Ндпи

4.7 Налог на добычу полезных ископаемых

Налог на добычу полезных ископаемых является федеральным на­логом, регулируется НК РФ (главой 26 «Налог на добычу полезных ископаемых») и обязателен к применению на всей территории Рос­сийской Федерации.

Налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых признаются организации и индивидуальные предприниматели, при­знаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налогоплательщики подлежат постановке на учет в качестве нало­гоплательщика налога на добычу полезных ископаемых по месту на­хождения участка недр в течение 30 календарных дней с момента го­сударственной регистрации лицензии (разрешения) на пользование участком недр.

Налогоплательщики, осуществляющие добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключитель­ной экономической зоне Российской Федерации, а также за предела­ми территории Российской Федерации, если добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федера­ции (либо арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора), подлежат постановке на учет в качестве налогоплательщика налога по месту нахождения орга­низации либо месту жительства физического лица.

Объектом налогообложения признаются:

  • полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добы­вающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством Российской Фе­дерации;
  • полезные ископаемые, добытые из недр за пределами террито­рии Российской Федерации, если эта добыча осуществляется на тер­риториях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора), на участке недр, предоставлен­ном налогоплательщику в пользование.

Полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), по своему качеству соответствую­щая государственному стандарту РФ, стандарту отрасли, региональ­ному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемо­го — стандарту (техническим условиям) организации.

Объектом налогообложения признается только добытое полезное ископаемое.

Видами добытого полезного ископаемого являются: антрацит, уголь каменный, уголь бурый и горючие сланцы, торф, углеводород­ное сырье (нефть, газовый конденсат, газ горючий природный) и дру­гие виды в соответствии с п. 2 ст. 337 НК РФ.

Налоговая база определяется двумя методами в зависимости от вида добываемого полезного ископаемого:

Количество добытого полезного ископаемого определяется нало­гоплательщиком самостоятельно в единицах массы или объема. Опре­деление количества добытого полезного ископаемого осуществляется двумя методами:

  • прямой — посредством применения измерительных средств и ус­тройств.

    Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

    Количество добытого полезного ископаемого определяется с учетом фактических потерь;

  • косвенный — количество добытого полезного ископаемого оп­ределяется расчетно по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном  сырье.

Применяемый метод определения количества добытого полезного ископаемого подлежит утверждению в учетной политике налогопла­тельщика для целей налогообложения и применяется налогоплательщиком в течение всей деятельности по добыче полезного ископаемого. Метод определения количества добытого полезного ископаемого, ут­вержденный налогоплательщиком, подлежит изменению только  в случае внесения изменений в технический проект разработки место-  I рождения полезных ископаемых в связи с изменением применяемой технологии добычи полезных ископаемых.

Оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется одним из трех способов:

  • исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствую­щий налоговый период цен реализации без учета субсидий — способ применяется при наличии государственных субсидий из бюджета к ценам реализации на возмещение разницы между оптовой ценой и расчетной стоимостью;
  • исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствую­щий налоговый период цен реализации добытого полезного ископае­мого — способ применяется при отсутствии государственных субси­дий из бюджета к ценам реализации;
  • исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых — способ применяется при отсутствии у налогоплательщика реализа­ции. Сущность каждого способа оценки стоимости добытых полезных ископаемых изложена в ст. 340 НК РФ.

Налоговым кодексом РФ установлены налоговые льготы по нало­гу на добычу полезных ископаемых: в п. 2 ст. 336 дан Перечень полез­ных ископаемых, не признаваемых объектом налогообложения.

Налоговым периодом признается календарный месяц.

По налогу на добычу полезных ископаемых установлены налого­вые ставки от 0 до 8% (ст. 342 НК РФ).

Сумма налога по добытым полезным ископаемым исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода по каждому добытому полезному ископаемому. Налог подлежит упла­те по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного на­логоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Сумма налога, исчисленная по полезным ископаемым, добытым за пределами территории Российской Федерации, подлежит уплате по месту нахождения организации или месту жительства индивидуаль­ного предпринимателя.

Налог уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговая декларация представляется в налоговый орган по ме­сту нахождения (месту жительства) налогоплательщика не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим налоговым пери­одом, по форме, утвержденной приказом Минфина России.

Виды полезных ископаемых

Налоговая база

Нефть обезвоженная, обессоленная и ста­билизированная, попутный газ и газ го­рючий природный из всех видов место­рождений углеводородного сырья

Количество «добытых полезных ископаемых в натуральном выра­жении

Остальные виды добываемых полезных ископаемых

Стоимость добытых полезных ископаемых

Главная — Статьи

НДПИ: льготный и общеустановленный порядок налогообложения

Полезные ископаемые, извлеченные из собственных отвалов или отходов (потерь) горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, в целях гл. 26 НК РФ не признаются объектом налогообложения, если при их добыче из недр они подлежали налогообложению в общеустановленном порядке (пп. 4 п. 2 ст. 336 НК РФ). Однако что такое общеустановленный порядок, НК РФ не разъясняет.

Из толкования пп. 4 п. 2 ст. 336 НК РФ следует, что для исключения из объемов полезного ископаемого, подлежащего налогообложению в установленном порядке, необходимо следующее:

  • полезное ископаемое должно быть извлечено из собственных отходов (потерь) горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;
  • ранее полезное ископаемое, которое добыто, должно было облагаться НДПИ в общеустановленном порядке.

И здесь возникает основной вопрос: что же такое общеустановленный порядок налогообложения? Как такового определения не имеется, что само по себе влечет некоторые теоретические и практические сложности. Единственное, что можно отметить: если законодатель отдельно, в рамках гл. 26 НК РФ, выделяет общеустановленный порядок налогообложения, следовательно, предполагается, что есть и другой порядок налогообложения, отличный от общеустановленного и прямо не указанный в нормах гл. 26 НК РФ.
Мы полагаем, что в структуре гл. 26 НК РФ фактически предусмотрено применение налогоплательщиком двух порядков налогообложения:

1) общеустановленного, что нашло свое отражение в п. 2 ст. 342 НК РФ, где определены общие налоговые ставки в зависимости от видов полезных ископаемых;

2) льготного по ставке 0% в зависимости от потерь (пп. 1), полезных ископаемых, добываемых попутно от основного (попутного) газа (пп. 2), подземных вод (пп. 3), места добычи (пп. 10, 11) и пр.

При этом пп. 5 п. 1 ст. 342 НК РФ установлено, что налогообложение производится по налоговой ставке 0% при добыче полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах перерабатывающих производств в связи с отсутствием в РФ промышленной технологии их извлечения, а также добываемых из вскрышных и вмещающих (разубоживающих) пород, отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств (в том числе в результате переработки нефтешламов) в пределах нормативов содержания полезных ископаемых в указанных породах и отходах, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством РФ.

Примечание. 0 руб. в случае, если в отношении добытого полезного ископаемого налоговая база определяется в соответствии со ст. 338 НК РФ как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении.

Считаем, что эта норма позволяет налогоплательщику использовать льготный режим налогообложения (применять ставку 0%) в отношении части полезных ископаемых (в пределах установленных нормативов), которые невозможно извлечь в связи с отсутствием промышленной технологии, позволяющей это сделать, в целях недопущения увеличения налоговой нагрузки на предприятия в отношении полезных ископаемых, которые заведомо невозможно извлечь из породы, а следовательно, получить какой-либо экономический результат от их использования. При этом она также направлена на то, чтобы стимулировать предприятия получать максимальный эффект от использования природных ресурсов и извлекать полезное ископаемое из недр.
Вместе с тем положением пп. 4 п. 2 ст. 336 НК РФ установлена возможность не включать полезное ископаемое в объем добытого полезного ископаемого, только если оно было ранее обложено в общеустановленном порядке. Данная норма направлена, во-первых, на недопущение двойного налогообложения в отношении объемов полезного ископаемого, с которого НДПИ ранее был исчислен и уплачен в общеустановленном порядке (например, с полезного ископаемого, оставшегося в породе сверх потерь и впоследствии извлеченного); а во-вторых, на то, чтобы при фактическом извлечении полезного ископаемого из недр НДПИ был исчислен и уплачен на общих основаниях (при отсутствии условия, предусмотренного пп. 4 п. 2 ст. 336 НК РФ).

Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера (п. 1 ст. 56 НК РФ).

Так, применительно к золоту в пп. 5 п. 2 ст. 342 НК РФ установлена налоговая ставка в 6% (при добыче концентратов и других полупродуктов, содержащих золото).

Полагаем, что использование в отношении добытого золота налоговой ставки 0% вместо общеустановленной налоговой ставки 6% должно рассматриваться как применение не общеустановленного порядка налогообложения, а льготного.

Данный подход, в частности, косвенно подтверждается правовыми позициями высших судов.

Судебная практика. Президиум ВАС РФ в Постановлении от 19.07.2005 N 3788/05 указал, что ст. 342 НК РФ определено: для налогоплательщиков, добывающих полезные ископаемые при разработке некондиционных (остаточных запасов пониженного качества) или ранее списанных запасов полезных ископаемых, установлена льгота по налогу на добычу полезных ископаемых в виде ставки 0%.
В Определении Конституционного Суда РФ от 19.01.2005 N 41-О выражена следующая позиция: необходимо учитывать, что в абз. 2 пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ право на применение ставки 0% связывается с реализацией работ (услуг) по переработке товаров, помещенных под таможенные режимы переработки товаров на таможенной территории и под таможенным контролем. Налоговая ставка 0% не может применяться, поскольку были реализованы услуги по переработке газа, полученного в таможенном режиме переработки и экспортируемого в Казахстан в таможенном режиме экспорта. Поскольку п. 1 ст.

42. Налог на добычу полезных ископаемых.

164 НК РФ предусматривает освобождение от налогообложения, т.е. налоговую льготу, его положения не подлежат расширительному толкованию.

Исходя из вышеперечисленных положений законодательства и мнения высших судов применение налоговой ставки 0% следует рассматривать как освобождение от налогообложения, т.е. налоговую льготу. Следовательно, если налогоплательщиком количество полезного ископаемого ранее не было обложено по общеустановленной ставке налога (в общеустановленном порядке), исключение его из количества добытого полезного ископаемого на основании пп. 4 п. 2 ст. 336 НК РФ неправомерно.

Иное толкование вышеуказанных норм может привести к тому, что налогоплательщик будет облагать полезное ископаемое, не извлеченное из отходов, по ставке 0% (т.е. фактически не уплачивается НДПИ с полезного ископаемого, не извлеченного из породы, путем применения налоговой льготы) и впоследствии, при его фактическом извлечении из породы и получении от его использования экономического эффекта, будет исключать его из налогооблагаемой базы как не подлежащее налогообложению. При таком подходе бюджет понесет неоправданные потери.

Таким образом, теоретически, вследствие недоработки нормы права, установленной пп. 4 п. 2 ст. 336 НК РФ, со стороны налогоплательщиков возможно использование указанной схемы, влекущее неизбежные судебные споры с налоговиками.

Сентябрь 2013 г.

Организация налогового учета, Налоговые льготы

НДПИ — что это за налог?

1. Плательщиками налога на добычу полезных ископаемых признаются:

а) только организации, осуществляющие добычу углеводородного сырья на территории Российской Федерации;

б) организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр;

в) только организации и индивидуальные предпри­ниматели, имеющие лицензию на добычу полезных ископаемых;

г) организации и индивидуальные предприниматели осуществляющие добычу всех видов полезных ископаемых, кроме природных алмазов и концентратов, содер­жащих драгоценные металлы.

2.

Налог на добычу полезных ископаемых (Россия)

Объектом обложения налогом на добычу полезных иско­паемых признаются:

а) полезные ископаемые, добытые из недр земли и извлеченные из отходов при условии лицензирования этого извлечения;

б) общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды;

в) полезные ископаемые, извлеченные из собственных отвалов или отходов горнодобывающих производств;

г) полезные ископаемые, добытые из недр земли и извлеченные из отходов горнодобывающих производств.

3. Полезными ископаемыми признаются:

а) продукция горнодобывающей промышленности, прошедшая обогащение и соответствующая требованиям государственного стандарта;

б) продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, первая по своему качеству соответствующая стандартам;

в) минеральное сырье, прошедшее стадии обогащения и первичной обработки;

г) сырье, добытое из недр земли и извлеченное из отходов горнодобывающих производств, прошедшее обработку для соответствия качествам потребителя.

4. Налоговая база по налогу на добычу полезных ископа­емых определяется как:

а) объем добытых полезных ископаемых;

б) стоимость реализованных за налоговый период полезных ископаемых;

в) стоимость добытых полезных ископаемых;

г) объем реализованных полезных ископаемых.

5. Количество добытого полезного ископаемого определяется:

а) с помощью измерительных средств и устройств;

б) посредством оценки экспертов;

в) квалифицированными специалистами визуальным способом;

г) как разница между запасами месторождения и объ­емом отгруженных полезных ископаемых.

6. Налоговым периодом по налогу на добычу полезных ископаемых признается:

а) календарный месяц;

б) полугодие;

в) квартал;

г) календарный год.

7. Ставки по налогу на добычу полезных ископаемых уста­новлены дифференцированно в зависимости:

а) от вида полезного ископаемого и экономического района, на территории которого находится месторождение;

б) вида полезного ископаемого и корректирующего коэффициента, устанавливаемого законодательными актами региональных органов власти;

в) вида полезного ископаемого;

г) вида полезного ископаемого и корректирующего коэффициента, устанавливаемого в зависимости от разме­ра месторождения.

8. К плате за землю относится:

а) земельный налог, арендная плата и администра­тивные финансовые санкции за нарушение правил пользования земельным участком;

б) земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли;

в) земельный налог, арендная плата и платежи организаций и физических лиц за уборку территории;

г) земельный налог, административные финансовые санкции за нарушение правил пользования земельным участком, платежи организаций и физических лиц за уборку территории.

9. Плательщиками земельного налога признаются:

а) организации и физические лица, являющиеся соб­ственниками земли или арендаторами земельных участ­ков;

б) только организации — собственники земли;

в) организации и физические лица — обладатели земельных участков на правах собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного пользования;

г) собственники земли, землевладельцы и землепользователи, за исключением иностранных юридических лиц.

10. Объекты обложения по земельному налогу:

а) земельные участки вне зависимости от направления их использования;

б) земельные участки, кроме сельскохозяйственных угодий;

в) земельные участки, кроме земель сельских населенных пунктов и городских земель, занятых жилищным фондом;

г) земельные участки, кроме земель сельскохозяй­ственного назначения.

11. Ставки земельного налога:

а) определяются федеральным законодательством и являются едиными на всей территории Российской Федерации;

б) устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в пределах, предусмотренных федеральным законом;

в) дифференцированы по экономическим районам Российской Федерации;

г) дифференцированы по направлениям использования земель и по экономическим районам Российской Федерации.

12. Льготы по земельному налогу установлены для следу­ющих категорий:

а) учреждениям культуры, физической культуры и туризма, высшим учебным заведениям, субъектам мало­го предпринимательства на первые пять лет пользования;

б) научным организациям, заповедникам, индивидуальным предпринимателям, занимающимся выращива­нием и переработкой сельскохозяйственной продукции, учреждениям образования и здравоохранения, финансируемым за счет бюджета;

в) учреждениям культуры, физической культуры и туризма, высшим учебным заведениям, индивидуальным предпринимателям, занимающимся выращиванием
и переработкой сельскохозяйственной продукции;

г) организациям — резидентам особых экономических зон, организациям народных художественных промыслов, религиозным организациям.

13. Юридические лица уплачивают земельный налог не позд­нее:

а) 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом;

б) равными долями в два срока — 15 января и 15 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом;

в) до 15 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом;

г) равными долями в два срока — 15 января и 15 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

14. Физические лица уплачивают земельный налог:

а) одним платежом в срок до 15 июля;

б) на основании налогового уведомления, направлен­ного налоговым органом;

в) равными долями в два срока — до 15 июля и 15 де­кабря;

г) одним платежом в срок до 1 сентября с пересчетом после окончания налогового периода.

15. Налоговым периодом по земельному налогу признается:

а) месяц;

б) квартал;

в) календарный год;

г) устанавливается нормативными правовыми акта­ми представительных органов муниципальных образований.

16. Размер и сроки арендной платы устанавливаются:

а) соглашением между арендатором и налоговыми органами;

б) арендным договором;

в) федеральным законодательством;

г) федеральным законодательством с учетом особенностей субъектов Российской Федерации.

Задача 1

ЗАО «Маяк» имеет в собственности земельный участок, на котором размещена производственная база предприятия площадью 1000 кв. м. Участок находится в Советском районе г. Ростова-на-Дону в 72 зоне. Средняя ставка за земли города в 2009 году составила 19,56 руб./кв. м. Повышающий коэффициент 72 зоны – 1,3. ЗАО «Маяк» в августе 2009 года продало производственную базу ООО «Витязь», договор купли — продажи зарегистрирован 20 сентября. Необходимо рассчитать сумму земельного налога, подлежащего уплате в 2009 году ЗАО «Маяк» и ООО «Витязь». Указать сроки представления деклараций ЗАО «Маяк» (первоначальной и уточненной) и ООО «Витязь».

Задача 2

ЗАО «Восток» за свой счет произвело разведку месторождения каменного угля и занялось его разработкой. В мае общество добыло 50 тыс.тонн угля, а реализовало 30 тыс. тонн. Выручка составила 150000000р.

Рассчитайте сумму налога, которую налогоплательщик должен уплатить за май.

Дата добавления: 2016-03-28; просмотров: 398 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:


Поиск на сайте: