НДС на транспортные услуги

Содержание

Международная перевозка

  • 11.09.18 Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 02.08.2018 г. N 03-07-08/54404 О применении НДС при оказании услуг по международным перевозкам пассажиров и багажа, оказываемых иностранными авиакомпаниями, имеющими постоянные представительства на территории РФ 1 396
  • 06.09.18 В письме от 14 августа 2018 г. N 03-07-08/57471 Минфин рассказал об НДС при оказании услуг по международной перевозке по договору фрахтования, а также транспортно-экспедиционных услуг при организации международных авиаперевозок. В соответствии с подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 НК нулевая ставка НДС применяется в отношении услуг по международной перевозке, а также транспортно-экспедиционных услуг, перечень которых установлен данным… 1 867
  • 06.09.18 Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 14.08.2018 г. N 03-07-08/57471 О применении НДС при оказании услуг по международной перевозке по договору фрахтования, а также транспортно-экспедиционных услуг при организации международных авиаперевозок 1 986
  • 11.05.18 Опубликовано определение судьи ВС по делу № А53-30316/2016, о котором мы писали ранее. ООО «А» оплатило исполнителю услуги по комплексной перевалке груза. На основании выставленного исполнителем счета-фактуры ООО «А» заявило возмещение НДС. По результатам камеральной проверки налоговая отказала, поскольку товар реализован на экспорт, следовательно, услуги оказаны в рамках международной перевозки товаров и облагаются по ставке 0%. Суд… 3 448
  • 14.12.17 Письмо Минфина России от 15.11.2017 № 03-07-08/75382 1 890
  • 12.09.17 В письме от 4 сентября 2017 г. № 03-07-08/56523 Минфин ответил на вопрос об НДС с услуг по упаковке товара, оказываемых в рамках договора транспортно-экспедиционных услуг по организации международной перевозки товаров морским транспортом в Нидерланды. Нулевая ставка НДС применяется в отношении оказываемых российскими организациями и ИП транспортно-экспедиционных услуг, перечень которых установлен подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 НК, на… 1 214
  • 12.09.17 Письмо Минфина России (Министерство финансов РФ) от 04.09.2017 г. №03-07-08/56523 1 048
  • 11.08.17 В письме от 19 июля 2017 г. № СД-4-3/14105@ ФНС рассказала об НДС по услугам таможенного представителя. ФНС рассмотрела случай, когда согласно условиям договора, заключенного импортером с таможенным представителем последний оказывает услуги по совершению таможенных операций в отношении товаров, в том числе: декларирование товаров и транспортных средств; получение разрешения таможенного органа на совершение отдельных таможенных операций;… 2 140
  • 11.08.17 Письмо Федеральной налоговой службы от 19.07.2017 г. № СД-4-3/14105@ 1 122
  • 13.06.17 Письмо Минфина от 18.05.2017 N 03-07-08/30251 1 379
  • 02.03.17 В письме от 20 февраля 2017 г. № СД-4-3/3154@ ФНС ответила на вопрос о применении ставки НДС 0% при реализации услуг по сопровождению и охране товаров в контейнерах при международной перевозке. В соответствии с подпунктом 3.1 пункта 1 статьи 164 НК нулевая ставка НДС применяется в отношении транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых на основе договора транспортной экспедиции при перевозке железнодорожным транспортом товаров, перемещаемых… 2 197
  • 21.12.16 Письмо Федеральной налоговой службы от 12.12.2016 г. № СД-4-3/23716@ “О рассмотрении обращения” 6 412
  • 21.11.16 В России вводится понятие «международный дальнобойщик». С 20 ноября начинает действовать новый порядок Минтранса по допуску водителей автобусов и грузовиков к международным рейсам. 626
  • 01.11.16 В рамках оказания транспортно-экспедиционных услуг при организации международной перевозки ООО «Г» привлекло ряд компаний для перевозки ввезенных из КНР, Таиланда грузов автомобильным и железнодорожным транспортом по территории РФ. Счета-фактуры в адрес ООО «Г» были выставлены с выделенной суммой НДС, и ООО «Г» заявило вычет в налоговой декларации по НДС, ссылаясь на то, что услуги были оказаны на территории РФ. По результатам камеральной… 4 188
  • 29.08.16 Письмо Минфина от 04.07.2016 N 03-07-11/38969 5 376
  • 29.07.16 В письме от 4 июля 2016 г. № СД-4-3/11936@ ФНС рассмотрела ситуацию, когда налогоплательщик импортирует товары и для их доставки заключил договоры транспортной экспедиции. Каждый экспедитор доставлял товар из другой страны до пункта назначения на территории РФ (в Москву). При этом для экспедиторы привлекали третьих лиц (перевозчиков). Одни перевозчики везли товар морским транспортом (из Китая до Санкт-Петербурга), другие — автотранспортом (из… 3 293
  • 28.07.16 Письмо Минфина от 04.07.2016 г. № СД-4-3/11936@ 4 804
  • 12.07.16 В письме от 14 июня 2016 г. N СД-4-3/10498@ ФНС напомнила о нулевой ставке НДС при реализации транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки. В этих целях к транспортно-экспедиционным услугам относятся участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров, оформление документов, прием и выдача грузов, завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные … 3 376
  • 29.06.16 Письмо ФНС России от 14.06.2016 N СД-4-3/10498@ 4 227
  • 22.01.16 Фирма оказывала услуги по международной перевозке грузов. Согласно договору с заказчиком подача транспортных средств к месту погрузки является элементом комплекса перевозочных услуг, а не самостоятельным видом услуг, а возврат предоставленных ранее заказчику вместе с грузом полуприцепов связан с необходимостью их повторной загрузки. Перевозчик представил в инспекцию налоговую декларацию по НДС, по результатам камеральной проверки которой… 2 304
  • 08.10.15 Письмо Минфина от 04.09.2015 № 03-07-08/51093 2 252
  • 11.06.15 В письме от 21.05.15 № 03-07-08/29322 Минфин указал на пункт 18 постановления пленума ВАС от 30 мая 2014 г. N 33. Оказание услуг международной перевозки несколькими лицами (множественность лиц на стороне исполнителя или привлечение основным исполнителем третьих лиц (субисполнителей)) само по себе не препятствует применению нулевой ставки НДС всеми участвовавшими в оказании услуг лицами. В связи с этим данную ставку налога применяют… 4 277
  • 11.06.15 Письмо Минфина от 21.05.2015 № 03-07-08/29322 3 601
  • 08.06.15 ООО «С» (клиент) и ООО «Г» (экспедитор) заключили договор транспортной экспедиции, по условиям которого экспедитор организует выполнение услуг, связанных с перевозкой груза в международном и внутреннем сообщениях. Клиент выплачивает экспедитору вознаграждение, а также компенсирует расходы, связанные с исполнением поручения клиента. ООО «Г» оказало услуги с привлечением ОАО, которое выставило в адрес ООО «Г» счета-фактуры с НДС по ставке… 3 160
  • 18.02.15 В письме от 19 декабря 2014 г. N 03-07-08/65733 Минфин напомнил, что перечень документов, представляемых в налоговые органы для подтверждения права на нулевую ставку НДС при оказании услуг международной перевозки, определен пунктом 3.1 статьи 165 НК. Данным перечнем таможенная декларация не предусмотрена. При ввозе товаров морским, речным судном, судном смешанного (река — море) плавания с территории иностранного государства, не… 3 048
  • 18.02.15 В письме от 19 декабря 2014 г. N 03-07-08/65899 Минфин согласился с позицией пленума ВАС, высказанном в постановлении от 30 мая 2014 г. N 33. Оказание услуг международной перевозки несколькими лицами (множественность лиц на стороне исполнителя или привлечение основным исполнителем третьих лиц (субисполнителей)) само по себе не препятствует применению нулевой ставки НДС всеми участвовавшими в оказании услуг лицами. В связи с этим 0% НДС… 2 658
  • 17.02.15 Письмо Минфина России от 19.12.2014 N 03-07-08/65733 2 938
  • 17.02.15 Письмо Минфина России от 19.12.2014 N 03-07-08/65899 2 219
  • 06.02.15 В письме от 12 декабря 2014 г. N 03-07-08/64224 Минфин напомнил, что нулевая ставка НДС применяется в отношении: услуг по международной перевозке товаров, под которой понимается перевозка товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река — море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения расположен за пределами РФ; … 3 250
  • 30.01.15 Письмо Минфина России от 12.12.2014 N 03-07-08/64224 2 533
  • 30.12.14 Опубликовано определение судьи ВС по делу А40-164197/2013, о котором мы писали ранее. Напомним, компания заявила в налоговой декларации по НДС ставку 0% по транспортно-экспедиторским услугам, оказанным двум контрагентам. По результатам камеральной проверки ИФНС установила, что перевозка товаров осуществлялась в пределах РФ, и доначислила НДС, пени и штраф. Суд первой инстанции, апелляция и окружной арбитражный суд признали решение… 2 440
  • 01.12.14 Компания занимается коммерческими перевозками грузов автомобильным транспортом, в том числе, международными перевозками. По результатам камеральной проверки декларации по НДС инспекция решила, что услуги по возврату заказчику порожнего транспортного средства и подача прицепов на загрузку не могут быть отнесены к международной перевозке, поскольку оказываются до или после перевозки товара. Налоговики изменили ставку НДС по данной операции… 1 796
  • 19.11.14 В письме от 17.10.14 № 03-07-08/52436 Минфин со ссылкой на постановление пленума ВАС от 30 мая 2014 г. N 33 сообщил, что оказание услуг международной перевозки несколькими лицами (то есть, множественность лиц на стороне исполнителя или привлечение основным исполнителем третьих лиц) само по себе не препятствует применению нулевой ставки НДС всеми участвовавшими в оказании услуг лицами. Льгота распространяется на транспортно-экспедиционные… 2 079
  • 19.11.14 Письмо Минфина от 17.10.2014 № 03-07-08/52436 2 999
  • 27.10.14 ООО «А», осуществляющее коммерческие международные перевозки грузов автомобильным транспортом, заключило договор оказания услуг с ООО «М» по доставке автомобильным транспортом грузов из Литвы в РФ. В соответствии с договором стоимость услуг по перевозке включает в себя все расходы, связанные с оказанием услуг, в том числе и на обратную дорогу. ООО «А» в налоговой декларации по НДС заявило о применении ставки 0% к выручке по операциям… 1 795
  • 17.09.14 В письме от 10 июля 2014 г. N 03-07-08/33637 Минфин рассказал об НДС в отношении транспортно-экспедиционных услуг при организации международных перевозок товаров, оказываемых российской организацией. Вознаграждение, получаемое экспедитором по договору транспортной экспедиции при организации международной перевозки за оказание транспортно-экспедиционных услуг, предусмотренных подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 НК, облагается НДС по нулевой … 4 588
  • 16.09.14 Письмо Минфина России от 10.07.2014 N 03-07-08/33637 2 902
  • 03.09.14 По результатам камеральной проверки декларации по НДС за 4 квартал 2012 года инспекция установила неправомерное применение ставки НДС 0% по транспортно-экспедиторским услугам и услугам по перевозке автомобильным транспортом, оказанным компанией двум контрагентам. По этим услугам имеются договоры на перевозку грузов автомобильным транспортом, заявки на предоставление транспорта, международные товарно-транспортные накладные, авиагрузовые… 3 4 079
  • 14.07.14 На основании договора транспортной экспедиции фирма оказала контрагенту транспортно-экспедиционные услуги при организации международной перевозки грузов, в частности, услуги по приемке, погрузке и сдаче груза на судно, оформлению сертификатов на судовую партию, документальному сопровождению грузов при таможенном оформлении, выпуск коносаментов и манифестов, рассылка грузовых документов, ведение реестра автотранспорта. Конечным пунктом… 2 684
  • 19.05.14 В соответствии с нормами статьи 164 налогового кодекса России налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации услуг по международной перевозке товаров и транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки. 9 544
  • 15.04.14 На следующей неделе пленум Высшего арбитражного суда РФ рассмотрит проект постановления «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость». Документ объединяет правовые подходы, которые президиум ВАС РФ выработал при рассмотрении в порядке надзора дел, касающихся применения законодательства о НДС. Однако значительная часть пунктов проекта представлена в виде… 1 723
  • 11.04.14 Комментарий к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.03.2014 N 48 «О внесении изменений в некоторые решения Комиссии Таможенного союза» (вступает в силу 27.04.2014) 3 036
  • 19.03.14 Письмом от 12 марта 2014 г. № ГД-4-3/4400@ ФНС переслала письмо Минфина от 14 февраля 2014 г. N 03-08-13/6151, в котором говорится о порядке налогообложения в РФ доходов иностранной фирмы от международной перевозки и экспедирования, если эта инофирма работает с российскими заказчиками, не открывая постоянное представительство в РФ. В общем случае НК предусмотрено, что в таком случае к доходам иностранной организации, подлежащим обложению… 1 331
  • 02.08.12 Услуги по международной перевозке импортируемых в Российскую Федерацию товаров, а также транспортно-экспедиционные услуги по организации такой международной перевозки, оказываемые иностранными организациями, не облагаются НДС. Поскольку местом их реализации не является территория Российской Федерации. Основание: пп. 5 п. 1.1 ст. 148 НК РФ. Таким образом, российская организация, приобретающая такие услуги, не признается налоговым агентом… 1 662
  • 09.07.12 Индивидуальный предприниматель осуществляет пассажирские и грузовые автомобильные перевозки между Российской Федерацией и иностранными государствами. Переводится ли его деятельность на ЕНВД при условии, что договоры на перевозки предприниматель заключает с иностранными контрагентами? Да, такая деятельность может быть переведена на «вмененку», считают в Минфине России (письмо от 22.06.12 № 03-07-14/60). Перечень видов предпринимательской… 2 194
  • 28.10.11 С 1 января 2011 г. установлен новый порядок обложения НДС услуг по международной перевозке товаров. Международная транспортировка товара может осуществляться как иностранными компаниями, так и российскими компаниями и индивидуальными предпринимателями. Для целей обложения НДС транспортировка товара является услугой. В соответствии с п. 5 ст. 38 НК РФ услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности. 15 709
  • 10.10.11 Компании, занимающиеся международными перевозками в смешанном сообщении с использованием нескольких видов транспорта, могут применить нулевую ставку НДС (подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ) ко всему маршруту следования товара, в том числе и по России. А не только когда товар пересекает границу. Это относится к любым перевозкам, при которых пункт отправления или пункт назначения расположен за пределами России. 3 196
  • 31.03.10 Совет Федерации одобрил закон об уточнении порядка применения нулевой ставки по налогу на добавленную стоимость (НДС) по международным перевозкам, которые осуществляются российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте. Закон устраняет противоречия между ст.164 и ст.165 Налогового кодекса РФ, касающиеся налогообложения при железнодорожных перевозках. Согласно п.5 ст.165 НК РФ, для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки… 919
  • 27.02.10 Является ли российская организация налоговым агентом по налогу на прибыль с дохода, полученного иностранной организацией по договору международной перевозки… 2 7 698
  • 10.02.10 Госдума приняла сегодня в первом чтении законопроект, уточняющий порядок обоснования нулевой ставки налога на добавленную стоимость (НДС) при международных перевозках, осуществляемых российскими железнодорожными перевозчиками. Изменения предлагается внести в статью 164 части второй Налогового кодекса (НК) РФ. В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что в соответствии с данной статьей, при оказании услуг по перевозке или… 1 055

Программа курса для бухгалтеров ВЭД (Курсы ВЭД для бухгалтера) рассчитана на обучение: предпринимателей и начинающих специалистов по Бухучету, начинающих работать в ВЭД сфере; начинающих бухгалтеров для экспортно-импортных предприятий; студентов; руководителей для оптимизации управления компанией и ориентации в бухгалтерском учёте и налогообложении ВЭД; опытных бухгалтеров для восстановления навыков и актуализации знаний после перерыва в работе.

Нормативно-правовая база:

Гражданский кодекс РФ (ГК РФ); Налоговый кодекс РФ (НК РФ); Таможенный кодекс ЕАЭС (ТК ЕАЭС); Закон от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»; Закон от 10 декабря 2003 г. № 164 «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»; Закон «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ; План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкция к его применению (приказ Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94 в ред. от 08.11.2010 г.); Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 г. № 31н); Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ/3-2000); Положение по бухгалтерскому учету «Информация об участии в совместной деятельности» (ПБУ/20-03) (Приказ Минфина РФ от 24.11. 2003 г. № 105н и другие ПБУ); Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257 (ред. от 27.03.2018); Решение КТС от 20.09.2010 N 378 (ред. от 16.01.2018); Решение Коллегии ЕЭК от 10.12.2013 N 289; Положения и указания Центрального банка России.

Практические занятия:

  • анализ внешнеторгового контракта и др.коммерческих документов (контракт, инвойс, спецификация);
  • валютные операции, представление документов в банк для постановки на учет и закрывающие документы;
  • расчёт таможенной стоимости и таможенных платежей;
  • учет экспортно-импортных операций;
  • расчеты в иностранной валюте с учетом курсовой разницы;
  • учет подотчетных сумм, расходов, связанных с командировками (РФ и зарубежными), представительскими расходами, покупкой работниками ТМЦ);
  • анализ и определение необходимости получения разрешительных документов при ввозе или вывозе товаров (лицензий, сертификатов, разрешений);
  • Организация представление таможенной и налоговой отчетности.

>Транспортно-экспедиционные услуги: вопросы исчисления НДС

Транспортно-экспедиционные услуги: оценка налоговых рисков

На первый взгляд, рассмотренный порядок исчисления и уплаты НДС при оказании услуг по договору транспортной экспедиции выглядит простым и понятным. Вместе с тем анализ арбитражной практики показывает, что количество рассмотренных судами споров данной категории значительно. Причем проблемы возникают не только у экспедиторов, но и у заказчиков данных услуг. Рассмотрим наиболее спорные моменты.

Таможенный режим и применяемая ставка по НДС

В соответствии с пунктом 1 статьи 156 ТК РФ ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и их вывоз с этой территории влекут за собой обязанность лиц поместить товары под один из таможенных режимов, предусмотренных таможенным законодательством. Положения части первой подпункта 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ во взаимосвязи с подпунктом 1 пункта 1 данной статьи позволяют однозначно говорить о возможности, а правильнее, о необходимости применения ставки 0 % при помещении товаров под таможенный режим экспорта (вывозе) или под таможенный режим свободной экономической зоны. Вместе с тем, положения подпункта 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ не содержат категоричного запрета на применение нулевой ставки по НДС в отношении работ (услуг) по организации и сопровождению перевозок грузов, вывозимых за пределы территории России или ввозимых на территорию России, а также иных подобных работ (услуг) при помещении товаров под иные таможенные режимы. В таких условиях наиболее сложная ситуация складывается для организаций, осуществляющих перевозку и/или транспортно-экспедиционное обслуживание товаров, помещаемых под таможенный режим «выпуск для внутреннего потребления», то есть режим, при котором товары остаются на таможенной территории РФ без обязательства об их вывозе с этой территории.

При таких обстоятельствах споры с налоговыми органами о применяемой ставке неизбежны, причем исход такого спора в суде предугадать сложно.

Так, например, в постановлении ФАС СЗО от 14.05.2008 по делу № А56-16677/2007 отмечено, что «ответчик (налоговый орган — прим. авт.) необоснованно не принимает во внимание положения части первой подпункта 2 пункта 1 указанной статьи, которая связывает применение ставки 0 % в отношении таких работ (услуг) с соблюдением налогоплательщиком положений подпункта 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ — то есть с наступлением факта помещения товара под таможенный режим экспорта или свободной таможенной зоны».

В Определении ВАС РФ от 27.11.2008 № 15232/08 изложена сходная позиция, согласно которой применение ставки НДС 0 % при оказании услуг по перевозке товара связано с наступлением факта помещения товара под таможенный режим экспорта. При этом дополнено, что товары должны быть «помещены под таможенный режим экспорта на момент совершения данных операций либо если по характеру самих операций они могут осуществляться только в отношении экспортных товаров».

Вместе с тем, противоположного мнения придерживается ФАС СКО. Например, в постановлении от 19.02.2008 № Ф08-515/2008-173А по делу № А32-12521/ 2007-14/204 указано: «норма, содержащаяся в абзаце 2 подпункта 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ, не имеет указания на какой-либо таможенный режим, понятия «экспортируемые», «вывозимые» должны трактоваться вне связи с таможенным режимом экспорта».

Следует отметить, что в данных судебных делах налогоплательщики преследовались противоположные цели:

  • в первом случае — подтвердить правомерность предъявления к вычету НДС заказчиком по услугам транспортной экспедиции, выставленного экспедитором по ставке 18 %;
  • во втором случае — подтвердить правомерность применения ставки НДС 0 % экспедитором.

Взаимосвязь способа определения налоговой базы и ставки по НДС

Как показывает практика, ранее нулевая ставка по НДС применялась в основном организациями-перевозчиками, в том числе при оказании услуг по договору транспортной экспедиции. С учетом внесенных в НК РФ изменений (исключения требования о выполнении работ/оказании услуг российскими перевозчиками) с 1 января 2006 года действующее законодательство о налогах и сборах не ограничивает каким-либо образом круг субъектов предпринимательской деятельности, правомочных применять ставку НДС в размере 0 % при оказании услуг по перевозке и/или транспортно-экспедиционному обслуживанию. Следовательно, в таких условиях уже не должны возникать вопросы о правомерности применения нулевой ставки по НДС экспедиторами, оказывающими исключительно посреднические услуги.

Однако налоговые органы не всегда считают такой подход правомерным. Так, например, в постановлении ФАС МО от 22.01.2008 № КА-А41/14327-07 по делу № А41-К2-7034/07 отмечено следующее:

«По мнению инспекции, поскольку само общество не оказывало услуги по перевозке, а только заключало от своего имени договоры на организацию перевозок грузов автомобильным транспортом в международном сообщении с перевозчиками грузов, то такая деятельность общества является посреднической. Поэтому налоговый орган считает, что заявитель неверно определяет налоговую базу по НДС, необоснованно применяя налоговую ставку 0 процентов при выполнении работ (оказании услуг), предусмотренную пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ, вместо п. 1 ст. 156 НК РФ».

Исследовав материалы дела, суд пришел к выводу, что деятельность общества по транспортно-экспедиционному обслуживанию является самостоятельным видом деятельности и положения подпункта 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ распространяются на работы (услуги) по организации перевозок грузов, осуществляемых как организациями-перевозчиками, так и посредниками.

Можно предположить, что количество споров, связанных с правомерностью применения экспедиторами, не являющимися перевозчиками, нулевой ставки по НДС уменьшится с выходом Определения ВАС РФ от 10.01.2008 № 17600/07. Вынося данное Определение, судьи указали, что «перечень работ (услуг), а также организаций, имеющих право их выполнять (оказывать) не имеет исчерпывающего характера и связан с обеспечением доставки груза до получателя». С учетом данного обстоятельства суды пришли к выводу, что экспедиторские услуги непосредственно связаны с обеспечением доставки груза до получателя, поэтому их реализация облагается НДС по налоговой ставке 0 % в силу подпункта 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ.

Кроме того, заслуживает внимания Определение ВАС РФ от 30.11.2007 № 16092/07. В рамках данного дела было установлено, что общество, выступая экспедитором, осуществляло услуги по сопровождению, транспортировке, погрузке экспортируемых и импортируемых товаров, применяло по данным операциям налоговую ставку 0 процентов в соответствии со ст. 164 НК РФ. По мнению инспекции, экспедитор вправе претендовать на применение ставки 0 % «лишь по работам и услугам, выполненным в отношении экспортированных товаров собственными силами». Принимая решение в пользу налогоплательщика, суд указал, что НК РФ «не устанавливает ограничений, связанных с личным выполнением таких услуг лицом, заключившим договор транспортной экспедиции».

Кроме того, в Определении дополнительно отмечено, что «положения НК РФ согласуются с правилами статьи 801 Гражданского кодекса Российской Федерации, включающей в обязанности экспедитора не только выполнение определенных договором транспортной экспедиции услуг, но и организацию их выполнения». Аналогичная позиция высказана также в постановлении ФАС СКО от 08.07.2008 № Ф08-3671/2008.

Определение «перечня» транспортно-экспедиционных услуг в целях применения нулевой ставки по НДС

Как отмечалось ранее, применение по НДС нулевой ставки в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ правомерно при выполнении работ (услуг) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке товаров, а также иных подобных работ (услуг). Данная формулировка позволяет говорить о том, что конкретный перечень транспортно-экспедиционных услуг, при реализации которых применяется ставка НДС 0 %, законодательством о налогах и сборах не определен. Статья 801 ГК РФ также содержит открытый перечень видов услуг, которые могут быть оказаны в рамках осуществления договора транспортной экспедиции.

С позицией, согласно которой перечень работ (услуг), выполняемых в отношении ввозимых и вывозимых товаров (грузов), не является исчерпывающим, соглашаются и судьи.

В качестве примеров можно привести Определение ВАС РФ от 10.01.2008 № 17600/07, постановление ФАС ВСО от 07.02.2008 № А33-2333/07-Ф02-46/08, Постановление ФАС ПО от 22.09.2008 по делу № А65-30592/07 и некоторые другие.

Помимо услуг, непосредственно поименованных в рассматриваемой норме, налогоплательщикам удалось доказать правомерность применения нулевой ставки по НДС в отношении следующих видов услуг:

  • погрузо-разгрузочных работ, оказания услуг по хранению, маркировке, перемещению груза с открытого склада на закрытый, доработке, упаковки, сортировке, переупаковке, перетарке грузов (постановление ФАС СКО от 10.06.2008 № Ф08-2708/2008);
  • аренде цистерн и выполнению работы по их ремонту (постановления ФАС ПО от 20.01.2008 по делу № А55-10700/07-51, от 19.02.2008 по делу № А55-8046/07-44).

Дополнительно следует напомнить, что согласно позиции Минфина России, высказанной в письме от 11.05.2007 № 03-07-08/108, услуги по оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозки грузов, подлежат налогообложению НДС по ставке в размере 18 %.

По мнению автора, данная позиция не бесспорна, так как данные виды услуг непосредственно поименованы в определении транспортно-экспедиционной деятельности, приведенном в Федеральном законе от 30.06.2003 № 87-ФЗ, а какие-либо дополнительные аргументы в обоснование своей позицией Минфин России в разъяснениях не приводит.

Отсутствие у экспедитора права на «произвольное» применение ставки по НДС

Нередко транспортно-экспедиционные организации, не являющиеся перевозчиками, во избежание возникновения спорных ситуаций, связанных с необходимостью подтверждения применения нулевой ставки по НДС, выставляют заказчикам документы со ставкой НДС 18 %.

Сумма НДС в дальнейшем уплачивается экспедитором в бюджет, а заказчиком услуг предъявляется к вычету. Рассуждения с точки зрения логики показывают, что в такой ситуации говорить о недополучении бюджетом налогов было бы неправильно. Вместе с тем, в такой крайне неблагоприятной ситуации оказывается заказчик. Во-первых, сумма договора оказывается завышенной на величину НДС, во-вторых, велика вероятность, что при проведении налоговой проверки будет сделан вывод о неправомерности предъявления заказчиком к вычету уплаченных экспедитору сумм НДС. Проанализируем существующую практику.

Рассматривая в подобной ситуации вопрос о размере ставки по НДС, налоговые органы и суды придерживаются «позиции закона»: «Налогоплательщик не вправе изменять установленную законодательством о налогах и сборах ставку налога» (данный вывод приведен, в частности, в постановлениях ФАС ПО от 22.03.2007 по делу № А12-14009/06-С36, ФАС СЗО от 11.02.2008 по делу № А56-15329/2007, ФАС МО от 30.05.2007 № КА-А40/4604-07-П, Определении ВАС РФ от 19.09.2008 № 11807/08). В связи с чем серьезные вопросы возникают у заказчиков транспортно-экспедиционных услуг, так как в такой ситуации предъявление НДС к вычету со стоимости данных услуг неправомерно.

Анализ арбитражной практики показал, что доказать налогоплательщику свою позицию в такой ситуации проблематично. В качестве примера можно привести постановление ФАС ПО от 02.11.2006 по делу № А55-1997/2006-3. В документе отмечено следующее:

«В соответствии с п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в отношении услуг, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ».

Судом было подтверждено, что применение ставки по НДС в размере 18 % по транспортно-экспедиционным услугам при осуществлении экспортной перевозки грузов не соответствует законодательству о налогах и сборах, следовательно, организацией неправомерно предъявлен НДС к налоговому вычету».

Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 19.06.2006 № 16305/05. В ходе рассмотрения дела установлено, что обществом (экспедитором) в 2004 году были организованы международные перевозки грузов автомобильным транспортом по заявкам экспортера. В стоимость услуг экспедитора были включены суммы НДС. По результатам проведенной проверки экспортера налоговым органом был установлен факт необоснованного выставления экспедитором в адрес экспортера счета-фактуры, включающего НДС по ставке 18 %, и, соответственно, неправомерного предъявления НДС экспортером к вычету.

Отказ налогового органа в возмещении, а нередко и возврате НДС влечет за собой необходимость пересмотра договорных отношений между экспедитором и заказчиком в части определения стоимости транспортно-экспедиционных услуг.

Учитывая, что в такой ситуации можно говорить «о неосновательном обогащении» экспедитора на суммы НДС, заказчик вправе потребовать уменьшения суммы сделки на НДС, и возврата денежных средств, излишне уплаченных экспедитору.

В качестве «показательного» примера можно привести дело № А40-66487/06-24-494 (решение Арбитражного суда города Москвы от 22.01.2007, постановления ФАС МО от 25.06.2007 № КГ-А40/4601-07, от 14.11.2007 № КГ-А40/12063-07П).

Из материалов дела следует, что:

«Экспедитор за оказанные в августе, сентябре и октябре 2005 г. услуги выставил заказчику счета, в которые был включен НДС в размере — 18 %. Указанные счета заказчиком были оплачены. Налоговый орган отказал заказчику в компенсации НДС «за счет бюджета по причине незаконности его включения в платежи за отгруженную на экспорт продукцию». В связи с чем, заказчик потребовал от экспедитора вернуть незаконно начисленный, а соответственно и перечисленный налог.

Рассмотрев материалы дела, суд установил, что вознаграждение экспедитора не подлежало налогообложению по НДС по ставке 18 %, в связи с чем, признал включение в счета, выставленные экспедитором, сумм НДС необоснованным и вернул излишне уплаченные средства заказчику».

Следует отметить, что стороны договора экспедиции могут попытаться разрешить в суде спор о ставке по НДС, не дожидаясь проведения налоговой проверки. Ведь от ставки НДС, примененной в договоре, будет зависеть и общая стоимость услуг, определенная сторонами. Соответственно, экспедитором может быть предъявлен иск в суд о взыскании задолженности по договору (при неперечислении заказчиком суммы НДС), а заказчиком — иск о взыскании неосновательного обогащения в виде излишней уплаты НДС (в случае, если первоначально сумма налога была уплачена).

По мнению автора, в данной связи также целесообразно обратить внимание на постановление ФАС СЗО от 10.09.2007 по делу № А56-4272/2007, в котором заказчику удалось доказать необоснованное увеличение суммы штрафных санкций по договору транспортной экспедиции на сумму НДС.

Применение ставки по НДС 0 % исполнителями (соисполнителями)

Как это ни странно, но вопрос применения ставки 0 % при оказании услуг в рамках договора транспортной экспедиции затрагивает не только заказчика данных услуг и экспедитора, но и организации, являющиеся фактическими исполнителями (соисполнителями) по договору.

Ведь положения абзаца второго подпункта 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ не содержат ограничения в применении данной нормы только перевозчиками и/или экспедиторами.

В течение 2007-2008 гг. в судах было рассмотрено несколько дел, связанных с неправомерностью предъявления исполнителями (соисполнителями) к оплате заказчикам, счетов включающих НДС по ставке 18 %, и соответственно, предъявления заказчиками* указанных сумм НДС к вычету, если известно, что данные услуги непосредственно связаны с перевозкой или организацией перевозки экспортируемых грузов.

Примечание:
* Отметим, что факт неправомерного предъявления НДС может иметь место и у экспедитора в случае определения размера дохода из полной суммы договора и учета в составе собственных затрат, уменьшающих налоговую базу по прибыли, расходов по договорам с исполнителями.

В данной связи наибольший интерес представляют постановления ФАС СЗО от 21.01.2008 по делу № А56-10273/2007 и от 11.02.2008 по делу № А56-15329/2007.

Из материалов дел следует, что между обществом и иностранной компанией был заключен договор транспортной экспедиции, согласно которому экспедитор принял на себя обязательство по поручению клиента и за счет клиента оказывать услуги по организации и экспедированию перевозок грузов в международном сообщении в собственном, арендованном, приобретенном в лизинг подвижном составе. Договором установлено, что договорная цена включает сумму железнодорожного тарифа и вознаграждения общества за экспедиторские услуги, которая является выручкой по договору транспортной экспедиции.

Во исполнение данного договора обществом был заключен договор с железной дорогой (исполнителем) на организацию перевозок. В соответствии с данным договором исполнитель взял на себя обязательства предоставить обществу по его заявке подвижной состав для доставки грузов; осуществлять диспетчерский контроль за продвижением груженых и возвратом порожних вагонов.

Сопоставив указанные договоры, суд указал, что оказанные железной дорогой обществу услуги по организации перевозок (предоставление подвижного состава для доставки груза на экспорт) непосредственно связаны с исполнением обществом договора транспортной экспедиции, а, следовательно, при реализации этих услуг исполнитель был обязан выставить счет-фактуру с указанием ставки НДС — 0 %.

Особо стоит акцентировать внимание на том обстоятельстве, что судом был отклонен довод, что исполнитель (железная дорога) не располагал сведениями об использовании данных вагонов для экспорта груза, так как в заявках на перевозку груза, подаваемых экспедитором, содержалась информация о станциях отправления и назначения.

Также доводы «о незнании» не были приняты во внимание при рассмотрении аналогичного дела ФАС ВСО. В постановлении от 07.02.2008 № А33-2333/07-Ф02-46/08 отмечено, что «услуги оказывались в отношении контейнера № 515079418, следующего по маршруту «Красноярск-Казахстан». Общество на момент начала погрузки названного контейнера достоверно знало об экспортном характере груза. Таким образом, указанные услуги непосредственно связаны с производством и реализацией экспортируемых обществом товаров, в связи с чем, налогообложение данных услуг должно производиться по ставке налога 0 %».

Дополнительно необходимо отметить, что суд, принимая решение в пользу налогового органа, указал следующее: «В соответствии с пунктом 10 части 5 статьи 169 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914, следует, что обязанность по контролю за правильностью оформления выставленных продавцом счетов-фактур возлагается на покупателя».

С учетом приведенных доводов данные дела налогоплательщиками были проиграны.

Вместе с тем существует иной подход при рассмотрении услуг, оказываемых исполнителями, в частности железной дорогой по предоставлению вагонов в аренду. Например, подтверждая правомерность применения исполнителями ставки НДС 18 %, суд указал, что услуги по предоставлению вагонов для загрузки не могут рассматриваться как оказанные в отношении товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, а услуги по возврату порожних вагонов оказываются после завершения экспорта товаров (постановление ФАС СЗО от 27.10.2008 по делу № А56-41424/2006).

Подобную позицию поддерживает ВАС РФ (постановления Президиума ВАС РФ от 28.10.2008 № 6080/08 и 7752/08).

В другой ситуации, несмотря на необоснованность применения ставки 18 % соисполнителями, было указано, что «контрагенты налогоплательщика со спорных операций уплатили НДС в полном объеме по налоговой ставке 18 %, что проверено налоговым органом в ходе встречных проверок. Таким образом, в бюджете сформирован источник для возмещения налога налогоплательщику» (постановление ФАС УО от 12.08.2008 № Ф09-5035/08-С2 по делу № А47-7254/07).

В связи с изложенным судом было подтверждено право налогоплательщика на применение вычетов по НДС.

Подводя итог вышеизложенному, следует еще раз подчеркнуть, что договор транспортной экспедиции является наиболее сложным и противоречивым с точки зрения налогообложения, что предъявляет повышенные требования как непосредственно к сторонам данного договора, так и к субъектам предпринимательской деятельности, являющимся исполнителями в рамках договорных отношений, в особенности при осуществлении международных перевозок грузов.

>НДС при перевозке грузов

Как перевозчику исчислить НДС с транспортных услуг по грузоперевозке

Прежде чем рассчитать НДС с услуг грузоперевозки, определите место их реализации. Налогом облагайте только те из них, местом реализации которых является РФ (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

Сумму НДС с услуг грузоперевозки рассчитывайте как произведение налоговой базы и ставки налога. Налоговая база — это стоимость перевозки без учета налога (п. 1 ст. 157, п. 1 ст. 166 НК РФ).

При расчете налога используйте ставку 0% или 18% в зависимости от характера перевозки и вида транспорта (п. п. 1, 3 ст. 164 НК РФ). Применение ставки 0% нужно подтвердить документально (ст. 165 НК РФ).

Если перевозка облагается по ставке 18%, то рассчитайте НДС в общем порядке — на день оказания услуг грузоперевозки. Если вы получили аванс в счет будущей перевозки, то вам нужно исчислить НДС с аванса, а затем рассчитать налог на дату оказания услуг (п. п. 1, 14 ст. 167 НК РФ).

Если перевозка облагается по ставке 0%, то НДС с аванса в счет такой перевозки не начисляйте (п. 1 ст. 154 НК РФ), а налог по оказанным услугам рассчитывайте так:

  • если вы собрали все подтверждающие нулевую ставку документы в отведенный для этого срок, начислите НДС по ставке 0% на последнее число квартала, в котором собрали документы (п. 9 ст. 167 НК РФ);
  • если вы не собрали документы, подтверждающие ставку 0%, в течение установленного срока, начислите налог по ставке 18%. Сделайте это на день оказания услуг по грузоперевозке (п. 3 ст. 164, п. 9 ст. 165, пп. 1 п. 1, п. 9 ст. 167 НК РФ).

Для этого составьте счет-фактуру с НДС по ставке 18% в одном экземпляре, зарегистрируйте его в дополнительном листе книги продаж за период оказания услуг и подайте в инспекцию уточненную декларацию за этот квартал. Налог заплатите за счет собственных средств, поскольку покупателю этот НДС вы не предъявили (п. 1 ст. 81 НК РФ, п. п. 2, 3, 22(1) Правил ведения книги продаж);

  • если впоследствии вы соберете подтверждающие документы, то пересчитайте налог по ставке 0% и отразите это в декларации за квартал, в котором соберете документы. При этом НДС, который вы ранее уплатили по ставке 18%, можно принять к вычету (п. 9 ст. 165, п. 9 ст. 167, п. 10 ст. 171, п. 3 ст. 172 НК РФ).

От документального подтверждения ставки 0% зависит также порядок вычета «входного» НДС по товарам (работам, услугам), которые вы используете для оказания услуг перевозки (п. 9 ст. 167, п. 3 ст. 172 НК РФ).

Ставки НДС при грузоперевозках

НДС при грузоперевозках нужно рассчитать по ставке 0% или 18%. Применение той или иной ставки зависит от того, какой груз вы перевозите, откуда, куда и каким видом транспорта.

Ставку НДС 0% применяйте в следующих случаях:

  • международная перевозка грузов (кроме перевозки российскими железнодорожными перевозчиками) (пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ);
  • перевозка грузов воздушными судами между пунктами отправления и назначения за пределами РФ с посадкой в России, если место прибытия груза в РФ совпадает с местом его убытия из РФ (пп. 2.10 п. 1 ст. 164 НК РФ);
  • перевозка российскими железнодорожными перевозчиками:

— экспортируемых (реэкспортируемых) товаров (пп. 9 п. 1 ст. 164 НК РФ);

— товаров из РФ в страны ЕАЭС (пп. 9.1 п. 1 ст. 164 НК РФ);

— товаров через РФ из одного иностранного государства в другое (пп. 9.1 п. 1 ст. 164 НК РФ);

  • перевозка внутренним водным транспортом по территории РФ экспортируемых (реэкспортируемых) товаров (пп. 2.8 п. 1 ст. 164 НК РФ, Письма Минфина России от 23.01.2012 N 03-07-08/10, от 02.08.2011 N 03-07-15/72 (п. 5) (направлено Письмом ФНС России от 12.08.2011 N АС-4-3/13133@));
  • перевозка по РФ помещенных под процедуру таможенного транзита иностранных товаров (пп. 3 п. 1 ст. 164 НК РФ, Письмо Минфина России от 25.09.2012 N 03-07-15/125).

Право на ставку НДС 0% нужно документально подтвердить. В некоторых случаях можно отказаться от нулевой ставки НДС по услугам грузоперевозки.

Ставку НДС 18% применяйте во всех случаях, когда не применяете ставку 0%. В том числе если вы не подтвердили документально нулевую ставку или отказались от нее (п. п. 3, 7 ст. 164, п. 9 ст. 165 НК РФ).

Применяется ли ставка НДС 0% при перевозке груза, которая является отдельным этапом международной грузоперевозки

Если пункты отправления и назначения груза находятся в РФ, но перевозка является этапом международной перевозки товаров, то она облагается НДС по ставке 0%. Это следует из п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33, Писем Минфина России от 30.10.2017 N 03-07-08/71004, от 01.02.2016 N 03-07-08/4526, ФНС России от 14.06.2016 N СД-4-3/10498@.

Для применения ставки 0% в данном случае не важно:

  • кто привлекает перевозчика — экспедитор или сам грузоотправитель;
  • сколько всего перевозчиков участвует в международной перевозке грузов.

Применение ставки 0% к перевозке, которая является отдельным этапом международной грузоперевозки, нужно документально подтвердить (ст. 165 НК РФ).

На наш взгляд, комплект документов в этом случае должен быть аналогичен комплекту, которым нужно подтвердить ставку НДС 0% при международной грузоперевозке, и включать в том числе:

  • договор или договоры (их копии), которые подтверждают, что грузоперевозка является этапом международной перевозки. Например, если вы перевозите по России груз для заказчика, который организует международную перевозку этого груза для третьего лица, то для подтверждения ставки 0% вам понадобятся два договора: между вами и вашим заказчиком и между вашим заказчиком и третьим лицом;
  • копии транспортных, товаросопроводительных или иных документов, которые подтверждают вывоз товаров из РФ (ввоз товаров в РФ).

Если у вас нет каких-либо из этих документов, запросите их копии у заказчика ваших услуг.

Пример применения ставки НДС 0% при международной перевозке груза, которая состоит из нескольких этапов

Организация «Альфа» оказывает услуги по организации международной перевозки товаров из России в Польшу (по маршруту Екатеринбург — Варшава). Договором транспортной экспедиции предусмотрено, что данная международная перевозка осуществляется автотранспортом в два этапа:

  • 1 этап — перевозка товаров по маршруту Екатеринбург — Москва;
  • 2 этап — перевозка товаров по маршруту Москва — Варшава.

Своих транспортных средств у организации «Альфа» нет. Поэтому для исполнения договора транспортной экспедиции «Альфа» привлекла в качестве перевозчиков две организации: «Бета» (1 этап) и «Гамма» (2 этап).

В такой ситуации применить нулевую ставку НДС могут оба перевозчика: и организация «Бета», и организация «Гамма».

Как подтвердить ставку НДС 0% при грузоперевозках

Пакет документов для подтверждения ставки НДС 0% зависит от вида перевозки. Подтверждающие документы представьте одновременно с декларацией по НДС за тот период, в котором вы их собрали и рассчитали НДС по ставке 0% (п. 10 ст. 165 НК РФ).

С 01.10.2018 не нужно представлять документы, если ранее вы подавали их для подтверждения ставки 0% за предыдущие периоды. Вместо них следует подать уведомление с указанием реквизитов документа, которым были представлены подтверждающие документы, и налогового органа, в который они были поданы.

  • при международной грузоперевозке (кроме перевозки российскими железнодорожными перевозчиками) нулевую ставку подтвердите (пп. 2.1 п. 1 ст. 164, п. 3.1 ст. 165 НК РФ):

— контрактом (его копией) на оказание услуг международной перевозки товаров;

— копиями транспортных, товаросопроводительных или иных документов, которые подтверждают вывоз товаров из РФ (ввоз товаров в РФ). Конкретные виды таких документов зависят от того, каким транспортом вы перевозите груз.

Если вы вывозите товар в страну — член ЕАЭС (ввозите из нее) и заказчик перевозки не является экспортером (импортером), то дополнительно нужна копия договора между заказчиком и экспортером (импортером);

  • при грузоперевозке воздушным судном с промежуточной посадкой в РФ и дальнейшим вылетом из пункта посадки (пп. 2.10 п. 1 ст. 164 НК РФ) ставку НДС 0% подтвердите реестром перевозочных, товаросопроводительных или иных документов. В этих документах должно быть подтверждение таможенного органа о том, что место прибытия и место убытия товаров в РФ совпадают (п. 3.9 ст. 165 НК РФ);
  • российские железнодорожные перевозчики подтверждают ставку НДС 0% по услугам перевозки реестром перевозочных документов (п. п. 5, 1 ст. 165 НК РФ);
  • при перевозке внутренним водным транспортом экспортируемых (реэкспортируемых) товаров по РФ (пп. 2.8 п. 1 ст. 164 НК РФ) нулевую ставку НДС подтвердите (п. 3.8 ст. 165 НК РФ):

— контрактом (его копией) на оказание услуг перевозки;

— копиями транспортных, товаросопроводительных или иных документов, которые подтверждают вывоз груза из РФ;

  • при перевозке по РФ иностранных товаров, которые помещены под таможенную процедуру таможенного транзита (пп. 3 п. 1 ст. 164 НК РФ), ставку НДС 0% подтвердите (п. 4 ст. 165 НК РФ):

— контрактом (его копией) на оказание услуг по перевозке груза;

— таможенной декларацией (ее копией) с отметками таможенных органов;

— копиями транспортных, товаросопроводительных или иных документов, которые подтверждают ввоз товаров в РФ и их вывоз из РФ. Конкретные виды таких документов зависят от того, каким транспортом вы перевозите груз (пп. 4 п. 4 ст. 165 НК РФ).

Срок для сбора подтверждающих документов — не позднее 180 календарных дней. Он исчисляется (п. 9 ст. 165 НК РФ):

  • для международной грузоперевозки — с даты отметки таможенных органов на транспортных, товаросопроводительных или иных документах, подтверждающих вывоз (ввоз) товаров. Если вы вывозите товар в страну — член ЕАЭС (ввозите товар из нее) — с даты оформления таких документов;
  • для перевозки груза воздушным судном с промежуточной посадкой в РФ — с даты отметки таможенного органа, которая подтверждает убытие товаров из РФ;
  • для российских железнодорожных перевозчиков — с даты проставления на перевозочных документах отметки таможенного органа или календарного штемпеля соответствующей железнодорожной станции;
  • для перевозки внутренним водным транспортом по РФ экспортируемых (реэкспортируемых) товаров — с даты отметки таможенного органа «Погрузка разрешена» на поручении на отгрузку товаров морского судна, которое вывозит груз за пределы РФ;
  • для перевозки по РФ иностранных товаров под таможенной процедурой таможенного транзита — с даты отметки таможенного органа на таможенной декларации.

Вычет «входного» НДС у перевозчика

Порядок принятия к вычету «входного» НДС по товарам, работам, услугам, которые вы купили для осуществления грузоперевозок, зависит от ставки, по которой облагается сама перевозка.

Для грузоперевозок, облагаемых по ставке 18%, НДС принимайте к вычету в общем порядке в течение трех лет начиная с квартала, в котором купленные товары, работы, услуги приняты к учету (п. 2 ст. 171, п. 1.1 ст. 172 НК РФ).

Для грузоперевозок, облагаемых по ставке 0%, НДС принимайте к вычету (п. 9 ст. 165, пп. 1 п. 1, п. 9 ст. 167, п. 3 ст. 172 НК РФ):

  • на последнее число квартала, в котором собраны документы, подтверждающие ставку 0%, — если вы собрали их в установленный 180-дневный срок. Вычет заявите в декларации за тот квартал, в котором собрали пакет документов;
  • на день оказания услуг по грузоперевозке — если вы не собрали подтверждающие документы в установленный срок. В этом случае «входной» НДС заявите в уточненной декларации за тот квартал, в котором вы оказали услуги.

Если потом вы соберете подтверждающие документы, «входной» НДС нужно будет восстановить и принять к вычету в том квартале, в котором эти документы собраны (п. 9 ст. 167, п. 3 ст. 172 НК РФ, п. п. 41.3, 41.5 Порядка заполнения декларации по НДС).

Если у вас есть грузоперевозки, которые облагаются по ставкам 0% и 18%, то вам нужно вести раздельный учет «входного» НДС по ним (п. 10 ст. 165 НК РФ).

Вычет НДС с транспортных услуг по грузоперевозке у заказчика

«Входной» НДС с услуг грузоперевозки заказчик принимает к вычету в общем порядке.

Сделать это можно в течение трех лет начиная с квартала, в котором эти услуги приняты к учету (п. 2 ст. 171, п. 1.1 ст. 172 НК РФ).

Если вы перечислили аванс в счет предстоящей грузоперевозки, то «входной» НДС с него можно принять к вычету в том квартале, в котором выполнены все условия для вычета. Перенести этот вычет на более поздние кварталы нельзя (п. 12 ст. 171, п. 9 ст. 172 НК РФ).

Можно ли принять к вычету «входной» НДС, если перевозчик ошибочно применил ставку 18% вместо ставки 0%

Вопрос о принятии к вычету «входного» НДС, который перевозчик ошибочно рассчитал по ставке 18%, является неоднозначным.

В такой ситуации не рекомендуем принимать налог к вычету. Поскольку не выполняется одно из условий для вычета НДС — наличие правильно оформленного счета-фактуры. Счет-фактура не является правильно оформленным, если в нем указана неверная ставка и сумма НДС (п. п. 2, 5 ст. 169, п. 1 ст. 172 НК РФ, Письмо Минфина России от 25.04.2011 N 03-07-08/124, п. 7 Приложения к Письму ФНС России от 07.07.2016 N СА-4-7/12211@, Постановление Президиума ВАС РФ от 25.02.2009 N 13893/08).

Однако Верховный Суд РФ в Определении от 25.04.2018 N 308-КГ17-20263 указал, что «входной» НДС, который рассчитан по неправильной ставке, можно принять к вычету. Но только при условии, что перевозчик не знал об экспортном характере перевозимого товара.

Если вы будете руководствоваться данным подходом, то вероятны претензии со стороны проверяющих.

НДС, который перевозчик ошибочно рассчитал по ставке 18% вместо 0%, вы можете взыскать с него в рамках судебного дела о неосновательном обогащении (п. 1 ст. 1102 ГК РФ).

Содержание транспортно-экспедиционной деятельности

При оказании экспедиторских услуг в полном объёме, транспортная экспедиция подразумевает организацию перевозки грузов от двери склада грузоотправителя до двери склада грузополучателя (используется термин «от двери — до двери»). В этом случае полный комплекс услуг по доставке груза включает:

  • доставку от склада грузоотправителя на грузовую железнодорожную станцию, в порт, в аэропорт;
  • погрузку в транспортное средство (автомобиль, вагон, корабль, самолёт);
  • оплату тарифа на перевозку грузов;
  • выгрузку из транспортного средства, например, вагона на станции назначения;
  • доставку груза автомобильным транспортом до склада грузополучателя.

В перечень транспортно-экспедиторских услуг входит:

  • Разработка по поручению клиента маршрута перевозки груза при перевозках несколькими видами транспорта (смешанные или так называемые мультимодальные и интермодальные перевозки);
  • Заключение договоров с другими экспедиторами и участниками перевозочного процесса для фрахтования морских и речных судов, самолётов, вагонов и автомобилей;
  • Оформление транспортных документов: транспортных накладных, коносаментов и других документов, необходимых для доставки грузов по назначению;
  • Оплата тарифов на перевозку и других платежей и сборов;
  • Страхование грузов, участие в оформлении документов при повреждении, порче или недостачи грузов (так называемые несохранные перевозки);
  • Выполнение обязанностей таможенного брокера при перевозках экспортно-импортных грузов;
  • Информирование грузоотправителей о продвижении грузов, розыск грузов в случае их потери;
  • Организация при необходимости переадресовки грузов в пути следования;
  • Получение разрешений и оформление документов на перевозку опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов;
  • Другие услуги по поручению клиентов.

Что такое перевозка?

Достаточно представить ситуацию, при которой конкретное лицо обращается к перевозчику с предложением осуществить на возмездной основе перевозку определенного груза из одной точки в другую, причем владелец груза берет на себя все обязательства по организации загрузки и выгрузки транспортного средства. В результате водитель просто доставляет товар между двумя точками, обеспечивая исключительно его сохранность. Если посмотреть на данный процесс с юридической стороны, то он признается перевозкой, регламентируемой Гражданским кодексом РФ, в частности главой 40 документа (эту главу можно найти в разделе «Полезные документы»).

Между сторонами оформляется договор транспортной перевозки (смотрите образец такого договора в разделе «Полезные документы» , отражающий данные по используемого транспорту, точках отправки и получения, сроках оказания услуги, ее стоимости и основных параметрах. Заказчик в свою очередь принимает на себя обязательства по оплате оказанных услуг в полном объеме и установленном порядке. Вместе с договором составляется транспортная накладная , выступающая сопроводительным документом для перевозимого груза, и являющаяся документом отчетности. Бланк транспортной накладной вы можете посмотреть .

При организации пассажирских перевозок основных документом выступают билет и багажная квитанция, если человек сдал личные вещи в багаж. Выдача билетов осуществляется исключительно уполномоченным на это лицом.

Договор перевозки груза не может существовать без транспортной накладной, исключение составляют только ситуации, при которых владелец груза для перевозки применяет собственный автотранспорт. В таком случае подтверждающим транспортировку фактом будет являться путевой лист водителя машины.

Фиксация исполнения перевозки осуществляется в транспортной накладной, составлением акта выполненных работ и выставлением счета-фактуры.

источник картинки: cfin.ru

Что такое транспортная экспедиция?

В современных условиях получили распространение так называемые сопутствующие услуги, оказываемые совместно с доставкой груза. В результате третья сторона принимает на себя ответственность за подбор транспорта, построение маршрута следования, оформление документов и так далее. Соответственно заказчик освобождается от целого пласта работы. Подобная организация процесса носит название транспортной экспедиции. Ее регламентация осуществляется главой 41 Гражданского кодекса (скачать её вы можете ) . Необходимо отметить, что предоставлением экспедиционных услуг могут исключительно юридические лица, в то время как ограничений по потребителям услуг не устанавливается.

Отношения между экспедитором и заказчиком услуги закрепляются соответствующим договором, при этом перед экспедиторской компанией стоит следующий перечень задач:

  • Подбор транспортного средства и оптимального маршрута движения, оптимально отвечающих характеристикам перевозимого груза.
  • Заключение договоров на оказание транспортных услуг при перевозке грузов.
  • Организация погрузочно-разгрузочных работ, сопровождение груза, складское хранение.
  • Оформление документации, уплата таможенных пошлин, страхование груза.

Зачастую заказчик оформляет на экспедитора доверенность, предоставляя последнему возможность самостоятельно решать широкий перечень вопросов, не беспокоя каждый раз клиента необходимостью личного присутствия. При такой схеме взаимодействия перевозчик выступает агентом, а сам договор экспедирования оказывается посредническим.

Необходимо учитывать, что между договором перевозки и транспортной экспедиции есть существенная разница. Первый предполагает исключительно перемещение груза, а второй еще и широкий перечень сопутствующих услуг. Соответственно он имеет более широкий смысл. В случае, если экспедитор и перевозчик представлены в одном лице, то заключаемый договор признается смешанным.

Отметим, что оказание сопутствующих услуг возможно и в рамках договора перевозки, но при этом данная опция должна прописываться в договоре между участниками отдельными пунктами.

В свою очередь экспедитор имеет возможность привлекать к выполнению работ третью сторону, призванную обеспечить исполнение отдельных операций, к примеру, нанимать сторонний автотранспорт.

Договор экспедиции существует совместно с несколькими другими документами:

  • Поручение экспедитору. Представляет собой свод услуг, оказываемые клиенту по договору и их основные условия.
  • Экспедиторская расписка. Документ-подтверждение, выдаваемый при получении груза от получателя;
  • Складская расписка. Документ-подтверждение временного приема груза для хранения на складских площадях.

Фактом исполнения работ выступает акт выполненных работ или отчет, предоставляемый исполнителем услуги заказчику. При этом требование оформления соответствующего документа носит рекомендательный характер, так как законодательно не прописывается в качестве обязательного. Тем не менее, наличие подобных подтверждений важный элемент ведения отчетности, в том числе при взаимодействии с налоговыми органами.

Отчет экспедитора представляет собой документ, выступающий подтверждением факта исполнения экспедиторской компанией взятых на себя обязательств перед клиентом. В отчете отражаются сведения по фактическим затратам в рамках выполнения договора и сумме получаемого вознаграждения. Приложением к отчету выступают транспортная накладная, счета-фактуры, различные первичные документы, оформлявшиеся в процессе.

В случаях, когда для организации перевозки привлекаются дополнительные участники, наличие в отчете транспортной накладной не является обязательным, но желательным.

источник картинки: ТК Чароит

Виды экспедиционных договоров

Существует несколько вариантов договоров экспедирования, от вида которого зависит перечень оказываемых услуг и ответственность сторон. Наибольшее распространение получили следующие варианты:

  • Договор поручения. Предполагает наличие у экспедитора доверенности от заказчика при сохранении ответственности на заказчике услуги. От него требуется не только провести компенсацию всех расходов, случившихся в процессе оказания услуги, но и провести выплату соответствующего вознаграждения.
  • Договор комиссии. Данная схема предусматривает действия экспедирующей компании от своего имени, но с перевыставлением всех счетов на заказчика. Он же проводит и выплату вознаграждения за выполненный объем работ. С учетом личной ответственности экспедирования выдача доверенностей не предусматривается.
  • Агентский договор. Данный вид договора предусматривает возможность действий самостоятельно, либо от лица заказчика при наличии соответствующей доверенности. Допускается даже схема, при которой часть услуг ведется от имени экспедитора, а часть от лица заказчика услуги.

Указанные выше особенности позволяют рассматривать услуги транспортно-экспедиторского характера в качестве самостоятельного направления деятельности, при котором компания-экспедитор обладает возможностью заключения договоров оказания услуг. В таком случае в комплекс предоставляемых услуг не ограничивается исключительно перевозкой товара, захватывая еще и весь комплекс сопутствующих услуг. При такой схеме экспедитор получает возможность оставить в секрете от заказчика все расходы, понесенные в процессе взаимодействия со сторонними участниками процесса, привлеченными к работе.

Все финансовые расчеты клиента – заказчика услуги, осуществляются только с экспедитором, прописанном в договоре, в то время как последний уже рассчитывается с третьими лицами. Подобная схема предполагает сохранение экспедирующей стороной тайны собственных доходов и перечня партнером, с которым организуется взаимодействие.

В свою очередь в ситуациях, когда в процессе оказания услуги пришлось столкнуться с дополнительными финансовыми расходами, носящими непредвиденный характер, и не прописанными в договоре, обязанность их оплаты ложится на непосредственного исполнителя.

В свою очередь в случае, если по вине привлеченных участников процесса качество оказанной услуги оказалось ниже заявленного, претензии со стороны заказчика могут быть предъявлены исключительно экспедитору, как ответственному лицу по договору. Он в свою очередь на основании собственных договоров с привлеченными участниками процесса предъявляем им свои претензии.

статья подготовлена при участии отдела логистики и отдела делопроизводства SteamTrend.

Заказать перевозку Узнать стоимость

Применение ставки 0% по транспортным услугам

В соответствии с п. 1 ст. 164 НК РФ продавцы применяют обложение НДС транспортных услуг, используя ставку 0% при осуществлении:

  • международных перевозок товаров с пунктом отправления/назначения за пределами РФ, в том числе транспортно-экспедиторского обслуживания морским и речным транспортом, судами смешанного типа, воздушными судами, железнодорожным и автотранспортом;
  • транспортировки нефти и природного газа за пределы РФ или на территорию РФ;
  • услуг по перевозке товаров, помещенных под таможенный режим транзита;
  • перевозки пассажиров и багажа с пунктом отправления/назначения за пределами РФ;
  • пассажирских перевозок по железной дороге в пригородном сообщении в РФ (в период с 01.01.2015 по 31.12.2029);
  • перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом общего пользования в дальнем сообщении по России (с 01.01.2017 по 31.12.2029);
  • внутренних воздушных пассажирских и багажных перевозок с пунктом отправления/назначения на территории Республики Крым или г. Севастополя, а также на территории Калининградской области.

С 2018 года из НК РФ исключена норма, согласно которой предоставление ж/д составов и контейнеров для перевозки экспортных товаров облагалось НДС 0%, только если эти составы и контейнеры находились в собственности у налогоплательщика или были арендованы.

Для того чтобы воспользоваться данной ставкой в отношении перевозок за пределы РФ, налогоплательщику необходимо представить следующий пакет документов:

  • копии договоров с контрагентами (в виде единственного или нескольких документов);
  • копии товаросопроводительных/транспортных документов или их реестр;
  • копии таможенных деклараций или их реестр.

Перечисленные документы представляются в налоговые органы в течение 180 дней, отсчитанных от даты проставления отметки таможенниками на товаросопроводительных документах (п. 9 ст. 165 НК РФ). В случае если налогоплательщик не соберет необходимый пакет документов в срок, он вынужден будет уплатить в бюджет НДС по ставке 20%.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! От ставки НДС в размере 0% можно отказаться. Читайте подробнее .

Применение ставки 20% по транспортным услугам

Согласно п. 3 ст. 164 НК РФ, во всех остальных случаях продавцы, применяющие в качестве режима налогообложения ОСНО, облагают НДС транспортную услугу по ставке 20%. При оказании российской организацией услуг по транспортировке в рамках договора с иностранной организацией, которая не имеет представительства на территории РФ, если пункты назначения и отправления находятся на территории РФ, в силу норм подп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ, российской организации необходимо начислить и уплатить НДС в бюджет по ставке 20%.

Еще один случай применения 20% ставки по транспортным услугам — когда иностранный перевозчик, не имеющий представительства в РФ, оказывает услуги российской организации или ИП на территории РФ. В этой ситуации у российской компании — заказчика услуг возникает обязанность налогового агента: согласно подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, место оказания данных услуг будет определяться по нахождению покупателя услуг — российской организации, которая обязана удержать НДС из стоимости услуг по ставке 20% и перечислить его в бюджет.

Следует отметить, что транспортные услуги могут быть оказаны как в рамках договора поставки какой-либо продукции, так и в рамках посреднического договора. При этом нужно иметь в виду, что в случае, когда стоимость транспортных услуг подлежит возмещению покупателем, он не может по ним взять НДС к вычету (письмо Минфина РФ от 06.02.2013 № 03-07-11/2568). В случае же заключения посреднических договоров перевозчик начисляет НДС только с суммы вознаграждения (письмо Минфина РФ от 29.12.2012 № 03-07-15/161).

Кроме того, при наличии посреднического договора продавец товара, приобретая данные услуги от своего имени, выступает агентом (комиссионером) транспортных услуг, поэтому покупателю помимо счета-фактуры на товар он выписывает еще и счет-фактуру на данную услугу. Причем в этом счете-фактуре в строке 2 он указывает продавцом не себя, а транспортную компанию (ее полное или сокращенное наименование), осуществившую доставку товара (подп. «в» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утв. постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137).

Образец заполнения счета-фактуры см. в статье «Счет-фактура на услуги — образец заполнения в 2019 годe».

В ситуации, при которой в рамках посреднического договора российская компания или ИП выполняет функции агента (комиссионера) транспортных услуг, находясь на УСН, обязанность исчислить и уплатить НДС вытекает из положений подп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ.

Освобождение от начисления НДС

Согласно подп. 5 п. 1.1 ст. 148 НК РФ, когда пункты отправления и назначения расположены за пределами РФ, транспортная доставка относится к услугам, которые осуществляются не на территории РФ. В подобном случае нет необходимости начислять НДС налогоплательщиком. Также не возникает НДС при перевозке пассажиров по установленным тарифам городским и общественным транспортом в силу подп. 7 п. 2 ст. 149 НК РФ.

В случае если перевозчик применяет специальный режим налогообложения и действует на территории РФ, у него также нет обязанности начислять НДС по транспортным услугам (письмо Минфина от 24.11.2016 № 03-07-08/69349). Ст. 346.11 НК РФ предусмотрено, что не признаются плательщиками НДС лица, применяющие УСН. Таким образом, если организация или ИП находятся на УСН, они не обязаны начислять и уплачивать НДС по транспортным услугам.

Кроме того, гл. 26.3 НК РФ предусматривает использование системы ЕНВД по деятельности, связанной с перевозкой грузов и пассажиров. Переход на данную систему налогообложения по указанному виду деятельности возможен при соблюдении (помимо общих требований перехода на ЕНВД) условия подп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ: налогоплательщик должен иметь в собственности не более 20 транспортных средств. Таким образом, на основании п. 4 ст. 346.26 НК РФ данный перевозчик будет освобожден от начисления НДС при реализации транспортных услуг.