Налоговое планирование в организации

Главная — Статьи

Теоретические вопросы налогового планирования в работе предприятия

Налоговый кодекс РФ не содержит понятия «налоговое планирование«, не закрепляет права налогоплательщика на налоговое планирование, в то же время на страницах печати, в теории налогового права, а также в кругу практикующих юристов существует широкая дискуссия на предмет правовой природы, целей, структуры налогового планирования. В юридической литературе встречается несколько трактовок понятия «налоговое планирование».

По мнению Д.Ю. Акулинина, налоговое планирование конкретного субъекта предпринимательской деятельности — это процесс предопределения и формирования размера налоговых обязательств посредством выбора оптимального сочетания и построения различных правовых форм деятельности и размещения активов в целях снижения налогового бремени в рамках действующего налогового законодательства.

С.М. Рюмин отмечает, что налоговое планирование представляет собой совокупность законных целенаправленных действий налогоплательщика, связанных с использованием приемов и способов, а также всех предоставляемых законом льгот и освобождений с целью минимизации налогов.

Налоговое планирование заключается в разработке и внедрении различных законных схем снижения налоговых отчислений за счет применения методов стратегического планирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Налоговое планирование как важная составляющая финансовой деятельности предприятия

В условиях жестокой фискальной политики Российского государства на фоне продолжающегося экономического кризиса и сокращения материального производства налоговое планирование позволяет предприятию выжить.
Под налоговым планированием понимаются способы выбора оптимального сочетания и построения правовых форм отношений и возможных вариантов их интерпретации в рамках действующего налогового законодательства.
Самым важным фактором, влияющим на уровень налогового планирования, является информационное обеспечение деятельности предприятия.
Информационное обеспечение деятельности может быть достигнуто следующими путями:
1) мониторинг нормативно-правовой базы и изменений в законодательстве;
2) анализ разъяснений Минфина России, налоговых инспекций.
Некоторые компании игнорируют значимость контрольных мероприятий; между тем именно контрольные мероприятия позволяют оценить эффективность налогового планирования. Среди контрольных мероприятий можно назвать следующие:
контроль за своевременностью и правильностью исполнения налоговых обязательств;
исследование причин невыполнения обязательств.
К прогнозным мероприятиям можно отнести:
составление годовых прогнозов налоговых обязательств организации;
исследование причин неуплаты налогов, несвоевременной уплаты налогов, штрафов и пени;
планирование налоговых обязательств при осуществлении сделок;
планирование финансовых результатов организации;
прогноз возможных рисков, причин отклонений показателей деятельности организации.
К рискам относятся рискованные сделки, отклонения, связанные с увеличением или уменьшением прибыли, а также количества прибыльных сделок, увеличение затрат, например затрат на оплату персонала, проведение капитального ремонта, открытие новых направлений деятельности. На планирование результатов деятельности также могут оказывать влияние схемы финансовых, документарных и товарно-материальных потоков. В связи с этим при осуществлении планирования требуется особое рассмотрение «узких мест» с точки зрения налоговых последствий, в том числе рассмотрение судебной практики.
Минимизировать риски позволит наличие локальных нормативных актов, закрепляющих порядок ведения учета, внутреннего документооборота и использования льгот. Локальные нормативные акты будут служить в качестве доказательственной базы при проведении налоговых проверок, а также позволят систематизировать ведение учета на предприятии, усилить контроль со стороны руководства. Это особенно касается больших предприятий, имеющих разветвленную филиальную и представительскую сеть.

Налоговое планирование

Налоговое планирование — деятельность налогоплательщика по оптимизации (законному снижению) налоговых платежей.

Термин «Налоговое планирование» на английском языке — tax planning.

Близкие по значению термины — Минимизация налогообложения, Оптимизация налогообложения.

Комментарий

Законодательство предоставляет возможности законного снижения налоговых платежей в виде льгот, отсрочки платежей, различные формы освобождения от налоговых обязательств. Ведение налогоплательщиком налогового планирования означает выполнение следующих основных функций:

— Оптимизация налогообложения.

В рамках этой функции налогоплательщик постоянно изыскивает возможности по уменьшению налогового бремени. Новая сделка, новый вид деятельности подвергаются анализу на предмет налоговой оптимизации.

— Планирование сумм и видов налогов, подлежащих уплате.

В рамках этой функции налогоплательщик путем составления бюджетов или иным образом, планирует сроки и суммы уплачиваемых налогов.

— Отслеживание сроков уплаты налогов.

Эта функция непосредственно связана с предыдущей. Налоги должны быть уплачены в срок, не позднее и не раньше срока.  

— Минимизация штрафных санкций и пени.

Еще одним направлением работы по налоговому планированию является работа по минимизации штрафных санкций и пени со стороны налоговых органов. Не секрет, что многие налогоплательщики регулярно уплачивают штрафные санкции за нарушение налогового законодательства, пени, за просрочки уплаты налога. Как правило, решение проблемы лежит в грамотной постановке учета на предприятии, организации эффективной системы внутреннего контроля, разработке внутрифирменных стандартов, отслеживанием сроков уплаты налогов, привлечении грамотного аудитора или консультанта.  

— Выявление и анализ налоговых рисков («Налоговый риск»).

Выявление налоговых рисков позволяет налогоплательщику устранить их или максимально подготовиться к возможным спорам с налоговыми органами.

— Прогнозирование изменений налогового законодательства.

Прогнозирование изменений налогового законодательства позволяет своевременно учесть и использовать в своих интересах эти изменения.

Сущность налогового планирования заключается в использовании налогоплательщиком допустимых законом способов для максимального уменьшения своих налоговых обязательств.

Налоговое планирование следует отличать от уклонения от уплаты налогов. Уклонение от уплаты налогов производится способами, нарушающими законодательство. Так, применение фирм-однодневок относится к незаконным способам налогового планирования.

Основные способы налогового планирования:

— применение налоговых льгот.

Этот простой способ не всегда применяется налогоплательщиками в полном объеме. Законодательством устанавливается большое количество льгот по налогам, но далеко не все субъекты предпринимательской деятельности применяют все эти льготы. Рассматриваемый способ как раз и заключается в том, чтобы правильно применить все льготы;

— выбор формы деятельности.

Существуют различные формы деятельности. Так, физическое лицо может осуществлять свою деятельность как индивидуальный предприниматель или зарегистрироваться как юридическое лицо. Организация в случае необходимости ведения деятельности за пределами места регистрации может открыть филиал или учредить дочернюю фирму. Налогоплательщики могут применять упрощенную систему налогообложения (УСН), Единый налог на вмененный доход (ЕНВД), Патентную систему налогообложения (ПС) и т.д. Каждый из альтернативных вариантов имеет свои особенности налогообложения, налоговый анализ которых и является предметом налоговой оптимизации.

Применять этот способ наиболее целесообразно до начала той или иной деятельности, но он может быть использован и при изменении формы уже осуществляемой деятельности;

— правильное формирование учетной политики.

Законодательством во многих случаях налогоплательщику предоставляется право выбирать способы бухгалтерского учета и налогообложения, от которых зависит порядок и сумма уплачиваемых налогов. Поэтому правильная учетная политика в отношении налогообложения играет большую роль.

Учетная политика определяется каждый раз перед началом года;

— применение офшоров.

Этот способ, наверное, наиболее широко известен. Суть его в том, что прибыль выводится в фирмы, зарегистрированные в зонах с льготным налогообложением. В настоящее время законодательство устанавливает существенные ограничения в отношения этого способа налогового планирования: Трансфертное ценообразование, Контролируемые иностранные компании;

— применение льготных предприятий.

Для некоторых категорий налогоплательщиков законодательством предоставляются льготные условия налогообложения (УСН, ПСН, ЕНВД). Суть метода применения льготных предприятий в том, что основная налоговая база выводится в эти предприятия;

— изменение срока уплаты налогов.

Законодательством предусматривается возможность отсрочить уплату налогов, и данный метод позволяет наиболее полно использовать такие возможности;

— правильная организация сделок.

В некоторых случаях правильная организация сделок позволяет уменьшить налоговое бремя организации.  К этому способу можно отнести и избежание налоговых ловушек – ситуаций, когда налогоплательщик теряет налог там, где это можно избежать.

Пример

Дочерней компании не хватает средств для оплаты консультационных услуг, которые ей необходимы. Если договор с консультантом заключит головная компания, то она не сможет признать такие расходы для налогообложения, так как эти расходы не имеют отношения к ее деятельности (имеют отношение к деятельности другого лица – дочернего общества, ст.

Налоговое планирование

252 НК РФ). Это пример налоговой ловушки.

Решить задачу без налоговых потерь можно, если головная организация выдаст займ дочернему обществу и оно само закажет консультационную услугу.

— использование пробелов законодательства.

Этот способ наиболее рискован и краткосрочен. Пробелы в законодательстве неизбежны, особенно в условиях постоянных изменений законодательства, хотя государство стремится ликвидировать их. Поэтому на долгосрочной основе не имеет смысла осуществлять налоговое планирование этим способом.

Целесообразно применять его только после консультаций с профессиональными юристами, потому что определить, пробел это или не пробел, может только юрист.

Нередко это приводит к конфликтным ситуациям.

У налогового планирования существуют ограничения, которые нужно знать. К таким ограничениям относятся правовые доктрины, связанные со злоупотреблением права в налоговой сфере:

Необоснованная налоговая выгода — необоснованное уменьшение размера налоговой обязанности (злоупотребление правом в налоговой сфере)

Деловая цель — действия налогоплательщика, осуществляемые с намерениями получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

Приоритет содержания перед формой — принцип, согласно которому операции подлежат учету (налоговому, бухгалтерскому) исходя из их реального экономического содержания, а не юридической формы. Принцип «приоритета содержания перед формой» применяется в том случае, если юридическая форма сделки и ее экономическая суть различаются.

Схема дробления бизнеса — схема оптимизации налогообложения с помощью специальных налоговых режимов, прежде всего, Упрощенной системы налогообложения (УСН).Суть этой схемы в том, что бизнес дробится на относительно небольшие организации, которые подпадают под условия, для применения УСН. Как известно, Упрощенная система налогообложения (УСН) предусматривает более льготный налоговый режим, для предприятий относительно небольшого бизнеса. Схемой дробления бизнеса обычно именуют такое дробление, которое не имеет деловой цели и приводит к необоснованной налоговой выгоде.

Налоговое планирование, как функция бухгалтера

Налоговое планирование включено в функции, которые выполняет в компании бухгалтер. Так, Приказом Минтруда России от 22.12.2014 N 1061н утвержден Профессиональный стандарт «Бухгалтер». Среди трудовых функций бухгалтера указана:

Ведение налогового учета и составление налоговой отчетности, налоговое планирование (код B/04.6).

В пункте 3.2.4. Трудовая функция, указывается:

Трудовые действия — Организация налогового планирования в экономическом субъекте

Необходимые умения:

 — Разрабатывать внутренние организационно-распорядительные документы, регулирующие организацию и осуществление налогового планирования в экономическом субъекте

— Формировать и применять эффективный набор инструментов налогового планирования (налоговые льготы, формы договорных взаимоотношений, цены сделок, ставки налогообложения, объекты налогообложения, социальные налоговые режимы)

Литература

Джаарбеков С.М. Методы и схемы оптимизации налогообложения. М.: МЦФЭР, 2002. 288 с.

«Методика налоговой оптимизации» (под ред. Брызгалина А.В.) «Налоги и финансовое право» (2001, N 1)

«Налоговое право» (под ред. С.Г. Пепеляева. М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2000 (последний раздел)).

Дополнительно

Материалы по теме «Налоговое планирование (Оптимизация налогообложения)»

Амортизационная премия — предусмотренное законодательством единовременное списание на расходы (по налогу на прибыль организаций) части стоимости осуществленных капитальных вложений (в основные средства или в случае достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств).

Деловая цель — действия налогоплательщика, осуществляемые с намерениями получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности

Контролируемая иностранная компания — иностранная компания (иностранная структура без образования юридического лица), контролирующими лицами которой являются организации и (или) физические лица, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации.

Налоговая выгода — любое уменьшение размера налоговой обязанности (вычет, льгота, пониженная ставка налог и т.д.)

Налоговая нагрузка — величина, которая показывает уровень налогового бремени налогоплательщика

Налоговая ответственность за контрагента — налогоплательщик может нести налоговую ответственность за своих контрагентов. Это происходит в случае, если налогоплательщик заключил договор с фирмой-однодневкой и не проявил должную осмотрительность при выборе контрагента.

Налоговая реконструкция — определение налоговых последствий исходя из экономической сути сделки или серии сделок.

Налоговые льготы — предоставленное нормативными актами право для отдельных категорий налогоплательщиков не уплачивать налог или уплачивать его в меньшей сумме

Налоговые преступления — преступления, связанные с уклонением от уплаты налогов. Налоговые преступления предусмотрены Уголовным кодексом Российской Федерации

Налоговые проверки — проверки, проводимые налоговыми органами в отношении налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов

Налоговые проверки в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами — особый вид налоговых проверок, которыми налоговый орган проверяет уплату налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Регулируются ст. 105.17 Налогового кодекса России

Налоговый бенчмаркинг — сравнение налоговых показателей организации (налогоплательщика) с показателями других компаний отрасли или соответствующего рынка

Налоговый разрыв — разница между сумой налогов, которые теоретически должны быть уплачены налогоплательщиком (налогоплательщиками), и суммой фактически уплаченных налогов

Налоговый риск — риск возникновения неблагоприятных налоговых последствий в виде – доначислений сумм налогов, штрафов и пени; возникновения спора с налоговым органом; проведения проверки.

Нелинейный метод амортизации — один из методов амортизации амортизируемого имущества. При нелинейном методе (способе) норма амортизации применяется к остаточной, а не первоначальной (восстановительной) стоимости. За счет этого, стоимость имущества списывается неравномерно — с уменьшением суммы амортизации с каждым последующим месяцем. Нелинейный метод определен в ст. 259.2. налогового кодекса России.

Необоснованная налоговая выгода — необоснованное уменьшение размера налоговой обязанности (злоупотребление правом в налоговой сфере)

Особая экономическая зона — часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны.

Приоритет содержания перед формой — принцип, согласно которому операции подлежат учету (налоговому, бухгалтерскому) исходя из их реального экономического содержания, а не юридической формы. Принцип «приоритета содержания перед формой» применяется в том случае, если юридическая форма сделки и ее экономическая суть различаются.

Свободная экономическая зона в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе — свободная экономическая зона, созданная Федеральным законом от 29.11.2014 N 377-ФЗ «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

Способы списания (по стоимости единицы, по средней стоимости, ФИФО, ЛИФО) — способы списания активов, которые применяются в бухгалтерском и налоговом учете для оценки стоимости списанных на расходы активов при их выбытии. Применяются способы списания: по стоимости единицы, по средней стоимости, ФИФО, ЛИФО.

Схема дробления бизнеса — схема оптимизации налогообложения с помощью специальных налоговых режимов, прежде всего, Упрощенной системы налогообложения (УСН).Суть этой схемы в том, что бизнес дробится на относительно небольшие организации, которые подпадают под условия, для применения УСН. Как известно, Упрощенная система налогообложения (УСН) предусматривает более льготный налоговый режим, для предприятий относительно небольшого бизнеса. Схемой дробления бизнеса обычно именуют такое дробление, которое не имеет деловой цели и приводит к необоснованной налоговой выгоде.

Схема оптимизации налогообложения (Черная, Серая, Белая) — схема деятельности налогоплательщика, позволяющая уменьшить налоги. Белая схема — законная, Черная схема — незаконная, Серая схема — на грани.

Территория опережающего социально-экономического развития — часть территории субъекта Российской Федерации, включая закрытое административно-территориальное образование, на которой в соответствии с решением Правительства Российской Федерации установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения.

Учетная политика — документ, в котором организация определяет способы учета (бухгалтерского, налогового)

Фирма-однодневка — организация, которая сама не платит положенные налоги и при этом предоставляет возможность получения вычетов, расходов своим клиентам. Фирма-однодневка используется для применения незаконных схем минимизации.

Эффективная ставка налога — реальная налоговая ставка конкретного налогоплательщика, которая определяется как отношение налога, фактически начисленого за период к налоговой базе (экономическая базе) за этот же период.

Основные принципы и методы налогового планирования

Налоговое планирование в организации

Налоговое планирование представляет собой активные действия со стороны налогоплательщиков по снижению налоговых платежей законным путем. Для того чтобы реализовать действия по сокращению налоговых платежей действующее налоговое законодательство предоставляет ряд возможностей (инструменты налогового планирования).

Инструментами налогового планирования (НП) являются налоговые льготы, специальные налоговые режимы, зоны льготного налогообложения на территории Российской Федерации и за рубежом, соглашения об избегании двойного налогообложения и т. д., которые предоставляют налогоплательщикам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, наиболее выгодные условия для хозяйствования1.

Сущность инструментов НП заключается в том, чтобы помочь налогоплательщикам облегчить законным путем налоговое бремя.

Основными целями инструментов НП являются помощь в оптимизации налоговых платежей, минимизации налоговых потерь по конкретному налогу или по совокупности налогов, повышении объема оборотных средств (ОС) предприятий и, как результат, увеличение реальных возможностей для дальнейшего развития организации, для повышения эффективности ее работы. За счет облегчения налогового бремени организации получают дополнительные возможности для максимального увеличения дохода от их деятельности и для дальнейшего эффективного развития производства.

Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что главной задачей инструментов НП является поиск рациональных способов снижения налоговых обязательств.

В качестве основных инструментов НП можно выделить следующие:

1. Элементы бухгалтерского учета в целях налогообложения, учетная политика в целях налогообложения (например, метод определения выручки от реализации «по оплате», «по отгрузке», оценка МПЗ и расчет их фактической себестоимости при списании в производство, порядок переоценки основных средств, наличие или отсутствие резервов предстоящих расходов и платежей) ( см. прил. 1).

Учетная политика предприятия – это совокупность способов ведения бухгалтерского учета и налогового учета2. (состоит из 8 разделов: порядок орагизации б.уч.; методы оценки активов и обязательств; порядок контроля за хоз. операциями; порядок документооборота и технология обработки учетных данных; порядок проведения инвентаризации активов и обязателств; рабочий план счетов б.уч.; формы первичных учетных документов; порядок формирования налоговой базы и налогового учета для целей налогообложения).

2. Разработка договорной политики. Оптимальная с позиций налоговых последствий форма договорных отношений (например, реализация продукции самостоятельно или через комиссионера; производство готовой продукции из собственного сырья или из заимствованного сырья), с целью достижения оптимальных сумм платежей.

3. Налоговые льготы, предусмотренные налоговым законодательством (например, льготы по налогу на имущество организаций, работниками которых являются инвалиды, если их численность составляет более 50%).

4. Цены сделок (например, увеличение покупных или снижение продажных цен по сделкам с контрагентами).

5. Отдельные элементы налогообложения (например, дифференциация мероприятий по налоговому планированию) (см. прил. 2).

6. Специальные налоговые режимы, предусмотренные ст.18 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), (Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей; Упрощённая система налогообложения; Единый налог на вменённый доход; Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции; Патентная система налогообложения)

7. Льготы, предусмотренные соглашениями об избегании двойного налогообложения и иными международными договорами и соглашениями (например, взаимодействие в своей коммерческой деятельности фирм, зарегистрированных в иностранных государствах и имеющих режим льготного налогообложения).

8. Оффшор  как инструмент налогового планирования.

Одним из ключевых элементов построения корпоративных структур являются компании, зарегистрированные в различных странах. Для целей уменьшения налогов могут использоваться компании, осуществляющие свою деятельность в безналоговом режиме или режиме с низким налогообложением. Это могут быть как оффшорные компании, так и компании из «налоговых гаваней».

Оффшор («offshore» — вне границ) — юридическое лицо, зарегистрированное в юрисдикции с льготным налогообложением, при отсутствии валютного контроля. Это компания, которая не ведет хозяйственной деятельности в стране, где она зарегистрирована, а владельцы этих компаний — нерезиденты этих стран. Основой возникновения оффшорных компаний являются законодательства стран, частично или полностью освобождающие от налогообложения компании, не ведущие бизнес в стране регистрации. Важно заметить, что льготное налогообложение оффшоров существует только в части осуществления деятельности вне страны регистрации. Для полноценной работы оффшора в другой стране требуется межстрановое соглашение об избежание двойного налогообложения данной страны со страной регистрации оффшора. В противном случае, оффшор подвергается налогообложению страны, где он ведет свою деятельность3.

«Налоговые гавани» (НГ) (налоговые убежища) — небольшие государства и территории, проводящие политику привлечения финансовых капиталов из-за рубежа путем предоставления налоговых и других льгот4. Иногда пониженное налогообложение распространяется только на некоторые виды доходов, например, в Люксембурге существует льготный налоговый режим для банков. От оффшорных зон (центров) НГ отличаются тем, что льготы здесь распространяются не только на иностранные, но и на местные компании5.

9. Создание резервов можно использовать как средство по управлению расходами, так и в качестве инструмента налоговой оптимизации.

В целях равномерного распределения предстоящих расходов в издержки или обращения отчетного периода организация может создавать резервы на:

  • предстоящую оплату отпускников работникам;
  • выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет;
  • выплату вознаграждений по итогам работы за год; ремонт основных средств;
  • производственные затраты по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства;
  • предстоящие затраты на рекультивацию земель и осуществление иных природоохранных мероприятий и т.д.

При отсутствии указанных резервов расходы, перечисленные выше, относятся на издержки производства и обращения по мере их фактического осуществления.

НК РФ же установлен закрытый перечень резервов, которые может создать налогоплательщик:

  • резерв по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию (статья 267);
  • резерв банка на возможные потери по ссудам (статья 292);
  • резервы, формируемые страховыми организациями (статья 294);
  • резервы под обесценение ценных бумаг у профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих дилерскую деятельность (статья 300 НК РФ);
  • резерв на ремонт основных средств (статья 324);
  • резерв предстоящих расходов на оплату отпусков, на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет (статья 324.1).
  • Формирование резерва по сомнительным долгам (Гл. 25 НК РФ)

В качестве методов налогового планирования целесообразно выделять: метод прямого счета, расчетно-аналитические методы, комбинированные методы и методы экономико-математического моделирования.(Вылкина, Романовская) Перечисленные методы могут носить как ситуационный характер (осуществляться при планировании конкретной деловой ситуации или процесса), так и вариационный характер (производиться при выборе возможных вариантов и направлений деятельности).

На микроуровне используются следующие методы налогового планирования:

1). Метод экспертных оценок;

2).

Лекция по налоговому планированию

Метод экстраполяции;

3). Метод моделирования и экономико-математические методы (имитационные. сетевые).

В налоговом планировании также используются другие методы: ситуационный метод, а также численные балансовые методы бухгалтерского учета и налогового планирования.

Ситуационный метод наиболее прост и доступен для любой организации (рис. 1). Более того, его в настоящее время применяют во многих организациях, не давая ему специального научного определения. Данный метод относится к очень важному первому этапу налогового планирования.

Ситуационный метод налогового планирования можно представить в виде следующих блоков:

1. Определяется  спектр основных налогов, которые  надлежит уплачивать организации, уточняются ставки, льготы и формируется  так называемое налоговое поле  организации.

2. Формируется система договорных отношений организации с учетом формирования налогового поля.

3. Подбираются  типичные хозяйственные операции, которые организации предстоит  выполнять повседневно или эпизодически.

4.Затем разрабатываются различные ситуации с учетом уже выполненных налоговых, договорных и хозяйственных наработок, охватывающие самые разнообразные стороны экономической жизни, реализуемые в нескольких вариантах. На основе всестороннего исследования ситуации выбираются оптимальные варианты, которые оформляются в виде блоков бухгалтерских проводок.

5. После  этого из оптимальных ситуационных  блоков хозяйственных операций  составляется реальный журнал  хозяйственных операций, который  и служит основой бухгалтерского  и налогового учета.

6. При анализе  различных ситуаций целесообразно сопоставлять полученные финансовые результаты с возможными потерями, обусловленными штрафными и другими санкциями.

Рис.

1. Общая схема ситуационного метода налогового планирования

Последний блок требует повышенного внимания из-за серьезности целого ряда санкций и существенного размера возможных потерь. К тому же иногда лучше пойти на некоторые утраты и получить определенный (иногда существенный) выигрыш в чем-то другом (например, в оборачиваемости средств, во времени для принятия решений и т. п.).

Сейчас бытует мнение, что если налоговое планирование дает хотя бы небольшой финансовый выигрыш, то его следует использовать. Практикующие бухгалтеры-аналитики не всегда согласны с этим утверждением, так как прекрасно знают, что при очень жестком дефиците времени целесообразно идти на некоторые налоговые утраты, дабы обеспечить себе возможность и время для необходимого маневра. Важно только найти понимание и поддержку у руководителя организации.

После определения границ налогового поля своей фирмы следует провести уточнения по каждому конкретному налогу — федеральным, региональным и местным. Для этого целесообразно проанализировать конкретные законы и инструкции налоговых служб о налогах применительно к конкретной организации и характеру хозяйственных операций. Для каждого налога следует установить примерный перечень хозяйственных операций и написать проводки по реализации этих операций. Лучше составить небольшой справочник таких операций с пояснениями. Это значительно сэкономит время.

Определение налогового поля организации тесно связано с выбором вида договорных отношений и используемым методом бухгалтерского учета. Поэтому целесообразно проводить данную операцию комплексно — в рамках всей учетной политики организации.

Для уменьшения вероятности возникновения ошибок при исчислении налогов важно в повседневной работе использовать набор стандартных кодировок блоков хозяйственных операций в виде серии известных бухгалтерских проводок. Кроме того, необходимо осуществлять налоговое планирование и простейшую оптимизацию налоговых платежей.

Налоговое планирование имеет особенно большое значение, если фирма собирается проводить такие хозяйственные операции, которые в ее практике ранее не встречались. В этих ситуациях лучше потратить дополнительное время для проведения хотя бы простых расчетов. Потраченные дополнительные усилия обязательно окупятся, так как уменьшат вероятность ошибок и подскажут путь снижения налоговых платежей.

Руководители организаций, к сожалению, часто требуют от бухгалтеров «налоговых чудес». Они уверены, что именно в этом и заключается предназначение бухгалтера. Вот поэтому бухгалтеру целесообразно при всей своей занятости находить время для проведения исследований и исподволь готовить такие «чудеса».

Теперь перейдем к высшей ступени исследований, а именно, к комбинированным расчетам и анализу. Все дело в том, что анализ отдельных операций и блоков хозяйственных операций может не дать полного ответа на вопрос о минимизации налогообложения. Поэтому в арсенале бухгалтера-аналитика и финансиста должны быть и другие средства. Для этих целей рекомендуется использовать численные балансовые методы — микробалансов и замкнутых балансов; графо-аналитических зависимостей; матрично-балансовые; статистические балансовые; а также их комбинации.

Их применение значительно приблизит численные эксперименты к реальной экономической жизни и максимально полно даст ответ на интересующие вопросы.

Метод микробалансов состоит в следующем.

Чтобы оценить тот или иной вариант экономической деятельности организации в разных условиях хозяйствования, выделяются крупные блоки хозяйственных операций, включающие главные отличия. Эти блоки оформляются в виде бухгалтерских проводок, и выполняются расчеты балансов для каждого из них. Сравнение полученных микробалансов позволит выбрать более выгодный вариант.

Исследования с помощью микробалансов основываются на выделении из всей совокупности хозяйственных операций одного какого-то определяющего блока и на рассмотрении его как самостоятельного журнала хозяйственных операций с оформлением нескольких вариантов проводок и с составлением нескольких вариантов микробалансов. Их анализ позволит выбрать наиболее экономичный. Если в блок хозяйственных операций включаются все необходимые налоговые платежи, то микробалансы позволяют также определять вариант с минимальным уровнем этих платежей.

Страницы:12следующая →

ВВЕДЕНИЕ

Налоговое планирование это совокупность законных целенаправленных действий налогоплательщика, связанных с использованием им определенных способов и приемов, а так же всех предоставляемых законом льгот  и освобождений с целью максимальной минимизации налоговых обязательств. Целью налогового планирования является уплата налогоплательщиком минимально возможной суммы налогов в максимально возможный срок при абсолютном соблюдении закона. Налоговое планирование является одной из составляющих частей процесса финансового планирования. Существует субъективное мнение, что оптимизация проводится только с целью максимального законного снижения налогов. Однако, налоговая оптимизация — это процесс, связанный с достижением определенных пропорций всех финансовых аспектов сделки или проекта (ликвидность, оборачиваемость, трудоемкость учета и контроля).

Содержанием налогового планирования является изучение (анализ) налоговых проблем и постановка задачи, в соответствии с которой затем подбираются инструменты и разрабатываются схемы. Налоговый анализ включает, в частности, определение особенностей организации финансово — хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта, формирование налогового поля (перечень основных налогов, которые надлежит уплачивать, их ставки, размеры, распределение между бюджетами различных уровней и льгот льготы), анализ системы договорных отношений и типичных хозяйственных ситуаций (в том числе бухгалтерских записей), оценку суммы налоговых обязательств в текущих условиях хозяйствования и др. Актуальность. Существенная роль налогового планирования в условиях современного рыночного хозяйства определяется целым рядом факторов, основными из которых являются: тяжесть налогового бремени для конкретного хозяйствующего субъекта, сложность и изменчивость налогового законодательства, увеличение размеров фирмы и усложнение форм ее деятельности, подвижность внешней среды, новый стиль руководства.

Цель  данной работы — ознакомиться с понятием налогового планирования и рациональной организации налогового планирования на предприятии.

Задачи  данной работы:

  1. Изучить понятие налогового планирования;
  2. Выявить основные инструменты налогового планирования;
  3. Определить этапы налогового планирования;
  4. Рассмотреть структуру налогового планирования.

Таким образом, в процессе управления налогообложением важно правильно становить цели объекта управления, а для этого  необходимо не только знание особенностей экономики содержания объекта, но и  его места в общей системе  стратегии управления организацией.

  1. ПОНЯТИЕ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРВАНИЯ

Налоговое планирование — это активные действия налогоплательщика по уменьшению налоговых платежей. Основными понятиями налогового планирования являются оптимизация налогов и минимизация налогов.

Налоговое планирование представляет собой одну из важнейших составных частей финансового  планирования (управления финансами) организации. Сущность налогового планирования заключается  в том, что каждый налогоплательщик имеет право использовать допустимые законом средства, приемы и способы  для максимального сокращения своих  налоговых обязательств налоговое  планирование можно определить как  планирование финансово — хозяйственной  деятельности организации с целью  минимизации налоговых платежей. Оно может быть как индивидуально  направленным и носить адресный характер, так и применяться в финансово — хозяйственной деятельности широкого круга хозяйствующих субъектов.

Оптимизация является более широким понятием и включает в себя минимизацию. Термин «минимизация налогов» несколько неудачен в том смысле, что абсолютная минимизация  налогов достигается при полном прекращении хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Оптимизация налогов предполагает увеличение финансовых результатов при экономии налоговых  расходов, а также решает задачу не допустить большей динамики роста  налоговых платежей по сравнению  с динамикой роста выручки  предприятия. При оптимизации налогов  могут решаться и иные финансовые задачи, далекие от минимизации. Например, формирование в отчетном периоде  существенной прибыли для привлечения  новых кредитов и акционеров. Для  указанного случая оптимизация налогов  коснется не только отчетного периода, но и следующего за ним. В понятие  оптимизации также входит работа по предотвращению чрезвычайно большого, по сравнению с обычным уровнем, налогообложения вследствие ошибок в оформлении сделок.

Налоговое планирование — это выбор «оптимального» сочетания риска от внедрения и стоимости различных форм осуществления деятельности и способов размещения активов (управления пассивами), направленный на достижение возможно более низкого уровня возникающих при этом налогов.

Отечественные исследователи под налоговым  планированием понимают, прежде всего, деятельность, направленную на уменьшение налоговых платежей. Предлагаемые дефиниции  рассматривают существо налогового планирования с сугубо ограничительных  позиций, воспринимая его через  призму противостояния налогоплательщика, с одной стороны, и фискальных органов, с другой. В то же время, налоговое планирование призвано не только и не столько уменьшить налоговые отчисления предприятия, хотя оптимизация налогового портфеля и является его важнейшей функцией, сколько стать регулятором, наряду с планом маркетинга и производства, процесса управления предприятием, ибо минимизация и оптимизация налогового портфеля не всегда отвечает стратегическим потребностям хозяйствующего субъекта, последнему иногда выгодно не занижать свою налогооблагаемую базу в силу тех или иных причин (например, если издержки по минимизации налоговой нагрузки превышают доходы от нее, кроме того, руководство предприятия может отказаться от налоговой минимизации в силу социальных (например, на градообразующем предприятии) и политических причин, а также, если инвестиционный план развития хозяйствующего субъекта РФ предусматривает уменьшения налоговых расходов; у малых предпринимательских структур, перешедших на уплату налога с вмененного дохода, вряд ли есть необходимость в разработке схем по уменьшению налогообложения). Отказ от минимизации налогообложения в указанных случаях не означает отказа от применения налогового планирования, наоборот, налоговое планирование продолжает оставаться одним из основных видов общеэкономического планирования (специалисты предприятия продолжают отслеживать действующее налоговое законодательство, производить налоговые расчеты, составлять календарь налогоплательщика, который на некоторых предприятиях заменяет налоговый план и т.д.). Таким образом, налоговое планирование представляет собой интеграционный процесс, заключающийся в упорядочивании хозяйственной деятельности в соответствии с действующим налоговым законодательством и стратегией развития предприятия.

  1. ИНСТРУМЕНТЫ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

К инструментам налогового планирования относятся: место регистрации, организационно — правовая форма, состав учредителей, формирование уставного капитала, учетная политика, замена отношений, разделение отношений, отсрочка налогов, прямое сокращение объектов налогообложения, договор комиссии.

1. Место регистрации

В некоторых регионах нет составляющей налогов. Например, налог на имущество 0%. Но если вы, при определении налоговой  юрисдикции и режима налогообложения, решили ориентироваться только на размер налоговых ставок, вас может постигнуть разочарование. Так, в ряде случаев, при небольших ставках, закон  устанавливает дополнительные сборы  и платежи «в нагрузку». С другой стороны, низкая квалификация сотрудников  местных налоговых инспекций  не позволяет полноценно проверить  даже местные предприятия, не говоря уже о новых фирмах, десятками  регистрируемых ежедневно.

2. Организационно-правовая форма

Выбор организационно-правовой формы влияет на простоту (сложность) налогового учета. В основном выбор осуществляется между юридическим лицом (ООО, ЗАО, ОАО) или некоммерческой организацией. Некоммерческая организация, в свою очередь, может постоянно работать в убыток (не преследуя цели извлечь прибыль). А выплаты профсоюза (если он является самостоятельным юридическим лицом) в пользу своих членов освобождены от ЕСН.

Теоретические вопросы налогового планирования в работе предприятия

3. Состав учредителей

Участие в составе учредителей иностранцев, например, существенно усложняет  жизнь налоговому оптимизатору. Рекомендую избегать прямого участия иностранцев (как физических лиц, так и юр.лиц) в уставном капитале, а компенсировать контроль и управленческие функции через договор доверительного управления акциями (долями) с одновременным обременением договором залога акций в пользу иностранца. Это запрет на проведение реструктуризации, передачи имущества и распределение полученных доходов. Идеальный учредитель (с точки зрения налоговой оптимизации) это головная (управляющая) компания — субъект малого предпринимательства — доли, в уставном капитале которой, в свою очередь распределены между владельцами бизнеса.

4. Формирование уставного капитала

В случае формирования уставного капитала посредством внесения имущества, возникают первоначальные налоговые обязательства в виде налога на имущество. Но с другой стороны, вклад в уставный капитал — это один из немногих дешевых вариантов вывода с баланса предприятия какого-либо дорогостоящего имущества. Например, можно передать недвижимость во вклад в уставный капитал нового предприятия, а полученные акции продать за деньги. Тем самым произошла купля-продажа недвижимости за деньги, но НДС не облагается.

  1. Учетная политика

Как правило, ей не уделяют должного внимания. Учетная политика не самый эффективный  инструмент налоговой оптимизации. Хотя следует отметить, что действующее налоговое законодательство еще оставляет немало возможностей для переноса срока уплаты налогов. Например, метод учета товарно-материальных ценностей ЛИФО (который уже давно запрещен в странах Европы), позволяет списывать в затраты более дорогие товарно-материальные ценности, а более дешевые (т.е. ранее купленные) оставлять на балансе как переходящий остаток. В нормальных условиях товары, купленные позднее, стоят дороже товаров, приобретенных ранее, на величину инфляции. Кассовый метод, ускоренная амортизация — вот те элементы учетной политики, которыми можно перенести срок уплаты налога на более поздний срок.

  1. Замена отношений

Метод замены отношений базируется на том, что операция, предусматривающая обременительное налогообложение заменяется на операцию, позволяющую достичь ту же или максимально близкую цель, и при этом применить более льготный порядок налогообложения. Но необходимо особо отметить, что заменяться должны именно правоотношения (весь комплекс прав и обязанностей), а не только формальная сторона сделки (например, название договора). Замена не должна содержать признаков притворности, мнимости или фиктивности.

  1. Разделение отношений

Классический  пример, приводимый в литературе по налоговой оптимизации — это разделение отношений по договору подряда (строительства) на отношения по договору оказания услуг (строительства) из материалов заказчика и отношения по договору купли-продажи материалов. Для принимающей организации нет разницы: поставить на баланс объект строительства целиком, либо поставить на баланс объект строительства, стоимость которого складывается из стоимости материалов и стоимости работ. А для организации, оказывающей услуги строительства, разница есть. Разница эта — налог на пользователей автодорог 1% на сумму строительных материалов.

8.Отсрочка налогов

Кроме трудоемких механизмов отсрочки, рассрочки, реструктуризации налоговой задолженности и налогового инвестиционного кредита можно упомянуть перенос срока уплаты налога на более поздний срок в связи с разными формами осуществления бизнеса.

3. ЭЛЕМЕНТЫ  НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Страницы:123следующая →