Налоговый мониторинг

Налоговый контроль в форме налогового мониторинга: понятие, субъекты, регламент информационного взаимодействия, мотивированное мнение налогового органа

Предметом налогового мониторинга являются правильность исчисления (удержания), полнота и своевременность уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов, обязанность по уплате (перечислению) которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена на налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) — организацию (далее в настоящем разделе — организация).

Предметом налогового мониторинга в отношении участника консолидированной группы налогоплательщиков также является правильность определения полученных им доходов и осуществленных расходов для целей исчисления и уплаты налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков.

При этом не является предметом налогового мониторинга в отношении ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков правильность определения другими участниками консолидированной группы налогоплательщиков полученных доходов и осуществленных расходов для целей исчисления и уплаты налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков.

Налоговый мониторинг как форма налогового контроля применяется по заявлению налогоплательщика-организации на основании решения налогового органа. Однако применить налоговый мониторинг может не каждый налогоплательщик.

В соответствии с ч. 3 ст. 105.26 НК РФ с заявлением о проведении налогового мониторинга могут обратиться организации, отвечающие следующим признакам:

1) совокупная сумма налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, без учета налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, составляет не менее 300 миллионов рублей;

2) суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 миллиардов рублей;

3) совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 миллиардов рублей.

Периодом налогового мониторинга является год, следующий за годом, в котором было подано заявление о проведении налогового мониторинга, а его проведение начинается с 1 января года, за который проводится налоговый мониторинг, и оканчивается 1 октября года, следующего за периодом, за который проводился налоговый мониторинг.

Заявление о проведении налогового мониторинга согласно п. 1 ст. 105.27 НК РФ представляется организацией в налоговый орган по месту нахождения данной организации не позднее 1 июля года, предшествующего периоду, за который проводится налоговый мониторинг. Вместе с тем организации, отнесенные по ст. 83 НК РФ к категории крупнейших налогоплательщиков, представляют такое заявление по месту их учета в качестве крупнейшего налогоплательщика.

К заявлению о проведении налогового мониторинга в соответствии с п. 2 ст. 105.27 НК РФ законодательства прилагаются следующие документы:

1) регламент информационного взаимодействия по установленной форме;

2) информация об организациях, о физических лицах, которые прямо и (или) косвенно участвуют в организации, представляющей заявление о проведении налогового мониторинга, и при этом доля такого участия составляет более 25 процентов;

3) учетная политика для целей налогообложения организации, действующая в календарном году, в котором представлено заявление о проведении налогового мониторинга.

Содержание решения о проведении выездной налоговой проверки

Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам.

В случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.

Налоговые органы не вправе проводить:

1. 2 и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период;

2. в отношении одного налогоплательщика более 2 выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.

При определении количества выездных налоговых проверок налогоплательщика не учитывается количество проведенных самостоятельных выездных налоговых проверок его филиалов и представительств.

Налоговый контроль в форме налогового мониторинга: понятие, субъекты, регламент информационного взаимодействия, мотивированное мнение налогового органа

Предметом налогового мониторинга являются правильность исчисления (удержания), полнота и своевременность уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов, обязанность по уплате (перечислению) которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена на налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) — организацию (далее в настоящем разделе — организация).

Предметом налогового мониторинга в отношении участника консолидированной группы налогоплательщиков также является правильность определения полученных им доходов и осуществленных расходов для целей исчисления и уплаты налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков.

При этом не является предметом налогового мониторинга в отношении ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков правильность определения другими участниками консолидированной группы налогоплательщиков полученных доходов и осуществленных расходов для целей исчисления и уплаты налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков.

Налоговый мониторинг как форма налогового контроля применяется по заявлению налогоплательщика-организации на основании решения налогового органа.

Раздел V.2. налоговый контроль в форме налогового мониторинга

Однако применить налоговый мониторинг может не каждый налогоплательщик.

В соответствии с ч. 3 ст. 105.26 НК РФ с заявлением о проведении налогового мониторинга могут обратиться организации, отвечающие следующим признакам:

1) совокупная сумма налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, без учета налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, составляет не менее 300 миллионов рублей;

2) суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 миллиардов рублей;

3) совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 миллиардов рублей.

Периодом налогового мониторинга является год, следующий за годом, в котором было подано заявление о проведении налогового мониторинга, а его проведение начинается с 1 января года, за который проводится налоговый мониторинг, и оканчивается 1 октября года, следующего за периодом, за который проводился налоговый мониторинг.

Заявление о проведении налогового мониторинга согласно п. 1 ст. 105.27 НК РФ представляется организацией в налоговый орган по месту нахождения данной организации не позднее 1 июля года, предшествующего периоду, за который проводится налоговый мониторинг. Вместе с тем организации, отнесенные по ст. 83 НК РФ к категории крупнейших налогоплательщиков, представляют такое заявление по месту их учета в качестве крупнейшего налогоплательщика.

К заявлению о проведении налогового мониторинга в соответствии с п. 2 ст. 105.27 НК РФ законодательства прилагаются следующие документы:

1) регламент информационного взаимодействия по установленной форме;

2) информация об организациях, о физических лицах, которые прямо и (или) косвенно участвуют в организации, представляющей заявление о проведении налогового мониторинга, и при этом доля такого участия составляет более 25 процентов;

3) учетная политика для целей налогообложения организации, действующая в календарном году, в котором представлено заявление о проведении налогового мониторинга.



Формы и методы налогового контроля, которые могут применить к вашей компании

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 4 июля 2016 г. N ЕД-4-15/11937@

О ПРЕДСТАВЛЕНИИ

РАЗЪЯСНЕНИЙ ПО ПОРЯДКУ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ЗАЯВЛЕНИЙ О ПРОВЕДЕНИИ

НАЛОГОВОГО МОНИТОРИНГА ОРГАНИЗАЦИЯМИ, СОСТОЯЩИМИ

НА НАЛОГОВОМ МОНИТОРИНГЕ

Федеральная налоговая служба, в связи с запросом Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 9 по вопросу подачи организациями, в отношении которых проводится налоговый мониторинг, заявления о проведении налогового мониторинга на следующий налоговый период, сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 105.27 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) в ходе проведения налогового мониторинга организация вправе представить заявление о проведении налогового мониторинга за следующий период не позднее 1 сентября последнего периода проведения налогового мониторинга, в отношении которого налоговым органом может быть принято решение в соответствии с пунктом 7 статьи 105.27 Кодекса.

Согласно пункту 7 статьи 105.27 Кодекса в течение двух периодов, следующих за периодом проведения налогового мониторинга на основании решения, принятого в соответствии с пунктом 4 статьи 105.27 Кодекса, налоговый мониторинг проводится на основании решения налогового органа, принятого в отношении каждого из указанных периодов. Такое решение принимается налоговым органом в случае, если организация до 1 декабря года, предшествующего следующему периоду проведения налогового мониторинга, не обратилась с заявлением об отказе в проведении налогового мониторинга.

Из вышеизложенного следует, что у организации, в отношении которой проводится налоговый мониторинг, право представления заявления о проведении налогового мониторинга за следующий период возникает в последнем периоде проведения налогового мониторинга.

Последний период проведения налогового мониторинга истекает по окончании двух периодов, следующих за периодом проведения налогового мониторинга на основании решения, принятого в соответствии с пунктом 4 статьи 105.27 Кодекса.

В результате, если организация, в отношении которой проводится налоговый мониторинг, изъявившая желание продолжить проведение налогового мониторинга в течение последующих двух периодов, не обратилась с заявлением об отказе в проведении налогового мониторинга, то у такой организации не возникает обязанности представлять заявление о проведении налогового мониторинга за указанные периоды.

Действительный

государственный советник

Российской Федерации

2 класса

Д.В.ЕГОРОВ

Библиографическое описание:

Нестеров А.К. Налоговый контроль // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru

В современных условиях налоговый контроль осуществляется государством с учетом создания условий, в которых налогоплательщики могут добросовестно исполнять обязанности по уплате налогов и сборов.

Раздел V.2 НК РФ. НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ В ФОРМЕ НАЛОГОВОГО МОНИТОРИНГА

Одним из основных направлений организации налогового контроля является уменьшение количества фактов уклонения от уплаты налогов, что непосредственно возложено на органы налогового контроля.

Понятие и цели налогового контроля

Органы налогового контроля действуют сегодня исходя из того, что необходимо выявление, предупреждение и пресечение налоговых правонарушений, а не тотальный налоговый контроль. Собственно, Владимир Владимирович Путин определил основные приоритеты налоговой политики на 2015-2017 годы так: стимулирование позитивных структурных изменений в экономике, снижение налоговой нагрузки, улучшение налогового администрирования и повышение собираемости налогов.

В настоящее время в условиях глобального экономического кризиса и тотального давления на российское государство необходимо поддерживать развитие именно отечественного предпринимательства. В связи с этим необходимость коррекции процесса налогового контроля стала насущной необходимостью. Адекватная коррекция невозможна в случае ненадлежащего функционирования органов государственного налогового контроля, именно поэтому их функции и обязанности должны быть тщательно изучены и скорректированы в соответствии с современными российскими реалиями.

Одним из ключевых направлений налоговой политики является осуществление налогового контроля соответствующими органами.

Понятие налогового контроля – охрана и обеспечение имущественных прав государства и муниципальных образований.

Понятие налогового контроля может рассматриваться в широком и узком смысле.

  1. В широком смысле понятие налогового контроля означает совокупность мер государственного регулирования, которые обеспечивают экономическую безопасность России, защиту фискальных интересов государства и субъектов федерации.
  2. В узком смысле понятие налогового контроля представляет непосредственно осуществление контрольной деятельности в лице государственных органов в сфере соблюдения законности и целесообразности в рамках введения, уплаты и взимания налоговых сборов.

Налоговый кодекс Российской Федерации оперирует узким понятием налогового контроля.

Статья 82 НК РФ определяет, что налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.

Цели налогового контроля показаны на рисунке 1

Рисунок 1. – Цели налогового контроля

Формы налогового контроля

Формы налогового контроля включают в себя налоговые проверки, получение объяснений, проверка данных учета и отчетности, осмотр помещений и территорий и мониторинг.

  1. Налоговые проверки – основная и наиболее эффективная форма налогового контроля, подразделяются на камеральные и выездные. Камеральные проверки проводятся в налоговой инспекции, выездные – у налогоплательщика.
  2. Получение объяснений представляется собой форму налогового контроля, в рамках которой уполномоченный орган вызывает налогоплательщиков для дачи пояснений по любому вопросу в рамках исполнения законодательства. В рамках данной формы налогового контроля объяснения и пояснения даются в устной или письменной форме и протоколируются.
  3. Проверка данных учета и отчетности производится на основании требования налоговой инспекции, направленном налогоплательщику. При реализации данной формы налогового контроля налогоплательщик должен предоставить налоговикам перечисленные в требовании необходимые документы в течение 10 дней. В рамках данной формы налогового контроля может быть назначена инвентаризация, если проводится выездная проверка.
  4. Осмотр помещений и территорий это форма налогового контроля, в рамках которой инспектор в ходе проводимой выездной проверки осматривает помещения проверяемой организации в присутствии понятых, также производится фото- и видеосъемка. Данная форма налогового контроля регулируется ст. 92 НК РФ.
  5. Налоговый мониторинг является относительно новой формой контроля, которая введения с 1.01.2015. Налоговые органы в рамках данной формы контроля контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты налогов в онлайн-режиме. Налоговый мониторинг согласно п. 6 ст. 105.26 НК РФ может осуществляться посредством предоставления налоговым контролерам либо необходимых документов (информации) в электронной форме, либо доступа к информационным системам, в которых содержатся указанные документы (информация).

Налоговый мониторинг

Налоговый мониторинг может осуществляться на добровольной основе – на основании заявления организации и принятого по нему решения налогового органа (п. п. 2, 3 ст. 105.26 НК РФ).

Возможность обратиться в налоговые органы с заявлением на осуществление мониторинга могут организации, удовлетворяющие следующим условиям (п. 3 ст. 105.26 НК РФ):

  1. Совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ, подлежащих уплате за год, предшествующий году подачи заявления, без учета налогов, уплаченных в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, составляет не менее 300 миллионов рублей;
  2. Суммарный объем полученных доходов – не менее 3 миллиардов рублей;
  3. Совокупная стоимость активов на 31 декабря указанного года не менее 3 миллиардов рублей.

На период налогового мониторинга вводится ограничение на камеральные и выездные налоговые проверки.

Исключения для камеральных проверок указаны в п. 1.1 ст. 88 НК РФ:

  1. деклараций по НДС (и акцизам) с налогом к возмещению;
  2. уточненных деклараций, в которых уменьшена сумма налога к уплате или увеличен убыток;
  3. деклараций (расчетов), представленных позднее 1 июля года, следующего за годом, в котором ведется мониторинг.

В части выездных проверок исключения предусмотрены для случаев (п. 5.1 ст. 89 НК РФ):

  1. выездной проверки вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за «мониторящей» инспекцией;
  2. досрочного прекращения мониторинга;
  3. невыполнения налогоплательщиком мотивированного мнения налогового органа;
  4. представления за мониторинговый период «уточненки», в которой сумма налога к уплате уменьшена по сравнению с ранее поданной декларацией (расчетом).

Налоговый мониторинг, являясь формой контроля, предоставляет также это возможность обращения в инспекцию для получения разъяснений налоговой практики и действующих норм законодательства. В п. 4 ст. 105.30 НК РФ указано, что организация может направить в налоговые органы запрос на получение мнения, которое налоговики будут обязаны сформулировать. Исполнение мнения будет являться основанием для освобождения организации от ответственности и пеней п. 8 ст. 75, пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ, если таковые могли возникнуть при наличии ошибок при уплате налогов организацией.

Методы налогового контроля

В настоящее время в налоговом кодексе закреплено ряд устоявшихся методов налогового контроля.

Методы налогового контроля представлены на рисунке 2.

Рисунок 2.

– Методы налогового контроля

Налоговый контроль имеет утвержденный регламент, согласно которому налоговики могут проверять хозяйственные операции, а организация имеет возможность избежать ошибок при начислении налогов. Органы налогового контроля до момента сдачи деклараций предоставляют разъяснения по вопросам изменений в налоговом законодательстве и налогообложении.

Следовательно, документарный метод налогового контроля в рамках данного регламента предполагает проведение формальных, учетных, юридических проверок, а также экономического анализа.

Фактический метод налогового контроля, напротив, оперирует иными категориями, в частности, учетом налогоплательщиков, показаниями свидетелей, опросами экспертов и т.п. данными.

Виды налогового контроля

Налоговый кодекс не вобрал в себя классификацию или толкование отдельных видов налогового контроля. Виды налогового контроля в научной литературе представлены достаточно разнообразно, их классификация может быть представлена в зависимости от различных аспектов.

Признак

Виды

Виды налогового контроля в зависимости от времени проведения

  • предварительный;
  • текущий (оперативный);
  • последующий.

Виды налогового контроля в зависимости от субъекта

  • налоговых органов;
  • таможенных органов;
  • органов внутренних дел;
  • следственных органов.

Виды налогового контроля в зависимости от места проведения

  • выездной – в месте расположения налогоплательщика;
  • камеральный – по месту нахождения налогового органа.

Предварительный налоговый контроль проводится до решения каких-либо вопросов, связанных с налогоплательщиков или его налоговыми обязательствами. Таким образом, данный вид налогового контроля осуществляется государственными органами до окончания отчетного периода по конкретному виду налога либо до решения вопроса о предоставлении налогоплательщику налоговых льгот, изменении сроков уплаты налогов и т.д. Примером может служить определение возможности предоставления налоговой отсрочки, в данном случае обязательным условием является проведение предварительной проверки финансового состояния налогоплательщика.

Текущий налоговый контроль проводится непосредственно во время отчетного налогового периода. Данный вид налогового контроля отличается проведением в ходе реализации хозяйственных или финансовых операций, т.е. осуществляется в процессе ведения налогоплательщиком его основной деятельности. Данный вид контроля основывается на проверке данных бухгалтерского и налогового учета. Сюда относится проверка первичных документов, кассовых операций, инвентаризаций. Текущий налоговый контроль позволяет оперативно реагировать на изменения в нормативных актах, финансовой деятельности, предупреждать нарушения налогового законодательства, предотвращая финансовые потери на государственном, муниципальном и хозяйственном уровне.

Последующий налоговый контроль направлен на оценку своевременности и полноты исполнения налоговых обязательств налогоплательщика. Данный вид налогового контроля проводится после завершения отчетного периода путем проверки налоговых деклараций, анализа бухгалтерской отчетности и ревизии финансовой документации.

Субъекты налогового контроля осуществляют его в рамках своей основной деятельности. Налоговые органы – при осуществлении проверок соблюдения налогового законодательства, таможенные органы – при проверках соблюдения таможенных правил, следственные органы и органы внутренних дел – в рамках проведения следственных и оперативных действий, соответственно. Следовательно, виды налогового контроля по данному признаку отличаются, как субъектом контрольной деятельности, так и в организационно-содержательной части проверок.

Выездной и камеральный вид налогового контроля по своему содержанию соответствуют аналогичной форме контрольной деятельности налоговиков.

Вывод

Современный налоговый контроль в Российской Федерации предусматривает реализацию фундаментальной задачи пополнения бюджета государства на любом уровне своевременно и полном объеме. Налоговый контроль дисциплинирует налогоплательщиков, его наиболее эффективной формой являются камеральные и выездные проверки, наряду с введенным недавно мониторингом.

Литература

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации
  2. Закон РФ от 21.03.1991 N 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации»
  3. Комарова Е.И. Развитие налогового контроля в России и оценка его эффективности // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1 С.12
  4. Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение – М.: Юрайт, 2015
  5. Мосейкин В.В. Налоговый контроль в системе налогового администрирования РФ // Вестник Омского университета. Серия «Экономика».- 2014. – №1.- С.163-167.
  6. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение – М.: Юрайт, 2015
  7. Черник Д.Г. Налоги и налогообложение. М.: Юнити, 2015

НАЛОГОВЫЙ МОНИТОРИНГ КАК НОВАЯ ФОРМА НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Развитие информационных технологий позволяет налоговым органам не только предоставлять по сети интернет электронные услуги налогоплательщикам, но и взять последних в режим постоянного фискального мониторинга по принципу «здесь и сейчас».

Федеральный закон от 04.11.2014 г. № 348-ФЗ, подписанный президентом РФ, вводит в Налоговый кодекс раздел V.2 — «О налоговом контроле в форме налогового мониторинга».

На сегодняшний день предполагается правовая возможность  проводить налоговый мониторинг  на основании решения налогового органа по запросу налогоплательщика, которое позволит налоговым инспекторам на постоянной основе иметь доступ к данным учета коммерческой организации.

Сразу скажу, что от подачи налоговых деклараций ежедневное проведение налогового мониторинга не освобождает.

Пока налогоплательщику дано право выбирать, будет ли он регулярно подавать налоговым инспекторам в электронной форме документы и информацию, служащие основанием для начисления налогов, или же предоставит налоговому органу доступ к своим информационным учетным системам.

Чтобы не перегружать налоговых инспекторов и отработать практику соответствующего взаимодействия, устанавливается право на налоговый мониторинг.

Право на налоговый мониторинг будут иметь пока только крупные коммерческие организации начиная с 2015 года  с оборотом от 3 млрд. рублей в год, активами от 3 млрд. и налоговой нагрузкой в части НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ не менее 300 млн.

Налоговый контроль в форме налогового мониторинга: понятие, общие положения.

рублей в год.

Но, как говорится, лиха беда начало.
Нельзя исключать, что в дальнейшем право на налоговый мониторинг превратится в обязанность, причем обязанность не только крупнейших налогоплательщиков, но и всех остальных, если таковые к тому времени останутся, т.к. приходится уже сейчас наблюдать первые, пока еще не очень заметные, признаки сворачивания НЭП-2.0 в нашей стране.

Законом устанавливается освобождение от пеней и исключение вины налогоплательщика в случае, если он последовал мотивированному мнению налогового органа, данному в ходе налогового мониторинга.

Мотивированное мнение составляется представителями налогового органа самостоятельно (если обнаружены нарушения) или по запросу налогоплательщика.

В случае разногласий во мнениях налогоплательщика и налоговых инспекторов по определенному вопросу устанавливается возможность «договориться» посредством взаимосогласительной процедуры, в результате которой мнение налогового органа может измениться или остаться прежним.

Налогоплательщик выполняет в этом случае мотивированное мнение путем учета изложенной в нем позиции налогового органа в налоговом учете, налоговой декларации (расчете), путем подачи уточненной налоговой декларации (расчета) или иным способом.

Устанавливается, что за период налогового мониторинга поданные декларации не будут подвергаться камеральным проверкам.
Исключения составят:
— декларации по НДС и по акцизам к возмещению;
— уточненные налоговые декларации «к уменьшению»;
— любые декларации, поданные позднее 1 июля года, следующего за периодом, за который проводится налоговый мониторинг;
— в случае досрочного прекращения мониторинга.

Устанавливается, что налоговые органы не вправе проводить также и выездные налоговые проверки за периоды мониторинга.

Исключения составляют случаи досрочного прекращения такого соглашения, невыполнения мотивированного мнения налогового органа, а также если сданы уточненные налоговые декларации «к уменьшению».

Новые публикации на сайте

Горизонтальный мониторинг как форма налогового контроля в РФ

Литвинов А.О.

«Курский государственный университет», Россия

Горизонтальный мониторинг как форма налогового контроля в РФ

            В конце 2012 г. система государственного налогового контроля РФ пополнилась новой формой взаимодействия с налогоплательщиками — так называемым горизонталь­ным мониторингом. В статье мы рассмотрим, что же представляет собой горизонтальный мониторинг и каковы перспективы его развития в России.

            Такой метод взаимодействия с налогоплательщиками впервые был внедрен налоговой службой Нидерландов в 2005 году. Налоговая служба Нидерландов и компании-участники заключили добровольное письменное соглашение, по которому налогоплательщики обязались «активно уведомлять на­логовую службу о возникших вопросах в отношении возмож­ных и существенных налоговых рисков». Взамен налоговая служба обязалась высказывать свое мнение о юридических последствиях.

            Эксперимент был признан успешным — почти все компа­нии, которые в нем участвовали, пожелали дальше рабо­тать с налоговой службой таким же образом. В 2005 году было подписано 20 договоров, к концу 2012года их число увеличилось до девяти тысяч.

            Новая для мировой практики альтернатива выезд­ным проверкам сейчас начинает применяться и другими европейскими странами, в частности Великобританией и Южной Кореей. Похожая процедура предварительных рекомендаций фискальной службы по намеченной налого­плательщиком сделке также существует в США, Швеции, Израиле, Ирландии, Австрии, Германии.

            Что касается горизонтального мониторинга в Российской Федерации, то его становление началось 25.12.2012 г. с подписания четырех соглашений о расширенном информационном взаимодействии между ФНС России и компаниями — крупнейшими налогоплательщиками: «РусГидро», «ИНТЕР РАО ЕЭС», «Мобильные ТелеСистемы» и российским представительством компании «Ernst&Young». В настоящее время в эксперименте участвуют пять компаний — перечисленные выше и «Северсталь».

            Соглашение предусматривает полное раскрытие ин­формации о своей деятельности со стороны налогоплатель­щиков, а также предоставление любых других документов и разъяснений по сделкам по запросу налогового органа. В рамках заключенных двусторонних соглашений налоговый орган будет осуществлять мониторинг финансово-хозяйственных операций налогоплательщиков в режиме реального времени.

Новая форма налогового контроля: Налоговый Мониторинг

Компания соглашается до подачи деклараций предоставлять инспекторам материалы налогового и бухгалтерского учета. Взамен участники получают оперативные рекомендации инспекторов по возникающим в процессе текущей деятельности налоговым рискам. Эти разъяснения ФНС обещает согласовывать с Минфином, что защитит компании от недоразумений, иногда возникающих из-за противоречивых ведомственных трактовок.

            Таким образом, горизонтальным мониторингом в РФ следует считать осуществление органом ФНС процедуры отслеживания и анализа налоговых рисков по финансово-хозяйственным операциям, проведенным и спланирован­ным крупными налогоплательщиками. И здесь основная цель горизонтального мониторинга — создание партнерских взаимоотношений налогового органа с крупными налогоплательщиками путем своевременного реагирования на возникновение налоговых рисков и предупреждение нару­шений налогового, валютного и другого законодательства, контроль за которым осуществляется органами ФНС.

            На первый взгляд, заключение соглашения о расши­ренном информационном взаимодействии с ФНС России выгодно прежде всего самой налоговой службе. Налого­вые органы получают дополнительные к установленным Налоговым Кодексом РФ права: требовать постоянного и полного раскрытия информации о деятельности на­логоплательщика вне рамок проводимых проверок, что усиливает контроль за текущими налоговыми поступле­ниями компании. Тем более соглашение не отменяет право на проведение налоговых проверок, хотя органы обещают снижение их количества.

         Крайне важным очевидным плюсом для налогоплательщиков является защита от не­ожиданных фискальных претензий со стороны государства. Но также есть ещё одно большое преимущество. Так, три из четырех заключивших соглашение компаний являются от­крытыми акционерными обществами, и их акции торгуются как на российских фондовых биржах, так и международных. Статус публич­ной компании дает огромное преимущество в привлечении долгосрочных инвестиций в форме акционерного капитала, но он же обязывает ее раскрывать информацию о своей деятельности перед акционерами и инвесторами. Для успешного размещения новых выпусков и для поддержания котировок уже обращающихся на бирже акций компании-эмитенты заинтересованы в поддержа­нии определенного положительного информационного фона в средствах массовой информации, что будет способствовать привлечению инвесторов. Негативная ин­формация о компании-эмитенте, появившаяся в СМИ, может отрицательно отразиться на доверии инвесторов, а значит, и котировках.

         В настоящее время, по словам главного лоббиста внедрения горизонтального мониторинга в России Сергея Аракелова, интерес к участию в эксперименте проявляют еще более десятка крупных российских компаний. Перейти на горизонтальный мониторинг в России готовы также «Shell» и другие голландские компании, имеющие здесь представительства.

         Но всё же такой интерес к горизонтальному мониторингу нельзя назвать ажиотажным, бизнес пока не слишком настроен на участие в нем, и главная проблема- недоверие к властям. Внедрение горизонтального мониторинга- это проблема не изменения законодательства, а психологии, проблема взаимоотношений между налоговым органом и налогоплательщиком.

                В первую очередь судьба данного института в России зависит от интереса самих налогоплательщиков. Более того, в настоящий момент отсутствует соответствующая правовая база, формирование которой будет зависеть от успешности реализации соглашения о горизонтальном мониторинге. Необходимо экспериментально доказать экономическую целесообразность данного вида сотрудничества для бизнеса и упрощение процедуры налогового администрирования для ФНС России.

         По нашему мнению, конкретные перспективы развития горизонтального мониторинга в России будут зависеть от результатов эксперимента, а сама инициатива ФНС России по внедрению системы горизонтального мониторинга является фундаментальным шагом на пути совершенствования налогового законодательства РФ, в том числе в области инновационных форм и методов налогового контроля.

Литература:

1. Горина Г.А., Ахмадеев Р.Г. Горизонтальный налоговый мониторинг — международный опыт // Финансы и кредит. ­­­­– 2014. – №38. – С. 26-31. ­

2. Коршунова М.В. Горизонтальный мониторинг и развитие налогового контроля в РФ // Финансы. – 2013. – №3. – С. 32-37.

3. Новикова Е.А., Тютюрюков Н.Н. Горизонтальный мониторинг крупнейшего налогоплательщика: проблемы внедрения // Universum: экономика и юриспруденция. – 2014. – №6 (7). – С. 1.

4. Новиков Е. Крупный бизнес раскрывается перед налоговой службой // РБК daily. Ежедневная деловая газета. – Режим доступа: http://rbcdaily.ru/economy

Налоговый мониторинг и другие изменения НК РФ

Документ

Федеральный закон от 03.07.2016 № 240-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации»

Комментарий

Очередные изменения в часть первую НК РФ внесены Федеральным законом от 03.07.2016 № 240-ФЗ (далее – Закон № 240-ФЗ), который вступает в силу 03.08.2016.

Налоговый мониторинг

Налоговый мониторинг – это способ расширенного информационного взаимодействия, при котором организация, удовлетворяющая условиям п. 3 ст. 105.26 НК РФ, предоставляет налоговой инспекции доступ в режиме реального времени к данным бухгалтерского и налогового учета (п. 6 ст. 105.26 НК РФ). В общем случае это освобождает организацию от проведения камеральных и выездных налоговых проверок (п. 1.1 ст. 88 НК РФ, п. 5.1 ст. 89 НК РФ, письмо ФНС России от 17.12.2014 № ЕД-4-2/26194).

По общему правилу к предметам налогового мониторинга относятся:

  • правильность исчисления,
  • полнота и своевременность уплаты (перечисления) налогов и сборов.

С 03.08.2016 к этому списку добавятся страховые взносы и удержание налогов в качестве налогового агента (п. 1 ст. 105.26 в ред. Закона № 240-ФЗ).

Одним из условий, дающих право на проведение в отношении организации налогового мониторинга, является общая сумма уплаченных налогов. Так, общая сумма НДС, акцизов, налога на прибыль организаций и НДПИ, подлежащих уплате в бюджет за предшествующий год, должна составлять не менее 300 млн рублей (п. 3 ст. 105.26 НК РФ).

В Законе № 240-ФЗ говорится, что организации при расчете данного показателя необходимо учитывать суммы налогов, перечисляемых в бюджет в качестве налогоплательщика и налогового агента.

Как известно, организация, удовлетворяющая условиям п. 3 ст. 105.26 НК РФ, вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга. В настоящее время вместе с заявлением необходимо представить регламент информационного взаимодействия с инспекцией (п. 2 ст. 105.27 НК РФ).

Если в представленном регламенте информационного взаимодействия необходимая информация указана не полностью, налоговый орган не позднее одного месяца со дня получения заявления о проведении налогового мониторинга сообщает об этом организации с требованием представить в течение 10 дней необходимые пояснения (дополнительные документы, информацию) и (или) внести соответствующие изменения (дополнения) в регламент информационного взаимодействия. Такая возможность появится у проверяющих 03.08.2016 (пп. «б» п. 9 ст. 1 Закона № 240-ФЗ).

Кроме того, с 03.08.2016 Закон № 240-ФЗ обязывает организацию представлять в составе регламента информационного взаимодействия документы по системе внутреннего контроля. До указанной даты наличие такой системы не было обязательным.

Под системой внутреннего контроля за совершаемыми фактами хозяйственной жизни и правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов понимается совокупность организационной структуры, методик и процедур, утвержденных организацией для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности, выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации при исчислении (удержании) налогов, сборов, страховых взносов, полноты и своевременности их уплаты (перечисления), а также для своевременной подготовки бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности организации.

Система внутреннего контроля, применяемая организацией, должна соответствовать требованиям к организации системы внутреннего контроля, установленным ФНС России (пп. «г» п. 8 ст. 1 Закона № 240-ФЗ).

Несоответствие применяемой организацией системы внутреннего контроля требованиям может служить причиной отказа в проведении налогового мониторинга (пп. «б» п. 9 ст. 1 Закона № 240-ФЗ).

Истребование документов

В ходе налоговой проверки инспекция вправе истребовать у проверяемого лица необходимые документы (п. 1 ст. 93 НК РФ).

Документы следует представить в течение 10 дней (20 дней – при налоговой проверке консолидированной группы налогоплательщиков) со дня получения соответствующего требования (п. 3 ст. 93 НК РФ).

Если у налогоплательщика такая возможность отсутствует, то в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, ему следует письменно уведомить об этом инспекцию (п. 3 ст. 93 НК РФ).

Законом № 240-ФЗ установлено, что с 03.08.2016 уведомление может быть передано в налоговый орган проверяемым лицом лично или через представителя либо передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, или через личный кабинет налогоплательщика. При этом лица, которые не обязаны представлять налоговую декларацию в электронной форме, вправе направить указанное уведомление по почте заказным письмом. Форма и формат указанного уведомления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика утверждаются ФНС России (п. 6 ст.

НАЛОГОВЫЙ МОНИТОРИНГ, КАК НОВАЯ ФОРМА НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ

1 Закона № 240-ФЗ).

Что касается лиц, у которых контролеры истребуют документы (информацию) о третьих лицах в порядке ст. 93.1 НК РФ, то в случае невозможности представления их в пятидневный срок налогоплательщик вправе представить соответствующее уведомление. На основании данного уведомления инспекция вправе продлить срок представления документов (информации). Данная поправка действует с 03.08.2016 (пп. «а» п. 6 ст. 1 Закона № 240-ФЗ). До внесения изменений в абз. 2 п. 5 ст. 93.1 НК РФ указанный выше срок продлевался по ходатайству лица, у которого истребованы документы.

Отметим, что с 03.08.2016 упомянутое уведомление представляется в порядке, который обозначен в п. 3 ст. 93 НК РФ. Следовательно, это можно сделать лично или через представителя либо в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, или через личный кабинет налогоплательщика.

Налоги физических лиц

В настоящее время физические лица по налогам, уплачиваемым на основании налоговых уведомлений, должны сообщать в инспекцию по месту жительства о наличии у них подлежащих налогообложению (п. 2.1 ст. 23 НК РФ):

  • объектах недвижимого имущества;
  • и (или) транспортных средствах.

Это необходимо сделать, если физическое лицо не получило налоговые уведомления и не уплатило налоги по указанным объектам за период владения ими.

Со вступлением в силу Закона № 240-ФЗ физические лица смогут подавать сведения об объектах налогообложения (недвижимости и транспортных средствах) в любую налоговую инспекцию по своему выбору (п.

1 ст. 1 Закона № 240-ФЗ).

По замыслу законодателя данная мера должна упростить исполнение налогоплательщиками-физлицами возложенных на них обязанностей.