Налоговую тайну составляют

Глава 3. Правовой режим доступа к информации, защищаемой в режиме налоговой тайны.

Особенностью института налоговой тайны является получение сведений о налогоплательщиках налоговыми органами, составляющими единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, таможенными органами, составляющими единую федеральную централизованную систему в области таможенного дела, органами внутренних дел для реализации их основных функций в области отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, и нарушений законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки преступления, и следственными органами для осуществления полномочий в сфере уголовного судопроизводства.

НК РФ не регулирует правоотношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Отношения в области государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей регулируются Федеральным законом N 129-ФЗ.

В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона N 129-ФЗ содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен. Сведения о номере, дате выдачи документа, удостоверяющего личность физического лица, и органе, выдавшем этот документ, содержащиеся в государственных реестрах, могут быть предоставлены исключительно органам государственной власти, иным государственным органам, судам, органам государственных внебюджетных фондов в случаях и порядке, которые установлены Правительством РФ (Письмо Минфина РФ от 13.04.2011 N 03-02-08/123).

Пользователи — граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения — обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцами этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации. Исключение составляет документированная информация, отнесенная законом к категории ограниченного доступа, которая, в свою очередь, как уже отмечалось, подразделяется на информацию, составляющую государственную тайну, и конфиденциальную информацию.

Ранее уже установлено, что информация, защищаемая в режиме налоговой тайны, является одной из разновидностей конфиденциальной экономической информации. Следовательно, доступ к ней должен быть ограничен. Такое ограничение составляет основу правового режима защиты соответствующей информации. В этой связи необходимо установить правовое значение термина «режим».

Основываясь на этимологическом толковании слова «режим» предлагается понимать его как установленный порядок жизни и деятельности для достижения каких-либо целей.

В юридической литературе правовой режим определяется и как социальный режим некоторого объекта, закрепленный правовыми нормами и обеспеченный совокупностью юридических средств, и как порядок регулирования, который выражен в комплексе правовых средств, характеризующих особое сочетание взаимодействующих между собой дозволений, запретов, а также позитивных обязываний, создающих особую направленность регулирования.

Налоговая тайна

Имеется также утверждение, что правовой режим — это одновременно права, обязанности и ответственность; система мер, которая используется для достижения поставленных целей; система правового воздействия, состоящая в специфике приемов регулирования и его механизма. Существует и версия, что правой режим есть особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании правовых средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов субъекта права.

Во всех приведенных выше определениях режим, так или иначе, определяется как совокупность, система или сочетание Правовых средств, мер и положений. Полагаем, что какой-либо Режим действительно возможен лишь при установлении совокупности взаимосвязанных между собой положений, имеющих общий предмет правового регулирования. Ограничение доступа к информации, составляющей налоговую тайну, также базируется на совокупности соответствующих положений.

Концепция обеспечения безопасности деятельности налоговых органов определяет защиту информации прежде всего как принятие мер по обеспечению сохранности информационных ресурсов налоговых органов от незаконного распространения, искажения или уничтожения. С учетом этого режим доступа к информации, составляющей налоговую тайну, можно определить как совокупность правовых положений, обеспечивающих сохранность соответствующих информационных ресурсов.

Правовую основу этого режима составляют положения, закрепленные в ст. 102 НК РФ.

В соответствии с ними налоговая Тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами ФСЭНП, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, Предусмотренных федеральным законом.

Поступившие в налоговые органы, органы федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям, органы государственных внебюджетных фондов или таможенные органы сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа. Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, имеют должностные лица по перечням, определяемым соответственно ФНС России, органами государственных внебюджетных фондов, ФСЭНП МВД России и ФТС России. Принимая во внимание то, что основной массив информации, составляющей налоговую тайну, является составной частью информационных ресурсов налоговых органов, следует обратиться к анализу соответствующих ведомственных актов МНС России. Так, порядок предоставления налоговыми органами конфиденциальной информации, утвержденный приказом МНС России от 3 октября 2000 г. № БГ-3-24/346, определяет, что предоставление конфиденциальной информации налоговыми органами осуществляется на основании письменных мотивированных запросов, оформленных на официальных бланках, за подписью уполномоченного должностного лица, если иное не предусмотрено законодательством или соглашениями об обмене информацией. Указанные запросы не подлежат исполнению в случаях, когда: предоставление конфиденциальной информации не предусмотрено законодательством, совместными соглашениями и приказами МНС России и сторонних организаций; налоговые органы не располагают в готовом виде запрашиваемыми статистическими или информационно-аналитическими сведениями.

Законодательством не предусмотрена возможность предоставления имеющихся в налоговых органах библиотек, архивов, фондов, баз и банков данных, содержащих конфиденциальную информацию, сторонним организациям.

Конфиденциальная информация, содержащаяся в едином государственном реестре налогоплательщиков, предоставляется в порядке, предусмотренном Правилами ведения единого государственного реестра налогоплательщиков. Например, самим налогоплательщикам предоставляются сведения о них, носящие конфиденциальный характер, в двухмесячный срок после представления установленной законодательством годовой налоговой отчетности за прошедший год.

Конфиденциальная информация из реестра предоставляется также правоохранительным и судебным органам в пределах их компетенции с учетом требований законодательства по защите информации. В целях сохранения конфиденциальности получаемой налоговыми органами информации о налогоплательщиках правоохранительным органам при направлении запросов о предоставлении сведений, составляющих налоговую тайну, необходимо указывать конкретные обстоятельства, в связи с которыми возникла необходимость в получении указанных сведений, и мотивировать, что необходимость в предоставлении данной информации связана с исполнением обязанностей, возложенных на запрашивающее должностное лицо.

Порядок предоставления конфиденциальной информации несколько различается в зависимости от того, какие органы за ней обращаются. Законодательством не предусмотрена возможность предоставления имеющихся в налоговых органах библиотек, архивов, фондов, баз и банков данных, содержащих конфиденциальную информацию, посторонним организациям. Действующее законодательство предусматривает лишь возможность получения конфиденциальной налоговой информации. Прежде всего такая информация может быть предоставлена таможенным органам, органам государственных внебюджетных фондов и органам федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям, сотрудники которых сами имеют доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну. Свои особенности имеет предоставление конфиденциальной налоговой информации органам федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям.

Основные направления взаимодействия названных органов определяются соглашениями об основных направлениях взаимодействия и координации деятельности Министерства финансов РФ и Министерства внутренних дел РФ. В качестве одного из них определена организация порядка передачи налоговыми органами федеральной службе по экономическим и налоговым преступлениям материалов о нарушениях законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки налоговых преступлений. Предоставление конфиденциальной информации органам прокуратуры, внутренних дел и федеральной службы безопасности осуществляется в пределах компетенции указанных органов с учетом требований законодательства по защите информации.

По официальному мотивированному письменному запросу судьи материалы представляются непосредственно в суд. Информация, необходимая для принудительного исполнения взыскания, доставляется также судебным приставам-исполнителям. Информационный обмен осуществляют и другие органы государственной власти, имеющие доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну. Например, был заключен целый ряд межведомственных соглашений, предусматривающих информационный обмен, с участием ФСНП России..

Заключение

Таким образом, в работе проведен анализ понятия и сущности налоговой тайны. Рассмотрены механизмы и функции налоговых органов по обеспечению сохранности и безопасности налоговой тайны.

В соответствии с п. 1 ст. 102 НК РФ сведения, полученные налоговым органом, содержащиеся в первичных документах налогоплательщика, составляют налоговую тайну.

Согласно п. 2 ст. 102 НК РФ налоговая тайна не подлежит разглашению, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

За разглашение налоговой тайны должностные лица налоговых органов несут ответственность, установленную действующим законодательством (ст. 102 и 313 НК РФ).

Специальный режим хранения сведений о налогоплательщиках, составляющих налоговую тайну, регулируется соответствующими актами ФНС. Приказом МНС РФ от 03.03.2003 N БГ-3-28/96 утвержден Порядок доступа к конфиденциальной информации налоговых органов.

Согласно п. 3 ст. 102 НК РФ доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, имеют должностные лица, определяемые соответственно федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области внутренних дел, федеральным государственным органом, осуществляющим полномочия в сфере уголовного судопроизводства, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

Кроме того, на основании ст. 95-97 НК РФ в необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля могут быть привлечены эксперт, специалист, а также переводчик.

Статьей 183 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за незаконные разглашение и использование сведений, составляющих налоговую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известной по службе или работе .

Теперь обратим внимание на перечень исключений. К налоговой тайне возбранялось относить следующие категории сведений:

· разглашенные налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;

· об идентификационном номере налогоплательщика;

· об уставном фонде (уставном капитале) организации;

· о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;

· о представляемых налоговым или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми или правоохранительными органами (в части представления этим органам).

В настоящее время специалистами Комитета по безопасности Государственной Думы подготовлен и внесен группой депутатов на первое чтение проект Федерального закона «О служебной тайне», в случае принятия которого можно будет в органах государственной власти сформировать универсальный административный режим защиты информации, способный обеспечивать сохранность в том числе и сведений о налогоплательщиках.

Список использованной литературы и источников

Проверка задолженности и оплата налогов онлайн

На нашем сайте доступна проверка налогов физических лиц: транспортный налог, земельный, налог на имущество физических лиц. Проверка производится по номеру ИНН, СНИЛС или индексу документа (УИН).

В случае обнаружения налоговых начислений или задолженностей, вы можете сразу же оплатить их, в качестве платежного средства принимаются банковские карты MasterCard, Visa, МИР.

Проверка налогов проводится по базе «Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах» (сокращенно – ГИС ГМП). Данная база содержит данные о всех налоговых начисления в России.

Как проверить налоги?

Для того чтобы проверить налоговые начисления и задолженности Вам понадобится один из следующих документов:

  1. ИНН — Идентификационный номер налогоплательщика Узнать свой ИНН
  2. СНИЛС — Страховой номер индивидуального лицевого счета в Пенсионном фонде России (зелёная пластиковая карточка)

Проверка налогов осуществляется по номеру документа, введенных в соответствующие поля формы поиска. Вы можете проверить налоги, указав одновременно оба документа. Номер СНИЛС вводится без дефисов и пробелов, только цифры.

По ИНН или СНИЛС можно узнать только задолженность по налогам, т.е., начисления, которые не были уплачены в установленный законодательством срок. Текущие налоговые начисления можно узнать только по УИН.

После внесения данных в поля формы поиска нажмите кнопку «ИСКАТЬ НАЛОГИ».

Онлайн-тест МФПУ Налоговое право

Проверка налогов может продолжаться длительное время, пожалуйста, дождитесь результата.

Если в результате проверки найдутся налоги, будет предоставлена подробная информация: дата, УИН, вид налога, сумма к оплате и прочее. В противном случае появится сообщение о том, что ничего не найдено.

Справочная информация по налогам физических лиц

● Как узнать задолженность физического лица по налогам?
Существует два варианта проверки налоговых начисления – по уникальному идентификатору начисления (УИН) и идентификационному номеру налогоплательщика (ИНН).
Проверка налогов по ИНН и УИН имеет одно важное отличие. Все онлайн-ресурсы по проверке налогов, в том числе наш сайт, при поиске налогов по ИНН показывают только задолженности. Т.е. те начисления, срок своевременной уплаты которых уже истек и началось начисление пени. Это особенность передачи данных ФНС в систему ГИС ГМП (государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах). Начиная с 2016 года, информация о задолженностях, которые можно узнать по ИНН, будет передаваться в ГИС ГМП с 1-го декабря. Таким образом, если вы проверяете налоги по ИНН до 1-го декабря 2016, то обнаружите только начисления 2014 года и более ранние. После первого декабря вы увидите налоговые начисления 2015 года, если не оплатили их.
Проверка налогов по УИН покажет как текущие начисления, так и задолженности.

● Какие налоги должны платить физические лица?
Физические лица уплачивают следующие виды налогов: налог на имущество физических лиц, транспортный и земельный.

● Можно ли проверить налоги по фамилии?
Проверить налоги по фамилии невозможно. Если вы нашли ресурс, который предлагают такую возможность, это должно насторожить вас. Таким приемом могут пользоваться мошенники, основная цель которых подписать вас на платные смс услуги.

● Можно ли узнать земельный налог по кадастровому номеру?
К сожалению, узнать начисление земельного налога по кадастровому номеру нельзя. Данный налог можно узнать только по ИНН владельца земельного участка или УИН.

● Как узнать налоги по паспортным данным?
Напрямую узнать налоги по паспортным данным невозможно. По паспортным данным, на сайте nalog.ru можно узнать свой ИНН и затем проверить налоги.

● Как узнать свой ИНН?
Узнать ИНН физического лица, по паспортным данными, можно на сайте ФНС https://service.nalog.ru/inn.do

● Можно ли проверить налоги на сайте ФНС (nalog.ru) без регистрации?
Проверка налогов на сайте nalog.ru без регистрации невозможна. Информация о налоговых начислениях на сайте ФНС доступна только через личный кабинет налогоплательщика. Для получения логина и пароля вы можете обратиться в любую инспекцию Федеральной налоговой службы, независимо от места жительства и постановки на учет. При себе необходимо иметь паспорт и оригинал/копию свидетельство о постановке на учет.

● Что будет если не оплачивать налоги?
В случае, когда налогоплательщик не уплачивает налоги, ФНС формирует требование об уплате налога, пени, штрафа. В случае неисполнения налогоплательщиком требования об уплате в срок, установленный в этом требовании, налоговый орган начинает процедуру взыскания задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации.
Взыскание задолженности с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, осуществляется по двум условиям:
— наличие у должника неисполненной обязанности в размере, превышающем 3000 рублей;
— истечение трехлетнего срока исполнения требования об уплате, в случае если общая сумма неуплаченных налогоплательщиком налогов, сборов, пеней, штрафов не превышает 3000 рублей
В данных случаях заявление о взыскании за счет имущества налогоплательщика — физического лица подаётся налоговым органом в суд при наступлении одного из вышеуказанных условий.

● В какой срок необходимо оплачивать налоги физических лиц?
В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 23 ноября 2015 № 320-ФЗ в часть вторую Налогового кодекса РФ налоги должны быть уплачены не позднее 1-го декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Иными словами, налог на имущество физических лиц, транспортный и земельный за 2015 год должен быть уплачен не позднее 1-го декабря 2016 года.

● Как узнать УИН налогового начисления?
Каждый год ФНС рассылает по почте налоговое уведомление, вместе с квитанцией на оплату. УИН обозначается как индекс документа, состоит из 20-ти цифра и располагается вверху квитанции.
Если вы не получили налоговое уведомление, то его можно посмотреть в личном кабинете налогоплательщика или получить при личном обращении в ИФНС.

● Как получить налоговый вычет в отношении налога на имущество физических лиц?
Для начала необходимо пояснить, что такое налоговый вычет применительно к налогу на имущество физических лиц. В соответствии с пунктами 3-5 статьи 403 НК РФ:
3. Налоговая база в отношении квартиры определяется как ее кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 20 квадратных метров общей площади этой квартиры.
4. Налоговая база в отношении комнаты определяется как ее кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 10 квадратных метров площади этой комнаты.
5. Налоговая база в отношении жилого дома определяется как его кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 50 квадратных метров общей площади этого жилого дома.
Таким образом, налоговый вычет применительно к налогу на имущество физических лиц это уменьшение налоговой базы на величину кадастровой стоимости определенной площади объекта недвижимости.
К примеру, для квартиры площадью 50 квадратных метров налог будет начисляться следующим образом. Кадастровую стоимость квартиры надо поделить на площадь, полученную кадастровую стоимость квадратного метра площади умножить на 20 (налоговый вычет) и полученную величину вычесть из кадастровой стоимости. Конкретный расчет. Квартира площадью 50 метров и кадастровой стоимостью 10 млн. рублей. 10 млн / 50 = 200 тысяч рублей кадастровая стоимость метра квадратного. 20 метров налогового вычета умножить на 200 тысяч = 4 млн. рублей. Расчет налоговой базы: 10 млн. – 4 млн. = 6 млн. рублей. Налоговый вычет рассчитывается автоматически, поэтому никаких действий для его получения предпринимать не надо.
Важно понимать, что налоговый вычет применяется к объекту недвижимости, а не к физическому лицу. Иными словами, если у квартиры площадью 80 квадратных метра 4 собственника, налог за квартиру всё равно будет рассчитан, исходя из кадастровой стоимости 60 квадратных метра. Каждый из собственников, при условии равных долей, фактически получит начисления налога на 15 кв. метра.
Если у физического лица несколько квартир, налоговый вычет будет применен к каждой квартиры.

● В каких регионах России осуществлен переход, к налогообложению имущества физических лиц исходя из кадастровой стоимости?
C 2015 года в следующих регионах для расчета налога на имущество физических лиц используется кадастровая стоимость: Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Ингушетия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Коми, Республика Мордовия, Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Амурская область, Архангельская область, Владимирская область, Ивановская область, Магаданская область, Московская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Пензенская область, Псковская область, Рязанская область, Самарская область Сахалинская область, Тверская область, Забайкальский край, Ярославская область, г. Москва, Ханты-Мансийский А.О., Ямало-Ненецкий А.О..

● Можно ли на сайте www.nalog.ru узнать задолженность по фамилии?
Как уже отмечалось выше, ни на каком сайте, в том числе www.nalog.ru нельзя узнать задолженность по налогам по фамилиии.

2. Предоставление конфиденциальной информации

правоохранительным и судебным органам, судебным

приставам — исполнителям и взыскателям

2.1. Арбитражным судам и судам общей юрисдикции конфиденциальная информация предоставляется в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности.

По официальному мотивированному письменному запросу судьи материалы представляются непосредственно в суд.

Глава 3. Правовой режим доступа к информации, защищаемой в режиме налоговой тайны.

Органам прокуратуры, внутренних дел, налоговой полиции и федеральной службы безопасности конфиденциальная информация предоставляется в пределах компетенции указанных органов с учетом требований законодательства Российской Федерации по защите информации.

В целях сохранения конфиденциальности получаемой налоговыми органами информации о налогоплательщиках правоохранительным органам, при направлении запросов о предоставлении сведений, составляющих налоговую тайну, необходимо указывать конкретные обстоятельства, в связи с которыми возникла необходимость в получении указанных сведений, и мотивировать, что необходимость в предоставлении данной информации связана с исполнением обязанностей, возложенных на запрашивающее должностное лицо.

Выемка документов в налоговых органах из дел налогоплательщиков в ходе следствия и дознания по уголовному делу должна производиться в строгом соответствии с требованиями статей УПК РСФСР (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1960, N 40, ст. 592) на основании мотивированного постановления следователя и с составлением протокола. Копия протокола должна вручаться под расписку должностному лицу налогового органа, у которого была произведена выемка документов.

КонсультантПлюс: примечание.

РСФСР в части производства выемки утратил силу в связи с принятием Федерального от 18.12.2001 N 177-ФЗ.

По вопросу, касающемуся производства выемки, см. процессуальных издержек установлен Российской Федерации.

Истребование в налоговых органах копий документов, оригиналы которых хранятся в других организациях, а также получение копий указанных документов производится с согласия руководителей налоговых органов, когда по обстоятельствам дела установление местонахождения подлинника может повлечь затягивание расследования и принятия решения по делу или материалу.

2.3. Таможенным органам предоставление конфиденциальной информации осуществляется в соответствии с требованиями Налогового Российской Федерации, Таможенного Российской Федерации (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 31, ст. 1224) и соглашения об обмене информацией МНС России и ГТК России.

2.4. Судебному приставу — исполнителю при отсутствии необходимой для принудительного исполнения информации о должнике налоговые органы в трехдневный срок со дня получения мотивированного письменного запроса предоставляют сведения об ИНН, о номерах расчетных, текущих и иных счетов, о наименовании и месте нахождения банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета, о финансово — хозяйственной деятельности по установленным формам отчетности. В случае отсутствия должника по указанному в исполнительном документе адресу сообщается информация о его новом местонахождении.

Письменный запрос должен быть заверен печатью соответствующего подразделения судебных приставов с указанием в нем даты вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства, номера исполнительного производства, наименования должника — юридического лица и его юридического адреса (фамилии, имени, отчества должника — физического лица и его места проживания).

2.5. Взыскателю по его заявлению и при наличии у него исполнительного листа с неистекшим сроком давности предоставляются сведения о наличии или об отсутствии у должника — организации счетов и вкладов в банках и иных кредитных организациях.

При наличии у должника — организации счетов и вкладов в банках и иных кредитных организациях взыскателям предоставляется информация о наименовании указанных кредитных организаций и их местонахождении.

Что может и что не может быть налоговой тайной

Право на соблюдение и сохранение налоговой тайны — святое право налогоплательщика (ст. 102 НК РФ).

Налоговой тайной являются любые сведения о налогоплательщике, которые получены налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом (п. 1 ст. 102 НК РФ).

Это может быть, например, информация:

  • о доходах налогоплательщика;
  • сумме излишне уплаченных налогов;
  • наличии либо отсутствии денежных средств на банковском счете налогоплательщика и т.д.

Причем налоговую тайну могут составлять не только те сведения, которые непосредственно связаны с налогообложением. Действие ст. 102 НК РФ распространяется на любую другую информацию, защищенную законом в установленном порядке.

Со дня постановки налогоплательщика на налоговый учет сведения о нем становятся налоговой тайной (п. 9 ст. 84 НК РФ).

В НК РФ приведен перечень лиц, обязанных хранить налоговую тайну. Это:

  • должностные лица налоговых органов;
  • должностные лица таможенных органов;
  • должностные лица органов внутренних дел;
  • должностные лица органов государственных внебюджетных фондов;
  • эксперты и специалисты, которых привлекали при осуществлении мероприятий налогового контроля.

Интересно, что в этом перечне отсутствуют лица, которые могут иметь доступ к налоговой тайне, например переводчики и понятые. То есть формально для них не установлена обязанность хранить налоговую тайну.

Откуда могут поступать сведения, составляющие налоговую тайну? Например, от самого налогоплательщика, от его контрагентов, от банков. Наконец, сведения могут получать сами налоговики — например, в ходе проведения мероприятий налогового контроля.

Сотрудники налоговых органов не вправе разглашать налоговую тайну, т.е. каким-либо образом сообщать третьим лицам и (или) использовать, за исключением случаев, которые прямо предусмотрены в законодательстве (пп. 8 п. 1 ст. 32, п. 2 ст. 102 НК РФ).

Они также не вправе предоставлять органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления информацию о сумме излишне уплаченных налогов по конкретным налогоплательщикам.

Как разъяснил Минфин России Письмом от 19.11.2009 N 03-02-07/1-512, такая информация может быть предоставлена только в целом о начислениях, уплаченных суммах и суммах задолженности, недоимки, отсроченных (рассроченных), реструктурированных и приостановленных к взысканию налогов, сборов, пеней и штрафов по соответствующим видам налогов, сборов и иных обязательных платежей.

Следует помнить, что налогоплательщик не вправе отказываться от представления информации или документов, ссылаясь на то, что это налоговая тайна. Налоговую тайну должны охранять сотрудники налоговых и прочих государственных органов, получивших информацию о налогоплательщике (п. п. 1, 3, 4 ст. 102 НК РФ).

В п. 1 ст. 102 НК РФ указан перечень сведений, которые не могут являться налоговой тайной:

  • информация, которую разгласил сам налогоплательщик или другое лицо с его согласия;
  • ИНН налогоплательщика;
  • сведения о нарушениях налогового законодательства, которые допустил налогоплательщик, и примененных к нему мерах ответственности;
  • сведения, которые предоставляются налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств на основании международных договоров (соглашений);
  • сведения о размере и источниках доходов, а также о собственном имуществе кандидата на выборную должность и его супруга, которые предоставляются избирательным комиссиям в соответствии с законодательством о выборах.

Может показаться, что перечень, указанный в ст. 102 НК РФ, — это исчерпывающий перечень сведений, которые не могут быть отнесены к налоговой тайне. Иными словами, любая другая информация, отсутствующая в перечне, является налоговой тайной, которую налоговики не вправе разглашать под страхом ответственности (п. п. 2, 4 ст. 102 НК РФ).

Конечно, это абсурд. Не может, например, являться налоговой тайной общедоступная информация о налогоплательщике, например место его нахождения.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ общедоступная информация — это общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен. Такая информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении законно установленных ограничений на ее распространение. Общедоступная информация не может быть конфиденциальной, а конфиденциальность — один из обязательных атрибутов тайны, в том числе и налоговой.

Открытыми и общедоступными являются сведения и документы, которые содержатся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП (абз. 1 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"). Эти сведения предоставляются всем желающим за плату в виде выписки из реестра или копий учредительных документов на основании запросов.

Порядок предоставления сведений из реестров определен:

  • Правилами ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений (утв. Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 438);
  • Правилами ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и предоставления содержащихся в нем сведений (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.10.2003 N 630).

Причем налоговики не вправе разглашать сведения о номере, дате выдачи и органе, который выдал документ, удостоверяющий личность физического лица, а также сведения о банковских счетах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Также налоговики предоставляют сведения, составляющие налоговую тайну, по требованию прокурора (п. 1 ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации"), по запросу судебного пристава-исполнителя или по требованию взыскателя, у которого есть действительный исполнительный лист. В последнем случае предоставляются сведения о наличии у должника имущества, о наименовании и местонахождении банков, в которых открыты счета должника, о номерах расчетных счетов, количестве и движении денежных средств, об иных ценностях должника, находящихся на хранении в банках (п. п. 8 — 9 ст. 69 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве").

Не могут быть налоговой тайной для налогоплательщика материалы налоговой проверки, которую провели в его отношении налоговики (Постановление ФАС Уральского округа от 04.05.2009 N Ф09-2653/09-С3). Так, налогоплательщики обратились в суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) налоговой инспекции, выразившихся в непредоставлении копий документов (приложение к акту выездной налоговой проверки), отказе предоставить копии этих документов, и обязании инспекции выдать указанные копии документов.

Налоговая инспекция ссылалась на то, что запрошенные обществом документы не участвуют в совокупности доказательств, свидетельствующих об обстоятельствах налоговых правонарушений, отраженных в акте налоговой проверки. Кроме того, по мнению инспекции, указанные документы содержат сведения, составляющие коммерческую, банковскую и налоговую тайны, не подлежащие разглашению.

Суд указал, что ссылка инспекции на то, что указанные документы содержат сведения, составляющие коммерческую, банковскую и налоговую тайны, не подлежащие разглашению, необоснованно. Согласно пп.

7.3. Правовой режим доступа к информации, защищаемой в режиме налоговой тайны

3 п. 1 ст. 102 НК РФ сведения о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения не составляют налоговой тайны.

ФАС Уральского округа в Постановлении от 07.06.2005 N Ф09-2414/05-С7 отказал налогоплательщику, который настаивал на том, чтобы инспекция выдала ему копию заявления физического лица, послужившего основанием для проведения налоговой проверки. Суд указал, что поскольку согласно п. 1 ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа, наличие заявлений или иных сведений о деятельности налогоплательщика не является обязательным.

На практике часто возникает вопрос: обязан ли налоговый орган предоставлять сведения, не отнесенные к налоговой тайне, по требованию третьего лица? Например, в случае, если эта информация затрагивает права и интересы этого самого третьего лица.

По этому поводу существует противоречивая арбитражная практика.

Так, ФАС Дальневосточного округа указал, что тот факт, что та или иная информация не является налоговой тайной, не означает, что налоговики обязаны предоставлять эти сведения по требованию любого третьего лица. Это не обязанность, а право (см. Постановление ФАС Дальневосточного округа от 13.09.2007, 06.09.2007 N Ф03-А51/07-2/3620). Перечень сведений, которые налоговый орган обязан предоставлять налогоплательщику, закреплен в пп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ.

Другие суды, в том числе и ВАС РФ (Определение ВАС РФ от 31.03.2008 N 4302/08), напротив, исходят из того, что информацию, не составляющую налоговую тайну, налоговый орган обязан предоставить по требованию третьего лица, если она влияет на его права. Напомним, что согласно ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации.

Следует сказать несколько слов о коммерческой тайне.

Коммерческая и производственная тайны налогоплательщика входят в число сведений, составляющих налоговую тайну (абз. 2 п. 2 ст. 102 НК РФ).

Определения производственной тайны законодатель не дает, но можно определить ее через понятие коммерческой тайны (ст. 1465 ГК РФ, п. 2 ст. 3 Федерального закона от 29.07.2004 N 98-ФЗ "О коммерческой тайне").

Коммерческая тайна — это любые сведения (производственные, технические, экономические, организационные и др.), которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам и которые отвечают двум признакам:

  • к этим сведениям нет свободного доступа;
  • обладатель таких сведений ввел в отношении их режим коммерческой тайны.

Меры по охране конфиденциальности информации, принимаемые ее обладателем, должны включать в себя:

  • определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну;
  • ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;
  • учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;
  • регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;
  • нанесение на материальные носители (документы), содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, грифа "Коммерческая тайна" с указанием обладателя этой информации (для юридических лиц — полного наименования и места нахождения, для индивидуальных предпринимателей — фамилии, имени, отчества гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и места жительства).

Налогоплательщик не вправе отказать налоговикам в доступе к информации на том основании, что эта информация является коммерческой тайной (ст. ст. 6, 15 Федерального закона от 29.07.2004 N 98-ФЗ "О коммерческой тайне"). В то же время введение и соблюдение режима коммерческой тайны — это дополнительная гарантия конфиденциальности.

В заключение — об ответственности.

Если лица, которые обязаны хранить налоговую тайну, разгласили ее, они могут быть привлечены к ответственности, которая предусмотрена федеральными законами (п. 4 ст. 102 НК РФ). Такое разглашение может иметь место в результате действий или бездействия данных лиц. При этом к разглашению налоговой тайны приравнивается также утрата документов, которые содержат данные сведения (п. 4 ст. 102 НК РФ).

За разглашение налоговой тайны указанные выше лица могут быть привлечены к уголовной ответственности (ч. 2 — 4 ст. 183 УК РФ).

При разглашении налоговой тайны ст. 13.14 КоАП РФ не применяется, поскольку она не распространяется на случаи разглашения указанной информации, которые влекут уголовную ответственность.

Если в результате разглашения налоговой тайны налогоплательщику были причинены убытки и ему удалось это доказать, то он вправе требовать их возмещения за счет федерального бюджета (абз. 2 п. 1 ст. 35, абз. 2 п. 1 ст. 37, п. 2 ст. 103 НК РФ), но поскольку любые убытки от разглашения налоговой тайны (равно как и сам факт разглашения информации именно сотрудниками налоговых органов) доказать практически невозможно, то на практике эти нормы почти не применяются.

Впрочем, остается еще ответственность дисциплинарная, к которой могут быть привлечены должностные лица налоговых органов в случае ненадлежащего исполнения служебных обязанностей (ст. 12 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1, ст. ст. 57 — 58 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации").

С.Город

Адвокат

Вправе ли организация запросить у налогового органа информацию о контрагенте для того, чтобы проявить должную осмотрительность? Обязан ли налоговый орган предоставить ее? И какую информацию налогоплательщик может собрать о своем контрагенте в открытом доступе при наличии минимальных исходных данных?

Информация, которую налоговые органы обязаны бесплатно предоставлять налогоплательщикам, необходимая для исполнения их обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, указана в пп. 4 п.

Налоговая конфиденциальность

1 ст. 32 НК РФ. В данном случае речь идет о бесплатном информировании налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов и т.д.
Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре налогоплательщиков (ЕГРЮЛ), предоставляются пользователям в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 110 "О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Сведения из ЕГРЮЛ предоставляются по запросам бесплатно организациям и физическим лицам о них самих. О других организациях и физических лицах налоговый орган предоставляет информацию об ИНН и КПП. Размер платы в этом случае составляет 100 руб., за срочную выдачу — 200 руб.
В соответствии с п. 1 ст. 102 НК РФ любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений, указанных в названном пункте, составляют налоговую тайну. Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (абз. 1 п. 2 ст. 102 НК РФ). Не является налоговой тайной следующая информация:
— об идентификационном номере налогоплательщика;
— о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;
— о специальных налоговых режимах, применяемых налогоплательщиками, а также об участии налогоплательщика в консолидированной группе налогоплательщиков.
Таким образом, данную информацию можно получить в налоговом органе о контрагенте по запросу налогоплательщика. Но на практике это сделать непросто. ФНС разъясняет следующее. Действующим налоговым законодательством не установлена обязанность налоговых органов предоставлять налогоплательщикам по их запросам информацию об исполнении контрагентами налогоплательщиков обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, или о нарушениях ими законодательства о налогах и сборах (Письмо ФНС России от 24.07.2015 N ЕД-4-2/13005@).
Отказ налогового органа предоставить указанную информацию можно оспорить в судебном порядке. Положительный опыт позволяет надеяться на успешное решение вопроса (Определение ВАС РФ от 17.11.2010 N ВАС-15222/10 по делу N А27-25724/2009).
Судиться всегда долго и сложно, в том числе с налоговыми органами. А информацию о контрагенте нужно получить быстро. В решении данной задачи реальную помощь могут оказать электронные сервисы ФНС, размещенные на официальном сайте службы.
В единый блок "Риски бизнеса: проверь себя и контрагента" объединены электронные сервисы, с помощью которых можно получить следующую информацию:
— сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, в отношении которых представлены документы для государственной регистрации, в том числе для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ;
— сообщения юридических лиц, опубликованные в журнале "Вестник государственной регистрации", о принятии решений о ликвидации, реорганизации, об уменьшении уставного капитала, о приобретении обществом с ограниченной ответственностью 20% уставного капитала другого общества, а также иные сообщения юридических лиц, которые они обязаны публиковать в соответствии с законодательством РФ;
— сведения, опубликованные в журнале "Вестник государственной регистрации", о принятых регистрирующими органами решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ;
— сведения из реестра дисквалифицированных лиц;
— сведения о юридических лицах, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица;
— адреса, указанные при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами;
— сведения о лицах, в отношении которых факт невозможности участия (осуществления руководства) в организации установлен (подтвержден) в судебном порядке;
— сведения о юридических лицах, связь с которыми по указанному ими адресу (месту нахождения), внесенному в ЕГРЮЛ, отсутствует;
— сведения о юридических лицах, имеющих задолженность по уплате налогов и/или не представляющих налоговую отчетность более года;
— сведения о физических лицах, являющихся руководителями или учредителями (участниками) нескольких юридических лиц.
Вся информация предоставляется в режиме онлайн, формируется буквально за считанные минуты.
С июня 2015 г. на сайте ФНС действует обновленный сервис "Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП о конкретном юридическом лице/индивидуальном предпринимателе в форме электронного документа". Менее чем за полгода получено более 2 млн выписок из реестров ЕГРЮЛ и ЕГРИП в электронном виде, что сократило количество запросов на предоставление выписок на бумаге почти в два раза.
Сервис предоставляет возможность заинтересованным лицам бесплатно получить сведения из ЕГРЮЛ/ЕГРИП о конкретном юридическом лице/индивидуальном предпринимателе в виде выписки из соответствующего реестра в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Для получения выписки сертификат ключа электронной подписи (СКП) заявителя не требуется. Сформированную выписку можно скачать в течение пяти дней. Выписка формируется в формате PDF, содержащем усиленную квалифицированную электронную подпись и ее визуализацию (в том числе при распечатывании выписки).
Кроме этого, есть региональные электронные сервисы. Чтобы воспользоваться данными сервисами, надо выбрать интересующий регион на главной странице официального сайта ФНС. Например, по Нижегородской области представлены следующие электронные сервисы:
— действительные ИНН юридических лиц;
— недействительные свидетельства физических лиц, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
— недействительные ИНН физических лиц;
— недействительные ИНН юридических лиц.
Также с сайта ФНС можно перейти на официальный сайт Федеральной службы судебных приставов и получить информацию из Банка данных исполнительных производств Федеральной службы судебных приставов. Информация предоставляется по физическим лицам, юридическим лицам и номеру исполнительного производства.
Таким образом, даже при наличии минимальных данных о контрагенте можно собрать интересующую информацию в открытом доступе. И значительная часть информации доступна на официальном сайте ФНС.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Налоговая тайна — налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений, указанных в статье 102 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).

Комментарий

Термин "Налоговая тайна" определен в статье 102 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ). Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, плательщике страховых взносов, за исключением сведений, указанных в пункте 1 статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).

Суть сведений, относимых к налоговой тайне в том, что лица, допустивших раскрытие этих сведений, несут ответственность, законодательством установлен особый режим хранения и обращения сведений, относимых к налоговой тайне.

Перечень сведений, которые не относятся к налоговой тайне указан в пункте 1 статьи 102 НК РФ. Причем, некоторые из этих сведений о налогоплательщике размещаются в форме открытых данных на официальном сайте ФНС РФ в сети "Интернет" (п. 1.1.

An error occurred.

ст. 102 НК РФ) — Сервис ФНС "Прозрачный бизнес". Это делается с той целью, чтобы другие налогоплательщики могли проверить контрагента (проявить должную осмотрительность и осторожность). К раскрываемым сведениям относятся те, что указаны в подпунктах 3 (в части сведений о суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам (по каждому налогу и сбору), налоговых правонарушениях и мерах ответственности за их совершение) и 7, 9 — 11 пункта 1 статьи 102 НК РФ. Раскрытие сведений на сайте ФНС введено с 1 июня 2016 Федеральным законом от 01.05.2016 N 134-ФЗ "О внесении изменений в статью 102 части первой Налогового кодекса Российской Федерации".

Перечень сведений, которые не относятся к налоговой тайне (п. 1 ст. 102 НК РФ):

1) являющихся общедоступными, в том числе ставших таковыми с согласия их обладателя — налогоплательщика (плательщика страховых взносов). Такое согласие представляется по выбору налогоплательщика (плательщика страховых взносов) в отношении всех сведений или их части, полученных налоговым органом, по форме, формату и в порядке, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;

2) об идентификационном номере налогоплательщика;

3) о нарушениях законодательства о налогах и сборах (в том числе суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам при их наличии) и мерах ответственности за эти нарушения;

4) предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам), в том числе в рамках международного автоматического обмена информацией;

5) предоставляемых избирательным комиссиям в соответствии с законодательством о выборах по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности;

6) предоставляемых в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах, предусмотренную Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг";

7) о специальных налоговых режимах, применяемых налогоплательщиками, а также об участии налогоплательщика в консолидированной группе налогоплательщиков;

8) предоставляемых органам местного самоуправления "(органам государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в целях осуществления контроля за полнотой и достоверностью информации, представленной плательщиками местных сборов, для расчета сборов, а также о суммах недоимки по таким сборам.

9) о среднесписочной численности работников организации за календарный год, предшествующий году размещения указанных сведений в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с пунктом 1.1 статьи 102 НК РФ;

10) об уплаченных организацией в календарном году, предшествующем году размещения указанных сведений в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с пунктом 1.1 статьи 102 НК РФ, суммах налогов и сборов (по каждому налогу и сбору) без учета сумм налогов (сборов), уплаченных в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза, сумм налогов, уплаченных налоговым агентом, о суммах страховых взносов;

11) о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за год, предшествующий году размещения указанных сведений в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с пунктом 1.1 статьи 102 НК РФ.

12) о постановке на учет в налоговых органах иностранных организаций в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ.

13) о постановке на учет в налоговых органах физических лиц в соответствии с пунктом 7.3 статьи 83 НК РФ.

Информационный ресурс ФНС по сведениям, которые не относятся к налоговой тайне

Налоговая служба ведет Сервис ФНС "Прозрачный бизнес" — открытый информационный ресурс в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", который ведет Федеральная налоговая служба России (ФНС РФ) и который содержит перечень сведений, которые не относятся к налоговой тайне (определен статьей 102 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ)).

Ресурс ведется на основании п.

1.1. ст. 102 НК РФ:

1.1. Сведения об организации, указанные в подпункте 3 (в части сведений о суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам (по каждому налогу и сбору), налоговых правонарушениях и мерах ответственности за их совершение) и в подпунктах 7, 9 — 11 пункта 1 настоящей статьи, размещаются в форме открытых данных на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", за исключением сведений об организации, составляющих государственную тайну. Сведения, подлежащие размещению, по запросам не представляются, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Сроки и период размещения сведений, указанных в абзаце первом настоящего пункта, порядок их формирования и размещения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Дополнительно

Сервис ФНС "Прозрачный бизнес" — открытый информационный ресурс в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", который ведет Федеральная налоговая служба России (ФНС РФ) и который содержит перечень сведений, которые не относятся к налоговой тайне (определен статьей 102 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ)).

Материалы по теме "Налоговый контроль"