Нормативная численность персонала

Расчет нормативной численности руководителей, специалистов и служащих

Для проведения данного расчета также необходимо знать плановую численность персонала. Плановая численность персонала определяется на основе соответствующих норм и нормативов (приложение В-И)

Расчет численности руководителей, специалистов и служащих рекомендуется провести в таблице 3.9

Таблица 3.9 Расчет нормативной численности руководителей, специалистов и служащих

Наименование функций управления Фактор влияния Единица измерения Количественное значение фактора Нормативная численность на единицу, чел. Нормативная численность всего, чел.
Общее руководство Средне-списочная числен-ность работни-ков Чел.      
Бухгалтерский учет и финансовая деятельность      
Комплектование и учет кадров      
Материально – тех-ническое снаб-жение      
Общее делопроиз-водство и хозяйст-венное обслужи-вание      
Организация тех-нической эксплу-атации электро-энергетических устройств, обору-дования и сору-жений      
Охрана труда      
Технико – эконо-мическое плани-рование, организа-ция труда и заработной платы      
Организация сбы-та, контроль за Ра-цииональным ис-пользованием энергии Количест-во абонентов (потреби-телей) Ед.      
Программное обес-печение и систем-ное администри-рование вычисли-тельной техники Количест-во компьютеров шт.      
Оперативно – диспетчерское обслуживание Кол-во условных единиц усл. ед.      
Продолжение таблицы 3.9
Организация ре-монтно-эксплуатаци-онного обслужи-вания средств ре-лейной защиты, ав-томатики, измере-ний, телемеханики, эксплуатации средств связи Количество обслужи-ваемых электроподстанций, МТЦ, РЦТП ед.      
Организация ре-монта силовых трансформаторов, электротехнического оборудования и масляное хозяйство Кол-во трансформаторов, находящихся в эксплуатации ед.      
Организация ре-монтно-эксплуата-ционного обслужи-вания оборудо-вания, электро-энергетических устройств и сору-жений Объем работы района усл. ед.

Расчет численности руководителей, специалистов и служащих

     
Среднесписочная численность рабочих чел.
Организация ремонта электросчетчиков Кол-во электросчетчиков, находящихся в ремонте ед.      
Организация изго-товления изделий собственного про-изводства (запас-ных частей) для ремонтных работ Средне-списочная числен-ность рабочих службы чел.      
ИТОГО          

Для определения планового годового фонда заработной платы работников электротехнической службы служат расчеты штатной численности.

В основу расчета может быть использована Единая восемнадцатиразрядная тарифная сетка, которая включает в себя 18 разрядов по оплате труда, тарифные коэффициенты, соответствующие каждому разряду, тарифную ставку первого и последующих разрядов.

Учитывая условия и интенсивность труда работников сельского хозяйственного производства рекомендуется применять отраслевые повышающие коэффициенты (Кn). Для электриков Кn =1,8, для руководителей и специалистов электротехнической службы Кn =1,3-1,5.

Тарифная ставка первого разряда устанавливается согласно положения по оплате труда принятого на предприятии.

Годовой фонд заработной платы рассчитывается по формуле

ЗП=ЗПосн+ЗПдоп+Пр+Н,

где, ЗПосн – основная заработная плата, руб.;

ЗПдоп – дополнительная заработная плата (20% от основной заработной платы);

Пр – премия, руб.;

Н – начисления на заработную плату.

Основная заработная плата определяется

,

где, tст – тарифная ставка;

tк – тарифный коэффициент данного разряда;

Kn — отраслевой повышающий коэффициент.

Работникам электротехнической службы может составлять от 40 до 60% основной заработной платы (рабочие – до 40%, ИТР – до 60%)

Расчет годового фонда заработной платы работников целесообразно привести в таблице 3.10

Таблица 3.10 Расчет годового фонда заработной платы

Должность Разряд Плановая численность, чел. Заработная плата за месяц, руб. Заработная плата за год, руб.
Главный энергетик        
Инженер — электрик        
Электромонтеры        
Премиальные начисления        
Начисления на заработную плату        
Всего        

Расчет заработной платы проводится аналогично, как и в предыдущем пункте.

Расчет остальных составляющих затрат в структуре себестоимости проводится на основе составляющих смет. В учебных целях можно воспользоваться упрощенной схемой. Для этого определяем средние за 3 года значения затрат, используя данные таблицы 3.6 и определяем структуру затрат по отношению к заработной плате. Расчеты проводятся в таблице 3.11

Таблица 3.11 Анализ затрат на содержание сетей

(средние за последние 3 года)

Статья затрат Тыс. руб. %
Заработная плата с отчислениями на социальные нужды    
Стоимость материалов    
Амортизация    
Затраты на ремонт и ТО    
Электроэнергия    
Расходы на ТО, ТБ, спец одежду    
Топливо    
Общепроизводственные расходы    
Общехозяйственные расходы    
Прочие расходы    

Пользуясь данными расчета таблицы 3.11, определяются плановые затраты на передачу электрической энергии. Нормативная стоимость материалов рассчитывается по следующей формуле

,

где, — расчетная заработная плата, руб.;

— удельный вес материалов по отношению к заработной плате, % (таблице 3.11).

Аналогично определяется и другие составляющие затраты (за исключением стоимости потерь электроэнергии).

Стоимость потерь электроэнергии может быть рассчитана следующим образом

,

где, — объем передаваемой электроэнергии, тыс. кВт – ч;

— плановые потери электроэнергии %, покупной тариф на электроэнергию, руб./кВт-ч.

Себестоимость передачи 1 кВт-ч электрической энергии рассчитывается по формуле

,

Норма численности работников на предприятии

Общезаводский,цеховые расходы

Рассчитываем численность и заработную плату руководителей,специалистов и служащих(РСиС).

Численность и З/П РСиС

№ п/п

Профессия, должность

Численность

Разряд

Заработная плата за мес., руб

З/плата за год всего, руб

З/плата на ед. прод., руб

1 раб-ка

всего

РСиС:

1

Директор

1

оклад

30 000

30 000

360 000

0,66

2

Гл. бухгалтер

1

оклад

25 000

25 000

300 000

0,04

Всего РСиС

2

55 000,00

660 000,00

0,7

К прочим общезаводским расходом в данном случае можно отнести:

1 расходы на служебные командировки директора (в том числе по поиску и заключению договоров с покупателями и поставщиками);

2 амортизация нематериальных активов (в том числе амортизация программы по бухгалтерии «1С»);

3 расходы на приобретение необходимой технической, нормативной и бухгалтерской литературы;

4 оплата консультационных услуг юридического и налогового характера;

5 услуги сторонних организаций по обслуживанию сигнализации здания;

6 стоимость износа малоценных и быстроизнашивающихся предметов (МБП) (в том числе канцтоваров, бумаги для отчетных документов, расходных материалов к компьютеру, принтеру и пр.).

Размер прочих общезаводских расходов примем 6 % от заработной платы основных рабочих на единицу продукции:

,14 руб. * 6 % / 544 517 ед = 0,00000008 руб/ед.

Сводная ведомость общезаводских расходов №2

№ п/п

Наименование статьи затрат

Сумма затрат в год

Сумма затрат в мес.

Сумма затрат на ед.

1

Отчисления на соц.нужды (34% от з/платы РСиС)

224 400,00

18 700,00

0,034

2

Отчисления на соц.нужды (34% от з/платы основных рабочих)

318 240,00

26 520,00

0,048

3

Отчисления на соц.нужды (34% от з/платы вспомогательных рабочих)

150 960,00

12 580

0,023

4

Плата за услуги по пожарной безопасности

5

Прочие общецеховые расходы (8% от з/платы осн. рабочих)

38 976,00

6240

0,0112

Итого

0,1162

 

Перейти на страницу: 123 4

Другие публикации

Планирование производительности труда на предприятии (на примере ОАО Шаимгаз)
Центральное место в производственной деятельности любой организации занимает труд и его результаты, поскольку с помощью рабочей силы создаётся прибавочный продукт. Это обстоятельство предопределяет отношение к рациональному использованию трудовых ресурсов, так как без коллектива работников не существует организации и без необходимого количества людей определённых профессий и квали …

Определение потребностей в персонале.

Сущность и задачи кадрового планирования.

Планирование численности персонала. Методы планирования.

1. Планирование численности.

Для планирования численности используют:

— списочный состав (предполагается, что в него включаются все

работники, заключившие с фирмой трудовой договор);

— среднесписочный состав;

— явочный состав – то количество работников, которые являются на

текущий момент на работу.

При определении состава и структуры персонала руководствуются критерием, который

показывает сколько приходится прибыли на одного работника или работающего.

Отношение валовой прибыли к численности рабочих. Этот показатель должен

быть в худшем случае постоянным, в лучшем случае он должен расти. Если этот

показатель снижается, то или лишние люди, или плохо организовано производство.

Вторым показателем, определяющим обоснованную численность персонала является

показатель затрат на одного работающего. Они состоят из:

— заработной платы;

— отчисления в соцстрах;

— расходы по найму, реклама;

— обучение, стажировка;

— совершенствование условий труда, техника безопасности.

Стоимость одного рабочего места в Германии 160 тысяч марок, в авиакомпаниях

США – 57 тыс.долларов.

Различают качественную и количественную сторону персонала. Качественная

потребность выражается в конкретных категориях, квалификации, по уровню

профессиональных требований.

Профессиональные требования – важная характеристика рабочих мест, наличие

штатного расписания.

Качественная характеристика тесно связана с расчетом количества персонала.

В рыночной экономике устанавливается допустимая величина расходов на

персонал. Эта величина является как бы отправной точкой для расчета других

показателей планирования персонала. Чтобы сопоставить свои расходы с

расходами конкурентов, создаются неформальные общественные структуры, которые

занимаются вопросами рынка труда. Для этих целей разработана целая система

кадровых показателей.

Необходимая численность: Cp=

Составляется баланс рабочего времени одного работника:

Календарный фонд времени Кол-во выходных и праздничных дней Кол-во рабочих дней Кол-во невыходов на работу по плани-ым работам Кол-во факт-х рабочих дней (п.3–п.4) Потери рабочего времени.

Нормативы численности руководителей, специалистов и служащих

Для определения количества обслуживания рабочих используется метод по нормам

обслуживания:

Сс=

Для служащих, ИТР существует штатное расписание.

Использование статистических методов – на предприятиях есть определенная

статистика. Между изменением объема выпуска и количеством рабочих есть прямая

зависимость.

Экспертные методы.

Когда предприятие реорганизуется, либо переходит на новые технологии,

возможно использование работы экспертов, которые бы учитывая условия труда,

специфику, могли бы рассчитать как количество, так и квалификацию по

категориям рабочих. При расчете численности работающих следует учитывать, что

она формируется по трем направлениям:

— планирование потребностей в кадрах на предстоящий период в

зависимости от объема, продукции и работ;

— планирование возможного выбытия (декретный отпуск);

— планирование резерва.

Для целенаправленной, аналитической и эффективной работы кадрами следует

работать с целой системой показателей. К этой системе показателей можно

отнести следующие:

— объем производства;

— величина основных фондов (говорит о фондовооруженности);

— производительность труда;

— прибыль;

— численность персонала, в том числе численность рабочих и

численность руководителей;

— текучесть кадров;

— средний возраст работающих;

— затраты на заработную плату – общая сумма;

— средняя заработная плата;

— заработная плата руководителей;

— расходы на социальные выплаты;

— участие в прибылях;

— уровень заболеваемости и травматизма.

Лекция 3

Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 180; Нарушение авторских прав?;

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Штатные нормативы численности работников учреждений культуры

В редакцию неоднократно поступали просьбы читателей привести законодательные акты, устанавливающие штатные нормативы численности работников учреждений культуры. До сегодняшнего дня в указанной области действовали единичные правовые акты, принятые еще в советские времена, которые сложно применять в действительности, поскольку с тех пор поменялись не только правовой статус самих учреждений культуры, но и требования к качеству услуг, предоставляемых такими учреждениями. Однако не так давно Приказом Минкультуры России от 01.09.2011 N 906 были утверждены Нормативы штатной численности работников государственных и муниципальных учреждений культурно-досугового типа и библиотек (далее — Типовые нормативы), а также Рекомендации по их применению (далее — Рекомендации). Их мы и рассмотрим в данной статье.

Общие положения о разработке и применении штатных нормативов

В соответствии с п. 1.4 Рекомендаций под нормативами штатной численности персонала подразумевается регламентированная численность работников, необходимая для качественного выполнения установленного объема услуг в определенных социально-экономических и организационно-технических условиях.

Типовые нормативы разработаны в целях обеспечения исполнения Программы Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 30.06.2010 N 1101-р, и предназначены для обоснования необходимой минимальной численности основного (творческого) персонала государственных (муниципальных) учреждений культурно-досугового типа и центральных библиотек субъектов РФ (муниципальных образований). Данные Нормативы рекомендуются для применения в соответствующих государственных (муниципальных) учреждениях культуры независимо от форм собственности и организационно-правовых форм.

Какие учреждения в целях применения Типовых нормативов следует относить к учреждениям культурно-досугового типа и библиотекам, рассмотрим в таблице.

Вид учреждения Определение
Учреждения культурно-досугового типа
Дворцы культуры Культурно-досуговые учреждения (КДУ), обладающие
высокими характеристиками по параметрам мощности,
оборудования, штатной численности. Обслуживают
население по месту расположения. Расположение не имеет
зависимости от административного статуса (село —
город). Главным критерием для принятия решения о
наличии дворца культуры являются финансовые средства
учредителя. Располагаются в районных центрах и
городах. Как правило, имеют статус юридического лица и
являются методическими центрами для подведомственной
сети. Основное содержание деятельности предусматривает
организацию работы творческих коллективов в различных
жанрах и обеспечение социально-культурных мероприятий
на основании муниципального заказа
Дома культуры Главными отличительными признаками таких КДУ по
сравнению с дворцами культуры являются расширенная
зона обслуживания и наличие филиалов.

Раздел I. Нормативы численности руководителей, специалистов, служащих и рабочих жилищного хозяйства

Дома культуры
обслуживают не только населенные пункты по месту
расположения, но и другие населенные пункты, где
отсутствуют стационарные единицы, а также являются
методическими центрами по отношению к сельским клубам.
Располагаются в центральных усадьбах сел, в городах и
районных центрах. Создаются для обеспечения досуга
населения, условий для развития народного творчества и
самодеятельного искусства, для социально-культурных
инициатив населения, патриотического воспитания. Как
правило, являются самостоятельными юридическими лицами

Культурно-
досуговые центры
(центры культуры
и досуга)
КДУ, которые по мощностным характеристикам
соответствуют дворцам культуры. Являются
интегрированными учреждениями. В общем объеме услуг
преобладает досуговая составляющая и мероприятия
социокультурного характера. Собственно творческая
деятельность занимает 13 — 19% и является основным
условием для создания продуктов культурного характера
Дома народного
творчества
КДУ, созданные с целью сохранения нематериального
культурного наследия во всем многообразии жанров и
этнических особенностей, разработки методик интеграции
традиционных творческих навыков в современный
творческий процесс, информатизации и методического
обеспечения творческих процессов, организации и
проведения народных праздников, фестивалей народного
творчества и любительского искусства. Являются
методическими центрами для подведомственной сети, в
остальном соответствуют параметрам домов культуры
Клубы КДУ, обладающие небольшими мощностными
характеристиками и штатной численностью
Клубные учреждения Учреждения, основной деятельностью которых является
предоставление населению разнообразных услуг
социально-культурного, просветительского,
оздоровительного и развлекательного характера,
создание условий для занятий любительским
художественным творчеством
Библиотеки
Детские библиотеки Специализированные библиотеки, обслуживающие детей до
14 лет (включительно), их родителей, учителей,
воспитателей и других пользователей, профессионально
занимающихся вопросами детского чтения и детской
литературы
Юношеские
библиотеки
Специализированные библиотеки, обслуживающие лиц в
возрасте от 14 лет
Специализированные
библиотеки
Библиотеки, специфика деятельности которых выражается
в обслуживании определенного контингента
пользователей, принципах формирования фондов
документов, особенностях информационно-
библиографического аппарата, организации библиотечной
среды, специальной подготовки кадров
Специализированные
библиотеки для
инвалидов по
зрению
Информационные, культурные, образовательные
учреждения, располагающие организованным фондом
документов специальных форматов («говорящие» книги,
издания, напечатанные рельефно-точечным и укрупненным
шрифтами, рельефно-графические пособия и др.),
предоставляющие их во временное пользование абонентам
и обеспечивающие профессиональные и иные специфические
потребности незрячих, слабовидящих читателей, а также
осуществляющие другие библиотечные услуги
Универсальные
научные библиотеки
Центры информационного обслуживания специалистов
науки, производства, бизнеса, образования в области
общих и специализированных научных знаний и достижений

С целью разработки штатных нормативов КДУ и библиотек были выделены укрупненные группы услуг, охватывающие их основную деятельность, а также определены факторы, оказывающие влияние на трудоемкость работ по данным группам. Приведем их в таблице.

Наименование
укрупненной
группы услуг
Факторы, влияющие на трудоемкость работ
по соответствующей группе услуг
Для КДУ
Организация
деятельности
клубных
формирований
— количество клубных формирований <*>;
— количество обучающих формирований (лекториев, курсов,
школ и т.п.) (для дома (дворца/центра) культуры);
— количество фольклорных коллективов (для дома (дворца/
центра) народного творчества);
— число участников клубных формирований;
— число участников обучающих формирований (для дома
(дворца/центра) культуры);
— число участников фольклорных коллективов (для дома
(дворца/центра) народного творчества);
— наполняемость клубных формирований
Организация и
проведение
различных по
форме и
тематике
культурно-
массовых
мероприятий
— число мероприятий и их посетителей;
— число участников (зрителей) смотров и фестивалей (для
дома (дворца/центра) народного творчества);
— количество проведенных конкурсов (для дома (дворца/
центра) народного творчества);
— число участников конкурсов (для дома (дворца/центра)
народного творчества);
— количество проведенных марш-парадов, концертов (для
дома (дворца/центра) народного творчества);
— число участников марш-парадов, концертов (для дома
(дворца/центра) народного творчества);
— количество проведенных экспедиций (для дома (дворца/
центра) народного творчества)
Оказание
методической,
консультативной
помощи в
подготовке и
проведении
культурно-
досуговых
мероприятий
— количество проведенных культурных мероприятий;
— количество мероприятий по оказанию методической
помощи в проведении культурно-досуговых мероприятий;
— число посетителей мероприятий по оказанию
методической помощи
Для библиотек
Обслуживание
пользователей
— число зарегистрированных пользователей библиотеки;
— число зарегистрированных пользователей до 14 лет
включительно (для детской библиотеки);
— число зарегистрированных пользователей от 15 до 24
лет включительно (для юношеской библиотеки);
— количество выданных экземпляров за отчетный год,
всего (печатные документы, электронные издания,
аудиовизуальные материалы);
— количество экземпляров выданных в течение года книг;
— количество выданных изданий в рельефно-точечном
формате (для специализированной библиотеки для
инвалидов по зрению);
— количество выданных аудиоматериалов (для
специализированной библиотеки для инвалидов по зрению);
— численность обслуженных на дому читателей библиотеки
(для специализированной библиотеки для инвалидов по
зрению);
— количество выездов к читателям на собственном
автотранспорте (для специализированной библиотеки для
инвалидов по зрению);
— число посещений библиотеки;
— число абонентов МБА;
— число персональных компьютеров
Информационная,
библиографическая
деятельность
— объем собственных баз данных;
— объем библиографических баз данных;
— состояние и количество экземпляров библиотечного
фонда;
— объем электронного каталога;
— число посещений веб-сайтов библиотеки;
— число документовыдач;
— количество выполненных справок
Методическая и
организационно-
массовая работа
— число посещений;
— число посещений массовых мероприятий;
— число посадочных мест для пользователей;
— количество опубликованных научных статей (для научных
библиотек);
— количество выполненных научно-исследовательских работ
(для научных библиотек);
— число изданных методических пособий (для научных
библиотек);
— число проведенных групповых чтений с чтецом (для
специализированной библиотеки для инвалидов по зрению);
— число проведенных индивидуальных чтений с чтецом (для
специализированной библиотеки для инвалидов по зрению);
— количество методических выездов

<*> Клубным формированием является добровольное объединение людей, основанное на общности интересов, запросов и потребностей в занятиях любительским художественным и техническим творчеством, в совместной творческой деятельности, способствующей развитию дарований его участников, освоению и созданию ими культурных ценностей, а также основанное на единстве стремления людей к получению актуальной информации и прикладных знаний в различных областях общественной жизни, культуры, литературы и искусства, науки и техники, к овладению полезными навыками в области культуры быта, здорового образа жизни, организации досуга и отдыха (п. 1.4 Рекомендаций).

Величина штатных нормативов основного персонала учреждений культуры

В соответствии с п. 2.6 Рекомендаций разработанные нормативы штатной численности основного персонала библиотек и основного (творческого) персонала учреждений культурно-досугового типа представлены в таблицах 1 — 8 Рекомендаций:

  • таблица 1 «Нормативы штатной численности работников домов (дворцов/центров) культуры (основного творческого персонала)»;
  • таблица 2 «Нормативы штатной численности работников сельских домов культуры (основного творческого персонала)»;
  • таблица 3 «Нормативы штатной численности работников культурно-досуговых центров (основного творческого персонала)»;
  • таблица 4 «Нормативы штатной численности работников домов (центров/дворцов) народного творчества (основного творческого персонала)»;
  • таблица 5 «Нормативы штатной численности работников центральных детских библиотек субъектов Российской Федерации (библиотечных работников)»;
  • таблица 6 «Нормативы штатной численности библиотечных работников центральных юношеских библиотек субъектов Российской Федерации»;
  • таблица 7 «Нормативы штатной численности библиотечных работников центральных универсальных научных библиотек субъектов Российской Федерации»;
  • таблица 8 «Нормативы штатной численности библиотечных работников центральных специализированных библиотек для инвалидов по зрению субъектов Российской Федерации».

В целях применения указанных Нормативов следует относить:

  • к основному творческому персоналу КДУ — специалистов культурно-досуговой деятельности, осуществляющих функции по непосредственной организации и проведению культурно-массовой работы (художественных руководителей, методистов, инструкторов, руководителей кружков, лекторов, культорганизаторов и других специалистов);
  • к библиотечным работникам — специалистов по библиотечному обслуживанию населения, осуществляющих профильные для библиотек функции (библиотекарей, библиографов, методистов, научных сотрудников, редакторов, психологов, юристов, тифлоспециалистов).

Стоит также отметить, что приведенные в вышеуказанных таблицах Нормативы носят рекомендательный характер. Нормативные значения численности основного творческого персонала КДУ (основного персонала библиотек) определяют минимальные значения штатной численности этих работников при усредненных организационно-технических условиях оказания ими услуг в сфере культуры. Общая штатная численность работников данных учреждений культуры определяется путем суммирования нормативной численности основного творческого персонала (библиотечных работников), нормативной численности административно-управленческого, информационно-технического и младшего обслуживающего персонала (в соответствии с действующими нормативами).

Различия организационно-технических условий деятельности КДУ и библиотек (к примеру, такие как квалификация персонала, организация труда и управления, внедрение новых информационных технологий, техническая оснащенность учреждений культуры, наличие помещений, транспортных средств, связи и др.) обусловливают необходимость корректировки нормативной численности данных учреждений (п. 2.9 Рекомендаций).

Кроме того, основанием для корректировки численности персонала учреждений культуры может являться:

  • расширение объема предоставления новых видов услуг (информационно-справочных, рекламно-маркетинговых);
  • предоставление культурно-досуговыми центрами расширенного перечня услуг (библиотечных, музейных, образовательных);
  • предоставление расширенного перечня услуг домов (центров/дворцов) народного творчества (организация и проведение фольклорных экспедиций, изучение культурных традиций различных народов) и наличие этнического многообразия культурных форм;
  • изменение числа посещений массовых мероприятий для детей, числа проводимых лекций, выставок, количества методических выездов, нестационарных форм обслуживания, масштабов мотивационной и информационной работы с детьми и преподавателями, востребованности официального сайта библиотеки в сети Интернет;
  • изменение числа посещений массовых мероприятий для юношества, числа проводимых лекций, выставок, количества информационно-методических мероприятий, нестационарных форм обслуживания пользователей с ограниченными физическими возможностями, количества юридических консультаций;
  • изменение объемов научно-исследовательской работы, опубликованных научных статей, изданных методических пособий;
  • наличие дополнительных специализированных структурных подразделений (отдела надомного абонемента, отдела заочного абонемента, детского центра, студии звукозаписи, отдела по выпуску изданий для слепых и слабовидящих, тифлоинформационного центра), изменение количества индивидуальных и групповых мероприятий для лиц с проблемами зрения;
  • изменение числа и формы проводимых консультаций по использованию специальной аппаратуры, количества выездных посещений инвалидов по зрению на дому.

При этом такая корректировка должна быть обоснована и согласована с учредителями (органами управления культуры субъектов РФ или муниципальных образований) (п. 2 примечаний к Таблицам).

К сведению. Помимо штатных нормативов, указанных в статье, при расчетах штатной численности работников библиотек следует также применять Межотраслевые нормы времени на работы, выполняемые в библиотеках, утвержденные Постановлением Минтруда России от 03.02.1997 N 6 (п. 2.11 Рекомендаций).

Л.Морозова

Эксперт журнала

«Учреждения культуры и искусства:

бухгалтерский учет и налогообложение»

Целесообразность и возможность установления и применения нормированных заданий для работников кадровой службы необходимо определять на основе анализа содержания нормируемых трудовых функций, степени их повторяемости и других факторов.

Установление нормированных заданий позволит рационально распределить функции между исполнителями в соответствии с их должностью и квалификацией, оценить результативность труда и увеличить заинтересованность работников в выполнении большего объема работ и совмещении профессий и должностей.

Период установления нормированных заданий определяется сложностью и трудоемкостью, степенью повторяемости выполняемых функций (работ):

1. для простых работ, имеющих конкретный, заранее предсказуемый результат, – на декаду или месяц по определенному алгоритму;

2. для сложных – на более длительный срок с учетом их характера и содержания.

Степень детализации нормированного задания зависит от количества наименований работ, периодичности их повторяемости и других факторов.

Формы нормирования заданий рекомендуется приспосабливать к действующим документам .

Разработку нормированных заданий для работников кадровых служб и служб управления персоналом рекомендуется проводить в несколько этапов:

· изучение содержания труда работников службы (на основе проведения фотографий рабочего дня, анкетного опроса, составления классификатора выполняемых работ, их повторяемости и целесообразности выполнения и т. п.);

· подготовка нормативных документов (нормативов времени на виды выполняемых работ, проектирование рациональной организации труда и т. п.);

· установление нормированного задания на основе перечня работ, планируемых на определенный период, учета факторов, влияющих на величину затрат времени, нормирования видов работ, планирования трудоемкости объема предусмотренных работ, определения резерва времени на выполнение оперативных работ.

Установленное нормированное задание при необходимости требует уточнения путем оценки выполненной работы, выявления затрат времени на работы, не предусмотренные заданием, расчета трудоемкости выполненного объема работ, определения фактически отработанного времени и т. п.

Нормированное задание считается выполненным при условии осуществления всего объема работ в установленные сроки и с соответствующим качеством (результатом).

Для нормирования труда персонала кадровых служб рекомендуется использовать опытно-статистический и аналитический методы нормирования.

Опытно-статистический метод предполагает определение норм трудовых затрат на основе статистических аналогичных данных, суммарных наблюдений за использованием рабочего времени и т. п. Он менее трудоемок, но не обеспечивает достаточной точности и обоснованности устанавливаемых норм труда.

Аналитический метод позволяет устанавливать обоснованные нормы трудовых затрат, обеспечивающие оптимальную их напряженность и достоверность. В зависимости от способа определения величины нормы труда различают аналитически-исследовательский и аналитически-расчетный методы.

Исходную информацию для установления норм трудовых затрат на выполнение тех или иных функций кадрового менеджмента аналитически-исследовательским методом получают по результатам изучения трудовых процессов путем проведения фотографий рабочего времени, хронометража, фотохронометража, а также самофотографий, что особенно актуально применительно к нормированию труда работников кадровой службы.

При аналитически-расчетном методе нормы труда рассчитываются на основе нормативных материалов по труду. Это обеспечивает необходимую степень обоснованности норм при значительно меньших затратах времени и средств на сбор исходной информации по сравнению с исследовательским. Так, для нормирования работ по комплектованию и учету кадров могут быть рекомендованы Межотраслевые укрупненные нормативы времени на работы по комплектованию и учету кадров.

Однако в настоящее время нормативные материалы для нормирования труда персонала кадровых служб не разрабатываются, хотя необходимость в этом очевидна, тем более в условиях обновленной кадровой документации, автоматизации выполнения многих работ (функций) и т. п.

Для работников кадровых служб могут быть рекомендованы следующие межотраслевые нормативы и нормы, разработанные ЦБНТ (по состоянию на 2001 г.):

1. Межотраслевые укрупненные нормативы времени на работу по комплектованию и учету кадров (1991 г.);

2. Межотраслевые укрупненные нормативы рабочего времени на работы по копированию и оперативному размножению документов (1990 г.);

3. Межотраслевые укрупненные нормативы времени на работы по документационному обеспечению управления (1994 г.);

4. Межотраслевые укрупненные нормы времени на работы с научно-технической документацией в архивах учреждений, организаций, предприятий (1993 г.);

5. Укрупненные нормы времени на работы, выполняемые в архивах, хранящих документы по личному составу учреждений, организаций и предприятий (1992 г.);

6. Нормативы численности работников отделов подготовки кадров (бюро, секторов) на предприятиях (1990 г.);

7. Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда на предприятии (2001 г.);

8. Нормативы численности работников отделов технического обучения (бюро, секторов и старших инженеров по подготовке кадров) на предприятиях (1982 г.).

В качестве примера приведем расчет оперативного времени на выполнение отдельных операций и их комплексов по Межотраслевым укрупненным нормативам времени на работу по комплектованию и учету кадров.

В указанных Межотраслевых нормативах установлены нормы времени на работы:

1. по оформлению документов при приеме на работу и увольнении рабочих и служащих;

2. оформлению и учету трудовых книжек;

3. оформлению документов по учету движения кадров;

4. составлению статистической отчетности и справок по учету личного состава;

5. составлению справок;

6. участию в разработках планов и других работ, выполняемых работниками по комплектованию и учету кадров;

Расчет численности руководителей, специалистов и служащих

связанные с бюро по трудоустройству и информации населения;

8. связанные с АСУ и с бюро пропусков и пр.

Эти нормы разработаны применительно к типовому рабочему месту инспектора по кадрам и табельщика. Нормативная часть выполнена в табличной форме с указанием содержания нормируемых работ и операций и имеет следующий вид .

Содержание работы (краткое извлечение):

· ознакомление с соответствующими документами (паспортом, трудовой книжкой, дипломом или свидетельством об образовании и пр.) и на их основании заполнение приказа о приеме на работу (форма);

· заполнение алфавитной карточки (форма);

· размещение ее в картотеке;

· заполнение учетной карточки специалиста (форма) и размещение ее в картотеке;

· составление приказа о зачислении на работу;

· запись в трудовую книжку и отметка о приеме на работу;

· оформление личного дела (форма);

· составление отчета о приеме на работу;

· ознакомление работника с правилами трудового распорядка;

· заполнение контрольного листка по технике безопасности.

Норма времени на выполнение нормируемой операции определяется по следующей формуле:

Нвр = Топ (1 + К/100),

где Нвр – норма времени на выполнение конкретного вида работы (функции), чел.-ч.;

Топ – норматив времени на выполнение данной работы, установленный по сборнику нормативов, чел.-ч;

К – коэффициент, учитывающий затраты времени на организационно-техническое обслуживание рабочего места, отдых и личные надобности, а также подготовительно-заключительное время. По результатам фотографий и самофотографий рабочего времени К принимается равным 8%.

Таким образом, норма времени на выполнение операции “оформление документов при приеме на работу одного рабочего” составит:
Нвр = 0,46 (1 + 8 :100) = 0,50 чел.-ч.

Согласно нормативным материалам, процедура “оформление и учет трудовых книжек” состоит из комплекса операций, на выполнение которых установлены свои нормативы времени:

1. выписка новой трудовой книжки или вкладыша к ней с отметкой в книге учета или выписка дубликата трудовой книжки (единица измерения – одна трудовая книжка или вкладыш, один дубликат; норматив времени – чел.-ч);

2. запись в трудовую книжку (вкладыш) сведений о работе, поощрениях и др. (единица измерения – одна запись; норматив времени – чел.-ч);

3. снятие копии трудовой книжки (факторы – количество записей в трудовой книжке; единица измерения – одна копия; норматив времени – чел.-ч).

Норма времени на выполнение процедуры “оформление и учет трудовых книжек” при условии выписки одной трудовой книжки, одной записи и снятии одной копии с десятью записями в ней составит:

Нвр = (0,11 + 0,07 + 0,62) (1 + 8/100) = 0,864 чел.-ч.

Более сложной задачей является определение необходимой численности работников служб по управлению персоналом и отделов кадров.

Рекомендации по определению численности работников службы кадров условно можно систематизировать в следующем виде:

· по фактически сложившемуся удельному весу отдельных групп персонала, при котором численность не нормируется, а искусственно сохраняется на ранее достигнутом уровне;

· на основе анализа затрат рабочего времени посредством проведения фотографий рабочего дня, использования метода моментальных наблюдений изучения затрат рабочего времени и др. Метод позволяет определить оптимальную численность, учесть специфические аспекты трудовой деятельности работников, выявить возможности изменения численности в ту или иную сторону в целях обеспечения экономических результатов. Однако наблюдения за использованием рабочего времени, лежащие в его основе, часто носят субъективный характер и сводятся лишь к установлению доли потерь рабочего времени и последующему пропорциональному сокращению численности работников. К тому же из-за трудоемкости этот метод в большинстве случаев применяется выборочно для разработки нормативов, предназначенных для многократного применения в отдельных подразделениях, службах;