Налоговое правонарушение

Согласно ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением призна­ется совершенное противоправное (в нарушение законодатель­ства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) на-

1 См., например˸ Проблемы теории государства и права˸ Учебник / Под ред. С. С. Алексеева. М., 1987. С. 215.

358 Раздел IV Наруш^ния законодательства о налогах и сборах

логоплателыцика, налог^вогоагента и иных лиц, за которое НК РФ установлена Отв£?тственность-

Действовавший до принятия НК РФ Закон ʼʼОб основах на­логовой системыʼʼ не СоЯеРжал нормативного определения на­логового правонарушения’ что в правоприменительной практи­ке влекло применение сеансовых санкций только на базе установления самого ф^кта нарушения налогового законода­тельства Пробел законо-Дательства восполнялся постановлени­ем Конституционного СУМ РФ от 17 декабря 1996 г. № 20-П ʼʼПо делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года ʼʼО федеральных органах налоговой полицииʼʼ. Иссле­дуя положения налого0°го законодательства, Конституцион­ный Суд РФ определил налоговое правонарушение как преду­смотренное законом пр<этивопРавное виновное деяние, совер­шенное умышленно либ° по неосторожности.

Названное постанов/(ение Конституционного Суда РФ име­ло важное значение не только в условиях отсутствия законода­тельного определения налогового правонарушения, но и яви­лось основой для ст.

14.2. Понятие, юридические признаки и особенности налоговых правонарушений

10б НК РФ.

Законодательное Опрелеление налогового правонарушения является обобщающей (собирательной) категорией, отражаю­щей объективную реал!?ность негативных процессов в налого­вой сфере Данное ОпРеДеление> каки определение любого иного правонарушения или преступления, содержит в себе ми­нимальное но одновременно достаточное количество сущест­венных признаков налоговых правонарушений. Вводя в про­фессиональный юридиЧеский о60?014 категорию ʼʼналоговое правонарушениеʼʼ, закоИ°Датель не мог включить в её содержа­ние исчерпывающий перечень признаков, особенностей всех правонарушений совершаемыхв налоговой сфере, поскольку определение налогового правонарушения должно быть приме­нимым в практической деятельности. Реализация поставленной цели возможна только " томсл’Учае> есливводимое определе­ние будет достаточно е^кими унифицированным по содержа­нию понятным не только профессиональным юристам, но и всем участникам налоговых отношений.

Данное определение содержит следующую совокупность наи­более важных юридически* признаков налогового правонарушения˸

ГЛ 16 НК РФ.

Комментарии к Главе 16 НК РФ

  • Статья 116. Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе
  • Статья 117. Утратила силу. Уклонение от постановки на учет в налоговом органе
  • Статья 118. Утратила силу. Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке
  • Статья 119. Непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества, расчета по страховым взносам)
  • Статья 119.1. Нарушение установленного способа представления налоговой декларации (расчета)
  • Статья 119.2. Представление в налоговый орган управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества, содержащего недостоверные сведения
  • Статья 120. Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (базы для исчисления страховых взносов)
  • Статья 121. Исключена.
  • Статья 122.

    Понятие, юридические признаки и особенности налоговых правонарушений

    Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов)

  • Статья 122.1. Сообщение участником консолидированной группы налогоплательщиков ответственному участнику этой группы недостоверных данных (несообщение данных), приведшее к неуплате или неполной уплате налога на прибыль организаций ответственным участником
  • Статья 123. Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов
  • Статья 124. Утратила силу
  • Статья 125. Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест или в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога
  • Статья 126. Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля
  • Статья 126.1. Представление налоговым агентом налоговому органу документов, содержащих недостоверные сведения
  • Статья 127. Исключена.
  • Статья 128. Ответственность свидетеля
  • Статья 129. Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода
  • Статья 129.1. Неправомерное несообщение сведений налоговому органу
  • Статья 129.2. Нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса
  • Статья 129.3. Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате применения в целях налогообложения в контролируемых сделках коммерческих и (или) финансовых условий, не сопоставимых с коммерческими и (или) финансовыми условиями сделок между лицами, не
  • Статья 129.4. Неправомерное непредставление уведомления о контролируемых сделках, представление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых сделках
  • Статья 129.5. Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате невключения в налоговую базу доли прибыли контролируемой иностранной компании
  • Статья 129.6. Неправомерное непредставление уведомления о контролируемых иностранных компаниях, уведомления об участии в иностранных организациях, представление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых иностранных компаниях, уведомлении об уч
  • Статья 129.7. Ненаправление (невключение) организацией финансового рынка финансовой информации о клиентах организации финансового рынка, выгодоприобретателях и (или) лицах, их контролирующих
  • Статья 129.8. Нарушение организацией финансового рынка порядка установления налогового резидентства клиентов организаций финансового рынка, выгодоприобретателей и лиц, прямо или косвенно их контролирующих
  • Статья 129.9. Непредставление уведомления об участии в международной группе компаний, представление уведомления об участии в международной группе компаний, содержащего недостоверные сведения
  • Статья 129.10. Непредставление странового отчета, представление странового отчета, содержащего недостоверные сведения
  • Статья 129.11. Непредставление документации по международной группе компаний

Налоговое правонарушение: понятие, признаки, состав.

Статья 106. Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.

Признаками налогового правонарушения являются противоправность, реальность, вредность, виновность, наказуемость.

Противоправность состоит в нарушении действующих норм налогового законодательства. Совершение вредного, осуждаемого деяния, причиняющего ущерб общественным отношениям, но не предусмотренного НК в качестве налогового правонарушения, не является основанием налоговой ответственности.

Реальность. Налоговая ответственность наступает только за фактически совершенное деяние. При этом налоговое правонарушение может выразиться в форме действия или бездействия. Первое предполагает несоблюдение запретов, второе – неисполнение обязанностей.

Налоговые правонарушения причиняют вред фискальным интересам государства(финансовым/это совокупность доходов государственной казны.).

Наказуемость. Не всякое неисполнение юридической обязанности или несоблюдение запрета, установленного налоговым законодательством, является налоговым правонарушением. Им признаются лишь деяния, совершение которых влечет применение налоговых санкций в порядке, установленном НК.

Виновность выражается в умышленном психически-волевом отношении нарушителя к правонарушению и его вредным последствиям. То есть у нарушителя должна быть осознанная возможность не совершать налоговое правонарушение. Виновность заключается в том, что лицо умышленно или по неосторожности выбирает неправомерное поведение в сфере налогообложения.

НК нормативно закрепляет две формы вины – умысел и неосторожность.

Умыселпредполагает, что лицо, совершившее налоговое правонарушение, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия).

Неосторожность представляет собой такую форму вины, при которой лицо, совершившее налоговое правонарушение, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредный характер последствий, возникших из-за этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.

Состав налогового правонарушения представляет собой совокупность установленных НК фактических обстоятельств и признаков, наличие которых позволяет квалифицировать противоправное деяние как определенное налоговое правонарушение. Традиционно состав правонарушения включает четыре обязательных элемента: объект, субъект, объективную и субъективную стороны.

Объект налогового правонарушения – общественные отношения, которым в результате правонарушения причиняется ущерб. Объектом налоговых правонарушений выступают фискальные интересы государства, направленные на формирование доходной части бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов.

Субъект налогового правонарушения – деликтоспособные физические лица или организации, совершившие налоговое правонарушение.

Лекция 14. Характеристика основных нарушений законодательства о налогах и сборах

Для физического лица налоговая деликтоспособность включает достижение шестнадцатилетнего возраста и вменяемость, для организации – статус юридического лица. Деликтоспособность определяется способностью лица к сознательно-волевому поведению, то есть способностью осознавать свои поступки, руководить ими.

Объективная сторона – характеристика противоправного деяния (время, место, орудие, способ, обстановка совершения правонарушения), размер и характер вредных последствий, причинная связь между деянием и вредными последствиями. Составы налоговых правонарушений, объективная сторона которых представляет собой единство трех элементов – противоправного деяния, вреда и причинной связи между ними, называются материальными. Формальные составы непосредственно не связываются с фактическим наступлением вредных последствий, достаточно самого факта совершения противоправного деяния. К материальным составам относится, например, неуплата или неполная уплата налога, к формальным – отказ эксперта или специалиста от участия в проведении налоговой проверки. Противоправное деяние может выразиться в действии (неисполнение обязанностей) либо бездействии (несоблюдение запретов).

Субъективная сторона – сознательно-волевые признаки налогового правонарушения. Помимо вины они включают мотивы и цели правонарушителя. Мотивы представляют собой побудительные причины, которыми руководствовался нарушитель, цели – конечный результат, к которому он стремился. Отметим, что вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения.

Система налоговых правонарушений. Перечень налоговых правонарушений, за которые привлекаются к ответственности физические и юридические лица, а также должностные лица, содержится в НК и КоАП РФ.

За совершение правонарушений в области налогов и сборов, предусмотренных УК, наступает уголовная ответственность.

Дата добавления: 2016-06-13; просмотров: 3050;

Налоговое правонарушение: понятие, признаки, состав.

Статья 106. Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.

Признаками налогового правонарушения являются противоправность, реальность, вредность, виновность, наказуемость.

Противоправность состоит в нарушении действующих норм налогового законодательства. Совершение вредного, осуждаемого деяния, причиняющего ущерб общественным отношениям, но не предусмотренного НК в качестве налогового правонарушения, не является основанием налоговой ответственности.

Реальность. Налоговая ответственность наступает только за фактически совершенное деяние. При этом налоговое правонарушение может выразиться в форме действия или бездействия. Первое предполагает несоблюдение запретов, второе – неисполнение обязанностей.

Налоговые правонарушения причиняют вред фискальным интересам государства(финансовым/это совокупность доходов государственной казны.).

Наказуемость. Не всякое неисполнение юридической обязанности или несоблюдение запрета, установленного налоговым законодательством, является налоговым правонарушением.

ВОПРОС 36 Понятие, юридические признаки и особенности налоговых правонарушений

Им признаются лишь деяния, совершение которых влечет применение налоговых санкций в порядке, установленном НК.

Виновность выражается в умышленном психически-волевом отношении нарушителя к правонарушению и его вредным последствиям. То есть у нарушителя должна быть осознанная возможность не совершать налоговое правонарушение. Виновность заключается в том, что лицо умышленно или по неосторожности выбирает неправомерное поведение в сфере налогообложения.

НК нормативно закрепляет две формы вины – умысел и неосторожность.

Умыселпредполагает, что лицо, совершившее налоговое правонарушение, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия).

Неосторожность представляет собой такую форму вины, при которой лицо, совершившее налоговое правонарушение, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредный характер последствий, возникших из-за этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.

Состав налогового правонарушения представляет собой совокупность установленных НК фактических обстоятельств и признаков, наличие которых позволяет квалифицировать противоправное деяние как определенное налоговое правонарушение. Традиционно состав правонарушения включает четыре обязательных элемента: объект, субъект, объективную и субъективную стороны.

Объект налогового правонарушения – общественные отношения, которым в результате правонарушения причиняется ущерб. Объектом налоговых правонарушений выступают фискальные интересы государства, направленные на формирование доходной части бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов.

Субъект налогового правонарушения – деликтоспособные физические лица или организации, совершившие налоговое правонарушение. Для физического лица налоговая деликтоспособность включает достижение шестнадцатилетнего возраста и вменяемость, для организации – статус юридического лица. Деликтоспособность определяется способностью лица к сознательно-волевому поведению, то есть способностью осознавать свои поступки, руководить ими.

Объективная сторона – характеристика противоправного деяния (время, место, орудие, способ, обстановка совершения правонарушения), размер и характер вредных последствий, причинная связь между деянием и вредными последствиями. Составы налоговых правонарушений, объективная сторона которых представляет собой единство трех элементов – противоправного деяния, вреда и причинной связи между ними, называются материальными. Формальные составы непосредственно не связываются с фактическим наступлением вредных последствий, достаточно самого факта совершения противоправного деяния. К материальным составам относится, например, неуплата или неполная уплата налога, к формальным – отказ эксперта или специалиста от участия в проведении налоговой проверки. Противоправное деяние может выразиться в действии (неисполнение обязанностей) либо бездействии (несоблюдение запретов).

Субъективная сторона – сознательно-волевые признаки налогового правонарушения. Помимо вины они включают мотивы и цели правонарушителя. Мотивы представляют собой побудительные причины, которыми руководствовался нарушитель, цели – конечный результат, к которому он стремился. Отметим, что вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения.

Система налоговых правонарушений. Перечень налоговых правонарушений, за которые привлекаются к ответственности физические и юридические лица, а также должностные лица, содержится в НК и КоАП РФ.

За совершение правонарушений в области налогов и сборов, предусмотренных УК, наступает уголовная ответственность.

Дата добавления: 2016-06-13; просмотров: 3049;

Субъект правонарушения — лицо, совершившее правонарушение и подлежащее наказанию.

Субъекта налогового правонарушения характеризуют свойства, позволяющие применить меры ответственности. Эти свойства различны для физических и юридических лиц. Так, признак достижения лицом установленного законом возраста свойствен только физическим лицам.

Поэтому для четкого установления характеристик субъектов нарушений налогового законодательства прежде всего выделяют группы субъектов: физические лица и юридические лица.

Физические лица как субъекты нарушений налогового законодательства подразделяются на две категории.

К первой относятся те, которые участвуют в налоговых отношениях в качестве налогоплательщиков, налоговых агентов; ко второй — те, которые участвуют в этих отношениях в качестве должностных лиц.

Должностные лица — это служащие, имеющие право совершать в пределах своей компетенции властные действия, влекущие юридические последствия, а также руководить подчиненными им работниками и давать им распоряжения, обязательные к исполнению.

Выделяют должностных лиц государственных органов и должностных лиц предприятий, учреждений, организаций. И те, и другие могут быть субъектами ответственности за нарушения налогового законодательства.

Необходимо учитывать, что должностные лица государственных органов могут реализовывать особые полномочия. Они имеют право предъявлять юридически властные требования и применять меры административного воздействия к органам и лицам, не находящимся в их подчинении. Это полномочия административной власти. Ответственность за нарушения, допущенные должностными лицами при реализации полномочий административной власти, налоговым законодательством не устанавливается.

Так, ответственность руководителя налоговой инспекции за злоупотребления властью при разрешении спора с налогопла-)ельщиком будет рассматриваться не как нарушение налогового законодательства, а как должностное правонарушение.

Однако ряд нарушений при реализации полномочий административной власти может расцениваться как нарушения налогового законодательства. Так, если должностное лицо налогового органа по сговору с налогоплательщиком пренебрегает своими обязанностями, оно должно быть привлечено к ответственности за соучастие в нарушении норм законодательства о налогах и сборах. В Постановлении от 4 июля 1997 г. № 8 "О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации уголовного законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов» Пленум Верховного Суда Российской Федерации указал: «Действия должностных лиц государственной власти и органов местного самоуправления, умышленно содействовавших уклонению от уплаты налога гражданином или с организации, подлежит квалифицировать как соучастие в совершении преступления… а если при этом они действовали из корыстной или иной личной заинтересованности, — то и по соответствующим статьям УК РФ, предусматривающим ответственность за совершение преступлений против интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления…» (п. 14).

Властные требования должностных лиц могут быть адресованы и лицам, подчиненным по службе. При реализации полномочий по управлению организацией должностные лица обязаны соблюдать, исполнять и в установленных случаях обеспечивать исполнение налогового законодательства на порученном им участке подчиненными работниками.

Руководители предприятий и организаций, главные бухгалтеры могут нести ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах.

Так, на должностных лиц предприятий, учреждений, организаций, виновных в отсутствии бухгалтерского учета или ведении его с нарушением установленного порядка и искажении бухгалтерских отчетов, может быть наложен административный штраф1. Они же несут уголовную ответственность за уклонение от уплаты налогов с организаций (ст.199УКРФ).

Необходимо помнить, что уголовное законодательство, устанавливая ответственность за налоговые преступления, не связывает понятие должностного лица с формальным занятием должности. Таковым признается лицо, фактически занятое деятельностью по реализации полномочий властного характера в процессе руководства порученным участком или подчиненными работниками.

Пленум ВС РФ в Постановлении от 4июля 1997 г. № 8 указал, что к ответственности за уклонение от уплаты налога с организации могут быть привлечены руководитель организации — налогоплательщика и главный (старший) бухгалтер либо лица, фактически выполняющие обязанности руководителя и главного (старшего) бухгалтера (п. 10).

В тех случаях, когда допущенное должностным лицом нарушение норм законодательства о налогах и сборах не связано с ненадлежащим исполнением им должностных обязанностей, оно привлекается к ответственности не как должностное лицо, а как, например, налогоплательщик.

1 См. пункт 12 ст. 7 Закона РФ от 21 марта 1991 г. 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации».

Так, если руководитель предприятия уклоняется от уплаты налога с личных доходов, то он отвечает перед законом как налогоплательщик, а не как должностное лицо. Если при этом он использует свое должностное положение (например, дает указание бухгалтеру не документировать операцию), то данное обстоятельство может повлиять на характер и размер ответственности, но не на статус нарушителя налогового законодательства.

К ответственности за нарушения налогового законодательства физические лица, как обладающие статусом должностных лиц, так и не обладающие им, могут быть привлечены только при условии достижения установленного законом возраста и вменяемости.

Как законодательство об административных нарушениях, так и уголовное законодательство предусматривает, что лицо может быть привлечено к ответственности с 16-летнего возраста.

В отношении административных нарушений налогового законодательства указанное правило установлено и в Кодексе РСФСР об административных правонарушениях (ст. 13), и в НК РФ (ст. 107).

Существует мнение, что ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах целесообразно установить с 14-летнего возраста. При существующих же правилах открываются слишком широкие возможности для проведения различных операций через малолетних лиц в целях минимизации налогов и уклонения от ответственности за налоговые правонарушения, для оформления на их имя недвижимости и т.п.1

С такой позицией трудно согласиться. К ответственности может привлекаться только лицо, способное в силу возраста осознавать противоправность своих поступков.

Налоговое законодательство довольно сложно для понимания. К тому же в средних учебных заведениях так и не приступили к преподаванию налогового права, хотя введение в учебные программы соответствующего курса предусмотрено подп. «в» п. 3 Постановления Верховного Совета РСФСР от 27 декабря 1991 г.№2119-1 «О порядке введения в действие Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Ответственность лиц, уклоняющихся от уплаты налога с участием лиц, не достигших возраста привлечения к ответственности, может наступать самостоятельно. Поэтому нет оснований для снижения установленного возраста привлечения к ответственности за нарушения налогового законодательства.

1 Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части первой (по-статейный)/Составитель и автор комментариев С.Д. Шаталов: Учебное пособие.— М.: МЦФЭР,1999.—С.505.

Способность человека отдавать отчет в своих действиях и руководить ими определяется не только возрастом.

Понятие, юридические признаки и особенности налоговых правонарушений

Другим признаком является вменяемость, т.е. состояние психики, при котором человек может осознавать значение своих поступков, руководить ими.

Невменяемый не может нести ответственности за правонарушение, поскольку в совершении такого поступка не участвовало его сознание или воля.

Существует мнение, что вменяемость характеризует не субъекта правонарушения, а субъективную сторону, поскольку определяет психическое отношение лица к содеянному. Эта позиция нашла отражение в НК РФ. В соответствии со ст. 111 НК РФ способность лица отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими характеризует субъективную сторону нарушения налогового законодательства.

Вряд ли можно согласиться с таким подходом. Субъективная сторона предполагает самооценку. В данном же случае речь идет об определенных болезненных состояниях. Невменяемость характеризует человека как здорового или больного.

Можно сделать вывод, что субъектом ответственности за нарушения налогового законодательства является вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. В установленных законом случаях субъект может характеризоваться дополнительными признаками (статус должностного лица и т.п.).

Субъектами ответственности за нарушения налогового законодательства выступают также организации. К организациям НК РФ относит российских и иностранных юридических лиц, иностранные компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, международные организации, их филиалы и представительства.

Организации могут выступать субъектами ответственности не только в качестве налогоплательщиков или налоговых агентов. За нарушение обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, ответственность несут банки, выполняющие кассовое обслуживание бюджета.

Организации выступают субъектами только административной ответственности за нарушения налогового законодательства. Уголовное преследование юридических лиц, известное законодательству некоторых зарубежных стран, в России не допускается. Однако необходимо учитывать, что привлечение организации к административной ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной и иной ответственности, предусмотренной законами РФ (п. 4 ст. 108 НК РФ).

Уголовным кодексом РФ предусмотрены три состава преступления, связанных с нарушением налогового законодательства: уклонение от уплаты налогов, неисполнение обязанностей налогового агента, сокрытие имущества организации.

Согласно Постановления Пленума ВС РФ от 28.12.2006 №64 общественная опасность преступлений в сфере налогообложения заключается в непоступлении обязательных платежей в бюджет соответствующего уровня.

Налоговым законодательством предусмотрены следующие виды налогов: федеральные, региональные (налоги субъектов) и местные налоги. Также НК РФ предусмотрены специальные налоговые режимы, предусматривающие подачу налоговой декларации и уплату налогов в соответствии с установленными правилами.

Уклонение от уплаты налога (ст. 199 УК РФ) выражается в нарушении порядка исчисления и уплаты налогов. Наиболее распространенными налогами, уплачиваемыми организацией, являются: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль организаций, акцизы, налог на имущество организаций, также сюда относятся специальные налоговые режимы.

Состав данного налогового преступления образуют умышленные действия  налогоплательщика, направленные на неисполнение обязанности по уплате законно установленных налогов в предусмотренных уголовным законодательством размерах (крупном или особо крупном) и повлекшие противоправные последствия в виде непоступления в бюджет налогов и сборов. Опосредоваться данные действия могут через умышленное составление налоговой декларации или иных документов таким образом, при котором размер налога, подлежащий уплате в бюджет отсутствует либо существенно снижается, либо в них содержаться иные данные, позволяющие уменьшать налог к уплате. Непредоставление налоговой декларации вообще — также образует состав преступления.

Иными документами, о которых шла речь выше, следует считать бухгалтерские документы, ведение которые предусмотрено законом: книга продаж и покупок, книга доходов и расходов хозяйственных операций, книга учета счетов-фактур и др. Данные документы подтверждают доходы и расходы организации, на их основании составляются налоговые декларации абсолютно по всем налогам, поэтому их правильное оформление также важно, как и составление налоговой декларации.

Под включением в декларацию заведомо ложных сведений следует понимать сознательное изменение суммы налоговой базы, которая не соответствует действительным сведениям о полученных доходах, объектах налогообложения, искажении сумм расходов и др.

Если организация при этом осуществляет подделку документов, то соответствующее лицо будет также привлечено к уголовной ответственности за подделку документов.

В силу того, что срок подачи декларации и срок уплаты налога не совпадают, моментом окончания преступления считается последний срок уплаты налога.

Обязательным признаком является размер – крупный либо особо крупный. В противном случае действия не образуют состав преступления. Размер определяется за три предшествующих года.

Ответственным в данной ситуации является сотрудник, в обязанности которого входит подготовка и подписание налоговой отчетности (главный бухгалтер, генеральный директор и др.). Важное значение в данном составе имеет умысел лица. Он должен быть направлен на неуплату налогов – полную или частичную.

Таким образом, следует помнить, что непредоставление данных в налоговую инспекцию, как и предоставление данных, содержащих ложную информацию, также может быть квалифицировано как преступление. Поэтому вся информация, предоставляемая в налоговые органы, должна быть проверена.

Если налоговая инспекция направила материалы в правоохранительные органы, и в отношении организации проводится проверка, необходимо привлекать адвоката. Квалифицированный адвокат предотвратит нарушение прав, как организации, так и лиц, ответственных за предоставление налоговой отчетности.

 

Ст. 199.1 УК РФ предполагает уголовную ответственность за неисполнение обязанностей налогового агента.

Налоговым агентом является организация либо индивидуальный предприниматель, исчисляющее, удерживающее и перечисляющее налог в бюджетную систему.

К примеру, иностранные организации не могут платить НДС напрямую в бюджет, поэтому при взаимодействии с российскими организациями, последние удерживают и перечисляют налог в бюджет, указывая об этом во втором разделе декларации по НДС. Также функции налогового агента в некоторых случаях исполняются при уплате НДФЛ и налога на прибыль организаций. 

Важным моментом, который следует учитывать при рассмотрении данного состава налогового преступления, является мотив его совершения. Он должен иметь личный характер. При отсутствии личного интереса состав преступления отсутствует.

Однако, если своими действиями ответственное лицо не только не исполняет установленные обязанности налогового агента, но и совершает действия по присваиванию денежных средств, то отвечать также придется за хищение.

Важное значение имеет размер налогов, неперечисленных налоговым агентом. Состав налогового преступления образуется, если имеет место неперечисление денежных средств в крупном либо особо крупном размерах.

Оконченным преступление будет считаться при неперечислении денежных средств в бюджет в установленный законом срок.

Санкцию за неисполнение обязанностей налогового агента составляют: штраф, арест, либо лишение свободы.

 

Ст. 199.2 УК РФ предусматривает ответственность за сокрытие имущества организации.

Состав преступления образуют активные действия налогоплательщика, направленные на воспрепятствование взыскания недоимки по налогам и сборам.

Предметом преступления является не только имущество, но и денежные средства (наличные и находящиеся на счетах в банках), другими словами, объекты налогообложения.

Данное налоговое преступление считается совершенным в крупном размере, когда сумма сокрытого имущества превышает 250 тыс.

Налоговое правонарушение: понятие, признаки, состав.

рублей.

К уголовной ответственности могут быть привлечены: собственник имущества, руководитель организации, иные управленцы, индивидуальные предприниматели.

Санкция — штраф, арест, лишение свободы.

Каждое из выше описанных налоговых преступлений имеет массу особенностей, каждое из которых при его наличии может исключить уголовную ответственность за указанные преступления. Знать и правильно оперировать как уголовно-процессуальным, так и налоговым законодательством, разъяснениями судов по налоговым преступлениям может только адвокат. В данном случае не следует пускать дела на самотек и надеяться на результаты следствия, а необходимо привлекать адвоката, который своими грамотными действиями поспособствует прекращению уголовного дела в связи с отсутствием состава преступления либо вынесению судом оправдательного приговора.

Таким образом, следует помнить, что споры с налоговыми органами для налогоплательщика могут обернуться привлечением не только к налоговой ответственности, но и к уголовной. Помимо уплаты доначисленного налога, в отношении должностного лица организации будет возбуждено уголовное дело. Своевременное обращение к адвокату позволит не только решить, но и избежать многих проблем, подать отчетность в виде, соответствующем требованиям законодательства, и заключить все правоотношения в юридическую форму.

Адвокатом Горелкиным С.А. также оказывается квалифицированная защита по Уголовным делам при ДТП.