Низкая налоговая нагрузка

Содержание

Что обозначает понятие «налоговая нагрузка»

Термин «налоговая нагрузка» упоминается в таком важном документе ФНС, как приказ № ММ-3-06/333@ от 30.05.07 г. Здесь регламентируются принципы осуществления выездных контрольных мероприятий, включая критерии для отбора предприятий для проверки. Ориентируясь на нормы Приказа, каждый налогоплательщик может самостоятельно оценить риск проведения проверки. Перечень критериев приведен в подразделе 4 Приказа. При этом в данном списке недостаточная налоговая нагрузка (ниже среднеотраслевого уровня) стоит на первом месте.

Определяется налоговая нагрузка по видам ОКВЭД и обозначает процентное соотношение уплачиваемых налогов и полученных в результате ведения деятельности доходов. Показатели рассчитываются налоговиками на год по специальной методике. Данные приведены в Приложении № 3 к Приказу. Если при анализе финансовых показателей предприятия выявлена минимизация налоговых обязательств, обнаружены значительные отклонения от среднестатистических данных, сотрудниками ИФНС может быть принято решение о необходимости проведения выездной проверки. Но предварительно налогоплательщику направляется требование о даче пояснений. Как грамотно обосновать причины низкой налоговой нагрузки?

Чем опасна низкая налоговая нагрузка и как снизить риск проверок

Низкая налоговая нагрузка предприятия — это один из наиболее важных критериев риска, определенных Федеральной налоговой инспекцией. Если ИФНС сочтет, что предприятие перечислило в бюджет меньше, чем в среднем по отрасли, то придет к такому налогоплательщику с проверкой. О правилах расчета и действиях, направленных на снижение риска проверок, расскажем в статье. КонсультантПлюс БЕСПЛАТНО на 3 дня Получить доступ

В российской практике термин «налоговая нагрузка» (НН) начал применяться с 2007 года, когда вступил в силу Приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ (ред. от 10.05.2012) «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок». Упомянутым Приказом определены 12 критериев для самостоятельной оценки налогоплательщиками риска проверки со стороны ИФНС. И первым из них является оценка НН — отношение суммы налогов и сборов по данным ФНС к выручке организации по данным Госкомстата, выраженное в процентах. Расчет производится за календарный год.

Ежегодно ФНС публикует показатели НН по видам деятельности, и если этот показатель в организации ниже отраслевого, то риск проверки со стороны инспекции ФНС повышается.

Низкая налоговая нагрузка

Объяснение (пример) рассмотрим, взяв за основу образовательную организацию, предоставляющую услуги по дополнительному образованию (ОКВЭД 85.11).

Сумма начисленных налогов за 2018 год составляет 2 169 066 рублей.

Выручка за 2018 год по отчету о прибылях и убытках — 20 557 770 рублей.

НН составит 10,6 % (2 169 066 / 20 557 770 × 100 %).

Полученное значение НН сравниваем с соответствующим показателем в документе ФНС «Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности в процентах» за 2018 год. В документе ФНС показатели приведены укрупненно, надо найти свой раздел по классификатору ОКВЭД, а если его нет, то использовать значение НН по строке «Всего».

Раздел «Образование» ФНС не выделяла, сравниваем НН организации с общим показателем в строке «Всего», который за 2018 год составляет 10,8 %.

НН организации ниже среднего показателя на 0,2 % (10,8–10,6 %). При более высоких отклонениях НН организации от среднеотраслевых ИФНС обычно присылает письмо с рекомендацией пересмотреть налогооблагаемую базу и доплатить налоги.

В таком случае придется подготовить уточненную декларацию с объяснением, каким образом возникла низкая налоговая нагрузка; объяснение (образец см. ниже) прикладывается к уточненной декларации. Форма пояснительной записки приводится в Приложении № 5 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@.

Глава России пообещал снизить налоговую нагрузку на бизнес

4 декабря 2014

Налоговая нагрузка на бизнес в России не будет возрастать до 2018 года – об этом заявил президент страны Владимир Путин во время ежегодного послания Федеральному собранию. Глава государства предложил на ближайшие 4 года зафиксировать действующие налоговые условия и впредь к вопросу налогообложения не возвращаться. Также президент добавил, что необходимо как можно скорее приняться за реализацию уже принятых решений, направленных на облегчение налоговой нагрузки.

В частности, от уплаты налогов планируется освободить новые производства, а вновь созданным индивидуальным предпринимателям будут предоставлены налоговые каникулы продолжительностью два года – уточнил Владимир Путин.


Ранее президент уже обещал снизить фискальную нагрузку на представителей несырьевого бизнеса. Вадим Зарипов, эксперт «Пепеляев групп», напоминает, что еще в бюджетном послании главы государства на 2012 год содержалось соответствующее предложение. Речь шла о том, чтобы до 2018 года отказаться от усиления налогового бремени на предприятия несырьевых отраслей российской экономики.

Тем не менее, по словам Зарипова, фискальная нагрузка на бизнес с 2012 года росла и прямо, и косвенно. Через месяц, с 2015 года, будут введены новые сборы с бизнеса, существенно увеличится налог на дивиденды, увеличится налоговая база и возрастет порог отчислений в ФОМС. Аналитик «Пепеляев групп» уверен, что косвенный рост налогового бремени продолжится, поскольку возможности для него сохраняются.

Александра Суслина, представитель Экономической экспертной группы, приводит данные, согласно которым общая фискальная нагрузка в России составляет около 34-35% ВВП. С учетом того, что нагрузка на нефтегазовый сектор – немногим ниже 30%, Суслина утверждает, что резервы для дальнейшего роста налогов исчерпаны. По ее мнению, если налоговое бремя усилится, многие компании просто прекратят свою деятельность, поскольку исчезнут стимулы для инвестирования в бизнес.

Если возрастет налоговая нагрузка на граждан, тогда произойдет сокращение внутреннего потребления.

Налоговая нагрузка на бизнес не возрастет

В целом, увеличение налогов приведет к снижению экономического роста страны – констатирует Александра Суслина.

Чтобы избежать негативных последствий для национальной экономики, эксперт советует либо наращивать объем государственных заимствований, либо отказаться от части расходов, особенно в условиях прогнозируемой рецессии.

Сергей Фахретдинов, участник генерального совета «Деловой России», добавляет, что предприниматели испытывают сложности с поиском средств для инвестирования в проекты. По сведениям Фахретдинова, рентабельность бизнеса составляет всего 15% при том, что ставки по кредитам достигают уже 22%. Российские малые и средние предприятия не выдержат увеличения налогов – считает аналитик.

Напомним, президент России Владимир Путин 4 декабря выступил с ежегодным обращением к Федеральному собранию. Часть своей речи глава государства посвятил вопросам национальной экономики, в частности, борьбе с проявлениями кризисных явлений.

Версия для печати

Другие новости в рубрике:
«Роснефть» и «Металлоинвест» будут сотрудничать в научной сфере
Правительство объявило о частичной приватизации «Роснефти»

ФНС РФ опубликовала данные по налоговой нагрузке и рентабельности по отраслям за 2016 год.

Данные о налоговой нагрузке за 2017 год ФНС опубликует до 5 мая 2018 года, когда будут обработаны результаты налоговых деклараций и отчетности за 2017 год.

Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ определены Критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков. Суть этих критериев в том, что ФНС указывает 12 признаков, по которым налоговики определяют «подозрительных» налогоплательщиков для проведения выездной налоговой проверки.

Рекомендую проверить свою налоговую нагрузку и рентабельность с отраслевыми значениями.

Налоговая нагрузка

Так, критерием под номером 1 (п. 4 Приложения 1 и Приложение 2) указан признак:

«Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).»

ФНС РФ использует данные по налоговой нагрузке следуюшим образом — сравнивает налоговую нагрузку конкретного налогоплательщика с налоговой нагрузкой той отрасли, в которой этот налогоплательщик осуществляет свою деятельность. Если налоговая нагрузка конкретного налогоплательщика существенно ниже отраслевой, то налоговый орган «присматривается» к такому налогоплательщику.

Расчет налоговой нагрузки в 2017-2018 году (формула)

Возможно это признак незаконной налоговой оптимизации.

Обычно, сначала к такому налогоплательщику поступает запрос, с просьбой пояснить причину низкой налоговой нагрузки. Затем, налоговый орган может провести выездную налоговую проверку такого налогоплательщика.

Поэтому указанную ФНС РФ налоговую нагрузку по видам экономической деятельности обычно называют как «безопасную налоговую нагрузку по видам экономической деятельности (по отраслям)».

В 2016 году в целом налоговая нагрузка немного снизилась до 9,6% (в сравнении с 9,7% в 2015 году)

Больше всего выросла налоговая нагрузка в 2016 году в отраслях:

Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви — 7,3% в 2016 году (6,2% в 2015 году).

Производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них — 4,3% в 2016 году (3,5% в 2015 году).

Производство кокса и нефтепродуктов — 4,7% в 2016 году (2,6% в 2015 году).

Больше всего снизилась налоговая нагрузка в 2016 году в отраслях:

Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых — 35,6% в 2016 году (41,5% в 2015 году).

Издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации — 11,6% в 2016 году (13,4% в 2015 году).

Химическое производство — 3,5% в 2016 году (4,2% в 2015 году).

Строительство — 10,9% в 2016 году (12,7% в 2015 году).

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг — 15,4% в 2016 году (17,2% в 2015 году).

Подробнее о налоговой нагрузке:

Налоговая нагрузка — величина, которая показывает уровень налогового бремени налогоплательщика.

Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности (по отраслям) — налоговая нагрузка по видам экономической деятельности (по отраслям) определяется ежегодно федеральной налоговой службой Российской Федерации (ФНС РФ)

Рентабельность

Так, критерием под номером 11 (п. 4 Приложения 1 и Приложение 2) указан признак:

«Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.»

В 2016 году рентабельность продаж в целом снизилась до 8,1% (9,3% в 2015 году), а рентабельность активов возросла до 6,4% (5,0% в 2015 году).

Подробнее о рентабельности:

Рентабельность по видам экономической деятельности (по отраслям) — рентабельность по видам экономической деятельности (по отраслям) определяется ежегодно федеральной налоговой службой Российской Федерации (ФНС РФ).

Ссылки

Налоговую нагрузку по видам экономический деятельности за последний год и предыдущие годы можно скачать с сайта ФНС РФ по ссылке (в формате Excel):

Налоговая нагрузка по отраслям (nalog.ru)

Там же можно скачать рентабельность по видам экономический деятельности (в формате Excel):

Значения среднеотраслевых финансовых показателей по видам деятельности (nalog.ru)

Что еще?

Прочитайте книгу: Налоговый бенчмаркинг. Джаарбеков С.М. (litres.ru)

Закажите корпоративный тренинг: «Налоговый бенчмаркинг» от Джаарбекова Станислава

Закажите услугу: Экспресс-диагностика налогового планирования (taxd.ru)

Дополнительно

Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности в 2017 году — опубликована ФНС РФ в Приложении 3 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок».

Материалы по теме «Налоговый контроль»

«Тебе придется исхитряться в превосходных начинаниях,
но, поступая так, ты израсходуешь казну, после чего…
будешь вынужден сверх меры отягощать народ налогами
и пользоваться порочными способами добывания денег»

Никколо Макиавелли. Государь. Глава XVI

Анализ данных о фискальном (налоговом) бремени по представительной группе индустриальных экономик (28) и развивающихся стран (39), включая Россию, содержится в таблице 7.1.

Таблица 7.1. Фискальная нагрузка на экономику: международные сопоставления (2009 г.)*

Доходы общего правитель-ства / ВВП, %

Развитые экономики

Число стран

Переходные и развивающиеся экономики

Число стран

>55 — 60

Дания, Норвегия, Швеция

Финляндия

Беларусь

Австрия, Бельгия, Франция, Италия, Нидерланды

Россия, Мальдивы, Босния и Герцеговина

Германия, Кипр, Греция, Люксембург, Португалия, Исландия, Израиль, Великобритания

Украина, Венгрия, Молдавия, ЦАР

Испания, Канада, Япония, Новая Зеландия, Швейцария

Китай, Южная Африка, Болгария, Хорватия, Чехия, Эстония, Латвия, Польша, Монголия, Иран, Боливия

США, Ирландия, Австралия, Словакия

Литва, Румыния, Бахрейн

Грузия, Албания, Аргентина, Чили, Коста-Рика, Гондурас, Египет, Свазиленд

Гонконг, Сингапур

Малайзия, Таиланд, Вьетнам, Казахстан, Армения, Маврикий, Парагвай, Перу

Таджикистан, Того

Итого стран

Итого стран

*Рассчитано по данным IMF Government Finance Statistics Yearbook 2009. В качестве индикатора налоговой нагрузки на экономику используется показатель «Доходы общего правительства / ВВП», % (General Government Revenue / GDP, %)

Очевидно, что индустриальные страны имеют более высокую фискальную (налоговую) нагрузку в сравнении с развивающимися (таблица 7.1). Индикатор «Доходы общего правительства / ВВП» у более, чем 60% индустриальных стран превышает 40% ВВП, у почти 80% стран – более 35% ВВП.
И, наоборот, только у 18% развивающихся стран, включая Россию, налоговая нагрузка выше 40% ВВП. У более чем 50% развивающихся стран налоговое бремя не превышает 30% ВВП.
Причины рассмотренных расхождений – более зрелые налоговые системы индустриальных стран, способные более полно собирать налоги и квазиналоговые платежи, больший объем социальных обязательств, покрываемых за счет роста государственных доходов («социальные рыночные экономики» континентального типа (скандинавского, германского) в отличие от англо-саксонской модели), отказ от экстра-стимулирования экономического роста за счет эксцессивного сокращения налогового бремени, как это происходит в ряде развивающихся экономик, находящихся в зоне сверхбыстрого экономического роста.

Жесткий прессинг: Несмотря на декларации, налоговое давление на бизнес и граждан растёт

В группе индустриальных стран наименьшие налоговые нагрузки несли страны англо-саксонской модели, включая США, и «страны-кластеры», страны — посредники — Гонконг, Сингапур, еще недавно входившие в группу развивающихся стран, поддерживающие политику интенсивного экономического роста.
Как следует из данных таблицы 7.1, Россия имеет одну из самых высоких фискальных (налоговых) нагрузок не только в группе развивающихся стран, но и по отношению к кластеру индустриальных экономик. Высокое налоговое бремя является встроенной составляющей экономики России, прямо влияющей на условия ее роста, темпы и саму возможность модернизации.

Вставка
Николай Тургенев, 1818 г., «Опыт теории налогов»:
«Налоги имеют непосредственное влияние на уменьшение богатства народного; ибо часть дохода общественного, получаемая через налоги Правительством, издерживается, не умножая сего дохода.
Налоги причиняют препятствия промышленности народной, отъемля часть капиталов, употребляемых подданными, от ея назначения, и предоставляя оную Правительству.
Кроме сего, налоги имеют вредное влияние на народонаселение, образованность и нравственность народную…
Трудность доставления средств пропитания ограничивает бракосочетание между простыми людьми… Налоги могут также ограничивать способы граждан давать детям своим приличное воспитание, и сие не только между простыми людьми, но и между людьми среднего состояния. Таким образом налоги будут препятствовать распространению образованности. Замечено, что в Англии великие налоги, заставляя людей более всего думать о своих денежных выгодах, отвращают их от занятий умственных…
На нравственность налоги имеют самое вредное влияние. Дабы в сем удостовериться, надлежит только вспомнить о тех несчастных, которые от налогов делаются преступниками…»104

Налоги и экономический рост. Финансовые ресурсы конечны. Их эксцессивное перераспределение в пользу государства при относительном снижении финансовых ресурсов, остающихся у бизнеса и домашних хозяйств, неизбежно, в конечном итоге, ведет, даже при увеличении инвестиционной составляющей в государственных расходах, к снижению темпов экономического роста. «Там, где масса бедна, и где налог подкашивает зачатки благосостояния, там нельзя рассчитывать на успехи промышленности, образования и народной нравственности».105
Страна, ориентированная на высокий экономический рост и модернизацию, должна поддерживать налоговую нагрузку, оставляющую в распоряжении бизнеса достаточно финансовых ресурсов и стимулов для инвестиций. Искусство – в соединении умеренного или облегченного налогового пресса с системой налоговых стимулов и инициатив, поддерживающих экономический рост и инновации (налоговые льготы, бюджетные и налоговые кредиты, налоговые каникулы и т.п.).
Анализ и классификация моделей экономики государств, в зависимости от того, как ими формируется структура ВВП во взаимосвязи с темпами экономического роста, приведены ниже (глава 8). При этом хорошо просматриваются, в частности, следующие кластеры стран:
-индустриальные страны с низкими темпами роста, поддерживающие высокую налоговую нагрузку с целью выполнения социальных обязательств (скандинавская модель, «континентальная» модель);
-индустриальные страны с низкими и средними темпами роста, поддерживающие умеренную налоговую нагрузку (при использовании для выполнения социальных обязательств ресурсов, передаваемых за счет превышения импорта над экспортом) (пример – США, Великобритания и другие индустриальные страны с постоянными дефицитами торгового баланса);
-развивающиеся страны с заниженной налоговой нагрузкой, используемой в качестве стимула для ускоренного экономического роста;
-развивающиеся страны, в которых объем налоговой нагрузки формируется стихийно, в силу слабости государства, низкого уровня развития экономики, незрелости государственных финансов, неспособности создать систему эффективного управления ими;
-развивающиеся экономики с расширенной ролью государства как собственника и управляющего бизнесом, с особой ролью публичного сектора, с необходимостью расширенного потребления государством произведенной стоимости (например, в целях защиты национальной безопасности, обеспечения социальной стабильности, «удержания на плаву» и реструктуризации неэффективной и эксцессивной государственной собственности при переходе к рыночной экономике). Как следствие, складывается повышенная налоговая нагрузка, в конечном итоге, тормозящая экономический рост.

Пример – Российская Федерация.

Проблемы фискальной (налоговой) нагрузки в экономиках, ориентированных на сырьевой экспорт. Традиционными «ловушками», подстерегающими государства – экспортеры нефти и газа в условиях высоких мировых цен на углеводороды являются (при внешне устойчивом состоянии государственных финансов):
-поддержание высокого налогового бремени (налоги и квази-налоги)106 как средства вывода из экономики излишней ликвидности и перевода государству ренты, формируемой благоприятной ценовой конъюнктурой на углеводороды;
—рост не связанных с инвестициями расходов государства (социальных, военных, на управление и т.п.) в периоды высоких цен на нефть, которые становятся неснижаемыми при их падении, быстро приводя к кризису государственных финансов. Неэффективное расходование средств государством, поступающих от экспорта, объемное осуществление инвестиций в нерентабельные проекты и, как следствие, проедание невосполняемого национального богатства в связи с ослабленными бюджетными ограничениями;
-как следствие, неэластичность доходов и расходов, формируемых в системе государственных финансов, к колебаниям мировых цен на сырье, интенсивный переход к кризисному состоянию бюджетной сферы при сокращении спроса и конъюнктурном снижении цен на экспортируемый газ, нефть, металлы, удобрения, продовольствие и т.п.

Ситуацию в российской экономике и российских финансах все чаще начинают описывать с помощью мема «Население — новая нефть».

Нина Зотина / РИА Новости

Разумеется, речь не только о населении, но и о бизнесе. Поскольку выручка от экспорта нефти и газа нестабильна, а санкции вызвали резкий отток капитала, власти вынуждены искать больше источников дохода внутри страны. В этой ситуации вполне закономерно ожидать роста налоговой нагрузки на бизнес.

Не только НДС

Самым главным событием в налоговой сфере за последнее время стало произошедшее в прошлом году повышение НДС с 18% до 20%.

«Всему бизнес-сообществу до сих пор непонятно: зачем при профицитном бюджете наносить такой удар по российской экономике», — замечает по этому поводу генеральный директор компании CorpSoft24 Константин Рензяев.

Руководитель специализирующейся на бухгалтерском сопровождении и аудите группы компаний «БиПи» Валентина Мейсак говорит:

«Сегодня есть четкое ощущение, что расходы на администрирование НДС превышают его собираемость».

Однако, как свидетельствуют отзывы опрошенных «Инвест-Форсайтом» экспертов, дело отнюдь не только в формальном повышении налоговых ставок. Как отмечает главный бухгалтер компании Win Pay Константин Нигматзянов, в 2019-м было отменено большое количество льгот для малых предприятий. До нынешнего года существовал целый спектр послаблений для 30 видов деятельности, например уменьшенный страховой взнос по фонду оплаты труда. После его отмены нагрузка на ФОТ выросла на 10%. В меньшей степени пострадали IT-компании, так как государство их активно поддерживает сниженной ставкой ФОТ, которая и в 2019 году остается на уровне 14%.

Белые и серые

Есть еще более важное обстоятельство, порождающее рост нагрузки: экономика становится все более «белой». По словам Константина Нигматзянова, стандартные «серые» схемы — вроде создания новой компании каждые полгода — почти перестали работать. Все счета-фактуры теперь выгружаются в налоговую и тщательно перепроверяются. С этим мнением полностью согласен Константин Рензяев (CorpSoft24):

«На первый взгляд, кроме НДС, другие налоги не увеличились, но фактическая нагрузка на бизнес растет. Как это происходит? А очень просто — десять лет назад стоимость обнала составляла 5-7%. Таким образом можно было существенно снизить НДС, а затем пустить обналиченные суммы на выплату заработной платы и уменьшить взносы в фонды. В последние годы эта схема уже не работает, и бизнес вынужден платить все налоги, потому что оптимизировать их стало дороже. В связи с этим после уплаты НДС (20%), НДФЛ и Страховых взносов (43%), налога на прибыль (20%) и др. как таковой прибыли и не остается. При этом при плохих финансовых показателях сотрудники налоговой службы вызывают директоров предприятий и грозят выездными налоговыми проверками, если ситуация не улучшится. Текущую ситуацию оцениваю как крайне враждебную для развития бизнеса, поэтому у нас и недостаточно действительно стоящих бизнес-проектов».

Белый клининг

Что означает для бизнеса процесс обеления — можно рассмотреть на примере клининговой отрасли, о чем «Инвест-Форсайту» подробно рассказал основатель группы компаний «Кристанваль» Олег Попов. По его словам, обеление отрасли клининга началось еще в позапрошлом году. По данным ФНС, за прошлый год выручка отрасли составила порядка 380 млрд рублей. Исходя из этих расчетов, на плечи клининговых компаний ложится налоговая нагрузка в размере не менее 30% — то есть государство планирует вернуть в казну не менее 100 млрд рублей. До процесса обеления нагрузка не превышала 7%. Сейчас ФНС поставила всей отрасли ультиматум: или компании уплачивают все положенные налоги, или теряют бизнес. По предварительным данным Ассоциации клининговых и фасилити-операторов (АКФО), только за последние два квартала налоговая нагрузка возросла в 2-3 раза. Впрочем, эти данные касаются только членов АКФО, остальные продолжают укрываться от налогов, однако их судьба может быть незавидной. В числе возможных вариантов развития событий — проверки, доначисление налогов за три предыдущих года и даже уголовные дела. Поощрения уготованы тем компаниям, которые вступят в отраслевые некоммерческие объединения, соблюдающие Этическую хартию ФНС, — в первую очередь это АКФО и Национальная ассоциация фасилити операторов (НАФО).

«Массовой зачистки отрасли не планируется. Скорее всего, это будут точечные проверки наиболее неблагонадежных компаний, не осознавших всю серьезность ситуации», — прогнозирует эксперт.

Белые выигрывают?

Разумеется, в том, что бизнес выходит из тени, можно увидеть и положительную сторону. Раньше «серые» компании выживали за счет ухода от налогов, что позволяло держать низкую себестоимость товаров, которая иногда выглядела демпингом. Это, разумеется, мешало работать компаниям, которые платили все налоги. Улучшенный контроль повысил прозрачность рыночной ситуации, уменьшив значение демпинга.

«Теперь белые компании платят больше налогов, но им меньше мешают серые компании, которым тоже приходится переходить на полностью белую схему, а значит, конкурировать не за счет искусственно заниженных цен», — замечает Константин Нигматзянов (Win Pay).

Впрочем, насколько далеко зашел процесс обеления, сказать трудно: бизнес-компании закрывают очень часто, и, как отмечает основатель аудиторской компании «Форос Аудит» Елена Васильева, лишь 4% предприятий существуют более 3 лет.

Налоги — проблема №1

Так или иначе, по словам аналитика компании QBF Олега Богданова, данные Росстата показывают: по итогам 2018 года налоговая нагрузка для юридических лиц составляла 11,5% от оборота, увеличившись на 0,7% п.п. к уровню 2017 года. Наибольший рост нагрузки, по мнению аналитика, зафиксирован в ТЭКе (с 45,4% до 52,1% за счет увеличения НДПИ). В секторе «Пищевые продукты, напитки, табачные изделия» налоговая нагрузка сократилась — с 28,2% до 23,5%, но это результат снижения производства в этом сегменте.

По данным исследования «Пульс малого бизнеса», проведенного Альфа-банком и Международным исследовательским центром MARC, в конце прошлого года наибольшее число опрошенных предпринимателей (49%) называли главной проблемой бизнеса именно высокие налоги; на втором месте (38%) был недостаток средств, на третьем (37%) — снижение спроса. При этом, по словам представителей Альфа-банка, доля предпринимателей, которые называют проблемой №1 налоги, росла с 2017 года.

«Новая категория налогоплательщиков, НДС до 20%, инициативы по изменению вчерашних сборов в новые налоги, риск блокировки счета со стороны собственного банка при подозрении на нарушение 115-ФЗ и/или непроявленной “должной осмотрительности”, снижение общей маржинальности белого бизнеса до уровня высокооплачиваемого наемного сотрудника не добавляют оптимизма», — комментирует ситуацию руководитель проектов «Налогия» Василий Кисленко.

В масштабах десятилетия

Такова ситуация в последние 2 года. А что происходило с российским налоговым режимом, если взглянуть на более длинный период времени?

Руководитель налоговой практики юридической компании BMS Law Firm Денис Зайцев по просьбе «Инвест-Форсайта» назвал важнейшие события, произошедшие в налоговой сфере за последние 10 лет. В 2009 году это снижение ставки налога на прибыль с 24% до 20%. Однако здесь налоговые послабления и кончились — началось ужесточение, хотя и не связанное с пересмотром ставок. В 2011 году случился переход на более развернутое положение о трансферном ценообразовании, что дало налоговым органам дополнительные инструментарии для новых претензий: налоговики начали применять понятие «необоснованной налоговой выгоды» даже к бизнесу, который по обороту был значительно ниже, чем установленные лимиты.

В 2014 году налог на имущество стал считаться с кадастровой стоимости. В 2015 году вводится налоговая нагрузка на контролируемые иностранные компании. В этом же году введен торговый сбор в таких городах, как Москва, Санкт-Петербург и Севастополь.

Не только налоги

Заметим, что нагрузка на бизнес не всегда связана с платежами, юридически называемыми «налогами». Валентина Мейсак («БиПи») констатирует: в России многие годы постоянно добавляются новые платежи и сборы, которые официальная статистика не относит к налогам, но они в любом случае ложатся фискальным бременем на плечи предпринимателей. Это различные расходы на установку и администрирование систем ЕГАИС и «Меркурий», установку онлайн-касс; экологический сбор, плата за негативное воздействие на окружающую среду, курортный сбор, утилизационный сбор, сборы за проезд по федеральным трассам — система «Платон», расходы на проведение специальной оценки условий труда.

Елена Васильева («Форос Аудит») добавляет, что на налоговую нагрузку повлиял рост размера минимальной оплаты труда с 4330 рублей (на 1 января 2009 г.) до 11280 (на 1 января 2019 г.). Это означает рост налоговой нагрузки для индивидуальных предпринимателей — фиксированные страховые платежи за себя и для всех работодателей — увеличение объема страховых взносов.

В итоге: доклад РСПП «О состоянии делового климата в России в 2014—2017 году» сообщает, что 40,3% опрошенных предпринимателей уверенно заявляют о росте налоговой нагрузки. В то же время данными официальной статистики эти жалобы подтвердить невозможно.

«Как показывает статистика Росстата, за последние 10 лет налоговая нагрузка на российский бизнес оставалась примерно на одном уровне — это 30-32% от ВВП», — сообщает Олег Богданов (QBF).

Однако Елена Васильева объясняет, что наши официальные показатели искажены: в общий расчет не включаются платежи по налогам и взносам на фонд оплаты труда и НДФЛ на дивиденды.

Минфин можно понять?

Уже известны некоторые меры, которые могут ужесточить налоговый режим в будущем. Как сообщает Денис Зайцев (BMS Law Firm), сейчас рассматривается проект, по которому неналоговые платежи будет администрировать ФНС, а ответственность за их неуплату ужесточится вплоть до уголовной — что означает дальнейший принудительный вывод бизнеса из тени. При этом честные налогоплательщики могут попасть «под раздачу» из-за борьбы с дроблением бизнеса. Под предлогом широкой кампании налоговая может доначислить налоги не только мошенникам, но и честным группам компаний — такие случаи уже бывали.

«Конечно, позицию Минфина можно понять, — говорит Валентина Мейсак. — На фоне финансового кризиса, падающих доходов и растущих социальных обязательств ужесточение фискальной политики оправдано. Но нельзя допустить ситуации, когда рост налоговых поступлений существенно превышает темпы роста экономики и реальных доходов граждан, а малый и средний бизнес сомневается в целесообразности ведения предпринимательской деятельности в нашем государстве».

Константин Фрумкин

Для чего это нужно

Чтобы помочь налогоплательщикам оценить вероятность включения в план выездных налоговых проверок, ФНС России опубликовала значения среднеотраслевых показателей по видам экономической деятельности за 2017 год. Опираясь на эти сведения в 2019 году, бухгалтеры могут сравнить показатели своей финансово-хозяйственной деятельности с общедоступными критериями налоговых рисков.

  • Статья по теме в журнале «Упрощенка»: Как проверить контрагентов по новой интеллектуальной методике

В таблице приведены данные налоговой нагрузки, рентабельности проданных товаров, продукции, работ, услуг и рентабельности активов организаций по видам экономической деятельности, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщиков.

Оценка рисков и уточнение налоговых обязательств позволяют значительно снизить вероятность включения налогоплательщика в план выездных налоговых проверок.

В последние годы изменен подход к организации контрольной работы налоговых органов. Акцент сделан на комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, и, как следствие, отказ от тотального контроля и переход к контролю, основанному на критериях риска.

В связи с чем Федеральной налоговой службой разработана и утверждена Концепция планирования выездных налоговых проверок, предусматривающая новый подход к построению системы отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок.

Согласно Концепции планирование выездных налоговых проверок – открытый процесс, построенный на отборе налогоплательщиков для проведения выездного контроля по общедоступным критериям риска совершения налогового правонарушения. Данный процесс носит открытый характер. Налогоплательщик, соответствующий таким критериям, с большой долей вероятности будет включен в план выездных налоговых проверок.

Федеральная налоговая служба стремится к усилению аналитической составляющей контрольной работы налоговых органов в целях побуждения налогоплательщиков к добровольному уточнению своих налоговых обязательств.

Чтобы проверить компанию на риски налоговой проверки, воспользуйтесь сервисом «Российский налоговый курьер Контрагенты».

Проверить компанию

Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности для работы в 2019 году

Налоговая нагрузка рассчитана как отношение суммы налогов и сборов по данным официальной статистической отчетности ФНС России к обороту организаций по данным Росстата, умноженное на 100%

Данная таблица применяется в 2019 году, ее налоговики обновили в мае 2019 года.

Вид экономической деятельности (согласно ОКВЭД-2) 2018 год
Налоговая нагрузка, % Справочно: фискальная нагрузка по страховым взносам, %
ВСЕГО 11,0 3,3
Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство, рыбоводство – всего 4,1 5,2
растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях 3,2 4,9
лесоводство и лесозаготовки 9,3 7,5
рыболовство, рыбоводство 7,8 5,6
Добыча полезных ископаемых — всего 43,5 1,6
добыча топливно-энергетических полезных ископаемых -всего 52,5 1,0
добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических 17,9 3,8
Обрабатывающие производства – всего 7,1 1,9
производство пищевых продуктов, напитков, табачных изделий 21,7 2,0
производство текстильных изделий, одежды 8,1 3,8
производство кожи и изделий из кожи 8,2 5,0
обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения 2,8 3,3
производство бумаги и бумажных изделий 5,0 1,7
деятельность полиграфическая и копирование носителей информации 8,4 3,6
производство кокса и нефтепродуктов 3,4 0,2
производство химических веществ и химических продуктов 2,2 2,1
производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях 6,9 3,0
производство резиновых и пластмассовых изделий 6,1 2,6
производство прочей неметаллической минеральной продукции 8,9 3,3
производство металлургическое и производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования 4,1 2,1
производство машин и оборудования, не включенные в другие группировки 8,6 4,0
производство электрического оборудования, производство компьютеров, электронных и оптических изделий 9,6 4,2
производство компьютеров, электронных и оптических изделий 11,8 5,2
производство электрического оборудования 6,9 3,0
производство прочих транспортных средств и оборудования 5,5 4,6
производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов 5,4 1,5
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха — всего 6,7 2,3
производство, передача и распределение электроэнергии 7,6 2,0
производство и распределение газообразного топлива 2,2 1,5
производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха 6,8 4,5
Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность и ликвидация загрязнений- всего 8,9 4,6
Строительство 10,4 4,4
Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов — всего 2,9 1,1
торговля оптовая и розничная автотранспортными средствами и мотоциклами и их ремонт 2,9 1,0
торговля оптовая, кроме оптовой торговли автотранспортными средствами и мотоциклами 2,7 0,8
торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами 3,4 2,1
Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания — всего 10,1 5,8
Транспортировка и хранение -всего 6,5 4,6
деятельность железнодорожного транспорта: междугородные и международные пассажирские и грузовые перевозки 8,1 6,7
деятельность трубопроводного транспорта 4,7 2,2
деятельность водного транспорта 8,4 4,1
деятельность почтовой связи и курьерская деятельность 15,1 11,6
Деятельность в области информации и связи — всего 16,5 5,2
Деятельность по операциям с недвижимым имуществом 20,5 5,4
Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги 18,4 10,0
*- Расчет произведен с учетом поступлений по налогу на доходы физических лиц

Рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг и рентабельность активов организаций по видам экономической деятельности, в процентах

Вид экономической деятельности (согласно ОКВЭД-2) 2018 год
Рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг), %* Рентабельность активов, %**
Всего 12,3 6,4
сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство 20,2 7,1
растениеводство и животноводство, охота и
предоставление соответствующих услуг в этих областях
17,0 5,8
лесоводство и лесозаготовки 11,1 1,7
рыболовство и рыбоводство 54,0 20,8
добыча полезных ископаемых 33,6 17,3
добыча угля 31,4 11,6
добыча сырой нефти и природного газа 35,3 20,4
добыча металлических руд 57,3 17,6
добыча прочих полезных ископаемых 50,9 7,6
обрабатывающие производства 12,8 6,0
производство пищевых продуктов 9,2 7,1
производство напитков 12,4 7,1
производство табачных изделий 30,2 14,1
производство текстильных изделий 8,7 4,3
производство одежды 9,2 8,4
производство кожи и изделий из кожи 6,0 3,5
обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели,
производство изделий из соломки и материалов для плетения
13,8 2,2
производство бумаги и бумажных изделий 28,1 17,3
деятельность полиграфическая и копирование носителей информации 13,9 11,0
производство кокса и нефтепродуктов 9,0 4,5
производство химических веществ и химических продуктов 26,5 6,1
производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях 26,9 10,1
производство резиновых и пластмассовых изделий 8,1 7,4
производство прочей неметаллической минеральной продукции 12,7 4,5
производство металлургическое 26,0 13,3
производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования 11,7 5,4
производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки 4,8 отр.
производство компьютеров, электронных и оптических изделий 14,0 5,9
производство электрического оборудования, 8,4 7,2
производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов 2,6 2,8
производство прочих транспортных средств и оборудования 12,0 2,0
производство прочих готовых изделий 5,8 3,5
обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха 8,8 4,2
производство, передача и распределение электроэнергии 12,5 5,0
производство и распределение газообразного топлива 2,8 1,4
производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха отр. отр.
водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов,
деятельность по ликвидации загрязнений
4,5 2,7
строительство 6,1 1,7
торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов 7,3 5,4
торговля оптовая и розничная автотранспортными средствами и мотоциклами и их ремонт 3,1 9,0
торговля оптовая, кроме оптовой торговли автотранспортными средствами и мотоциклами 10,0 5,6
торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами 2,6 3,6
деятельность гостиниц и предприятий общественного питания 7,1 2,6
транспортировка и хранение 8,8 4,1
деятельность железнодорожного транспорта:
междугородные и международные пассажирские перевозки
7,6 1,1
деятельность железнодорожного транспорта: грузовые перевозки 18,5 20,2
деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта отр. отр.
деятельность автомобильного грузового транспорта
и услуги по перевозкам
5,2 5,0
деятельность трубопроводного транспорта 12,2 4,0
деятельность водного транспорта 6,2 3,4
деятельность воздушного и космического транспорта отр. 2,7
деятельность почтовой связи и курьерская деятельность 5,8 2,4
деятельность в области информации и связи 14,6 7,4
деятельность финансовая и страховая 11,2 1,9
деятельность по операциям с недвижимым имуществом 15,9 3,8
научные исследования и разработки 10,3 6,5
государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение 2,4 1,5
образование 4,2 2,8
деятельность в области здравоохранения и социальных услуг 10,4 6,4
деятельность в области культуры, спорта,
организации досуга и развлечений
1,7 2,8
* Рентабельность проданных товаров, (продукции, работ, услуг) — соотношение между величиной сальдированного финансового результата (прибыль минус убыток) от продажи товаров (продукции, работ, услуг) и себестоимостью проданных товаров (продукции, работ, услуг) с учетом коммерческих и управленческих расходов. В том случае, если получен убыток от продажи товаров (продукции, работ, услуг), имеет место убыточность
** Рентабельность активов — соотношение сальдированного финансового результата (прибыль минус убыток) и стоимости активов организаций. В случае если сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) отрицательный — имеет место убыточность.

Формула и порядок расчета

Условия расчета вышеупомянутых данных указаны в приложении №4 письма ФНС «О работе комиссий…».

Для расчета удельного веса можно воспользоваться формулой:

Нв÷Бн × 100,

где:

Нв – НДС, предъявленный к вычету за отчетный период

Бн – налогооблагаемая база за отчетный период

Чтобы рассчитать налоговоебремя в приложении приведены 2 формулы: 1 – для операций на внутреннем рынке; 2 – для определения общих обязательств по НДС, то есть расчетов на внутрироссийском рынке и сделок, облагаемых по 0 процентной ставке.

  1. Чтобы рассчитатьобязательства на внутрироссийском рынке используется отношение налога к перечислению к налогооблагаемой базе

НДС(упл) ÷ Бнвн ×100

  1. Расчет обязательств по НДС в целом – отношение рассчитанного к перечислению НДС к сумме баз, подлежащих налогообложению

НДС (упл) ÷ (Бнвн + Бн 0%) × 100, где

НДС (упл) – рассчитанный налог к перечислению (стр. 040 разд. 1 декларации)

Бнвн – налогооблагаемая база на внутрироссийском рынке(Σ стр.010; 020;030; 040; 050; 060; 070 гр 3 разд. 3)

Бн 0% — налоговая база, облагаемая по «0» процентной ставке (Σ стр 020 по разд. 4).

Координаты строк приведены для бланка декларации по НДС, которая была утверждена приказом ФНС от 29.10.2014 г.

№ММВ-7-3/588@, действующей в 1 кв. 2016г.

Произвести расчет можно как за 1 квартал, так и за несколько (обычно год).

Показатели, которые воздействуют на налоговое бремя компании

Как видно из вышеприведенных формул, в каждой первоначально стоит рассчитанный НДС к перечислению. Для его расчета используются следующие данные:

  1. Налогооблагаемая база. Чем она выше, тем больше сумма налога к перечислению;
  2. Сумма налоговых вычетов, предъявленных в книге покупок. Чем данный показатель выше, тем меньше сумма НДС к перечислению;
  3. Уменьшает сумму к оплате величина НДС, исчисленного с произведенных строительно-монтажных работ;
  4. Величина налога, который был уплачентаможенникам или в органы ФНС (при импорте из стран ЕАЭС) и предъявленного к вычету, уменьшают показатель к оплате;
  5. Величина НДС с авансов на предоплату поставщикам, с подтвержденным использованием вычета уменьшает сумму к перечислению;
  6. Закрытые авансы покупателей также снижают показатель
  7. Величина уплаченного НДС в роли налогового агента – также снижает

    уровень НДС к оплате.

На показатель налогооблагаемой базы, также участвующий в формулах влияют следующие позиции:

  1. Товарооборот. Чем он выше, тем выше показатель облагаемой базы;
  2. Уменьшают базу операции, предусмотренные ст.146, 147, 148 149, 150 НК РФ;
  3. Увеличивают размер базы СМР для собственных нужд компании;
  4. Полученные авансы также увеличивают базу;
  5. Продажа с использованием 0 процентной ставки также уменьшает базу для обложения налогом.

Пример #2 расчета налоговой нагрузки

Если фирма ООО «Ассорти» закупала ТМЦ без НДС, но по более низкой цене. Стоимость ТМЦ 3 000 000 руб. без НДС. Продала за 4 618 200 руб. (в т.ч. НДС 704 471,18 руб.) Доп. Расходы (доставка, консультационные услуги и проч.) — 397 300 руб. (в т.ч. подтвержденный НДС 60 605,08 руб.). НДС к уплате 643 866,10 руб. (704 471,18 – 60 605,08). Прибыль до налогообложения: 3 913 728,82 – 3 000 000 – 336 694,92 – 643 866,10 = — 66 832,2 руб.

То есть организация понесла убытки в размере 66 833,2 руб.

Дебет Кредит Сумма Расчет
41 60 3000 000 Поступили товары от поставщика
60 51 3 000 000 ТМЦ оплачены поставщику
62 90 4 618 200 Реализация ТМЦ
90.3 68.2 704 471,18 Учтен исходящий НДС
51 62 4 618 200 ТМЦ оплачены покупателем
44 76 336 694,92 Доп. Расходы
19 76 60 605,08 Учтен входящий НДС по доп. Расходам
76 51 397 300 Доп. услуги оплачены контрагенту
68.2 19 60 605,08 НДС к вычету
99 90 66 833,2 Убытки предприятия

Удельный вес НДС к вычету

60 605,08 (Нв) ÷ 3 913 728,82× 100 = 1,55

Налоговая нагрузка по НДС в данном случае составит :

643 866,10 (НДС упл) ÷ 3 913 728,82 (Бн) × 100 = 16,45

Сравнивая 2 варианта, можем сделать вывод, что покупка ТМЦ у неплательщика НДС чревата уменьшением чистой прибыли (а в данном случае привела к убыткам) за счет увеличения расходов.

Налогоплательщику не грозит проверка ФНС по результатам деятельности компании за 1 кв. 2016 г.

Таким образом, на показатели налоговой нагрузки влияют очень много факторов. Но, если компания хочет снизить налоговые риски и привести обоснованные и документально-подтверждённые основания для подтверждения НДС, то ее главному бухгалтеру необходимо рассчитать налоговую нагрузку как по НДС, так и в целом по налогам предприятия.

Оцените качество статьи. Мы хотим стать лучше для вас:

Категория: Банки

Формула чистых активов по балансу. Как рассчитать чистые активы по балансу: формула. Расчет чистых активов ООО: формула

Что значит — индексация заработной платы, как ее рассчитать

Как самому рассчитать подоходный налог с заработной платы

Как рассчитать зарплату по окладу (формула расчета)?

Как рассчитать НДС: формула расчета, примеры

ФНС РФ опубликовала данные по налоговой нагрузке и рентабельности по отраслям за 2016 год.

Данные о налоговой нагрузке за 2017 год ФНС опубликует до 5 мая 2018 года, когда будут обработаны результаты налоговых деклараций и отчетности за 2017 год.

Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ определены Критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков. Суть этих критериев в том, что ФНС указывает 12 признаков, по которым налоговики определяют «подозрительных» налогоплательщиков для проведения выездной налоговой проверки.

Рекомендую проверить свою налоговую нагрузку и рентабельность с отраслевыми значениями.

Налоговая нагрузка

Так, критерием под номером 1 (п. 4 Приложения 1 и Приложение 2) указан признак:

«Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).»

ФНС РФ использует данные по налоговой нагрузке следуюшим образом — сравнивает налоговую нагрузку конкретного налогоплательщика с налоговой нагрузкой той отрасли, в которой этот налогоплательщик осуществляет свою деятельность.

Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности в 2017 году — опубликована ФНС РФ в Приложении 3 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок».

Материалы по теме «Налоговый контроль»

Как посчитать налоговую нагрузку

Басалаева Е.В., кандидат экономических наук, ВЗФЭИ.

Вопрос о том, много или мало организация платит налогов, относится к категории риторических. Бытует и множество самых разнообразных терминов вроде «налоговое давление», «налоговая нагрузка», «налоговое бремя» и им подобных со сложными методиками расчета и оценки, которые тем не менее очень редко применяются в реальной повседневной бухгалтерской работе в силу их сложности, громоздкости, трудоемкости и неочевидности практической пользы. Поэтому предложим свое видение этой проблемы, причем исключительно в практическом, прикладном ее аспекте.

Итак, под налоговой нагрузкой на организацию будем понимать ту часть налоговых обязательств, которая фактически должна быть выплачена организацией и не может быть перенесена на других экономических субъектов (например, через повышение цен) или уменьшена, в результате применения налогового планирования, оптимизации налоговых платежей, другими доступными способами. Таким образом, налоговая нагрузка в абсолютном выражении меньше или равна сумме налоговых обязательств.

Например, продавая 100 единиц товара по цене 1000 руб. и ставке НДС 10%, организация получала в кассу 110 тыс. руб., из которых 10 тыс.

Что такое налоговая нагрузка и как ее посчитать

подлежало перечислению в бюджет и 100 тыс. руб. оставалось в распоряжении организации. Покупатели в этом случае платили 1100 руб. за единицу товара. Если объявлено, что ставка НДС будет повышена до 20%, то возможны следующие варианты.

Во-первых, отпускные цены на товар останутся прежними, так как конкуренция на рынке высока и спрос на товар не очень велик, т.е. покупать товар по цене, превышающей 1100 руб. за единицу, согласно меньшее количество покупателей. При прежних объемах продаж (100 единиц на 110 тыс. руб.) перечислению в бюджет подлежит 18 тыс. руб., а в распоряжении предприятия останется 92 тыс. руб. В этом случае налоговая нагрузка на организацию возрастет на 8 тыс. руб., или на 80%, тогда как налоговая ставка возросла в два раза (на 200%). Условия хозяйствования организации также ухудшатся, так как в ее распоряжении останется в 1,09 раза меньше денежных средств и придется приложить дополнительные усилия, чтобы по-прежнему в ее распоряжении оставалось 100 тыс. руб., т.е. продавать придется значительно большее количество товара при сохранении отпускных цен. Как правило, для этого потребуются дополнительные затраты на рекламу и т.п.

Во-вторых, отпускные цены на товар поднимутся в точном соответствии с изменившейся ставкой. Тогда, продавая 100 единиц товара по цене 1000 руб. и ставке НДС 20%, организация получит в кассу 120 тыс. руб., из которых 20 тыс. подлежит перечислению в бюджет. То есть фактически ни в деятельности организации, ни в ее финансовых результатах изменений не произошло. Налоговая нагрузка на организацию останется на прежнем уровне.

В-третьих, вследствие создавшегося ажиотажного спроса появляется возможность продавать товар по цене 1800 руб. за единицу. При сохранении объемов продаж в кассу предприятия поступит 180 тыс. руб., из которых перечислению в бюджет подлежит 30 тыс. руб., а в распоряжении предприятия останется 150 тыс. руб. В этом случае, несмотря на увеличение ставки налога, налоговая нагрузка на организацию снижается, так как повышение налоговой ставки было фактически перенесено на потребителя в результате повышения цен. Именно это имеют в виду за рубежом, когда употребляют известное выражение о том, что «корпорация никогда не платит налоги», так как фактически их оплачивает конечный потребитель. Аналогичного снижения налоговых платежей можно добиться, применяя налоговые льготы и другие методы налогового планирования.

На рассмотренных примерах хорошо видно, что для оценки налоговой нагрузки важна не столько величина налоговой ставки или размер налогооблагаемой базы, сколько средства, остающиеся в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов. Причем имеет значение как величина прибыли (доходы за вычетом расходов), так и величина денежных средств в распоряжении предприятия (т.е. в составе выручки необходимо выделять оплаченную часть и часть, которая только подлежит оплате и представлена дебиторской задолженностью). Последнее обстоятельство важно потому, что налоги организация должна заплатить вне зависимости от того, расплатились ли с ней дебиторы (причем «живыми деньгами»!), в противном случае ей грозят штрафы и пени. Поэтому для расчетов важна фактически полученная выручка — та часть дебиторской задолженности за период, которая фактически оплачена. Другими словами, анализа только абсолютных изменений величины налоговых обязательств для оценки налоговой нагрузки недостаточно, так как в них отсутствует основная составляющая экономического смысла налоговой нагрузки как категории, а именно — ее связь с показателями финансово-хозяйственной деятельности организации, прежде всего с прибылью и выручкой, остающейся в распоряжении организации после уплаты налогов.

На практике оценить налоговую нагрузку можно и «на глазок», не прибегая к сложным вычислениям. Так, если величина всех уплачиваемых налогов более 40% от прибыли, то налоговая нагрузка уже перешла в налоговое бремя (см. ниже), при таком уровне налогообложения бизнесом заниматься невыгодно, так как интересы государства в лице налоговых органов в этом бизнесе преобладают над интересами собственников. Это свидетельствует о существенном возрастании налоговых рисков, связанных с непомерным увеличением налоговых расходов (затрат, издержек, обязательств). Следовательно, необходимо принять срочные меры по снижению доли налоговых расходов (затрат, издержек, обязательств).

В интервале от 20 до 40% налоговая нагрузка является нормальной. Разброс свидетельствует о возможности снижения налоговых расходов (затрат, издержек, обязательств). Чем ближе к 40%, тем больше таких неиспользованных возможностей.

Коэффициент менее 20% свидетельствует о существенном возрастании налоговых рисков, связанных с возможными налоговыми санкциями. Чем меньше эта доля, тем выше риск для организации обратить на себя внимание в связи с возможным использованием «серых», непроверенных или незаконных налоговых схем, отмывании денежных средств и прочих серьезных нарушений.

Объективно оценить, является ли уклонение от уплаты налогов добровольной или вынужденной мерой, позволяет расчет налогового бремени. Налоговое бремя организации — это та часть налоговой нагрузки, при которой деятельность организации перестает быть эффективной. Это происходит, когда прибыль на единицу продукции с учетом расходов на налогообложение оказывается меньше либо равной нулю. В этом случае организация прекращает рост и развитие, поскольку не имеет собственных ресурсов. Другими словами, организация не имеет прибыли и денежных средств, которые могли бы быть реинвестированы или иным образом распределены. Ниже приведены примеры изменения налоговой нагрузки и ее перехода в налоговое бремя при изменении налоговой ставки для различных условий.

При ставке 30% видим, что организация будет жизнеспособна при условии, если фактическая прибыль превышает нулевое значение. Так, при заданных условиях налоговая нагрузка переходит в налоговое бремя при доле выручки в цене не более 30% и доле затрат в цене, близких к нулю. Аналогичный, но более очевидный случай имеем при доле в цене фактически полученной выручки, равной 100%, и доле затрат в цене не менее 100%. Другие соотношения легко проследить в приведенной таблице.

Доля фактически полученной выручки, равная 100%, означает отсутствие дебиторской задолженности как таковой. На практике это характерно, например, для розничной торговли за наличные. Соотношение затрат к цене, близкое к 0%, на практике встречается в сфере услуг интеллектуального и культурного характера. Например, частный консультант оказывает платные услуги представителям малого бизнеса или литератор получает гонорары за написанные сценарии. В приведенных примерах основная часть затрат приходится на знания и опыт консультанта и на литературный талант писателя. Затраты материалов (например, канцтоваров) или машинного времени (например, использование компьютера) не столь значительны. Если не рассматривать плату за интеллектуальные усилия как заработную плату, то доля затрат в цене приближается к нулю.

При тех же условиях для ставки налога на прибыль, равной 24%, имеем следующее. Налоговая нагрузка переходит в налоговое бремя при доле в цене фактически полученной выручки не более 20%. Указанные расчеты не только подтверждают тот факт, что при снижении налога на прибыль организации могут себе позволить выпускать менее рентабельную продукцию, но и показывает допустимые пределы такой рентабельности. Более того, имея указанный расчет, организации могут выпускать продукцию с желаемым уровнем рентабельности, а также регулировать уровень рентабельности исключительно «внутренними» методами, т.е. управляя величиной соответствующих затрат.

Оценка налогового бремени является гораздо более трудоемкой процедурой. Однако она позволяет эффективно управлять налоговыми затратами, оставаясь при этом в рамках закона. Такая методика разработана и апробирована автором и хорошо зарекомендовала себя на практике. В ее основе лежит предложенная автором налоговая кост-карта. Однако об этом, если читателю будет интересно, речь пойдет в следующий раз.

Как самостоятельно рассчитать налоговую нагрузку компании

Для выездных проверок инспекторы отбирают налогоплательщиков на основе общедоступных критериев риска. Как компании оценить их самостоятельно, рассмотрим на примере расчета налоговой нагрузки.

Ситуация. Концепция системы планирования выездных налоговых проверок утверждена Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ (далее — Концепция). Налогоплательщик, соответствующий указанным в ней критериям, с большой долей вероятности будет включен в план проверок. Основным показателем, характеризующим степень риска, является налоговая нагрузка. Этот показатель применяется только в отношении организаций, использующих общий режим налогообложения.

В Концепции сказано, что налоговая нагрузка рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Росстата. При этом конкретная методика расчета не указана, поэтому в разных регионах могут применять ее разные варианты.

Вариант первый. Можно определить налоговую нагрузку (Н) исходя из уплаченных налогов и выручки от реализации (без учета других оборотов компании) по формуле:

Н = (УН — УНА) : В x 100,

где УН — общая сумма уплаченных налогов;

УНА — сумма налогов, уплаченных в качестве налогового агента;

В — выручка от реализации товаров, работ, услуг.

Причем перечисленный НДФЛ не учитывается в общей сумме уплаченных налогов. Ведь в отношении его компания является налоговым агентом. По этой же причине не должны сказываться на налоговой нагрузке и суммы других уплаченных в качестве налогового агента налогов. Например, НДС и налог на прибыль, удержанные с доходов иностранной компании, НДС, удержанный при аренде государственного имущества.

Уплата налогов определяется по карточкам расчетов с бюджетом. Речь идет о суммах, уплаченных в течение календарного года (с 1 января по 31 декабря), а не о суммах, перечисленных по декларациям за этот год. Получается, что в расчет попадают суммы налогов, уплаченные в текущем году за предыдущий, и не попадают суммы, уплаченные в следующем году за текущий.

Вместе с тем неясно, нужно ли из общей суммы уплаченных налогов вычитать сумму НДС, возмещенную из бюджета. Ведь, по сути, она снижает уровень налоговой нагрузки. Если исходить из дословного толкования положений Концепции, сумма уплаченных налогов должна определяться без каких-либо исключений.

Показатель выручки следует брать из отчета о прибылях и убытках, то есть за минусом НДС и акцизов.

После расчета налоговой нагрузки определяется наличие и размер отклонения от среднеотраслевых показателей. Они приведены в Приложении N 3 к Концепции. В сноске к этому Приложению говорится, что данные за 2010 г. произведены без учета поступлений по страховым взносам. Значит, расчет налоговой нагрузки за этот год нужно производить также без их учета.

Если налоговая нагрузка окажется ниже среднеотраслевой, то компанию, скорее всего, будут рассматривать в качестве объекта более углубленного предпроверочного анализа с целью проведения выездной проверки.

За 2011 г. средние показатели по отраслям пока отсутствуют. Поэтому рассмотрим расчет за 2010 г. (см. пример 1 ниже). Отметим, что недостаточно проанализировать налоговую нагрузку за один год. Если компанию не проверяли более трех лет, нужно проследить динамику показателя за последние три года.

Пример 1. ООО «Компания» в 2010 г. производило хлебобулочные изделия. В том же году организация уплатила НДС в сумме 2 млн руб., налог на прибыль — 8 млн руб., прочие налоги — 1 млн руб., в том числе НДФЛ — 0,5 млн руб. При этом, кроме НДФЛ, другие налоги в качестве налогового агента организация не перечисляла. Выручка без НДС за 2010 г., согласно отчету о прибылях и убытках, составила 121 млн руб.

Налоговая нагрузка организации за 2010 г. исходя из сумм уплаченных налогов равна 8,7% .

Для производства пищевых продуктов средний показатель налоговой нагрузки за 2010 г. составлял 15,4%. Следовательно, у ООО «Компания» налоговая нагрузка меньше, чем средняя по отрасли (8,9% < 15,4%), практически вдвое.

Вариант второй. Налоговики могут отслеживать налоговую нагрузку и по начисленным за год налогам. Формула для расчета в большинстве случаев выглядит так:

Н = : В x 100,

где ИНП — значение строки 180 «Сумма исчисленного налога на прибыль — всего» листа 02 декларации по налогу на прибыль;

ИНДС — значение строки 120 «Общая сумма НДС, исчисленная с учетом восстановленных сумм налога» разд. 3 декларации по НДС;

ВНДС — значение строки 220 «Общая сумма НДС, подлежащая вычету» разд. 3 декларации по НДС;

НИ — строка 220 «Сумма налога за налоговый период» разд. 2 декларации по налогу на имущество;

ТН — строка 030 «Исчисленная сумма налога, подлежащая уплате в бюджет» разд. 1 декларации по транспортному налогу.

Конечно, если организация уплачивает другие налоги, то в числителе будет больше значений. При этой методике сумма НДС, заявленная к возмещению из бюджета, будет участвовать в расчете, то есть снижать уровень налоговой нагрузки (см. пример 2 ниже).

Пример 2. Дополним условия примера 1. Предположим, ООО «Компания» за 2010 г. исчислило НДС в сумме 9 млн руб., вычеты по НДС — 6 млн руб., налог на прибыль — 10 млн руб., налог на имущество — 0,5 млн руб., транспортный налог — 0,1 млн руб. Суммы налогов, начисленные в качестве налогового агента, в расчете не участвуют. Налоговая нагрузка за 2010 г. исходя из сумм начисленных налогов равна 11,2% . Таким образом, у ООО «Компания» налоговая нагрузка меньше, чем среднеотраслевая (11,2% < 15,4%).

Вариант третий. У многих компаний прочие доходы, не учитываемые в составе выручки, составляют значительную величину.

Минимальная налоговая нагрузка по налогу на прибыль

Поэтому на практике применяется еще одна методика расчета, при которой в знаменателе, помимо выручки, учитываются иные доходы, отражаемые в отчете о прибылях и убытках. При такой методике уровень налоговой нагрузки снижается и ее динамику нужно отслеживать особенно тщательно:

Н = (УН — УНА) : (В + ДУ + ПП + ПД) x 100,

где ДУ — значение строки «Доходы от участия в других организациях» отчета о прибылях и убытках;

ПП — значение строки «Проценты к получению» отчета о прибылях и убытках;

ПД — значение строки «Прочие доходы» отчета о прибылях и убытках.

Пример 3. Продолжим пример 1. Помимо выручки, в отчете о прибылях и убытках за 2010 г. у ООО «Компания» отражены проценты к получению — 0,5 млн руб. и прочие доходы — 22 млн руб. Налоговая нагрузка за 2010 г. исходя из сумм уплаченных налогов равна 7,3% . Таким образом, налоговая нагрузка более чем в два раза ниже среднеотраслевой (7,3% < 15,4%).

Е.В.Мелконян

Советник государственной

гражданской службы РФ 1-го класса

В рамках работы по легализации налогооблагаемой базы налоговые органы выставляют налогоплательщику требование предоставить пояснение о причинах низкой налоговой нагрузки.

Налоговая нагрузка показывает уровень налогового бремени налогоплательщика. С 2007г. уровень налоговой нагрузки стал одним из показателей, который контролируют налоговые органы.

Оценить налоговую нагрузку можно самостоятельно. Федеральная налоговая служба России издала приказ от 30 мая 2007г. №ММ-3-06/333 «Об утверждении концепции системы планирования выездных проверок». В приложении №3 к этому приказу утверждены общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок. Одним из таких критериев и выступает налоговая нагрузка, которую каждый год налоговые органы рассчитывают для каждого вида деятельности.

Единой методики оценки налоговой нагрузки нет. Существуют различные способы расчета налоговой нагрузки. Наиболее значимым является ниже приведенный расчёт.

Это когда показатель налоговой нагрузки рассчитывается как отношение сумм уплаченных налогов (без учета сумм налогов, по которым организация выступает налоговым агентом, например, НДФЛ) по данным налоговых деклараций к величине полученных доходов налогоплательщика по данным бухгалтерской отчетности. При расчете налоговой нагрузки учитываются также налоги, уплаченные по налоговым декларациям (расчетам) по филиалам, представительствам и иным обособленным подразделениям организации.

Для сравнения расчетного значения налоговой нагрузки со среднеотраслевыми показателями в соответствии с приказом ФНС России от 30 мая 2007г. N ММ-3-06/333@, необходимо производить расчет с учетом суммы уплаченного налога на доходы физических лиц.

Налоговая нагрузка должна быть не ниже, чем среднеотраслевая. А что же делать, если все-таки налоговая нагрузка оказалась ниже?

Необходимо проверить свой основной код ОКВЭД. Налоговые органы определяют принадлежность организации к тому или иному виду деятельности по основному коду ОКВЭД. Быть может, что организация осуществляет иной вид деятельности, чем тот, что указан как основной, и соответственно размер налоговой нагрузки другой.

На требование необходимо предоставить пояснительную записку. Следует обосновать затраты организации и объяснить причины низкой налоговой нагрузки.

Чем же можно объяснить низкую налоговую нагрузку:

  • Повышение закупочных цен на сырьё, материалы;
  • Снижение объёмов реализации (уменьшение числа покупателей);
  • Минимальная торговая наценка (удержание старых и привлечение новых клиентов);
  • Иные расходы (инвестиции на развитие деятельности, значительные арендные платежи, непредвиденные расходы на ремонт производственного оборудования и т.д.);
  • Повышение заработной платы сотрудникам;
  • Повышение административных расходов.

Пояснительная записка должна полностью решить вопрос о низкой налоговой нагрузке и тогда налоговые органы не придут к вам с проверкой.