Новые правила оплаты

Содержание

С 1 июля в России вновь выросла плата за жилищно-коммунальные услуги. Несмотря на стремление чиновников удержать повышение тарифов ЖКХ в рамках целевого уровня инфляции (около 4%), в некоторых регионах увеличение будет существенным. Например, для Москвы, Санкт-Петербурга, Якутии речь идет о росте в 6-7%. Как и почему растут тарифы, разбиралась «Газета.Ru».

В России с 1 июля повышены тарифы на услуги ЖКХ. Индексация тарифов происходит каждый год, но 2019 стал особенным. Из-за повышения налога на добавленную стоимость (НДС) было решено проиндексировать тарифы ЖКХ в два этапа: с 1 января — на 1,7% и с 1 июля — еще на 2,4%. Прежде тарифы индексировались один раз в год – 1 июля.

План повышения тарифов в два этапа был предложен Минэкономразвития. Как полагают в ведомстве, это позволит удержать совокупное повышение тарифов ЖКХ в рамках целевого уровня инфляции. Согласно прогнозу Центробанка, инфляция в России в 2019 году составит 4,2—4,7%.

В 2018 году жилищно-коммунальные услуги в России подорожали в среднем на 3,7%, сообщал Росстат. Больше всего выросли цены на водоотведение, холодное и горячее водоснабжение — на 5,7%. Инфляция в прошлом году составила 4,3%.

Коридоры роста платежей за коммунальные услуги для каждого региона определяются распоряжением правительства. Иными словами, повышение тарифов по регионам неоднородно.

В январе 2019 года рост был ограничен 1,7% по всей стране, то есть отклонения от этого показателя не допускались ни в одном субъекте. При этом с 1 июля в некоторых регионах индекс платы превысил 2,4%.

Так для Москвы правительство установило индекс 4,8%. Учитывая январское повышение, за год получается 6,5%.

Устанавливаемые правительством коридоры или индексы платы являются базовыми показателями. На их основе власти регионов формируют уже предельные индексы изменения размера платы – то есть насколько максимально может измениться плата.

«Декларируется, что коридоры не должны в среднем по стране превышать уровень инфляции, хотя мы видим, что в различных регионах действительно разброс может быть достаточно велик: от 3% в регионах Северного Кавказа до 6-7% в Москве, Санкт-Петербурге, Якутии», — сказала «Газете.Ru» исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева.

По ее словам, «многие регионы считают, что у них есть потребность опережающими темпами повышать платежи и тарифы». Однако мониторинги НП «ЖКХ Контроль» свидетельствуют, что в целом параметры непревышения платежей регионами соблюдаются.

Новые правила

Тем не менее, в ряде регионов проблема превышения все же есть. В июне премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал постановление, направленное против необоснованного повышения цен на услуги ЖКХ выше уровня инфляции в регионах.

Этот документ позволит «более жестко контролировать цены на коммунальные услуги, не допускать их необоснованного увеличения выше уровня прогнозируемой инфляции», заявлял он.

Глава правительства напомнил, что регионы уже имеют предельные индексы роста тарифов на услуги ЖКХ. Однако существует ряд оснований для их превышения. Премьер-министр пообещал, что с принятием постановления таких оснований становится меньше.

«Тарифный дисбаланс уже не получится просто так устранить, перекладывая издержки на жителей», — заметил премьер.

Отныне регионы будут обязаны согласовывать превышения индексов с Федеральной антимонопольной службой (ФАС).

Сейчас есть только одна легальная возможность повышать платеж сверх коридора — это решение органов местного самоуправления, напомнила Разворотнева. Постановление правительства направлено на то, чтобы ужесточить правила принятия таких решений, иными словами, затруднить превышение тарифов.

Раньше такие решения органов местного самоуправления согласовывались только с региональными комиссиями по тарифам. Теперь они должны предоставить в ФАС документы, которые подтверждали бы необходимость повышения, например, описание задач по модернизации коммунальной инфраструктуры, которая требует увеличения тарифов.

«Велика вероятность, что такие решения ФАС не согласует. То есть все решения о повышении сверх нормативного платежа поднимаются на федеральный уровень», — сказала Разворотнева.

В марте глава ФАС Игорь Артемьев указал, что в большинстве регионов тарифы ЖКХ завышены. При этом россияне по множеству коммунальных позиций «давно переплачивают больше 100% себестоимости». Примерно три четверти российских регионов переплачивают за предоставление ЖКУ, а остальные — около одной четверти — имеют заниженные тарифы, говорил он.

Кроме того, по его словам, тарифы на воду могут отличаться в десятки раз в соседних регионах. По информации главы ФАС, «тарифное хулиганство» — дело рук местных властей, куда антимонопольная служба не дотягивается.

Платежки не по карману

Главными проблемами сферы ЖКХ россияне считают неточное начисление оплаты, следует из опроса, опубликованного «ЖКХ Контроль» в начале года. Неверное начисление платы считают проблемой 19% опрошенных. На втором месте оказалось некачественное управление многоквартирными домами (14%), а на третьем — неудовлетворительное состояние домов (13%).

По мнению Разворотневой, в основном риски, связанные с переплатами населения, кроются не в относительном росте тарифов, а в их абсолютной величине.

«Стоимость одного и того же коммунального ресурса, в том числе в регионах с сопоставимыми условиями, может различаться в разы. Никто не разбирается, откуда возникает такой разнобой», — сказала она.

При этом во многих регионах тарифы занижены, особенно это касается тарифов на воду. Есть ряд регионов, где плата граждан за воду даже ниже себестоимости, отметила она.

С 1 января этого года в 69 регионах страны заработала новая система обращения с ТКО. Тарифы за вывоз мусора могут рассчитываться по двум схемам: исходя из площади помещения или количества проживающих в нем человек. По этой причине жители одного региона могут получать платежки с разными суммами.

«Разброс тарифов по регионам тоже оказался достаточно велик. Стоимость вывоза и утилизации отходов различается в разных регионах в несколько раз», — указала Разворотнева.

В ряде регионов операторы по обращению с ТКО объявили, что существующего тарифа недостаточно, чтобы осуществлять свою деятельность. Тем более, что платежи россиян за мусор достаточно низкие. Многие эксперты предсказывают, что в некоторых регионах операторы будут отказываться от своей деятельности.

При этом отчасти в больших цифрах в платежных квитанциях виноваты мы сами.

«Фактически коммунальных ресурсов нам насчитывают больше, чем надо. Это связано с тем, что у нас отсутствует регулирующая аппаратура и приборы учета. Нам просто приписывают больше, чем мы потребляем, потому что мы не устанавливаем внутриквартирные и внутридомовые счетчики», — сказала эксперт.

Отсутствие энергоэффективности на предприятиях—поставщиках коммунальных услуг и в самих многоквартирных домах тоже является причиной переплат. В этом направлении, а не в регулировании тарифов, должны быть сосредоточены основные усилия государства, заключила Разворотнева.

«Стоит отметить, что в рамках общественной работы в Народном фронте анализировалась деятельность ресурсоснабжающих организаций, и было выявлено, что сети изношены, из-за чего ресурсы теряются (прорывы воды и т.д.). То есть надо не повышать тарифы, а повышать экономическую эффективность этих организаций», — согласился активист ОНФ в Курской области Роман Алехин.

Он напомнил, что, по данным Росстата, реальные располагаемые доходы населения в первом квартале этого года сократились на 2,3%. При этом они сокращаются уже несколько лет подряд.

«На фоне резкого обеднения среднего класса и понижения доходов людей на грани бедности повышение цен на услуги ЖКХ будет очень ощутимым для населения»,

— заключил Алехин.

Ранее в интервью «Газете.Ru» замглавы Минстроя России Максим Егоров рассказал, что в России долги по ЖКХ уже достигли 1,3 триллиона рублей. Как подсчитали ранее в Ассоциации «ЖКХ и городская среда», общий долг в отрасли в 2019 году может вырасти до 1,5 трлн рублей.

Согласно данным Росстата, в период с 2010 года по 2017 год услуги ЖКХ стали стоить дороже на 67,5%.

Октябрь для россиян ознаменовался появлением новых квитанций на оплату жилищно-коммунальных. Оплачивать коммунальные услуги жильцы многоквартирных домов будут в соответствии с фактическим потреблением. В платежке нового образца потребление энергоресурса делится на индивидуальные и общедомовые нужды. Эта система оплаты касается таких коммунальных благ, как электроэнергия, горячая и холодная вода, и при этом исключает теплоснабжение. Благодаря новым квитанциям каждый собственник станет понимать, сколько он платит за потребление коммунальных услуг непосредственно в жилом помещении, а сколько – за общедомовые нужды. Кроме того, по новым правилам исполнитель обязан непосредственно при обращении потребителя произвести проверку правильности исчисления коммунальных платежей, а в квитанциях на оплату указывать также и показания общедомовых приборов учета. Стоит отметить, что подобное разделение коммунальных платежей на индивидуальные и общедомовые в нашем регионе уже используется рядом управляющих компаний и ТСЖ. Опыт показал, что такая прозрачность платежей позволила собственникам осознать себя настоящими хозяевами имущества всего дома, а не только отдельной квартиры. Подобная сознательность приводит к бережному отношению к общему имуществу дома, поиску путей экономии и объединению соседей во благо своего дома. Кроме того, введенные с 1 сентября новые правила оплаты коммунальных услуг ужесточают борьбу с должниками. По новым правилам коммунальные источники иссякнут гораздо быстрее, чем это было раньше. Как только долг по оплате энергоресурса достигнет отметки трех месячных платежей, рассчитанных исходя из норматива потребления, неплательщик получит письменное предупреждение об угрозе отключения коммунальной услуги. Если коммунальный платеж все же не поступает в течение 30 дней, угроза приводится в исполнение. Таким образом, если индивидуальное потребление в три раза превышает установленный норматив, воду могут перекрыть при долге всего за один месяц. Наказать должника могут даже в том случае, если оплата поступала, но лишь частично. Однако, согласно новым правилам, собственнику может быть предоставлена рассрочка платежа за коммунальные услуги, если размер платы в расчетном периоде более чем на 25% превысит размер платы за коммунальную услугу, начисленную за аналогичный расчетный период прошлого года. Необходимо знать, что за предоставленную рассрочку должник обязан заплатить проценты. Новые правила запрещают теплоснабжающим организациям делать перерасчет в конце года и выставлять дополнительные платежки. Теперь плата за тепло правомерна лишь за фактическое потребление по итогам месяца. Таким образом, в период отключения тепла платить за него не придется, однако зимой цифры в платежке значительно вырастут. Ежегодная корректировка размера платы за отопление допускается только в том случае, если многоквартирный дом оборудован прибором учета тепловой энергии и при этом жилые помещения в многоквартирном доме, общая площадь которых составляет более 50 % от всех помещений в доме, оборудованы распределителями. Кроме того, собственники жилых помещений имеют возможность напрямую рассчитываться с ресурсоснабжающими организациями после соответствующего решения, принятого на общем собрании. В новых правилах сохраняется принцип перерасчета коммунальных платежей при отъезде жильца на срок более пяти дней. При этом подтвердить свое отсутствие станет значительно сложнее: список документов стал шире, а процедура их согласования усложнилась. Эти меры призваны предотвратить подделку справок об отъезде жильцов. Если собственник или члены его семьи документально подтверждают свое отсутствие, они имеют право на перерасчет коммунальных платежей за воду. При этом, за отопление и общедомовые нужды платить придется наравне со всеми.

На каком основании жильцы многоквартирных домов обязаны платить за общедомовые нужды и почему в счетах на оплату за потребленную электрическую энергию появилась графа «Плата за общедомовые нужды»?

Действительно, где-то раньше, где-то позже, в счетах за оплату электроэнергии, направляемых жильцам, стали появляться дополнительные суммы за оплату электроснабжения мест общего пользования или, как принято говорить, общедомовые нужды (ОДН).

Но платить за энергоснабжение мест общего пользования жильцы многоквартирных домов начали гораздо раньше. Только тогда стоимость энергоснабжения мест общего пользования была включена в размер платы за ремонт и обслуживание жилищного фонда.

Сегодня на собственника квартиры ложится определённая ответственность за обеспечение того качества жизни в своем приватизированном или приобретенном на собственные средства жилище, которое создаст ему комфорт. Эта обязанность, в том числе и по оплате ОДН, возложена на жителей многоквартирных домов нормативно — правовыми актами, такими как Жилищный кодекс, Федеральный закон об энергосбережении и повышении энергетической эффективности, Правилами предоставления коммунальных услуг.

Так, согласно этих Правил, коммунальная услуга «энергоснабжение» для жителей многоквартирных жилых домов состоит из двух составляющих: внутриквартирное потребление и потребление на общедомовые нужды. То есть жильцы, независимо от способа управления многоквартирным домом, обязаны оплачивать весь объем электроэнергии, использованной как в квартирах, так и в местах общего пользования дома.

Нормативно-правовые акты, устанавливающие обязанность по оплате электроснабжения мест общего пользования

Федеральное законодательство

  • Жилищный кодекс РФ;
  • Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (в редакции Постановлений Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, от 27.08.2012 № 857, с изм., внесенными Определением Верховного Суда РФ от 19.03.2013 N АПЛ13-82);
  • Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности»;
  • Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» (в редакции Постановлений Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, от 28.03.2012 № 258, от 16.04.2013 №344);
  • Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность»;

Региональное законодательство

  • Приказ Региональной энергетической комиссии – департамента цен и тарифов Краснодарского края от 31.08.2012 № 2/2012-нп «Об утверждении норматива потребления коммунальных услуг в Краснодарском крае (при отсутствии приборов учета)» (в редакции от 19.09.2012);
  • Приказ Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея от 20.08.2012 № 166-п «Об утверждении норматива потребления коммунальных услуг по электроснабжению на территории Республики Адыгея».

Что относится к общедомовым нуждам (ОДН)?

В настоящее время законодательством определены такие виды коммунальных услуг на нужды ОДН в многоквартирном доме, как холодное и горячее водоснабжение и водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление общего имущества.

К общему имуществу (ст. 36 Жилищного Кодекса) относятся все помещения, которые не являются частями квартир и предназначены для обслуживания более одного помещения в доме, в том числе:

  • межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения оборудование (технические подвалы);
  • помещения, предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений (это могут быть залы для занятий физической культурой и спортом, культурного развития или, например, прачечные);
  • к общему имуществу относятся и крыши, механическое, электрическое и иное оборудование, которое находится за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;
  • и, наконец, территория (земельный участок), на которой расположен дом.

Что подразумевается под «электроснабжением мест общего пользования»?

Плата за ОДН начисляется не только за лампочку в подъезде. В это понятие входит оплата электроэнергии, затрачиваемой на освещение мест общего пользования, к которым относятся лестничные клетки, подвалы, наружное освещение. Это обеспечение работы оборудования, которое является общим имуществом собственников многоквартирного дома — насосов, антенн, лифтового оборудования. А также внутридомовые потери электроэнергии, которые возникают в процессе её передачи.

Необходимо понимать, что расход электроэнергии осуществляется всем энергопринимающим оборудованием, которое призвано ежедневно обеспечивать жителям дома комфортное проживание.

Как рассчитывается плата за энергоснабжение мест общего пользования?

При начислении оплаты за энергоснабжение мест общего пользования Правила предоставления коммунальных услуг устанавливают порядок расчёта в зависимости от наличия или отсутствия общедомовых приборов учёта.

В первом случае, если в доме установлен коллективный (общедомовой) прибор учёта электроэнергии, то оплата за соответствующую услугу будет рассчитываться, исходя из показаний этого прибора учёта.

Объём общедомового потребления будет рассчитываться следующим образом: из расхода электроэнергии по общедомовому прибору учёту, установленному на вводе в дом, вычитывается расход электроэнергии по индивидуальным (квартирным) счётчикам и объём электроэнергии, потреблённый гражданами, у которых отсутствует индивидуальный прибор учёта, рассчитанный по нормативам, а также объём, потреблённый нежилыми помещениями (магазинами, офисами и т.п.), если таковые имеются в доме. Затем полученный объём распределяется между потребителями многоквартирного дома пропорционально размеру площади принадлежащего им жилого и (или) нежилого помещения в этом доме.

В случае отсутствия прибора учёта в основу расчёта положен норматив потребления, установленный Региональной энергетической комиссией – Департамента цен и тарифов Краснодарского края с 1 октября прошлого года, и размер площади жилого помещения, занимаемого собственником жилья. Размер платы для каждого собственника рассчитывается, исходя из отношения площади его жилого (нежилого) помещения к общей площади дома по формуле и эта доля (исчисляется в квадратных метрах) умножается на соответствующий норматив и на тариф.

Потребитель обязан вносить только ту часть платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды, которая приходится на его жилое (нежилое) помещение. То есть, чем больше площадь квартиры или нежилого помещения, тем больше доля общего имущества в многоквартирном доме принадлежит собственнику. Значит, и бремя по его содержанию он будет нести больше, чем обладатель меньшей площади и начисление на общедомовые нужды у него будет больше.

Более сложный случай, когда часть помещений оборудована приборами учёта, а другая не оборудована. Тогда для расчёта платы в отношении помещений, оборудованных приборами учёта, будет использоваться реально потреблённый объём электроэнергии, а необорудованных – норматив потребления, утверждённый региональными органами.

Кем устанавливается норматив потребления электроэнергии на энергоснабжение мест общего пользования и каков его размер?

Нормативы на территории субъектов Российской Федерации устанавливается уполномоченными органами исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов. В Краснодарском крае таким органом является Региональная энергетическая комиссия-Департамент цен и тарифов Краснодарского края, а в Республике Адыгея таким органом является Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея. Нормативы по электроснабжению утверждены Приказом Региональной энергетической комиссии – департамента цен и тарифов от 31.08.2012 (в редакции от 19.09.2012) № 2/2012-нп «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в Краснодарском крае (при отсутствии приборов учёта)», а также Приказом Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея от 20.08.2012 № 166-п «Об утверждении норматива потребления коммунальных услуг по электроснабжению на территории Республики Адыгея».

Они дифференцированы в зависимости от наличия лифтового оборудования и этажности многоквартирного дома.

Например, для потребителей, проживающих на 6-9 этажах многоквартирного дома, оснащённого лифтами, норматив из расчета на один квадратный метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме составит 0,54 кВт.ч. в месяц. Для проживающих на 3-4 этажах в домах без лифта – 0,18 кВт.ч. в месяц.

Нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды при отсутствии прибора учёта на территории Краснодарского края

Нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды при отсутствии прибора учёта на территории Республики Адыгея

Почему плата за электроснабжение мест общего пользования «привязывается» к квадратным метрам, а не к потреблению электроэнергии на индивидуальные нужды (к квартирному потреблению)?

До сентября 2012 года распределение электроэнергии между жильцами многоквартирного дома, потребляемой на общедомовые нужды, производилось в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждёнными Постановлением Правительства РФ в мае 2006 года, и осуществлялось пропорционально расходу электрической энергии на индивидуальное потребление на основании показаний поквартирных приборов учёта. Но этот порядок распределения электроэнергии вызывал много критики, т.к. граждане, проживающие в одинаковых по площади квартирах и в однотипных домах, оплачивали разное количество электроэнергии – в зависимости от того, сколько они расходовали электроэнергии в своих квартирах.

Теперь же плата за энергоснабжение мест общего пользования, рассчитывается и распределяется между жильцами пропорционально размеру общей площади квартиры.

Почему плата за энергоснабжение мест общего пользования бывает больше, чем за индивидуальное потребление? От чего это зависит?

Если в доме нет общедомового прибора учёта, то расчет потребления электроэнергии на общедомовые нужды производится по установленным нормативам потребления на квадратный метр общей площади и распределяется на ту или иную квартиру в долевом соотношении. В этом случае размер начислений, в первую очередь, будет зависеть от размера площади помещений, входящих в состав мест общего пользования и площади жилого помещения потребителя. Чем больше эти площади, тем больше начисление на общедомовые нужды. Таким образом, величина платы за ОДН никак не зависит от индивидуального потребления внутри квартиры.

В доме, оборудованном общедомовым прибором учёта, размер начислений зависит от многих факторов, в числе которых техническое состояние внутридомовой системы электроснабжения, синхронное получение показаний общедомовых приборов учёта и индивидуальных приборов учёта; наличие индивидуальных приборов учёта у всех собственников/пользователей жилых помещений и другое.

Кроме того, сумма начисления на общедомовые нужды может быть большой, если в многоквартирном доме с коллективным прибором учета есть нежилые помещения, используемые под офисы, магазины, парикмахерские, владельцы которых не заключили договоры энергоснабжения с нашей компанией. Если договора нет, то фактически происходит хищение электроэнергии у жильцов.

ПАО «ТНС энерго Кубань» постоянно проводит работу по выявлению таких недобросовестных арендаторов и владельцев нежилых помещений и предлагает заключить договор энергоснабжения. Однако Гарантирующий поставщик электроэнергии по закону не может в одностороннем порядке их принудить к заключению договора, поэтому контроль за отсутствием таких помещений в доме, как со стороны управляющих компаний и ТСЖ, так и самих граждан обязателен.

Также важно понимать, что точность расчёта оплаты за электроэнергию напрямую зависит от самих потребителей электроэнергии, от выполнения ими требований законодательства, в частности, предоставления показаний приборов учёта (напомним, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установлено, что потребитель имеет право ежемесячно снимать показания прибора учёта электроэнергии и передавать полученные показания). В противном случае, согласно действующему законодательству, применяются расчётные способы, которые могут негативно сказаться на размере платы за энергоснабжение мест общего пользования. От достоверности показаний зависит, какой объем электроэнергии будет в дальнейшем распределяться на жильцов, как разница между объемом электроэнергии, зафиксированным общедомовых приборов учёта, и общим потреблением квартир и нежилых помещений, определенных по показаниям индивидуальных приборов учёта. Эта разница и является объемом электроэнергии, затраченным домом на общедомовые нужды.

Можно ли уменьшить размер платы за электроснабжение мест общего пользования?

Уменьшение размера платы за электроэнергию на общедомовые нужды дадут следующие меры: установка в доме общедомового прибора учета электроэнергии; наличие индивидуальных приборов учета (ИПУ) у всех собственников жилых помещений; ежемесячное предоставление показаний ИПУ; одновременное и качественное снятие показаний общедомового и квартирных приборов учёта электроэнергии; исключение случаев незаконных подключений, воровства электроэнергии со стороны собственников / пользователей жилых /нежилых помещений в многоквартирном доме. Кроме того, снизить затраты на общедомовые нужды позволит энергосберегающее оборудование, установленное в местах общего пользования: энергосберегающие лампы, выключатели с временным реле, которые самостоятельно гасят свет на лестничной площадке через заданный промежуток времени; датчики движения, срабатывающие при движении объекта, т.е. когда кто-то входит в подъезд, свет зажигается автоматически, когда выходит – гаснет. То есть, минимизировать затраты на ОДН вполне реально, но для этого нужны усилия всех – и электрических сетей, и управляющих компаний, и всех собственников жилых и нежилых помещений многоквартирном доме.

В завершение мы обращаем Ваше внимание на то, что все обращения и запросы, поступающие в адрес компании, рассматриваются и каждому обратившемуся в обязательном порядке дается письменный ответ с приложением всех расчетов.

Для подробного разъяснения мы рекомендуем своим абонентам обращаться непосредственно в ПАО «ТНС энерго Кубань». Специалисты компании подготовят и предоставят всю необходимую информацию, чтобы расчеты были прозрачны и понятны всем.