Налоговые органы РФ

Содержание

Состав, структура и полномочия налоговых органов

Налоговые органы РФ являются постоянно действующим контрольно-проверочным государственным органом исполнительной власти, созданным и наделенным определенными полномочиями для решения государственных задач в сфере налогообложения. Налоговые органы РФ – это единая система государственных учреждений, однородных по своим задачам, связанных между собой вертикальной системой власти-подчинения, организационно объединенных в единое целое, осуществляющих деятельность контрольного характера относительно соблюдения всей совокупности законодательства о налогах и сборах и иных налоговых норм, а в предусмотренных законом случаях являющихся и агентами валютного контроля.

Налоговые органы РФ – единая централизованная система контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему РФ налогов и сборов.

В случаях, предусмотренных законодательством РФ, налоговые органы в пределах своей компетенции также осуществляют контроль:

– за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему РФ других обязательных платежей, установленных законодательством РФ;

– за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции;

– за соблюдением валютного законодательства РФ.

Правовая основа деятельности налоговых органов РФ.В настоящее время правовое регулирование деятельности налоговых органов Российской Федерации непосредственно осуществляется:

– статьями гл. 5 НК;

– статьями Закона о налоговых органах – специализированного нормативно-правового акта, определяющего правовой статус, порядок организации и деятельности системы налоговых органов РФ.

Закон о налоговых органах является институциональным законодательным актом, определяющим правовой статус системы государственных налоговых органов РФ.

Помимо НК и Закона о налоговых органах на территории РФ действует еще ряд нормативно-правовых актов разной юридической силы, которые тем или иным образом связаны с налоговыми органами.

Организационная система налоговых органов.В организационном плане система налоговых органов представлена уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.

За последние 15 лет название уполномоченного федерального органа исполнительной власти, возглавляющего систему налоговых органов, неоднократно изменялось. На разных этапах эту роль выполняли:

– Государственная налоговая служба Российской Федерации (ГНС России) (с 1991 по 1998 г.);

– Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (МНС России) (с 1999 по 2004 г.);

– Федеральная налоговая служба (ФНС России) (осень 2004 г. – по настоящее время).

Федеральная налоговая служба находится в ведении Минфина России (рис. 1).

В структуре налоговых органов можно выделить четыре уровня (федеральный, федерально-окружной, региональный и местный), соответствующих уровням государственного управления и административно-территориальному делению Российской Федерации.

Вышестоящим налоговым органам дается право отменять решения нижестоящих налоговых органов в случае их несоответствия Конституции, федеральным законам и иным нормативным правовым актам.

Правовой статус ФНС России дополнительно разъяснен в утвержденном постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 Положении о Федеральной налоговой службе.

ФНС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору:

– за соблюдением законодательства о налогах и сборах;

– за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов и иных обязательных платежей;

– за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции.

В пределах компетенции налоговых органов на ФНС России также возложены функции агента валютного контроля.

ФНС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти:

– осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств;

– обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

Рис.

Структура и функции налоговых органов

1. Система и структура налоговых органов РФ

Свои функции и полномочия ФНС России осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы.

Федеральную налоговую службу возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению министра финансов.

Специализированные межрегиональные инспекции ФНС России создаются в целях осуществления налогового контроля за крупнейшими налогоплательщиками, которые подлежат налоговому администрированию на федеральном уровне. Специализированные межрегиональные инспекции ФНС России подчиняются непосредственно ФНС России. Межрегиональные инспекции ФНС России создаются по отраслевому принципу. Каждая такая инспекция осуществляет налоговое администрирование крупнейших налогоплательщиков только в одной из отраслей хозяйственной деятельности.

Межрегиональные инспекции ФНС России по федеральному округу созданы для:

– осуществления взаимодействия ФНС России с полномочным представителем Президента РФ в федеральном округе по вопросам, отнесенным к ее компетенции;

– проверки эффективности работы управлений ФНС России по субъектам РФ по обеспечению полного, своевременного, правильного исчисления и внесения налогов и других обязательных платежей в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды;

– осуществления в пределах своей компетенции финансового контроля за деятельностью территориальных налоговых органов, федеральных государственных унитарных предприятий и учреждений, находящихся в ведении ФНС России, на территории соответствующего субъекта РФ, входящего в федеральный округ.

Управления ФНС России по субъектам РФ представляют собой элемент системы налоговых органов регионального уровня. Первоочередными задачами УФНС России являются организационно-методическое обеспечение налогового контроля, руководство нижестоящими налоговыми органами, координация их деятельности, а также обобщение и анализ результатов деятельности нижестоящих налоговых органов. Проверки налогоплательщиков проводятся УФНС России преимущественно в порядке контроля за деятельностью нижестоящих налоговых органов, а налоговое администрирование в полном объеме осуществляется только в отношении крупнейших налогоплательщиков и только в том случае, если для этих целей не создаются специализированные межрайонные инспекции ФНС России.

Специализированные межрайонные инспекции ФНС России (ИФНС) создаются, как правило, в целях осуществления налогового контроля за крупнейшими налогоплательщиками, которые подлежат налоговому администрированию на региональном уровне. Специализированные межрайонные ИФНС России подчиняются непосредственно УФНС России по субъекту РФ и ФНС России.

Инспекция контролирует крупнейших налогоплательщиков:

– осуществляющих деятельность на территории данного субъекта РФ;

– имеющих на территории данного субъекта РФ обособленные подразделения, а также недвижимое имущество и транспортные средства, подлежащие налогообложению.

Территориальная инспекция ФНС России является основным структурным элементом системы налоговых органов РФ. Основными задачами территориальных налоговых инспекций служат:

– осуществление налогового контроля (контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов, сборов и иных обязательных платежей);

– осуществление контроля за соблюдением законодательства РФ о валютном регулировании и валютном контроле;

– организация и осуществление иного контроля, отнесенного федеральным законодательством к компетенции налоговых органов.

Территориальные налоговые инспекции создаются по одному муниципальному образованию (району, району в городе, городу без районного деления) или нескольким муниципальным образованиям (ИФНС России межрайонного уровня).

Права налоговых органов.По своему содержанию права, предоставленные налоговым органам, можно классифицировать следующим образом:

– права организационного характера (например, право вызывать для дачи пояснений налогоплательщиков; привлекать к проведению налоговой проверки специалистов);

– информационно-аналитические права (например, право определять расчетным путем суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет; требовать от налогоплателыциков документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов);

– права контрольно-проверочного характера (например, право проводить налоговые проверки; право выемки необходимых документов);

– юрисдикционные права (например, право налагать арест на имущество налогоплательщиков; взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени; предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски по выявленным фактам нарушения действующего законодательства о налогах и сборах).

В состав обязанностей налоговых органоввходят:

– соблюдение законодательства о налогах и сборах;

– осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

– вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц;

– бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов;

– бесплатно представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения;

– руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах;

– сообщать налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам сведения, необходимые для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджетную систему РФ;

– принимать решения о возврате или зачете сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов и направлять соответствующие поручения территориальным органам Федерального казначейства для исполнения;

– соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохранение;

– направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также налоговые уведомления, требования об уплате налога и сбора;

– представлять справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа;

– осуществлять совместную сверку сумм уплаченных налогов, сборов, пеней и штрафов;

– выдавать копии решений, принятых налоговым органом.

Дата добавления: 2015-08-26; просмотров: 1291;

Состав и структура налоговых органов

18. Налоговые органы

Налоговыми органами являются Федеральная налоговая служба по налогам и сборам (ФНС России) и ее территориальные подразделения на местах. Создание каких-либо иных налоговых органов, не входящих в единую централизованную систему ФНС России, не допускается. Правовой статус налоговых органов помимо НК регулируется Законом РФ «О налоговых органах», Положением о ФНС России и целым рядом ведомственных нормативных актов. ФНС России находится в ведении Министерства финансов РФ. Вышестоящие налоговые органы вправе отменять решения нижестоящих налоговых органов в случае их несоответствия налоговому законодательству.

Основная цель деятельности налоговых органов – обеспечение полного и своевременного поступления в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов и сборов.

Налоговые органы вправе: 1) требовать от налогоплательщика документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов; 2) проводить налоговые проверки; 3) производить выемку документов, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, когда есть основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены; 4) вызывать в налоговые органы налогоплательщиков или налоговых агентов для дачи пояснений; 5) приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков в банках и налагать арест на их имущество; 6) определять суммы налогов расчетным путем на основании имеющейся информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках; 7) требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений налогового законодательства; 8) взыскивать недоимки и пени; 9) требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков и налоговых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков и налоговых агентов сумм налогов и пени; и др.

Для защиты фискальных интересов государства налоговым органам предоставлено право предъявлять в суды иски: а) о взыскании налоговых санкций; б) о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя; в) о ликвидации организации; и т.д.

Налоговые органы обязаны: 1) соблюдать налоговое законодательство; 2) осуществлять налоговый контроль; 3) вести учет организаций и физических лиц; 4) бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, налоговом законодательстве и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставлять формы налоговой отчетности и разъяснять порядок их заполнения; 5) осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов; и др.

Состав и структура налоговых органов РФ

Состав, структура и полномочия налоговых органов

Ответ на тему: «ФИСКАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ В РФ. НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ»

Фискальные органы – правоохранительные органы РФ, основной задачей которых является обеспечение экономической безопасности и стабильности государства.
Фискальная политика – составная часть экономической политики, совокупность мероприятий государства по организации и использованию финансов для осуществления своих функций и задач; проявляется в системе форм и методов мобилизации финансовых ресурсов, их распределении между социальными группами населения, отраслями деятельности и регионами страны, в финансовом законодательстве, в структуре государственных доходов и расходов. К фискальным органам РФ можно отнести налоговые и таможенные органы.
Налоговые органы РФ – единая система контроля за соблюдением налогового законодательства РФ, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет платежей при пользовании недрами, установленных законодательством РФ, а также контроля за соблюдением валютного законодательства РФ, осуществляемого в пределах компетенции налоговых органов.
Единая централизованная Система налоговых органов состоит из Федеральной налоговой службы и ее территориальных органов. Главными задачами налоговых органов являются контроль за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных законодательством РФ, а также валютный контроль, осуществляемый в соответствии с законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле, другими законами. Права и обязанности налоговых органов закреплены в Налоговом кодексе РФ.
Федеральная налоговая служба – федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области налогов и сборов (ФНС), является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей налогоплательщиками, участвующим в выработке налоговой политики и осуществляющим ее с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды в полном объеме налогов, сборов и других обязательных платежей, обеспечивающим межотраслевую координацию, государственный контроль и регулирование в области производства, и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, а также осуществляющим в установленном порядке валютный контроль. ФНС руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, Налоговым кодексом РФ, другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ.

Система и функции налоговых органов

1. Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов, страховых взносов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов, сборов, страховых взносов, и его территориальные органы.

2. Утратил силу.

3. Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством реализации полномочий, предусмотренных настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 30 НК РФ

Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля над:

соблюдением законодательства о налогах и сборах;

правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов;

правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

Единую централизованную систему налоговых органов составляют:

1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов (Федеральная налоговая служба — ФНС России).

Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации (Минфин России осуществляет общее руководство налоговыми органами, а также издает нормативно-правовые акты (инструкции, пояснения и т.п.)).

Федеральную налоговую службу возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению министра финансов Российской Федерации;

2) его территориальные органы (управления ФНС России по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции (МИ ФНС), инспекции по районам, районам в городах, городам без районного деления (ИФНС), инспекции межрайонного уровня).

Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы являются юридическими лицами, имеют бланк и печать с изображением государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, эмблему, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Компетенция налоговых органов определена настоящим Кодексом (ст. ст. 31, 32 НК РФ) и иными нормативными правовыми актами, не противоречащими Кодексу.

Федеральная налоговая служба руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов РФ, а также Положением о Федеральной налоговой службе.

ФНС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

В процессе взаимодействия налоговых органов с таможенными органами, финансовыми органами, иными госорганами и организациями указанные органы обмениваются полученной информацией, представляют друг другу необходимые документы и сведения, проводят совместные мероприятия, призванные пресечь налоговые правонарушения и обеспечить своевременную и полную уплату налогов и сборов.

Похожие главы из других работ:

Возникновение и развитие взаимоотношений налогоплательщиков и налоговых органов по обжалованию актов налоговых органов и действий должностных лиц налоговых органов

I. Правовые механизмы защиты прав и интересов налогоплательщиков от неправомерных действий налоговых органов. Порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействий их должностных лиц

Взаимоотношения между налоговыми органами и налогоплателыциками могут приобретать конфликтный характер, обусловленный противоречиями между финансовыми интере-сами государства, с одной стороны, и налогоплательщиками — с другой…

Должностные лица налоговых органов

1. Система и структура налоговых органов

Согласно Приказу ФНС РФ…

Компетенция налоговых органов в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции

3.4. Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС)

Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС) введена в соответствии со статьей 8 Федерального закона . С 19.10. 2008г. вступил в силу ее Административный регламент …

Налоговая система и налоговые органы России

2. Состав, структура и принципы организации деятельности налоговых органов в России

Важная роль в обеспечении эффективного функционирования налоговой системы РФ отводится налоговым органам, к которым в соответствии с действующим законодательством относится Министерство финансов РФ и Федеральная налоговая служба…

Организация работы отдела учета налогоплательщиков в ИФНС №1 по городу Тюмени

1. Система налоговых органов

Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления…

Особенности налогового контроля

1.1 Система налоговых органов

Налоговые органы Российской Федерации — это единая система контроля за соблюдением налогового законодательства Российской Федерации, правильностью исчисления…

Планирование расходов бюджетной системы на социально-культурные мероприятия

1. Роль финансовых, налоговых органов и Центрального банка России в бюджетном планировании

Кругооборот внутреннего валового продукта совершается в материально-вещественной и стоимостной форме. В ходе оборота валового продукта в стоимостной форме возникают финансовые отношения по поводу создания, распределения…

Правовое регулирование деятельности налоговых органов

ГЛАВА I. Становление и развитие налоговых органов как субъектов налоговых правоотношений.

Правовое регулирование деятельности налоговых органов

1.2. Становление и развитие налоговых органов в России.

Налоговые органы России имеют давнюю историю. В эпоху феодальной раздробленности процедура сбора податей осуществлялась, как правило, самими князьями, которые с дружинниками периодически объезжали свои владения…

Правовое регулирование деятельности налоговых органов

2.2. Система, структура и функции налоговых органов, как субъектов налоговых правоотношений.

Министерство РФ по налогам и сборам ( МНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления…

Роль МВД Российской Федерации в укреплении налоговой дисциплины

2.3 Взаимодействие органов внутренних дел и налоговых органов

Как было сказано выше, налоговые органы контролируют соблюдение законодательства о налогах и сборах, а ФСЭНП осуществляет проверочные мероприятия, оперативно-розыскную деятельность, расследует и предупреждает налоговые преступления…

Состав налоговых органов. Налог на прибыль организаций

1.

Налоговые органы Российской Федерации

Состав налоговых органов. Полномочия налоговых органов и их должностных лиц

Сбор налогов является одной из важных функций государства, которая во многом носит объективный характер. Это связано с тем, что существование любого государства предполагает наличие целого ряда институтов (аппарат управления…

Сравнительная оценка налоговых систем Российской Федерации и Италии

1.3 Система государственных налоговых органов

Налоговая система любого государства включает не только законодательную регламентацию перечня обязательных платежей, порядка их исчисления и уплаты. Налоги — это отношения принуждения…

Структура налоговой службы. Сборы в целевые общегосударственные фонды

1 Структура государственной налоговой службы. Место государственных налоговых администраций (инспекций) в системе налоговых органов Украины

Система управления налогообложением в Украине представляет собой единую централизованную систему, построенную по принципу многоуровневой иерархической организации. Каждый уровень имеет свои функции и специфику…

Федеральная налоговая служба

Система налоговых органов Российской федерации

Центральный аппарат Федеральная налоговая служба России Территориальные органы Управление ФНС по субъекту Российской Федерации Инспекции ФНС по районам, районам в городах…