Налоговый агент

Содержание

Налоговые агенты являются посредниками между налогоплательщиком и государством.

Кто является налоговым агентом по НДФЛ: его обязанности

Такое посредничество необходимо при перечислении налоговых выплат в казну. Рассмотрим правила, регулирующие их деятельность.

Особые обязанности

Организация, на которую возложена обязанность по расчету, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджет Российской Федерации, является налоговым агентом (ст. 24 Налогового кодекса РФ). При этом она имеет те же права, что и налогоплательщик.

Основная задача агентов — правильно и своевременно рассчитывать и удерживать налоги из средств, выплачиваемых плательщиками, а в дальнейшем перечислять их в российский бюджет. Налоговые агенты обязаны письменно сообщать в инспекцию по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности в течение одного месяца со дня, когда стало известно о таких обстоятельствах. Кроме того, они должны вести адресный — по каждому налогоплательщику — учет начисленных и выплаченных им доходов, равно как и исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджет РФ налогов.

Документооборот тоже находится в ведении агентов. Им предписано не только представлять в ИФНС по месту своего учета материалы, необходимые для осуществления контроля над правильностью уплаты налогов, но и в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для расчета и перечисления платежей.

Организация может быть агентом вне зависимости от системы налогообложения, которую она применяет. Такие функции компания может выплонять по различным налогам. Рассмотрим их.

Агент по НДФЛ

Все российские организации, индивидуальные предприниматели и нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в РФ могут выступать в роли налоговых агентов по НДФЛ. Это происходит в том случае, если налогоплательщик получает от них доходы. Данные фирмы обязаны рассчитать, удержать и уплатить необходимую сумму налога, как это предписано статьей 224 НК РФ.

Налог уплачивается в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент. Исключение составляют случаи, указанные в статьях 214.1, 227 и 228 НК РФ.

НДФЛ рассчитывается нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца. При этом суммы налога, удержанные в предыдущие месяцы, также необходимо засчитывать. Имейте в виду, что расчет налога производится без учета доходов от других агентов. Они выполняют удержания самостоятельно.

Сумма налога не может превышать 50% дохода. Если удержать положенные выплаты невозможно, то в течение одного месяца агент обязан письменно сообщить об этом в инспекцию, а также известить налоговый орган о сумме задолженности по НДФЛ.

Налоговым агентам предписано перечислять суммы налога сразу после того, как наличные средства на выплату дохода были получены в банке и перечислены на счета получателей. Делать это нужно день в день. Но все же в некоторых случаях допустима задержка продолжительностью не более суток.

Обратите внимание, что перечисляться НДФЛ должен по месту учета агента, а не налогоплательщика. Если суммы этого налога рассчитываются по обособленным подразделениям, то переводить их нужно в бюджет соответствующего региона.

Агент по НДС

Процедура определения налоговыми агентами базы по НДС также имеет свои особенности.

Так, если иностранцы, не состоящие на учете в ФНС, реализуют на территории России товары, то налоговая база в этом случае определяется как сумма дохода от их реализации с учетом налога. При этом ее расчет производится отдельно по каждой операции, и задача эта ложится на налоговых агентов. К ним относятся организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах и приобретающие на территории Российской Федерации товары, работы и услуги у указанных иностранных лиц.

Если на территории России госорганы сдают в аренду имущество, то налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога, и рассчитывается она по каждому арендованному объекту имущества отдельно. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества. Они также обязаны исчислить, удержать из доходов, которые они перечисляют арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налоговых выплат.

При продаже на территории РФ товаров, принадлежащих иностранным лицам, которые на учете в ФНС не стоят, налоговыми агентами признаются организации, ведущие деятельность с участием в расчетах на основе:

  • договоров поручения;
  • договоров комиссии;
  • агентских договоров.

В этих документах должны быть обязательно указаны иностранные физические или юридические лица, участвующие в предпринимательской деятельности. Тогда налоговая база определяется как стоимость товаров с учетом акцизов (для подакцизных товаров), но без включения в них суммы налога.

Налоговые агенты, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять суммы НДФЛ как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого подразделения.

Агент по налогу на прибыль

Свои особенности свойственны и расчетам налоговыми агентами налога на прибыль. Они рассмотрены в пункте 4 статьи 286 Налогового кодекса РФ. Там говорится о ситуациях, когда налогоплательщиком является иностранная организация, которая получает от российских источников доходы, не связанные с постоянным представительством в РФ. Обязанность по определению суммы налога, а также удержанию ее и перечислению в бюджет возлагается на российскую компанию или иностранное предприятие, осуществляющее деятельность в России через постоянное представительство. И российская, и зарубежная фирмы квалифицируются в этом случае как налоговые агенты. Предусматривается, что вышеуказанные доходы выплачивают налогоплательщику они сами. В свою очередь агент определяет сумму налога по каждой выплате (перечислению) денежных средств или иному получению дохода. Произвести соответствующие выплаты он обязан в течение трех дней после перечисления денежных средств на счета иностранной организации.

Если источником дохода налогоплательщика является зарубежная компания, то сумма налога в отношении полученных дивидендов определяется налогоплательщиком самостоятельно. Это делается на основании суммы полученных дивидендов и соответствующей налоговой ставки (п. 3 ст. 284 Налогового кодекса РФ).

Для остальных компаний база по доходам, полученным от долевого участия в других организациях, определяется агентом с учетом следующих особенностей. Если источником дохода фирмы является российское предприятие, то указанная организация признается налоговым агентом. Сумма налога, подлежащего удержанию из доходов налогоплательщика-получателя дивидендов, исчисляется по следующей формуле:
Н = К × Сн × (д — Д)
где:
Н — сумма налога, подлежащего удержанию;
К — отношение суммы дивидендов, подлежащих распределению в пользу налогоплательщика-получателя дивидендов, к общей сумме дивидендов, подлежащих распределению налоговым агентом;
Сн — соответствующая налоговая ставка, установленная подпунктами 1 и 2 пункта 3 статьи 284 или пунктом 4 статьи 224 НК РФ;
д — общая сумма дивидендов, подлежащая распределению налоговым агентом в пользу всех налогоплательщиков-получателей дивидендов;
Д — общая сумма дивидендов, полученных самим налоговым агентом в текущем и предыдущем налоговом периоде.

Ю. Ягудина,

Cм. также

Консультирование по налогообложению

Налоговый агент

«Нестандартный» вычет по НДФЛ

«Обособленные» проблемы справки 2-НДФЛ

Подписка на новости

Подпишись и узнай о самых интересных новостях мира бизнеса

Подписаться

1. Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

2. Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Обеспечение и защита прав налоговых агентов осуществляются в соответствии со статьей 22 настоящего Кодекса.

3. Налоговые агенты обязаны:

1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства;

2) письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах;

3) вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации налогов, в том числе по каждому налогоплательщику;

4) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов;

5) в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.

3.1. Налоговые агенты несут также другие обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом.

4. Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для уплаты налога налогоплательщиком.

5. За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Комментарий к Ст.

47. Налоговый агент: понятие и виды.

24 НК РФ

Правовой статус налогового агента и его обязанности закреплены в ст. 24 НК РФ.

В пп. 1 п. 3 ст. 24 НК РФ предусмотрена обязанность налогового агента перечислять налоги в бюджетную систему РФ на соответствующие счета Федерального казначейства. Что это значит?

Тезис о том, что обязанность налогового агента нельзя считать исполненной в случае неверного указания кода бюджетной классификации в платежном поручении, обсуждается давно.

Естественно, что в случае неисполнения обязанности налогового агента для него наступают правовые последствия в виде штрафов и пеней.

Теперь о правомерности применения штрафных санкций и начисления пеней, в случае если неверное указание кода бюджетной классификации в платежном поручении не привело к «недопоступлению» налога в соответствующий бюджет. Например, когда деньги поступили в тот же бюджет, но по другому коду бюджетной классификации.

В соответствии с п. 3 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа, а также со дня вынесения налоговым органом в соответствии с Кодексом решения о зачете сумм излишне уплаченных или сумм излишне взысканных налогов, пеней, штрафов в счет исполнения обязанности по уплате соответствующего налога.

Пунктом 7 ст. 45 НК РФ установлено, что при обнаружении налогоплательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления этого налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, налогоплательщик вправе подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату им указанного налога и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика. На основании заявления налогоплательщика и акта совместной сверки уплаченных налогоплательщиком налогов, если такая совместная сверка проводилась, налоговый орган принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налогоплательщиком налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства. При этом налоговый орган осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа.

Таким образом, при соблюдении условий, предусмотренных п. 7 ст. 45 НК РФ, налоговый орган принимает решение об уточнении платежа и осуществляет пересчет пеней. Если сумма налога была зачислена в надлежащий бюджет при отсутствии потерь государственной казны, возможно учесть осуществленный платеж в установленном порядке без начисления пеней (Письмо Минфина России от 14 августа 2007 г. N 03-02-07/1-377).

Добавим, что Налоговый кодекс РФ не устанавливает ограничений на перерасчет пеней в зависимости от того, поступил изначально платеж в соответствующий бюджет или нет. Это лишь требование чиновников. Арбитражная практика в данном случае на стороне налогоплательщиков.

Также ст. 24 НК РФ закреплена обязанность налогового агента (пп. 5 п. 3 ст. 24 НК РФ) в течение 4 лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.

Главная — Статьи

Налогоплательщики и налоговые агенты

Понятие "налогоплательщик" раскрыто в ст. 19 НК РФ. Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги. Филиалы и иные обособленные российские организации только исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

Далее в части второй НК РФ указано, кто является налогоплательщиком применительно к каждому налогу.
Например, согласно ст. 143 НК РФ налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее в настоящей главе — налогоплательщики) признаются:

  • организации;
  • индивидуальные предприниматели;
  • лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.

Понятие "организации" раскрыто в п. 2 ст. 11 НК РФ — это юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.

В связи с этим российским налоговым законодательством предусмотрено, что филиалы иностранных юридических лиц могут являться самостоятельными налогоплательщиками и, соответственно, нести ответственность за противоправные действия (бездействие) (см., к примеру, Постановление ФАС Поволжского округа от 24 мая 2007 г.

Налоговые агенты

по делу N А06-6668/2006).
В отличие от налогоплательщиков "налоговыми агентами" признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации (ст. 24 НК РФ).

В части второй НК РФ указано, кто и в каких случаях является налоговыми агентами, и перечислены их обязанности.

Например, согласно ст. 161 НК РФ налоговые агенты обязаны определить налоговую базу, исчислить, удержать у налогоплательщиков и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога на добавленную стоимость:

  • при приобретении товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, у налогоплательщиков — иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков;
  • при получении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества.

В том случае, когда доход, подлежащий обложению налогом у налогового агента, получен налогоплательщиком в натуральной форме и денежных выплат в данном налоговом периоде налогоплательщику не производилось, у налогового агента отсутствует обязанность удержания налога с плательщика. В этом случае необходимая информация представляется агентом в налоговый орган в порядке, предусмотренном пп. 2 п. 3 ст. 24 НК РФ (п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 41, Пленума ВАС РФ N 9 от 11 июня 1999 г. "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации").

За неудержание и неперечисление в бюджет причитающейся суммы налога налоговый агент может быть привлечен к ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ. Кроме того, налоговый орган вправе начислить налоговому агенту пени (см., например, Постановление Президиума ВАС РФ от 20 сентября 2011 г. N 5317/11).

Если в нарушение положений п. 3 ст. 161 НК РФ налоговый агент не исчислит, не удержит из доходов, уплачиваемых арендодателю, и не уплатит в бюджет соответствующие суммы налога на добавленную стоимость, то такому налоговому агенту налоговый орган будет вправе доначислить налог, а также соответствующие суммы пени (см., Постановление ФАС Центрального округа от 17 ноября 2011 г. по делу N А64-2726/2011).

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 17 апреля 2012 г. N 16055/11 по делу N А12-19210/2010 отмечено, что при продаже имущества физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, налог на добавленную стоимость подлежит уплате лицом, осуществившим реализацию этого имущества. При этом Управление муниципальным имуществом администрации городского округа не является плательщиком налога на добавленную стоимость. К нему не могут быть применены меры ответственности и начисление пени в силу п. п. 1, 7 ст. 75, ст. ст. 106, 107 НК РФ.

Как указано в Постановлении Президиума ВАС РФ от 6 апреля 2010 г. N 14977/09 по делу N А07-4281/2008-А-ГАР/КИН, налог на доходы иностранных организаций подлежит перечислению в бюджет за счет средств, причитающихся организации, а не самого налогового агента.

Налогоплательщики уплачивают налоги за счет собственных средств, а налоговые агенты перечисляют налоги, удержанные из средств налогоплательщиков. Поэтому налоговый орган в решении о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности не вправе указывать формулировку "предложить уплатить налог", т.к. она может быть адресована только налогоплательщику (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 7 октября 2009 г. по делу N А19-3047/09).

Таким образом, налоговому агенту за неудержание у налогоплательщиков и неперечисление в бюджет соответствующих сумм налога могут быть начислены пени и наложен штраф по ст. 123 НК РФ.

Сама сумма налога взыскивается с налогоплательщика, а не с налогового агента, за исключением случаев:

  • когда налоговый агент в нарушение п. 3 ст. 161 НК РФ не исчислит, не удержит из доходов, уплачиваемых арендодателю, и не уплатит в бюджет соответствующие суммы налога на добавленную стоимость;
  • если налоговый агент удержит НДФЛ из доходов работников, но в бюджет в установленный законом срок не перечислит (см., к примеру, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 18 июля 2012 г. по делу N А46-11259/2011).

Необходимо отметить, что наличие статуса налогоплательщика или налогового агента предполагает также обязанность по представлению в налоговый орган ряда документов, деклараций (расчетов). За неисполнение этой обязанности налогоплательщик (налоговый агент) может быть привлечен к налоговой ответственности, а в случае непредставления этим налогоплательщиком-организацией налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации налоговый орган вправе принять решение о приостановлении операций по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств.

К оглавлению: Пени, штрафы, взыскания

Налоговая ответственность

Согласно п. 1 ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ (далее – НК РФ) возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ.

 

Кто является налоговым агентом по НДФЛ

 Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (НДФЛ) признаются (п. 1 ст. 207 НКРФ):

— физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ;

— физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.

Пунктом 1 ст.

Налогоплательщики и налоговые агенты

226 НК РФ возложены обязанности налоговых агентов по удержанию из доходов, выплачиваемых физическим лицам, и перечислению в бюджет НДФЛ на:

— российские организации;

— индивидуальных предпринимателей;

— нотариусов, занимающихся частной практикой;

— адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты;

— обособленные подразделения иностранных организаций в РФ.

Виды доходов, с которых налогоплательщик должен самостоятельно исчислить и уплатить в бюджет налог, перечислены в п. 1 ст. 228 НК РФ. Например, при приобретении имущества у физического лица покупатель (организация или индивидуальный предприниматель) не должны удерживать налог при выплате дохода такому физическому лицу. Однако, покупателю следует направить в налоговый орган сообщение по форме 2-НДФЛ о выплаченном физлицу доходе.

Самостоятельно исчисляют и уплачивают налог лица, указанные в п. 1 ст. 227 НК РФ, а именно:

— индивидуальные предприниматели (по доходам, полученным от предпринимательской деятельности);

— нотариусы, адвокаты, иные частнопрактикующие физические лица (по доходам от частной практики).

Порядок исчисления налога

 Налоговые агенты исчисляют налог по доходам, облагаемым по ставке 13% (кроме дивидендов и иных доходов, указанных в п. 3 ст. 224 НК РФ), нарастающим итогом с начала года по итогам каждого месяца с зачетом суммы налога, удержанной за предыдущие месяцы.

Налог удерживается с каждой суммы дохода отдельно:

1) по дивидендам;

2) доходам, указанным в п.п. 2 – 6 ст. 224 НК РФ. В частности, к таким доходам относятся:

— суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных средств (налоговая ставка 35%);

— доходы, выплачиваемые лицам, не являющимся налоговыми резидентами РФ.

При исчислении налога налоговый агент не учитывает доходы, полученные налогоплательщиком от других налоговых агентов.

Предоставление работодателем налоговых вычетов

 При определении налоговой базы по НДФЛ работодатель вправе предоставить работнику в отношении доходов, облагаемых по ставке 13% (за исключением дивидендов) следующие налоговые вычеты:

1) стандартные вычеты (ст. 218 НК РФ) – предоставляются одним из налоговых агентов по выбору налогоплательщика на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на такие налоговые вычеты;

2) социальные вычеты, предусмотренные пп. 4 и 5 п. 1 ст. 219 НК РФ, в сумме уплаченных налогоплательщиком пенсионных взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, добровольного пенсионного страхования, добровольного страхования жизни (сроком не менее 5 лет) и (или) на софинансирование пенсии на основании письменного заявления работника при условии, что взносы удерживаются из выплат в пользу налогоплательщика и перечисляются в соответствующие фонды (страховые организации) работодателем;

3) имущественные вычеты на приобретение жилья, а также на уплату процентов по кредитам (займам), привлеченным для приобретения жилья, предусмотренные пп. 3 и 4 п. 1 ст. 220 НК РФ, на основании письменного заявления работника и уведомления налогового органа по форме, утв. приказом ФНС России от 05.12.2009 № ММ-7-3/714@.

Порядок удержания налога

 Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.

Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50 процентов суммы выплаты (п. 4 ст. 226 НК РФ).

При начислении заработной платы (в последний день текущего месяца), удержание суммы налога по каждому работнику отражается проводкой:

Дебет 70 Кредит 68, субсчет «Расчеты с бюджетом по НДФЛ».

Если работодатель заключил с работником договор аренды автомобиля, сотового телефона, иного имущества, то удержание налога отражается в момент начисления арендного обязательства:

Дебет 20 (25, 26, 44) Кредит 73 – начислена сумма арендной платы;

Дебет 73 Кредит 68, субсчет «Расчеты с бюджетом по НДФЛ» — удержана сумма налога.

Действия налогового агента при невозможности удержания налога

 При невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме налога. Сообщение направляется по форме 2-НДФЛ, утв. приказом ФНС России от 17.11.2010 № ММВ-7-3/611@.

Например, в 2014 году организация подарила работнику при увольнении в связи с уходом на пенсию подарок стоимостью более 4 000 рублей. После этого организация не производила денежные выплаты работнику и не имела возможности удержать налог. До 1 февраля 2015 г. организация направила в налоговый орган и работнику сообщение по форме 2-НДФЛ о невозможности удержать налог.

Обратите внимание! После окончания налогового периода, в котором налоговым агентом выплачивается доход физическому лицу, и письменного сообщения налоговым агентом налогоплательщику и налоговому органу по месту учета о невозможности удержать НДФЛ обязанность по уплате возлагается на физическое лицо, а обязанность налогового агента по удержанию соответствующих сумм налога прекращается (см. письмо ФНС России от 22.08.2014 № СА-4-7/16692).

 

Порядок перечисления налога

 Налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня:

— фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода;

— (или) перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках;

— (или) следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода (например, если доход выплачивается из выручки или иных поступлений в кассу налогового агента);

— (или) следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога – для доходов, полученных в натуральной форме или в виде материальной выгоды.

Обратите внимание! По доходам в виде оплаты труда налог перечисляется в бюджет только при выплате заработной платы по окончании месяца, за который она начислена. Это связано с тем, что для целей налогообложения датой фактического получения дохода в виде оплаты труда признается последний день месяца, за который она начислена (п. 2 ст. 223 НК РФ). Например, за январь работникам были выплачены аванс 20.01.2015 и зарплата 04.02.2015. Денежные средства были получены в банке на выплату аванса 20 января, на выплату зарплаты 4 февраля. Удержанный при начислении заработной платы налог следует перечислить в бюджет 4 февраля:

Дебет 68, субсчет «Расчеты с бюджетом по НДФЛ» Кредит 51.

Налог уплачивается в бюджет по месту учета налогового агента в налоговом органе. Российская организация, имеющая обособленные подразделения, уплачивает налог как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

 

Налоговый учет

 Обязанность ведения налогового учета налоговыми агентами установлена п. 1 ст. 230 НК РФ. Формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налоговым агентом самостоятельно. На основании регистров налогового учета налоговый агент заполняет сведения по форме 2-НДФЛ.

Налоговые регистры должны содержать в отношении каждого налогоплательщика следующую информацию:

1) сведения, позволяющие идентифицировать налогоплательщика:

— фамилия, имя, отчество физического лица;

— дата рождения;

— вид и код документа, удостоверяющего личность;

— серия и номер документа, удостоверяющего личность;

— ИНН (при его наличии);

— адрес места жительства в РФ с кодом региона;

— адрес места жительства за пределами РФ;

— гражданство с кодом страны;

2) вид выплаченных физическому лицу доходов в соответствии с кодами, приведенными в Справочнике "Коды доходов" (Приложение № 3 к Приказу ФНС России от 17.11.2010 № ММВ-7-3/611@);

3) вид предоставленных физическому лицу налоговых вычетов в соответствии с кодами, приведенными в Справочнике "Коды вычетов" (Приложение № 4 к Приказу ФНС России от 17.11.2010 № ММВ-7-3/611@);

4) суммы дохода:

— начисленные налогоплательщику доходы (до уменьшения на суммы вычета и НДФЛ);

— доход налогоплательщика за минусом вычетов, исчисленный до налогообложения;

5) даты выплаты дохода, в том числе:

— даты получения доходов, которые определяются по правилам ст. 223 НК РФ;

— даты фактической выплаты доходов физическому лицу (выдачи из кассы, перечисления на банковский счет, др.);

6) статус налогоплательщика: налоговый резидент или нерезидент РФ;

7) даты удержания налога из доходов налогоплательщика;

8) даты перечисления налога в бюджет – дата фактического списания денежных средств с банковского счета налогового агента;

9) реквизиты платежного документа на перечисление удержанного налога: наименование, дата, номер;

10) сумма исчисленного и удержанного налога.

Согласно п. 3 ст. 24 НК РФ налоговые агенты обязаны в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.

Налоговая отчетность

Согласно ст. 230 НК РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Форма сведений 2-НДФЛ, формат и порядок заполнения утверждены приказом ФНС России от 17.11.2010 № ММВ-7-3/611@.

Указанные сведения представляются налоговыми агентами в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или на электронных носителях. При численности физических лиц, получивших доходы в налоговом периоде, до 10 человек налоговые агенты могут представлять такие сведения на бумажных носителях.

Справки о полученных физическими лицами доходах и удержанных суммах налога по форме 2-НДФЛ налоговые агенты выдают физическим лицам по их заявлениям (п. 3 ст. 230 НК РФ).

Исполнение обязанностей налогового агента в налоговых правоотношениях

1. Общие положения

Налоговое законодательство Российской Федерации предполагает в качестве одного из участников налоговых отношений налоговых агентов.

Согласно ст. 24 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено НК РФ, а их права защищаются в соответствии со ст.

Правовой статус налоговых агентов

22 настоящего Кодекса в административном или судебном порядке и обеспечиваются соответствующими обязанностями налоговых органов и их должностных лиц.

Исполнение обязанностей налоговых агентов предусмотрено главами НК РФ, регулирующими НДС (ст. ст. 161, 163, 164, 166, 167, 168, 171, 172, 173 НК РФ), налог на доходы физических лиц (ст. ст. 214, 214.1, 218, 220, 221, 226 НК РФ), налог на прибыль (ст. ст. 275, 286, 287, 289, 309, 310, 311, 312 НК РФ), систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ст. ст. 346.1, 346.5 НК РФ), упрощенную систему налогообложения (ст. ст. 346.11, 346.15 НК РФ).

Основная обязанность налоговых агентов — своевременно перечислять суммы соответствующего налога, подлежащие удержанию и перечислению.

В НК РФ имеется отдельная ст. 123, устанавливающая ответственность налоговых агентов, в соответствии с которой неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению.

В целом обязанности налоговых агентов представляются достаточно понятными, особенно в части удержания и перечисления налога на доходы физических лиц.

Но, как показывает практика, у налоговых агентов часто возникают проблемы.

Рассмотрим, в частности, некоторые положения НК РФ, которые должны учитываться налоговыми агентами при удержании и перечислении налога на доходы физических лиц.

2. Исчисление сумм налога на доходы физических лиц

Исчисление сумм налога на доходы физических лиц производится налоговыми агентами нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца по всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка 13%, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.

Сумма налога на доходы физических лиц с доходов, в отношении которых применяются иные налоговые ставки, исчисляется налоговым агентом отдельно по каждой сумме вышеуказанного дохода, начисленного налогоплательщику.

Исчисление суммы налога на доходы физических лиц производится без учета доходов, полученных налогоплательщиком от других налоговых агентов, и удержанных другими налоговыми агентами сумм налога (п. 3 ст. 226 НК РФ).

3. Удержание сумм налога на доходы физических лиц

Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога на доходы физических лиц непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.

Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога на доходы физических лиц производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при их фактической выплате налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам. При этом удерживаемая сумма налога на доходы физических лиц не может превышать 50% суммы выплаты (п. 4 ст. 226 НК РФ).

4. Срок исполнения налоговым агентом обязанности по удержанию налога на доходы физических лиц

Читателям журнала следует обратить внимание на то, что именно нарушение срока перечисления налоговым агентом налога на доходы физических лиц является основанием для предъявления обвинения в совершении налогового правонарушения, предусмотренного ст. 123 НК РФ.

Итак, согласно п. 6 ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.

Иными словами, платежное поручение на перечисление сумм налога на доходы физических лиц должно быть передано в банк в этот день.

В иных случаях налоговые агенты перечисляют суммы исчисленного и удержанного налога на доходы физических лиц не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода, — для доходов, выплачиваемых в денежной форме, а также дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога, — для доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме либо в виде материальной выгоды.

Совокупная сумма налога на доходы физических лиц, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается по месту учета налогового агента в налоговом органе.

При наличии обособленных подразделений организация обязана перечислять исчисленные и удержанные суммы налога на доходы физических лиц как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

Сумма налога на доходы физических лиц, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений.

При этом обособленные подразделения не признаются налоговыми агентами и не несут их обязанностей, а ответственность за неисполнение обязанностей по уплате налогов несет организация, в состав которой входят обособленные подразделения.

На это указано в Постановлении Президиума ВАС РФ от 03.04.2007 N 13617/05.

5. Действия налогового агента при невозможности удержать исчисленную сумму налога на доходы физических лиц

При невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога на доходы физических лиц налоговый агент обязан в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика.

Невозможностью удержать налог на доходы физических лиц, в частности, признаются случаи, когда заведомо известно, что период, в течение которого может быть удержана сумма начисленного налога, превысит 12 месяцев.

Следует особо обратить внимание на то, что согласно п. 9 ст. 226 НК РФ уплата налога на доходы физических лиц за счет средств налоговых агентов не допускается.

При заключении договоров и иных сделок запрещается включение в них налоговых оговорок, в соответствии с которыми выплачивающие доход налоговые агенты принимают на себя обязательства нести расходы, связанные с уплатой налога за физических лиц.

6. Представление налоговым агентом сведений в налоговый орган

В соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ налоговый агент должен представлять в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и о суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Кроме того, налоговый агент обязан выдавать физическим лицам по их заявлениям справки о полученных физическими лицами доходах и об удержанных суммах налога на доходы физических лиц по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (см. Приказ ФНС России от 13.10.2006 N САЭ-3-04/706@ "Об утверждении формы сведений о доходах физических лиц" и Приложения к нему).

7. Налоговые ставки

Налоговая ставка составляет 13% для лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, 30% — для лиц, не являющихся таковыми.

Понятие "налоговый резидент Российской Федерации" изменилось с 1 января 2007 г. по сравнению с правовым регулированием этого понятия в предыдущие годы.

С 1 января 2007 г. налоговыми резидентами Российской Федерации признаются согласно п. 2 ст. 207 НК РФ физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения.

До 1 января 2007 г. физическими лицами — налоговыми резидентами Российской Федерации признавались в соответствии со ст. 11 НК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2007 г.) физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году.

8. Основные обязанности налогового агента

Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено НК РФ.

Налоговый агент обязан:

  • правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства;
  • письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах;
  • вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации налогов, в том числе по каждому налогоплательщику;
  • представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов;
  • в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.

Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном НК РФ для уплаты налога налогоплательщиком.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Со своей стороны налоговые органы вправе требовать от налогового агента документы по установленным формам, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также приостанавливать операции по счетам налогового агента в банках и налагать арест на его имущество в порядке, предусмотренном НК РФ.

9. Исключение ответственности налогового агента в налоговых правоотношениях

Налоговый агент освобождается от ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в случае выполнения им письменных разъяснений.

Согласно ст. 111 НК РФ выполнение налоговым агентом письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции, является обстоятельством, исключающим вину в совершении налогового правонарушения.

Но вышеуказанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа уполномоченного органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания такого документа.

В соответствии со ст. 111 НК РФ это положение не применяется в случае, если вышеуказанные письменные разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации, представленной налоговым агентом.

Из данных норм права следует, что при обращении за разъяснениями в налоговые органы или в Минфин России следует максимально точно и конкретно описать ситуацию, сложившуюся у конкретной организации, а также обозначить в своем вопросе налоговые периоды, в правильности действий в которые имеются сомнения, либо направить идентичные запросы отдельно по каждому налоговому периоду.

Налоговым периодом по налогу на доходы физических лиц является год; следовательно, в запросе должны быть прямо указаны соответствующие годы.

Поскольку в соответствии со ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России, наличие таких разъяснений при соблюдении в запросе вышеназванных условий освобождает налогоплательщиков от ответственности, а также от уплаты пеней (последнее установлено п. 8 ст. 75 НК РФ).

Иногда возникает вопрос: должны ли исполнять обязанности налоговых агентов организации, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, в отношении работников своих представительств в иностранных государствах — граждан Российской Федерации?

В этой ситуации следует учитывать, что если исполнительный орган организации находится на территории Российской Федерации, то организация находится согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации на территории Российской Федерации. Работники ее зарубежных представительств получают доход (заработную плату) от источника в Российской Федерации; следовательно, на них распространяются нормы гл. 23 НК РФ.

10. Устранение двойного налогообложения

Вопросы устранения двойного налогообложения при уплате налога на доходы физических лиц регулируются ст. 232 НК РФ.

Фактически уплаченные налогоплательщиком, являющимся налоговым резидентом Российской Федерации, за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством других государств суммы налога с доходов, полученных за пределами Российской Федерации, не засчитываются при уплате налога в Российской Федерации, если иное не предусмотрено соответствующим договором (соглашением) об избежании двойного налогообложения.

Для освобождения от уплаты налога, проведения зачета, получения налоговых вычетов или иных налоговых привилегий налогоплательщик должен представить в налоговые органы официальное подтверждение того, что он является резидентом государства, с которым Российская Федерация заключила действующий в течение соответствующего налогового периода (или его части) договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения, а также документ о полученном доходе и об уплате налога за пределами Российской Федерации, подтвержденный налоговым органом соответствующего иностранного государства.

И.Д.Черник

К. ю. н.,

государственный советник

Российской Федерации 2 класса,

консультант по налогам и сборам,

член научно-экспертного совета

Палаты налоговых консультантов

НК РФ Статья 24. Налоговые агенты

1. Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

(см.

Официальная терминология → Что такое Налоговый агент, что означает и как правильно пишется

текст в предыдущей )

2. Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Обеспечение и защита прав налоговых агентов осуществляются в соответствии со статьей 22 настоящего Кодекса.

(абзац введен Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

3. Налоговые агенты обязаны:

1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства;

(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

2) письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах;

(пп. 2 в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

3) вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации налогов, в том числе по каждому налогоплательщику;

(пп. 3 в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

4) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов;

5) в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.

(пп. 5 введен Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

3.1. Налоговые агенты несут также другие обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом.

(п. 3.1 введен Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

4. Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для уплаты налога налогоплательщиком.

(п. 4 введен Федеральным законом от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

5. За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )