Нормативное регулирование бухгалтерского учета

ВВЕДЕНИЕ

1. СИСТЕМА НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

1.1 Закон РФ о бухгалтерском учете

1.2 Положения бухгалтерского учета

1.3 Основные требования к ведению бухгалтерского учета

2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И УКАЗАНИЯ

МИНФИНА РОССИИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Ведение бухгалтерского учета в России осуществляется в соответствии с различными нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению, другие носят рекомендательный характер.

Потребность в выработке общих принципов и требований к бухгалтерскому учету и возможности осуществления контроля за их выполнением обуславливает необходимость формирования системы законодательного и нормативного регулирования бухгалтерского учета.

Так как регулированию подлежат вопросы разной степени сложности, система регулирования бухгалтерского учета должна быть многоступенчатой — на более высоких уровнях устанавливаются общие принципы, на более низких — эти принципы детализируются.

От знания законов, содержания нормативных документов, регулирующих бухгалтерский учет, зависит достоверность бухгалтерской отчетности и как, следствие, успех фирмы. В связи с этим вызывает интерес рассмотрение современного состояния и перспектив развития нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ.

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета представляет собой совокупность законодательных, нормативных правовых актов и других документов, относящихся к бухгалтерскому учету. С момента введения в действие Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» можно по сути дела говорить о начале формирования подотрасли права — системы законодательных и нормативных актов по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности. Принятие Закона способствовало «уравниванию в правах» норм бухгалтерского учета с нормами других отраслей права, повышению статуса норм бухгалтерского учета, поставило бухгалтерский учет на одну ступень с налогообложением, которое изначально формировалось на основе федеральных законов.

1. СИСТЕМА НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета законодательно устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации.

Действующие нормы основаны на единообразии ведения бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, составлении и представлении сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении, доходах и расходах организации, необходимой пользователям бухгалтерской информации.

Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом на государственном уровне осуществляется Правительством Российской Федерации. Приоритетное право регулирования бухгалтерского учета предоставлено Министерству финансов, которое осуществляет разработку и утверждение положений по бухгалтерскому учету (национальных стандартов), методических указаний по бухгалтерскому учету отдельных операций, имущества, обязательств, доходов, расходов и капитала. Нормативные акты, утвержденные Министерством финансов, составляют основу системы нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета и являются обязательными к применению на территории Российской Федерации.

Другие органы, которые наделены правом нормативного регулирования бухгалтерского учета в пределах своей компетенции (отраслевые министерства и ведомства), не имеют права издавать нормативные акты, противоречащие нормативным актам и методическим указаниям Министерства финансов РФ.

Одни из утверждаемых нормативных актов обязательны к применению (законы, положения по бухгалтерскому учету), другие носят рекомендательный характер (План счетов, методические указания, комментарии).

В настоящее время в отечественной практике учета сложилась четырехуровневая система регулирования бухгалтерского учета и отчетности:

1-й уровень — законодательные акты, указы Президента РФ и постановления правительства, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета в организации;

2-й уровень — стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности;

3-й уровень — методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма Министерства финансов РФ и других ведомств;

4-й уровень — рабочие документы по бухгалтерскому учету самой организации.

Федеральный закон от 21.11.96 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» является основным актом первого уровня. Данный Закон определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и предоставлять финансовую отчетность.

К первому уровню системы также следует отнести Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Федеральный закон от 26.12.95 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», постановление Правительства РФ от 06.03.98 г. № 283 «Об утверждении программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности » и др.

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» занимает центральное место в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности, поскольку: определяет юридический статус норм бухгалтерского учета для коммерческих и некоммерческих организаций, закрепляет обязанность юридических лиц по ведению бухгалтерского учета, определяет ответственность за организацию учетной работы. В Законе дано определение бухгалтерского учета, названы его объекты (имущество организации, ее обязательства и хозяйственные операции), обозначены задачи бухгалтерского учета, приведены основные понятия, используемые в бухгалтерском учете (синтетический и аналитический учет, План счетов, бухгалтерская отчетность и т.п.).

В Федеральном законе «О бухгалтерском учете» изложены требования к ведению бухгалтерского учета в организациях, к документированию хозяйственных операций, ведению регистров бухгалтерского учета, оценке имущества и обязательств, порядку осуществления инвентаризации имущества и обязательств.

Второй уровень системы нормативного регулирования бухгалтерского учета представлен учетными стандартами.

Учетный стандарт представляет собой свод основных правил, устанавливающих порядок учета и оценки определенного объекта или их совокупности.

Основным нормативным документом второго уровня является Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29.07.98 г. № 34н. Данный документ конкретизирует Федеральный закон «О бухгалтерском учете» и занимает по своей значимости второе место.

Положение по бухгалтерскому учету обычно включает следующие элементы:

— название и номер ПБУ;

— сфера применения соответствующего ПБУ и условия признания соответствующего объекта учета;

— основные определения и понятия по соответствующему объекту учета;

— способы оценки, применяемые по данному объекту;

— порядок учета наличия и изменения соответствующего объекта

учета;

-данные, подлежащие раскрытию в составе информации по учетной политике и в бухгалтерской отчетности.

В системе нормативного регулирования План счетов относится к документам второго уровня. В практической деятельности бухгалтерских служб Плану счетов придается первостепенное значение.

План счетов бухгалтерского учета представляет собой систему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка).

План счетов и Инструкция по его применению утверждены приказом Минфина России от 31.10.2000 г. № 94н. На основании Плана счетов и Инструкции по его применению организации утверждают рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических счетов (включая субсчета). Для учета специфических операций организации могут по согласованию с Минфином России вводить в План счетов дополнительные синтетические счета, используя свободные коды счетов.

Нормативное регулирование бухгалтерского учета (стр. 1 из 5)

Субсчета, предусмотренные в Плане счетов, используются организацией исходя из требований управления организацией, анализа, контроля и отчетности. Организация может при необходимости уточнять их содержание, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета.

Методические указания, инструкции, рекомендации в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета относятся к документам третьего уровня. Они призваны конкретизировать основные положения, изложенные в нормативных документах первого и второго уровней, с учетом отраслевых и иных особенностей.

Основными нормативными документами третьего уровня являются:

— Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина России от 13.06.95 г. №49;

— Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина России от 13.10.03 г. № 91н;

— Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, утвержденные приказом Минфина России от 26.12.02 г. № 135н;

— Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденные приказом Минфина России от 28.12.01 г. № 119н.

В системе нормативного регулирования бухгалтерского учета рабочие документы конкретной организации относят к четвертому уровню нормативно-правовой системы регулирования бухгалтерского учета.

Бухгалтерский учет в РФ регламентируется четырехуровневой системой документов.

Первый уровень системы документов – законодательные акты. В них отражаются обязательные правила и принципы ведения учета хозяйствующими субъектами. Основу системы документов первого уровня составляют Закон о бухгалтерском учете и указы, постановления правительства.

Реферат: Нормативное регулирование бухгалтерского учета России

Закон определяет для управленческого персонала предприятий нормы и правила ведения бухгалтерского учета и отчетности.

Второй уровень системы документов включает рекомендации по ведению бухгалтерского учета по отдельным участкам и видам деятельности. К ним относят положения по бухгалтерскому учету (ПБУ).

Третий уровень включает систему документов рекомендательного характера: инструкции, указы. Примером документов третьего уровня являются План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкции по его применению, утвержденные приказом Министерства финансов РФ от 31 октября 2000 г. № 94н.

Четвертый уровень – совокупность документов, раскрывающих учетную политику хозяйствующего субъекта. Они разрабатываются организацией на основе документов первых трех уровней: рабочий план счетов, формы первичных документов, учетные регистры и др.

2. Учётная политика организации

Формирование бухгалтерской информации, ее достоверность и полезность для пользователей воплощаются в учетной политике хозяйствующего субъекта.

Учетная политика – это выбранная самой организацией совокупность методических способов ведения бухгалтерского учета. Основная задача учетной политики – обеспечение равномерности получения доходов; хозяйствующие субъекты должны выбирать такие способы ведения учета, чтобы по возможности исключить резкие всплески и падения финансовых результатов.

Организации сами разрабатывают учетную политику, руководствуясь положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008).

Данное положение позволяет хозяйствующим субъектам независимо от форм собственности выбирать способы ведения учета, наиболее отвечающие особенностям его функционирования и экономической политике. Учетная политика может быть изменена только в следующих случаях: смены собственника, реорганизации предприятия, изменений в законодательстве и нормативном регулировании бухгалтерского учета, внедрения новых методов ведения бухгалтерского учета.

Учетная политика организации оформляется приказом и обязательна к исполнению всеми подразделениями, входящими в его состав.

Принятая учетная политика должная быть гласной, т.е. доступной для внешних пользователей.

Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 563 | Нарушение авторского права страницы

В статье рассмотрены правовые основы бухгалтерского учета.

Любой организации приходится сталкиваться с ведением бухгалтерского учета, множество разных законов, кодексов, постановлений, писем, иногда они просто противоречат друг другу. Для того, чтобы разобраться какой именно документ нужен и как правильно его заполнить, необходимо разбираться в правовых основах.

Основным путеводителем для правильного ведения бухгалтерского учета предприятия, является учетная политика предприятия.

На сегодняшний момент в России ведется постоянная работа по совершенствованию системы правового регулирования бухгалтерского учета, который в свою очередь базируется на четырехуровневой системе нормативно-правовых актов.

Актуальным вопросом остается довести до совершенства правовое регулирование бухгалтерского учета.

Бухгалтерский учет — это огромный механизм по системе сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательной организации, а также движении путем учета всех хозяйственных операций. Объектом бухгалтерского учета выступает не только имущество организации, но и их обязательства и хозяйственные операции, которые осуществляются в процессе деятельности организации.

Главные задачи, которые выполняет бухгалтерский учет — это формирование полноценной и максимально достоверной информации о деятельности предприятия, а также о ее имущественном положении, которая необходима бухгалтерам, руководству или учредителям предприятия, а также инвесторам или кредиторам.

В России бухгалтерский учет, базируется на четырехуровневой системе нормативно-правовых актов.

Первый уровень состоит из законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, устанавливающих единые нормы организации и ведения бухгалтерского учета. Элементы налогового учета определены Налоговым кодексом Российской Федерации. Часть информации по организации и ведению учета в нестандартной форме, например, учет совместной деятельности на отдельном балансе, можно найти в Гражданском кодексе Российской Федерации.

Все эти документы необходимы для единого стандарта, упростить ведение учета хозяйственных операций предприятия, быстрое и своевременное составление и предоставление необходимой информации заинтересованным организациям.

Второй уровень состоит из Положений по бухгалтерскому учету, это так называемые российские стандарты, которые утверждаются федеральными органами исполнительной власти. В настоящее время издано двадцать четыре Положения по бухгалтерскому учету, на 1 марта 2017 года разрабатываются еще 2 положения и постоянно идет корректировка и изменения ныне существующий ПБУ.

Третий уровень состоит из методологических указаний, инструкций, рекомендаций. Самым главным, что можно отметить на третьем уровне — это План счетов бухгалтерского учета. Все документы на этом уровне подготавливаются и утверждаются на федеральном уровне, органами исполнительной власти, общественными профессиональными объединениями бухгалтеров.

Четвертый уровень включает в себя документы, регулирующие бухгалтерский учет в определенных организациях, например, приказ об учетной политике, график проведения инвентаризаций. Перечисленные документы составляет и утверждает руководитель организации.

Главным из всех принципов организации бухгалтерского учета в организации является его законодательное регулирование. Статья 8 Конституции Российской Федерации устанавливает единство экономического пространства, что является одной из приоритетных целей. Помимо этого, финансовая часть государства, как один из основных элементов включает в себя финансовую статистику и анализ. Невозможно создать стабильную работу финансовой системы без изучения уже достигнутых результатов и дальнейшего планирования с учетом доработок и исправления ошибок. Поэтому возникает потребность организовать поток статистической информации от хозяйствующих субъектов, которые формируют финансовую часть предприятий — основу финансовой системы государства. Для того, чтобы любой желающий смог посмотреть нужную для него информацию и понять ее, она должна быть понятной всем, то есть формироваться по определенным стандартам. Такие стандарты возможно установить только на уровне закона или другого правового акта, и только после этого она будет стандартизирована, понятна и доступна всем.

Законодательная база бухгалтерского учета постоянно должна развиваться, корректироваться и совершенствоваться. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» необходимо изменить в соответствии с актуальными ПБУ. Одна из главных целей — это усиление роли учета в информационном обеспечении системы управления.

Нормативное регулирование бухгалтерского учета и отчётности в Российской Федерации

Также стоит учесть особенности субъектов хозяйствования, такие как индивидуальная юридическая отчетность и отчетность корпоративных структур. Благодаря расширению раздела об организации бухгалтерского учета появится полное описание содержания учетной политики, значимость налоговых составляющих, введение положения об организации бухгалтерского учета в структурах.

В Законе также стоит прописать принципы организации контроля качества ведения бухгалтерского учета.

Это может касаться как внутреннего контроля, так и со стороны, например, аудиторские конторы или государственные органы. Возможно выделить и определить особый контроль за унитарными, муниципальными организациями.

Укрепление нормативно-правовой базы бухгалтерского учета должно проходить плавно, чтобы предприятия успевали перестроить свою систему под новые Законы.

Новые введения или поправки в Законы не должны противоречить друг другу.

При теоретическом обосновании современного института бухгалтерского учета необходимо следовать концепции его развития, обязательно определяя его сущность, структуру и тенденции изменений, принимая во внимание институциональные закономерности. Важную роль играют при этом институциональный анализ и оценка происходящих процессов адаптации бухгалтерского учета к МСФО, а также полученных результатов в этой области.

Перечисленные рекомендации для совершенствования правового регулирования бухгалтерского учета позволяет сделать вывод, что это система в разы больше, чем принято считать в экономике на сегодняшний день. Глубокое изучение позволяет сказать о том, что система бухгалтерского учета отвечает всем правовым нормам, национальным особенностям, в рамках которых ей приходится функционировать.

Эта институциональная среда складывается не сразу и во многом зависит от продуманной государственной политики. Только государство может регулировать и вмешиваться в создание и регулирование методологии бухгалтерского учета, чтобы он соответствовал современному рыночному механизму, мог создавать адекватные институциональные условия.

В этой связи несомненна необходимость изучения институциональных особенностей бухгалтерского учета в России, определение входящих в его состав элементов, понятий, подходов, выполняемых задач в целях нахождения прогрессивных концепций его развития, формулирования контрольных функций для обеспечения эффективности системы управления.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИИ РАСТЕНИЕВОДСТВА

 Комментарии

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

С 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» – основополагающий документ нормативно-правового регулирования всего бухгалтерского учета в России. Соответственно вся бухгалтерская система в стране претерпевает значительные изменения, что не может не говорить об актуальности данной темы.

Как известно, в настоящее время в России существует четырехуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета.

1 уровень (законы и иные законодательные акты):

  • Гражданский кодекс Российской Федерации. Части II и I;

  • Налоговый кодекс Российской Федерации. Глава 25 “Налог на прибыль организаций”;

  • Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

2 уровень (системы национальных бухгалтерских стандартов):

— Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 (в ред. Приказов Минфина России от 27.04.2012 N 55н).

3 уровень (методические указания, рекомендации и отраслевые инструкции):

Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг) в сельскохозяйственных организациях (утв. Приказом Минсельхоза РФ от 06.06.2003 №792);

Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат и выхода продукции в растениеводстве (утв. Минсельхозом РФ 22.10.2008);

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций агропромышленного комплекса (утв. Приказом Минсельхоза РФ от 13.06.2001 №654).

4 уровень (внутренние рабочие документы, разрабатываемые самим предприятием).

Основной составляющей законодательства РФ о бухгалтерском учете является Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», который вступил в силу с 1 января 2013 года. Он устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации.

Основные принципы формирования состава себестоимости определены в Налоговом кодексе РФ главе 25 “Налог на прибыль организаций”.

В статье 252 Налогового кодекса РФ указывается, что “расходами признается обоснованные и документально подтвержденные затраты”. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ.

Таким образом, Налоговый кодекс РФ приравнивает понятие “расходы” и “затраты”. Однако ни в главе 25, ни в части первой Налогового кодекса РФ определения расходов и затрат нет. Понятия “расходы” и “затраты” являются бухгалтерскими терминами, следовательно их определения следует искать в положениях по бухгалтерскому учету.

Второй уровень системы нормативного регулирования представлен положениями по отдельным вопросам учета имущества, обязательств, капитала, определяющими единообразный подход к подлежащим отражению в бухгалтерском учете фактам и явлениям, обязательный для всех организаций независимо от форм собственности. Это национальные российские бухгалтерские стандарты – положения по бухгалтерскому учету (ПБУ).

Вы точно человек?

Непосредственное отношение к бухгалтерскому учету затрат имеет положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99.

В соответствии с данным положением расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

В ПБУ 10/99 определено, что расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг.

В соответствие с ПБУ 10/99 при формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам:

  • материальные затраты;

  • затраты на оплату труда;

  • отчисления на социальные нужды;

  • амортизация;

  • прочие затраты.

Для целей управления в бухгалтерском учете организуется учет расходов по статьям затрат.

Перечень статей затрат устанавливается организацией самостоятельно.

Также в ПБУ 10/99 определены условия принятия в бухгалтерском учете расходов:

  • расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;

  • сумма расхода может быть определена;

  • имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации. Уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации, имеется в случае, когда организация передала актив либо отсутствует неопределенность в отношении передачи актива.

Если в отношении любых расходов, осуществленных организацией, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете организации признается дебиторская задолженность.

Правила учета затрат на производство продукции, продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг в разрезе элементов и статей, исчисления себестоимости продукции (работ, услуг) устанавливаются отдельными нормативными актами и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету – третий уровень.

В методических рекомендациях по бухгалтерскому учету затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг) в сельскохозяйственных организациях более подробно обозначены состав, структура и другие характеристики затрат на основное производство: дана классификация производственных затрат, состав производственных затрат по экономическим элементам, по калькуляционным статьям, определены основные принципы и правила калькулирования себестоимости сельскохозяйственной продукции, а также объекты учета затрат и начисления себестоимости продукции (работ, услуг) в сельскохозяйственных организациях.

В данном документе обозначено, что сферы формирования производственных затрат характеризуют разные уровни себестоимости продукции (работ, услуг) и различную степень охвата затрат организации как для целей определения финансового результата деятельности и составления достоверной бухгалтерской (финансовой) отчетности, так и для целей управления.

Для целей формирования организацией финансового результата от обычных видов деятельности определяется себестоимость проданной (реализованной) продукции (работ, услуг), которая формируется на базе затрат на производство и производственной себестоимости.

Дана полная группировка всех видов расходов по обычным видам деятельности (в соответствии с ПБУ 10/99) по своему назначению и использованию в процессе производства:

— материальные ресурсы группируются по видам материально-производственных запасов и услуг производственного характера;

— в элементе «Затраты на оплату труда» отражаются затраты на оплату труда всех категорий персонала организации исходя из сдельных расценок, тарифных ставок и должностных окладов, устанавливаемых в зависимости от результатов труда, его количества и качества, стимулирующих и компенсирующих выплат, включая компенсации по оплате труда в связи с повышением цен и индексацией доходов в соответствии с действующим законодательством; систем премирования производственного персонала, руководителей, специалистов и других служащих за производственные результаты, иных условий оплаты труда в соответствии с применяемыми в организации формами и системами оплаты труда;

— элемент затрат «Отчисления на социальные нужды» выделяется для отражения обязательных отчислений Единого социального налога и отчислений по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от затрат на оплату труда работников, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) по элементу «Затраты на оплату труда»;

— в элемент «Амортизация» включаются амортизационные отчисления на полное восстановление основных средств и нематериальных активов организации, производимые в порядке, определенном ее учетной политикой в соответствии с ПБУ 6/01 «Учет основных средств»;

— в элементе «Прочие затраты», представляющем различные виды затрат в составе себестоимости продукции (работ, услуг), отражаются те из них, которые не вошли в другие элементы. Каждый из них не имеет большого удельного веса в себестоимости, однако их совокупность может составлять весьма значительную часть общей суммы затрат отчетного периода.

В методических рекомендациях по бухгалтерскому учету затрат и выхода продукции в растениеводстве обозначены следующие организационные моменты бухгалтерского учета затрат на производство сельскохозяйственной продукции:

  • организация первичного учета в растениеводстве;

  • организация аналитического и синтетического учета в растениеводстве;

  • калькулирование себестоимости продукции растениеводства;

  • управленческие аспекты учета затрат и выхода продукции в растениеводстве.

В методических рекомендациях по бухгалтерскому учету затрат и выхода продукции в растениеводстве определены основные задачи бухгалтерского учета затрат в растениеводстве:

— своевременное и полное отражение всех затрат на производство отдельных видов культур или группы культур, работ незавершенного производства;

— контроль за правильным, рациональным использованием семян, органических и минеральных удобрений, средств на оплату труда, сельскохозяйственной техники, работ автотранспорта и других вспомогательных производств;

— своевременное и полное оприходование продукции с оформлением соответствующих документов;

— проверка выполнения планов и заданий по затратам и получению продукции;

— выявление отклонений от установленных норм расходов в соответствии с технологией производства с целью изыскания резервов снижения затрат;

— определение результатов производственной деятельности по культурам, группам культур и организации в целом;

— предоставление информации для определения фактической себестоимости продукции.

Наибольшее влияние на калькулирование и учет затрат на предприятии оказывает система внутреннего учета и отчетности – четвертый уровень. Законодательные акты первых трех уровней дают предприятиям право выбирать из различных методик учета затрат и калькулирования те, которые наиболее точно отвечают конкретным условиям хозяйствования и виду деятельности. Поэтому предприятие разрабатывает рабочий план счетов, форм регистров бухгалтерского учета, систему документооборота, форм внутренней бухгалтерской отчетности и первичной документации, методику учета отдельных хозяйственных операций и закрепляют эти моменты в учетной политике предприятия.

В соответствии с гл. 3 ст. 20 п. 4 ФЗ от 06.12.2011 N402-ФЗ «О бухгалтерском учете» одним из основных принципов регулирования бухгалтерского учета является «применение международных стандартов как основы разработки федеральных и отраслевых стандартов». В России же в настоящее время федеральные и отраслевые стандарты бухгалтерского учета только начинают разрабатываться. И впереди еще огромная работа по созданию данных норм, в том числе и в части учета затрат на производство.

Просмотров работы: 40312

Лепин А.А.1Ромадикова В.М.1

1РГАУ-МСХА