Налогового контроля

Формы и методы налогового контроля

Учет налогоплательщиков, контроль за правильностью исчисления налогов и сборов — основные функции ФНС, которые позволяют своевременно и в полной мере пополнять бюджет страны или отдельного муниципалитета.

Налоговые проверки — основная и наиболее эффективная форма налогового контроля. Они подразделяются на камеральные и выездные. Камеральные проверки проходят в налоговой инспекции, а выездные — у налогоплательщика. При камеральной проверке в рамках налогового контроля проверяется только тот налог, по которому подана декларация. Камеральная проверка не может быть назначена по истечении 3 месяцев со дня сдачи декларации. В рамках камеральной проверки мероприятия налогового контроля проверяющие используют не так широко, как при выездной.При выездной проверке налоговым контролем могут охватываться все налоги за проверяемый период, которые налогоплательщик обязан уплачивать в зависимости от выбранной формы налогообложения.

Вторая форма налогового контроля — это получение объяснений. Налоговые органы вправе вызвать налогоплательщиков для дачи пояснений по любому вопросу в рамках исполнения законодательства. Пояснения предоставляются в устной или письменной форме и в ходе проведения налогового контроля протоколируются.

О подаче пояснений читайте в этой статье.

Третья форма налогового контроля — проверка данных учета и отчетности. В требовании налоговой инспекции, направленном налогоплательщику, перечисляются необходимые для налогового контроля документы, которые должны быть представлены налоговикам в течение 10 дней. В ходе выездной проверки в рамках налогового контроля может быть назначена инвентаризация.

Осмотр помещений и территорий — еще одна форма налогового контроля. Налоговый инспектор вправе проводить его согласно ст. 92 НК РФ в рамках проводимой проверки. Осмотр происходит в присутствии понятых, при необходимости при этом мероприятии налогового контроля производится фото- и видеосъемка.

Налоговый мониторинг — еще одна форма налогового контроля, введенная с 01.01.2015.

Подробнее о налоговом мониторинге узнайте в Готовом решении от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Период, проверяемый в ходе данного вида налогового контроля, проверяющие не вправе включать в план проверок (п. 1.1 ст. 88, п. 5.1 ст. 89 НК РФ). Деятельность организации при проведении налогового контроля в форме мониторинга становится прозрачной, но любые бухгалтерские и юридические документы инспекция вправе затребовать.

Налоговый контроль при мониторинге базируется на утвержденном регламенте, по которому инспекция может в течение года проверять хозяйственные операции, а организация сможет обезопасить себя от возможных ошибок при начислении налогов, ведь налоговая служба еще до момента сдачи деклараций даст разъяснения по интересующим вопросам.

В налоговом контроле используются следующие методы:

Методы налогового контроля

Документальный налоговый контроль

Фактический налоговый контроль

включает следующие приемы:

  • формальную и арифметическую проверку;
  • юридическую оценку;
  • экономический анализ

включает следующие приемы:

  • учет налогоплательщиков;
  • показания свидетелей;
  • проведение инвентаризации;
  • привлечение экспертов

Виды налогового контроля

НК РФ не дает точного толкования видов налогового контроля, поэтому классификация их разнообразна. Например, она может быть такой:

Виды налогового контроля

Налоговый контроль по времени проведения

Налоговый контроль по способу проверки

Налоговый контроль по месту проведения

Налоговый контроль по периодичности

  • текущий;
  • предварительный;
  • последующий
  • сплошной;
  • выборочный
  • выездной;
  • камеральный
  • первичный;
  • повторный

Минфин планирует ввести оперативный контроль за правильностью фиксации расчетов, включая полноту учета выручки, с 2021 года. При этом закон «О ККМ» №54-ФЗ будет отменен, а нормы административного наказания из КоАП «переедут» в НК РФ. Подробнее о планируемых нововведениях читайте в Обзоре от КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к справочно-правовой системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Подробнее о процедуре проверок читайте в материалах:

  • «Порядок проведения выездной налоговой проверки (нюансы)»;
  • «Особенности проведения встречной налоговой проверки».

Формы и методы налогового контроля в РФ

В целях расширения и усиления налогового контроля предусмотрено, что:

1. Плательщики, которые сдают отчетность в электронном виде, должны так же электронно уведомлять инспекцию о поступлении от нее требований, высылая квитанцию о получении. Иначе налоговая инспекция может заблокировать расчетный счет организации (подп. 1.1 п. 3 ст. 76 НК РФ, письмо ФНС России от 17.02.2014 № ЕД-4-2/2553).

2. В течение 3 лет инспекция может приостановить операции по счетам в банках, если организацией или ИП не будет предоставлена налоговая отчетность (подп. 1 п. 3 ст. 76 НК).

3. Налоговый контроль затрагивает и декларацию по НДС. При установленных несоответствиях проверяющие в рамках налогового контроля вправе потребовать любые документы по операциям, отраженным в декларации, а также проводить осмотр территории и помещений организации.

4. Если гражданин, имея в собственности различные объекты имущества, не получает извещения об уплате налогов, он должен сам сообщить об этом в инспекцию для целей налогового контроля (п. 2.1 ст. 23 НК РФ).

ВАЖНО! Юридические и физические лица могут теперь видеть свою «налоговую историю» на сайте ФНС РФ, в сервисе «Личный кабинет налогоплательщика». Здесь есть вся информация об объектах налогообложения, суммах налогов, о наличии переплаты или недоимки.

5. Налоговый контроль теперь охватит и сбор такой информации, как факты заключения и расторжения браков, а также случаи установления и прекращения опеки (абз. 1 п. 3 ст. 85 НК РФ).

О нюансах налоговой проверки по НДС читайте в статье «Камеральная налоговая проверка по НДС: сроки и изменения в 2020 году».

Итоги

Налоговый контроль направлен на решение главной задачи государства — пополнение бюджета любого уровня своевременно и в полном объеме. Проверки являются самой эффективной формой налогового контроля, дисциплинирующей налогоплательщиков.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю над соблюдением о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.

Налоговый контроль является составной частью финансового контроля и одним из видов государственного контроля.

Цель налогового контроля

Целью налогового контроля является предупреждение и выявление налоговых правонарушений (в том числе налоговых преступлений), а также привлечение к ответственности лиц, нарушивших налоговое законодательство.

Цели налогового контроля реализуются путем решения определенных задач:

  • обеспечение экономической безопасности государства при формировании публичных централизованных и децентрализованных денежных фондов;

  • обеспечения надлежащего контроля за формированием государственных доходов и рациональным их использованием;

  • улучшения взаимодействия и координации деятельности контрольных органов в Российской Федерации;

  • проверки выполнения финансовых обязательств перед государством и муниципальными образованиями со стороны организаций и физических лиц;

  • проверки целевого использования налоговых льгот;

  • пресечения и профилактики правонарушения в налоговой сфере.

Объекты и предметом налогового контроля

Объектами налогового контроля являются движение денежных средств в процессе аккумулирования публичных денежных фондов, а также материальные, трудовые и иные ресурсы налогоплательщиков.
Предметом налогового контроля выступают валютные и кассовые операции, сметы предприятий, налоговые декларации, использование налоговых льгот, бухгалтерская документация и т. д.

Формы налогового контроля

Налоговый контроль реализуется посредством процедурно-процессуальной деятельности налоговых органов, основу которой составляют обоснованные конкретные приемы, средства и способы, применяемые при осуществлении контрольных функций.

Форма налогового контроля — это способ конкретного выражения и организации контрольных действий.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.

При этом, при осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции Российской Федерации, Налогового Кодекса РФ, федеральных законов, а также в нарушение требования об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну.

Права налоговых органов при осуществлении налогового контроля

Формы налогового контроля складываются из установленных НК РФ прав налоговых органов:

  • требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов;

  • производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

  • вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;

  • осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества;

  • контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам;

  • привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;

  • вызывать в качестве свидетелей и лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;

  • создавать налоговые посты в порядке, установленном НК РФ.

Виды налогового контроля

Виды налогового контроля:

1) В зависимости от времени проведения:

  • предварительный;

  • текущий (оперативный);

  • последующий.

Предварительный налоговый контроль проводится до отчетного периода по конкретному виду налога либо до решения вопроса о предоставлении налогоплательщику налоговых льгот, изменении сроков уплаты налогов и т.д.

Текущий налоговый контроль проводится во время отчетного налогового периода. Особенностью текущего налогового контроля является его проведение в ходе реализации хозяйственных или финансовых операций, т.е. в процессе ежедневной работы налогоплательщиков. Данный вид контроля основывается на бухгалтерском и налоговом учетах, первичных документах, инвентаризациях, порядке ведения кассовых операций, что позволяет и контролирующим органам, и подконтрольным субъектам быстро реагировать на изменения в финансовой деятельности, предупреждать нарушения налогового законодательства и, таким образом, предотвращать финансовые потери государственной или муниципальной казны.

Последующий налоговый контроль проводится после завершения отчетного периода путем анализа и ревизии бухгалтерской и финансовой документации. Главной целью последующего налогового контроля является оценка своевременности и полноты исполнения налоговой обязанности со стороны фискально обязанных лиц.

2) В зависимости от субъекта:

  • налоговых органов;

  • таможенных органов;

  • органов внутренних дел;

  • следственных органов.

3) В зависимости от места проведения:

  • выездной — в месте расположения налогоплательщика;

  • камеральный — по месту нахождения налогового органа.

Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль над соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

30. Налоговый контроль: понятие, виды, стадии.
Налоговый контроль является составной частью финансового и одним из видов государственного контроля. В Российской Федерации государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.
В широком смысле налоговый контроль – это совокупность мер государственного регулирования, обеспечивающих в целях осуществления эффективной государственной финансовой политики экономическую безопасность Российской Федерации и соблюдение государственных и муниципальных фискальных интересов.
В узком смысле налоговый контроль – это контроль государства в лице компетентных органов за законностью и целесообразностью действий в процессе введения, уплаты или взимания налогов и сборов.
Целью налогового контроля является предупреждение и выявление налоговых правонарушений (в том числе налоговых преступлений), а также привлечение к ответственности лиц, нарушивших налоговое законодательство.
Налоговый контроль (как и контроль вообще) представляет собой специальный способ обеспечения законности в налоговом праве и осуществляется на всех стадиях финансово-хозяйственной деятельности налогообязанных лиц.
Объектами налогового контроля являются движение денежных средств в процессе аккумулирования публичных денежных фондов, а также материальные, трудовые и иные ресурсы налогоплательщиков.
Предметом налогового контроля выступают валютные и кассовые операции, сметы предприятий, налоговые декларации, использование налоговых льгот, бухгалтерская документация и т. д.
Субъектами налогового контроля являются налоговые органы, органы, государственных внебюджетных фондов, таможенные органы. Также отдельные контрольные полномочия в сфере налогообложения принадлежат Счетной палате РФ и Министерству финансов РФ.
Цели налогового контроля реализуются путем решения определенных задач:
– обеспечение экономической безопасности государства при формировании публичных централизованных и децентрализованных денежных фондов;
– обеспечения надлежащего контроля за формированием государственных доходов и рациональным их использованием;
– улучшения взаимодействия и координации деятельности контрольных органов в Российской Федерации;
– проверки выполнения финансовых обязательств перед государством и муниципальными образованиями со стороны организаций и физических лиц;
– проверки целевого использования налоговых льгот;
– пресечения и профилактики правонарушения в налоговой сфере.
При осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции РФ, НК РФ, федеральных законов, а также в нарушение принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну.
11.2. Формы и виды налогового контроля
Налоговый контроль реализуется посредством процедурно-процессуальной деятельности налоговых органов, основу которой составляют обоснованные конкретные приемы, средства и способы, применяемые при осуществлении контрольных функций.
Форма налогового контроля – это способ конкретного выражения и организации контрольных действий.
В соответствии со ст.82 НК РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством: налоговых проверок; получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов; проверки данных учета и отчетности; осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли); в других формах, предусмотренных НК РФ.
Формы налогового контроля складываются из установленных в п.1 ст.31 НК РФ прав налоговых органов:
– требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов;
– производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;
– вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;
– осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества;
– контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам;
– привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;
– вызывать в качестве свидетелей и лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;
– создавать налоговые посты в порядке, установленном НК РФ.
По времени проведения налоговый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий.
Налоговый контроль одновременно выступает разновидностью и финансовой, и управленческой деятельности государства в налоговой сфере, поэтому в зависимости от субъекта выделяют контроль:
– налоговых органов;
– таможенных органов;
– органов государственных внебюджетных фондов.
В зависимости от места проведения выделяют налоговый контроль:
– выездной – в месте расположения налогоплательщика;
– камеральный – по месту нахождения налогового органа.

СУЩНОСТЬ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЕГО

ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

Д.Д. Сайдулаев, канд. экон. наук, доцент И.Х. Агаева, студент

Чеченский государственный университет (Россия, г. Грозный)

DOI: 10.24411/2411-0450-2018-10153

Аннотация. В статье раскрыта сущность налогового контроля и систематизированы принципы осуществления налогового контроля. Авторами раскрыты экономические аспекты осуществления мероприятий налогового контроля, а также содержание форм и методов налогового контроля.

Ключевые слова: налоговый контроль, принципы налогового контроля, формы и методы налогового контроля.

Обязанность уплаты налогов и сборов закреплена в Конституции РФ, в соответствии со ст. 57 которой каждый обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы. Определение налога данное в Налоговом Кодексе базируется на следующих сущностных признаках налога:

— императивности (обязательности);

— индивидуальной безвозмездности;

— уплате в целях финансового обеспечения деятельности государства .

В соответствии со статьей 8 Налогового кодекса РФ под налогом понимается «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований» .

От объема налоговых поступлений зависит выполнение государством своих функций. И во многом, обеспечение налоговых поступлений в бюджет зависит от налоговых органов, осуществляющих контроль за соблюдением налогоплательщиками и налоговыми агентами, налогового законодательства исполнению ими своих конституционной обязанности по уплате налогов и сборов.

Налоговый контроль рассматривается в двух аспектах:

1. Как составная часть государственного финансового контроля. Налоговый контроль, предметом которого является своевременность и полнота уплаты налогов и сборов юридическими и индивидуальных предпринимателей, относится к финансово-хозяйственному контролю и охватывает деятельность хозяйствующих субъектов, представляющий проверку финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов.

2. Налоговый контроль представляет собой отдельное производство налогового процесса. Реализация налогового контроля осуществляется посредством процедурно-процессуальной деятельности налоговых органов, основу которой составляют контрольные приемы, средства и способы, используемые ими при осуществлении контрольных функций. В этом смысле налоговый контроль представляет собой контрольно-проверочные действия в установленной законом процессуальной форме, направленных на контроль, распознавание и расследование налоговых правонарушений, результаты которых и служат основанием возбуждения налогового производства по налоговым правонарушениям .

Официальное определение налогового контроля дано с п. 1 ст. 82 Налогового кодекса РФ в соответствии с которым «налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за

соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации» .

Деятельность по осуществлению налогового контроля в России регулируется законодательством о налогах и сборах. Оно включает в себя Налоговый Кодекс РФ, принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах, а также иные не противоречащие налоговому законодательству нормативно-правовые акты.

Сущность налогового контроля состоит в проверке соблюдения налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, в том числе проверке правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов сборов.

Основными целями налогового контроля в соответствии с определением данным в НК РФ являются:

— выявление налоговых правонарушений;

— обеспечение неотвратимости привлечения к ответственности за налоговые правонарушения.

В качестве задач, которые необходимо решить для достижения этих целей выступают:

— проведение проверок за правильностью исчисления и уплаты налогов;

— предупреждение налоговых правонарушений;

— обеспечение возмещения ущерба, нанесенного государству в результате неисполнения налогоплательщиками (налоговыми агентами) своих обязанностей.

Налоговый контроль включает в себя следующее содержание:

— проверку выполнения налогоплательщиками обязанности по уплате налогов и сборов;

— проверку постановки организациями и индивидуальными предпринимателями постановки на налоговый учет;

— проверку правильности ведения учета доходов, расходов и объектов налогообложения лицами осуществляющим предпринимательскую деятельность;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— проверку своевременности представления налоговых деклараций субъектами предпринимательской деятельности;

— проверку налоговых агентов, по исполнению ими своих обязанностей по исчислению, удержанию и перечислению налогов в соответствующий бюджет;

— проверку правильности применения субъектами предпринимательской деятельности контрольно-кассовой техники при осуществлению денежных расчетов с населением;

— проверку соблюдения банками своих обязанностей по соблюдению налогового законодательства, а также проверку своевременности и правильности проведения ими платежных поручений по уплате налогов и сборов налогоплательщиками и инкассовых поручений налоговых органов о списании со счетов организаций и индивидуальных предпринимателей налогов и пеней;

— предупреждение и пресечение налоговых правонарушений налогоплательщиками;

— выявление лиц совершивших налоговое правонарушение и привлечение их к ответственности .

Налоговый контроль имеет специфические черты, отличающий его от других направлений контрольной деятельности государства, который заключается в особенностях его предмета, состава и объектов контроля.

Элементами налогового контроля являются:

— предмет (что проверяют);

— субъект (кто проверяет);

— объект (кого проверяют).

Предметом налогового контроля выступают налоговые правоотношения, возникающие между государством и налогоплательщиками по поводы полноты и своевременности уплаты налогов и сборов в бюджеты разного уровня. Кроме того, предметом налогового контроля правильность ведения налогоплательщиками первичных документов налогового и бухгалтерского учета, а также их достоверность. Поскольку налоговые отношения имеют властно-распорядительный характер, налоговые органы в процессе осуществления

налогового контроля привлекают налогоплательщиков и налоговых агентов к административной и налоговой ответственности за нарушение налогового законодательства.

Субъектами налогового контроля выступают налоговые органы, к которым относится Федеральная налоговая служба и налоговые инспекции.

Непосредственно реализуют налоговый контроль должностные лица налоговых органов в пределах своих компетенций определенных налоговым кодексом как обязанности налоговых органов. Налоговые органы имеют право проводить проверку данных бухгалтерского и налогового учета, налоговых деклараций, осмотр помещений и территорий налогоплательщика используемых для предпринимательской деятельности, получать объяснения и разъяснения налогоплательщиков, другие действия осуществляемые в процессе налогового контроля.

Кроме того, субъектами налогового контроля являются таможенные органы, которые в рамках своих компетенций проверяют своевременность и полноту уплаты налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу. Отдельно следует сказать и органах МВД России как субъектов налогового контроля, которые проводят оперативно-розыскные мероприятия при расследовании правонарушений, подпадающих под определение налогового преступления. Органы МВД также участвуют в налоговых проверках обеспечивая безопасность должностных лиц налоговых органов осуществляющих проверки.

Объект налогового контроля (кого проверяют) — это совокупность налогоплательщиков, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов, к которым относятся организации и физические лица.

Налоговый контроль и контроль за соблюдением налогового законодательства -схожи по целям, но различаются по составу органов, осуществляющих такой контроль и по его содержанию. Контроль за соблюдением налогового законодательства — значительно шире налогового контроля:

— по составу органов, осуществляющих такой контроль: вправе проводить помимо налоговых органов, осуществляющих налоговый контроль:

1) финансовые органы, в частности, органы федерального казначейства в целях проверки полноты и своевременности исполнения банками операций по перечислению налогов в доход соответствующего бюджета;

2) счетная палата Российской Федерации — в связи с использованием юридическими лицами налоговых льгот;

— по его содержанию: к контролю за соблюдением налогового законодательства также относятся, не относящиеся к налоговому контролю, контрольные мероприятия, например, проводимые органами внутренних дел, при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления .

Субъекты налогового контроля при осуществлении ими контрольных мероприятий в сфере налогообложения должны руководствоваться определенными принципами. В качестве основных принципов, на которых основывается налоговый контроль в Российской Федерации можно назвать следующие:

— правомочности;

— полноты;

— всеобщности;

— регулярности;

— единства;

— соблюдения налоговой тайны;

— объективности и достоверности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Принцип правомочности подразумевает

осуществление налогового контроля только уполномоченными государством органами, которые действуют строго в пределах своих полномочий и в соответствии с уровнем компетенции, установленными федеральным законодательством.

Принцип полноты налогового контроля означает, что независимо от суммы платежей системой контроля должны быть охвачены все законодательно установленные налоги и сборы.

Принцип всеобщности налогового контроля заключается в том, что все налогоплательщики — хозяйствующие субъекты (организации, индивидуальные предпри-

ниматели) и физические лица — должны быть охвачены системой контроля.

Регулярность налогового контроля состоит в том, что контрольная деятельность уполномоченных органов носит систематический характер и, кроме того, в определенных случаях законодательно установлены ограниченные сроки проведения контрольных мероприятий.

Единство налогового контроля предполагает единообразное осуществление налогового контроля на всей территории РФ, а именно единство форм, методов и порядка проведения налогового контроля.

Принцип соблюдения налоговой тайны изложен в п. 1 ст. 102 НК РФ, согласной которой любые сведения о налогопла-

нами, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом, составляют налоговую тайну, за исключением общедоступных сведений, сведений об ИНН, о нарушениях налогового законодательства и мерах ответственности и т.д.

Принцип объективности и достоверности предполагает то, что проведение налогового контроля должно исключать какую -либо предвзятость со стороны налоговых органов. Выявленные нарушения должны быть документально подтверждены, а решение руководителя уполномоченного органа должно соответствовать фактическим обстоятельствам .

тельщике, полученные налоговыми орга-

Библиографический список

1. Налоговый кодекс РФ. Часть 1. . Режим доступа: // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/

2. Пайзулаев И.Р. Организация и методика проведения налоговых проверок. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. — 166 а

3. Эриашвили Н.Д. Налоговое право. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. — 279 а

4. Шелемех Н.Н. Организация и методика проведения налоговых проверок организаций. — Саратов, 2018. — 268 а

ESSENCE OF TAX CONTROL AND BASIC PRINCIPLES FOR ITS

Налоговая политика

актуальные вопросы налогового контроля крупнейших налогоплательщиков

е. в. богданкевич,

преподаватель кафедры налогов и налогообложения E-mail: Kafedra.nalogi2@mail.ru Всероссийская государственная налоговая академия Министерства финансов Российской Федерации

Статья посвящена одной из самых значимых и сложных в деятельности налоговых органов теме — выездной налоговой проверке.

Рассмотрены актуальные вопросы, связанные с проведением налогового контроля с точки зрения особенностей выездного контроля крупнейших налогоплательщиков.

Ключевые слова: налоговый контроль, выездная налоговая проверка, система планирования, холдинг, холдинговая структура, контрагенты крупнейшего налогоплательщика, территориальные налоговые органы.

Текущая ситуация в экономике, вызванная финансово-экономическим кризисом, и снижение на этом фоне доходов бюджета требуют от Федеральной налоговой службы поиска новых подходов в работе. С начала второго полугодия 2008 г. экономика страны ощутила влияние мирового финансового кризиса. Снизились основные показатели социально-экономического развития, выросло число убыточных предприятий, массовый характер приобрели тенденции к сокращению персонала, временной остановке производства, сокращению заработной платы. В этих условиях прежние подходы к контрольной работе налоговых органов потребовали корректировки. Основной задачей стали поиски решений, которые позволили бы, не снижая зоны налогового контроля, обеспечить баланс интересов государства и бизнеса.

В современной российской экономике холдинги являются самой распространенной и самой эффективной формой предпринимательской деятельности. При этом все используемые холдингами способы оптимизации налогообложения (трансфер-

тные цены, искусственное перемещение налоговой базы) государство стремится проконтролировать и при возможности свести на «нет». В то же время очевидно, что до тех пор, пока вопросы налоговой оптимизации не будут законодательно урегулированы, холдинги по-прежнему будут применять эти способы, находясь в границах правового поля.

В сложившейся практике под холдингом подразумевается группа компаний, ведущих согласованную предпринимательскую деятельность и связанных между собой отношениями собственности и экономической зависимости. Преимущества холдинговой структуры обеспечили ее популярность в России (более гибкая защита активов в сочетании с оптимальной налоговой нагрузкой, а также оперативность управления при осуществлении разнородных видов деятельности).

Главной функцией налоговых органов является контроль, а основной формой контроля — проверки. Наибольшее количество споров между налогоплательщиками и налоговыми органами возникает при проведении выездных налоговых проверок. При налоговых проверках наиболее ярко проявляются интересы, а вместе с ними и самые существенные проблемы взаимоотношений налогоплательщика и государства. Именно эффективное решение возникающих проблемных вопросов налоговой службой вместе с корректным, обоснованным поведением в конфликтной ситуации является безусловным показателем качества государственной службы. Вместе с тем задачи контроля не ограничиваются выявлением нарушений и разрешением конфликтов.

финансы и кредит

Идея особого отношения к крупнейшим налогоплательщикам России с точки зрения налогового контроля, мониторинга и анализа их налоговой базы заслуживает не только внимания, но и активного применения в налоговой практике. Уже всем стало ясно, что в условиях функционирования низовой налоговой инспекции по объективным причинам невозможно провести качественный анализ финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика с разветвленной структурой и большим количеством аффилированных лиц.

Полноценный контроль (при наличии информации о структуре и финансовых потоках всего холдинга, подчас собранной с территории всей России) возможен только со стороны специализированных инспекций по крупнейшим налогоплательщикам. Методика проведения выездной налоговой проверки крупнейших налогоплательщиков является

новейшим этапом в организации и проведении всего налогового контроля.

Одним из способов повышения эффективности выездных налоговых проверок крупнейших налогоплательщиков является одновременное проведение с крупнейшим налогоплательщиком проверок его контрагентов.

Также необходимо отметить, что изменения в налоговом законодательстве, касающиеся выездных налоговых проверок, устанавливают продолжительность проведения проверки не более двух месяцев (без учета продления), в то время как в предыдущей редакции НК РФ срок проведения проверки включал в себя лишь время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика. Таким образом, стала практически невозможной постановка в план выездных налоговых проверок контрагентов крупнейшего

налогоплательщика в

Управляющая компания

Финансовая компания

Сырье, материалы

Торговый дом ^^

Сырье (уголь, железорудное сырье)

Угольная компания

Горно-обогатительный комбинат

Угольная шахта

И

Готовая продукция

Металлургический комбинат полного цикла

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Металлургический комбинат неполного цикла

Морской торговый порт

т

Иностранный трейдер

Рис. 1. Структура горно-металлургического холдинга

ходе уже проводимой выездной налоговой проверки крупнейшего налогоплательщика (в целях организации скоординированных проверок указанных организаций). Их число у крупнейшего налогоплательщика зачастую превышает несколько тысяч, и в связи с ограничением возможностей камеральных отделов с 01.01.2007 при проведении камеральных проверок (в части истребования документов) наиболее остро встает вопрос отбора контрагентов крупнейшего налогоплательщика (для проведения одновременной проверки).

Например, схема горно-металлургического холдинга может выглядеть следующим образом (рис. 1):

1) управляющая компания — осущест-

Категории налогоплательщиков, подлежащих оценке в целях принятия решения о целесообразности проведения их проверки одновременно с крупнейшим налогоплательщиком

Организации, входящие в периметр консолидации холдинга

Зависимые лица

Производители сырья и материалов

Потребители продукции

Поставщики

Покупатели

Кредиторы

Дебиторы

вляет общее руководство и взаимодействие внутри холдинга, а также определяет общую финансово-экономическую политику;

2) финансовые компании — осуществляют управление свободными финансовыми средствами холдинга, размещением акций и активов;

3) сырьевая группа:

а) угольные компании и угольные шахты — осуществляют добычу и поставку на комбинаты угольной продукции;

б) горно-обогатительные комбинаты (ГОКи) — осуществляют добычу и поставку на комбинаты железорудного сырья;

4) металлургические комбинаты, укрупненно делятся на следующие подгруппы:

а) полного цикла, имеющие в своем составе коксо-химическое и агло-доменное производство;

б) неполного цикла, осуществляющие производство продукции из заготовок;

в) электрометаллургические;

5) торговые дома — осуществляют поставку сырья, полуфабрикатов и материалов, а также реализацию продукции;

6) морские торговые порты, через которые осуществляется реализация продукции на экспорт;

7) различные организации, оказывающие сопутствующие услуги (информационные, консультационные, транспортные, лизинговые, взрывные и ремонтные работы и пр.).

Учитывая сложную структуру взаимоотношений предприятий горно-металлургических холдингов, налоговыми органами одновременно с проверяемым налогоплательщиком проводятся выездные налоговые проверки других налогоплательщиков, имеющих отношение к финансово-хозяйственной деятельности проверяемого лица.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При проведении отбора контрагентов крупнейших налогоплательщиков, подлежащих одновременной проверке, налоговые органы их оценивают согласно категориям, указанным на рис. 2. Наибольший интерес представляет категория организаций, входящих в периметр консолидации холдинга, т. е. в число тех предприятий, финансово-экономические показатели которых участвуют в формировании показателей консолидированной отчетности холдинга, представляемой инвесторам.

Зависимые лица являются, как правило, дочерними предприятиями, входящими в состав консолидированного холдинга.

рис. 2. Категории налогоплательщиков, подлежащих оценке в целях принятия решения о целесообразности проведения их проверки

Производители сырья и материалов, и потребители, в первую очередь, оцениваются с точки зрения уникальности производимой или потребляемой продукции, а также учитывается их роль и место в технологии производства крупнейшего налогоплательщика, т. е. налоговые органы формируют четкое знание технологии производства крупнейшего налогоплательщика. Также представляется крайне важным знание для налоговых органов экономики отрасли и смежных отраслей. Так, зачастую производителями какого-либо сырья или оборудования являются единичные предприятия России либо СНГ, а их поставка на комбинаты осуществляется через длинную цепочку посредников-перепродавцов, в том числе и зарубежных.

Аналогичная ситуация и с потребителями готовой продукции и полуфабрикатов металлургических комбинатов. Налоговыми органами также проводится оценка таких категорий контрагентов крупнейшего налогоплательщика, как кредиторы и дебиторы.

При проведении налоговой проверки контрагентов одновременно с проведением выездной

финансы и кредит

Проверка наличия однотипных (однородных) контрагентов в схеме

Рис. 3. Задачи по проверке контрагентов

налоговой проверки крупнейшего налогоплательщика могут решаться следующие задачи, указанные на рис. 3.

Однако сама по себе одновременная проверка контрагента и крупнейшего налогоплательщика не является самоцелью, а является реализацией результатов предпроверочного анализа (финансово-хозяйственные связи крупнейшего налогоплательщика с контрагентами, отобранными для одновременной проверки, входят в зону риска и представляют особый интерес для налоговых органов).

В качестве источников информации используется следующая информация:

— информация, находящаяся в камеральных отделах, в отношении различных сделок, в том числе внешнеторговых, проводимых налогоплательщиками;

— информация и материалы, полученные в ходе проведения камеральной проверки;

— результаты проведенных камеральных проверок;

— информация, находящаяся у органов государственной власти;

— информация, содержащаяся в открытых источниках (СМИ, Интернет);

— аналитическая информация, полученная в результате анализа бухгалтерской и налоговой отчетности.

Наиболее перспективным представляется работа с информацией о налогоплательщике, обязательная к размещению в СМИ, и в первую очередь та, которая представляется иностранному

инвестору. Это меморандумы о размещении IPO и ADR, а также консолидированные отчетности холдинга. Информация, содержащаяся в них, отражает периметр консолидации холдинга, в который включается, в том числе, и информация о предприятиях, расположенных за рубежом (с указанием показателей работы и раскрытием характера осуществляемой деятельности).

При этом данная информация всегда готовится крупнейшими международными аудиторскими компаниями, которые подтверждают достоверность данных, содержащихся в консолидированной отчетности холдинга, что делает возможным использование указанных данных в контрольной работе налоговых органов.

Кроме того, не менее интересной является информация, содержащаяся в отчетах эмитента, представляемых в ФКЦБ России.

Особое внимание обращается на информацию в рамках ст. 93.1 НК РФ. Анализ указанной информации позволяет установить товарно-сырьевые цепочки крупнейшего налогоплательщика, а также получать информацию об отдельных аспектах производственных взаимоотношений контрагентов с крупнейшим налогоплательщиком.

Необходимо обратить особое внимание на то, что скоординированное проведение выездной налоговой проверки крупнейшего налогоплательщика с одновременной проверкой контрагентов не должно осуществляться только на основании данных результатов предпроверочного анализа, проводимого Межрегиональной инспекцией ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам. Работа должна

также проводиться теми налоговыми органами, где состоят на учете контрагенты крупнейшего налогоплательщика. Активное участие территориальных налоговых органов в организации скоординированной выездной налоговой проверки крупнейшего налогоплательщика позволяет значительно повысить эффективность контрольных мероприятий.

Список литературы

1. О постановке на учет крупнейших налогоплательщиков: приказ МНС России от 19.05.2003 5. № ОС-6-30/564.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Об организации работы по налоговому администрированию крупнейших налогоплатель- 6. щиков и утверждении критериев отнесения российских организаций — юридических лиц

к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях: приказ МНС России от 16.04.2004 № САЭ-3-30/290 (с учетом изменений и дополнений, внесенных приказом ФНС России от 16.05.2007 № ММ-3-06/308).

Об утверждении Рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах базы данных «Расчеты с бюджетом»: приказ ФНС России от 16.03.2007 № ММ-3-10/138. Об утверждении порядка документооборота между межрегиональной инспекцией ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам и управлением ФНС России по субъекту Российской Федерации, перешедшим на работу в режиме функционирования единого казначейского счета: приказ МНС России от 13.06.2002 № БГ-3-30/297.

Об утверждении особенностей постановки на учет крупнейших налогоплательщиков: приказ Минфина России от 11.07.2005 № 85н.

Нужны статьи

в электронном виде?

На сайте Электронной библиотеки «dilib.ru» собран архив электронных версий журналов Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» с 2006 года и регулярно пополняется свежими номерами.

Доступ к ресурсам библиотеки осуществляется на платной основе: моментальная оплата электронными деньгами, банковской картой, отправкой SMS на короткий номер. Возможны и другие способы оплаты.

Подробности на сайте библиотеки: www.dilib.ru

ДЕНьги@тси1.гиL II mstw