировая практика, при построении систем управления крупных организаций применяются системы финансового управления. Под финансовым управлением следует понимать управление с помощью финансовых инструментов. Это обусловлено тем, что вся поступающая на предприятие информация имеет финансовый характер и тесно связана с движением стоимости создаваемого продукта.

Финансовое управление характеризует процесс управления с точки зрения применяемых методов и средств управленческого воздействия на те или иные объекты управления, т.е. с использованием специальных финансовых инструментов можно обеспечить управление производством, закупками, персоналом и т.п. При этом следует понимать, что, например, использование финансовых стимулов к работе путём введения в действие новой системы премирования или оплаты труда приводит к лучшему использованию трудовых ресурсов организации. Объектом воздействия являются трудовые ресурсы и эффективность их деятельности. Как правило, кадры находятся в ведении службы персонала и не являются объектом управления для финансовой службы компании.

Управление финансами охватывает вполне определённый объект – финансы организации. В данном случае все известные методы и средства управленческой деятельности применяются специально создаваемым субъектом управления (финансовой службой предприятия) для наиболее рациональной организации движения стоимостных потоков, которые в совокупности представляют собой процессы создания новой стоимости, формирования доходов и фондов, их последующего распределения и перераспределения.

При этом налоговая деятельность предприятия так или иначе присутствует и в процессах управления финансами, и в процессах финансового управления.

В рамках финансового управления налоговая деятельность может быть рассмотрена как деятельность с использованием финансовых, прежде всего налоговых инструментов для обеспечения наиболее эффективных результатов деятельности предприятия и его взаимоотношений с государством. С одной стороны, предприятие само выступает в роли объекта воздействия со стороны государства, так как налоговые инструменты используются государством для изъятия части создаваемого дохода, стимулирования отдельных отраслей и т.п. С другой стороны, предприятие становится субъектом использования налоговых инструментов в отношении своих собственных служб, подразделений, филиалов, сфер бизнеса и т.п.

В рамках управления финансами организации налоговая деятельность реализуется как процесс управления налогами, включая управление объектами налогообложения, процедурами исчисления и уплаты налогов. Ещё более важной представляется реализация этих задач с точки зрения контроля налоговой отчётности. Однако фактически эти функции на предприятии не исполняются. Налоговая отчётность составляется специалистами бухгалтерских служб и редко подвергается последующей проверке со стороны службы внутреннего аудита. В то же время внешний аудит проводит подтверждение и проверку достоверности бухгалтерской отчётности предприятия.

Финансовый контроль осуществляется путём получения от каждого хозяйственного подразделения финансовой отчётности: по важнейшим экономическим показателям деятельности, по стандартным формам, идентичным для всех служб, отделов и подразделений организации. Число позиций и сроки представления отчётности могут быть различны. При этом в центре внимания находятся такие показатели, как уровень прибыли, издержки и их отношение к продажам (без НДС, акцизов и других налогов, заложенных в цене), эффективность капиталовложений, обеспеченность собственными средствами, финансовое состояние (платёжеспособность и ликвидность) и др. Анализ этих показателей позволяет осуществлять:

  • мониторинг результатов хозяйственной деятельности и их сравнение с планом;

  • максимизацию прибыльности;

Т а б л и ц а 3

Основные направления налогового планирования

Этап цикла управления

Направление налогового планирования

Прогнозирование

Расчёты и оценка налоговых последствий расширения масштабов бизнеса и изменения его характера. Расчёты и оценка налоговых последствий реализации инвестиционных планов и программ. Построение налоговой модели предприятия. Оценка тенденций развития налогового законодательства и их влияния на налоговые платежи предприятия

Планирование

Выбор схемы налогообложения. Разработка налоговой политики. Разработка налогового плана по всей совокупности объектов налогообложения. Разработка графика налоговых платежей

Организация и координация

Уточнение схемы налогообложения в связи с внесением изменений в действующее налоговое законодательство. Внесение корректировок в налоговую политику предприятия. Разработка оперативных налоговых планов (поквартально) и корректировка годовых и оперативных планов в связи с изменением динамики объектов обложения и/или налоговой политики предприятия. Разработка оперативных графиков налоговых выплат. Организация и координация деятельности всех служб предприятия и принятие решений, существенно влияющих на формирование объектов налогообложения.

Учет и регистрация данных

Разработка модели налогового учёта предприятия. Формирование информационной модели налогового учёта и документооборота, связанного с движением и изменением объектов налогового учёта. Разработка процедур формирования налоговой отчётности предприятия. Разработка форм и методики заполнения налоговых регистров

Контроль

Планирование мероприятий контроля налоговой отчётности предприятия. Проверка планируемых и фактических налоговых выплат. Контроль соблюдения графика налоговых выплат. Контроль исполнения обязанностей специалистами налоговой службы и иных служб, связанных с реализацией задач налоговой деятельности. Контроль своевременности представления информации, необходимой для реализации налоговой службой предприятия поставленных перед нею задач

Анализ

Выполнение аналитических расчётов и выявление факторов, влияющих на показатели налоговой отчётности предприятия. Выявление причин расхождений между плановыми и фактическими объёмами налоговых выплат. Анализ причин несоблюдения графиков налоговых выплат. Анализ причин невыполнения задач налоговой службы. Анализ причин отклонений от установленного графика представления информации и документов

Регулирование

Устранение причин расхождений или ошибок в данных налоговой отчётности. Устранение причин отклонений от планов, корректировка плановых расчётов. Устранение причин отклонений от установленного графика выплат, ликвидация недоимок по налогам и причин неплатежей. Работа с персоналом налоговой службы предприятия для обеспечения эффективности налоговой деятельности

  • оценку платёжеспособности;

  • наблюдение за ликвидностью.

Причинами недостаточного финансового контроля главным образом являются:

  • отсутствие ясных целей бизнеса;

  • недостаток основной информации, необходимой для успешного управления бизнесом;

  • неправильная оценка потребностей бизнеса в наличности и иных ресурсах для данного вида деятельности;

  • склонность считать, что плохие результаты происходят от неблагоприятных экономических условий, тяжёлого налогового бремени или даже невезения.

Таким образом, рассматривая налоговую деятельность вообще и налоговое планирование в частности как функцию управления, можно представить основные направления налогового планирования на каждом этапе управленческого цикла.

Понятие финансовых результатов

Финансовые результаты деятельности коммерческой организации или предприятия, являются абсолютными показателями, характеризующими экономический эффект деятельности хозяйствующего субъекта.

Цель и этапы анализа финансовых результатов

Основной целью анализа финансовых результатов детальности предприятия – является получение информации о величине, динамике и структуре прибыли или убытков компании. При этом, на основании проведенного анализа финансовых результатов, используя различные методики, можно спрогнозировать величину прибыли или убытка на будущие периоды. В отечественной литературе, вопросами анализа и прогнозирования финансовых результатов деятельности предприятий уделяется довольно большое внимание со стороны известных ученых, таких как: Г.В. Савицкая, Г.В. Шадрина, А.Д. Шеремет, М.В. Мельник и другие.

Рассматривая особенности методик анализа финансовых результатов предлагаемые различными авторами, можно сделать обобщенный вывод о том, что эти методики практически идентичны. В качестве первоначального этапа анализа финансовых результатов, ученые предлагают определить источники формирования прибыли или убытка. В частности, под источниками финансовых результатов, как отмечает Г.Р. Вагазова и Е.С., Лукьянова, следует понимать результаты финансовой деятельности, хотя проводит классификацию финансовых результатов исходя из более широкого количества критериев. Автор не учитывает, что не все предприятия осуществляют только финансовую деятельности, кроме финансовой, компании могут осуществлять: производственную, инвестиционную, сбытовую и другие виды деятельности. В связи с чем, под источниками финансовых результатов деятельности предприятия считаем целесообразным понимать – прибыль или убыток от закрепленных уставом и иными правовыми актами компании видов деятельности.

В целях систематизации процесса анализа показателей финансовых результатов предприятия, целесообразно представить весь процесс анализа в графической форме, исходя из этапов (рисунок 1).

Методы анализа прибыли

Анализ динамики, состава и структуры финансовых результатов предприятия является вторым этапом анализа финансовых результатов предприятия. Именно на этом этапе проводится обобщенная характеристика и исследование тенденций изменения показателей прибыли или убытка компании. Методы сравнения в данном случае целесообразно применять с графическими методами анализа, что позволит представить показатели в более наглядной форме.

Детерминированные и стохастические типы факторного анализа финансовых результатов основаны преимущественно на таких методах как: метод цепных подстановок; индексный метод; интегральный метод; метод абсолютных разниц; корреляционный анализ и другие.

Итоги анализа финансовых результатов предприятия формируются и оцениваются с целью дальнейшей разработки мероприятий по росту прибыли. При этом на данном этапе могут быть использованы различные методы прогнозирования финансовых результатов предприятия.

Таким образом, построенная модель анализа финансовых результатов предприятия в полной мере дает возможность не только оценить результаты деятельности предприятия, но и определить резервы роста прибыли.

Методы планирования прибыли

Основной проблемой или трудностью с которой собственники или менеджеры компании могут столкнуться при анализе финансовых результатов предприятия, по мимо поиска эффективных способов роста прибыли, является выбор методики ее прогнозирования. В целом в практике экономического анализа используются три виды методов планирования (прогнозирования) прибыли (рисунок 2).

Метод маржинального анализа базируется на построении точки безубыточности, оценки эффекта операционного рычага, а также на планировании дополнительных издержек и предельного дохода. Данный метод подходит предприятиям выпускающим не большой ассортимент товаров, так как определение точки безубыточности связано в том числе со стоимостью единицы выпускаемой продукцией и затратами на выпуск этой единицы продукции. В итоге широкий ассортимент выпускаемой продукции с различными ценами, постоянными и переменными затратами, не позволят произвести качественное планирование прибыли на основе этого метода.

Группа традиционных методов планирования (прогнозирования) финансовых результатов предприятия основана на методе прямого ассортиментного счета, совмещенного и укрупненного расчета.

Экономико-математические методы основаны на построении экономических моделей, включающих различные группы факторов, влияющих на размер прибыли. Именно экономико-математические методы планирования и прогнозирования финансовых результатов предприятия являются наиболее востребованными и эффективными.

Прогнозирование финансовых результатов предприятия имеет высокое значение, т.к. на основе результатов прогнозов, собственники и менеджеры компании могут определить пути и направления развития компании, сформировать инвестиционную и производственную стратегию, определить финансовые возможности хозяйствующего субъекта на конкретный период времени. С помощью прогнозирования, предприятие может определить какой объем кредитных и иных заемных ресурсов оно может привлечь для финансирования своей деятельности. Кроме того, итоги прогнозирования финансовых результатов деятельности предприятия могут быть использованы в общем прогнозе уровня ликвидности бухгалтерского баланса и платежеспособности компании, уровне основных показателей финансовой устойчивости, т.к. между перечисленными выше показателями имеется тесная взаимосвязь.