Не посредник

В России ведение бизнеса подразумевает постоянное взаимодействие с клиентами, контрагентами и партнёрами по деятельности, что естественным образом влечет заключение большого числа различных видов сделок и подписание соответствующих документов. Увы не всегда собственники бизнеса или индивидуальные предприниматели справляются со всеми своими обязанностями. Для таких ситуаций в правовой среде предусмотрена такая форма обязательств, как поручительство. Сегодня в юридической практике выделяют два вида договора поручения:

  • агентский;
  • комиссионный.

Из данной статьи Вы узнаете:

— Договор комиссии: понятие, правовая характеристика;

— Агентский договор: понятие, правовая характеристика;

— Агентский договор и договор комиссии — отличия;

— Образец договора комиссии;

— Образец агентского договора.

Договор комиссии

По договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) совершить за вознаграждение одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента (ст. 990 Гражданского кодекса РФ). Договор комиссии, как и договор поручения, представляет собой оказание посреднических услуг. Основное различие между этими договорами состоит в том, что договор поручения является договором о представительстве (где поверенный действует от имени доверителя на основании доверенности), а договор комиссии отношений представительства не порождает (так как комиссионер действует хотя и в интересах комитента, но от собственного имени). Характер договора комиссии может быть:

  • консенсуальным;
  • возмездным;
  • двусторонне обязывающим;
  • посредническим;
  • представительским.

Существенным условием договора комиссии является его предмет, при отсутствии которого договор комиссии признается незаключенным. В свою очередь, предметом договора комиссии является услуга по совершению от своего имени, но за счет комитента одной или нескольких сделок. Срок действия договора комиссии – период времени, в течение которого комиссионер должен исполнить свои обязательства по договору. Срок договора комиссии включает:

  • срок совершения сделки комиссионером;
  • отчет комиссионера.

К существенным условиям договора комиссии условие о сроке не относится, в договоре он может и не указываться. Комитент должен исполнить данную обязанность в срок, установленный договором комиссии, а если такой срок не установлен, то незамедлительно. В соответствии с п.3 ст. 1003 Гражданского кодекса РФ если комитент этого не сделает, комиссионер приобретает право:

  • сдать имущество на хранение за счет комитента;
  • продать имущество по более выгодной для комитента цене.

Цена договора комиссии – комиссионное вознаграждение комиссионера (исполнителя по сделке), которое определяется соглашением сторон. Как правило это процент от суммы договора. Если договором комиссии размер вознаграждения или порядок его уплаты не предусмотрен и размер вознаграждения не может быть определен исходя из условий договора, то оно уплачивается после исполнения договора комиссии в размере, определяемом в соответствии с п. 3 ст. 424 Гражданского кодекса РФ. Помимо основной цены может быть предусмотрено дополнительное вознаграждение, которое выплачивается комиссионеру в случае принятия им на себя особого ручательства за третье лицо (делькредере). На условиях делькредере обычно даются поручения по реализации товаров на внешних рынках в целях уменьшения предпринимательского риска. При этом комиссионер несет ответственность за любое нарушение со стороны третьего лица, за исключением случаев, когда такое нарушение обусловлено поведением комитента.

Сторонами договора комиссии являются комиссионер и комитент. Комитентом является дееспособное физическое лицо или организация, в интересах которых совершаются сделки по приобретению или продаже принадлежащего им имущества. Комиссионером, в свою очередь, могут быть как полностью дееспособные физические лица, так и юридические лица. Как правило, поручение, данное комитентом, комиссионер выполняет самостоятельно. Статьей 994 Гражданского кодекса РФ комиссионеру предоставлено право в целях исполнения комиссионного обязательства заключать договор субкомиссии с третьим лицом, но при условии, что основной договор комиссии не содержит прямого запрета на этот счет. По существу, речь здесь идет о частном случае возложения исполнения обязательства на третье лицо (п. 1 ст. 313 Гражданского кодекса РФ). По договору субкомиссии комиссионер приобретает в отношении субкомиссионера права и обязанности комитента. При этом ответственным за исполнение договора перед комитентом все равно остается комиссионер, а комитент без его согласия не вправе вступать в отношения с субкомиссионером (если только такая возможность прямо не предусмотрена договором комиссии).

Основания для прекращения договора комиссии:

  • отказ комитента от исполнения договора (п. 1 ст. 1003 Гражданского кодекса РФ);
  • отказ комиссионера от исполнения договора (п. 1 ст. 1004 Гражданского кодекса РФ предусматривает только два случая: если это было предусмотрено договором; если договор заключен без указания срока его действия);
  • смерть комиссионера, признание его недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим;
  • признание индивидуального предпринимателя, являющегося комиссионером, несостоятельным (банкротом). В случае объявления комиссионера несостоятельным (банкротом) его права и обязанности по сделкам, заключенным им для комитента во исполнение указаний последнего, переходят к комитенту (ч. 2 ст. 1002 Гражданского кодекса РФ).

В настоящее время специальной формы заключения договора комиссии закон не предусматривает. Применению подлежат общие правила о форме совершения сделок (ст. 158-165 Гражданского кодекса РФ). Как правило, договор комиссии заключается в простой письменной форме.

Агентский договор

По агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершить по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала (ст. 1005 Гражданского кодекса РФ). При этом указано, что по сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.

Характеристика агентского договора:

  • консенсуальный;
  • возмездный;
  • двусторонне-обязывающий.

Правовая характеристика договора агентирования определяет его место среди посреднических сделок и договоров по оказанию услуг. Говоря об агентском договоре среди договоров возмездного оказания услуг, некоторые авторы указывают на принадлежность агентского договора к договорам по оказанию юридических услуг. Сторонами агентского договора могут выступать любые субъекты гражданского права. Физические лица должны быть полностью дееспособными.

У агентского договора так же как у договора комиссии, есть определенное сходство с договором поручения, когда поверенный заключает сделки от имени и за счет доверителя, Предмет агентского договора – не только действия, порождающие юридические последствия, но и иные действия, то есть фактические действия (чего нет ни в договоре поручения, ни в договоре комиссии). Однако предметом этого договора не могут быть только фактические действия, они входят в предмет договора как дополнение к юридическим действиям. К предмету относится также еще одно существенное специфическое обстоятельство. Как принципал, так и агент вправе требовать ограничений действий друг друга по обслуживанию иных принципалов либо по привлечению иных агентов. Например, включить в договор условия об ограничении действия агента или принципала в определенной сфере бизнеса, на определенной территории и т. п. Кроме того, действия агента носят всегда длящийся характер. Срок у агентского договора может быть как определенный, так и неопределенный. Если срок в агентском договоре не определен, любая сторона договора вправе отказаться от его исполнения в любое время.

По агентскому договору агент действует за счет принципала (п.1 ст.1005 Гражданского кодекса РФ), а это значит, что:

  • агент на закупе может расплатиться с поставщиком только после того, как ему поступят денежные средства от принципалов, а не осуществлять закупки за свой счёт;
  • агент на сбыте (реализации) может перечислить принципалу выручку от продажи товара только после того, как этот товар будет реализован конечному покупателю.

По агентскому договору агент за свои услуги получает агентское вознаграждение, и не может финансировать принципала.

Основания для прекращения агентского договора предусмотрены ст. 1010 Гражданского кодекса РФ:

  • односторонний отказ агента или принципала от исполнения сделки, при заключении которой стороны не оговорили длительность существования их правоотношений;
  • невозможность агента в дальнейшем выступать стороной соглашения. Если агент – физическое лицо, то такими основаниями выступают смерть, признание его ограниченно или полностью недееспособным либо безвестно отсутствующим. Если агентом был предприниматель, то невозможность в дальнейшем выступать стороной соглашения может обуславливаться также признанием его банкротом.

В то же время действуют и общие основания для прекращения обязательств, предусмотренные главой 26 Гражданского кодекса РФ:

  • соглашение сторон о прекращении обязательств без каких-либо дополнительных действий либо с таковыми, например, путем предоставления отступного;
  • исполнение контрагентами своих обязательств, выполненное надлежащим образом;
  • наступление обстоятельств, не зависящих от воли сторон. К примеру, невозможность исполнения договора.

Прекращение обязательств может быть обусловлено и иными обстоятельствами, если стороны зафиксировали их в договоре. Форма договора подчиняется общим правилам о форме сделок (простая письменная форма). Если договор заключен в письменной форме и в нем отражены полномочия агента, то принципал не вправе ссылаться на отсутствие у агента надлежащих полномочий, если не докажет, что третье лицо, с которым агент совершил сделку, знало об ограничении полномочий агента.

В чем разница между агентским договором и договором комиссии? Для удобства приведем сравнительную таблицу с характеристиками договора комиссии и агентского договора:

Условие Договор комиссии Агентский договор
Срок С указанием срока или без такового С указанием срока или без такового
Территория Территория, на которой будет действовать договор, может быть ограничена условием сделки Территория не может быть ограничена в соответствии с условиями такой сделки
Запрет на заключение аналогичных Право на заключение аналогичных договоров может быть указано в тексте Договор может содержать условие о запрете действовать с аналогичными договорами от третьих лиц на определённой территории, а также аналогичной самостоятельной деятельности
Характер обязательства Только возмездный характер Только возмездный характер
Срок выплаты вознаграждения, если не указан в договоре Отдельно не оговаривается законодателем В недельный срок
Исполнение На наиболее выгодных для комитета условиях Не определяется законодателем
Отступление от первоначального поручения Если это необходимо в связи с обстоятельствами дела и не было возможности уточнить это у комитента, то допускается Не оговаривается законодателем
Вознаграждение и прочие выплаты Возмещаются все расходы, кроме расходов на хранение товара Действующим законодательством РФ не предусмотрено
Ответственность за неисполнение договора третьим лицом Ответственность за тот факт, что третье лицо не исполнило своих обязательств, у комиссионера отсутствует Не предусматривается
Передача прав по договору третьим лицам Возможно заключение договора субкомиссии, если это прямо не запрещено текстом сделки Возможно заключение субагентского договора, если это прямо не запрещено текстом сделки
Прекращение договора Отказ или прекращение одной из сторон Отказ или прекращение одной из сторон
Предъявление претензий В течение тридцати дней с моменты выполнения обязательства В течение тридцати дней с моменты выполнения обязательства

Какой вид договора лучше, договор комиссии или агентский договор? Сложно ответь однозначно, так как каждый из рассмотренных договоров имеет свои особенности и может быть одинаково эффективно применён в различных ситуациях.

Образец договора комиссии скачать в формате Word

Образец агентского договора скачать в формате Word

Специалист социальной работы в качестве посредника в обязательном порядке выясняет соответствие требований клиента профилю деятельности тех учреждений, которые могут оказать профессиональную, компетентную помощь. Посредническая деятельность осуществляется тогда, когда социальный работник не может предложить пути и средства разрешения проблем клиента самостоятельно или в своем учреждении. Тогда он рекомендует и содействует приему клиента в соответствующем учреждении, организации или специалистом, который может их разрешить.

Организационно в посреднической деятельности социального работника можно выделить три этапа:

1. определение проблемы клиента, оценка возможностей ее решения;

2. оценка и выбор учреждения, способного наилучшим образом решить проблему;

3. помощь клиенту в установлении контакта и содействие в приеме соответствующим учреждением.

Для повышения эффективности посреднической деятельности социальный работник использует ряд проверенных практикой приемов.

1. Простейшим приемом является выписка для клиентов самых необходимых данных об организации или учреждении:

их адрес и номер телефона, фамилию, имя, отчество специалиста (если это возможно), разъяснения пути следования и подходящего транспорта. Важно четко и ясно объяснить, что именно клиент может ожидать в этом учреждении. Этот прием постоянно используется при направлении клиентов в общеоздоровительные учреждения, центры социальной помощи, дома-интернаты, приюты, детские дома, дома для ветеранов и т.д. Инициатива установления контакта с учреждением, договоренность о встрече и проведение самой встречи остаются за клиентом.

2. Значительную помощь клиенту и учреждению, в которое он направляется, оказывает сопроводительное письмо работника социальной службы. В этом случае клиент имеет на руках ясное описание причин и цели обращения в учреждение, а учреждение — четкое представление о том, что ожидает от него клиент.

3. Весьма полезно сообщать клиенту имя человека, к которому в этом учреждении ему следует обратиться.

4. Прежде чем направить в учреждение клиента, следует предварительно позвонить туда и сообщить необходимые сведения о клиенте.

5. Полезно, если клиента будет сопровождать кто-либо из его родственников или близких, предварительно проинструктированный работником социальной службы.

Эти организационные приемы дают возможность клиенту быстро связаться с необходимыми учреждениями, облегчают поиски необходимого учреждения социальной службы.

Этапы психологического консультирования

Весь процесс психологического консультирования с начала и до конца можно представить в виде последовательности основных этапов консультирования, каждый из которых в ходе консультирования по-своему необходим, решает какую-либо частную задачу и имеет свои специфические особенности.

Рассмотрим особенности этапов консультирования, предложенными Г.С. Абрамовой:

1.Структурирование (до 10 минут). Особенностью этапа является то, что психолог определяет тему взаимодействия с клиентом, получает информацию о своих возможностях (как он может помочь). При этом решаются проблемы установления контакта.

2. Сбор информации в контексте темы. Этап выделения проблемы, решается вопрос идентификации потенциальных возможностей клиента.

3. Желаемый результат. Психолог помогает клиенту определить свой идеал. Если консультанту уже ясны цели клиента, то можно тут же дать рекомендации.

4. Выработка альтернативных решений. Идет работа над различными вариантами решения проблемы с целью избежания ригидности.

5. Обобщение предыдущих этапов. Осуществляется переход от обсуждения к действию.

Основные этапы проведения психологического консультирования следующие:

1.Подготовительный этап. психолог-консультант знакомится с человеком по предварительной записи, имеющейся о нем в регистрационном журнале. На данном этапе психолог-консультант сам готовится к проведению консультации.

2. Настроечный этап. психолог-консультант лично встречает человека, знакомится с ним и настраивается на совместную работу с человеком. Человек должен принять решение о своем вступлении в процесс консультирования вполне осознанно, поэтому до начала процесса консультирования психолог-консультант обязан предоставить человеку максимум информации о процессе консультирования, а именно: об основных целях консультирования, о своей квалификации, о приблизительной продолжительности консультирования, о целесообразности консультирования в данной ситуации, о границах конфиденциальности.. На втором этапе применяются процедуры встречи с человеком, общего, эмоционально-положительного настроя человека на проведение консультации, снятия психологических барьеров общения психолога-консультанта с человеком.

3. Диагностический этап. На данном этапе психолог-консультант выслушивает исповедь человека и на основе ее анализа проясняет, уточняет проблему человека. Основное содержание этапа составл. рассказ человека о себе и о своей проблеме, а также психодиагностика человека, если возникает необходимость ее проведения для уточнения проблемы человека и поиска оптимального ее решения.Утановка времени конс-я.

4. Рекомендательный этап. Психолог-консультант вместе с человеком вырабатывает практические рекомендации по решению его проблемы.На этом этапе консультант должен помочь человеку сформулировать возможные альтернативы привычному поведению, а затем, внимательно анализируя и критически оценивая их, выбрать тот вариант, который для человека является наиболее подходящим. Могут использоваться следующие процедуры: убеждение, разъяснение, поиск взаимоприемлемого решения, уточнение деталей, конкретизация. Все эти процедуры связаны с доведением до сознания человека тех советов и практических рекомендаций, которые вместе с ним вырабатывает психолог-консультант.

5. Контрольный этап. Завершающий этап психологического консультирования включает в себя следующие моменты: подведение итогов консультации и расставание с человеком. Подведение итогов в свою очередь содержит краткое повторение результатов консультации, сути проблемы, ее интерпретации и выработанных рекомендаций по решению проблемы. По желанию человека эти рекомендации могут быть предложены ему не только в устной, но и в письменной форме. Применяются те же процедуры, которые использовались на четвертом этапе. Однако на этот раз они в основном касаются оценок ожидаемой эффективности практического выполнения человеком тех советов, которые он получил от консультанта. Здесь специальной является процедура укрепления у человека уверенности в том, что его проблема обязательно будет решена, а также готовности сразу же после завершения консультации приступить к практическому решению своей проблемы

Таким образом, этапы и сопровождающие их процедуры направлены на достижение целей, которые стоят перед психологическим консультированием.

Приказ Росстата от 05.06.2015 N 259 (ред. от 18.02.2016) «Об утверждении Основных методологических и организационных положений по сплошному федеральному статистическому наблюдению за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства»

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» обработка персональных данных осуществляется для статистических целей при условии их обязательного обезличивания в целях формирования соответствующих федеральных информационных ресурсов.

Приказ ФССП России от 17.07.2015 N 354 (ред. от 07.11.2016) «Об обработке персональных данных в Федеральной службе судебных приставов» (вместе с «Правилами обработки персональных данных в Федеральной службе судебных приставов, устанавливающие процедуры, направленные на выявление и предотвращение нарушений законодательства Российской Федерации в сфере персональных данных, а также определяющие для каждой цели обработки персональных данных содержание обрабатываемых персональных данных, категории субъектов, персональные данные которых обрабатываются, сроки их обработки и хранения, порядок уничтожения при достижении целей обработки или при наступлении иных законных оснований») (Зарегистрировано в Минюсте России 07.08.2015 N 38405)

8.2. ФССП России в соответствии со статьей 6 Федерального закона «О персональных данных» может поручать обработку персональных данных другому лицу с согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральными законом, на основании договора.

4. Для обработки органами, предоставляющими государственные услуги, органами, предоставляющими муниципальные услуги, иными государственными органами, органами местного самоуправления, подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями, участвующими в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, персональных данных в целях предоставления персональных данных заявителя, имеющихся в распоряжении таких органов или организаций, в орган, предоставляющий государственную услугу, орган, предоставляющий муниципальную услугу, либо подведомственную государственному органу или органу местного самоуправления организацию, участвующую в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, на основании межведомственных запросов таких органов или организаций для предоставления государственной или муниципальной услуги по запросу заявителя, а также для обработки персональных данных при регистрации субъекта персональных данных на едином портале государственных и муниципальных услуг и на региональных порталах государственных и муниципальных услуг не требуется получение согласия заявителя как субъекта персональных данных в соответствии с требованиями статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ «О персональных данных».

Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»

4. Для обработки органами, предоставляющими государственные услуги, органами, предоставляющими муниципальные услуги, иными государственными органами, органами местного самоуправления, подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями, участвующими в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, персональных данных в целях предоставления персональных данных заявителя, имеющихся в распоряжении таких органов или организаций, в орган, предоставляющий государственную услугу, орган, предоставляющий муниципальную услугу, либо подведомственную государственному органу или органу местного самоуправления организацию, участвующую в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, либо многофункциональный центр на основании межведомственных запросов таких органов или организаций для предоставления государственной или муниципальной услуги по запросу заявителя, а также для обработки персональных данных при регистрации субъекта персональных данных на едином портале государственных и муниципальных услуг и на региональных порталах государственных и муниципальных услуг не требуется получение согласия заявителя как субъекта персональных данных в соответствии с требованиями статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ «О персональных данных».

Постановление ЦИК России от 06.07.2007 N 19/164-5 «О Перечне и формах документов, представляемых кандидатами, уполномоченными представителями политических партий в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации при проведении выборов Президента Российской Федерации»

В соответствии с пунктами 1 — 3 статьи 16, подпунктами 3, 15 статьи 19, пунктами 2, 3, 4, 8 статьи 32, пунктами 2 — 11 статьи 34, пунктами 4, 6 — 9, 11 — 13 статьи 35, пунктом 8.1 статьи 36, пунктом 1 статьи 37, пунктом 2 статьи 41, пунктами 1, 2, 5 статьи 43, пунктами 1, 2 статьи 44, пунктами 1 — 4 статьи 59 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации», приложениями 1 — 3 к Федеральному закону «О выборах Президента Российской Федерации», пунктом 7 части 2 статьи 6 Федерального закона «О персональных данных» Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет:

Постановление ЦИК России от 08.06.2007 N 15/123-5 «О Комплексе мер по обеспечению информирования избирателей о зарегистрированных кандидатах на должность Президента Российской Федерации, о политических партиях, выдвинувших кандидатов»

В соответствии с пунктами 3, 24 статьи 19, пунктом 5 статьи 39, пунктами 5, 6, 11, 12 статьи 62, пунктами 3, 4 статьи 66 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации», пунктом 7 части 2 статьи 6 Федерального закона «О персональных данных» Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет:

Постановление ЦИК России от 14.07.2011 N 20/216-6 «Об Инструкции о составлении, уточнении и использовании списков избирателей на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва и на выборах Президента Российской Федерации»

На основании статей 15, 16, 17 и 25 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», статей 19, 26, 27 и 28 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации», пункта 1 части 2 статьи 6 Федерального закона «О персональных данных» Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет:

Приказ Росстата от 21.08.2012 N 457 (ред. от 28.12.2016) «Об утверждении Методологических рекомендаций по организации наблюдения за ценами производителей на услуги производственного характера»

В соответствии с требованиями статьи 9 (часть 1) Федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации», а также в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» (соответствующая запись имеется в адресной части бланка формы N 1-цены производителей) специалисты территориальных органов государственной статистики должны обеспечить конфиденциальность первичной информации по отдельным организациям и использование ее только для формирования сводной (агрегированной) официальной статистической информации.

<Письмо> ФТС РФ от 25.10.2010 N 04-52/51759 «О персональных данных»

Пунктом 1 статьи 6 Федерального закона установлено, что обработка персональных данных может осуществляться оператором с согласия субъектов персональных данных.

Однако согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 6 Федерального закона согласие субъекта персональных данных на обработку персональных данных не требуется, если обработка персональных данных осуществляется на основании федерального закона, устанавливающего ее цель, условия получения персональных данных и круг субъектов, персональные данные которых подлежат обработке, а также определяющего полномочия оператора.

<Письмо> ФСФР РФ от 15.06.2011 N 11-ДП-05/15533 «О рассмотрении обращения в отношении Федерального закона от 27.07.2010 N 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

5. Отмечаем, что в устанавливающие передачу письменного согласия на обработку персональных данных нормы Положения о передаче списков инсайдеров организаторам торговли, через которых совершаются операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товаром, утвержденного Приказом ФСФР России от 21 января 2011 г. N 11-3/пз-н, планируется внесение изменений в связи с признанием того, что в рассматриваемом случае обработка персональных данных осуществляется на основании Закона N 224-ФЗ и в силу статьи 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» не требует согласия субъекта персональных данных. ФСФР России направлен запрос в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) и получены разъяснения о том, что обработка персональных данных лиц, указанных в Законе N 224-ФЗ, подпадает под исключения, установленные пунктом 1 части 2 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных», и не требует согласия субъектов на обработку персональных данных (письмо Роскомнадзора от 27.05.2011 N ШР-11093).