НДС к вычету

Все статьи Три года для налогового вычета по НДС: возможности и ограничения (Федорович В.)

С начала текущего года стал действовать п. 1.1, введенный в ст. 172 НК РФ Федеральным законом от 29.11.2014 N 382-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (п. 6 ст. 2 Закона N 382-ФЗ). Законодатель этой нормой предоставил плательщикам НДС возможность заявлять налоговые вычеты по рассматриваемому налогу в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия на учет приобретенных ими на территории РФ товаров (работ, услуг), имущественных прав или товаров, ввезенных ими на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Рекомендации финансистов

— до введения нормы

Вплоть до середины 2014 г. Минфин России считал, что суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), подлежат вычету в том налоговом периоде, в котором у налогоплательщика возникло право на такой вычет. И аргументировали финансисты свою позицию следующими положениями гл. 21 НК РФ и Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость (приведены в разд. II Приложения 4 к Постановлению Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137):
— п. п. 1 и 2 ст. 171 НК РФ, позволяющими уменьшить общую сумму НДС, исчисленную по операциям, признаваемым объектами налогообложения, на суммы налога по товарам (работам, услугам), приобретаемым для осуществления операций, подлежащих обложению рассматриваемым налогом;
— п. 1 ст. 172 НК РФ, согласно которому вычеты сумм налога производятся на основании счетов-фактур после принятия на учет данных товаров (работ, услуг), имущественных прав и при наличии соответствующих первичных документов;
— п. 2 Правил ведения книги покупок, предписывающим регистрировать полученные от продавцов и учтенные в ч. 2 журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, применяемого при расчетах по НДС (форма журнала и Правила его ведения приведены в разд. I и II Приложения 3 к упомянутому Постановлению Правительства РФ N 1137), счета-фактуры в книге покупок, предназначенной для определения предъявленной к вычету в соответствующем налоговом периоде суммы НДС, по мере возникновения права на налоговые вычеты в порядке, установленном ст. 172 НК РФ.
Напомним, что большинство плательщиков НДС с 1 января 2015 г. освобождены от обязанности ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, поскольку упоминание в абз. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ о необходимости его ведения упразднено.
Но такая обязанность в силу новой редакции п. 3.1 ст. 169 НК РФ сохраняется:
— за налогоплательщиками, в том числе освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога;
— за лицами, не являющимися налогоплательщиками, —
в случае выставления и (или) получения ими счетов-фактур при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров комиссии, агентских договоров, предусматривающих реализацию и (или) приобретение товаров (работ, услуг), имущественных прав от имени комиссионера (агента), или на основе договоров транспортной экспедиции, а также при выполнении функций застройщика. Вести журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур приведенные выше лица обязаны в отношении указанной деятельности.
В случае же осуществления налогоплательщиком вычета НДС в налоговых периодах, следующих за налоговым периодом, в котором возникло право на такой вычет, налогоплательщику настойчиво рекомендовалось представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию по НДС за налоговый период, в котором возникло право на применение налогового вычета. Такую декларацию в силу п. 2 ст. 173 НК РФ налогоплательщик мог представить в течение трех лет после окончания налогового периода, в котором возникло указанное право вычета (Письма Минфина России от 13.02.2013 N 03-07-11/3784, от 12.03.2013 N 03-07-10/7374, от 15.01.2013 N 03-07-14/02).
Арбитражные суды в большинстве своем придерживались иной точки зрения. Так, в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 31.07.2014 N А81-5447/2013 указано, что применение налогоплательщиком налогового вычета по НДС, право на который возникло в предыдущем налоговом периоде, не является основанием для лишения его права на применение налогового вычета. Непременным условием для применения налогового вычета и соответствующего возмещения сумм НДС является соблюдение трехлетнего срока, установленного п. 2 ст. 173 НК РФ.
В Постановлении же ФАС Московского округа от 29.01.2013 N А40-49984/12-91-279 уточнено, что право налогоплательщика на налоговые вычеты и возмещение НДС в случае документального подтверждения их обоснованности установлено гл. 21 НК РФ и может быть реализовано в пределах трехлетнего срока со дня истечения соответствующего налогового периода.
Окончательную точку по этому вопросу, похоже, поставил Пленум ВАС РФ. В п. 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость" указано, что в силу п. 2 ст. 173 НК РФ положительная разница, образовавшаяся в результате превышения суммы вычетов над суммами НДС, подлежит возмещению налогоплательщику при условии подачи налоговой декларации до истечения трехлетнего срока. Поскольку указанной нормой не предусмотрено иное, налоговые вычеты могут быть отражены налогоплательщиком в налоговой декларации за любой из периодов в пределах данного срока. Трехлетний срок должен соблюдаться и при включении вычетов в подаваемую уточненную налоговую декларацию.
В пункте же 28 этого Постановления при этом уточнено, что право на вычет налога может быть реализовано налогоплательщиком лишь в пределах установленного данной нормой срока вне зависимости от того, образуется ли в результате применения налоговых вычетов положительная или отрицательная разница (то есть как сумма налога к возмещению, так и сумма налога к уплате в бюджет).
Возможно, именно данные рекомендации судам и сподвигли законодателя на введение указанного п. 1.1 в ст. 172 НК РФ. Наличие этой нормы и повлекло поток вопросов в Минфин России о сроках принятия вычета по полученным в 2015 г. счетам-фактурам.

— после введения

Процитировав в комментируемых Письмах от 09.04.2015 N 03-07-11/20293, от 09.04.2015 N 03-07-11/20290 приведенные нормы п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ, а также положение введенного п. 1.1, Минфин России подтвердил возможность заявления налоговых вычетов в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия на учет приобретенных налогоплательщиком на территории РФ товаров (работ, услуг) или товаров, ввезенных им на территорию РФ.

Пример 1.

Можно ли перенести вычет НДС в течение 3 лет по приобретенным ОС

Во II квартале 2015 г. организацией были приобретены комплектующие стоимостью 18 467 000 руб., в том числе НДС 2 817 000 руб. Они были оприходованы 15 апреля, счет-фактура по комплектующим от поставщика поступил 20-го числа.
В бухгалтерском учете приобретение комплектующих сопровождается следующими записями:
Дебет 60, субсчет "Расчеты по авансам выданным", Кредит 51
— 18 467 000 руб. — перечислена предоплата за комплектующие;
Дебет 10-2 Кредит 60
— 15 650 000 руб. (18 467 000 — 2 817 000) — отражена задолженность за комплектующие;
Дебет 19 Кредит 60
— 2 817 000 руб. — выделена сумма НДС, предъявленная поставщиком комплектующих;
Дебет 60 Кредит 60, субсчет "Расчеты по авансам выданным",
— 18 467 000 руб. — задолженность перед поставщиком погашена за счет ранее перечисленной предоплаты.
Три года после принятия на учет комплектующих заканчиваются 15 апреля 2018 г., поскольку в целях НК РФ (п.

п. 2, 3 ст. 6.1 НК РФ):
— течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало;
— срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока. При этом годом (за исключением календарного года) признается любой период времени, состоящий из 12 месяцев, следующих подряд.
С учетом минимизации налоговых рисков предъявленную поставщиком сумму НДС по комплектующим организации желательно учесть в вычетах до конца I квартала 2018 г. В момент принятия к вычету суммы НДС в бухгалтерском учете осуществляется проводка:
Дебет 68, субсчет "Расчеты по НДС", Кредит 19
— 2 817 000 руб. — принята к вычету сумма НДС.

В первом из комментируемых Писем, N 03-07-11/20293, чиновники при этом засвидетельствовали возможность принятия к вычету НДС на основании одного счета-фактуры частями в разных налоговых периодах в течение трех лет после принятия на учет товаров (работ, услуг).

Окончание примера 1. Уточним условие: указанную в счете-фактуре поставщика за комплектующие сумму НДС 2 817 000 руб. организация принимает к вычету по частям по 469 500 руб. в течение полутора лет начиная со II квартала 2015 г.
В последний день II, III, IV кварталов 2015 г., а также I, II и III кварталов 2016 г. организация осуществляет запись в книге покупок на указанную сумму НДС 469 500 руб., приводя при этом реквизиты счета-фактуры поставщика комплектующих с уточнением частичного вычета.
В эти дни в бухгалтерском учете производится следующая запись:
Дебет 68, субсчет "Расчеты по НДС", Кредит 19
— 469 500 руб. — принята к вычету сумма НДС.

Отметим, что ФАС Московского округа еще до введения указанного п. 1.1 ст. 172 НК РФ в Постановлении от 12.02.2013 N А40-86961/11-107-371 констатировал, что налогоплательщик, исходя из положений ст. ст. 171, 172 и 173 НК РФ, вправе включить в состав вычетов суммы НДС, предъявленные ему по счетам-фактурам, полученным от контрагентов в любой налоговый период, следующий за датой выставления счета-фактуры, соблюдая при этом условия для применения вычетов, предусмотренных ст. ст. 169, 171, 172 НК РФ, но в пределах трех лет со дня окончания соответствующего периода. При этом никаких ограничений по выбору периода, в который может быть включена в состав вычетов сумма НДС по счету-фактуре, налоговое законодательство не содержит. Также в НК РФ отсутствует запрет на включение в состав вычетов части суммы НДС по счету-фактуре (разбивка на несколько периодов).
Чиновники в то же время посчитали невозможным принятие к вычету НДС по счетам-фактурам, выставленным при приобретении основных средств, оборудования к установке и (или) нематериальных активов, частями в разных налоговых периодах в течение трех лет после принятия указанных объектов на учет. И аргументировали они это нормой п. 1 ст. 172 НК РФ. Согласно абз. 3 этого пункта вычеты сумм налога, предъявленных продавцами налогоплательщику при приобретении (уплаченных при ввозе на территорию РФ) основных средств, оборудования к установке и (или) нематериальных активов, указанных в п. п. 2 и 4 ст. 171 НК РФ, производятся после принятия на учет данных основных средств, оборудования к установке и (или) нематериальных активов в полном объеме (комментируемое Письмо N 03-07-11/20293).
Сославшись на все тот же п. 1.1 ст. 172 НК РФ, Минфин России, рассматривая в Письме от 12.02.2015 N 03-07-11/6141 вопрос о применении вычета по НДС при приобретении основных средств и нематериальных активов, указал, что налоговые вычеты, предусмотренные п. 2 ст. 171 НК РФ, могут быть заявлены в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия на учет приобретенных налогоплательщиком на территории РФ товаров (работ, услуг), имущественных прав.
Финансисты во втором комментируемом Письме N 03-07-11/20290 также отметили, что возможность принятия к вычету НДС, предъявленного продавцом товаров (работ, услуг) в отношении сумм оплаты, частичной оплаты, в течение трех лет НК РФ не установлена.

Пример 2. Несколько изменим условие примера 1: предоплата за комплектующие была осуществлена 18 марта, на следующий день был получен счет-фактура по предоплате от поставщика.
НК РФ предусмотрено право налогоплательщика на вычет НДС по уплаченным суммам предварительной оплаты (частичной оплаты), а не обязанность по принятию налога к вычету. При использовании такого права и следовании приведенным выше рекомендациям Минфина России организация, получив в I квартале от поставщика счет-фактуру по предварительной оплате комплектующих, в этом налоговом периоде должна принять предъявленную в счете-фактуре сумму НДС.
В случае перечисления организацией оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав) дебиторская задолженность отражается в бухгалтерском балансе в оценке за минусом суммы НДС, подлежащей вычету (принятой к вычету) в соответствии с налоговым законодательством, независимо от того, в какой момент организация пользуется своим правом на вычет налога, предоставленным ей налоговым законодательством.
Минфин России в Письме от 12.04.2013 N 07-01-06/12203 разъяснил, что в случае исчисления суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет в связи с получением организацией оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав), исходя из Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв.

Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н) у организации не возникает оснований для отражения суммы НДС по дебету отдельного счета (76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" или др.).
С учетом этого в бухгалтерском учете перечисление предоплаты за комплектующие и принятие к вычету выставленной поставщиком суммы НДС с предоплаты в марте отражаются следующим образом:
Дебет 60, субсчет "Расчеты по авансам выданным", Кредит 51
— 18 467 000 руб. — перечислена предоплата за комплектующие;
Дебет 19 Кредит 60, субсчет "Расчеты по авансам выданным",
— 2 817 000 руб. — отражена сумма НДС, выставленная поставщиком;
Дебет 68, субсчет "Расчеты по НДС", Кредит 19
— 2 817 000 руб. — принята к вычету сумма НДС по предоплате.

Отметим, что абз. 2 введенного п. 1.1 ст. 172 НК РФ позволяет налогоплательщику при получении счета-фактуры от продавца товаров (работ, услуг), имущественных прав после завершения налогового периода, в котором эти товары (работы, услуги), имущественные права приняты на учет, но до установленного ст. 174 НК РФ срока представления налоговой декларации по НДС за указанный налоговый период (25-е число месяца, следующего за истекшим налоговым периодом) принять к вычету сумму налога в отношении таких товаров (работ, услуг), имущественных прав с того налогового периода, в котором указанные товары (работы, услуги), имущественные права были приняты на учет, с учетом особенностей, предусмотренных ст. 172 НК РФ.

Пример 3. Несколько изменим условие примера 1: комплектующие были оприходованы в бухгалтерском учете 26 июня, счет-фактура от поставщика поступил 8 июля.
Приобретаемые комплектующие были приняты к учету в июне, счет-фактура по ним от поставщика поступил в июле до момента направления в налоговую инспекцию налоговой декларации по НДС за II квартал 2015 г. Это позволяет налогоплательщику учесть предъявленную поставщиком комплектующих сумму НДС 2 817 000 руб. в вычетах, определяемых за II квартал.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Вычет НДС можно заявить в течение трех лет

Уточнен период принятия НДС к вычету

Налогоплательщик вправе заявить вычеты НДС, предусмотренные НК РФ, в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия на учет приобретенных на территории России товаров (работ, услуг, имущественных прав) или товаров, ввезенных на территорию РФ и иные территории под ее юрисдикцией. Такое положение с 1 января 2015 г. закреплено в НК РФ.

Ранее трехлетний срок был установлен только в НК РФ. Данной нормой предусмотрено, что если суммы НДС, заявленные к вычету, превышают исчисленную общую сумму налога, то положительная разница подлежит возмещению налогоплательщику, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана им по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода. На основании НК РФ Минфин России приходил к выводу, что правом на вычет налогоплательщик может воспользоваться в течение трех лет после окончания налогового периода, в котором оно возникло. Аналогичный вывод следовал из положений п. п. 27 и 28 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33. Подробнее по данному вопросу см. Энциклопедию спорных ситуаций по НДС.

Кроме того, в НК РФ теперь закреплено право налогоплательщика заявить НДС к вычету с того периода, в котором товары (работы, услуги, имущественные права) приняты на учет, даже в том случае, если соответствующий счет-фактура получен от продавца уже после окончания этого квартала, но до окончания срока представления декларации за указанный налоговый период. Ранее Минфин России и ФНС России придерживались следующего мнения: если продавец выставил счет-фактуру в одном налоговом периоде, а покупатель получил ее в следующем налоговом периоде, то вычет суммы НДС производится в том периоде, в котором счет-фактура получен. Однако не все арбитражные суды разделяли такую позицию (разъяснения компетентных органов и акты арбитражных судов см. в Энциклопедии спорных ситуаций по НДС). Данная спорная ситуация в связи с нововведением частично урегулирована. Остается спорным вопрос о периоде принятия НДС к вычету в случае, если счет-фактура получен от продавца после наступления срока представления налоговой декларации. Вероятно, контролирующие органы дадут дополнительные разъяснения по этому вопросу.

Необходимо обратить внимание, что установленное в НК РФ правило касается только налоговых вычетов, предусмотренных НК РФ. Согласно этой норме вычет сумм налога можно заявить в отношении товаров (работ, услуг, имущественных прав), приобретаемых для осуществления операций, которые признаются объектами обложения НДС (за исключением указанных в НК РФ операций), а также в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

Все статьи В какой момент принимать к вычету "входной" НДС по приобретенным ОС? (Егорова А.О.)

Организация приобрела объект недвижимости (в учете составлена проводка Дебет 08 "Вложения во внеоборотные активы" Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"). После проведения ремонтных работ и установки необходимого оборудования указанный объект недвижимости планируется использовать в деятельности, облагаемой НДС. В какой момент налогоплательщик вправе принять к вычету "входной" НДС по приобретенному объекту ОС: на дату принятия к учету (в частности, на дату отражения на счете 08) либо на дату, когда недвижимость будет принята на учет в качестве основных средств (на счет 01) после проведения ремонтных работ и установки оборудования?

Читаем налоговое законодательство 

Согласно п. 2 ст. 171, абз. 1 и 2 п. 1 ст. 172 НК РФ суммы НДС, предъявленные налогоплательщикам при приобретении товаров (работ, услуг) на территории РФ в случае их использования для осуществления операций, облагаемых НДС, подлежат вычетам на основании счетов-фактур, выставленных продавцами товаров (работ, услуг), после принятия на учет этих товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.

Цитируем чиновников 

Итак, для определения момента, в который "входной" налог может быть принят к вычету, ключевой является фраза "после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг)". Однако чиновники и налогоплательщики (а их, как правило, поддерживают и арбитры) трактуют ее по-разному. По мнению первых (см. Письма от 12.02.2015 N 03-07-11/6141, от 29.01.2013 N 03-07-14/06, от 28.08.2012 N 03-07-11/330, от 16.08.2012 N 03-07-11/303, от 28.10.2011 N 03-07-11/290), суммы НДС, предъявленные продавцами при приобретении основных средств, подлежат вычетам на основании счетов-фактур, выставленных продавцами, после принятия их на учет в качестве основных средств. Как известно, в бухгалтерском учете счет учета основных средств — 01. Затраты организации на объекты, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, учитываются на счете 08. То есть финансисты настаивали, что принять к вычету налог можно только после того, как полностью сформирована первоначальная стоимость объекта ОС и он принят на учет на счет 01.

Кстати, многие законопослушные налогоплательщики, которые придерживались описанной позиции Минфина, впоследствии попали впросак: налоговики отказали им в вычете НДС.

НДС: НАЛОГОВЫЕ ВЫЧЕТЫ В СЛЕДУЮЩИХ ПЕРИОДАХ

Почему? Расскажем ниже.

Ссылаемся на арбитров 

Как мы уже сказали, налогоплательщики и арбитры часто не согласны с тем, что НДС по приобретенному ОС можно принять к вычету только после того, как оно будет учтено на счете 01. По мнению судей, право на налоговый вычет возникает у налогоплательщика уже в периоде, когда объект ОС принят на учет в качестве вложений во внеоборотные активы (на счет 08) <1>. При этом дата ввода в эксплуатацию основных средств и перевода имущества на счет 01 не имеет значения, поскольку положения гл. 21 НК РФ не связывают право на вычет сумм НДС с принятием соответствующих объектов к учету именно по счету 01 (Постановления АС МО от 09.09.2015 по делу N А40-158139/14, от 16.09.2014 по делу N А40-177465/13).

<1> Тот же подход применяется, если организация приобрела оборудование, требующее монтажа, и учла его на счете 07 "Оборудование к установке".

Мнение чиновников поменялось 

И вот в ноябре 2015 г. Минфин выпустил разъясняющее Письмо (от 20.11.2015 N 03-07-РЗ/67429), в котором согласился с арбитрами: вычет НДС, предъявленного налогоплательщику при приобретении объекта недвижимости, по которому еще полностью не сформирована первоначальная стоимость (планируются проведение ремонтных работ и установка оборудования), производится после принятия его на учет на счет 08.

Хотя стоит отметить, что подобную мысль высказывали чиновники и налоговики и ранее: 

Реквизиты письма

Содержание письма

Письмо ФНС России от 22.04.2013 N ЕД-4-3/7543@

Суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении им оборудования к установке, подлежат вычету на основании счета-фактуры, выставленного продавцом при реализации оборудования, после принятия оборудования к бухгалтерскому учету на счете 07 "Оборудование к установке" и при наличии соответствующих первичных документов

Письмо Минфина России от 23.07.2012 N 03-07-08/211

НДС, уплаченный таможенным органам при ввозе на территорию РФ оборудования, требующего монтажа, подлежит вычету в налоговом периоде, в котором такое оборудование принято к бухгалтерскому учету на счете 07 "Оборудование к установке"

Письмо Минфина России от 16.07.2012 N 03-07-11/185

Суммы НДС, предъявленные по объектам недвижимости, приобретенным с целью их дальнейшей реконструкции и использования в деятельности, облагаемой указанным налогом, принимаются к вычету в момент принятия на учет на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы"

Более того, в Письме от 26.01.2015 N ГД-4-3/911@ ФНС указала, что, поскольку налоговое законодательство не содержит положений о том, на каких именно счетах должен быть учтен товар для целей применения налоговых вычетов по НДС, следует руководствоваться нормами законодательства о бухгалтерском учете, которыми, в свою очередь, предусматривается различный порядок учета основных средств в зависимости от основания их приобретения (балансовый или забалансовый учет).

В частности, в данном Письме была рассмотрена следующая ситуация: налогоплательщик отражал ввезенное импортное оборудование на забалансовом счете 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение" в связи с тем, что по условиям договора право собственности на приобретенный товар переходит к покупателю после его полной оплаты, в которую включаются расходы на доставку, маркировку, таможенное оформление, монтажные работы. Налоговики разъяснили, что в рассмотренной ситуации НДС может быть принят к вычету после принятия оборудования на учет на счете 002 при условии использования его в деятельности, подлежащей обложению НДС, и при наличии соответствующих первичных документов.

Не принял к вычету НДС вовремя — рискуешь 

А теперь поясним, чем рискуют налогоплательщики, следующие "старой" позиции чиновников, заключающейся в том, что вычет НДС можно произвести только после принятия объекта ОС на счет 01.

Как известно, налоговые вычеты, предусмотренные п. 2 ст. 171 НК РФ, могут быть заявлены в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия на учет приобретенных налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав или товаров, ввезенных им на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (п. 1.1 ст. 172 НК РФ действует с 01.01.2015, введен Федеральным законом от 29.11.2014 N 382-ФЗ). Ранее (до вступления в силу п. 1.1 ст. 172 НК РФ) для определения периода, в течение которого налогоплательщики вправе заявить налоговый вычет, чиновники и налоговики ссылались на положения п. 2 ст. 173 НК РФ, согласно которому налоговая декларация по НДС не может быть подана по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода. Пленум ВАС в п. 27 Постановления от 30.05.2014 N 33 подтвердил, что правило п. 2 ст. 173 НК РФ о трехлетнем сроке подачи налоговой декларации должно быть соблюдено налогоплательщиком и в случае включения им налоговых вычетов в подаваемую уточненную налоговую декларацию. То есть в силу указанной нормы налогоплательщик был вправе заявить к вычету сумму НДС в течение трех лет после окончания налогового периода, в котором возникло право на вычет.

Налоговики, несмотря на то что сами вместе с чиновниками неоднократно разъясняли, что принять к вычету НДС можно было только после того, как приобретенный объект учтен на счете 01, при проведении налоговых проверок отказывали предприятиям в праве на вычет в связи с тем, что НДС предъявлен к вычету за пределами трехлетнего срока. Приведем пример.

Постановление АС МО от 09.09.2015 по делу N А40-158139/14. Организация купила основное средство (установку для промывки) и оприходовала его в качестве ОС в 2006 г. В целях модернизации указанного ОС было приобретено оборудование (также в 2006 г.), которое учтено организацией на счетах 07, 08. Модернизация была закончена в 2013 г. В этот же период заявлен налоговый вычет по НДС в отношении указанного оборудования.

Налоговики в ходе проверочных мероприятий отказали организации в вычете НДС, а арбитры посчитали позицию инспекторов правомерной: положения налогового законодательства свидетельствуют о том, что налогоплательщик имеет право на налоговый вычет даже при условии, что объект в целях строительства, реконструкции или модернизации еще не введен в эксплуатацию. Налоговое законодательство исходит из того, что для вычета НДС важен сам факт оприходования товаров (работ, услуг) в бухгалтерском учете. Счет, на котором оприходованы товары (работы, услуги), в данном случае значения не имеет. Факт отражения стоимости приобретенных товаров и работ на счете 08, а не на счете 01 не может служить основанием для увеличения срока, предусмотренного п. 2 ст. 173 НК РФ.

По мнению суда, акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств по форме ОС-3 подтверждает лишь факт окончания реконструкции (модернизации) ОС и дает право организации признавать амортизацию в расходах в ином размере с 1-го числа месяца, следующего за месяцем завершения работ по реконструкции (модернизации) (ст. 259 НК РФ). В целях применения положений ст. ст. 171, 172 НК РФ дата окончания работ по модернизации значения не имеет. Вывод о пресекательном трехлетнем сроке на предъявление вычетов со дня окончания периода, в котором возникло право на их применение, соответствует позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 15.06.2010 N 2217/10.

Поскольку налоговая декларация в рассматриваемом случае была представлена в налоговую инспекцию в 2013 г., то есть по истечении трех лет с момента окончания соответствующего налогового периода (2006 — 2008 гг.), трехлетний срок на применение вычетов организацией пропущен.

Следует отметить, что подобных решений великое множество: см., например, Постановления АС МО от 24.12.2014 по делу N А40-48578/14, ФАС СЗО от 26.05.2014 по делу N А52-1260/2013, ФАС ВВО от 13.05.2014 по делу N А11-3359/2013.

Таким образом, налогоплательщикам, следующим "старой" позиции Минфина, в случае, если между датой приобретения и датой ввода в эксплуатацию объекта ОС временной промежуток более трех лет, скорее всего, будет отказано в вычете НДС. И искать поддержку в суде в этом случае бессмысленно.

* * * 

Минфин выпустил разъясняющее Письмо, согласно которому в случае, если предприятие приобрело объект недвижимости, учло его на счете 08 (до того как провело ремонтные работы и установило необходимое оборудование), оно вправе принять к вычету "входной" НДС в том налоговом периоде, в котором отразило его в учете на счете 08.

Отметим, что судьи уже давно придерживаются такой позиции. Более того, в случае если в описанной ситуации предприятие приняло НДС к вычету на дату ввода ОС в эксплуатацию, при этом между датой приобретения и датой ввода в эксплуатацию прошло более трех лет, ему будет отказано в вычете.

Какие рекомендации можно дать налогоплательщикам в сложившейся ситуации? Безусловно, вопрос о том, в каком периоде принимать к вычету НДС по приобретенному ОС, если по каким-либо причинам оно не введено в эксплуатацию (учитывается на счете 08), организация должна решить самостоятельно. Если она уверена, что временной промежуток между двумя событиями (приобретение и ввод в эксплуатацию) небольшой, это можно сделать в любой налоговый период в течение трехлетнего срока.

Если же на счете 08 учитывается объект, приобретенный для использования в деятельности, облагаемой НДС, при этом в момент покупки НДС не был принят к вычету, организация должна посчитать: если трехлетний срок не истек — поторопиться и принять НДС к вычету, если же срок уже истек — распрощаться с правом на вычет.

В I квартале 2016 г. можно заявить вычет НДС, если основное средство было приобретено не ранее I квартала 2013 г. (Письмо Минфина России от 12.05.2015 N 03-07-11/27161).

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Вычет по НДС можно отложить на три года. Но из правила есть свои исключения

Быстрая навигация:Каталог статейИные вопросы Условия для реализации вычета по НДС по СМР до их полного окончания (Гришина О.П.)

Условия для реализации вычета по НДС по СМР до их полного окончания (Гришина О.П.)

Дата размещения статьи: 13.04.2017

Возможно ли применение вычета по НДС по выполненным строительно-монтажным работам (СМР) до окончания капстроительства, то есть до момента ввода объекта строительства в эксплуатацию? Однозначного ответа на этот вопрос в налоговом законодательстве, увы, не содержится. Зато есть немало нюансов, которые так или иначе влияют на решение обозначенной проблемы. Как именно — поясним в данном материале.

Буква закона 

Момент применения вычета НДС, предъявленного подрядчиками, определен нормами п. 6 ст. 171 и п. 1, 5 ст. 172 НК РФ. Согласно п. 6 ст. 171 вычетам подлежат в том числе суммы "входного" НДС, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (застройщиками или техническими заказчиками) при проведении ими капитального строительства. Указанные вычеты на основании п. 5 ст. 172 производятся в порядке, установленном абз. 1 и 2 п. 1 ст. 172. Этими нормами закреплено, что вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком в том числе работ после принятия их на учет и при наличии соответствующих первичных документов.

Из указанных налоговых норм в совокупности следует, что право на вычет НДС у налогоплательщика возникает при условии принятия им к учету работ по капитальному строительству и наличия счета-фактуры. Причем наличие оплаты выполненных подрядчиком работ не является обязательным условием для принятия налогоплательщиком сумм НДС к вычету при соблюдении условий, установленных п. 1 ст. 172 НК РФ. На это обстоятельство обращено внимание в Письме ФНС России от 31.03.2014 N ЕД-4-15/5849. 

К сведению. Обязанность продавца уплатить НДС в бюджет и право покупателя применить налоговый вычет связаны с одним и тем же юридическим фактом — выставлением счета-фактуры: право покупателя на такой вычет зависит от предъявления ему продавцом сумм НДС в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом, то есть посредством счета-фактуры, а обязанность продавца перечислить сумму этого налога в бюджет обусловлена выставлением им счета-фактуры с выделением в нем соответствующей суммы налога отдельной строкой (п. 8 Письма ФНС России от 23.12.2016 N СА-4-7/24825@).

Разъяснения чиновников Минфина и ФНС 

Официальные органы неоднократно исследовали обозначенный вопрос, писем, в которых идет речь об этом, довольно много. Анализировать их все, полагаем, нет смысла. Рассмотрим разъяснения, которые были даны чиновниками за последние два года. 

Реквизиты Писем

Позиция чиновников, отраженная в них

Минфин

От 26.12.2016 N 03-07-10/77953, от 05.12.2016 N 03-07-10/71892

Суммы НДС, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями при проведении ими капитального строительства, принимаются им к вычету в течение трех лет после принятия на учет работ по капстроительству независимо от момента ввода объекта строительства в эксплуатацию

От 08.12.2016 N 03-07-10/73279, от 16.06.2016 N 03-07-10/34875

Суммы НДС, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями при проведении ими капитального строительства, принимаются им к вычету в течение трех лет после принятия на учет работ по капитальному строительству и материалов, приобретенных для указанных работ, независимо от момента ввода объекта строительства в эксплуатацию.

Причем принятие к вычету НДС, предъявленного подрядными организациями при проведении ими капитального строительства, на основании одного счета-фактуры частями в разных налоговых периодах в течение трех лет после принятия на учет этих работ нормам НК РФ не противоречит

ФНС

От 20.01.2016 N СД-4-3/609@

Суммы НДС, предъявленные подрядчиками заказчику-инвестору по выполненным работам (услугам), принимаются к вычету заказчиком-инвестором на основании счетов-фактур подрядчиков, выставленных в соответствии с п. 3 ст. 168 НК РФ в адрес заказчика-инвестора, при условии принятия к учету, в том числе на счете 08, результата этих работ, наличия соответствующих первичных документов и использования строящегося объекта для осуществления операций, облагаемых НДС, то есть не дожидаясь ввода в эксплуатацию завершенного капитальным строительством объекта основных средств

От 20.03.2015 N ГД-4-3/4428@

Вычеты сумм НДС по выполненным СМР производятся на основании счетов-фактур, выставленных согласно п. 3 ст. 168 НК РФ, после принятия налогоплательщиком указанных работ на учет, в том числе на счет 08, при наличии соответствующих первичных документов.

При рассмотрении правомерности применения налогоплательщиками вычетов по НДС при осуществлении капитального строительства налоговому органу следует учитывать в том числе условия заключенных договоров, порядок расчетов между субъектами правоотношений и принятия результатов выполненных работ

Примечание. Право на вычет "входного" НДС может быть реализовано налогоплательщиком в пределах трех лет после принятия им на учет приобретенных на территории РФ товаров (работ, услуг), имущественных прав (абз. 1 п. 1.1 ст. 172 НК РФ).

"Разбор полетов" 

Позиция Минфина 

Как видим, представители Минфина немногословны и выдвигают фактически всего три условия для правомерного применения вычета НДС налогоплательщиком:

— работы по капитальному строительству приняты к учету (в том числе на счет 08);

— есть счет-фактура;

— не истекли три года с момента принятия указанных работ к учету.

Получается, что налогоплательщик может применять вычет НДС, предъявленного подрядными организациями, ежемесячно на основании акта КС-2, справки КС-3 и счета-фактуры. И, разумеется, в пределах трех лет с момента принятия работ на учет.

Неплохой иллюстрацией к сказанному будут решения судей АС МО.

К примеру, в Постановлении от 26.02.2016 N Ф05-220/2016 по делу N А40-83195/2015 арбитры данного округа подчеркнули, что право на вычет у общества возникает при условии принятия к учету результата выполненных работ при строительстве жилого комплекса и при наличии счета-фактуры. У общества не имеется оснований применять вычет по НДС по подрядным работам по окончании строительства, поскольку общество приобретает результаты работ, а не основные средства. При этом судьи отметили, что с момента начала строительства до даты ввода объекта в эксплуатацию может пройти более трех лет и данное обстоятельство фактически лишает налогоплательщика права на вычет налога по счетам-фактурам, предъявленным на начальном этапе.

Обобщая сказанное, можно сделать следующий вывод. Позиция Минфина по анализируемому вопросу такова: вычеты "входного" налога по строительно-монтажным работам можно применять в периоде, когда эти работы приняты и отражены в учете, то есть сразу после получения счета-фактуры на любой перечень работ, включенных (к примеру, за месяц) в акт КС-2 и справку КС-3. Причем неважно, являются ли эти работы результатом выполнения предмета договора в целом или его отдельного этапа.

Позиция ФНС 

На первый взгляд позиция ФНС по анализируемому вопросу мало чем отличается от точки зрения Минфина. Но! Благосклонность налоговиков таит в себе скрытый (тайный) смысл: ситуация с вычетом НДС не столь проста. Поясним, о чем идет речь.

ФНС в письмах указывает на то, что счета-фактуры в рассматриваемых ситуациях выставляются на основании п. 3 ст. 168 НК РФ (на который, к слову, Минфин не ссылается в своих разъяснениях). Напомним: в данной норме сказано, что при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав счета-фактуры выставляются не позднее пяти дней со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав. А реализацией в силу п. 1 ст. 39 НК РФ признается в том числе передача на возмездной либо безвозмездной основе результатов выполненных работ одним лицом для другого лица. Что считать таковыми, Налоговый кодекс не поясняет. Но из норм Гражданского кодекса (использовать их позволяет ст. 11 НК РФ) следует, что в качестве результата выполненных работ может рассматриваться как окончательный результат договора подряда, так и некий промежуточный результат, который определяется по завершении отдельных этапов работ, устанавливаемых договором (см., например, ст. 702, 705, 708, 711, 753 ГК РФ).

С одной стороны, получается, что специалисты ФНС считают: налогоплательщик вправе заявить вычет НДС по счету-фактуре, который подрядчик выставляет при передаче всего объема работ, предусмотренных договором подряда, либо отдельного этапа работ, определенного договором. Возможно, по этой причине в Письме N ГД-4-3/4428@ они рекомендовали территориальным налоговикам при решении в анализируемой ситуации вопроса о применении вычета НДС учитывать условия заключенных договоров, а также порядок расчетов между субъектами правоотношений и принятия результатов выполненных работ. Ведь подобная оговорка — очевидный намек на то, что период реализации права на вычет НДС зависит от наличия в договоре подряда условий о поэтапной сдаче работ. Хотя еще в Письме от 06.05.2013 N ЕД-4-3/8255@ налоговики, сославшись на сложившуюся арбитражную практику, дали понять, что действующее налоговое законодательство обусловливает право на применение налоговых вычетов заказчиком-инвестором при приобретении работ, в том числе строительных, приемкой и принятием на учет результатов выполненных работ безотносительно того, выделены ли в договоре этапы строительных работ, происходит ли переход от подрядчика к заказчику рисков случайной гибели или повреждения результатов работ, а также вне зависимости от факта окончания или степени законченности строительных работ.

С другой стороны, в Письме N СД-4-3/609@ специалисты ФНС прямо сказали, что реализовать право на вычет "входного" налога налогоплательщик может, не дожидаясь ввода в эксплуатацию завершенного капстроительством объекта основных средств. Достаточно принятия этих работ на счет 08.

Причем ни в том, ни в другом Письме налоговики прямо не говорят о возможности реализации налогоплательщиком права на вычет "входного" налога по СМР по счетам-фактурам, выставленным на основании актов КС-2 и справок КС-3 по работам, выполненным подрядчиком за месяц, без привязки к предмету договора или его отдельным этапам. А потому, принимая во внимание используемые ФНС в Письмах N СД-4-3/609@ и N ГД-4-3/4428@ формулировки, полагаем, что нельзя с уверенностью сказать, что отсутствие в договоре подряда выделенных этапов работ никоим образом не скажется на реализации налогоплательщиком права на вычет "входного" налога. Не исключено, что в рамках контрольных мероприятий налоговики откажут в вычете по НДС. И тогда налогоплательщику придется убеждать сначала инспекторов (в том числе вышестоящей инстанции), а потом и судей в том, что действующее законодательство (налоговое и бухгалтерское) позволяет принять к учету работы по промежуточным актам (без привязки к выделенным этапам работ) и реализовать право на вычет "входного" налога.

Поэтому самый безопасный способ для налогоплательщика — составить договор грамотно и разбить весь объем работ по нему на два этапа или более. Добавим: такой подход вполне соответствует и вышеизложенной позиции Минфина. Более того, в данном случае налогоплательщик не рискует пропустить трехлетний предельный срок для реализации права на применение вычета НДС по работам по капитальному строительству.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
27 марта 2018 г.
Проект федерального закона № 424632-7 "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта — закрепление в гражданском законодательстве некоторых положений, отталкиваясь от которых, российский законодатель мог бы осуществлять регулирование рынка существующих в информационно-телекоммуникационной сети новых объектов экономических отношений (в обиходе — "токены", "криптовалюта" и пр.), обеспечивать условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде, в том числе сделок, позволяющих предоставлять массивы сведений (информацию).

20 марта 2013 г.
Проект федерального закона № 419090-7 "Об альтернативных способах привлечения инвестирования (краудфандинге)"

Законопроектом регулируются отношения по привлечению инвестиций коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями с использованием информационных технологий, а также определяются правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга). Деятельность по организации розничного финансирования (краудфандинга) заключается в оказании услуг по предоставлению участникам инвестиционной платформы доступа к ее информационным ресурсам. 

12 марта 2013 г.
Проект Федерального закона № 410960-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ"

Законопроект направлен на усиление ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Анализ правоприменения свидетельствует о наличии определенных пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления в сфере госзакупок со стороны лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты.

7 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 408171-7 ""Об особенностях участия социально ориентированных некоммерческих организаций в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ"

Целью данного законопроекта является предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям преференций при отчуждении из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого этими организациями.

1 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 403657-7 "О внесении изменений в статью 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции"

Цель данного законопроекта — уточнение оснований для обжалования в антимонопольный орган нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в том числе при проведении торгов. Вносимые изменения позволят антимонопольному органу оперативно восстанавливать нарушенные права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, во внесудебном порядке.

В центре внимания:

Администрация муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области (место нахождения: 188643, Ленинградская обл., г. Всеволожск, Колтушское шоссе, 138, ОГРН 1064703000911, ИНН 4703083640; далее — администрация) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (место нахождения: 191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, 3, ОГРН 1089847323026, ИНН 7840396953; далее — управление, УФАС) от 19.01.2017 по делу N 64-03-221-РЗ/17 и вынесенного на основании этого решения предписания УФАС от 19.01.2017 по тому же делу.

Дата размещения статьи: 13.03.2018

Развитие и правовое регулирование системы страхования вкладов на примере России и Чехии (Горош Ю.В., Швейгл Й.)

Дата размещения статьи: 15.01.2018

Доплаты к стоимости построенной квартиры: споры сторон (Симич И.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

Опасности, которые таит цифровизация (Москалева О.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

Проблемы судебного доказывания таможенной стоимости товаров (Микулин А.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

Бесплатная консультация юриста по телефонам:

  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Вычет НДС: правильно оформляем документы

Осенью Минфин России решил уделить пристальное внимание тому, как должны быть оформлены документы, необходимые для вычета НДС. Именно этой проблеме посвящено сразу несколько новых писем финансового ведомства. Так, в сентябре минфиновцы сделали весьма неожиданный для налогоплательщиков вывод, разрешив им принимать НДС к вычету без накладных (Письмо N 03-04-11/252). Кроме того, чиновники разъяснили, как отражать в книге покупок исправленные счета-фактуры (Письмо N 07-05-06/252).

А в октябре министерство сообщило о дополнительных требованиях к платежным документам, которые нужны для вычета НДС (Письмо N 03-04-04/03). Но здесь стоит оговориться: невыгодные разъяснения чиновников касаются лишь 2005 г. Ведь в будущем году требования к оформлению документов для вычета НДС изменятся, причем и для покупателей, и для продавцов, принимающих к вычету налог с авансов (основные требования к документам сведены в таблице на с. 35). Сегодня "Главбух" представляет вашему вниманию исчерпывающие сведения о том, как решить проблемы с оформлением документов, необходимых для вычета. Автор статьи — бухгалтер-практик — в своих рассуждениях основывается на личном опыте, что еще более увеличивает ценность этого материала.

Накладные не нужны?

В п. 1 ст. 172 Налогового кодекса РФ говорится, что принять к вычету "входной" НДС можно только в том случае, если товары приняты к учету. И так как фирма приходует товары на основании накладной, налоговики зачастую придираются к тому, как этот документ оформлен. Скажем, фирме могут запретить принимать к вычету НДС, если в накладной нет всех реквизитов. Например, даты и номера транспортной накладной. Однако с такой позицией не согласны сотрудники Минфина России.

Какие ошибки влияют на вычет НДС

Ошибка
в документе
Позиция чиновников Альтернатива Вывод
Не тот адрес
в счете-
фактуре
В счете-фактуре
нужно указывать
юридические адреса
продавца и
покупателя и
фактическое
местонахождение
грузоотправителя и
грузополучателя
Налоговый кодекс
РФ не уточняет,
какие адреса нужно
указывать в
счете-фактуре. А
значит, вычет
возможен и при
неправильном
адресе
Если проверяющие
запретили вам
вычет из-за такой
ошибки,
обращайтесь в суд.
Арбитры наверняка
встанут на вашу
сторону
Не все
реквизиты в
счете-фактуре
В счете-фактуре
должны быть все
реквизиты, которые
в нем
предусмотрены
Вычет возможен,
даже если в
счете-фактуре нет
КПП и расшифровок
подписей
Судьи однозначно
поддерживают
налогоплатель-
щиков, разрешая
вычет по
счетам-фактурам
без КПП и
расшифровок
подписей. Однако
советуем все-таки
заполнять эти
реквизиты, чтобы
избежать лишних
споров
Недостоверные
сведения
о контрагенте
в счете-
фактуре
Вычет невозможен,
если в
счете-фактуре
указан продавец,
которого нет в
ЕГРЮЛ
Судебная практика
по этому вопросу
сложилась
противоречивая.
Если речь идет о
крупных суммах
вычета, то можно
обратиться в суд.
Но сказать,
поддержат ли вас
судьи, однозначно
нельзя
Лучше работать с
проверенными
поставщиками
Ошибка
в накладной
Вычет возможен и
без накладной.
Поэтому ошибка в
ней не влияет на
вычет
Чтобы
воспользоваться
вычетом, товары
нужно
оприходовать. А
это делается
именно на
основании
накладной
Для вычета НДС
накладная
необходима. Однако
ошибка в накладной
на вычет не
влияет
НДС не
выделен
отдельной
строкой
в документе
об оплате
Вычет невозможен,
если налог не
выделен отдельной
строкой в
документе об
оплате
Судебная практика
свидетельствует,
что вычет
возможен, даже
если налог не
выделен отдельной
строкой в
документе об
оплате
Если проверяющие
запретили вам
вычет из-за такой
ошибки,
обращайтесь в суд.
Арбитры наверняка
встанут на вашу
сторону

Об этом свидетельствует Письмо финансового ведомства от 30 сентября 2005 г. N 03-04-11/252. В нем минфиновцы ответили на вопрос налогоплательщиков, можно ли принять к вычету НДС, если в накладной заполнены не все реквизиты. Минфиновцы разъяснили, что такое право у фирмы есть. Более того, сотрудники финансового ведомства сделали следующий вывод: чтобы принять к вычету "входной" НДС, накладные вообще не нужны. По мнению чиновников, документами, подтверждающими право фирмы на вычет, являются счета-фактуры и документы об оплате.

Однако вычет НДС невозможен, если товары не приняты к учету, как того требует п. 1 ст. 172 Налогового кодекса РФ. А на учет товары приходуются именно по накладной. Получается, что этот документ, несмотря на Письмо Минфина России, все-таки нужен. Но запретить вычет, если накладная неправильно оформлена, инспекторы не могут.

Платежные документы

Для вычета НДС в 2005 г. фирме нужны платежные документы (п. 1 ст. 172 Налогового кодекса РФ). Причем если товары были оплачены по безналу, то таким документом является платежка. А при наличных расчетах продавец выбивает кассовый чек и выдает приходник. К оформлению всех этих бумаг налоговики предъявляют часто необоснованные требования. Однако в 2006 г. для того, чтобы принять к вычету НДС, платежные документы не понадобятся.

Как оформлять платежные документы в 2005 году

Платежное поручение. К платежке инспекторы предъявляют, как правило, два необоснованных требования:

  • в документе нужно указывать, по каким счетам-фактурам происходит оплата;
  • "входной" НДС должен быть выделен в платежном поручении отдельной строкой.

Однако Налоговый кодекс РФ подобные правила не устанавливает. Поэтому судьи поддерживают налогоплательщиков. Так, ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 8 августа 2005 г. N А56-38461/2004 высказал мнение, что отсутствие в платежных поручениях реквизитов счетов-фактур не может повлиять на право фирмы воспользоваться вычетом по НДС. Ведь, как справедливо отметили судьи, законодательство не требует указывать такие сведения в платежном документе.

И с требованием о том, что НДС должен выделяться в платежке отдельной строкой, судьи также не соглашаются. А значит, налог можно принять к вычету, если остальные условия для этого выполняются. Такой вывод сделал, например, ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 23 августа 2004 г. N Ф04-5738/2004(А67-3710-25).

Чтобы избежать претензий со стороны проверяющих, в платежках надо выделять НДС отдельной строкой. Но если у вас уже были оплаты, по которым налог отдельной строкой не выделялся (хотя банки обычно такие документы не принимают), подтверждающими документами будут счета-фактуры с выделенной суммой налога. Они являются дополнительным доказательством того, что организация заплатила в составе цены НДС.

Кассовый чек и приходный кассовый ордер. Основное требование, которое проверяющие предъявляют к кассовому чеку, — это то, что в нем НДС должен быть выделен отдельной строкой. Продолжая доблестное дело инспекторов, Минфин России недавно также выпустил подобное разъяснение — Письмо от 4 октября 2005 г. N 03-04-04/03. Позиция сотрудников финансового ведомства такова: в чеке должна быть отдельно указана сумма НДС.

Но, как мы уже сказали, такого требования Налоговый кодекс РФ не содержит. И суды не соглашаются с позицией чиновников. Примером является Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 17 августа 2005 г. N А33-5030/05-Ф02-3884/05-С1.

Что же касается приходного кассового ордера, то в отличие от чека ККТ он вообще не является документом, необходимым для вычета НДС. Такое мнение Минфин России высказал в том же Письме N 03-04-04/03. То есть отсутствие приходника никак не влияет на право фирмы получить вычет из бюджета.

Документы об оплате в 2006 году не нужны

С 2006 г. принимать НДС к вычету можно будет без оплаты поставщику. Таким образом, платежные документы для вычета с 1 января не нужны. Однако напомню, что этот порядок будет применяться только к покупкам, сделанным в 2006 г. и позже. А вот НДС, который на 1 января останется на счете 19, фирмы смогут принять к вычету по особым правилам.

Организациям, которые сейчас исчисляют налог "по отгрузке", платежные документы и в этом случае не понадобятся. Ведь НДС, перешедший с 2005 г., они смогут принять к вычету равными долями в первом полугодии 2006 г. И оплата в этом случае значения не имеет.

А вот фирмам, которые сейчас рассчитывают НДС "по оплате", налог, оставшийся с 2005 г., можно будет принять к вычету только после перечисления денег покупателю. То есть для вычета переходного НДС понадобятся платежные документы. Но если НДС по таким покупкам не будет оплачен до 2008 г., то его фирмы смогут принять к вычету 1 января 2008 г. уже без платежек и кассовых чеков.

Счета-фактуры в деталях

В п. п. 5 и 6 ст. 169 Налогового кодекса РФ приведен исчерпывающий перечень реквизитов, которые должен содержать счет-фактура. Однако несмотря на это, налоговики все равно пытаются лишить фирм права на вычет НДС и придумывают дополнительные требования, не предусмотренные законодательством. Расскажу о наиболее распространенных претензиях проверяющих, с которыми сталкивалась наша фирма.

Не тот адрес

У многих наших поставщиков юридические и фактические адреса не совпадают. Контрагенты обычно не придают этому значения и проставляют в счете-фактуре адрес, который у них забит в компьютере. Но такая "небрежность" становится для нас проблемой при проверках. Налоговики считают, что фирмы, отражая в счете-фактуре местонахождение участников сделки, должны строго выполнять Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. N 914.

А согласно Правилам в графах 2а (адрес продавца) и 6а (адрес покупателя) нужно указывать местонахождение партнеров в соответствии с учредительными документами, то есть юридические адреса. Это означает, что если у продавца или покупателя юридические и фактические адреса различаются, то фактическое местонахождение вообще не нужно указывать в счете-фактуре.

Ошибки в адресах бухгалтеры также допускают, когда заполняют графы 3 и 4 (адреса грузоотправителя и грузополучателя). При этом отметим, что графа 3 заполняется лишь в том случае, если грузоотправителем является не продавец, а другая фирма. А графа 4 заполняется, если груз получает не покупатель. В этих случаях указываются фактические адреса организаций, отправляющих и принимающих грузы.

И, по мнению налоговиков, если в какой-нибудь графе счета-фактуры будет не тот адрес, то принять НДС к вычету не получится. Правда, с этим не соглашаются суды. Примером является Постановление ФАС Уральского округа от 7 сентября 2005 г. N Ф09-3894/05-С2. В этом деле судьи рассмотрели ситуацию, когда в счете-фактуре был указан не юридический, а фактический адрес покупателя. Налоговики запретили фирме принимать "входной" НДС к вычету. Однако арбитры поддержали налогоплательщика, которому помогли следующие аргументы.

В ст. 169 Налогового кодекса РФ сказано, что в счете-фактуре должны быть адреса покупателя и поставщика. Однако здесь не уточняется, о каких адресах идет речь — фактических или юридических. А значит, покупатель вправе принять "входной" НДС к вычету независимо от того, какой адрес указан в счете-фактуре.

Нередко споры с проверяющими разгораются и по поводу того, можно ли в графах 3 и 4 вместо адреса грузоотправителя и грузополучателя указывать "он же", если таковыми являются поставщик и покупатель. Налоговики настаивают, что в этих графах нужно проставлять адреса грузополучателя и грузоотправителя, даже если таковыми являются покупатель и продавец. Иначе вычета покупатель не получит. С этой придиркой, естественно, не соглашаются суды (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 17 ноября 2003 г. N А26-2569/03-23). Арбитры считают, что вполне можно в графах 3 и 4 ставить "он же".

Однако лучше побеспокоиться о правильном заполнении счетов-фактур до проверки, чтобы не пришлось судиться с чиновниками из-за каждой неточности.

Не все реквизиты

В счете-фактуре есть реквизиты, которые не перечислены в ст. 169 Налогового кодекса РФ. Это КПП продавца и покупателя, а также расшифровка подписей руководителя и главного бухгалтера. Забраковать счет-фактуру без указанных реквизитов проверяющие не имеют права. На это не раз указывали суды (см., например, Постановление ФАС Московского округа от 14 апреля 2003 г. N КА-А40/1954-03). Но отсутствие в счете-фактуре КПП и расшифровок подписей грозит фирме судебными разбирательствами. Поэтому мы все эти реквизиты указываем. Сделать это несложно, зато не приходится ходить по судам.

Недостоверные сведения

Налоговики убеждены, что вычет НДС невозможен, если:

  • сведения о продавце недостоверны;
  • сведения о поставщике достоверны, но он не перечислил НДС в бюджет.

Такой же позиции придерживается и Минфин России — Письмо от 29 июля 2004 г. N 03-04-14/24.

Конечно, точка зрения чиновников незаконна. Ведь Налоговый кодекс РФ не требует, чтобы покупатель проверял данные, указанные поставщиком в счете-фактуре. Однако сложность состоит в том, что судебная практика по этому вопросу сложилась неоднозначная. Так, ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 22 декабря 2004 г. N А44-4065/04-С9 признал, что покупатель не должен нести ответственность за поставщика. Однако позже ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 20 января 2004 г. N А28-6249/2003-348/23 поддержал налоговиков в том, что по счету-фактуре, который выписан недобросовестным поставщиком, вычет НДС невозможен.

Очевидно, чтобы избежать претензий со стороны налоговиков, лучше всего запрашивать сведения о поставщике из Единого государственного реестра юридических лиц. Однако этот способ непрактичен. Например, нашей организации он совершенно не подходит, так как поставщиков у нас очень много. Да и проверяющие придираются не только когда поставщика нет в ЕГРЮЛ, но и когда продавец не перечислил НДС в бюджет. А это мы проверить тем более не можем. Поэтому крупные сделки мы заключаем только с проверенными поставщиками.

Вычет по авансам

По общему правилу, получив аванс от покупателя, поставщик должен выписать счет-фактуру. На основании его продавец начисляет НДС с аванса, а затем принимает этот налог к вычету. Но на практике многие бухгалтеры не выписывают счета-фактуры, если аванс и реализация проходят в одном налоговом периоде. Это существенно сокращает документооборот.

Однако мы таким образом не поступаем. Дело в том, что за отсутствие счетов-фактур могут оштрафовать по ст. 120 Налогового кодекса РФ на 5000 руб. Поэтому инспекторы обращают внимание на такие счета-фактуры. Тем более что недавно об этом напомнил Минфин России в Письме от 25 августа 2005 г. N 03-04-11/209. Сотрудники финансового ведомства ссылаются на п. п. 13 и 17 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. N 914. Здесь сказано, что счет-фактура на сумму аванса должен отражаться в книге продаж и в книге покупок. Даже если эти события происходят в одном налоговом периоде.

Исправление счетов-фактур

Минфин России выпустил Письмо от 21 сентября 2005 г. N 07-05-06/252, разъяснив, как покупателям регистрировать исправленные счета-фактуры в книге покупок. По мнению минфиновцев, исправленный счет-фактуру следует "убрать" из книги покупок в том месяце, в котором покупатель занес документ первоначально. А затем отразить документ в книге покупок вновь, но уже той датой, когда он был исправлен. Причем не важно, какую ошибку исправил в счете-фактуре продавец. В любом случае Минфин России считает, что право на вычет покупатель получит после того, как счет-фактура будет заполнен без погрешностей.

Но если следовать разъяснениям финансового ведомства, то фирме придется платить пени по НДС. Ведь получится, что фирма примет "входной" НДС к вычету в одном месяце, а исправит счет-фактуру позже, в другом месяце. А значит, покупателю придется пересчитывать сумму уплаченного налога, сдавать "уточненку" и платить пени.

На самом деле это не требуется, если речь идет о погрешностях, которые не влияют на сумму НДС. Обычно мы заменяем счета-фактуры с ошибкой на правильные той же датой и тем же номером, что и первоначальный вариант. Поэтому исправленные счета-фактуры в другой месяц книги покупок никак не попадают.

Правда, сложность возникает, когда ошибку в счете-фактуре обнаруживают проверяющие. Тогда налоговики не разрешают просто заменить первоначальный документ на исправленный. Об этом свидетельствует Письмо Минфина России от 8 декабря 2004 г. N 03-04-11/217.

Но суды в такой ситуации поддерживают налогоплательщиков. Арбитры считают, что фирма вправе заменить счета-фактуры на исправленные. Примером является Постановление ФАС Центрального округа от 19 октября 2004 г. N А09-2259/04-31.

Период в три года для заявления на вычет НДС

По мнению судей, главное исправить счета-фактуры до суда. Это означает, что если проверяющие не принимают вычет НДС по исправленным счетам-фактурам и вы готовы отстаивать свои интересы в суде, то принесите документы на слушание дела. И шансы, что арбитры встанут на вашу сторону, велики.

К вычету больше, чем начислено

Инспекторы особо тщательно проверяют документы, если вычет НДС превышает начисленную сумму налога. В этом наша фирма убедилась на собственном опыте. Дело в том, что НДС мы платим по ставке 10 процентов (книжная продукция). А "входной" налог у нас идет по 18-процентной ставке. В итоге начисленная сумма НДС у нас, как правило, меньше, чем вычет.

В этом случае инспекторы вместе с декларациями требуют приносить счета-фактуры поставщиков по крупным сделкам, договоры. То есть на практике камеральная проверка подменяется выездной. В такой ситуации можно, конечно, обратиться в суд, чтобы признать требования инспекторов неправомерными (см., например, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 15 августа 2005 г. N Ф04-5459/2005 (13982-А27-25)). Однако для нашей фирмы важно быстрее получить возврат НДС из бюджета. Поэтому мы выполняем требования инспекторов и приносим вместе с декларациями дополнительные документы.

Таким образом, бухгалтерия нашей организации в конце каждого месяца детально проверяет, правильно ли оформлены документы, необходимые для вычета. Кроме того, мы готовим документы, которые понесем в инспекцию, — декларации, договоры по крупным сделкам, счета-фактуры.

А.А.Шишкин

Главный бухгалтер

издательства "Эгмонт Россия" Лтд